Научная статья на тему 'Творческое сопровождение профессионально-личностного становления и развития студента будущего педагога'

Творческое сопровождение профессионально-личностного становления и развития студента будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ / CREATIVE SUPPORT / PROFESSIONAL AND PERSONALITY FORMATION OF A TEACHER / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / TEACHING WORKSHOPS / EDUCATIONAL WORK AT AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартишина Нина Васильевна

Описывается система творческого сопровождения профессионально-личностного становления и развития будущего педагога. Рассматриваются основные компоненты системы и направления работы по организации творческого сопровождения, такие, как включение студентов в разработку модели личности современного педагога; использование возможностей, заложенных в содержании учебных дисциплин; активизация воспитательной работы; создание атмосферы творчества в студенческом коллективе; стимулирование самостоятельной творческой работы студентов; диагностическое сопровождение, позволяющее оценивать происходящие изменения и осуществлять в случае необходимости коррекцию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative support of professional-personal formation in development of a student future teacher

This article describes the system of creative support in professional and personality formation and development of a future teacher. The basic components of the system and activities on organization of creative support are examined, for example, students' involvement in model developing of a modern teacher personality, using possibilities of the classroom disciple content, activization of educational work, building creative atmosphere among students; diagnostic support which enables to evaluate current changes and realize if necessary correction

Текст научной работы на тему «Творческое сопровождение профессионально-личностного становления и развития студента будущего педагога»

УДК 378.147

Н. В. Мартишина ТВОРЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: творческое сопровождение; профессиональноличностное становление педагога; педагогические технологии; педагогические мастерские; воспитательная работа в вузе.

АННОТАЦИЯ. Описывается система творческого сопровождения профессионально-личностного становления и развития будущего педагога. Рассматриваются основные компоненты системы и направления работы по организации творческого сопровождения, такие, как включение студентов в разработку модели личности современного педагога; использование возможностей, заложенных в содержании учебных дисциплин; активизация воспитательной работы; создание атмосферы творчества в студенческом коллективе; стимулирование самостоятельной творческой работы студентов; диагностическое сопровождение, позволяющее оценивать происходящие изменения и осуществлять в случае необходимости коррекцию.

N. V. Martishina CREATIVE SUPPORT OF PROFESSIONAL-PERSONAL FORMATION IN DEVELOPMENT OF A STUDENT - FUTURE TEACHER

KEY WORDS: creative support; professional and personality formation of a teacher; pedagogical technologies; teaching workshops; educational work at an institute of higher education.

ABSTRACT. This article describes the system of creative support in professional and personality formation and development of a future teacher. The basic components of the system and activities on organization of creative support are examined, for example, students’ involvement in model developing of a modern teacher personality, using possibilities of the classroom disciple content, activization of educational work, building creative atmosphere among students; diagnostic support which enables to evaluate current changes and realize if necessary correction.

В качестве одного из приоритетов высшего педагогического образования выступает становление и развитие будущего педагога, отличающегося компетентностью, активностью, творчеством, готовностью и способностью к самосовершенствованию, гуманистическим почерком своей профессионального деятельности.

С этой целью нами была создана и успешно апробирована система творческого сопровождения профессиональноличностного становления и развития будущего педагога. Творческое сопровождение проявляется через разноплановые действия субъектов сопровождение, обеспечивающей максимально полное творческое раскрытие личности будущего педагога.

В качестве таких «сопровождающих» в вузе по отношению к студенту выступают руководители разного уровня (в первую очередь факультета и кафедр, задействованных в его профессиональной подготовке), преподаватели, кураторы, представители студенческих организаций и др. Это не только продуманная система работы, но и содействие, соучастие, сопереживание, помощь, психоло-го-педагогическая поддержка студентам.

Такое сопровождение выстраивается в соответствии с определенной идеологией, согласно которой становление и развитие будущего педагога как творческой личности вне творческой деятельности, сотворчества и атмосферы творчества труднодостижимо.

