Научная статья на тему 'Развитие творческой индивидуальности будущего педагога как одна из задач педагогического сопровождения формирования организационной компетентности студентов колледжа'

Развитие творческой индивидуальности будущего педагога как одна из задач педагогического сопровождения формирования организационной компетентности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ / ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР / CREATIVE INDIVIDUALITY / CREATIVE ACTIVITY / ORGANIZATIONAL COMPETENCE / PEDAGOGIC MAINTENANCE / ADAPTATION / COMPENSATION / CORRECTION / PEDAGOGUE-ORGANIZER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курачинова Юлия Леонидовна

В статье рассматривается необходимость развития творческой индивидуальности как составляющей организационной компетентности будущего педагога. Представлены основные механизмы (пути) развития творческой индивидуальности. Особое внимание уделено описанию различных методов организации творческой деятельности студентов, так как в творческой деятельности раскрывается и развивается творческая индивидуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курачинова Юлия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of development of creative individuality as component of organizational competence of future pedagogue is shown in this article. The main ways of development of creative individuality is also shown in this article. Special attention is paid to description of different methods of students' creative activity organizing, because creative individuality is opened and developed in creative activity.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой индивидуальности будущего педагога как одна из задач педагогического сопровождения формирования организационной компетентности студентов колледжа»

тора года) включал мониторинговые исследования качества патриотического воспитания педагогами школы, практикум «Разработка и применение методики графического тестирования», педагогическую студию «Как измерить качество патриотического воспитания». Третий этап связан с осмыслением педагогами преимуществ авторской модели оценки качества патриотического воспитания по сравнению с традиционным, распространённым в практике, подходом; различий во внешней и внутренней экспертизе качества; уточнением содержания такого компонента как мониторинг потерь; рефлексией ее «элегантности» и оптимальности, в том числе, возможности и реальности временных затрат школьных учителей на диагностические исследования. Для этого педагоги опытно-экспериментальной школы включались в подготовку и активное участие в работе педагогического совета школы «Эф-

фективность внутришкольной работы по овладению опытом патриотизма в контексте новых образовательных стандартов», в работу педагогической студии «Качество и «количество» патриотического воспитания: какова взаимосвязь?».

Библиографический список

1. Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмар-цев М. Б. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества. - Волгоград: ПринТерра, 2008.

2. Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - С. 102-107.

3. Сафронова Е.М. Педагогическое сопровождение событий в жизни молодежи // Педагогическое обеспечение работы с молодежью: Сб. материалов науч.-практ. конференции. - Ярославль: Изд-во «Литера», 2008. - С. 228-230.

УДК 378

Курачинова Юлия Леонидовна

Карачаево-Черкесский педагогический колледж им. Умара Хабекова

kurachinova@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В статье рассматривается необходимость развития творческой индивидуальности как составляющей организационной компетентности будущего педагога. Представлены основные механизмы (пути) развития творческой индивидуальности. Особое внимание уделено описанию различных методов организации творческой деятельности студентов, так как в творческой деятельности раскрывается и развивается творческая индивидуальность.

Ключевые слова: творческая индивидуальность, творческая деятельность, организационная компетентность, педагогическое сопровождение, адаптация, компенсация, коррекция, педагог-организатор.

Эффективность педагогического сопровождения формирования организационной компетентности студентов педагогического колледжа зависит от понимания необходимости развития творческой индивидуальности будущего педагога.

Под индивидуальностью мы понимаем неповторимое своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей. Индивидуальность человека может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, предпочтений личности, в качестве психических познавательных процессов, в особенностях дея-

тельности и творчества. Каждый человек отличается от другого, прежде всего, своим внутренним, субъективным миром, и этот мир определяет индивидуальность личности намного сильнее, чем ее внешность, физические качества.

Когда говорят о творчестве, то имеют в виду способность человека видеть новые отношения, выражать необычные идеи и вдохновения, отходить от традиционных схем мышления. Объективным результатом творческой деятельности является возникновение чего-либо нового, не существовавшего ранее, прежде всего, для самого творца. Формы творчества бесконечно разнооб-

разны, а сущность его одна: созидание. Талант, вдохновение мастерство - важнейшие факторы творческой деятельности. Творческое начало стало необходимым компонентом почти каждой профессии и специальности. Деятельность, осуществляющаяся по законам творчества, красоты, доставляет человеку удовлетворение.

На основе творческого воображения мы способны воспринимать и переживать протяжённость пространства и времени, в том числе будущее время. Не случайно известный философ Б.П. Вышеславцев говорил: «Сущность души есть творчество. Творческий человек - источник времени. СВОЕГО времени, где причина жить несравненно выше нужды выживать» [2].

