концертных выступлений объединяются усилия студентов, обучающихся на разных уровнях образования. Так, например, с симфоническим оркестром студентов вуза могут выступать в качестве солистов студенты колледжа или даже школы и, наоборот, со студенческими коллективами колледжа могут выступать студенты вуза и школы. В программах класс-концертов (концертов учащихся и студентов, обучающихся в классе одного преподавателя) нередко выступают музыкальные ансамбли смешанных составов, где принимают участие обучаемые разных возрастов. В процессе подготовки таких концертных номеров осуществляется «погружение» учеников в среду совместного творчества, где происходит обмен художественными мыслями и идеями, приобщение к профессиональным ценностям, развитие исполнительского мастерства, что в результате обеспечивает становление личности музыканта-профессионала.
Образовательная среда, интегрирующая разные уровни подготовки специалиста, объединяющая студентов разных возрастов и разного уровня исполнительского мастерства, стимулирует творческий рост молодых музыкантов, мотивирует их к освоению профессиональных ценностей, к достижению успеха и самореализации в профессии. Можно утверждать, что в
Библиографический список
такой образовательной среде, где акцент сделан не на передачу и усвоение знаний, а на овладение способами самостоятельного добывания знаний, совершенствования умений и навыков творческой деятельности, создаются все условия для интенсивного саморазвития и самореализации юного музыканта.
Учитывая то, что любой вид творческой деятельности предполагает стремление к вершинам профессионального мастерства, ориентирован на социальное признание и достижение успеха, нам представляется, что важной методологической основой профессиональной подготовки специалистов-музыкантов мог бы выступить, наряду со средовым подходом, также и акмеоло-гический подход. Методология данного подхода на сегодняшний день достаточно глубоко разработана применительно к профессиональной подготовке специалистов в области экономики, бизнеса, производственных технологий и других сфер [7]. Однако в сфере художественного образования данная проблематика исследована недостаточно. Сказанное определяет актуальность научной разработки основ акмеологического подхода в системе классического музыкального образования и определяет дальнейшие перспективы исследования.
1. Сизова, Е.РМетодологические основы организации профессиональной подготовки специалиста-музыканта в условиях современного
социума / Е.Р Сизова,Т.Н. Третьякова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6. - Ч. 2.
2. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника. - СПб., 2003.
3. Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. - М., 1997.
4. Шендрик, И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. - М., 2003.
5. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.; Л., 1947.
6. Сизова, Е.Р Особенности профессиональной подготовки музыкантов в условиях интегрированного вуза-комплекса // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 6.
7. Резанович, И.В. Акмеологический подход как способ интеграции педагогических исследований в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Челябинского педагогического университета. - 2005. - №11.
Bibliography
1. Sizova, E.R.Metodologicheskie osnovih organizacii professionaljnoyj podgotovki specialista-muzihkanta v usloviyakh sovremennogo sociuma / E.R. Sizova,T.N. Tretjyakova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 6. - Ch. 2.
2. Tarasov, S.V. Obrazovateljnaya sreda i razvitie shkoljnika. - SPb., 2003.
3. Yasvin, V.A. Trening pedagogicheskogo vzaimodeyjstviya v tvorcheskoyj obrazovateljnoyj srede. - M., 1997.
4. Shendrik, I.G. Obrazovateljnoe prostranstvo subjhekta i ego proektirovanie. - M., 2003.
5. Teplov, B.M. Psikhologiya muzihkaljnihkh sposobnosteyj. - M.; L., 1947.
6. Sizova, E.R. Osobennosti professionaljnoyj podgotovki muzihkantov v usloviyakh integrirovannogo vuza-kompleksa // Vihsshee obrazovanie
segodnya. - 2008. - № 6.
7. Rezanovich, I.V. Akmeologicheskiyj podkhod kak sposob integracii pedagogicheskikh issledovaniyj v sisteme dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya // Vestnik Chelyabinskogo pedagogicheskogo universiteta. - 2005. - №11.
Статья поступила в редакцию 18.05.13
УДК 378.147
Slugina N.L. IMPROVEMENT OF LEVEL OF PERSONNEL TRAINING IN THE FIELDOFINTERNETPROJECTS WITHLABOR MARKET NEEDS. This article presents the results of the research requirements of the labor market to the experts in the field of Internet-projects. To solve the problem of matching the level of graduate training needs identified suggested that the learning process discipline «Management of Internet projects».
