Научная статья на тему 'Интегрированный элективный курс как средство развития музыкальных потребностей старшеклассников негуманитарного профиля общеобразовательной школы'

Интегрированный элективный курс как средство развития музыкальных потребностей старшеклассников негуманитарного профиля общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / MUSICAL REQUIREMENTS / SENIOR PUPILS / ELECTIVE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова А. М.

В статье рассматривается проблема развития музыкальных потребностей старшеклассников общеобразовательной школы в процессе изучения элективного курса « Математика и музыка ». Сделан вывод, что задействование потенциала элективных курсов дает возможность включить элементы музыкального образования в содержание учебного процесса негуманитарных профилей, что максимально способствует решению задач профильного образования и развитию музыкальных потребностей старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated elective course as means of development of musical requirements of senior Science pupils of comprehensive school

In article the problem of development of musical requirements of senior pupils of comprehensive school in the process of studying the elective course «Mathematics and music» is considered. The conclusion is drawn that the involvement of elective courses potential gives the chance to include music education elements in the maintenance of educational process in Sciences that ultimately promotes the solution of profile formation problems and the development of musical requirements of senior pupils.

Текст научной работы на тему «Интегрированный элективный курс как средство развития музыкальных потребностей старшеклассников негуманитарного профиля общеобразовательной школы»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 373.5

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НЕГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© А. М. ЕГОРОВА Уральский государственный педагогический университет e-mail: ewa56@mail.ru

Егорова А. М. - Интегрированный элективный курс как средство развития музыкальных потребностей старшеклассников негуманитарного профиля общеобразовательной школы // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.

2012. № 28. С. 762-768. - В статье рассматривается проблема развития музыкальных потребностей старшеклассников общеобразовательной школы в процессе изучения элективного курса «Математика и музыка». Сделан вывод, что задействование потенциала элективных курсов дает возможность включить элементы музыкального образования в содержание учебного процесса негуманитарных профилей, что максимально способствует решению задач профильного образования и развитию музыкальных потребностей старшеклассников.

Ключевые слова: музыкальные потребности, старшеклассники, элективный курс.

Egorova A. М. - Integrated elective course as means of development of musical requirements of senior Science pupils of comprehensive school // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 762-768. -

In article the problem of development of musical requirements of senior pupils of comprehensive school in the process of studying the elective course «Mathematics and music» is considered. The conclusion is drawn that the involvement of elective courses potential gives the chance to include music education elements in the maintenance of educational process in Sciences that ultimately promotes the solution of profile formation problems and the development of musical requirements of senior pupils.

Keywords: musical requirements, senior pupils, elective course.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, общество ставит перед школой задачи гуманизации воспитания личности. Развитие личности смысл и цель современного образования. Модернизация содержания образования, обновление методов и средств обучения являются основой новых педагогических поисков.

В «Концепции модернизации российского образования» определены важнейшие задачи воспитания, среди которых - формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной реализации в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркнуто, что «в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося». «Современный национальный воспитательный идеал высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России...».

Таким образом, школьное образование должно создать условия для гармоничного развития личности учащегося, формировать его духовную культуру,

творческий потенциал, способствовать развитию ценностных художественно-эстетических ориентации. Эти направления являются на сегодняшний день актуальной педагогической проблемой. Ведущая роль в решение этого вопроса принадлежит искусству и, в частности, музыке.

На протяжении нескольких десятилетий эта проблема находится в центре внимания отечественных педагогов-музыкантов: Д. Б. Кабалевского (формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры), Л. В. Школяр (развивающее музыкальное образование), А. Н. Сохора (соотношение музыкальной культуры общества и личности), В. В. Алеева, Ю. Б. Алиева, Г. С. Сергеевой и др. Наиболее важным и неразработанным остается вопрос музыкального образования старшеклассников (15-17 лет) в общеобразовательной школе.

