Из истории образования
УДК/UDC 371.12 О. Г. Евграфова, Т. В. Любова
O. Yevgrafova, T. Lubova
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В КОНЦЕ 1950-х - НАЧАЛЕ 1960-х гг.
IMPROVING THE FORMS, METHODS AND CONTENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN THE LATE 1950s AND EARLY 1960s
В статье рассматриваются основные положения реформы образования 1958 г. в СССР и последовавшие за этим изменения в работе системы повышения квалификации педагогических кадров на примере отдельно взятого региона Российской Федерации — Республики Татарстан.
This article provides an outline of educational reform in the USSR in 1958 and followed changes in the system of professional development of teaching staff in the Republic of Tatarstan as the example of separate region.
Ключевые слова: система повышения квалификации, педагогические кадры, производственное обучение, институт усовершенствования учителей.
Keywords: advanced training system, teaching staff, job training, Institute of Teachers' Training.
В отечественной педагогической и исторической науке в последнее время вновь возник интерес к проблеме интеллигенции периода реформы образования 1958-1964 гг. Н.С. Хрущева. В статье авторы предлагают оценить уроки данной реформы, решающую роль учительства в реализации задач, поставленных государством перед отечественной школой, а также проанализировать изменение содержания, форм и методов переподготовки учителей на примере отдельно взятого региона — Республики Татарстан (ранее — Татарская АССР).
По данным зарубежных авторов, в послевоенном советском государстве отмечался ряд факторов, влияющих на развитие всей страны и образовательной системы: недостаток школьных зданий; острая нехватка учителей; большое количество подростков, по различным причинам покинувших школы и начавших работать, чтобы прокормить семью; наличие взрослого населения, имевшего только на-
чальное образование. Как указывает В. Пого-сян, только половина населения СССР к 1937 г умела читать и писать [8, с. 275]. Несмотря на финансовые трудности, в 1949 г. государством инициируется обязательное семилетнее обучение, которое было реализовано к 1953 г Доступность среднего образования была гарантирована для детей, проживающих вдали от школ, посредством повсеместного открытия школ-интернатов. В 1952 г государство обозначило цель: к концу предстоящей пятилетки перейти от обязательного 7-летнего к 10-летнему обучению в столицах республик и крупных городах. Очередной XIX съезд правящей партии (1952 г.) выдвинул цель ввести политехническое обучение в средние школы, что сопровождалось введением дополнительного года в учебный процесс.
Следующей реформой в образовании стала так называемая хрущевская реформа 1958 г. Началом реформы стала речь Н. С. Хрущева на XIII съезде ВЛКСМ в апреле 1958 г., в которой, в частности, он говорил об отрыве школы от жизни общества: «... Юноши и девушки, в силу оторванности программы обучения в средней школе от жизни, не знают производства» [5]. Затем последовала его записка в Президиум ЦК КПСС [6] с более определенными рекомендациями по перестройке школы. Позже предлагаемые меры приняли форму тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования» [7].
Перед принятием непосредственного закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» 24 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР предлагалось публично обсудить его в прессе. В газетах за 21 сентября 1958 г. Н. С. Хрущев обрисовывает кризис общеобразовательной системы, проводит ее
диагностику и предлагает две радикальные меры: замену двух старших классов вечерней школой и обязанность проработать на производстве два года перед поступлением в вуз. Одновременно школа получала «политехнический» профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, чтобы учащиеся имели представление об одной или нескольких профессиях. Следует отметить, что в республиках СССР в середине ХХ в. действовали институты усовершенствования учителей (ИУУ) как структурные единицы единой общесоюзной системы переподготовки кадров для школ, изучающие и обобщающие накопленный методический опыт. Именно ИУУ осуществляли переподготовку учителей для работы в новых условиях, проводя различного рода семинары, курсовые мероприятия различной продолжительности, а также конференции, консультации, заседания областных и республиканских методических объединений.
