Щеглова Марианна Владимировна
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обоснованы этапы формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора, в числе которых формирование и развитие интереса к музыке; поддержание творческой активности учащихся с целью повышения уровня знаний о музыкальном фольклоре; организация творческой активной деятельности учащихся с целью формирования умений и навыков, необходимых для исполнения как устных форм, так и музыкальных произведений русского фольклора, выполнения творческих заданий. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/9-2/59.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 9(63): в 3-х ч. Ч. 2. C. 210-212. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/9-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
TECHNOLOGY TO TEACH FOREIGN STUDENTS LISTENING AND SUMMARIZING RUSSIAN EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC TEXTS
Pisar' Nadezhda Vladimirovna, Ph. D. in Philology Kaliningrad State Technical University nadezdapisar@mail. ru
The article by the example of author's original textbook addressed to foreign technical higher school students examines the technology to teach foreign students listening and summarizing educational and scientific texts on automatic control theory, automated control systems, automatic control systems. The author emphasizes the importance of this educational edition while developing the skills for listening and summarizing the lectures and subsequent reproducing their content in oral speech.
Key words and phrases: Russian as a foreign language; listening; summarizing; educational text; scientific text; textbook.
УДК 371.322
В статье обоснованы этапы формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора, в числе которых формирование и развитие интереса к музыке; поддержание творческой активности учащихся с целью повышения уровня знаний о музыкальном фольклоре; организация творческой активной деятельности учащихся с целью формирования умений и навыков, необходимых для исполнения как устных форм, так и музыкальных произведений русского фольклора, выполнения творческих заданий.
Ключевые слова и фразы: младшие школьники; дополнительное образование; музыкальный фольклор; этапы формирования познавательной активности; творческая активность.
Щеглова Марианна Владимировна
Московский государственный институт культуры marianna. shcheglova@gmail. com
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С целью развития дополнительного образования, а также поиска новых подходов к обучению детей распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р была сформулирована Концепция развития дополнительного образования детей. В данной Концепции делается акцент на том, что в дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки непосредственно образовательной среды в самые разнообразные социальные сферы. В Концепции сказано: «... пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность» [1, с. 3]. Это применимо также и к дополнительному образованию в сфере искусств, о котором пойдет речь в нашей статье.
Проблеме формирования познавательной активности детей уделяется много внимания исследователями, начиная от античности и заканчивая современными исследованиями. О познавательной активности писали многие ученые, такие как И. Кант, Дж. Локк, К. Маркс, С. Л. Рубинштейн, А. С. Выготский, Б. В. Ананьев, Б. Ф. Ломов, М. Н. Скаткин и др. Являясь одним из социально значимых качеств личности, познавательная активность формируется у младших школьников в процессе учебной деятельности. Обучение и усвоение материала проходит эффективнее, если ребенок проявляет активность в познании нового материала. Это явление в педагогической теории называют принципом «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Присвоение учеником достижений человеческой культуры всегда несет в себе деятельный характер: ребенок не пассивен в этом процессе, то есть не приспосабливается к условиям окружающей «социумной» среды, а выступает как активный субъект ее преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности, в частности, познавательную активность.
Активность проявляется в желании и мотивах ребенка узнать что-либо новое, сверхпрограммное, требующее затрат, дополнительных усилий и труда. Стремление к открытию новых знаний и умений, несомненно, способствует формированию многогранной, высокоинтеллектуальной личности. Познавательная активность стимулирует ребенка проявлять собственные волевые усилия для совершенствования исполнительских навыков и личной потребности дальнейшего творческого развития.
В системе дополнительного образования у обучающихся воспитывается ответственное отношение к своим исполнительским навыкам и творческому развитию. Т. И. Шамова в одной из своих работ пишет по этому поводу: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил
13.00.00 Педагогические науки
211
ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности...» [4, с. 65]. Познавательная активность помогает формированию коммуникативных навыков и в дальнейшем, стимулирует к непрерывности самообразования. Также актуальным представляется изучение музыкальной культуры детей младшего школьного возраста, так как с психолого-педагогических позиций данный период является наиболее сенситивным в формировании музыкального вкуса.
