Научная статья на тему 'Средовой подход в организации профессиональной подготовки музыкантов'

Средовой подход в организации профессиональной подготовки музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / КЛАССИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИП РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL APPROACH / CLASSICAL MUSIC EDUCATION / PRINCIPLE OF AN EARLY PROFILING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Е. Р.

В статье обосновывается целесообразность построения процесса профессиональной подготовки музыкантов на основе средового подхода, раскрываются обучающие и развивающие возможности образовательной среды в многоуровневых музыкальных учебных заведениях, дается характеристика принципа ранней профилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL APPROACH IN THE ORGANIZATION PROFESSIONAL PREPARING OF MUSICIANS

The article is dedicated to the substantiation of expediency to build the system of professional musician education on the basis of environmental approach scientific and methodological approaches, training and developing possibilities of the educational environment in multilevel musical educational institutions reveal, the characteristic of the principle of an early profiling is given.

Текст научной работы на тему «Средовой подход в организации профессиональной подготовки музыкантов»

Библиографический список

1. Сергиенко, П.Г. Креативность как профессионально-важное качество личности будущего композитора / П.Г. Сергиенко, Е.Р Сизова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6(31). - Ч. 2.

2. Сизова, Е.Р Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 11.

3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб., 2011.

Bibliography

1. Sergienko, P.G. Kreativnostj kak professionaljno-vazhnoe kachestvo lichnosti buduthego kompozitora / P.G. Sergienko, E.R. Sizova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 6(31). - Ch. 2.

2. Sizova, E.R. Professionaljnaya kompetentnostj specialista-muzihkanta: struktura, soderzhanie, metodih razvitiya // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2007. - № 11.

3. Iljin, E.P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. - SPb., 2011.

Статья поступила в редакцию 18.05.13

УДК 37.014 + 377 + 378

Sizova E.R. ENVIRONMENTAL APPROACH IN THE ORGANIZATION PROFESSIONAL PREPARING OF MUSICIANS. The article is dedicated to the substantiation of expediency to build the system of professional musician education on the basis of environmental approach scientific and methodological approaches, training and developing possibilities of the educational environment in multilevel musical educational institutions reveal, the characteristic of the principle of an early profiling is given.

Key words: educational environment, environmental approach, classical music education, principle of an early profiling.

Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского гос. института искусств им. П.И. Чайковского,

г. Челябинск, Е-mail: elsizova@mail.ru

СРЕДОВОЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТОВ

В статье обосновывается целесообразность построения процесса профессиональной подготовки музыкантов на основе средового подхода, раскрываются обучающие и развивающие возможности образовательной среды в многоуровневых музыкальных учебных заведениях, дается характеристика принципа ранней профи-лизации.

Ключевые слова: образовательная среда, средовой подход, классическое музыкальное образование; принцип ранней профилизации.

Профессиональная подготовка музыкантов академического профиля (исполнителей, композиторов, дирижеров, хормейстеров, музыковедов) в нашей стране осуществляется в системе классического музыкального образования, которая является специфической областью российской образовательной системы. С момента организации первых русских консерваторий в середине XIX столетия она функционирует как многоуровневая система, включающая три звена образования - школу, колледж, вуз - и объединяет общенаучную, музыкально-теоретическую и исполнительскую подготовку. Основу образовательного процесса составляет художественно-творческая музыкальная деятельность, которая выступает, с одной стороны, как предмет освоения, с другой - как результат учебной работы. Соответственно, содержание образования направлено на овладение способами реализации музыкальной деятельности, развитие исполнительского мастерства и совершенствование профессионально-творческих навыков в музыкальном искусстве.

Методологической основой построения процесса профессиональной подготовки специалистов в условиях современной системы классического музыкального образования традиционно являются деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Деятельностный подход определяет направленность образования на освоение обучающимися знаний о музыкальном искусстве и овладение различными видами музыкальной деятельности (вокальной, инструментальной, сольной, ансамблевой, дирижерской и пр.). Личностно-ориентированный подход предполагает ориентацию образовательного процесса на потребности личности, на максимально полное раскрытие музыкальных способностей и творческих возможностей ученика.

Ряд исследователей обосновывает целесообразность построения профессиональной подготовки музыкантов на основе совокупности методологических подходов: программно-целевого, компетентностного, деятельностного и системного, ко-

торые позволяют сориентировать обучение на запросы социально-культурной среды и взаимно увязать потребности обучающейся личности и возможности музыкально-образовательной системы [1]. Соглашаясь в целом с мнением ученых, мы считаем необходимым дополнить методологическую основу профессиональной подготовки специалистов-музыкантов введением средового подхода.

