Научная статья на тему 'Возможности музыкального фольклора в формировании гражданской культуры подростков'

Возможности музыкального фольклора в формировании гражданской культуры подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОДРОСТОК / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / МУЗЫКА В ШКОЛЕ / CIVIC CULTURE / TEENAGER / MUSICAL ART / MUSICAL FOLKLORE / MUSIC AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емелина Светлана Александровна, Явгильдина Зилия Мухтаровна

В статье рассматривается проблема формирования гражданской культуры подростков средствами музыкального фольклора. Проводится анализ программ по музыке, в основе которых заложен музыкальный фольклор. Опытно-экспериментальная работа проводилась с подростками седьмых классов средней общеобразовательной школы №177 г.Казани с углубленным изучением отдельных предметов. В качестве содержательной основы эксперимента выступала авторская гражданско-патриотическая программа «Дети Российских школ», направленная на развитие гражданской культуры личности и раскрывающая богатый мир фольклорного творчества. Сформированность гражданской культуры определялась посредством проведения диагностики направленности школьника на определённую область музыкального искусства, анкетирования на выявление уровня знаний и навыков в области фольклора. Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают, что музыкальный фольклор обладает большим воспитательным потенциалом формирования гражданской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емелина Светлана Александровна, Явгильдина Зилия Мухтаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL FOLKLORE POSSIBILITIES FOR THE DEVELOPMENT OF TEENAGERS’ CIVIC CULTURE

This article discusses the issue of the development of civic culture in teenagers by means of musical folklore and analyzes school music curricula based on musical folklore. We conducted an experiment with participation of the seventh graders from Kazan high comprehensive school No177 with in-depth study of certain subjects. The content of the experiment was based on the authors’ civil patriotic program "Children of Russian Schools", aimed at the development of the personal civic culture and revealing the rich world of folklore. The level of the civil culture development was defined by diagnosing the students’ interests in a certain area of musical art, and conducting a survey to identify their level of knowledge and skills in the field of folklore. The results of the experimental work prove that folk music has great educational potential for the development of civic culture.

Текст научной работы на тему «Возможности музыкального фольклора в формировании гражданской культуры подростков»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №1(39)

УДК 372.878

ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

© С.А.Емелина, З.М.Явгильдина

В статье рассматривается проблема формирования гражданской культуры подростков средствами музыкального фольклора. Проводится анализ программ по музыке, в основе которых заложен музыкальный фольклор. Опытно-экспериментальная работа проводилась с подростками седьмых классов средней общеобразовательной школы №177 г.Казани с углубленным изучением отдельных предметов. В качестве содержательной основы эксперимента выступала авторская граждан-ско-патриотическая программа «Дети Российских школ», направленная на развитие гражданской культуры личности и раскрывающая богатый мир фольклорного творчества. Сформированность гражданской культуры определялась посредством проведения диагностики направленности школьника на определённую область музыкального искусства, анкетирования на выявление уровня знаний и навыков в области фольклора. Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают, что музыкальный фольклор обладает большим воспитательным потенциалом формирования гражданской культуры.

Ключевые слова: гражданская культура, подросток, музыкальное искусство, музыкальный фольклор, музыка в школе.

Проблема формирования гражданской культуры личности, несомненно, является актуальной на сегодняшний день, что связано со снижением интереса молодежи к национальным традициям, постепенной утратой самобытности, низким уровнем патриотического воспитания подрастающего поколения. Для решения данной проблемы в учреждениях основного общего образования вводится федеральный государственный образовательный стандарт (общего образования), в содержании которого гражданское воспитание представлено в качестве одной из основных целей. Согласно стандарту нового образца предполагается воспитание и обучение современно образованных, нравственных и предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения, а также обладают чувством ответственности за судьбу страны и её социально-экономическое процветание [1: 7].

Проблема формирования гражданина поднималась еще в трудах древнегреческого философа Платона, в которых он акцентировал внимание на гармоничном воспитании молодёжи, осуществляющемся средствами музыки и гимнастики. Революционеры-демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский выделяли воспитательную сторону образования в качестве основной, а воспитание благородного гражданина - патриота и борца - считали важной задачей [2]. Известный русский педагог К.Д.Ушинский считал, что человек должен быть полезным для общества, поэтому необходимо воспитывать его в народных традициях, отражающих жизнь, быт и устремления народа [3]. На рубеже Х1Х-ХХ вв.