Занятия музыкальным фольклором имеют большие возможности в формировании познавательной активности у младших школьников. Изучение музыкального фольклора вызывает у детей желание действовать, саморазвиваться в творческой обстановке. Осуществлять данный процесс можно такими средствами, как сочинение потешек, музыкальных загадок, закличек, исполнение народных песен, участие в календарных народных праздниках, обрядах, музыкальных играх и т.д. Постигая разнообразные формы музыкального фольклора, дети приобщаются к ценностям народного искусства. При этом расширяется их кругозор, возникает возможность эффективного развития музыкальных способностей.
В системе дополнительного образования детей заметное место отводится этнопедагогике, фольклору и, в частности, музыкальному фольклору. Проблемы фольклорной педагогики применительно к нашей теме затрагиваются в работах А. В. Костиной, Л. С. Майковской, Ю. А. Толмачева, В. М. Щурова и др. Музыкальный фольклор способствует решению задач по формированию нравственной, эстетически образованной, активной, свободно и нестандартно мыслящей личности ребенка. Изучение фольклора, знакомство с его многовековой мудростью, яркий, красочный, эмоциональный мир фольклорных образов раскрывают перед ребенком простор для активного творчества, а понимание народных традиций дает опору в формировании нравственных отношений между людьми, развивает художественный вкус. Главная задача педагога-музыканта - постоянный поиск наиболее результативных и инновационных методов обучения и воспитания каждого отдельного ученика.
В системе дополнительного образования детей изучение музыкального фольклора происходит в рамках дополнительной предпрофессиональной образовательной программы «Музыкальный фольклор». На базе наблюдений за работой преподавателей фольклорного отдела МБУДО «Жуковская детская школа искусств № 1», материалов научных исследований, а также личного опыта более подробно раскроем выделенные ранее этапы формирования познавательной активности детей в процессе изучения ими народной песенной культуры за счет поэтапного наращивания базы знаний из произведений устного, а также музыкального фольклора:
1. Формирование и развитие интереса к музыке в процессе знакомства с произведениями музыкального фольклора.
2. Поддержание творческой активности учащихся с целью повышения уровня знаний о музыкальном фольклоре.
3. Организация творческой активной деятельности учащихся с целью формирования умений и навыков, необходимых для исполнения фольклорной музыки, выполнения творческих заданий.
Каждый из приведенных этапов решает определенные задачи. Первый этап - подготовительный - начинается со знакомства с младенческим игровым музыкальным фольклором и устным народным творчеством. Закрепляются первичные образовательные навыки, связанные с постижением музыкального фольклора. Начинает формироваться интерес детей к произведениям русского фольклора, их изучению и собиранию.
Задачи первого этапа:
• накопление учеником музыкального слухового опыта;
• развитие интереса к сюжетам, образам, характерам, героям фольклорных произведений;
• знакомство с фольклорными тембрами (инструментальными и вокальными);
• начальное знакомство со специальной терминологией.
Второй этап включает в себя получение и закрепление знаний о русском музыкальном фольклоре. Творческая активность учащегося проявляется в актуальных играх «Репка», «Сидит Дрема», «Шла утица», «Пошла коза по лесу», диалоговых играх-потешках «Пальчик-мальчик», «Овечки и волк» и реализуется через участие в массовых фольклорных тематических мероприятиях: «О, веселье оснеженных нив», посвященном творчеству С. Есенина; конкурсе сказителей былин «Звучит старина»; календарно-обрядовых праздниках «Зимовей морозит, бодрит, песнями веселит», «Виноградье красно-зеленое» и пр. Ясность и простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому легкому запоминанию, усвоению календарных образцов учащимися младших классов.
Задачи второго этапа:
• накопление знаний об окружающем мире в процессе изучения и исполнения календарно-обрядовых песен и народных праздников;
• воспитание духа коллективизма посредством музыкальных игр, состязаний;
• применение современных технологий для более яркого сценического воплощения музыкального фольклора.