Средовой подход начал активно разрабатываться в отечественных психолого-педагогических исследованиях в течение последних двух десятилетий. Наиболее значительный вклад в его научную разработку внесли педагоги и психологи-практики Института педагогических инноваций РАО (Н.Б. Крылова, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский и др.). Сущность средового подхода заключается в создании особой образовательной среды, в которой акцентируется не деятельность педагога, осуществляющего прямое воздействие на личность обучаемого, а разнообразные формы самоорганизации и самостоятельной деятельности учеников. Такая среда обладает обучающими и развивающими свойствами, которые возникают на основе интеграции информационных, предметных, субъектно-личностных воздействий и реализуются в интегральных эффектах, проявляющихся в системе «среда - субъект» и оказывающих влияние на систему «субъект - субъект». В результате аккумуляции этих воздействий в психофизиологической системе человека появляются новые адаптивные качества, позволяющие ему лучше ориентироваться в новых условиях и задачах и результативнее решать старые.

В педагогических исследованиях тщательно изучено понятие «образовательная среда». Один из основоположников сре-дового подхода в образовании С.В. Тарасов утверждает, что образовательная среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-пе-дагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности [2, с. 4].

Известный ученый И.Г. Шендрик считает, что образовательная среда является результатом специально организованной деятельности человека с целью самореализации личности. При этом образование рассматривается как процесс освоения субъектом образовательной среды, представляющей собой совокупность прообразов культуры. Ученый утверждает, что непосредственное образовательное окружение, прежде всего содержание и практика образования (как процесса и результата освоения культуры, осмысливания культурных фактов), оказывает формирующее воздействие на человека [3, с. 40].

В.А. Ясвин определяет образовательную среду как систему «влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [4, с. 28]. При этом «принципиальным показателем качества творческой образовательной среды является способность этой среды посредством предоставляемых возможностей обеспечивать удовлетворение всего иерархического комплекса потребностей одаренного ребенка» [4, с. 40].

Значение творческой образовательной среды в воспитании музыканта чрезвычайно велико - среда позволяет не только выявить и раскрыть способности и задатки юного музыканта, но и обеспечить его интенсивное профессионально-личностное развитие, особенно в раннем возрасте. О необходимости создания специальной педагогически организованной музыкальной среды, влияющей на успешность развития способностей ребенка, одним из первых говорил Б.М. Теплов: «Возможность раннего проявления музыкальных способностей зависит не только от задатков ребенка, но и от степени «музыкальности» того окружения, в котором ребенок проводит свои первые годы» [5, с. 324].

Необходимо отметить, что путь профессионального становления музыканта чрезвычайно длительный и трудоемкий, от школы до окончания вуза он занимает почти 20 лет. Музыканты-педагоги знают, что процесс обучения необходимо начинать как можно раньше, так как музыкальные способности, двигательномоторные исполнительские навыки наиболее эффективно развиваются именно в раннем возрасте. Важно как можно раньше создать вокруг ребенка духовно-развивающую эстетически-ху-дожественную среду, стимулирующую саморазвитие и самореализацию личности.

Одним из средств создания такой среды является включение юного музыканта в профессиональный контекст обучения, о чем в свое время говорили профессора Московской консерватории В.А. Натансон, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберги многие другие выдающиеся педагоги-музыканты, декларируя принцип ранней профилизации как основополагающий в обучении музыкантов. Данный принцип становится весьма актуальным и в наше время, особенно в свете новой концепции образования. Так, в качестве важнейших задач Федеральной целевой программы развития образования в России на 2011-2015 годы, Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы провозглашается профилирование школьного образования и увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой. Это свидетельствует о том, что ранняя профилизация, понимаемая как создание педагогических условий для возможно более раннего проявления и раскрытия природных способностей и задатков ребенка с целью определения дальнейшей траектории его профессионального развития, входит в приоритеты государственной политики на современном этапе.

Для сферы профессионального музыкального образования принцип ранней профилизации является одним из основополагающих, имманентно присущих системе, так как выявление талантливых детей на ранних этапах обучения музыке и педагогическое проектирование их дальнейшего профессионального развития является основой успешного воспитания музыканта. Реализация данного принципа требует глубокой дифференциации, индивидуализации содержания, форм и методов обучения, определяемых способностями и личностными качествами учащихся. Это, в свою очередь, обусловливает индивидуальное планирование учебной деятельности с самых ранних ее этапов.

Реализовать этот принцип в системе образования достаточно трудно. Во-первых, педагогу нужно верно «угадать» талантливого ученика, найти и определить его потенциальные возможности, не ошибиться в его развитии. Во-вторых, учащийся должен получить хорошую профессиональную«школу», которая бы максимально учитывала его индивидуальные особенности, для этого он должен иметь возможность достаточно мно-

го времени находиться в подлинной творческой среде, в системе «родного языка».