При наличии условий для духовного роста в годы юности значительно развивается сфера эстетических чувств. Роль искусства, в том числе музыкального, в этом процессе огромна, общеизвестна и не подвергается сомнению. Однако обязательные уроки музыки в старших классах общеобразовательной школы в

настоящее время не предусмотрены. Современное школьное музыкальное образование заканчивается именно тогда, когда в нем остро нуждается формирующаяся личность старшеклассника. Полученные ранее музыкальные знания и умения частично утрачиваются либо «растворяются» в потоке низкокачественной музыкальной продукции, составляющей сегодня звуковою среду.

Отечественные педагоги-музыканты всегда искали возможности включить в учебно-воспитательный процесс старшей школы музыкальное образование. В педагогической практике на протяжении нескольких десятилетий музыкальное образование старшеклассников в общеобразовательной школе реализовалось в форме факультативных занятий и в сфере развивающего дополнительного образования (кружки, секции, студии, клубы и т. д.). Проблемам музыкального образования старшеклассников посвятили свои труды Д. Б. Кабалевский (1968), Н. Л. Гродзенская (1969), К. П. Португалов (1980), З. К. Кальниченко (1985), М. Ю. Самакаева (1989), Б. А. Брылин (1990) и другие. Однако эти и другие исследования выполнялись в условиях образовательных реалий конца ХХ столетия. Трудов, раскрывающих и решающих проблемы, встающие перед общеобразовательной школой по музыкальному воспитанию старшеклассников в условиях сегодняшних образовательных стандартов, недостаточно.

Сегодняшние нормативные документы в области образования старшеклассников, отражающие требования реальности, в том числе раннюю профилиза-цию, позволяют включить в образовательный процесс элективные курсы. Элективные курсы - курсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения. При введении профильного обучения в старшей школе ученику (семье) предлагается совершить выбор двух уровней: сначала ученик выберет профиль, а вместе с ним и набор предметов, уровень их изучения, а затем - набор элективных курсов, предложенных школой.

Учебный план в профильных классах отличается достаточной гибкостью и подвижностью и позволяет ввести музыкально-образовательные дисциплины. Однако при этом речь идет, прежде всего, о классах гуманитарного профиля, где музыкальнообразовательные дисциплины органично вливаются в общий содержательный контекст. Содержание образовательного процесса классов негуманитарного профиля (физико-математических, естественнонаучных и т. п.) не предусматривает введения дисциплин музыкально-образовательной направленности. учащиеся, избравшие негуманитарные профили, фактически исключаются из процесса музыкального образования, в результате чего в этот важный период у них формируются потребности, прежде всего в музыке низкого уровня, навязываемой сегодняшними средствами массовой информации.

Ситуация в области музыкального образования старшеклассников настоятельно требует своего разрешения. В сложившихся условиях необходимо изыскивать любые возможности включения элемен-

тов музыкального образования в содержание учебного процесса негуманитарных профилей. Одним из вариантов может стать использование потенциала элективных курсов, позволяющих осуществлять музыкальное образование в контексте профильной направленности обучения.

Таким образом, в сегодняшней практике общего образования старшеклассников выявляются следующие противоречия:

- между потребностью общества в формировании всесторонне, гармонично развитой личности школьников и фактическим исключением музыкального образования из учебно-воспитательного процесса в старших классах;

- между разработанностью в общей педагогике и психологии вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся старших классов, и недостатком исследований, направленных на развитие музыкальных потребностей у учащихся старших классов в современных условиях, в педагогике музыкального образования;

- между возможностями музыкального обучения и воспитания учащихся старших классов, предоставляемых общим уровнем развития педагогики музыкального образования, с одной стороны, и разделом образовательного стандарта в части профильного обучение и элективных курсов, с другой, и недостатком методик, позволяющих реализовывать данные возможности в образовательном процессе.

Выявленные противоречия позволили определить проблему, суть которой заключается в поиске путей и средств развития музыкальных потребностей у старшеклассников в условиях современной общеобразовательной школы.

Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая проверка содержания и методов проведения интегрированного элективного курса «Математика - музыка» для учащихся негуманитарных профилей старших классов общеобразовательной школы.

При проведении исследования мы исходили из следующей гипотезы: музыкальные потребности у учащихся старших классов общеобразовательной школы будут развиваться с предпочтением в сторону музыки высокого художественного уровня, если:

- в учебно-воспитательный процесс включен интегрированный курс «Математика - музыка» объединяющий сведения из областей математики и музыки, построенный на принципах интеграции, историзма, непрерывности и преемственности, индивидуализации и дифференциации;

- соблюдается комплекс следующих организационно-педагогических условий: приобретаемые теоретические и практические знания направлены на освоение широкого спектра музыкальной культуры и специальных (личностно-значимых и художественноэстетических) ориентаций, учет специфики профильного образования негуманитарной направленности, непрерывность образования продолжает концептуальные установки предыдущего музыкального образова-

ния, организация обучения происходит с дифференциацией учащихся в зависимости от уровня развития творческих способностей и одновременно с выстраиванием индивидуальной творческой траектории для каждого, организация индивидуальных консультаций и внеурочной творческой деятельности.

Задача исследования - опытно-экспериментальным путем проверить эффективность данного курса для развития музыкальных потребностей старших школьников.

Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение: «Потребности - внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; основной источник активности личности. Возникновение потребностей побуждает личность к активному поиску их удовлетворения. Потребности становятся внутренними побудителями деятельности - мотивами» [7, с. 209].

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.). Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Социальные и духовные потребности называют вторичными, они отражают социализацию человека.

Духовные потребности, или потребности в самореализации, - это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя [5, с. 312].

«Духовные потребности в юношеском возрасте являются ведущей и направляющей силой развития духовности личности. В них раскрывается сущность духовности как движения души на пути к полной самореализации, как нравственно-ориентированное поведение, как проявление разума, как мыслящую и созидательную активность личности, как утверждение значимых ценностей, как поиск высшей истины» [4]. Актуальность данных потребностей может даже превышать удовлетворение физиологических, а их неудовлетворенность может привести к девиантному поведению.

При наличии множества подходов к культуре существует единое мнение в понимании культуры как духовного мира.

Под огромным влиянием телевидения в сочетании с ликвидацией приоритетов у молодого человека складывается «клиповое» сознание, характерными чертами которого являются краткость, поверхностность, легкомысленность выводов. Массовая культура, заполонившая телевидение и радио, вытесняет элитарную культуру, способствуя тем самым неразборчивости вкусов молодежи. «Сегодня у нас сложилась ситуация, в которой на авансцену вышла массовая культура, потеснив собой культуру элитарную. Современная

культура выражает себя не в искусстве, а в жестких формах, в которых деградируют высшие духовные ценности культуры. Эта культура рассчитана на среднего потребителя с невзыскательными вкусами, ее цель, в первую очередь, - заработать деньги» [3, с. 65].

«Как правило, личность человека в молодом возрасте еще недостаточно сформирована. Поэтому в период прохождения социализации именно молодежь представляет собой самую благодатную почву для воздействия с любой стороны (СМИ, учреждений культуры, органов власти, школьных педагогов, групп сверстников). <...> Поэтому от того, что и кем будет «заложено» в молодого человека именно в это время, во многом будет зависеть то, какой будет молодежь и более того, каким будет наше общество завтра» [3, с. 68-69].

Потребность в самосовершенствовании личности, механизм определения своего места и роли заложены в духовных потребностях личности. Как правило, «. эта группа высших потребностей личности формируется стихийно, в молодежной среде наблюдаются примеры бездуховности, в ряде случаев утрачиваются традиции гуманизма, взаимопомощи и добродетельного отношения друг к другу. Это приводит к проявлению эгоизма, стяжательства, насилия, беспринципности и агрессивности у молодых людей» [4].

