Научная статья на тему 'Эволюция организационных форм дистанционного обучения в российском образовании'

Эволюция организационных форм дистанционного обучения в российском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / заочное образование / непрерывное образование / teachers’ further educa-tion / Life-long education / distant education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варганова Ирина Вячеславовна

В статье проводится историко-функциональный анализ эволюции дистанционного обучения в России, раскрывается его сущность как социально-педагогического феномена современной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents historic and functional analysis of the evolution of distant education in Russia. The essence of distant education as a so-cial and pedagogic phenomenon is depicted.

Текст научной работы на тему «Эволюция организационных форм дистанционного обучения в российском образовании»

УДК 371.004.3 ББК 74.202

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Варганова И. В.

Аннотация. В статье проводится историко-функциональный анализ эволюции дистанционного обучения в России, раскрывается его сущность как социально-педагогического феномена современной действительности.

The article presents historic and functional analysis of the evolution of distant education in Russia. The essence of distant education as a social and pedagogic phenomenon is depicted.

Ключевые слова: дистанционное обучение, заочное образование, непрерывное образование.

Life-long education, teachers’ further education, distant education.

Известны различные системы периодизации истории дистанционного обучения, осуществляемые с точки зрения тех или иных воззрений на его сущность. Так, С. А. Щенников отыскивает предпосылки первой исторической формы дистанционного образования в коррес-пондентном обучении XVII века [8]. В то же время М. А. Евдокимов выделяет этапы развития дистанционного обучения в соответствии со сменой поколений информационных и коммуникационных технологий [2].

В развитии дистанционного обучения в России выделяются два периода. Период создания и функционирования системы заочного образования в СССР (1917 - 1993 годы) и этап «номенклатурной эпопеи реализации идеи открытого дистанционного обучения» на постсоветском пространстве (1993-2010 годы) [2].

Обращение к проблеме заочного образования представляется оправданным хотя бы потому, что ряд исследователей считают советскую систему заочного образования одним из этапов развития дистанционного обучения: «Реально вторым историческим этапом развития дистанционного обучения является советская система заочного образования» [4, с. 14].

В принципе, до появления в России в середине 1990-х гг. американского термина «дистанционное обучение» западные специалисты

рассматривали заочное образование как разновидность дистанционного, а отечественные исследователи именовали «заочным образованием» все разновидности дистанционного (от архаичных до самых современных). До этого периода споры о различиях дистанционного и заочного обучения отсутствовали.

Как категория дидактики «заочное образование» определяется в различных источниках по-разному, хотя, в сущности, интерпретируется одинаково.

Так, в статье «Заочное образование» Большой советской энциклопедии находим: «Заочное образование, одна из форм подготовки и повышения квалификации специалистов с высшим и средним специальном образованием, а также получения общего среднего образования без отрыва от производства, В отличие от дневной системы образования, в заочном образовании основной формой обучения является самостоятельная работа студентов (учащихся)» [1].

В педагогической энциклопедии заочное образование описывается так: «Заочное образование, форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. Заочное образование включает самостоятельное прохождение учащимися учебных курсов и очную сдачу экзаменов. Система заочного образования формируется на основе специально созданных методических центров - заочных школ, курсов, заочных отделений высших и средних специальных учебных заведений. Эти центры организуют разработку учебно-методической литературы, осуществляют текущий контроль за учебной деятельностью заочников, ведут прием экзаменов» [6].

При этом в историко-педагогической литературе выбираются различные точки отсчета начала развития заочного образования.

Например, в работе С. А. Щенникова отмечается: «В XIX веке и начале XX века в России,

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

ЧИППКРО

как и в других странах, для целей самообразования и экстерната издавались различные учебные пособия, научно-популярные и профессиональные журналы. Однако научно разработанной системы заочного образования не было. Оно оставалось делом частной инициативы передовых учение, прогрессивных общественных деятелей и организаций» [8, с. 59].