Следует отметить, что проблемам, связанным с творческим развитием детей на начальном этапе обучения и воспитания, в музыкальной педагогике традиционно уделяется значительное внимание. В основе научных исследований музыкантов-педаго-гов лежат работы отечественных психологов Л.С. Выготского,

С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. Учеными широко изучены особенности раннего этапа эстетического воспитания детей и приобщения их к миру искусства, исследована специфика начального этапа обучения игре на музыкальных инструментах, описаны методы постановки исполнительского аппарата, способы развития двигательных уменийи навыков и пр.

Работа с одаренными детьми в процессе начального музыкального образования стала предметом специальных исследований Е.А. Калантаровой, С.И. Савшинского, М.Э. Фейгина и др. Авторы отмечают, что одаренность человека создает основу для формирования общих и специальных способностей, открывает широкую перспективу духовного развития. Основополагающим фактором одаренности является склонность к труду, умственному напряжению, что неразрывно связано с творческой активностью как стимулом, определяющим направленность учебномузыкальной деятельности.

Однако при весьма глубокой научной разработке проблем раннего творческого развития и ранней профилизации юного музыканта, этот процесс до настоящего времени не связывался учеными с применением средового подхода. Между тем, именно данный подход определяет приоритет образовательной среды в духовно-личностном и профессиональном становлении будущего музыканта и обусловливает необходимость проектирования педагогических условий, раскрывающих возможности такой среды.

В музыкальном образовании наиболее целесообразна реализация средового подхода посредством организации нескольких взаимосвязанных образовательных сред, выстраивающих профессиональную подготовку музыканта последовательно, на основе преемственности содержания и методов обучения - от школы через колледж к высшему учебному заведению. Благоприятные условия для осуществления такой модели обучения создаются в многоуровневых учебных заведениях, реализующих образовательные программы общего образования, интегрированные с профессиональными программами (в Законе «Об образовании» от 29.12.12 г. они обозначены как образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области искусства), а также программы среднего и высшего профессионального образования.

В таких многоуровневых учебных заведениях образовательные уровни и среды не изолированы друг от друга, в них создается интегрированная образовательная среда, обеспечивающая реализацию принципа ранней профилизации с самого начала обучения [6]. На этапе допрофессиональной подготовки в учебные планы вводятся профилирующие дисциплины, позволяющие формировать индивидуальную траекторию обучения в соответствии с потребностями ученика, его будущими планами и намерениями.

Музыкальная образовательная среда такого учебного заведения предполагает погружение ученика в мир творчества и музицирования посредством организации творческих мастерских, мастер-классов, класс-концертов, в которых наряду с учениками школы участвуют студенты колледжа и вуза. Младшие учатся у старших, постигая секреты профессионального мастерства при непосредственном общении. Элемент соревновательности возлагает на учащихся школы ответственность за «творческое лицо» класса и способствует мобилизации сил, совершенствованию исполнительских умений и навыков, а также формированию личностно-профессиональных качеств, необходимых в будущей творческой деятельности (выдержки, воли, настойчивости, коллективной ответственности, ценностного отношения к профессии, мотивации на успех).

Многочисленные формы совместной творческой деятельности учеников (участие в музыкальных ансамблях, оркестрах, хоровых коллективах), реализующиеся в процессе учебных занятий, сценических репетиций, концертных выступлений, создают условия для самоорганизации учащихся, проявления самостоятельности, инициативы, развития коммуникативных и организаторских способностей. Важным является то, что в рамках

концертных выступлений объединяются усилия студентов, обучающихся на разных уровнях образования. Так, например, с симфоническим оркестром студентов вуза могут выступать в качестве солистов студенты колледжа или даже школы и, наоборот, со студенческими коллективами колледжа могут выступать студенты вуза и школы. В программах класс-концертов (концертов учащихся и студентов, обучающихся в классе одного преподавателя) нередко выступают музыкальные ансамбли смешанных составов, где принимают участие обучаемые разных возрастов. В процессе подготовки таких концертных номеров осуществляется «погружение» учеников в среду совместного творчества, где происходит обмен художественными мыслями и идеями, приобщение к профессиональным ценностям, развитие исполнительского мастерства, что в результате обеспечивает становление личности музыканта-профессионала.