Когда говорят о творческой индивидуальности личности, то имеют в виду, во-первых, наличие творческого потенциала, творческих способностей; во-вторых, предполагают потребность в творческом груде или деятельности; в-третьих, подразумевают определенный уровень творческих достижений человека; в-четвертых, под этим подразумевают личностный стиль творчества; в-пятых, имеют в виду наличие особой иерархии мотивов, среди которых мотив творческого самоутверждения занимает место смыслообразующего.

Важность проблемы развития творческой индивидуальности будущего педагога в процессе педагогического сопровождения организационной компетентности студентов обусловлена рядом причин.

Во-первых, успех в профессиональной деятельности во многом зависит от умения человека использовать достоинства своей индивидуальности и нейтрализовать недостатки.

Во-вторых, творческий, личностный характер усвоения профессионального опыта проявляется в том, что каждое средство обучения и воспитания, с которым знакомят студента, в процессе теоретических занятий или при подготовке к урокам примеряется им «на себя», испытывается на эффективность в личном опыте, то есть личност-но «присваивается».

В-третьих, усвоение студентом целевых установок современной общеобразовательной и профессиональной школы. Основная цель и главный смысл образовательной деятельности - развитие личности, создание условий для творческого ее саморазвития, раскрытия ее дарований, самореализации в труде. В этом, собственно, заключается и смысл жизни человека.

Исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов показывают, что для успешности решения данной проблемы обращать внимание на творческие способности личности необходимо как можно раньше.

Избранный нами подход к организации творческой деятельности студентов - это личностный подход к формированию организаторских компетенций будущих педагогов. Суть этого подхода заключается в том, что наиболее эффективным средством развития профессиональных способностей считается формирование определённой структуры личности с наличием следующих качеств:

- внутреннее единство, цельность личности. Процесс развития творческой индивидуальности будущего учителя становится наиболее оптимальным, если главным мотивом деятельности человека становится мечта - стать профессионалом, «настоящим педагогом», известным педагогом. Тогда студент становится очень восприимчивым к педагогическим воздействиям, не жалеет себя и проявляет высочайшую активность в учении, стремится каждое порученное дело выполнить с наилучшим качеством;

- познавательная потребность и вызываемая ею интеллектуальная активность. Из равнодушного к учению, к детям студента вряд ли можно сформировать творческую индивидуальность;

- способность к профессиональной рефлексии. Процесс самопознания и самоанализа (рефлексии) осуществляется на основе включения личности учащегося в профессиональную деятельность и разнообразную практическую творческую деятельность на уроках [1].

Основными механизмами развития творческой индивидуальности Е.А. Климов считает адаптацию, компенсацию и коррекцию. Исходя из этого, механизм развития творческой индивидуальности педагога мы понимаем следующим образом [4]. Целенаправленно организуется формирующая среда, центральной областью которой выступает жизнь учебного заведения, учебнопрофессиональная деятельность студентов. Длительное включение в многообразные отношения, связанные с профессиональной деятельностью, вызывает приспособление, адаптацию личности к этим условиям, требованиям, осознанному или неосознанному проявлению ее сильных сторон, своего творческого потенциала для достижения успеха в этой деятельности.

Целенаправленно ведется работа по формированию операционно-технологического фонда для осуществления личностной учебно-профессиональной деятельности: ознакомление студентов с разными технологическими системами, стилем деятельности разных учителей; расширение представлений о разнообразии форм, методов и приемов работы с детьми; накопление методических разработок, диагностических методик, дидактических материалов, наглядных пособий, на фоне этого каждому студенту предоставляется возможность выбора тех средств обучения и тех технологических систем, методов и форм работы, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям. То есть такой подход позволяет студентам учиться, компенсируя слабые стороны своей личности за счёт сильных своих качеств.

Особое внимание обращается на своевременную помощь, коррекцию действий студента, с тем, чтобы обеспечить успех в деятельности и качественно сформировать основные профессиональные умения и навыки.

