Научная статья на тему 'Ценностные основы личностно ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании будущих педагогов-музыкантов'

Ценностные основы личностно ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании будущих педагогов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / TEACHER OF MUSIC / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALITY ORIENTED APPROACH / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носорев Ю. А., Ванина Е. С.

Данная статья в значительной степени расширяет творческое понятие личностно ориентирован-ного подхода в процессе подготовки педагога-музыканта. Авторами делается попытка осмыслить ценностные основы личностно ориентированного подхода на основе обобщения многолетнего опыта работы. Раскрывается актуальность личностно ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании будущих педагогов-музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носорев Ю. А., Ванина Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE BASES OF A PERSONALITY ORIENTED APPROACH IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE FUTURE MUSIC TEACHERS

The article widens to a considerable extent creative conception of a personality oriented approach in the process of the music teachers' training. Having generalized several years experience the authors make an at-tempt to grasp the meaning of valuable bases of a personality oriented approach. They reveal present-day im-portance of a personality oriented approach in spiritual and moral education of intended music teachers.

Текст научной работы на тему «Ценностные основы личностно ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании будущих педагогов-музыкантов»

тегориях общечеловеческой морали. В своих исследованиях каждая нравственная категория выражается в форме «дерева цели», включающего составляющие, характеризующие как положительные его аспекты, так и антиподы. На основе осмысления этих характеристик человек осуществляет свободу выбора целей своего поведения: либо целей добра, выраженных положительными составляющими «дерева цели», либо целей зла, выраженных антиподами понятия. Каждый элемент состава «дерева цели» подразделяется на аспекты: информационный, мотивационный и операционный. Становится очевидным, что студенты педагогического вуза, обретая на занятиях опыт субъектов учения как носителей гуманистических целей, одновременно готовят себя к профессионально-педагогической деятельности, т.к. это предполагает следующее: 1) постановку целей интеллектуального и духовного саморазвития; 2) овладение технологией реализации рабочих целей, выраженных информационным, мотивационным и операционным аспектами оперативно-тактической цели обучения в предстоящей педагогической деятель-

ности студентов; 3) моделирование гуманитарной системы обучения и управление синхронным взаимодействием преподавания, учения, воспитания и самовоспитания; 4) осмысление и развитие субъект-субъектных отношений в системе образования.

Литература

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. - 2002. - № 2.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Клиланд Д. Системный анализ и целевое управление. - М.: Сов. радио, 1974.

4. Шамсутдинова И.Г. Проекция системного анализа на учебную деятельность / Вестник высшей школы. - 1985. - № 6.

5. Валицкая А.П. Философское обоснование современных парадигм образования / Педагогика. -1998. - № 3.

УДК 37.034:78 ББК 74.20

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

Ю.А. Носорев, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой Стерли-тамакской государственной педагогической академии, (3473) 437329, Е.С. Ванина, кандидат педагогических наук, преподаватель Стерлитамакского педагогического колледжа, (3473) 436445

Данная статья в значительной степени расширяет творческое понятие личностно ориентированного подхода в процессе подготовки педагога-музыканта. Авторами делается попытка осмыслить ценностные основы личностно ориентированного подхода на основе обобщения многолетнего опыта работы. Раскрывается актуальность личностно ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании будущих педагогов-музыкантов.

Ключевые слова: музыкальное образование, учитель музыки, личностно ориентированный подход, духовно-нравственное воспитание, толерантность.

VALUABLE BASES OF A PERSONALITY ORIENTED APPROACH IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE FUTURE MUSIC TEACHERS

Nosorev Yu.A., Vanina Ye.S.

The article widens to a considerable extent creative conception of a personality oriented approach in the process of the music teachers' training. Having generalized several years experience the authors make an attempt to grasp the meaning of valuable bases of a personality oriented approach. They reveal present-day importance of a personality oriented approach in spiritual and moral education of intended music teachers.

Keywords: music education, teacher of music, personality oriented approach, spiritual and moral education, tolerance.

