Научная статья на тему 'Методологические подходы к формированию профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов в современных условиях среднего профессионального образования'

Методологические подходы к формированию профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов в современных условиях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРАВОСЛАВНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / PROFESSIONAL AND MORAL ATTITUDE / CULTURAL ORTHODOX TRADITIONS / SPIRITUAL VALUES / SECONDARY PROFESSIONAL MUSIC INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малявкина Марина Владимировна

Целью статьи является обоснование методологических подходов к формированию профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов, опора на которые позволит повысить качество подготовки специалистов в современных условиях среднего профессионального музыкального образования. Сохранение в музыкально-педагогическом образовании России преемственности с уникальными культурными традициями прошлого выступает надежной ценностно-смысловой основой реализации личностно-ориентированной парадигмы в современном учебно-воспитательном процессе средних специальных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMATION OF PROSPECTIVE MUSICIANS-TEACHERS PROFESSIONAL AND MORAL ATTITUDE IN MODERN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with search of methodological approaches to formation of perspective musicians-teachers professional and moral attitude. It will allow improving professionals education quality in secondary professional music education in modern conditions. Retention of continuity in Russian music and pedagogical education and its unique cultural traditions is a solid base for secondary professional music educational personal focused paradigm.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к формированию профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов в современных условиях среднего профессионального образования»

УДК 311.5

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Марина Владимировна МАЛЯВКИНА

Орловский государственный университет, г. Орел, Российская Федерация, аспирант, кафедра непрерывного образования и новых образовательных технологий; Орловский музыкальный колледж, г. Орел, Российская Федерация, зам. директора, e-mail: music.oryol@mail.ru

Целью статьи является обоснование методологических подходов к формированию профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов, опора на которые позволит повысить качество подготовки специалистов в современных условиях среднего профессионального музыкального образования. Сохранение в музыкально-педагогическом образовании России преемственности с уникальными культурными традициями прошлого выступает надежной ценностно-смысловой основой реализации личностно-ориентированной парадигмы в современном учебно-воспитательном процессе средних специальных учебных заведений.

Ключевые слова: профессионально-нравственная позиция; православно-культурные традиции; духовные ценности; средние специальные музыкальные учебные заведения.

Профессиональное музыкальное образование в России традиционно основывалось на принципах духовности искусства, а мировоззрение будущих музыкантов и музыкан-тов-педагогов в предыдущие столетия формировалось на основе духовно-нравственных ценностей государства. Это, по мнению современных ученых (В.А. Карташева. В.В. Медушевского, Е.Р. Сизовой и др.), во многом обусловливало высокий уровень

профессиональной подготовки специалистов в данной сфере.

В настоящее время отмечается наступление кризиса системы специального музыкального образования. Однако, осуществляя поиск различных способов выхода из сложившейся ситуации, специалисты-практики зачастую не связывают его суть с социальной потребностью возвращения к формированию нравственной позиции будущих музыкантов-

педагогов. Так, современные исследователи специального музыкального образования (В.А. Карташев, Е.Р. Сизова, А.В. Торопова и др.) констатируют, что профессиональное образование музыкантов на современном этапе направлено на овладение узко-профессиональными знаниями, умениями и навыками, в ущерб духовно-нравственному совершенствованию личности [1-3].

Вместе с тем педагогам музыкальных колледжей предлагается обратить внимание на зарубежный опыт, где музыкальное образование воспринимается как часть общего образования личности, по крайней мере, на этапе начального и среднего звена [4, с. 7]. Однако происходящее в нашей стране реформирование системы образования, в т. ч. перевод начального музыкального образования в статус дополнительного, стало негативно сказываться на системе профессиональной подготовки музыкантов в целом. Причиной этого можно считать трансформацию мотивов обучения, сменившихся от профессионального интереса к общеразвивающему.

Тем не менее, выпускники детских музыкальных школ продолжают поступать в средние специальные учебные заведения, но их мотивация часто ограничивается любительским интересом к музыке, который влечет за собой непонимание студентами значимости профессии в целом. Как показывает практика, изменения, коснувшиеся начального музыкального образования с его любительским характером обучения, не повлекли за собой перемен в системе среднего специального музыкального образования. Программа музыкального колледжа по-прежнему нацелена на формирование у студентов специальных знаний и навыков, однако профессионально-нравственному становлению личности обучающихся уделяется недостаточное внимание. Хотя именно формирование мировоззренческих принципов в процессе средней специальной подготовки влечет за собой личностно-профессиональный рост обучающихся [2].

Для повышения качества профессиональной подготовки музыкантов-педагогов необходимо добиться понимания студентами музыкального колледжа целей своего личностного и профессионально-нравственного развития, целей профессионального образо-

вания и значения музыкального искусства в целом. Именно потому усилия педагогов должны быть, в первую очередь, направлены на осуществление мер по формированию у студентов психологической потребности к процессу личного профессионально-нравственного развития.