Для старшего школьного возраста особенно важно, какие именно потребности станут доминантными и ненасыщаемыми. «В тех случаях, когда ненасыщаемыми становятся первичные органические потребности, психическое развитие человека идет по неправильному пути, формируя личность, отрицательную с точки зрения общественного мнения. <...> В отличие от этого духовные ненасыщаемые потребности обогащают и облагораживают личность, повышают культуру человека, помогают ему стать собранным и целеустремленным» [1, с. 63].

Помочь молодому человеку в самовоспитании, определении жизненной позиции, в духовном развитии - важнейшая задача современного школьного образования. «Сегодня нам необходимо образование, которое могло бы дать направление и руководство молодежи, помогло бы молодым людям «строить самих себя», расти духовно, принимать ответственные решения при выборе жизненного пути. Все это возможно при обновлении образования и воспитания на основе гуманистических принципов, ставящих в центр ребенка, неповторимость личности как субъекта воспитания, формирование отношений в школе на основе духовного и эмоционального единства и сотрудничества детей и взрослых [6].

Музыкальные потребности являются частью духовных потребностей. Общепринятая классификация состоит из звеньев: духовные потребности ^ эстетические потребности ^ художественные потребности ^ музыкальные потребности.

«Ценность, значимость, смысл тех событий, образов, которыми живет и которые переживает человек, характеризуют существо того, что воссоздается в музыке. и как следствие: ценность, значимость, смысл,

воссоздающиеся в интонационно-звуковой форме, составляют содержание музыкальной деятельности как духовной деятельности человека» [8, с. 66].

В своем исследовании, давая определение понятию «музыкальная потребность», мы опираемся на трактовку Г. С. Тарасова. «Музыкальная потребность -это устойчивая индивидуально-типичная форма отношения к музыке, детерминирующая развертывание музыкальной деятельности и выступающая на личностном уровне как система обобщенных музыкальных побуждений» [8, с. 65]. «Музыкальная потребность -не статичное, а динамичное явление. Она в большинстве случаев ненасыщаема, поскольку перспективы ее конкретной реализации всякий раз связаны с привнесением новых качеств в эмоционально-ценностную сферу духовной жизни человека» [8, с. 68].

«Главная закономерность генезиса музыкальной потребности - приоритет индивидуального самовыражения на этапе формирования потребности и доминирование предметной детерминации музыки на творческой ступени развития» [8, с. 69]. «Личность, отдавая свои душевные силы искусству, воспринимая музыкальное произведение, духовно обогащается, развивается» [8, с. 70].

Яконюк В. Л. определяет процесс удовлетворения музыкальных потребностей как «духовное общение» [9, с. 71]. Он же выделил следующие функции музыкальных потребностей: мотивирующая, коммуникативная, познавательная.

Различные стороны мотивационной сферы характеризуют такие понятия и словосочетания, как «любовь к музыке», «творческая устремленность», «увлеченность искусством», «музыкальный интерес» и т. д.

Коммуникативная функция музыкальных потребностей - музыкальное искусство как акт общения между людьми. «Создание или воссоздание музыкального образа как конечной инстанции музыкальной потребности есть не что иное, как общение на языке музыки» [9, с. 71].

В свою очередь, и. А. Джидарьян выделяет три главных аспекта в процессе удовлетворения эстетической потребности человека в искусстве:

1) общение потребителей художественных ценностей с личностью автора и общение самих худож-ников-творцов с публикой;

2) общение потребителей искусства с героями художественных произведений в процессе их восприятия;

3) общение между самими потребителями художественных ценностей, объединенных актом художественного восприятия [2, с. 134].

«Оценка других людей и самооценка личности складываются в непосредственном общении человека с человеком и с «искусственными» людьми - образами искусства» [3, с. 26].

