Научная статья на тему 'Педагогический аспект обновления содержания образования: образовательный процесс - активная деятельность обучающихся (к историографии проблемы)'

Педагогический аспект обновления содержания образования: образовательный процесс - активная деятельность обучающихся (к историографии проблемы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БіЛіМ БЕРУ үРДіСі / БіЛіМ БЕРУ МАЗМұНЫН ЖАңАРТУ / қЫЗМЕТ / ДАМЫТУ / ИДЕЯЛАРДЫң ЗАМАНА-УИЛЫГЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / CONTENT UPDATING / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СОВРЕМЕННОСТЬ ИДЕЙ / UPDATING IDEAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарь М.В.

В статье представлена актуальность проблемы развития обучающихся в активной деятельности в контексте обновления содержания образования в его педагогическом аспекте. Показано, каким образом она решалась великими педагогами и практиками в XVIII, XIX, XX веках. Описаны идеи: И.Г. Песталоцци о необходимости развития способностей у детей природосообразным путём; К.Д. Ушинского, предлагающего педагогам развивать у школьников желание и способность самостоятельно без учителя приобретать новые познания; Джона Дьюи, который утверждал, что ребёнок становится «солнцем» вокруг которого вращаются все средства образования с целью воспитания активного гражданина демократического общества; А.С. Макаренко, согласно учению которого воспитание подрастающего поколения педагогически организованный процесс социализации; В.А. Сухомлинского, определившего алгоритм развития школьников, успешность реализации алгоритма любовь к детям и уважение собственного достоинства ученика. Сделан вывод, что их учения помогут современным педагогам решить проблему развития школьников в активной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический аспект обновления содержания образования: образовательный процесс - активная деятельность обучающихся (к историографии проблемы)»

Вестник «Opjiey»-kst

ФИЛОСОФСКИЕИМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

М.В. Слесарь,

кандидат педагогических наук, директор филиала АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Heei32i сездер: бтм беру \pdici, oi.ii.M беру мазмунын жацарту, цы-змет, дамыту, идеялардъщ зстана-уилыгы.

Ключевые слова: образовательный процесс, обновление содержания, деятельность, развитие, современность идей.

Keywords: educational process, content updating, activity, development, updating ideas.

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АСПЕКТ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (К ИСТОРИОГРАФИИ ПРОБЛЕМЫ)

Ацдатпа

Макал ада бшш беру мазмунын жацарту жагдайында белсенд1 кызметтщ педагогикальщ acneKTici тургысында окушыларды дамыту мэсе-лелершщ езектш1п карастырылады. XVIII, XIX, XX гасырлардагы улы педагогтар мен практик-тердщ осы мэселеш капай шешкеш керсетшедг И.Г. Песталоццидщ балалардьщ кабшетш та-биги жолмен дамыту кажеттш1п туралы; К.Д. Ушинскийдщ мектеп окушыларыньщ ездтнен, мугал1мнщ кемегшаз жаца бшм алуы туралы; Джон Дьюидщ демократияльщ когамньщ белсен-д1 азаматын тэрбиелеу максатында бЫм берудщ барльщ куралдарынын баланьщ айналысында 5 "айналатындыгы" туралы; A.C. Макаренконьщ ~ ескелен ур пакты тэрбиелеу -элеуметтендфудщ g педагогикальщ уйымдастырылган УРД1С екенд1п <

С-

туралы; В.А. Сухомлинскийдщ мектеп окушыла- ¡5

—-

рын дамыту апгоритмдер1 туралы идеялары сурет- 3 телген. Аталган галымдардьщ Ымдер1 заманауи i педагогтарга мектеп окушыларыньщ белсенд1 кы- рЗ зметш дамыту мэселесш шешуге кемектесетшдт ~ туралы корытынды жасалады.

и

и

ы

Аннотация

В статье представлена актуальность проблемы развития обучающихся в активной деятельности в контексте обновления содержания образования в его педагогическом аспекте. Показано, каким = образом она решалась великими педагогами и практиками в XVIII, XIX, XX веках. Описаны 2 идеи: И.Г. Песталоцци о необходимости разви- -тия способностей у детей природосообразным

путём; К.Д. Ушинского, предлагающего педаго- 2 гам развивать у школьников желание и способ- ?