Творческое сопровождение профессионально-личностного становления и развития студента-будущего педагога могут и должны осуществлять представители кафедр всех трех блоков — блока специальных дисциплин, блока дисциплин психолого-педагогического цикла и блока дисциплин, направленных на общекультурное развитие личности учащегося.

В настоящей статье мы представим ряд идей, которые позволят оценить сис-

тему, разработанную нами в процессе работы на кафедре педагогических технологий Рязанского госуниверситета имени С. А. Есенина. Предложенное сопровождение включает:

— демонстрацию студентам значимости и привлекательности педагогической профессии, раскрытие ее творческого характера;

— включение студентов в разработку модели личности современного педагога (особое внимание уделено выделению и обоснованию ее творческих параметров, в первую очередь — творческому потенциалу и творческой направленности), обозначение данной модели как идеальной цели профессионально-личностного развития и выстраивание с учетом этого профессионально-личностных перспектив на период обучения в вузе;

— использование возможностей, заложенных в содержании учебных дисциплин, с целью творческого развитие студента;

— отбор существующего и создание оригинального педагогического инструментария, использование его на практике в соответствии с поставленной целью;

— активизацию воспитательной работы, создание атмосферы творчества в студенческом коллективе;

— стимулирование самостоятельной творческой работы студентов;

— диагностическое сопровождение, позволяющее оценивать происходящие изменения и осуществлять, в случае необходимости, коррекцию.

В данной системе учтена существующая траектория профессиональной подготовки будущего педагога: от введения в педагогическую деятельность и адаптации к требованиям профессии на I курсе до профессиональной самореализации и утверждения собственного педагогического кредо на выпускном курсе. Мы стремились в существующей образовательной традиции, не нарушаем принятую логику овладения педагогическим мастерством, за счет разработки ее твор-

ческих ресурсов добиться большей эффективности рассматриваемых процессов. Одним из проявлений данного стремления стала расстановка соответствующих акцентов в логике и содержании учебных дисциплин. Например, «Введение в педагогическую деятельность» предполагает следующую логику: профессия педагога, педагогическая деятельность и ее гуманистический характер; личность современного учителя, пе-дагога-профессионала, гуманиста; общая и профессиональная культура учителя; мастерство и творчество в педагогической деятельности; профессиональноличностное становление и развитие педагога; самовоспитание и самообразование будущего педагога.

Отражение идеи творчества в содержании данной дисциплины происходит по позициям: 1. Творчество — одна из

важнейших характеристик педагогической деятельности; 2. Современный педагог — творческая личность. Его творческий потенциал, творческая активность, творческая самореализация в профессии; 3. Педагог — человек высокой культуры, ее носитель и творец культурных ценностей. Творческие характеристики внешней и внутренней культуры личности, педагогической культуры; 4. Соотношение понятий профессионализм и профессиональная компетентность педагога, педагогический опыт, педагогическое мастерство, педагогическое творчество; 5. Роль творчества и педагогического опыта в становлении и развитии личности педагога. Развитие творческого потенциала как условие профессионального роста и успешной карьеры; 6. Творческая лаборатория педагога. Мы остановились на данной дисциплине не случайно. При переходе на многоуровневую систему высшего образования она сохраняет свой самостоятельный статус.