А.С.Макаренко в своих трудах указывал на гражданственность как основу целостной личности [4]. Известный педагог В.А.Сухомлинский отмечает необходимость формирования стремления к красоте, заботе о Родине и чувству долга к ней с раннего детства; использования собственных духовных сил по отношению к окружающим, при этом оценивания себя и личные действия как действия гражданина-патриота [5].

Современные исследователи Е.А.Дыганова [6], Д.И.Плетнев [7], Т.Ю.Фальковская [8], М.А.Шуленкова [9], Е.В.Яковлев [10] определяют гражданскую культуру как совокупность знаний, умений и навыков, приобретённых в семье и обществе в целом, выраженных как жизненная ориентация и направленных на активную реализацию личной позиции, которая не противоречит моральным и общественным нормам и несет практическую ценность в жизнь общества.

Отдельные исследователи предлагают формировать гражданскую культуру в процессе освоения гуманитарных предметов, общественных дисциплин, средствами массовой информации, а также средствами искусства, в частности путём освоения патриотической и авторской песни, духовной музыки, музыкального фольклора и т.д.

Процесс работы с подростками по формированию гражданской культуры средствами музыкального фольклора представляет особую сложность, которая связана с отсутствием потребности подростка в общении с народным музыкальным наследием. Причинами выступают различные факторы: глобальная европеизация, способствующая возрастанию интереса растущей лич-

ности к западной культуре; сложность подросткового возраста; недостаточная компетентность учителей при подаче материала и т.д. Одним из возможных путей решения данной проблемы является активное включение в содержание общего музыкального образования фольклорного материала, разработка инновационных форм и методов его освоения и др. В отдельных программах по музыкальному образованию для общеобразовательных школ делается существенный акцент на освоении народной музыки.

В частности, известный отечественный композитор Д.Б.Кабалевский считал необходимым использование фольклора на протяжении всего периода изучения музыки в школе. Народные песни, наигрыши, плясовые - всё, что так близко народному духу, должно впитываться учеником, начиная с первого класса [11]. Особенностью программы «Музыка» для общеобразовательных школ является воздействие на духовный мир учащихся посредством равномерного распределения различных пластов музыки - классической, духовной, современной, народной - с 1 по 7 классы.

Исследователь Л.Л.Куприянова предлагает факультативную программу «Русский фольклор» для начальной школы, целью которой выступает художественно-эстетическое развитие, достигаемое посредством пения с элементами народной хореографии и игрой на детских музыкальных инструментах; тематическими просмотрами альбомов; посещением музеев и выставок, связанных с народным промыслом и т.п.[12]. Доктор педагогических наук, профессор З.М. Явгильди-на разработала авторскую программу «Татарский детский фольклор», предназначенную для младших школьников, отличительной чертой которой являются межпредметные связи, синкретизм, включение в образовательный процесс разнообразных жанров татарского фольклора [13].

Обратимся к практическому опыту современного исследователя по включению фольклора в работу с подростками А.В.Артёмкина, который отмечает, что фольклор сохраняет и отражает ценностные универсалии, выработанные веками. По мнению автора, нравственные представления и нормы жизни, отображаемые в фольклоре, существуют в системе «человек - природа - социум» и решаются посредством использования традиционных методов понимания личностью ценностных ориентаций, доминирования субъект-субъектных отношений, взаимодействия, сотрудничества и др. [14: 19].

Большое внимание вопросам формирования гражданской культуры учащихся средствами фольклора уделяется в общеобразовательных

школах различных регионов России. Так, исследованием влияния фольклора на становление гражданской культуры подростков занимается учитель музыки МБОУ СОШ №177 города Казани Республики Татарстан С.А.Емелина, один из авторов данной статьи.

Основной целью предлагаемой ею авторской программы по музыке для подростков «Дети Российских школ» является формирование гражданской культуры средствами искусства. Она опирается на принципы социальной обусловленности и значимости, природосообразности, историзма, гуманизма, культуросообразности, преемственности. Содержание программы включает три пласта музыкального искусства - фольклор, классическая музыка и лучшие образцы авторской песни, созданные с 1945 года по настоящее время. Для успешной реализации программы необходимо использовать такие методы обучения и воспитания подростков, как стимулирование, убеждение, этическая беседа, проблемное изложение материала, эвристический и исследовательский методы, метод контроля и оценки и др.