В музыкальной потребности важное значение приобретает взаимодействие эмоционального и познавательного. Реализация познавательной функции музыкальной потребности связана с процессом музыкального восприятия. «Познавательная функция

музыкальной потребности является, поэтому важнейшим условием интеллектуализации музыкальновоспитательного процесса, составляющей основу формирования музыкального мышления» [9, с. 75].

Структура музыкальных потребностей включает в себя музыкально-эстетические знания (знания специфики музыкального языка, его элементов, их значимости и эстетической сущности), развитость эмоционально-чувственного восприятия, адекватность восприятия музыкальных произведений; степень сознания потребности, влияющая на сферу интересов; индивидуальные свойства личности, в частности, способности, целеустремленность, активность в деятельности, а также мотивационная сфера личности.

Нами разработана и реализуется программа элективного курса «Математика и музыка» для учащихся профильных негуманитарных классов общеобразовательной школы. Данный курс, рассчитанный на 34 часа, в первую очередь адресован учащимся физико-математического цикла. Однако он является достаточно универсальным и может быть включен в учебный план различных профилей.

Не претендуя на решение разносторонних задач музыкального образования, курс «Математика и музыка» призван расширить знания старшеклассников о музыкальном искусстве в контексте одного из многочисленных аспектов его бытования, а именно -сосредоточить внимание учащихся на осмыслении различных точек соприкосновения искусства (музыка) и науки (математика).

учебно-тематический план программы включает изучение следующих тем: «Наука и искусство -грани творчества», «Гармония, симметрия, пропорция, ритм - слагаемые прекрасного», «Пифагор и пифагорейское учение о числе», «Космическая музыка» Пифагора и Платона», «Пифагорова гамма», «Математический строй музыки», «Математический анализ музыки», «Алгебра гармонии - темперация», «Теория музыкального ритма Аврелия Августина», «Космическая музыка Кеплера», «Музыка и конструктивизм», «Эстетика парадокса и музыкальный авангард», «Стиль совершенных пропорций А. Пануфника», «Творчество и кибернетика».

Как и любой дисциплине музыкально-образовательного цикла, курсу «Математика и музыка» свойственна диалектика эмоционального и рационального. В сравнении с базовым уроком музыки рациональное начало курса «Математика и музыка» проявляется более ярко, о чем свидетельствует само содержание курса и его тематизм. Однако это не означает утраты эмоционального начала, проявляющегося на уровне осмысления содержания курса и на уровне восприятия музыкальных произведений.

Целью курса «Математика и музыка» является развитие музыкальной культуры старшеклассников, рассматривающейся, в соответствии с современными концепциями музыкального образования, как часть их общей гуманитарной культуры.

Основными задачами курса является получение учащимися знаний о музыкальном искусстве в локаль-

ной области, ограниченной заявленной тематикой курса; расширение спектра музыкальных впечатлений учащихся; углубление знаний учащихся в области теории музыки; обогащение знаний учащихся о музыкальных стилях, жанрах, направлениях, о композиторах, исполнителях, музыкантах-исследователях; реализация полученных знаний и умений в самостоятельных творческих проектах, дальнейшее формирование умений слушать, исполнять, сочинять музыку.

Основными дидактическими принципами, в соответствии с которыми строится программа курса и осуществляется образовательный процесс, являются:

1) Принцип интеграции.

интеграция лежит в основе курса и является принципом построения его программы. В курсе параллельно изучается история развития математической мысли и музыкального искусства. Каждая область (в смысле музыка и математика) «живет» по своим законам, но между ними устанавливаются теснейшие идейно-нравственные и эстетические связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономерностями развития искусства, науки и философской жизни.

2) Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития музыки и математики, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений научных.

3) Принцип непрерывности и преемственности. Материал раскрывается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

4) Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Защита творческих проектов, подготовка сообщений и докладов, участие в дискуссиях, рассуждениях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а так же подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

Структура и содержание курса определяют формы и организации занятий: лекции (обзорные и тематические), семинары, консультации, беседы-размышления, сообщения и доклады учащихся, практикумы, самостоятельные исследования и творческая музыкальная деятельность.