Кроме того, необходимо активизировать творческие ресурсы каждого заня-

тия. Используя здесь разнообразные творческие задания и формы организации образовательного процесса, мы прививаем слушателям вкус к творческой педагогической деятельности, развиваем их творческие способности и т. д. Отдельно взятое задание может предоставить информацию, образец, установку к дальнейшему действию. Серия заданий влечет определенные изменения во взгляде на профессию, на ее творческий характер. И только систематическое включение на протяжении всех лет обучения в вузе многоплановых творческих заданий приводит к принципиальным изменениям в структуре творческого потенциала личности. Существует множество творческих упражнений, тренингов, вариаций подачи образовательного материала, форм организации учебно-воспитательного процесса и т. д., применяемых в ходе подготовки будущих педагогических кадров и вписываемых в рамки одного занятия. В нашей практике свою эффективность помимо названных выше доказали блиц-игры, общественные смотры знаний, работа по созданию портретной галереи лучших педагогов города и области, презентации опыта творчески работающих учителей, призеров и победителей конкурсов «Образование Рязани», «Педагог года», «Школа года», участников городских педагогических фестивалей и марафонов и многое другое. С успехом студенты выполняют исследования по темам «Творческая педагогика XXI века», «Творческая лаборатория учителя» (выбор предметного профиля всегда связан с факультетской специальностью), «Творческая лаборатория педа-гога-воспитателя» и др. Живой отклик у студенческой аудитории находят задания на развитие дивергентного мышления, воображения.

В настоящую систему вписан ряд педагогических технологий: педагогических мастерских; использования возможностей социокультурного пространства в профессионально-личностном ста-

новлении и развитии будущих педагогов с целью наиболее полного раскрытия их творческого потенциала; педагогических смотров, конкурсов, олимпиад и др.

Говоря о педагогической мастерской, мы отмечаем, что более широкое распространение получило определение, согласно которому ее рассматривают как форму организации образовательного процесса, направленную на подготовку слушателей к самостоятельному, наиболее рациональному способу решения жизненных и профессиональных задач. Подчеркнем, что возможна ситуация незавершенного поиска. В этом случае нахождение решения поставленной задачи будет происходить на последующих занятиях, в ходе свободного общения между участниками мастерской, в процессе самостоятельного анализа всех обозначенных вопросов. Интересно отметить, что определение темы мастерской есть результат коллективного решения группы и преподавателя, отражение их приоритетов и интересов. Мы несколько раз прибегали к организации подобных педагогических мастерских. Например, живой интерес у аудитории вызвала мастерская «Должен ли педагог влиять на выбор учениками жизненных ценностей? Если да, то, что он должен для этого сделать?». Будущие педагоги не просто пытались разобраться в природе личностных и общечеловеческих ценностей, а стремились оценить степень влияния школы на формирование и изменения ценностного ряда отдельного человека и целого поколения. Работа повлияла на осмысление ими своих ценностных ориентиров, а у ряда студентов, по их собственному признанию, вызвала корректировку.

Наряду с мастерскими, замкнутыми в четкие временные рамки, мы в своей практике организовывали педагогические мастерские, которые представляют долгосрочное добровольное объединение преподавателя и студентов и реали-

зуются как формы дополнительного образования студентов. В определенной степени в этом случае можно говорить о модификации традиционного для театральных и кинематографических вузов подхода, когда мастер набирает себе группу или курс студентов и помогает им в постижении профессии. Построение таких мастерских не сковано какими-либо жесткими правилами, здесь много импровизации, неожиданных поворотов событий, вопросов и открытий. Вместе с тем это не означает, что мастерские строятся лишь под влиянием момента и желания их участников. Руководитель мастерской определяет изначально тот круг проблем, который, по его мнению, должен быть положен в основу деятельности мастерской. И на первом занятии он вместе со слушателями его дополняет и уточняет. Нами дважды осуществлялся прием в подобную двухгодичную педагогическую мастерскую, выстроенную на основе идей педагогики гуманизма, творчества, успеха. Каждое еженедельное занятие насыщалось разнообразными творческими заданиями, упражнениями, тренингами, играми. Большой интерес вызывали всевозможные дискуссии. В качестве примера назовем лишь две из них: «Кто более востребован сегодняшним временем: прагматик или творец?» и «Может ли нетворческий учитель воспитать творчески мыслящего ученика?» Для углубления понимания сути творчества, и педагогического творчества в том числе, а также для развития творческого потенциала личности тех, кто в мастерской работал, мы пользовались заимствованиями из театральной и музейной педагогики, приемами обучения в художественных и литературных институтах.