С 2012 года автором осуществляется опытно-экспериментальная работа по апробация вышеназванной программы, которая включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В эксперименте принимают участие 120 подростков четырех седьмых классов, разделенных на две группы - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ), в каждой по 60 человек. На констатирующем этапе была проведена «Диагностика направленности школьника на определённую область музыкального искусства» (в форме тестирования) и «Анкетирование на выявление уровня знаний и навыков в области фольклора».

Основная задача проведения «Диагностики направленности школьника на определённую область музыкального искусства» - выявление любимых жанров и направлений музыки: фольклор, классическая музыка (опера, балет, симфония, камерная музыка), популярная классическая музыка, эстрадная музыка (джаз, поп, рок, танцевальная музыка), массовая песня, бардовская песня и др. Высокий уровень музыкальной направленности определялся выбором подростками преимущественно классических направлений (классическая музыка, фольклор). Средний уровень характеризовали образцы популярной классической музыки и эстрадной музыки, массовой и бардовской песни. Низкий уровень музыкальной направленности соответствовал выбору образцов исключительно эстрадной музыки.

Диагностика направленности подростков на определённую область музыкального искусства в ЭГ и КГ на констатирующем этапе практически

не отличалась друг от друга. Высокий уровень музыкальной направленности был определен у 2 учащихся ЭГ (3,3%) и 3 подростков КГ (5%); средний уровень - у 12 обучающихся в ЭГ (20%) и 14 учеников КГ (23,3%); низкий уровень - у 46 подростков ЭГ (76,6%) и 43 учеников КГ (71,6%).

Анкеты на определение уровня знаний и навыков в области фольклора содержали вопросы, направленные на выявление любви или равнодушия к народной песне; раскрытие содержания и красоты народной музыки, описание чувств, возникающих при её прослушивании или исполнении; определение коллективов и сольных исполнителей народных песен; указание традиционных народных праздников и др.

По результатам анкетирования были определены три уровня знания и отношения к музыкальному фольклору - высокий, средний и низкий. Высокий уровень характеризуется исчерпывающими ответами с указанием названий любимых народных песен и раскрытием их содержания; описанием характеристик народной музыки и впечатлений от прослушанных музыкальных произведений. Неполные ответы на вопросы анкеты соответствовали среднему уровню. Низкий уровень определялся неправильными и неполными ответами подростков.

Высокий уровень знаний и навыков в области фольклора был определен у 3 учащихся ЭГ (5,1%) и 4 подростков КГ (6,5%); средний уровень - у 14 обучающихся в ЭГ (23,3%) и 16 учеников КГ (26,6%); а низкий уровень - у 43 подростков ЭГ (71,6%) и 40 учеников КГ (66,6%). Анкетирование на констатирующем этапе исследования показало низкие результаты в обеих группах и выявило слабые знания и навыки учащихся в области фольклора.

На формирующем этапе исследования, наряду с традиционными уроками музыки, с учащимися ЭГ проводились уроки музыки по авторской программе «Дети Российских школ», каждый из которых раскрывал богатый мир фольклорного творчества и способствовал развитию гражданской культуры личности. Среди наиболее значимых уроков программы, направленных на воспитание интереса и любви к народной песне, национальной культуре, малой и большой Родине, следует выделить такие, как: «Музыкальная палитра Татарстана», «Что стоит за народной музыкой?», «Патриотическая основа народной, классической и современной музыки», «Жива ли ты, моя традиция?», «Простор русской музыки и мысли» и др. Подростки КГ ограничивались освоением традиционной программы «Музыка» для общеобразовательных школ.

Контрольный этап исследования включал повторное проведение диагностики направленности на определённую область музыкального искусства учащихся ЭГ и КГ, на выявление уровня знаний и навыков в области фольклора. Результаты диагностики учащихся ЭГ и КГ отличались следующими показателями: высокий уровень направленности школьника на определённую область музыкального искусства был выявлен у 6 подростков ЭГ (10%) и у 3 учащихся КГ (5%); средний уровень - у 22 учеников ЭГ (36,6%) и у 16 человек КГ(26,6%); низкий уровень - у 32 подростков ЭГ (53,3%) и 41 ученика КГ(68,3%).