В ряде исследовании отмечается, что образование на расстоянии без отрыва от основной деятельности имеет в России давние корни и сложившиеся традиции. В них создателем открытого и заочного профессионального образования в России принято считать К. К. Мазинга (1849-1926 гг.) - известного математика, инженера и педагога, председателя Московского отделения Императорского русского технического общества. По его инициативе в 1870 г. были созданы первые вечерние рабочие курсы и классы, реальные училища в Петербурге и Москве. Его стремления получили воплощение в 1908 г., когда был создан Московский городской народный университет для рабочих и крестьян [2].

В числе первых в России методических центров для лиц, занимавшихся самообразованием, также называют:

- Комиссию по организации домашнего чтения (основана в 1893 г.) при Обществе распространения технических знаний (г. Москва);

- Отдел для содействия самообразованию (основан в 1894 г.) при Комитете педагогического музея военно-учебных заведений (г. Санкт Петербург).

Эти центры рассылали желающим учебнометодическую литературу, организовывали консультации и лекции, причем московские программы обучения были построены на основе вузовских учебных курсов.

На наш взгляд, небезынтересно и такое высказывание С. А. Щенникова: «Принято считать, что начало дистанционному обучению было положено Ч. Тусеном - преподавателем французского языка Берлинского университета, и Г. Лан-чештейдтом - членом Берлинского общества современных языков, создавших в 1856 году институт в Берлине, основанный на заочной форме обучения иностранным языкам. Однако следует помнить, что шестью годами раньше, в 1850 году, в России был создан Институт заочного обучения» [8, с. 218].

Следует отметить, что в советский период, дореволюционный опыт организации заочного образования попросту игнорировался. Считалось, что дореволюционная высшая школа не имела никакого опыта в подготовке кадров высшей квалификации без отрыва от производства, заочная и вечерняя подготовка специалистов в нашей стране зародилась лишь тридцатых годах, когда народное хозяйство испытывало особенно большой недостаток в специалистах высшей квалификации [4].

Попутно заметим, что датирование 30-ми годами 20 века начала развития системы заочного образования в СССР носит достаточно условный характер.

В частности, ряд исследователей годом рождения «советской заочки» называют 1919 г., в котором состоялся VIII съезд Коммунистической партии, принявший решение об оказании всесторонней государственной помощи самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян. С 1920-х годов в стране осуществляется выпуск литературы для самообразования: «Школа на дому» (под общ. ред. Н. К. Крупской), «Народный университет на дому», «Рабфак на дому», «Готовься в вуз», «Рабочий техникум на дому», «Учись сам» и др.). С 1922 г. начинают возникать учебные центры, осуществляющие руководство самообразованием с использованием методов заочного обучения, например, «Курсы заочного обучения по подготовке учительства в Московской губернии». С 1923 г. открываются заочные курсы (иностранных языков, советского строительства, профдвижения и связи и др.) для повышения квалификации специалистов и оказания помощи молодежи в подготовке сдачи экзаменов экстерном. В 1926-1927 гг. при МГУ, Механическом институте им. М.В. Ломоносова, Сельскохозяйственной академии' им. К. А.Тимирязева и некоторых других московских вузах открываются заочные отделения, на которые было принято 37 тыс. студентов [2, 4].

В 1927 г. создается Центральный институт заочного обучения и Молодежный институт ЦК ВЛКСМ (преобразованный в 1930 г. во Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования). При сельскохозяйственных вузах открывается свыше 30 заочных отделений.

В 1928 г. был создан «Первый рабочекрестьянский университет по радио», преобра-

зованный в 1930 г. в Институт заочного обучения по радио (ИЗОР) с филиалами на местах. В этом же году Центральные курсы работников Соцвоса были преобразованы в Институт повышения квалификации педагогов ИПКП, в котором были созданы заочные курсы, где программы носили оригинальный характер и использовались лабораторно-заочные сессии.

В 1929 г. коллегия Наркомпроса РСФСР определяет принципиальные основы заочного высшего и среднего образования. В 1930 г. открываются: Ленинградский индустриальный

институт (ныне Северо-Западный заочный технический университет), Всесоюзный заочный финансово-экономический институт (ныне Всероссийский заочный финансово-экономический институт).