Образовательная среда, интегрирующая разные уровни подготовки специалиста, объединяющая студентов разных возрастов и разного уровня исполнительского мастерства, стимулирует творческий рост молодых музыкантов, мотивирует их к освоению профессиональных ценностей, к достижению успеха и самореализации в профессии. Можно утверждать, что в

Библиографический список

такой образовательной среде, где акцент сделан не на передачу и усвоение знаний, а на овладение способами самостоятельного добывания знаний, совершенствования умений и навыков творческой деятельности, создаются все условия для интенсивного саморазвития и самореализации юного музыканта.

Учитывая то, что любой вид творческой деятельности предполагает стремление к вершинам профессионального мастерства, ориентирован на социальное признание и достижение успеха, нам представляется, что важной методологической основой профессиональной подготовки специалистов-музыкантов мог бы выступить, наряду со средовым подходом, также и акмеоло-гический подход. Методология данного подхода на сегодняшний день достаточно глубоко разработана применительно к профессиональной подготовке специалистов в области экономики, бизнеса, производственных технологий и других сфер [7]. Однако в сфере художественного образования данная проблематика исследована недостаточно. Сказанное определяет актуальность научной разработки основ акмеологического подхода в системе классического музыкального образования и определяет дальнейшие перспективы исследования.

1. Сизова, Е.РМетодологические основы организации профессиональной подготовки специалиста-музыканта в условиях современного

социума / Е.Р Сизова,Т.Н. Третьякова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6. - Ч. 2.

2. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника. - СПб., 2003.

3. Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. - М., 1997.

4. Шендрик, И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. - М., 2003.

5. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.; Л., 1947.

6. Сизова, Е.Р Особенности профессиональной подготовки музыкантов в условиях интегрированного вуза-комплекса // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 6.

7. Резанович, И.В. Акмеологический подход как способ интеграции педагогических исследований в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Челябинского педагогического университета. - 2005. - №11.

Bibliography

1. Sizova, E.R.Metodologicheskie osnovih organizacii professionaljnoyj podgotovki specialista-muzihkanta v usloviyakh sovremennogo sociuma / E.R. Sizova,T.N. Tretjyakova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 6. - Ch. 2.

2. Tarasov, S.V. Obrazovateljnaya sreda i razvitie shkoljnika. - SPb., 2003.

3. Yasvin, V.A. Trening pedagogicheskogo vzaimodeyjstviya v tvorcheskoyj obrazovateljnoyj srede. - M., 1997.

4. Shendrik, I.G. Obrazovateljnoe prostranstvo subjhekta i ego proektirovanie. - M., 2003.

5. Teplov, B.M. Psikhologiya muzihkaljnihkh sposobnosteyj. - M.; L., 1947.

6. Sizova, E.R. Osobennosti professionaljnoyj podgotovki muzihkantov v usloviyakh integrirovannogo vuza-kompleksa // Vihsshee obrazovanie

segodnya. - 2008. - № 6.

7. Rezanovich, I.V. Akmeologicheskiyj podkhod kak sposob integracii pedagogicheskikh issledovaniyj v sisteme dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya // Vestnik Chelyabinskogo pedagogicheskogo universiteta. - 2005. - №11.

Статья поступила в редакцию 18.05.13

УДК 378.147

Slugina N.L. IMPROVEMENT OF LEVEL OF PERSONNEL TRAINING IN THE FIELDOFINTERNETPROJECTS WITHLABOR MARKET NEEDS. This article presents the results of the research requirements of the labor market to the experts in the field of Internet-projects. To solve the problem of matching the level of graduate training needs identified suggested that the learning process discipline «Management of Internet projects».

Key words: Internet project management, labor, competences, Internet technology.

Н.Л. Слугина, ст. преп. каф. информационных систем и прикладной информатики Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: nina.eberzina@vvsu.ru

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТАМИ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА

Статья отражает результаты исследования требований рынка труда к специалистам в сфере управления интернет-проектами. Для решения задачи соответствия уровня подготовки выпускников выявленным потребностям предложено включить в учебный процесс дисциплину «Управление интернет-проектами».

Ключевые слова.управление интернет-проектами, рынок труда, компетенции, интернет-технологии.

Интернет на сегодняшний день является одним из основных источников размещения информации о предприятии, привлечения внимания к продукции и услугам, а также платформой для ведения бизнеса. В качестве интернет-проекта может рассматриваться любая деятельность предприятия в интернете. Для того чтобы руководство интернет-проектом было эффективным и способствовало получению компанией максимальной прибы-

ли, необходимы специалисты, владеющие соответствующими компетенциями.

Постоянное развитие интернет-технологий приводит к возникновению потребности в специалистах нового профиля. Возникновение новых специальностей происходит за счет сужения специализации. Если раньше все функции по разработке и управлению интернет-проектом (верстка, дизайн, контент, безопас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.