Результаты контрольного анкетирования семиклассников ЭГ значительно отличаются от данных учащихся КГ. Предлагаем более подробно познакомиться с содержанием ответов и полученными результатами анкетирования подростков ЭГ. На вопрос: «Что такое народная музыка?» большинство учащихся ЭГ ответили точно и обстоятельно, определяя народную песню как «особый текст, наложенный на музыку, отражающий характер народа, его обычаи и исторические события». Среди народных песен, которые с удовольствием исполняли бы сами семиклассники, были названы «Ой мороз, мороз», «Калинка-малинка», «Из-за острова на стрежень», «Апипа», «Несет Галя воду», «Чёрный ворон», «Как хотела меня мать» и др. Среди вдохновляющих подростков народных песен, найденных в результате самостоятельного творческого поиска, были выделены: «Вниз по матушке по Волге»; «Белым снегом», «Эй, да ухнем!», «Ой, при лужку, при лужке», «Яблочко» и др. К народным патриотическим учащиеся отнесли песни «Из-за острова на стрежень», «Эй, да ухнем», «По Дону гуляет», «Любо, братцы, любо», «Чёрный ворон» и т.п. О красоте народной музыки писали содержательно, отмечая глубокий смысл текстов, красоту слова, удобство мелодии для исполнения, подчеркивая, что «народная песня красива тем, что это песня нашего народа, наших родных людей». Среди ответов встречаются достаточно категоричные высказывания: «Стыдно не знать свою историю!», «Нельзя называть себя народом, если ничего о нём не знаешь!» и др.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют констатировать высокий потенциал музыкального фольклора в формировании гражданской культуры подростков. Он способствует развитию музыкальных интересов, потребностей, вкусов, знаний, умений и навыков, а также, благодаря интеграции с темами жизни и быта, обрядов и праздников, добра и зла, воспитанию образованной, высоконравст-

венной личности, зарождая в ней интерес и любовь к родной истории и культуре.

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 39 с.

2. Кременцов Л.П. Русская литература XIX века. 1801-1850: учебное пособие. - 5-е изд. - М.: Флинта, 2011. - 248с.

3. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах: избранные труды в 4-х книгах. Кн. 2. - М.: Дрофа, 2005. - С. 37- 46.

4. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М.Бескина, М.Д.Виноградова. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.

5. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики / Сост. Г.Д.Глейзер. Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с.

6. Дыганова Е.А., Явгильдина З.М. Педагогические условия формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин // Филология и культура. Philology and culture. - 2013. -№ 4(34). - С.278 - 285.

7. Плетнев Д.И. Гражданская культура как культура согласия общества и государства: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Томск, 2005. - 28 с.

8. Фальковская Т.Ю. Гражданская культура и проблемы её формирования в современном российском обществе: дис. ... канд. филос. наук. - Иркутск, 2004. - 152 с.

9. Шуленкова М.А. Формирование гражданской культуры студентов ССУЗА в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2009. - 21 с.

10. Яковлев Е.В. Гражданская культура как условие социально-правовой активности и правовой социализации личности в процессе формирования в России гражданского общества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2009. - 32 с.

11. Кабалевский Д.Б. Музыка: программа по предмету «Музыка» для 1-УШ классов основной школы. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 225 с.

12. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программа по музыке 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2002. -99 с.

13. Явгильдина З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов. - Казань: КГПУ, 2004. - 120 с.

14. Артёмкин А.В. Гуманистически ценностное ориентирование подростков средствами фольклора // Вестник МГОУ. «Педагогика». - 2012. - №1. -С.17 - 21.

MUSICAL FOLKLORE POSSIBILITIES FOR THE DEVELOPMENT OF TEENAGERS' CIVIC CULTURE

S.A.Emelina, Z.M.Yavgildina

This article discusses the issue of the development of civic culture in teenagers by means of musical folklore and analyzes school music curricula based on musical folklore. We conducted an experiment with participation of the seventh graders from Kazan high comprehensive school No177 with in-depth study of certain subjects. The content of the experiment was based on the authors' civil patriotic program "Children of Russian Schools", aimed at the development of the personal civic culture and revealing the rich world of folklore. The level of the civil culture development was defined by diagnosing the students' interests in a certain area of musical art, and conducting a survey to identify their level of knowledge and skills in the field of folklore. The results of the experimental work prove that folk music has great educational potential for the development of civic culture.