Третий этап формирует начальные навыки стилевого исполнения аутентичных образцов музыкального фольклора посредством слушания экспедиционных и концертных записей народных исполнителей, этнографических ансамблей. Расширяется музыкально-теоретическая база знаний по музыкальному фольклору, краеведению, этнографии. Пение «с голоса» народного исполнителя или преподавателя знакомит с ладами народной музыки, диалектами, вариационной подголосочностью. Организация учебной работы по слушанию материалов кабинетов народной музыки, фольклорных лабораторий, этнографических экспедиций,
CD и DVD, просмотр фрагментов телевизионных программ «Мировая деревня», «Пряничный домик» дополняют разнообразием и красочностью образовательную составляющую урока и активизируют образное, музыкальное, эмоциональное, художественное развитие. Задачи третьего этапа:
• сохранение и возрождение лучших образцов традиционной культуры на уроках музыкального фольклора;
• повышение познавательной активности разнообразием форм подачи учебного материала (урочной и внеклассной);
• сочинительство и исполнение творческих номеров в театрализованных фольклорных программах;
• формирование импровизационно-творческий деятельности ученика;
• знакомство с декоративно-прикладным искусством;
• творческая работа по художественному оформлению исполнительских номеров.
Дополнительное стимулирующее позитивное воздействие на развитие познавательной активности учащегося оказывают внеклассные занятия: музейные, выездные, на пришкольной территории, в парке, где в форме обрядовых весеннее-летних и осеннее-зимних игр-вечерок проходят итоговые занятия, демонстрируются полученные образовательные навыки и знания, а также здесь в неформальной обстановке учащиеся сдают контрольные уроки, исполняя творческие задания по музыкальному фольклору.
Музыкальная инсценировка народной сказки «Котик - золотой хвостик», театрализация шуточной сказки «Война грибов», музыкальное оформление праздника встречи весны - исполнение обрядовых закличек «Весна, весна, красная», «Ой, вы жаворонки», «Летел кулик», духовных стихов «Благодатный дом», хороводы, инструментальные обработки позволяют увидеть достигнутый результат коллективного творчества учащихся.
Все жанры музыкального и устного фольклора предполагают вариационное, эмоциональное, артистичное и содержательное исполнение.
Активно проживая в игре, сказке, песне ситуацию, ребенок не только закрепляет полученные образовательные навыки и умения, он учится отличать добро от зла, у него проявляется народная смекалка, воспитываются упорство и трудолюбие, проявляется позитивное восприятие жизни, он учится с юмором относиться к недостаткам других людей.
Таким образом, разнообразная палитра фольклорных напевов, их исполнение, включающее игровые, танцевальные элементы, делают их доступными для восприятия и исполнения детьми разного возраста. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения в системе дополнительного образования детей.
Поэтапное формирование познавательной активности у младших школьников на уроках фольклора, дальнейшее ее развитие в старших классах дают обучающимся возможность для накопления начальной профессиональной базы знаний для прохождения трехуровневой системы музыкального образования школа - ссуз - вуз.
Этапы формирования познавательной активности детей могут быть использованы как в предпрофессио-нальных, так и общеразвивающих образовательных программах.
Список литературы
1. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. URL: http://government.ru/media/files/ ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 15.07.2016).
2. Науменко Г. М. Фольклорная азбука: учебное пособие для начальной школы. М.: Академия, 1996. 134 с.
3. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. СПб., 1994. 388 с.
4. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979. 96 с.
5. Щеглова Г. П. Учебно-тематический план (I-III классы) авторской образовательной программы «Музыкальный фольклор» // Рабочая программа фольклорного отдела МБУДО ЖДШИ № 1. 2008. С. 4-12.
6. Щеглова М. В. Этапы формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора // Интеграция науки, менеджмента и музыкального образования: инновационные подходы, поиски и перспективы развития: материалы XII Международной научно-практической конференции. М.: МГУКИ, 2014. С. 306-310.
BASIC STAGES OF DEVELOPING JUNIOR PUPILS' COGNITIVE ACTIVITY BY MEANS OF MUSICAL FOLKLORE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
Shcheglova Marianna Vladimirovna
Moscow State Institute (University) of Culture [email protected]
The article introduces the stages of developing junior pupils' cognitive activity by means of musical folklore among which the author identifies the following ones: forming and developing the interest for music; stimulating the pupils' creative activity with a view to raise the knowledge on musical folklore; organizing pupils' creative activity aimed to form the skills and abilities required to perform Russian musical and oral folklore and to perform creative tasks.
Key words and phrases: junior pupils; additional education; musical folklore; stages of developing cognitive activity; creative activity.