С

n=t

(s)

Вестник «врлеуп-kst

ность самостоятельно без учителя приобретать новые познания; Джона Дьюи, который утверждал, что ребёнок становится «солнцем» вокруг которого вращаются все средства образования с целью воспитания активного гражданина демократического общества; А.С. Макаренко, согласно учению которого воспитание подрастающего поколения - педагогически организованный процесс социализации; В.А. Сухомлинского, определившего алгоритм развития школьников, успешность реализации алгоритма - любовь к детям и уважение собственного достоинства ученика. Сделан вывод, что их учения помогут современным педагогам решить проблему развития школьников в активной деятельности.

Annotation

Relevance of students' development during vigorous activity and its pedagogical aspect in the context of education content updating are presented in the article. It is shown how it was developed by great teachers and practicians in the 18th, 19th, 20th centuries. The following ideas are described: I. G. Pestalozzi about need of children's abilities development through natural approach; K. D. Ushinsky about school students' desire and ability to study independently without teachers' help; Jonah Dewey about a learner-centered teaching and learning to make a child become an active citizen of democratic society; A. S. Makarenko about upbringing as pedagogically organized process of socialization; V.A. Sukhomlinsky about an algorithm of school students' development the main key of which is love and respect to children. The conclusion is drawn that all their ideas can help modern teachers solve a problem of school students' development during vigorous activity.

со <

ua

w

w'

и ©

«Школа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик субъект познания, а учитель выступает организатором познавательной деятельности обучающихся», - очень аргументированно резумирует в статье «Об особенностях образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016 - 2017 учебном году» Президент Национальной академии образования им. И. Алтынсарина Жанбол Жилбаев [ 1 ,с. 14].

Итак, каждый урок должен стать уроком добывания знаний, значит уроком развития, а каждое образовательное учреждение - школой развития, причём в школе развития и воспитательные мероприятия должны быть уроками развития, т.е. весь образовательный процесс должен быть направлен на развитие обучающегося в процессе деятельности.

Следует отметить, что эта идея не нова для того, чтобы вновь мы её актуализировали, напомним историографию проблемы, так как её реализация ключ к новым успехам казахстанской школы, а значит и общества.

Актуальность этой проблемы обозначена ещё И.Г. Песталоцци и развита К.Д. Ушин-ским, который писал:

«Как ни проста нам кажется теперь идея, что цель народной школы состоит не в том, чтобы внести в головы детей известное количество определённых знаний, которые они потом позабудут, и сообщить им навык чтения и письма, которым они не воспользуются, но в том, чтобы школьным занятием развить способности детей, естественным путём раскрыть в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения и сделать их способными к самостоятельной разумной жизни и деятельности; как ни проста эта идея, но в то время она была великим открытием Песталоцци, открытием, которое принесло и приносит

Вестник «Орлеу»-к$1

человечеству более пользы, чем открытие Америки. Всей многострадальной жизни этого великого до безумия энтузиаста воспитания едва стало на то, чтобы ввести эту идею в число немногих живых и деятельных идей, двигающих человечество. ...

Первый сделал это Фелленберг, и его гофвильская школа была блестящим, неопровержимым доказательством того, что новая идея имеет все свойства великой и живой идеи, способной к бесконечному развитию» [2,с.81].

Возвышенно представлял идею развития И.Г. Песталлоци, он писал, что каждому ребёнку присуще стремление к развитию. «Но дело человечества удержать это стремление на пути, которым идёт природа, и облегчить ребёнку путь своим искусством. . Используя всю силу воздействия человеческой заботливости, оно должно повести своего воспитанника к такому состоянию, которое способно решительно и надёжно облегчить людям познание и использование средств этого искусства» [3,с.268].

В работах И.Г.Песталоцци даны рекомендации, указаны пути, как «удержать» стремление к развитию. Этой проблеме посвящена его переписка с педагогами, которую полезно и сегодня изучить каждому учителю. Главная его мысль состоит в том, что процесс развития должен быть природо-сообразным, воздействие учителя заботливым.

К.Д Ушинский проявлял огромную заботу о сохранении и продолжении учения И.Г. Песталоцци. «Читать это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое -вот в чём главное дело. . Надобно сначала расшевелить ум и сердце ученика, сообщить ему жажду знания, жажду нравственной и умственной пищи, приучить его к этой пище - и потом, уже, развернув перед ним книгу, благословить его на дальнейший самостоятельный прогресс. . Должно постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нём желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. ... Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, че-

ловек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения », - читаем мы у К.Д. Ушинского и поражаемся современности его идей [4,с.26-27].