Преобразование современного общества невозможно без его духовно-нравственного обновления, в котором возрастает значимость гуманистического образования в формиро-

вании творческой индивидуальности и неповторимости личности студента.

В связи с этим возрастает значение личностно ориентированного подхода, при котором абсолют-

ной ценностью является не отчуждение от личности, а сам индивид.

Соответственно, личностно ориентированное образование направлено на развитие природных особенностей человека, его социальных свойств, нравственно-эстетической культуры, которые создают реальные предпосылки для «успешного решения жизненных проблем, социального и профессионального самоопределения, достижения позитивных результатов в различных сферах жизни -духовной, семейной, общественной, производственной» [5, с. 34].

Интерес к теоретико-методологическим основам данной темы дает нам возможность более подробно разобрать этот подход и в музыкально-педагогической деятельности.

Так, исследователями (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Р.И. Лозовская, В.В. Сериков, Е.И. Шиянов, И.С. Якиманская) было определено, что личностно ориентированный подход в большей степени позволяет будущему педагогу ощутить себя субъектом профессиональной культуры.

При таком понимании видно, что ориентация высшего педагогического образования на личность студента можно считать одним из основных условий духовно-нравственного воспитания будущего педагога-музыканта. Именно гуманистическая направленность личностно ориентированного подхода в контексте музыкальной подготовки открывает новые методологические перспективы в системе высшего музыкального образования.

Проблема ценностей в воспитании и образовании всегда была актуальной. От того, на чем акцентировал внимание педагог, какие ценности для него были приоритетными и особенно значимыми, зависело, в каком направлении будет выстраиваться и осуществляться процесс воспитания. Здесь следует заметить, что проблема ценностей возникает в любой сфере человеческой деятельности, в любой науке о человеке. Так, в своем исследовании Б.С. Алиев определяет ценности как отраженные в психике и сознании человека функциональные связи между субъектом и объективным миром, имеющие как индивидуально-психологические, так и социокультурные корни. При этом первые определяют номенклатуру ценностей, единую для всех людей, вторые - содержание сущности каждой ценности [1, с. 242]. Что касается педагогики и педагогической деятельности, то ценности в образовании, воспитании и самовоспитании человека за последнее столетие сильно изменились.

Изменение социально-политической и экономической ориентации России на демократическое общество, с одной стороны, и на рыночные отношения - с другой, резко изменили цели и ценности как среднего специального, так и высшего образо-

вания. Прежде всего, в обществе все более отчетливо осознается, что нам нужно не любое образование, а только образование высокого качества, которое бы отвечало мировым стандартам, формировало бы у человека мышление, направленное на решение проблем, связанных с приоритетными ценностями.

Признание права самоценной личности на свободное развитие и реализацию индивидуальных способностей обязывает педагога использовать инновационные технологии, отвечающие возрастающей роли личности и в сфере музыкальной деятельности.

В то же время реалии современного мира требуют отражения в содержании учебно-воспитательного процесса не только абсолютных ценностей - «жизнь», «добро», «красота», «счастье», «любовь» и др., - образующих ядро гуманистически ориентированных идеалов, но и таких относительных ценностей, присущих культуре отдельного народа, какими являются национальные и этнические ценности. Это тот культурный фундамент, на котором вызревают архетипы, осваиваются национальное достояние, опыт взаимодействия человека с природой, родовая культура.

Личностно ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека, его социальных свойств, культурных начал (свободы, гуманности, духовности, творчества) в контексте общечеловеческих, национальных, этнических ценностей, влияет на личностную сферу человека [6]. Соответственно меняется понимание роли и места учителя в современной школе как носителя культуры и гуманистических ценностей, строящего процесс художественно-педагогического общения как межличностный диалог, как процесс обмена ценностями.

Специфика общепедагогической подготовки будущих педагогов-музыкантов должна состоять в ее направленности на приобщение их к общечеловеческим, национальным, этническим ценностям, на создание условий для присвоения ими этих ценностей.