В связи с принятием закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР» (24 декабря 1958 г) требовалось создать новый тип общеобразовательных школ, рационализировать их сеть, перестроить содержание учебно-воспитательного процесса. Следовательно, внести изменения в учебные планы и программы курсов повышения квалификации, на качественно новый уровень поднять теоретическую курсовую подготовку учителей, шире знакомить их с дальнейшими достижениями науки, техники и культуры, преодолеть ориентацию на изучение главным образом методических вопросов.
Согласно документам перед учительством Татарии ставилась задача творческой перестройки учебно-воспитательного процесса. Начались исследования по повышению эффективности урока. Движение за развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся охватывало все новые и новые коллективы учителей. Разворачиваются исследования по разработке теории и практики проблемного обучения. Издается приказ Министерства просвещения РСФСР (декабрь 1958 г) с поручением Министерству Просвещения ТАССР и лично министру М. К. Махму-тову «шире привлекать учителей к разработке активных вопросов методики урока в направлении всемерного развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся, принять необходимые меры к укреплению материальной базы средней школы № 27 г. Казани, объе-
динить усилия Московского государственного педагогического института (ректор — Н. П. Ки-реев) и Казанского педагогического института (ректор — Ю. А. Туишев), научных коллективов кафедр педагогики по расширению исследовательской работы в школах Татарии» [3, л. 2].
К концу 1950-х гг. в Республике Татарстан для повышения квалификации учителей сложилась система курсов. Популярностью пользовались очно-заочные курсы по повышению теоретических знаний, очные (летние) курсы по повышению научно-методического уровня, общественный университет учителя, лектории научных знаний для учителей, курсовые мероприятия при вузах. Существовали также годичные очно-заочные курсы по подготовке учителей-предметников, двухгодичные курсы для директоров школ и годичные курсы классных руководителей. На курсах учителя пополняли знания по вопросам развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, индивидуализации обучения, теории и практике проблемного обучения.
Летом 1959 г. прошла II Республиканская научно-практическая конференция по вопросам эффективности урока, в работе секций которой принимали самое активное участие слушатели летних курсов ТИУУ (Татарский институт усовершенствования учителей). Так, в 1959 г. проходили, например, летние курсы учителей немецкого языка. Примечательно, что в условиях малокомплектных школ учителям приходилось вести по несколько предметов. Так, по словам заведующего кабинетом иностранных языков ТИУУ, «прибывшая из Кзыл-Юльского района тов. Сабирова, будучи учителем татарского языка, впервые с прошлого года стала вести немецкий язык (причем в старших классах), хотя немецкий язык совершенно не знала». На курсах большое внимание уделялось практической разговорной речи учителей, расширялась тематика, необходимая для работы с учащимися. Впервые курсантов познакомили с применением технических средств на уроке. Были показаны приемы работ с магнитофоном, эпидиаскопом и диафильмом. У многих курсантов отмечалась слабая подготовка по иностранному языку [2, л. 2-4].
Только за период с 1958 по 1972 г. с участием ТИУУ по результатам исследований по теории и практике проблемного обучения было проведено восемь республиканских научно-практических конференций с изданием сборников статей. Так, в июне 1958 г. в Казани
Из истории образования
была проведена научно-практическая конференция с участием представителей школ Татарии и других автономных республик Поволжья (Чувашской, Марийской АССР, Ульяновской. Оренбургской областей и др.), на которой выступили по актуальным вопросам учебного процесса докладчики — учителя средних школ № 27 и 85 г. Казани и научные сотрудники МГПИ им. Ленина. По итогам конференции были выделены основные проблемы: повышение эффективности учебного процесса; преодоление перегрузки учащихся домашними заданиями, сочетание самостоятельной работы учащихся в школе и дома; виды и характер самостоятельных работ учащихся на уроке и другие. К этим совещаниям был издан методический бюллетень «За полноценный и эффективный урок» со статьями из опыта работы школы № 27 города Казани, который был доведен до каждой школы.