Он особое внимание уделял подбору книг для развития с той целью, чтобы школьники не тратили даром время, так как, по его мнению, «время, отпущенное на земле, тот невещественный капитал, на который мы покупаем себе вечность» [4,с.35].

Огромную значимость активной деятельности учащихся с целью подготовки их к жизни в демократическом обществе придавал Джон Дьюи, считал её разумной целью образования. Он подчёркивал, что образование значит «развитие», реализация идеи важна при условии понимания, что это не процесс «накачивания» знаний. «Я, возможно, допускаю некоторое преувеличение, чтобы сделать более ясным типичные черты старого образования: его пассивность, его механическое скучивание детей, его однообразие программы и метода. Оно может быть суммировано в том положении, что центр тяжести лежит вне ребёнка. Он лежит на учителе, на учебнике, везде где угодно, но только не в непосредственных инстинктах и активной работе самого ребёнка. На этом базисе много не скажешь о жизни ребёнка. Много можно сказать о занятиях ребёнка, но школа ни в коем случае не есть то место, где ребёнок живёт. В настоящее время начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещении центра тяжести. Это - перемена, революция той, которую произвёл Коперник, когда астрономический центр был перемещён с Земли на Солнце. В данном случае ребёнок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования: он - центр, вокруг которого они организуются.

В школе жизнь ребёнка становится всё определяющей целью [5,с.64], - писал Джон Дьюи.

При этом он огромное значение придавал новой роли учителя, задача которого направлять процесс воспитания «по определённому руслу», «руководить детской активностью, задавая ей работу в определённом

о?

<

сз С

со <

с, из О 3

ы —

УЗ

С

С-.

и

ьг и ы

У

С еЗ О

м

5:

Щ

Ы

и ©

С

и г,

Вестник «0pjiey»-kst

сп <

а.

из

W S

и

Г>

w/

U

А

направлении», «вести её к разумной цели», а цель - активная жизнь в демократическом обществе [5,с.65].

По существу Джон Дьюи писал, реализо-вывал идеи не только просто развития, но и идеи развития функциональной грамотности обучающихся, которая сейчас является важной задачей образования. Нам следует обратить внимание на современность идей педагога, философа, социолога и психолога, который по праву относится к числу самых выдающихся и влиятельных мыслителей XX столетия, и реализовать их в XXI веке.

Следует заметить, что раньше Д. Дьюи стал отстаивать свободу, независимость ребёнка, самоценность его учебных и социальных интересов JI.H. Толстой - гениальный писатель, философ, педагог - теоретик и учитель. Он признавал только то образование, которое опирается на собственный опыт ученика и исходит из реальной жизни [6,с.309]. Опыт приобретается в процессе деятельности. Педагогический процесс должен оказать помощь человеку в открытии, развитии духовного начала и реализации его в жизни.

В этом сегодня и состоит педагогический аспект обновления содержания образования.

Активной деятельности обучающихся придавал огромное значение A.C. Макаренко, свидетельством его международного признание стало решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Это Джон Дьюи, Георг Кешенштей-нер, Мария Монтессори и Антон Макаренко, который считал, что гармоничная личность развивается и формируется через социальное взаимодействие, внутренние переживания, личностный опыт, получаемые результаты и ценности. Успешная реализация его идей отражена в произведениях «Марш тридцатого года», «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и других. В работе «Лекции о воспитании» писал: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно».

Согласно учению Макаренко, воспитание молодёжи - это педагогически организованный процесс социализации. Главное в

нём - труд (не важно, какой умственный или физический) с его целью, деятельностью, взаимоотношениями [7], что очень важно в новых условиях модернизации на идее «Общества всеобщего труда» и составляет, на наш взгляд, также педагогический аспект обновления содержания образования.

Образовательный процесс активная деятельность не только обучающихся, но и педагогов, т.е. педагогический аспект обновления образования в совместной активной деятельности учителя и школьника, её успешности. Что решает успешность?

На наш взгляд, главный ответ на этот вопрос даёт В. А. Сухомлинский, педагог - новатор, писатель, Герой Социалистического труда.

В XX веке он разрабатывал ведущие проблемы педагогики. Название его основополагающего труда «Сердце отдаю детям» - девиз всей его жизни, его теоретической и практической деятельности в Павлышской средней школе.

Обновление содержания образования сегодня требует, чтобы этот девиз стал девизом каждого учителя. Что он считал самым важным? В чём проявляется любовь, уважение к личности ребёнка?