Решение данной задачи зависит от использования в образовании будущих музы-кантов-педагогов как современных педагогических подходов, так и отечественных музыкально-педагогических традиций.

Однако в российском обществе сегодня нет единых представлений об идеологии воспитания молодого поколения на основе национальных духовно-нравственных ценностей. Тем не менее, стремление сохранить преемственность отечественной культуры в ситуации духовного кризиса стало причиной поиска педагогическим сообществом России путей совершенствования духовно-нравственного воспитания обучающихся. Начиная с 1988 г., благодаря совместным действиям Координационного совета Министерства образования по взаимодействию с Московским Патриархатом Русской православной церкви, ведется работа по созданию системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. При этом основной тенденцией является утверждение православных ценностей в качестве основы отечественной системы духовно-нравственного воспитания [5]. В данном контексте задачей системы профессионального музыкального образования становится преспособление музыкально-педагогического опыта и современных научнопедагогических подходов к формированию профессионально-нравственной позиции

обучающихся в колледжах.

Обеспечение положительного результата в применении интегрированного комплекса педагогических подходов обеспечивается тождественным пониманием психологии юношеского возраста как в отечественной педагогической (православной) традиции, так и в современном научном знании. Показательно, что в обоих случаях юношеский возраст характеризуется активным развитием чувств незрелой личности, становлением характера, преобразованием мотивации и овладением комплексом социальных ролей взрослого человека, в т. ч. профессиональных, и определяется учеными как возраст

самоанализа и самооценки личности. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального и реального «я». Проблема заключается в том, что идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» в силу возрастных особенностей еще не может быть адекватно оценено самой личностью. Это противоречие, определяемое учеными как кризис идентичности, способно вызвать у подростков внутреннюю неуверенность в себе и привести к совершению безрассудных поступков. Подросток, которому не удается решать внутренние задачи, формируется как человек с «неадекватной идентичностью» [6; 7].

С точки зрения православных педагогов, «адекватная идентичность» может быть расценена как понимание молодыми людьми юношеского возраста цели своей жизни, которая связанна с призванностью человека в этот мир Свыше [5; 8].

Об этом писал святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867) в работе «Слово о человеке». Он раскрыл христианский взгляд на смысл мироздания, назначение человеческой жизни и природу человека. В своей работе он обосновал необходимость ведения нравственной жизни, поскольку таково свойство человеческой природы. Человек призван к полноте сходства с Богом, он является «отпечатком Божества» и не только по своему существу, но и по нравственным качествам. К ним относятся: премудрость, благость, святая чистота, постоянство в добре [9, с. 130-150].

Схиархимандрит Иоанн Маслов - магистр богословия и выдающийся педагогический деятель (1932-1991) - в своих трудах раскрыл основные методологические принципы русской педагогики, основанной на православной традиции. Среди них первое -это то, что научное знание исходит из понимания человека в его естественном состоянии: человек состоит из тела, души и духа, поэтому воспитание личности должно быть целостным. Оно органично включает процесс получения знаний в процесс воспитания: обучение - часть воспитания. Образование человека понимается в русской педагогике как восстановление в человеке образа Божьего, а цель жизни - как исполнение христианских заповедей и служение окружающим людям и обществу в целом [8].

Целостный подход используется и в современном научном знании. Главной мыслью данного подхода является понимание необходимости комплексного развития личности.

Понимание человеческой природы в православной традиции, где человек есть единство духа, души и тела, позволяет использовать в современных условиях профессионального музыкального образования антропологический подход к воспитанию личности музыканта. В данном случае духовный рост должен предшествовать развитию души, за которым следует развитие телесной сферы человека.

В труде схиархимандрита Иоанна Маслова даются методические рекомендации к пробуждению нравственных чувств. Педагогу необходимо обращать внимание на все, что является прекрасным, великим и святым в природе, истории, человеческих отношениях, чтобы эмоционально запечатлеть эти образы в душе воспитанников [8, с. 428].

Результативность педагогической деятельности в современных условиях специального музыкального образования, основанная на данных методологических принципах, обеспечивается проникновением студентов в духовную сущность религиозной и музыкальной культуры России посредством соприкосновения с духовными святынями и шедеврами музыкального искусства. Подобный экскурс, организованный в форме поездок по историческим и святым местам России (например: Московский Кремль, Троице-Сергиева Лавра и др.), а также посещения лучших концертных площадок страны (например: Большой театр России, Московская филармония и др.) побуждает молодого человека следовать или, другими словами, нравственно и профессионально соответствовать увиденному и прочувствованному образцу духовной и музыкальной «высокой культуры». Данная работа делает актуальным использование личностно-деятельностного подхода к воспитанию будущих музы-кантов-педагогов.