Реализация на практике технологии использования возможностей социокультурного пространства в профессионально-личностном становлении и развитии будущих педагогов с целью наи-

более полного раскрытия их творческого потенциала позволяет осуществить проживание в мире культуры, почувствовать себя человеком культуры. Для будущего педагога, также как и для педагога уже состоявшегося, это имеет большое значение в силу того, что сама его деятельность связана с культуроемким развитием и саморазвитием личности. Культура всегда сопряжена с творчеством. Осмысливая культурное наследие и создавая новые культурные ценности, личность развивает и реализует свой творческий потенциал.

Многолетнее сотрудничество с музеями города, региона, страны доказало актуальность и востребованность в творческом развитии будущего учителя этого источника культуры. Вместе с коллегами мы активно используем в нашей работе возможности Рязанского историкоархитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль». Одной из наиболее привлекательных форм этого сотрудничества является посещение музея-театра с последующим обсуждением просмотренных спектаклей. Например, большой отклик вызвали композиции «О доблести, о подвигах, о славе» и «Умолкнувшие звуки». Первая из них посвящена истории русской армии, ее символам и традициям. Вторая повествует о жизни губернского города на примере Рязани XIX века. Вместе со студентами мы пытались разобраться, что было важным в ушедших эпохах и что есть ценного сейчас, можно ли перенести ценности прошлого в настоящее и даже в будущее, какие ценности мы получаем, осмысливая творческое наследие предшествующих поколений. Все это подразумевало серьезную работу мысли, невозможную без полета фантазии, рожденной богатым воображением. Необычность самого жанра музейного спектакля предлагает новое видение хорошо известных предметов и явлений, демонстрирует возможности творческого совмещения аб-

солютно разноплановых предметов и событий.

Отвечая на вопрос, что дает педагогу (будущему и уже состоявшемуся) сотрудничество с музеем, студенты подчеркивают, что музей помогает человеку задуматься о самом себе и о том, что он оставит после себя. Опосредованный диалог с прошлым, согласно их ответам, позволяет раздвинуть границы понимания событийности, которая у многих, к сожалению, сводится к рамкам «только здесь и только сейчас». Нередко звучит мнение, что музейная педагогика обогащает их новым педагогическим знанием, предлагает интересный педагогический инструментарий, интенсивно развивает их творческие способности.

Не менее эффективны в плане становления творческой личности будущего педагога и совершенствования тех, кто уже трудится на ниве просвещения, а также развитие в контексте данных процессов их творческого потенциала погружение в мир театра, активизация на практике идей театральной педагогики. В искусстве театра заключена огромная духовная ценность и сила. Оно способствует обогащению духовного мира человека, его нравственных воззрений, культуры, этического и эстетического идеала, самобытного творческого «Я». В этом же проявляется и высокое предназначение педагогического труда. Кроме того, две эти сферы человеческого бытия при всех своих отличиях могут быть одинаково представлены как сплав озарения и проверенного долгосрочной практикой решения, вдохновения и рутинной работы, импровизации и многократно отработанных, отточенных действий. Обе они публичны и впитывают в себя реакции, интересы, потребности аудитории. Это во многом объясняет неслучайность обращения к данному виду искусства в процессе подготовки будущего педагога. С самого начала существования кафедры (1988 год) мы расширяли и крепили со-