Key words: Internet project management, labor, competences, Internet technology.
Н.Л. Слугина, ст. преп. каф. информационных систем и прикладной информатики Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТАМИ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА
Статья отражает результаты исследования требований рынка труда к специалистам в сфере управления интернет-проектами. Для решения задачи соответствия уровня подготовки выпускников выявленным потребностям предложено включить в учебный процесс дисциплину «Управление интернет-проектами».
Ключевые слова.управление интернет-проектами, рынок труда, компетенции, интернет-технологии.
Интернет на сегодняшний день является одним из основных источников размещения информации о предприятии, привлечения внимания к продукции и услугам, а также платформой для ведения бизнеса. В качестве интернет-проекта может рассматриваться любая деятельность предприятия в интернете. Для того чтобы руководство интернет-проектом было эффективным и способствовало получению компанией максимальной прибы-
ли, необходимы специалисты, владеющие соответствующими компетенциями.
Постоянное развитие интернет-технологий приводит к возникновению потребности в специалистах нового профиля. Возникновение новых специальностей происходит за счет сужения специализации. Если раньше все функции по разработке и управлению интернет-проектом (верстка, дизайн, контент, безопас-
ность и продвижение сайта) входили в обязанности одного специалиста: веб-мастера или администратора сайта, то сейчас тенденция такова, что каждую функцию (или комплексом сходных функций) реализует определенный специалист. Это происходит и за счет укрупнения и развития интернет-проектов и за счет усложнения инструментария - нужно знать все больше тонкостей и специфических нюансов. Так выделились в самостоятельные профессии интернет-маркетологи, контент-менеджеры, seo-специалисты и т.д. [1].
Тенденции развития интернет-технологий ведут к дальнейшему расщеплению функций. Повышение внимания к комфорту пользователя приводит к тому, что становятся востребованными тестировщики веб-сервисов и специалисты по юзабилити. Сайт, которым удобно пользоваться, - весомое конкурентное преимущество. Еще одно направление - специалисты интернет-магазинов: посетители интернета привыкли к онлайн-магазинам, так появились вакансии специалистов по работе с интернет-каталогом, в чьи обязанности входит наполнение и структурирование каталога (это тот же контент-менеджер, но со специализацией на интернет-магазине) [1].
По мнению специалистов ведущих кадровых агентств, в число профессий, которые будут востребованы в ближайшие пять лет, вошли следующие профессии, связанные спроектиро-ванием, созданием и сопровождением веб-сайтов: web-программисты, SEO-оптимизаторы, менеджеры интернет-проектов, web-архитекторы, web-developers, контент-менеджеры, креативные специалисты по развитию web-ресурсов [2].
Для того, чтобы уровень подготовки выпускников вузов соответствовал возрастающим потребностям рынка труда в области управления интернет-проектами,необходимо учитывать указанные тенденции в процессе обучения специалистов современным информационным технологиям [3].
С целью выявления компетенций специалистов в области управления интернет-проектами, востребованных на рынке труда Приморского края были проанализированы требования работодателей на сайте farpost.ru в разделе Вакансии для Приморского края [4].
Анализ вакансий показал, что специалисты в области проектирования иуправления веб-сайтами востребованы в различных отраслях: информационные технологии, телекоммуникационные услуги, консалтинговые услуги, интернет-торговля, производство, промышленность, туризм, банки, образование и другие. Наиболее востребованными должностями на рынке труда Приморского края являются:
• Менеджер (руководитель) интернет-проектами.
• SEO-оптимизатор.
• Специалист по интернет-маркетингу.
Выявленные в результате анализа компетенции, необходимые специалистам в области разработки и управления интернет-проектами представлены в таблице 1.
Формирование выявленных компетенций возможно при включении в учебный процесс дисциплины «Управление интернет-проектами». Основное содержание данной дисциплины, сформированное на основе анализа современных технологий
Таблица 1
Компетенции специалистов в области разработки и управления интернет-проектами, востребованные на рынке труда
Направление Компетенции
Руководство интернет-проектами Знание процессов проектирования,разработки программного обеспечения.
Знание юзабилити.
Знание особенности подготовки материалов для размещения в интернете.
Знание систем анализа Яндекс, Метрика, GoogleAnalytics, Liveintemet.
Понимание основ интернет - маркетинга и ЭБО - продвижения сайта.
