Вестник «Орлеу^-kst
m
о
<с
Рч
w О
О
о &
Й -а X X О
m
о х
Байгужина С.Х.,
учитель математики, Алтынсаринская основная школа, Костанайский район
Неггзгг свздер: ц^зыреттшк, бэсекеге цабыеттг, тужырымда-ма, заманауи бшм беру техно-логиялары, жуйелгк-цызметтгк амал.
Ключевые слова: компетентность, конкурентоспособный, концепция, современные образовательные технологии, систем-но-деятельностный подход.
Keywords: competence, competitive, concept, modern educational technology, system-activity approach.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА ЯПОНСКОЙ ШКОЛЫ
Ацдатпа
Орта бшм берудщ непзп максаты: окушылардыц кабшетщ кез келген бшм берудщ, eмiрлiк жагдайлар-дьщ жэне непзп немесе пэндш кузыреттерд1 нак;ты дамыту, езьезш дамыту немесе езьезш баскару Yшiн дайын алган бiлiмдерiн шыгармашылы; пайдалануын камтамасыз ету болып табылады.
Аннотация
Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.
Annotation
The aim of secondary education is to ensure the development of students' ability to learn, creative use of the acquired knowledge in any educational and life situations and readiness for self-development and self-management through the development of key and subject specific competences.
Особое внимание в Японской школе уделяется математике. Международные соревнования школьников показывают, что знания математики и естественных наук у японцев выше, чем у школьников из других стран [1].
Исследование Томаса Ролена показывает, что высокий уровень знаний, достигаемый 10% учеников в США и Европе, является обычным для учеников японской школы: "Главное достижение японского начального и среднего образования состоит не в формировании блестящей элиты, а в развитии очень высокого среднего уровня способностей"[2]. Учебники математики в Японии отличаются яркостью, иллюстративностью, написаны более простым и доступным языком, с минимумом научных терминов, крупным шрифтом и легко читаются, содержат рисунки, фотографии, схемы, таблицы на страницах-вклейках. Например, основной текст учебника иногда сопровождают вклейки-«гар-мошки» цветных фотографий и картосхем. Рисунки и фотографии занимают примерно 20% объема учебника; карты, схемы, диаграммы - 23%. Текст учебника занимает около 57% общего объема [3].
Исследования показывают, что японские ученики превосходят своих соперников в умении решать задачи, требующие понимания, применения полученных знаний, у них хорошо развита функциональная грамотность [1].
Понятие функциональная грамотность сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО, вошло в обиход исследователей и включает компьютерную, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни » [4].
В терминологическом словаре современного педагога функциональная грамотность трактуется, как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности. Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках необходимо соблюдать следующие условия:
• учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
• обучение на уроках должно носить дея-тельностный характер;
• учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
• предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
• используются продуктивные формы групповой работы.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия. Современные дети ждут новых форм
знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельност-ный характер мышления.
При изучении многих тем школьного курса математики использую практическую работу. Например, при изучении темы «Обыкновенные дроби» в 5 классе. За время своей педагогической работы я все больше убеждаюсь в том что, если у ученика не сформировано понятие числа - это сильно влияет на дальнейшее восприятие математики. Математика становится для ученика чистой абстракцией, происходит механическое заучивание, что не приводит к нужным результатам. Из цветной бумаги ученики под моим руководством вырезают круги (целое), делят их на доли, устанавливают взаимно-однозначное соотвеиствие между предметом и числом.Ученики наглядно видят дробь, сами конструируют правила выполнения действий над дробями. Ученики в основном работают в паре. Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха»- учащиеся убеждены, что сами «открыли» закономерности. Вводный урок по теме провожу практической работой. На последующих уроках по мере необходимости на разных этапах урока. На каждое новое понятие темы составляем с учащимися ОК (опорный конспект)
Что это дает:
• из наглядно-действенного перевести знание в абстрактно-логическое;
• использования навыков понимания и преобразования текста для передачи в новых ситуациях;
• развитие способов деятельности, а именно аналитических умений отличать причину и следствие, общее и частное;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, адекватноиспользовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
• формирование знаний о правилах и нормах общения, создания письменного или устного текста высказывания;
• развитие умения решать практические и прикладные задачи.
т
о
Рч РЧ
О
О
о &
Й -а X X О
к
т
о
X
ОК: Понятие дроби
ОК' (опорным копенокI): Моия 1 не {роон.
ОК: Связь между неправильной дробью и смешанным числом
ОК: Связь между неправильной дробью м смешанным числом.