Анализируя его педагогические труды, где он описывает свою успешную практику, приходишь к выводу, что главным он считал уважение собственного достоинства ученика.

«Мастерство воспитания в том и состоит, чтобы на всей долгой дороге человеческого утверждения - от первого дня, когда ребёнок переступил порог школы, до первой мысли о самостоятельной жизни - воспитанник никогда не испытывал оскорбления человеческого достоинства, чтобы стремление утвердить собственную честь и достоинство было важнейшим стимулом к нравственному совершенствованию. На этом пути для подростка вовсе не безопасна встреча с бессердечностью, произволом, унижением, которые огрубляют юное сердце, гасят в нём чуткость к чувству собственного достоинства и чести, делают человека равнодушным и жестоким» [8,с.295], - писал Сухомлинский. Он говорил, что «переживание чув-

Вестник «Орлеу»-1Ш

Ш

ства собственного достоинства ...является для личности как бы лучом, направленным в собственную душу. Нужно, чтобы он никогда не угасал»[8,с.291].

Он не должен угасать и у самых слабых, об их развитии он проявлял особую заботу, давал советы педагогам: «Если вы хотите, чтобы в нашем коллективе не было ни одного ребёнка, которого угнетала бы мысль о своей неспособности или бессилии, ведите детей к первоисточнику радости мышления. Ждите той счастливой минуты, когда вдохновение овладеет душой самого слабого и несмелого. Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии» [9, с.294 - 295].

В книге «Разговор с молодым директором» В. А. Сухомлинский обращает внимание проблеме руководства умственным трудом школьников, основой которого, по его мнению, являются практические умения и навыки такие как, умение наблюдать явления окружающего мира; думать; выражать мысли о том, что я вижу, делаю, думаю, наблюдаю; читать; писать [10, с. 152]. Так он выстроил алгоритм развития школьника, в нём полезные советы последовательности содействия учителя в развитии у ребёнка:

1. Умения наблюдать явления окружающего мира.

2. Умения думать - сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, находить непонятное; умение удивляться.

3. Умения выражать мысль о том, что ученик видит, наблюдает, делает, думает. Всего 12 советов [10,с. 153].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все они полезны, современны в условиях обновления содержания образования и составляют его педагогический аспект.

В заключение статьи следует отметить, что все великие педагоги, к которым относятся и представленные выше, посвятили свою жизнь доказательству, что главная цель образования - развитие ребёнка в деятельности, воспитание свободного гражданина демократического общества. Почему эта проблема вновь актуальна, значит - не решена.

На наш взгляд, влияет превалирование авторитарной педагогики, авторитарного стиля управления в обществе, школе, на уроке. Но многое зависит от педагога, его понимания, что настало другое время, где главная ценность - человек и его развитие - человеческий капитал, который и определит наше будущее. Осознанию чего посвящена жизнь великих педагогов, живших во все времена и показывающих нам путь обновления содержания образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жилбаев, Ж. Об особенностях образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016 - 2017 году [Текст]/Ж. Жабаев //Образованная страна. - 2016. - 16 августа.

2. Ушинский, К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии [Текст] //Соч.: В т.2. -Москва «Педагогика», 1974 - Т 2 . - С. 75195.

3. Песталоцци, И.Г. Лебединая песня [Текст] //Соч.:В т.2 - Москва «Педагогика», -1981 -Т 2. - С. 208-399.

4. Ушинский,К.Д. Воскресные школы [Текст]//Соч.: В т. 2. - Москва «Педагогика»,

- 1974-Т 2. - С. 19-35.

5. Дьюи, Д. От ребёнка - к миру, от мира

- к ребёнку [Текст]/ Д. Дьюи/Составитель, вступительная статья Г.Б. Корнетов. - М.: «Карапуз», 2009. - 352с.

6. История педагогики и образования [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /[З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.]; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. -М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 432с.

7. Слесарь, М.В. От учения Макаренко к идее Общества всеобщего труда [Текст]/М.В. Слесарь//Учительская плюс. - 2016. - 22ян-варя.

8. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина [Текст]//Соч.:В. т. 3,- Москва «Педагогика», 1979 - Т 1,- С.296 - 302.

9. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллекти-ва)[Текст]//Соч.: В.т.З. - Москва «Педагоги-ка»Д979 - Т 3. - С.295 - 394.

о?

<

со С

со <

е. оэ О 3

ы —

03

С

С-.

и

т

и ы

У

С еЗ О Н м

5:

Щ

Ы

и ©

С и

СI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.