Навыки веб-администрирования.
Навыки доработки, поддержания и развития работы сайта компании.
Опыт управления проектами.
Опыт ведения контекстных рекламных кампаний.
Опыт продвижения сайтов с использованием различных технологий
Таблица 2
Содержание дисциплины «Управление интернет-проектами»
Тема Содержание
Организация продаж через интернет Интернет-магазин. Электронный бизнес. Цели и задачи интернет-маркетинга. Цели создания корпоративного сайта. Целевая аудитория. Разработка архитектуры продаж товаров и услуг с использованием Интернета.
Проектирование сайта Основные бизнес-модели сайтов. Маркетинговое проектирование сайта. Разработка структуры сайта. Информационная архитектура сайта. Техническое задание.
Информационное наполнение сайта Роль текста для эффективности сайта. Ключевые слова в продвижении сайта и поисковой оптимизации сайта. Информационное наполнение каждой страницы. Особенности восприятия текста в Интернете. Текстовая информации на сайте: виды, актуальность, связь с информационной архитектурой сайта.
Продвижение предприятия в сети интернет Стратегический и тактический подход к продвижению сайта. Увеличение доли рынка в Интернете. Поисковая оптитмизация (ЭБО). Publicrelations. Поисковая (контекстная) реклама. Медиапланирование и оценка эффективности рекламных кампаний в Интернете.
Редизайн и аудит сайта Редизайн сайта: модели, способы обоснования, критерии успешности. Аудит сайта: маркетинговый аудит, организационный аудит, комплексный аудит.
Веб-аналитика Цели веб-аналитики. Системы веб-аналитики. Анализ и интерпретация параметров. Использование данных веб-аналитики для оптимизации сайта.
Таблица 3
Компетенции, которые могут быть сформированы введениемдисциплин по проектированию, созданию и сопровождению веб-сайтов
Область профессиональной деятельности (согласно стандарта) Компетенции Способ реализации
Прикладная информатика
Разработка проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов создание информационных систем в прикладных областях, реализация проектных решений с использованием современных информационнокоммуникационных технологий и технологий программирования. • способность ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационнокоммуникационных технологий (ПК4); • способность проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК8); • способность принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла (ПК-11). В качестве проекта автоматизации может выступать разработка, создание, внедрение и сопровождение вебпредставительства компании, которое позволит решить стоящие перед ней задачи.
Бизнес информатика
Стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием и организация процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием. К объектам профессиональной деятельности относятся методы и инструменты создания и развития электронных предприятий и их компонент. • управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контент-сервисов) (ПК-7); • позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в среде Интернет (ПК-11); • проектировать архитектуру электронного предприятия (ПК-17); • разрабатывать контент и ИТ-сервисы предприятия и Интернет-ресурсов (ПК-18); • консультировать заказчиков по вопросам создания и развития электронных предприятий и их компонент (ПК-23). Проектирование и планирование развитиядеятельности предприятия в сфере электронного бизнеса.
Информационные системы и технологии
Исследование, разработка, внедрение и сопровождение информационных технологий и систем. • способность проводить предпроектное обследование объекта проектирования, системный анализ предметной области, их взаимосвязей (ПК-1); • способность проводить техническое проектирование (ПК-2); • способность проводить рабочее проектирование (ПК-3); • способность использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности (ПК18); готовность адаптировать приложения к изменяющимся условиям функционирования (ПК-34). В качестве информационной технологии может выступать веб-сайт.
Менеджмент
Структуры в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело. • способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10); • способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49); • способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50). Проектирование и создание собственного электронного бизнеса.
Торговое дело
Организация, управление и проектирование процессов в области коммерческой деятельности, маркетинга, торговой рекламы. • готовность анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации (ПК-14); • способность разрабатывать проекты профессиональной деятельности (торгово-технологические, и/или маркетинговые, и/или рекламные, и/или логистические процессы) с использованием информационных технологий (ПК-18); • готовность участвовать в реализации проектов в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или товароведной) (ПК-19). Проектирование и создание предприятия электронного бизнеса.
в области разработки и управления интернет-проектами, с учетом потребностей рынка труда представлено в таблице 2.
Исходя из предложенного в таблице 2 содержания, учитывая тенденции развития интернета и появление запросов на специалистов нового профиля, можно выделить пять основных направлений подготовки высшего профессионального образования, для которых актуально введение в процесс обучения
дисциплины «Управление интернет-проектами». К таким направлениям относятся:
1) Прикладная информатика.