Стратегией образовательной политики этого периода было открытие различных типов образовательных учреждений: школ для одаренных детей (специализированные школы), средние школы с профессиональным обу-
Впоследствии количество слушателей увеличивалось: в 1962 г. — 5824 учителя, в 1963 г. — 5240, 1964 — 5327, то есть почти 20 % от общего числа учителей республики.
Осуществление в сжатые сроки массовой переподготовки педагогических кадров было для ТИУУ, как и для других учреждений системы повышения квалификации, задачей весьма сложной. Во-первых, ежегодный контингент слушателей должен был вырасти в 2-3 раза, но для этого не было необходимой материально-технической базы — не хватало аудиторий, общежитий, учебных кабинетов, лабораторий. Во-вторых, ТИУУ в течение ряда лет основное внимание уделял повышению методического уровня. В конце же 50-х гг. XX в. на первый план выдвигались вопросы теории, задачи расширения научного и общекультурного кругозора. К решению этих задач кадры методистов многих ИУУ страны (которые состояли в основном из опытных учителей-практиков) не были в достаточной степени готовы. В этих условиях возникла необходимость широкого привлече-
чением, которые предлагали трехгодичное профессиональное обучение по выбранной специальности; средние профессиональные учебные заведения, которые одновременно гарантировали общее среднее образование; вечерние школы рабочей и сельской молодежи для работающих людей, не получивших образования [8, с. 277].
В ТИУУ происходит ряд структурных изменений. В 1950-1960-е гг. дополнительно открылись кабинеты вечерних школ, школ-интернатов, воспитательной работы, руководящих кадров; несколько позднее — технических средств обучения, передового педагогического опыта и другие. Появляются новые формы повышения квалификации учителей: школы передового опыта, педагогические чтения.
Всего с 1958 по 1961 г. повысили свою квалификацию на курсах в Татарском институте усовершенствования учителей 6 519 педагогов 1-4-х классов, 3069 — 5-8-х классов, 1155 — 9-10-х классов, 2872 — другие работники [6, л. 6; 4, л. 6]. По отдельным годам конца 50-х — начала 60-х гг. ХХ в. результаты приведены ниже.
ния к переподготовке учителей и руководителей школ педагогических учебных заведений и университетов, которые располагали квалифицированными научными кадрами.
Экономика Татарстана в 1950-60-е гг. характеризовалась высокими темпами промышленного роста: развитием тяжелой промышленности, предприятий ВПК, появлением на юго-востоке нового промышленного региона в связи с открытием и широкомасштабной разработкой крупных месторождений нефти. В начале 1960-х гг. обозначились контуры северо-восточного узла республики (Нефтехимический комбинат Нижнекамска).
В зависимости от промышленного окружения школы прохождение производственного обучения распределялось между различными предприятиями и организациями. Учитывая региональную промышленную специфику, политехнические школы юго-востока ТАССР в процессе трудового обучения, главным образом, ориентировались на нефтяные профессии. В свою очередь, предприятия нефтедобыва-
Обучено 1959 г. 1960 г. 1961 г.
На курсах 2 559 чел. 4294 чел. 4206 чел.
На семинарах 4 382 чел. 5676 чел. 8582 чел.
ющего комплекса, заинтересованные в профориентации подрастающего поколения, оказывали помощь образовательным учреждениям. Школы оснащались мастерскими для уроков труда, учащиеся проходили производственную практику в структурных подразделениях «Татнефти», систематически организовывались экскурсии на буровые, промысловые объекты, ремонтные базы, транспортные цеха.