Творческая индивидуальность личности студента раскрывается и развивается, прежде всего, в творческой деятельности. Поэтому особое внимание в педагогическом сопровождении формирования организационной компетентности следует уделять использованию различных методов организации творческой деятельности студентов. Условия организации творческой деятельности, способствующие развитию творческой индивидуальности, могут быть представлены следующим образом:

- включение студентов в общение, совместную работу с творческими педагогами, расширяя интересный опыт профессиональной деятельности. В процессе такого общения и знакомства с педагогическим творчеством происходит «творческое заражение», возникает вдохновение, появляется желание творить самому (например, встреча с выпускниками педагогического училища разных лет, посещение и анализ показательных уроков учителей базовой школы);

- становление творческой индивидуальности педагога невозможно без развития творческого мышления студентов, их творческих способностей, поэтому особое внимание уделяется такой организации процесса обучения, которая постоянно заставляла (вынуждала) бы студента что-то придумывать, изобретать, проявлять догадку,

конструировать, проявлять инициативу (например, анализ и решение педагогических ситуаций, педагогических задач; работа в группах сотрудничества по выполнению творческого задания; разрабатывание сценария воспитательного дела, нетрадиционного типа урока; решение творческих задач на уроке);

- проведение открытых конкурсных пробных уроков и занятий студентами.

В деле развития творческой индивидуальности студентов важным фактором является использование творческих заданий и ролевых игр.

Обязательными требованиями к подготовке творческих заданий для студентов являются их интеллектуально-ситуативная обусловленность, разнонаправленность профессиональных речевых действий, композиционная завершённость.

Учебная деятельность по выполнению творческих заданий организуется в группах сотрудничества. Групповая работа происходит, когда студенты работают вместе, сочетая различные таланты и умения, используют сильные стороны каждого для выполнения задания. Метод групповой работы приветствует участие каждого, вклад каждого в совместный результат, помогает найти и определить своё место, свою роль в групповой работе, помогает повысить собственную значимость, самооценку и помогает развитию навыков сотрудничества.

Далее приведём примеры творческих заданий, предлагаемых студентам дополнительной квалификации «Педагог-организатор» для выполнения в группах сотрудничества.

Изучив тему «Конкурсная программа: её разработка и проведение», а также «Методика проведения творческих конкурсов» (дисциплина «Организация и методика игровой деятельности») учащимся предлагается выполнить творческое задание - ситуативный рассказ «Представьте себе... в школе планируется проведение конкурсной программы, посвящённой Дню Защитника Отечества... Вам необходимо, определить цели и задачи данного общешкольного дела; подумать над всеми составляющими успешного проведения праздника (творческого конкурса, конкурсной программы): оформлением, музыкальным сопровождением, конкурсными заданиями, составом жюри».

По дисциплине «Режиссура культурно-досуговой деятельности» после изучения темы «Композиционное строение праздника, массового

празднества, представления» студентам предлагается выполнить творческое задание - «Представьте себе... в школе планируется проведение тематического праздника. Продумайте содержание основных частей праздника: приглашения к участию в деле, торжественной части, основной части, массовой части, массовой части, концовкой праздника».

Или изучая раздел «Содержание, формы и методы работы с детьми», дисциплина «Теория и методика воспитательной работы с детьми», предлагаются творческие задания - «Представьте себе... , что вы проводите экскурсию на тему «Экскурсия в природу». Определите интересующие школьников этапы экскурсии с учётом их возрастных особенностей. Включите в свою речь общенаучную и специальную терминологию. Подумайте, какие можно использовать языковые средства, актуализирующие внимание учащихся. Продумайте систему заданий для участников экскурсии: увлекательных, творческих, соответствующих индивидуальным особенностям и потребностям детей. Продумайте этап подведения итогов экскурсии: форма, виды деятельности, методы взаимодействия с учащимися». «Представьте себе... , что вам необходимо с детьми организовать подготовку, а затем и проведение «Устного журнала», продумайте тематику и содержание страничек журнала. Оформите его, а затем проведите для группы учащихся на уроке».

Практика и опыт показывает, что дискуссионные формы работы являются эффективными для решения задач развития коммуникативных и творческих способностей студентов. Для обсуждения выбирается конкретная тема, представляющая интерес, например, «Имидж современного педагога» - 4 курс педагогов-организаторов, «Об образе и роли лидера в коллективе» - 2 курс педа-гогов-организаторов.

Работа по обсуждению предложенного вопроса проводится в микрогруппах. Задача каждой микрогруппы путём коллективного обсуждения прийти к общему решению и выбрать своего представителя, который, в свою очередь, представит результат совместной работы группы. У каждой группы есть возможность обратиться с вопросами, высказать мнение о содержании, дать оценку творчеству выступающей группы.

Такого рода задания позволяют студентам «складывать» свои собственные представления вместе, чтобы увидеть то общее, что скрыто за

опытом каждого. И в то же время у каждого из них появляется возможность осмыслить: что получилось, сравнить своё понимание с другими, с опытом и представлениями других учащихся, преподавателя.