Успешность реализации ценностных основ личностно ориентированного подхода предполагает выполнение следующих обязательных требований:

1) чтобы приобщение будущих учителей к общечеловеческим, национальным, этническим ценностям сочеталось с формированием гуманистического мышления, дополнялось развитием у них педагогической и моральной рефлексии;

2) чтобы перестройка ценностных структур, наполнение их гуманистическим содержанием происходили в процессе рефлексивного анализа результатов собственной педагогической деятельности и результатов развития учащихся;

3) чтобы освоение и осмысление ценностей становились основой для наделения смыслом педагогической деятельности в аспекте ее ориентированности на ребенка.

Осуществление аксиологической направленности деятельности учителя, по нашему мнению, имеет смысл тогда, когда осмысленные и осознанные им ценностные ориентации становятся не только ориентациями на приобщение детей к системе ценностей, но и влияют на технологию их обучения и воспитания.

Аксиологическая педагогическая позиция характеризуется комплексом установок будущего педагога на школьника как на самоценность, на понимание его личности, мнений, переживаний, признание значимости его эмоционального мира. Это возможно только в условиях педагогического взаимодействия, в условиях межличностного диалога. Ценностное осознание жизненных явлений в условиях музыкально-педагогической деятельности в процессе межличностного диалога является важным моментом в личностно ориентированном воспитании.

Принципиально важным считаем выделить в мировоззренческом сознании будущего учителя способность к диалогу. Только в рамках диалога возможен процесс обмена нравственными ценностями, представлениями, чувствами, порождение духовных ценностей, при котором происходит как бы «размыкание» ценностного мира человека, то есть возможно аксиологическое общение.

Отношение к диалогу как наиболее эффективному средству и способу развития личностных качеств студента вытекает из характера этого явления, отвечающего особенностям природы человека и межличностным отношениям. Являясь средством самопознания человека (человек познает себя через другого, в общении с ним), развитием его самосознания, диалог логично рассматривать в качестве оптимальной предпосылки самоактуализации и саморазвития личности студента, ибо самосовершенствование личности тесно связано с осознанием своего Я. Умение построить педагогический процесс как диалог является ключевой проблемой в духовно-нравственном воспитании студента. Анализ научных исследований в области профессионального самосовершенствования личности свидетельствует о том, что усвоение учебного материала должно рассматриваться как процесс, в содержании которого выделяется, наряду со знанием, и формирование личностно-ценностных ориентаций. Следовательно, помимо знаний информационного характера студенты приобщаются к новым ценностям, новым психологическим установкам и моделям поведения, которые наиболее значимы для их личностного развития.

Наметившийся в современном образовании переход от монологизма к диалогизму основывается прежде всего на понимании диалога в качестве принципа взаимодействия людей и целых культур между собой. Именно диалог как основа «искания истины между людьми» (М.М. Бахтин) позволяет участникам педагогического процесса осознать свою сопричастность ко всему тому, чем их одаривает этот процесс [2]. Соответственно, диалог как двухсторонняя информационная связь становится важнейшей составляющей процесса обучения.

Диалог в коммуникативной гуманистической педагогике - это не просто средство, метод. Его следует рассматривать как сущностную основу образовательного процесса, его методологический принцип. Диалог всегда помогает устранению любых проявлений отчужденности, эгоистической замкнутости. В ситуации истинного диалога педагог уже не «учит», а всячески стремится к тому, чтобы обучающийся учился сам. Диалогу, воплощающему такую позицию, более всего присуща вера в личность, в ее духовно-нравственную, творческую силу. В условиях такого процесса педагог и ребенок одаривают друг друга своими чувствами, мыслями и другими личностными ценностями, где через чувство веры обретают смысл художественные явления и нравственные поступки. Именно в таком диалоге самым ценным является личностно выстраданная позиция каждого из участников процесса, толерантно воспринятая участниками диалога.

Переживая чувство веры и любви к ребенку, педагог-музыкант в своих суждениях как бы «незримо», но достаточно цепко удерживает образ его живой личности, благодаря чему само суждение о ребенке, говоря словами М.М. Бахтина, наполняется «диалогической ориентацией». Возможность этого во многом зависит от степени развития у педагога эмпатии, способности к сопереживанию, адекватному пониманию движений души ребенка.