трудничество с театральными коллективами города. В нашей практике были и есть творческие встречи, выездные спектакли, театральные студии и театральные занятия, коллективные просмотры и обсуждение спектаклей, экскурсии по цехам и хранилищам рязанских театров, посещение музея театра, написание рецензий и т. д. Живой интерес вызывают у студентов разнообразные творческие проекты, посвященные сопоставлению педагогической и актерской профессии. Особые отношения сложились у нас с Рязанским областным театром кукол, искусство которого хорошо известно и у нас в стране, и далеко за ее пределами. Каждый год для первокурсников всех педагогических специальностей мы проводим на его базе одно из занятий по курсу «Введение в педагогическую деятельность», в основу которого положен спектакль-концерт «Совсем как люди», повествующий об истории и развитии искусства театра кукол с древних времен до наших дней в разных странах, в том числе и на рязанской земле. Вместе с тем конферансье — художественный руководитель театра В. Н. Шадский — акцентирует внимание зрительской аудитории на том, что это искусство дает педагогу в плане его профессионального становления, в формировании его индивидуального стиля деятельности, в развитии его творческого начала. В ходе спектакля студенты имеют возможность подняться на сцену, поработать с куклами, разыграть какие-то мизансцены, проявить свою фантазию, отойти от привычного взгляда на происходящее и попытаться оценить его с позиции театральных персонажей, продемонстрировать собственные творческие способности. На этой встрече театр предлагает аудитории множество загадок, неожиданных поворотов, импровизаций, заставляя зрителя уходить за рамки шаблонного решения многих жизненных и профессиональных проблем.

Создавая систему, мы не замыкали ее только на процесс обучения, а с самого

начала подчеркивали роль воспитания в условиях вуза. При этом мы исходили из того, что воспитание в вузе предстает как совокупность воспитания в процессе обучения, внеучебной (внеаудиторной) деятельности, воспитания в процессе свободного общения и имеет огромные возможности для становления, развития, реализации творческого потенциала будущего педагога.

Воспитательное воздействие и взаимодействие происходит на индивидуальном, групповом, факультетском и вузовском уровнях. Многочисленные разноплановые творческие дела и акции накладывают отпечаток на определение студентами своих жизненных и профессиональных приоритетов, осмысление ими собственной педагогической позиции, развитие их творческих способностей и взглядов, овладение педагогическим инструментарием, применение которого делает возможным актуализацию творческого начала любой личности. В их перечне особое место занимают дела, имеющие статус традиций. Например, в нашем вузе одной из традиций является Конкурс педагогического мастерства (КПМ), который рассматривают как интегрированную форму коллективной творческой деятельности, активный метод профессиональной подготовки будущего учителя-воспитателя, средство развития способностей и педагогической техники, важный этап контроля и оценки уровня сформированности необходимых знаний, практических умений и навыков, личностных качеств. В нашем вузе КПМ проходит ежегодно, начиная с 1986/87 учебного года. И все это время его концептуальной основой выступала система знаний о деятельностной сущности личности, ее индивидуальнопсихологических особенностях, о закономерности ее развития и профессионального становления, а также совокупность научных положений о природе и характере творчества. Надо особо отме-

тить, что при неповторимости программ КПМ (каждый раз оргкомитет разрабатывает оригинальное положение и программу) ряд моментов остается неизменным. Одним из них является направленность на творчество. Творчество проявляется в выборе ключевых идей очередного конкурса и в обновлении содержания конкурсной программы в процессе подготовки и в воплощении замысла. Конкурс в целом и отдельные его этапы — это уникальная возможность демонстрации самостоятельного видения проблемы, выхода за пределы стандартного решения, переноса имеющихся знаний, умений, навыков в новые ситуации и т. д. «Аукцион педагогических идей», «Педагогический экспромт», «Педагогический музей», «Педагогиа-да», «Зигзаги педагогического общения», «Педагогические ассоциации», «Искусство перевоплощения», «Педагогические версии», «Золотые руки педагога» — эти и многие другие миниконкурсы требуют от участников серьезного психолого-педагогического знания, в том числе знание педагогики и психологии творчества, проявления фантазии, находчивости, дивергентного мышления, творческого поиска. За прошедшее двадцатилетие состоялись очень разные конкурсы педагогического мастерства, но каждый раз главная цель заключалась в становлении и формировании профессионально компетентной, творчески развивающейся личности, в которой превалируют духовно-нравственные, гуманные качества. Подтверждением ее достижения служит тот факт, что практически все выпускники вуза, которые активно и творчески участвовали в этом студенческом смотре, добились в жизни высоких результатов. Среди них есть победители и призеры разнообразных педагогических конкурсов, например, «Учитель года», «Педагог года», «Образование Рязани», лауреаты педагогических фестивалей и т. п. Работая в школе, многие вошли