Взаимодействие учащихся в группе может строиться на основе выполнения каждым индивидуальной работы (в которой практически не требуется коммуникаций между членами группы); на основе конкурентных отношений - соперничества; и взаимодействие на основе сотрудничества (наибольшая эффективность которого подтверждается более высоким уровнем результативности, установлением дружественных доброжелательных отношений, предупреждением стрессовых ситуаций).

Групповая работа, организованная на основе сотрудничества, имеет свои преимущества. В условиях сотрудничества принимается больше нестандартных, творческих решений; члены группы гораздо чаще выдвигают новые идеи, предлагают новые неожиданные варианты решения стоящих перед ними задач. Как показывают эксперименты, сотрудничество членов группы порождает больше успешных учебных ситуаций, чем индивидуальная работа или работа в условиях конкуренции.

Осуществляя личностно-компетентностный подход к подготовке будущих специалистов, важно на этапе анализа давать индивидуальную оценку результатов деятельности каждого (степень активности, объём выполненной работы и др.), при этом одним из условий преподнесения оценки работы должна быть доброжелательность, так как критические замечания переживаются острее похвалы.

Повышению эффективности профессионального обучения способствует и использование разнообразных игр и игровых упражнений, которым в последнее время в научно-методической литературе уделяется достаточное внимание.

Игры и игровые упражнения имеют ряд положительных моментов: концентрация определённых свойств и качеств личности обучающегося при выполнении того или иного задания, простор для внесения элементов творчества в игровое действие, развитие умений динамического взаимодействия общающихся сторон в процессе игры, возможность осознать себя педагогом.

В педагогической деятельности возможно использование различных игровых упражнений

с разной целью в тех или иных ситуациях или на разных этапах урока: игра - ассоциация; «Незаконченные предложения», «Недописанный тезис»; элементы ролевых игр («Суд над...»); нетрадиционное начало урока - с игры «Здравствуйте, я хочу всем вам сказать.»; «Конверт дружеских вопросов» (как способ более тесного знакомства друг с другом, так как курсы сборные; но можно использовать и как способ проверки знаний, при этом учащиеся сами составляют вопросы, помещают их в конверт, а затем отвечают на доставшийся вопрос); игры и игровые упражнения на развитие внимания, логики, творческого воображения, например, игра «Да - нет -не знаю».

Дисциплины, изучаемые в рамках дополнительной квалификации «Педагог-организатор», сами располагают к использованию игровых или творческих заданий, например, дисциплины «Организация и методика игровой деятельности», «Режиссура культурно-досуговой деятельности», «Практикум по организации культурно-досуговой деятельности» или разделы дисциплин.

Важно помнить, что главное в развитии творческой индивидуальности студента - формирование у него творческих способностей (креативности личности). На основе решения различных творческих заданий усваивается опыт творческой деятельности, и личность становится способной творчески решать профессиональные задачи. Как показывает практика, все творческие личности проделывают один путь - от открытия истин, новых лишь для них самих, к открытию истин, известных немногим, и, наконец, к созданию истин, новых для всех.

Библиографический список

1. Белухин Д.А. Личностно-ориентированная педагогика: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 448 с.

2. Гаврюшин Н.К. Вышеславцев и его «философия сердца» // Вопросы философии. - 1990. - №4.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1988. - 300 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. -М., 1996. - 400 с.

УДК 378

Маркова Светлана Михайловна

доктор педагогических наук, профессор,

Седых Екатерина Павловна

кандидат педагогических наук, доцент Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Нижний Новгород

papka@vgipu.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ВУЗЕ

Статья посвящена раскрытию теоретических основ реализации государственной молодежной политики в учреждении высшего профессионального образования. Авторами рассматриваются базовые методологические подходы, ведущие принципы реализации государственной молодежной политики в вузе, дается характеристика программы совместной деятельности вуза и социальных партнеров.

Ключевые слова: молодежная политика, профессиональная подготовка, профессиональное и социальное развитие молодежи

Г1убокие современные социально-экономические преобразования в обществе актуализируют многие проблемы развития профессионального образования. Опыт функционирования и развития профессионального образовательного учреждения подтверждают объективную потребность переосмысления процесса подготовки будущих специалистов, ориентируя его не только на развитие профессиональных качеств, но и на развитие личности в це-

лом. В связи с этим создание эффективной системы реализации государственной молодежной политики в вузе является одним из путей повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов в вузе.

Молодежь как особая социально-демографическая группа является научным и социальноэкономическим потенциалом государства, с одной стороны, наследующим уже достигнутый уровень развития общества и формирующим его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.