Современные исследователи специального музыкального образования и музыкального искусства Д.К. Кирнарская, Е.Р. Сизова, А.В. Торопова и другие также указывают на необходимость организации музыкальной деятельности с позиции приоритета духовно-

го начала в становлении музыканта и музы-канта-педагога, духовности музыкального искусства и сверхъестественности музыкального таланта, поскольку такова их природа [2-4].

Д.К. Кирнарская - доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, изучая музыкальные способности человека, выделила в качестве их основы музыкальный талант, проявляющийся в одаренности, способностях и эмоциональной сфере. Своему происхождению, по мнению Д. К. Кирнарской, талант обязан не условиям своего раннего становления и не педагогическим усилиям, хотя они играют наиважнейшую роль в его раскрытии, а природе, поскольку талант является данным человеку даром [4, с. 366-367].

В православной культуре этот дар всегда определялся как дар Божий. Талант музыканта, включающий понятие музыкального сознания, предполагает психологическую способность личности к сверхъестественному озарению, которое должно быть поддержано религиозными знаниями.

Заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории В.В. Медушевский сформулировал принцип сообразности истинного музыкального искусства Красоте Божественного мира тем, что светская серьезная музыка произошла от церковной и хранит в себе полученную духовно-генетическую про-

грамму, основанную на идеалах Любви. Отличие светской музыки и музыки церковной состоит в том, что в церкви действует «реально преображающая, совершающая благодать, а в светской музыке - лишь призывающая». Человек воспринимает такую силу как «жажду света и совершенства», как силу, «расправляющую и окрыляющую душу» [10].

Понимание духовности как части профессиональной культуры будущих музыкан-тов-педагогов позволяет использовать профессионально-ориентированный подход к формированию профессионально-нравственной позиции студентов музыкального колледжа. Основным профессиональным ориентиром в музыкальном творчестве должны являться идеалы Любви. Характерно, что эти же идеалы являются ориентиром духовного становления личности в контексте право-

славной традиции. Другими словами, профессиональный и нравственный ориентиры студентов музыкального колледжа идентичны, поскольку в их основании лежат нравственные ценности национальной музыкальной и религиозной культуры России.

Из вышесказанного следует, что воспитание студентов музыкальных колледжей лежит также в плоскости миропонимания и культуры. Осмысление студентами себя в контексте национальной культуры должно быть основано, прежде всего, на ценностном отношении к жизни, на стремлении приблизиться к профессионально-нравственному идеалу. Воспитание обучающихся на основе базовых национальных духовно-нравственных ценностей делает особенно актуальным использование культурологического и аксиологического подходов в системе музыкального образования.

Таким образом, достижение положительного результата в профессиональной подготовке будущих музыкантов-педагогов становится возможным при условии приме -нения в образовательном процессе музыкальных колледжей интегрированного комплекса современных методологических подходов: аксиологического, антропологического, культурологического, личностно-деятельностного, профессионально-ориентирован-

ного, системного, которые имеют в своей основе философские принципы отечественной педагогической мысли. Данная позиция позволит сохранить преемственность в отечественном музыкально-педагогическом образовании, имеющем свои уникальные культурные традиции, и выступит надежной ценностно-смысловой основой реализации личностно-ориентированной парадигмы в современном учебно-воспитательном процессе средних специальных учебных заведений.

1. Карташев В.А. Профессиональное самоопределение будущих учителей музыки в условиях среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.

2. Сизова Е.Р. Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2008.

3. Торопова А.В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развитие: автореф. дис. . д-ра пед наук. М., 2009.

4. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., 2004.

5. Берсенева Т.А. Духовно-нравственные осно-

вания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема: автореф.

дис. ... д-ра пед. наук. Курск, 2008.

6. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

7. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д, 2002.

8. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики. М., 2007.

9. О человеке. Святитель Григорий Нисский, святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), иеромонах Серафим (Роуз). М., 2004.

10. Медушевский В.В. О происхождении и сущности серьезной музыки. Образовательный портал «Слово». иКЬ: http.www. рогіаі^іоуо. т./агі/36037.рЬр (дата обращения: 15.05.2012).

Поступила в редакцию 25.06.2012 г.

UDC 377.5

METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMATION OF PROSPECTIVE MUSICIANS-TEACHERS PROFESSIONAL AND MORAL ATTITUDE IN MODERN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Marina Vladimirovna MALYAVKINA, Oryol State University, Oryol, Russian Federation, Post-graduate Student, Continuous Education and New Educational Technologies Department; Oryol Music College, Oryol, Russian Federation, Deputy Director, e-mail: music.oryol@mail.ru

The article deals with search of methodological approaches to formation of perspective musicians-teachers professional and moral attitude. It will allow improving professionals education quality in secondary professional music education in modern conditions. Retention of continuity in Russian music and pedagogical education and its unique cultural traditions is a solid base for secondary professional music educational personal focused paradigm.

Key words: professional and moral attitude; cultural orthodox traditions; spiritual values; secondary professional music institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.