в состав администраций и на практике решают задачи модернизации школьного образования. Немало работают в системе высшего образования и воспитывают новое поколение высококвалифицированных специалистов. Достаточно среди выпускников тех, кто прошел через данный конкурс и сейчас занимается наукой, отдавая предпочтение педагогике и психологии. Но и те, кто не связал свою жизнь с образованием, с наукой, во главу угла в избранных для себя областях профессиональной деятельности ставят профессионализм и творчество. В 2007 г. КПМ, сохранив все лучшее из Конкурса педагогического мастерства, был преобразован в Конкурс профессионального мастерства, что позволило активно проявить себя на разных его этапах и студентам непедагогических специальностей.

Обращает на себя внимание тот факт, что КПМ, заявленный и реализуемый как воспитательное мероприятие, может быть позиционирован и как мероприятие учебное. В этом плане к нему близка студенческая олимпиада по педагогике, проведение которой есть добрая традиция во многих вузах и в российском вузовском сообществе в целом. И на вузовском, и на межвузовском уровне целью подобного смотра выступает повышение качества подготовки студентов педвузов к будущей профессиональной деятельности, стимулирование интереса к изучению профилирующих учебных дисциплин, развитие педагогического творчества. Вместе с тем к целевым установкам следует также отнести уточнение ценностных приоритетов в жизни и в профессии, расширение кругозора, совершенствование всех творческих способностей. Мы рассматриваем олимпиаду как интегрированную учебно-воспитательную форму с большим творческим потенциалом. Следует отметить, что творчество — одна из главных характеристик олимпи-адного движения. В подтверждение данного тезиса приведем несколько приме-

ров. Так, на олимпиаде 2000 года (г. Волгоград) в качестве самостоятельного этапа был включен творческий тур, а критерий «творческий подход» выступал в числе главных при оценивании письменных работ по актуальным вопросам педагогики, анализе педагогических ситуаций и решении педагогических задач. На олимпиаде 2001 года (г. Саранск) творчество требовалось участникам и при анализе урока, и на этапах «Педагогическая футурология», «Педагогический экспромт», «Педагогическая импровизация». На олимпиаде 2003 года (г. Москва) наибольшего творчества потребовал конкурс проектов «Школа XXI века». Олимпиада 2003 года (г. Ярославль) выстраивалась в соответствии с главной целью — максимально полной реализацией творческого потенциала ее участников. Творчеством были пронизаны конкурсы визиток и педагогических сочинений (эссе), защита творческих проектов «К. Д. Ушинский и современная школа» и педагогическое шоу.

И конкурс педагогического мастерства, и олимпиада по педагогике обладают уникальной атмосферой сотрудничества и сотворчества, открытости и интенсивного обмена творческими идеями. Все вместе взятое влияет на становление творческой индивидуальности будущих педагогов, обогащение их творческого потенциала. Включенность в подобный вид деятельности расширяет представление о роли и возможностях педагогической науки, акцентирует внимание на ее ценностной составляющей, дает новое знание о мире, человеке, профессии, творчестве, развивает воображение, профессиональную пластичность, шлифует педагогическую технику и т. п.