переход от неправильной дроби на смешанное число (склеиваем) перевод ог смешанно го числа на неправильную дробь (разреза«»}
$к = • » = •» 11 = 2 2 г
5 = 11 4 4
Правило 5 Ь знаменатель ~ а ГГ" целая част» 1 числитель Правило: 1 ' _ 1*2 + 1 _ 3 2 2 2
т
о
Рч РЧ
О
О
о &
о
Й -а X X О
т
о
X
При изучении тем школьного курса геометрии так же использую практическую работу. Приведу несколько примеров. Например, в 7 классе на закрепление темы «Угол. Измерение углов» даю практическое задание найти сумму углов треугольника и четырехугольника. Заготовки геометрических фигур ученики при-носять с собой ( домашнее задание). Каждая группа в результате приходит к определенному выводу. Работу класса завершаем общим выводом. Эта работа преследует еще одну цель-изучение тем на опережение (сумма углов треугольника изучется позже, а сумма углов четырехугольника в 8 классе). При изучении тем площади треугольника, параллелограмма,
ромба и трапеции в 8 классе провожу практическую работу на исследование видов многоугольников с целью вычисления их площади. Класс делится на группы. Первое задание общее для всех -найти площадь параллелограмма, используя известную уже учащимся формулу площади прямоугольника, свойства равновеликих фигур, «перекраивая» параллелограмм в прямоугольник. Затем каждая группа выводит формулу площади параллелограмма и его частного случая ромба. Затем группы получают дифференцированные задания: найти площадь прямоугольного треугольника, разностороннего треугольника, ромба (применяя свойства диагоналей), площадь трапеции методом «перекраивания» основной фигуры. По итогам работы каждая группа делится своими результатами, демонстрируя у доски. Практическая работа завершается рефлексией, задается индивидуальное домашнее задание(изучить тему по учебнику, знать формулы и уметь их выводить). В 9 классе итоговый урок по геометрии провожу на местности (в школьном дворе или на природе).Учени-ки находят расстояние до недоступных предметов, высоту зданий, деревьев, строят геометрические фигуры на асфальте используя их свойства, «пифагоровы тройки» (пользуясь только подручными средствами).
ОК составляются учениками по основным темам математики, алгебры и геометрии. В зависимости от целей и задач урока ОК может составляться на уроке, как домашнее задание, как индивидуальное задание отдельному ученику или всему классу. При изучении большой темы составляем несколько ОК, а затем объединяем в один обобщающий ОК. Например, при изучении тем «Квадратное уравнение», «Квадратные неравенства», «Решение треугольников».
Вестник «Орлеу^-kst
ОК: Взаимное расположение прямой и окружности
СЖ: Взаимное расположение прямой и окружности.
Прямая и окружность Прямая и окружность Прямая и окружность не имеют общих точек имеют одну обшую точку имеют две общие точки
О \ а
ОК: Алгоритм построения графика квадратной функции
ОК: Алгоритм построения графика квадратной
(х,.оД I Дг;щ (С;с) \Jy
функции у = ах^Ьх+с
1 Вершина параболы: (га ; п)
4
п = ат'+Ьт+с
2 Ось симметрии: х = т
3 Точки пересечения с осью Ж: (2, ,0) (х,,0), ЭДеЭуХ^ корни уравнения
■Ч Пересечение с осью ОУ: (0 ;с)
ОК: Равнобедренный треугольник
Равнобедренный треугольник (прямая и обратная теорема)
Если
Если
Освоение новых знаний с использованием практической работы, составление ОК позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений как сравнение и обобщение, анализ и синтез, формировать организационные, интеллектуальные, коммуникативные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://bibliotekar.ru/ amerikanskiy-menegment/190. htm
2. http://topnewsrustoria. ru/post/yaponskaya-metodika-obucheniya-detej/
3. Республиканский научно-практический центр «Учебник» статья Б.С.Каримо-вой, в газете «Класс Time».
4. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 30 ноября 2015г. «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие».
5. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки [Текст]: из опыта работы школ Донецка/ В.Ф. Шаталов - Москва: Педагогика, 1979. - 136с.
6. Эрдниев, Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: кн. Для учителя [Текст]/ Б.П. Эрдниев, Э.Д. Эрвильи. - М.: Просвещение, 1986. - 255с.
7. Образование за рубежом. Математика в Японии.// Журнал 12-летнее образование.- 2005. - №4.
m
о
Рч
w О
О
о &
Й -а X X О S
m
о
X