Key words: civic culture, teenager, musical art, musical folklore, music at school.

1. Koncepcija federal'nyh gosudarstvennyh obra-zovatel'nyh standartov obshhego obrazovanija: proekt / Ros.akad. obrazovanija / Pod red. A.M.Kondakova, A.A.Kuznecova. - 2-e izd. - M.: Prosveshhenie, 2009. - 39 s. (in Russian)

2. Kremencov L.P. Russkaja literatura XIX veka. 18011850: uchebnoe posobie. - 5-e izd. - M.: Flinta, 2011. - 248 s. (in Russian)

3. Ushinskij K.D. Voprosy o narodnyh shkolah: iz-brannye trudy v 4-h knigah. Kn. 2. - M.: Drofa, 2005. - S. 37- 46. (in Russian)

4. Makarenko A.S. Vospitanie grazhdanina / Sost. R.M.Beskina, M.D.Vinogradova. - M.: Prosveshhenie, 1988. - 304 s. (in Russian)

5. Suhomlinskij V.A. Antologija gumannoj pedagogiki / Sost. G.D.Glejzer. Pereizdanie. - M.: Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili, 2002. - 224 s. (in Russian)

6. Dyganova E.A., Javgil'dina Z.M. Pedagogicheskie us-lovija formirovanija kul'tury samoobrazovanija bu-dushhego pedagoga-muzykanta v processe osvoenija dirizhersko-horovyh disciplin // Filologija i kul'tura.

Philology and culture. - 2013. - № 4(34). - S.278 -285. (in Russian)

7. Pletnev D.I. Grazhdanskaja kul'tura kak kul'tura so-glasija obshhestva i gosudarstva: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. - Tomsk, 2005. - 28s. (in Russian)

8. Fal'kovskaja T.Ju. Grazhdanskaja kul'tura i problemy ejo formirovanija v sovremennom rossijskom ob-shhestve: dis. ... kand. filos. nauk. - Irkutsk, 2004. -152 s. (in Russian)

9. Shulenkova M.A. Formirovanie grazhdanskoj kul'tury studentov SSUZA v processe izuchenija disciplin gumanitarnogo cikla: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kazan', 2009. - 21 s. (in Russian)

10. Jakovlev E. V. Grazhdanskaja kul'tura kak uslovie so-cial'no-pravovoj aktivnosti i pravovoj socializacii lichnosti v processe formirovanija v Rossii grazhdan-

skogo obshhestva: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. - Krasnodar, 2009. - 32 s. (in Russian)

11. Kabalevskij D.B. Muzyka: programma po predmetu «Muzyka» dlja I-VIII klassov osnovnoj shkoly. - 3-e izd. - M.: Prosveshhenie, 2006. - 225 s. (in Russian)

12. Kuprijanova L.L. Russkij fol'klor: Programma po muzyke 1-4 klassy. - M.: Prosveshhenie, 2002. - 99 s. (In Russian)

13. Javgil'dina Z.M. Ispol'zovanie fol'klora v muzykal'nom obrazovanii: uchebnoe posobie dlja studentov muzykal'nyh fakul'tetov. - Kazan': KGPU, 2004. - 120 s. (in Russian)

14. Artjomkin A.V. Gumanisticheski cennostnoe orienti-rovanie podrostkov sredstvami fol'klora // Vestnik MGOU. «Pedagogika». - 2012. - №1. - S.17 - 21. (in Russian)

Емелина Светлана Александровна - аспирант Высшей школы искусств им.Салиха Сайда-шева Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]

Emelina Svetlana Aleksandrovna - graduate student, Higher School of Arts named after S.Saidashev, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]

Явгильдина Зилия Мухтаровна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий Высшей школой искусств им.Салиха Сайдашева Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]

Yavgildina Zilia Muhtarovna - Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Higher School of Arts named after S.Saidashev, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 29.07.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.