К началу 1931-го в высших и средних учебных заведениях заочно обучалось более 350 тыс. человек. В соответствии с приказом по Народному комиссариату тяжелой промышленности от 13.12.1932 г. № 907 «О сети заочных учебных заведений», в 1932 г. была сокращена сеть из 47 созданных к тому времени заочных институтов. Она была реорганизована во Всесоюзный заочный институт технического образования с отделениями на местах (в 1947 г. ВЗИТЦ был переименован во Всесоюзный заочный политехнический институт, ныне Московский государственный открытый университет). В 1932 г. создаются: Всесоюзный институт текстильной и легкой промышленности, Всесоюзный юридический заочный институт. В 1936 г. открывается Всесоюзный заочный машиностроительный институт, а в 1937-м - Всесоюзный заочный электротехнический институт связи и Всесоюзный заочный институт советской торговли.

Определенной вехой в развитии заочного образования в СССР стало постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 29 августа 1938 г. «О высшем заочном образовании». В соответствии с ним на заочных отделениях была установлена курсовая система обучения с обязательной очной сдачей экзаменов и зачетов по всем дисциплинам, Также была определена общая номенклатура специальностей для системы заочного образования. В соответствии с этим же постановлением студентам-заочникам предоставлялись дополнительные оплачиваемые отпуска по месту работы.

В постановлении отмечалось, что организация высшего заочного обучения себя оправдала и имеет большое значение для подготовки специалистов без отрыва от производства. В числе существенных недостатков в системе высшего заочного обучения выделялись [8]:

- отсутствие надлежащего руководства со стороны наркоматов и ведомств, в результате чего сеть заочного обучения развивалась без всякого плана;

- отсутствие единых правил приема, сроков обучения, а также установленного учебного режима;

- необеспеченность заочников учебниками, методическими пособиями.

В числе мер совершенствования высшего заочного обучения указывались [8]:

- обязательная очная сдача экзаменов и зачетов по всем дисциплинам учебного плана;

- издание для заочной системы методических пособий и материалов, способствующих самостоятельной работе учащихся;

- равенство де-юре дипломов о высшем образовании, получаемых на дневных и заочных отделениях.

К 1940 г. в СССР было создано 8 вечерних и 17 заочных самостоятельных институтов, а также 383 вечерних и заочных отделения при стационарных вузах. На тот момент подавляющее число учреждений вечернего и заочного образования находилась в европейских (в частности центральных) районах СССР.

Война 1941-1945 годов привела к сокращению системы заочного образования, однако в 1944 г. открывается Всесоюзный инженерностроительный институт. В 1946 г. в СССР функционировало 16 самостоятельных заочных ВУЗов и 242 заочных отделения. В 1950 г. без отрыва от производства в вузах обучалось 402,3 тысячи человек, что составляло 30 % от общего числа студентов страны [8]. В этот период по числу заочников лидировали педагогические вузы, что объяснялось введением всеобщего семилетнего обучения и расширением сети среднего образования. Огромная масса учителей, не имевших ранее законченного высшего образования, стала обучаться без отрыва от производства. И совершенно не случайно в 1951 г. был создан Московский государственный заочный педагогический институт (МГЗПИ) (с 1995 г. -

„ Научное обеспечение системы

Научно-теоретический журнал ■' г

/3 повышения квалификации кадров

ЧИППКРО

Московский государственный открытый педагогический университет).

В 50-60-х годах все шире используются технические средства обучения в заочной системе образования - на УПК и в филиалах вузов приступили к созданию мультимедиатек, включающих аудиозаписи лекций известных профессоров, учебные диафильмы и кинофильмы.

В первой половине 60-х годов при крупных предприятиях и стройках открываются все новые вечерние и заочные факультеты, филиалы заочных вузов. Организуются учебные заведения нового типа: заводы-ВТУЗы (на Московском автомобильном заводе имени Лихачева, Ленинградском металлургическом заводе, Ростовском заводе сельскохозяйственного машиностроения и др.), вузы-совхозы. Завод-ВТУЗ имел своей целью подготовку специалистов на основе органичного соединения производительного труда с теоретическим обучением, обеспечивая регулярное чередование обучения с работой. Студенту-производственнику предоставлялась возможность систематически и последовательно знакомиться со всеми процессами производства, связанными с его будущей специальностью. В 1964-1965 годах на основе учебных планов ВЗПИ на Ленинградской телестудии, а потом на студии Центрального телевидения в Москве начинается разработка телевизионных версий лекций для студентов-заочников.