На уроках предусмотрены следующие виды учебной и музыкальной деятельности: составление тезисов лекции, решение задач, составление опорного конспекта, ответы на вопросы, слушание музыки, анализ музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, составление и чтение партитур, сочинение музыки, конструирование музыки на компьютере, творческие работы, презентация творческих проектов по темам курса.

Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей, музыкальных способностей и интересов обучающихся. Разнообразие видов учебной и музыкальной деятельности позволяют каждому учащему-

ся себя реализовать в той или иной степени; музыкальный материал для слушания и пения включает различные стили и направления музыки (классическая инструментально-симфоническая, классическая вокально-инструментальная, авангардная академическая, эстрадная вокально-инструментальная музыка, реп, рок, авторская песня); сочетаются групповые и индивидуальные формы работы.

Создание творческой атмосферы побуждает школьников к самовыражению, активности, поощрение творческого начала способствует развитию индивидуальных способностей. Каждый ученик выбирает вид творческого задания. Это может быть создание творческого продукта, поиск информации, её оформление в виде презентаций, докладов, рефератов, исполнительская деятельность и др.

Сочетание классной и внеурочной деятельности позволяет учащимся в полной мере самореализоваться. Старшеклассники принимают участие в конкурсах авторской, патриотической песни, выступают на школьных, городских, областных мероприятиях, на научно-практических конференциях, участвуют в школьных творческих вечерах, музыкально-литературных композициях, посещают филармонические концерты, выставки, театры. Традиционной стала творческая встреча с местным бардом. Во время этого мероприятия учащиеся могут познакомиться с творчеством автора, задать ему интересующие вопросы, исполнить песни собственного сочинения.

Признание в группе, среди товарищей, общественности способствует самоутверждению, росту уважения к себе, музыкальной деятельности, стимулирует интерес к серьезному искусству. Развитие музыкальных потребностей обусловлено опытом музыкальной деятельности (слуховой, исполнительской, композиторской, аналитической и др.), активностью включения в творческую деятельность, самоактуализацией и творческим самовыражением.

Для того, чтобы выявить степень развития музыкальных потребностей старшеклассников, нами были определены уровни данных потребностей и их показатели. Уровни были разделены на высокий, средний и низкий.

Высокий уровень имеет следующие показатели:

- устойчивая сформированная готовность ориентироваться на широкий спектр музыкальных предпочтений;

- отношение к музыке как к средству, с помощью которого можно удовлетворить свои познавательные потребности;

- музыка является для человека самостоятельной сферой деятельности, творческой самореализацией;

- широкий диапазон музыкальных интересов;

- активность включения в музыкальную деятельность, как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях;

- участие в групповых и индивидуальных творческих проектах;

- неоднократное посещение театров, филармонических концертов.

Средний (промежуточный) уровень:

- случайно-ситуативный характер ориентировки в музыкальном искусстве;

- отношение к музыке как к средству отдыха;

- небольшой диапазон музыкальных интересов;

- включение в музыкальную деятельность только на уроках;

- участие только в групповых творческих проектах;

- разовое посещение театров, филармонических концертов.

Низкий уровень имеет такие показатели:

- узкопрагматическая направленность лишь на развлекательные образцы музыки и искусства в целом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отношение к музыке как зрелищу;

- ограниченный диапазон музыкальных интересов;

- выборочное включение в музыкальную деятельность на уроках;

- пассивность при выполнении индивидуальных и групповых заданий;

- отказ от посещения театров, филармонических концертов.

Опытно-поисковая работа проводилась в 20062011 гг. на базе МОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Верхней Пышмы, Свердловской области. В исследовании принимали участие старшеклассники общеобразовательных классов (универсального обучения) и негуманитарного профиля.