2) Бизнес информатика.
3) Информационные системы и технологии.
4) Менеджмент.
5) Торговое дело.
Перечень компетенций, определенных в федеральных государственных образовательных стандартах выделенных направлений [5-9], которые могут быть сформированы введением в процесс обучения рассматриваемой дисциплины, представлены в таблице 3.
В результате проведенного исследования потребностей рынка труда в сфере управления интернет-проектами и анализа образовательных стандартов направлений подготовки высшего профессионального образования был сделан вывод о том,
что для повышения уровня подготовки кадров в рассматриваемой области необходимо введение в учебный процесс дисциплины «Управление интернет-проектами» для следующих направлений: «Прикладная информатика», «Бизнес информатика», «Информационные системы и технологии», «Менеджмент», «Торговое дело». Обучение данной дисциплине позволит сформировать основные компетенции, необходимые для работы с интернет-проектами, и тем самым повысить конкурентоспособность выпускников выделенных направлений.
Библиографический список
1. О новых профессиях Интернета. Помощь бизнесу [Э!р]. - PIд:http:IIbishelp.ruIrichIkarierI0706_newprof.php
2. Ваши ставки, господа? Сайт Rabota.RU (Работа.РФ) [Э!р]. - Р!д: www.rabota.ruIresearchIstati_i_kommentariiIvashi_stavki_gospoda_.html
3. Слугина, Н.Л. Повышение уровня подготовки кадров в области современных информационных технологий на базе центра компетенций I Н.Л.Слугина, В.М. Гриняк II Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5 [Э!р]. - Р!д: http:IIwww.science-education.ruI 105-7246
4. Farpost. Информационный портал Дальнего востока [Э!р]. - Р!д: http:IIprimorskii-krai.farpost.ruI
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 783)
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 Бизнес информатика (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 27)
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 25)
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 544).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100700 Торговое дело (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря
2009 г. № 787).
Bibliography
1. O novihkh professiyakh Interneta. Pomothj biznesu [EhIr]. - RId:http:IIbishelp.ruIrichIkarierI0706_newprof.php
2. Vashi stavki, gospoda? Sayjt Rabota.RU (Rabota.RF) [EhIr]. - RId: www.rabota.ruIresearchIstati_i_kommentariiIvashi_stavki_gospoda_.html
3. Slugina, N.L. Povihshenie urovnya podgotovki kadrov v oblasti sovremennihkh informacionnihkh tekhnologiyj na baze centra kompetenciyj I N.L.Slugina, V.M. Grinyak II Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 5 [EhIr]. - RId: http:IIwww.science-education.ruI105-7246
4. Farpost. Informacionnihyj portal Daljnego vostoka [EhIr]. - RId: http:IIprimorskii-krai.farpost.ruI
5. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 230700 Prikladnaya informatika (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 dekabrya 2009 g. № 783)
6. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 080500 Biznes informatika (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14 yanvarya 2010 g. № 27)
7. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 230400 Informacionnihe sistemih i tekhnologii (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14 yanvarya
2010 g. № 25)
8. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 080200 Menedzhment (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 20 maya 2010 g. № 544).
9. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 100700 Torgovoe delo (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 dekabrya 2009 g. № 787).
Статья поступила в редакцию 13.05.13
УДК 159.955.9
Chernjavskaja V.S., SamojlichenkoA.K. МЕТА^^^ AND REFLEXIVITY IN THE CONTEXT OF THE DEMAND
FOR UNIVERSITY GRADUATES. Substantiation of the metathinking, reflexivity, as a psychological foundation of the subsequent demand, which is represented as a psychological phenomenon. The necessity and possibility of development of metathinking using clientcentered therapy of students.
Key words: metathinking reflexivity; students; subsequent demand; psychological consulting.
В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф. каф. философии и психологии Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]; А.К. Самойличенко, студент специальности «Психология» Владивостокского
гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
МЕТАМЫШЛЕНИЕ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Представлено обоснование метамышления, рефлексивности, как психологического основания последующей востребованности, которая представлена в качестве психологического феномена. Обоснована необходимость и возможность развития метамышления с помощью клиент-центированного консультирования студентов.
Ключевые слова: метамышление; рефлексивность; студенты; востребованость; психологическое консультирование.