В 60-70 годах в системе заочного образования СССР осуществляется подготовка специалистов по большинству специальностей, принятых в системе дневного высшего и среднего специальною образования (в 1970 г. таких специальностей насчитывалось 255), причем программы и учебники в системе очного и заочного образования используются одни и те же. Для заочников издаются методические указания к самостоятельной работе. В заочные высшие и средние специальные учебные заведения (факультеты, отделения) принимались все граждане СССР без ограничения возраста. Привилегии при зачислении имели абитуриенты со стажем практической работы по избранной в ВУЗе (или родственной ей) специальности. В 1971 г. в СССР насчитывалось 16 самостоятельных заочных вузов (в том числе 10 всесоюзных) и 46 средних специальных учебных заведений (в том числе 18 всесоюзных), 582 заочных отде-

ления (факультета) в дневных вузах и 2122 в средних специальных учебных заведениях.

Как отмечалось в работе С. А Щенникова: «Дальнейшая эволюция заочного образования была связана со стремлением развить те компоненты, которые считались уместными в дневной форме: как можно больше контактов студентов и преподавателей, стандарты, внутренний контроль, экзамены и т.д.» [8, с. 96].

Эти тенденции имели веские причины. Дефакто признавалось, что качество заочного и вечернего высшего образования гораздо ниже очного. Объяснение этого факта сводилось к тому, что работающий человек не в состоянии освоить объем знаний, предлагаемый традиционным высшим образованием. Пришло понимание того, что необходимо:

- определить направления подготовки кадров, по которым возможно и целесообразно обучение специалистов без отрыва от производства;

- оптимизировать сеть высших учебных заведений и их структурных подразделений, ведущих обучение по заочной и вечерней формам;

К распаду СССР в 1991 г. система заочного образования представляла собой социальный институт, осуществляющий подготовку значительной части специалистов с высшим образованием для сельского хозяйства, в области экономики, транспорта и связи, а также учителей и юристов. Учебные планы и программы для заочников высших учебных заведений по своему содержанию в основном соответствовали планам и программам очной формы обучения. Выпускники получали диплом единого общегосударственного образца. Учебный процесс на заочных отделениях в вузах складывался из вводных, установочных, обзорных лекций, лабораторных занятий, самостоятельной подготовки с выполнением контрольных работ, заочных и очных консультаций. Как и очники, заочники выполняли курсовые и дипломные проекты (работы) и сдавали государственные экзамены. Очные занятия (30-35 % объёма учебного плана дневной формы обучения) проводились главным образом в период экзаменационно-лабораторных сессий (как правило, 2 раза в год). Научную и методическую работу в области заочного образования вели НИИ образования взрослых АПН СССР (г. Ленинград), НИИ высшего образования (г. Москва).

Советское заочное образование стало первой системно организованной, реализующей сертифицированные государством образовательные программы всех уровней, основанной на институционально оформленном разделении труда моделью дистанционного образования. Став из формы дополнительного образования формой основного, получив положение, де-юре равное очному, и официальную «путевку в жизнь» в виде непререкаемой партийногосударственной директивы, «дистанционное» образование советского образца испытало на себе все положительные и отрицательные превращения в часть плановой государственной системы. Положительные следствия очевидны:

- были учреждены специализированные государственные заочные вузы, ставшие центрами не только практики дистанционного образования, но и специальных научнометодических и учебно-методических исследований и разработок;

- установлена система социальных льгот для заочников;

- предприняты первые систематические попытки применения в заочном образовании новых технологий телекоммуникации и записи учебной информации на новых носителях.

В то же время у планово-государственного статуса и директивно установленного юридического равноправия заочного с дневным обучением была и оборотная сторона. Возникло неофициальное, но очень устойчивое и справедливое понимание заочного обучения как «усеченного» очного. Ценой формального равноправия стала фактическая дискриминация. Заочное образование по качеству значительно уступало и уступает очному.