Количество учеников, принимавших участие в диагностике - 130. Для анализа результативности экспериментальной работы были выделены контрольные классы (классы универсального обучения) и экспериментальные классы (классы с углубленным изучением предметов негуманитарного цикла), изучающие в течение года элективный курс «Математика и музыка». Количество учащихся в КК составило 68 человек, а в ЭК - 62 человека.

В задачи эксперимента входило определение уровня развития музыкальных потребностей школьников на констатирующем и итоговом этапах.

В процессе исследования применялись следующие методы: опытно-экспериментальная работа, наблюдение, анкетирование (методика В. П. Анисимова «Диагностика мотивационного компонента музыкально-эстетических вкусов старших школьников», методика В. С. Аванесова «Диагностика измерения художественно-эстетической потребности»), тестирование, анализ продуктов детского творчества.

Констатирующий этап исследования проводился в течение сентября каждого учебного года и по времени совпадал с началом изучения авторского элективного курса «Математика и музыка».

Диагностические показатели в математических классах выявили: на высоком уровне находятся 41,86 % учащихся, на среднем уровне - 46,69 %, на низком - 11,27 %. Показатели в общеобразовательных классах следующие: на высоком уровне находят-

ся 41,16 % школьников, на среднем - 47,04 %, на низком - 11, 76 %.

Результаты диагностики на констатирующем этапе выявили то, что музыкальные потребности старшеклассников, изучающих углубленно предметы негуманитарного цикла, не уступают музыкальным потребностям старшеклассников общеобразовательных классов. Данное измерение доказывает правоту высказываний о необходимости включения предметов гуманитарного цикла в учебный план классов негуманитарного профиля.

Итоговый этап опытно-поисковой работы проводился в мае каждого учебного года, по времени совпадал с окончанием изучения элективного курса «Математика и музыка». Он включал повторное определение уровня развития музыкальных потребностей у школьников.

Результаты итоговой диагностики измерения развития музыкальных потребностей старших школьников следующие. В экспериментальных классах на высоком уровне находятся 57,96 % учащихся, на среднем - 41,86 %, на низком - 0 %. В контрольных классах: на высоком - 44,1 %, на среднем - 49,98 %, на низком - 5,88 % школьников.

Сопоставление результатов на констатирующем и итоговом этапах опытно-поисковой работы показывает, что в экспериментальных классах показатель высокого уровня возрос на 16,1%, показатель среднего уровня спустился на 4,83 %, низкий уровень отсутствует. В контрольных классах высокий и средний уровни стали выше на 2,94 %, низкий опустился на 5,88 %. Положительная динамика развития музыкальных потребностей наблюдается и в экспериментальных классах, и в контрольных. В контрольных классах положительная динамика связана с тем, что в данных классах предметы гуманитарного цикла (мировая художественная культура и литература) продолжают изучаться. Однако, в экспериментальных классах, где наряду с обязательными уроками МХК и литературы был введен элективный курс «Математика и музыка», положительная динамика наиболее существенна.

ВЫВОДЫ

1. Задействование потенциала элективных курсов дает возможность включить элементы музыкального образования в содержание учебного процесса негуманитарных профилей.

2. Введение курса «Математика и музыка» в учебный план классов негуманитарного профиля максимально способствует решению задач профильного образования и развитию музыкальных потребностей старшеклассников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: «Знание», 1979. 96 с.

2. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. 192 с.

3. Дорофеева Е. В. Потребности студенческой молодежи в сфере художественной культуры. Дис. ... канд. соци-ол. наук. Екатеринбург, 2006. 163 с.

4. Королев Д. С. Психологические условия и факторы развития духовных потребностей в юношеском возрасте. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2008. 17 с.

5. Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие. М.: Проспект, 2011. 432 с.

6. Макарова И. А. Формирование духовных потребностей у старшеклассников (на материале уроков

литературы). Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 200 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.

8. Тарасов Г. С. Психология музыкальной потребности человека // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 5. С. 63-70.

9. Яконюк В. Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Мн.: Белорусская академия музыки, 1993. 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.