Согласно отчетам Министерства просвещения, в 1959/60 учебном году в Республике Татарстан начали работать 79 восьмилетних и 83 средних школы с производственным обучением, работали 14 школ-интернатов (3710 учащихся), в школах рабочей молодежи обучалось 18197 человек, в школах сельской молодежи — 3358. Постепенно вводится кабинетная система. Во многих школах с производственным обучением создаются учебные кабинеты химии, физики, биологии. Согласно отчетам руководителей образовательного ведомства, неплохо были оборудованы слесарные и столярные мастерские, имелись учебно-опытные сады и участки.
В 79 средних школах ТАССР производственное обучение велось по 68 специальностям. Основные из них — животноводы, зоотехники, каменщики, комбайнеры, кролиководы, лаборанты химических лабораторий, токари-универсалы, швеи, слесари-инструментальщики, трактористы, садоводы и многие другие. Весной 1960 г. состоялся первый выпуск из одиннадцатилетних школ. Всего окончили с аттестатом зрелости и присвоением профессии 459 человек. В связи с организацией производственного обучения учащихся в средних школах предприятиями и учреждениями были выделены квалифицированные специалисты, которые занимались профессиональным обучением в школах. Так, из 599 выделенных специалистов — 186 инженерно-технических работников, 70 агрономов и других специалистов сельского хозяйства, 2 экономиста, 255 квалифицированных рабочих, 9 врачей, 77 учителей школ [1, с. 317].
Начавшаяся в СССР в 1958 г. реформа в сфере образования оказалась, с одной стороны, весьма своевременной для формирующейся системы подготовки кадров для промышленности Татарстана. Преобразования были направлены на сближение школы с производством. Политехнизация учебных заведений предусматривала подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности.
Введение новых учебных программ, содержащих трудовые дисциплины, переподготовка педагогического состава и создание соответствующей материальной базы способствовали осознанному выбору учащимися будущей профессии, освоению навыков работы на производстве. С другой стороны, вскоре в стране стала очевидной абсурдность многих предпринятых мер, и в августе 1964 г. срок производственного обучения после 8-го класса был сокращен с трех до двух лет. Тем самым школа становилась не 11-летней, а 10-летней. В 1966 г. Верховный Совет принял дополнение к закону 1958 г., подчеркнув, что школа может давать учащимся профессиональную подготовку только там, где для этого имеются необходимые условия. Очевидно, что республиканская система повышения квалификации педагогических кадров, выполняя задачи по переподготовке кадров, поставленные государством, внесла определенный вклад в процесс структурной перестройки общего среднего образования и способствовала осуществлению задач политехнизма.
1. Из отчета Министерства просвещения ТАССР о работе школ за 1959/60 учебный год // Культурное строительство в Татарии в 1941-1970 гг. Документы и материалы. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1976. - С. 312-320.
2. Отчеты института о курсах повышения квалификации кадров народного образования за 1959 г. - НА РТ Ф. 1334. Оп. 1. Д. 1056. Л. 2-79.
3. Приказ Министра просвещения РСФСР от 10.12.1958. -НА РТ Ф. 1334. Оп. 1, Д. 959. Л. 2.
4. Сведения директора ТИУУ Хамматовой о переподготовке и повышении квалификации учителей за 1959/61 гг. - НА РТ. Ф. 1334. Оп. 1. Д. 1276.
5. Хрущев Н. С. Воспитание активных и сознательных строителей коммунистического общества. Речь на XIII съезде ВЛКСМ 18 апреля 1958 г. // Документы и материалы по перестройке школы. - М: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1960. - С. 11-3.
6. Хрущев Н. С. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране : записка в Президиум ЦК КПСС // Документы и материалы по перестройке школы. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения, 1960. - С. 32-48.
7. Хрущев Н. С. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране: тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР 12 ноября 1958 г. // Документы и материалы по перестройке школы. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения, 1960. - С. 53-85.
8. Pogosian V. Russian Educational Policy: Two Different Eras. // Italian Journal of Sociology of Education. -2012. - № 1. - Р. 274-304. - URL: http://www.ijse.eu/ wp-content/uploads/2012/02/2012_1_11.pdf