Предложенная система предполагает органичное использование ресурсов дополнительного образования студентов в условиях вуза. Важнейшими ее элементами являются также научно-исследовательская работа студентов, в первую

очередь по психолого-педагогическому профилю, и педагогическая практика. Педагогическая практика — важнейший компонент профессиональной подготовки будущего педагога. Сегодня работа ведется по следующим направлениям:

• поиск новых путей и форм организации практики, соответствующих требованиям времени и современным характеристикам профессионала в сфере образования;

• наполнение новым содержанием традиционных форм;

• творческое осмысление и преобразование роли, функций и действий субъектов педагогической практики (руководителей, методистов, представителей школ, студентов).

Все вместе взятое должно способствовать становлению и развитию личности будущего педагога в целом, а также отдельных ее структур. В качестве одной из них выступает творческий потенциал. Все ранее сформированные представления о ценностях жизни и профессии, о педагогических идеалах и ориентирах проходят проверку профессиональной реальностью. Мы выделяем несколько ситуаций. Первая из них — ситуация полного совпадения, когда все сложившиеся ранее представления совпадают с обстоятельствами действительности. Это придает студенту уверенность, аккумулирует его позитивную энергетику, стимулирует дальнейшее продвижение в избранном направлении. Вторая ситуация — ситуация частичного несовпадения. Она заставляет задуматься о причинах возникшего расхождения, о соотношении собственных представлений и реального школьного мира. Третья ситуация определена нами как полное рассогласование, когда представления и реальность приходят в явное противоречие. Вторая и третья ситуации могут иметь для студента, получающего профессию педагога, разные последствия. Он может продолжать отстаивать свое

видение профессии, активно позиционировать сформированные ранее взгляды на педагогические ценности и педагогическое творчество. И в этой интенсивной творческой самоактуализации будет происходить не менее интенсивное обогащение его творческого потенциала. Другим вариантом действий является частичное или полное принятие предложенного учителями ценностного ряда и корректировка собственных представлений. Здесь все должно основываться на продуманном сопоставлении, анализе, оценке и самооценке. Процесс этот далеко не всегда легок и безболезнен, и происходящие изменения далеко не всегда могут быть оценены как позитивные, соответствующие идеалам педагогики гуманизма и творчества. Возможен и вариант интермиссии (лат. intermission — прерывание, задержка, перерыв, пауза), когда решение об отстаивании собственных взглядов или изменении собственных позиций еще не принято, а личность находится в состоянии серьезного обдумывания сложившихся противоречий. Здесь главное, чтобы ситуация интермиссии не затягивалась и не привела к образованию своего рода ценностного вакуума. Значительную роль играет педагогическая практика и в становлении когнитивного и деятельностного компонентов творческого потенциала личности будущего педагога. Знание, которое для многих студентов в период обучения в вузе было достаточно абстрактным, в ходе практики обрело прикладной характер. В процессе подготовки и прове-

дения уроков и воспитательных мероприятий шлифуются основные педагогические умения и навыки, открываются новые творческие способности, совершенствуется речь, активизируется педагогическая интуиция и воображение. Именно поэтому необходимо предлагать студенту на практике как можно больше задач, требующих творческого решения, но при этом и демонстрировать как можно больше примеров педагогического творчества признанных мастеров.

Нельзя не сказать и о летней педпрактике. Длительное погружение в постоянно меняющиеся обстоятельства организации детского отдыха предполагает не только быстрое на них реагирование, но и постоянное генерирование творческих идей. С одной стороны, это приводит к активному использованию ресурсов уже имеющегося творческого потенциала, с другой стороны, способствует его не менее активному обогащению и развитию. В последнее время наряду с традиционным вариантом (работа в загородных лагерях) не прекращается поиск эффективных альтернативных вариантов ее организации и проведения.

В заключение подчеркнем, что на профессионально-личностное становление и развитие будущего педагог влияют различные факторы, в том числе социальный заказ, целевые установки, заложенные в государственных документах по образованию, мастерство обучающих, готовность обучаемых к творческой деятельности.

Получено 27.01.09 © Мартишина Н. В., 200 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.