Важность диалога как средства совершенствования личности студента можно осмыслить в аспекте «восполнения» - понятия, введенного В.С. Соловьевым для объяснения одной из сторон процесса и результата личностных отношений. Человек не является достаточным основанием своего собственного бытия и нуждается в восполнении (совершенствовании) со стороны другого или других [7]. Следовательно, в диалоге личность, оставаясь индивидуальностью, обретает полноту бытия, совершенствуется.

Стержневой характеристикой этой способности к диалогу должна стать толерантность - чувство, выражающее терпимость педагога к любым, по выражению П.А. Флоренского, проявлениям «инакости» со стороны другого и в первую оче-

редь - к его мировоззренческим взглядам, убеждениям, ориентирам [8]. Толерантность - это еще и показатель неотчужденности сознания педагога, показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир ребенка посредством глубокого личностного переживания как самого процесса познания, так и того, на что он направлен. Именно в толерантности кроется способность вступать в диалог и достойно вести его, соблюдая такт и уважительное отношение к своему оппоненту. Следовательно, толерантность сегодня предполагает не только терпимость по отношению к другому человеку, но и осознание в противовес своей собственной позиции духовно-нравственной установки студента.

Практика показала, что равноправное взаимоотношение преподавателя и студента создает особый психологический климат, в котором повышается творческая совместная деятельность и полноценно развиваются ценностные ориентации студента. Чем выше уровень ценностей, тем больше они связаны с сознательной верой в их значение. При таком понимании необходима основательная работа по воспитанию высших ценностей лично-стно ориентированного подхода. В условиях обратной связи преподавателя и студента возникает необходимость предъявления высоких требований к личности преподавателя, поскольку уровень духовно-нравственной культуры наставника позволяет студенту активно влиять как на качество подготовки специалиста, так и на формирование его духовно-нравственного опыта.

Педагогическое взаимодействие в этом случае предстает как развитие способности и учителя, и ученика к самореализации в единстве со становлением у них ценностного отношения друг к другу. Реализуя гуманистическую функцию образования, учитель соотносит свою деятельность с возможностями и способностями ребенка, принимая его таким, каков он есть, видя в нем все человеческое содержание независимо от того, каких взглядов ребенок придерживается.

Процесс обучения в сфере музыкально-исполнительской деятельности в любых его проявлениях - будь то игра на инструменте, дирижирование, сольное пение и т.д. - является по сути интеллектуальным. Исходя из музыкальной специфики предмета, педагогически предопределяется содержание учебной ситуации, психолого-педагогические условия которой позволяют успешно решать музыкально-исполнительские задачи.

В связи с этим углубленное осмысление музыкально-содержательного материала и осознание его художественной ценности на уровне личност-но значимых смыслов открывают неограниченные возможности интеллектуального роста, позво-

ляющего самостоятельно входить в мир музыкально-художественных явлений и творчески ориентироваться в нем.

В результате проведённого нами исследования было установлено, что совершенствование лично-стно ориентированного подхода будет успешным в том случае, если:

1) при изучении произведений искусств на первый план выдвигается их нравственно-эстетический потенциал, что обеспечивает эффективное духовно-нравственное воспитание личности, а также более глубокое и полное понимание произведений искусств;

2) анализ произведений искусств осуществляется в аспекте философских понятий добра и зла, чести и достоинства, нравственности и безнравственности; при этом происходит нравственно-эстетическое самосовершенствование человека, живущего в единстве и гармонии с миром, обществом и самим собой;

3) в процессе анализа произведений искусств особое внимание обращается на роль и место духовных начал в формировании личности человека, на связь произведения с жизнью, с мировоззрением композитора, с традициями, на фоне которых рождается произведение, с народным творчеством, с философской антропологией.