Взвешенной и достаточно оригинальной представляется следующая оценка системы заочного образования в СССР, данная академиком РАО А.М. Новиковым: «Хотя в области заочного образования Россия имеет признанный в мире исторический приоритет и значительный наличный потенциал, из-за общих для нашего образования причин и, в частности, особенностей организации образования по заочной форме уровень подготовки подавляющего большинства выпускников-заочников в последние десятилетия командно-административной системы перестал соответствовать предъявляемым требованиям. Заочная форма

оказалась настолько дискредитированной, что как правительство, так и население страны стали считать, что прекращение обучения по ней принесет больше пользы, чем вреда» [4, с. 38]. Полагаем, что понимание именно последнего обстоятельства привело в начале 90-х гг. к попыткам создания на основе зарубежного опыта системы дистанционного образование в России.

Пожалуй, впервые термин «дистанционное образование» в официальных документах был зафиксирован в решении Коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 9 июня 1993 г, № 9/1 «О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации». В этом решении, отмечалось, что создание сети дистанционного образования откроет новый канал реализации образовательных услуг для миллионов российских граждан, обеспечит им реальное право на образование.

Большинство исследователей, начало современного этапа развития дистанционного образования в России, связывает с Постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию № 6 от 31.05.1995 г. «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России». В этом постановлении, отмечалось, что создание единой системы дистанционного образования актуально для России в силу требования логики развития системы образования и общества в целом, где определяющими становятся потребности каждого отдельного человека, развития международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.

Этим же постановлением принималась за основу Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования России (разработчики: В. В. Вержбицкий, В. С. Месь-ков, В. И. Овсянников, В. В. Попов, С. А. Щен-ников и др.). Она содержала: общую характеристику дистанционного образования; формулировки целей и задач создания единой системы дистанционного образования (далее СДО), приоритеты ее развития на ближайший период; принципы организации и управления единой СДО; описание этапов создания и развития единой СДО; обоснование социальной, экономической и геополитической целесообразности.

„ Научное обеспечение системы

Научно-теоретический журнал

у " 75 повышения квалификации кадров

ЧИППКРО

Полагалось, что дистанционное образование, понимаемое как «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений», должно быть очень гибким, состоять из независимых курсов-модулей в соответствии с индивидуальными или групповыми потребностями [3]. Образовательный процесс, по мнению разработчиков концепции, должен строиться при широком использовании специализированных технологий и средств обучения с опорой на современные средства передачи образовательной информации (телекоммуникации). При этом полагалось, что представление информации для обучаемых должно осуществляться в виде: печатных материалов (учебно-методические комплекты литературы и заданий), электронных материалов (компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники), аудио- и видеопродукции, телевизионных передач на различных носителях информации. В качестве средств обучения в концепции выделялись учебно-методические комплекты («кейсы»), компьютеры, телевизоры, телефоны, магнитофоны, видеомагнитофоны, специальная техника мультимедиа. Также подчеркивалась особая роль специализированного контроля качества образования, причем акцентировалось внимание на необходимости создания единой системы государственного тестирования [3].

В Концепции постулировалась экономическая эффективность дистанционного образования: «Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50 % дешевле традиционных форм образования» [3].

В качестве потенциальных студентов СДО в концепции рассматривались:

- молодежь, не имеющая возможности получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы;

- офицеры сокращающихся Вооруженных сил и члены их семей; лица, проходящие действительную срочную службу в Сооруженных силах России;

- лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;

- работающие, уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания;

- лица, желающие получить второе дополнительное образование;

- лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарах;

- лица, отбывающее наказание в местах лишения свободы;

- русское и русскоязычное население зарубежных стран, лица, для которых русский язык является вторым основным языком и т. д.

По мнению М. А. Евдокимова, эта концепция была изначально обречена на провал, поскольку ее разработчики переоценили как социальную значимость дистанционного образования, так и, соответственно, потребности в нем российского социума, не говоря уже о совершенно необоснованных надеждах на его несуществующие интеллектуальные и финансовые возможности [2].

Разработчики концепции попросту игнорировали то обстоятельство, что технические идеи ДО в принципе не могли быть реализованы на существующей в 1995 г. материальнотехнической базе отечественной системы образования.