Духовно-нравственный анализ в этом случае предстает как личностное развитие и преподавателя, и студента. В их партнерском взаимодействии духовно заинтересованно поставленные вопросы побуждают искать неведомо-прекрасное с горящим взором и пламенным сердцем.

Всё это в целом позволяет нам сделать вывод о том, что основу духовно-нравственного воспитания студентов в процессе использования личност-но ориентированного подхода составляют такие духовные ценности, как любовь, вера, свобода, терпимость, ответственность. Они являются основой мировоззрения учителя, создают «аксиологический портрет» педагога-музыканта, определяют выбор педагогических средств достижения целей идеалов, играют роль критериев педагогической деятельности.

Литература

1. Алиев Б.С. Структура ценностей и ценностные типы личности современных студентов // Профессиональное образование в России: методология и теория / Г.В. Мухамедзянова и др. - М.: Владос; Казань: ИППО РАО, 2005.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.

3. Белова С. В. Учебный диалог в системе лич-ностно риентированного изучения гуманитарных предметов // Тезисы докладов VII Международной конферении по педагогике // Российск. гос. педагогический университет. - СПб., 1994.

4. Библер В.С. Школа диалога культур: введение в программу / Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. - М.: Наука, 1994.

5. Воспитание социально-ориентированной личности: Монография / В.Ш. Масленникова, Л.М. Аболин, Ф.Г. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова, Н.М. Учарова, В.Р. Шамсутдинова, А.В. Павлинова, Е.А. Афанасьева. - Казань: Издат.

«Данис» ИПППО РАО, 2007.

6. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5.

7. Соловьев В.С. Сочинение в 2 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1988.

8. Философия образования. Сб. науч. статей / Под ред. А.Н. Кочергина. - М.: Новое тысячелетие, 1996.

УДК 373.016:62 ББК 74.23

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К РУКОВОДСТВУ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

С.В. Титов, аспирант кафедры общетехнических дисциплин МПГУ, (917) 2872003

В приведенной статье показаны пути совершенствования системы профессиональной подготовки в педагогическом колледже будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников, позволяющие пробудить познавательный интерес к проектным урокам, научить будущих коллег методически правильно реализовывать метод проектов в общеобразовательных учреждениях России.

Проектная деятельность представляет особую значимость в формировании у учащихся основ технологических знаний и умений с учетом ее экономической, экологической и предпринимательской целесообразности.

Проектно-технологическая цепочка - от идеи до ее реализации в модели или изделии (продукте труда) - излагается в разработанном для студентов курсе «Основы проектной деятельности».

Ключевые слова: образовательные технологии, проектная деятельность школьников, образовательная область «Технология».

IMPROVING TRAINING SYSTEM OF TECHNOLOGY TEACHERS IN MONITORING TO PUPILS' PROJECT ACTIVITY (AT TEACHER TRAINING COLLEGE)

Titov S.V.

In this article there are demonstrated the methods of improving a system of training teachers in college in order to prepare technology teachers to monitor project activity of pupils. New methods are proposed to develop pupils' interest in projects at technology lessons.

Project-technology line from idea to realization in a model or products is proposed by author in a special course "Introduction in Project Activity"

Keywords: educational technologies, pupils' project activity, educational subject «Technology».

Развитие творческой личности, способной быстро адаптироваться к различным условиям нашей сегодняшней быстротечной жизни, является одной из самых первостепенных задач, стоящих перед общеобразовательной школой.

В настоящее время одним из путей формирования и развития творческих способностей школьников в рамках образовательной области «Технология» является выполнение творческих проектов.

Образовательный проект рассматривается как познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая определенную цель, согласованные методы, способы реализации и направленная на достижение результата. От теории к практике - соединение академических знаний с

прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Вместе с тем применение проектов на уроках технологии в общеобразовательной школе сопряжено с серьезными проблемами и требует от учителя высокого мастерства и самоотдачи. Проектная деятельность применяется в школах недостаточно эффективно. Во многом использование проектов в образовательных учреждениях сдерживается отсутствием хорошей учебно-методической литературы, четких практических рекомендаций. Часто школьные учителя технологии сетуют на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.