Спустя семь месяцев после утверждения концепции приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.12.1995 г. № 1726 организуется Головной совет по дистанционному образованию. Приказом Минобразования РФ от 14.07.1995 г. № 399 создается Межвузовский центр дистанционного образования.

Далее, приказом Министерства образования России от 30.05.1997 г. № 1050 утверждается «Положение о проведении эксперимента в области дистанционного образования».

Дистанционное образование в этом положении характеризовалось двояким образом. С одной стороны, как метод получения образования, с другой - как комплекс образовательных услуг [5].

При этом характерными чертами системы дистанционного образования назывались: гибкость (понимаемая как возможность учиться в любое время, в любом месте и в любом темпе); модульность; новая роль преподавателя; спе-

циализированный контроль качества знаний; использование специализированных технологий и средств обучения и др. Перечислялись технологии дистанционного обучения: комплекты («кейсы») специальных учебных пособий для системы ДО в твердых копиях; электронная почта; телеконференции по электронной почте; электронные библиотеки; доступ к базам данных в оперативном режиме; голосовая почта; видеокассеты; электронные учебники; лазерные диски и учебные пособия в среде мультимедиа; системы телекоммуникаций; телевидение.

Фактически ДО рассматривалось как регулируемое самообразование. Согласно положению, в качестве основной задачи эксперимента выступало апробирование методов дистанционного образования с целью предоставления образовательных услуг всем лицам, заинтересованным в получении высшего и дополнительного профессионального образования [5].

На момент принятия Положения ситуация в России в области дистанционного образования была неоднозначной. Тогда (как, впрочем, и сейчас) процесс развития дистанционного образования в России сдерживался традиционными для нашей страны причинами - отсутствием хорошего материально-технического

обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным стимулированием преподавателей.

К февралю 1998 г. процессы организации структур дистанционного образования приобрели не слишком управляемый характер. На наш взгляд, этим объясняется появление Приказа Министерства образования № 253 от 30.01.1998 г. «О мерах по созданию единой системы дистанционного образования в России». Согласно этому приказу на Центр информационно-аналитического обеспечения

системы дистанционного образования (ЦИАН) Минобразования России возлагалась функция головной организации по формированию единой системы дистанционного образования, объединяющей на договорной основе образовательные учреждения, и координации их совместной деятельности в области дистанционного образования.

Но еще более наглядным свидетельством неразберихи, царившей в этот момент в сфере

организации структур дистанционного образование, выступает указание Министра В. Г. Ки-нелева (от 30.01.1998 г. № 68-32) «Об упорядочении работ по организации единой системы дистанционного образования», в котором он предлагает планомерно формировать в России единую систему дистанционного образования, исключая параллелизм организационных структур и неоправданное дублирование работ, а также целенаправленное финансирования основных системообразующих проектов.

Начиная с середины 1998 г. термин «дистанционное образование» «уступает место» термину «дистанционное обучение». В сентябре 1998 г. Координационным советом в сфере дистанционного обучения Минобразования России составляется план мероприятий по развитию форм и методов дистанционного обучения (протокол № 1 от 4 сентября 1998 г.), в котором говорилось о необходимости: разработки форм поддержки создания межвузовских центров дистанционного обучения; создания экспертной комиссии по сертификации учебнометодических материалов и образовательных программ дистанционной формы обучения; определения перечня имеющихся курсов и дисциплин, подготовленных для дистанционной форты обучения и т. д.

Перечень проблем, подлежащих решению в соответствии с названным планом, также включал в себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработку терминов и определений, программно-технических средств реализации образовательных технологий дистанционных форм обучения, лаборатории и практикумы удаленного доступа;

- разработку способов и форм эффективного использования телекоммуникационной инфраструктуры для целей дистанционного обучения;

- разработку методики написания курсов для дистанционной формы и т.д.

В 1999 г., не дожидаясь подведения итогов двухлетнего эксперимента, Министерство образования Приказом № 1127 от 26.04.1999 г. утверждает основные направления межвузовской научно-методической программы «Научно-методическое обеспечение дистанционного обучения»: исследование потребности в дистанционном обучении в России, его состояния и перспектив развития; сравнительный анализ

„г „ Научное обеспечение системы

Научно-теоретический журнал

у " // повышения квалификации кадров

ЧИППКРО

состояния дистанционного образования в России и за рубежом; подготовка программы развития дистанционного обучения в России до 2005 г.; разработка учебно-методического и программно-технического обеспечения дистанционного обучения.

В приказе Министерства образования РФ № 41 «Об эксперименте в области дистанционного образования» от 22.06.1999 г. констатировалось, что эксперимент в области дистанционного образования позволил уточнить направления развития и методы дистанционного образования в Российской Федерации, получил поддержку в среде научно-педагогической общественности. В этом же приказе утверждалось, что в ходе эксперимента создана широкая сеть филиалов и региональных учебных центров, охватывающих большую часть регионов России. Говорилось о том, что эксперимент подошел к этапу юридической проработки применения дистанционных технологий в образовательном процессе.

Таким образом, из официальных документов Министерства образования недвусмысленно следует, что в 1999 г. нормативно-правовая база дистанционного образования отсутствовала. Не появилась она и через год. В июне 2000 г. Приказом Министерства образования РФ от 16 июня 2000 г. № 1791 был только дан старт «Объединенному проекту по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения», в соответствии с которым предполагалось:

- создание отраслевых стандартов технологии дистанционного обучения;

- обоснование и разработка комплекта стандартов для системы дистанционного обучения;

- разработка технологий дистанционного образования в системе среднего профессионального образования на основе модульного принципа;

- разработка автоматизированной системы управления совместной образовательной деятельностью вузов «Электронный университет».

В решении коллегии Министерства образования РФ № 16/1 от 26.06.2002 г. «Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий» отмечалась необходимость повышения эффективности науч-

но-исследовательских работ по общим проблемам ДО (учебно-методического, нормативного, организационного, психолого-педагогического, кадрового обеспечения, контроля качества подготовки и др.) [7].

Особое внимание, по мнению членов коллегии, заслуживали вопросы правового обеспечения реализации ДО. В решении коллегии отмечалось, что в настоящий момент отсутствуют нормативные документы, позволяющие использовать дистанционные образовательные технологии вне рамок эксперимента.

Последними актами, характеризующими нормотворческую деятельность Министерства образования РФ в сфере дистанционного образования, стали:

- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.06.2004 г. № 01-17/05-01 «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования».

- Письмо Минобразования России от 19.08.2004 г. № АФ 705 «О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей».

Таким образом, состояние дистанционного обучения в России характеризуется наличием следующих проблем:

- отсутствие нормативной базы, обеспечивающей функционирование системы дистанционного образования вне рамок эксперимента;

- проблема разнородности терминологии в области дистанционного обучения и информационных технологий в образовании;

- отсутствие единых концептуальных подходов к дистанционному обучению как педагогической системе в России;

- отсутствие механизмов обеспечения эффективности и качества дистанционного обучения и требований к оценке качества электронных изданий для дистанционного обучения.

Литература

1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа : http:// bse.sci-lib.com/article043221.html

2. Евдокимов, М. А. Совершенствование организационных форм дистанционного обучения [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / М. А. Евдокимов: Москва, 2006. - 48 с.

3. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [Электронный ресурс] - Режим доступа : http:// www.e-joe.ru/sod/97/2_97/st064.html

4. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование [Текст] / А. М. Новиков. - М.: изд-во «Эгвес», 2008. - 136 с.

5. Положение о проведении эксперимента в области дистанционного образования [Электронный ресурс] - Режим доступа : http:// www.e-joe.ru/sod/97/3_97/st079.html

6. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Современная энциклопедия [Текст] / Е. С. Рапацевич.

- Минск : Современная школа, 20i0. - 7i0 с.

7. Решение коллегии от 26.06.2002 г. № i 6/i «Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс] - Режим доступа : http:// www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_02/rki6_i.html

8. Щенников, С. А. Открытое дистанционное образование [Текст] / С. А. Щенников. -М. : Наука, 2002. - 527 с.

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.