Научная статья на тему 'Заочная форма обучения: этапы становления и развития, особенности функционирования'

Заочная форма обучения: этапы становления и развития, особенности функционирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1237
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кралевич И. Н.

В статье обоснованы и выделены основные этапы становления и особенности функционирования системы высшего заочного образования. Обозначены тенденции развития отечественной системы заочной подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article substantiated and marked the main stages of formation and functioning of the Correspondent Education System. The development trends of the native system of Correspondent Training have been defined.

Текст научной работы на тему «Заочная форма обучения: этапы становления и развития, особенности функционирования»

УДК 378.146

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

И. Н. Кралевич

кандидат педагогических наук,

проректор по научной работе УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, РБ

В статье обоснованы и выделены основные этапы становления и особенности функционирования системы высшего заочного образования. Обозначены тенденции развития отечественной системы заочной подготовки специалистов.

Введение

Взаимосвязь и взаимообусловленность общественно-экономического развития и системы образования прослеживаются на протяжении всей истории человечества. Как известно, образование призвано выполнять социальный заказ и поэтому цели образовательного процесса меняются с развитием общества.

Более ста лет назад сложившиеся социально-экономические условия обусловили появление и последующее распространение заочной формы обучения. Создание указанной формы обучения было вызвано как необходимостью подготовки специалистов, так и ограниченными возможностями вузов удовлетворить желание большой части населения получить высшее образование. Исторически основу системы заочного обучения составляла самостоятельная работа.

Современное заочное обучение часто подвергается критике как не удовлетворяющее требованиям качества подготовки специалистов. Этим и определяется необходимость анализа традиционных и поиска новых форм и методов, которые позволили бы решить обозначенную проблему.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе историко-педагогического анализа становления и развития системы заочного обучения, исходя из критериев: организационная форма заочного обучения (индивидуальное или групповое обучение, курсы, отделения, факультеты, вузы и др.); применяемые технические средства обучения и средства связи; сформированность нормативно-правовой базы, - нами определены временные этапы и выявлены особенности функционирования заочной подготовки на каждом из них.

1 этап - 1850-1917 гг.

Возникновение заочной формы обучения можно отнести к 1856 г., когда Густав Лангеншейдт (немецкий педагог-методист и издатель) и Шарль Туссен (французский педагог, работавший в Германии) разработали и начали реализовывать метод заочного обучения иностранному (французскому) языку, основанный на практических задачах, овладении словарем и навыками общения. Идея заочного изучения иностранного языка на основе печатных дидактических материалов стала новаторской. В 1861 г. был разработан аналогичный курс по заочному изучению английского языка. Метод получил название метод Туссена-Лангеншейдта и приобрел популярность во многих странах.

Постепенно прообразы заочного образования в иных формах стали появляться и в других странах. Анализ появления первых случаев заочного обучения свидетельствует о разнообразии определяемых целей. Зочное образование решало не только проблему подготовки кадров, но и многие социально-политические проблемы, одна из которых - предоставление равных прав и возможностей в получении образования.

К примеру, одним из основателей заочной формы обучения называют Анну Элиот Тикнор, которая обосновала и вела «Бостонское общество поддержки обучения на дому» (Ticknor's Society, 1873-1897 гг.). Заочное обучение стало одним из немногих способов получения образования для женщин, которые пользовались меньшими правами в XIX веке. Программы

обучения были ориентированы на классические университеты, а методика основывалась на обмене письмами, руководстве выбором литературы и контроле. Женщины составляли подавляющее большинство студентов [1].

В свою очередь, в 1877 г. старейший Шотландский университет Святого Андрея предложил программу заочного обучения на звание лиценциата искусств, по которой могли обучаться женщины во всем мире (вплоть до Палестины, Кении и Китая). Программа работала в течение 55 лет.

Исторически сложившиеся социально-экономические условия в странах Западной Европы и США, детерминируемые интенсивным развитием промышленности, повышали престиж и усиливали необходимость получения образования, доступным способом получения которого стали разнообразные заочные курсы, а также заочные образовательные учреждения и отделения. Так, социально-экономическое развитие горнопромышленного района Восточной Пенсильвании (США) способствовало организации специального заочного образования в регионе. Обучение горному делу и методам предотвращения несчастных случаев в шахтах велось на страницах местной ежедневной газеты «Mining Herald» (1891 г.). Новая форма получения знаний послужила основой создания заочных образовательных программ и в других областях, что положило начало интернациональной заочной школе (International Correspondence Schools) в Пенсильвании, которая в настоящее время является мультимедийным дистанционно -образовательным учреждением, имеющим свои филиалы в нескольких странах мира [2].

В целом, в начале XX века были открыты различные общества, советы, бюро по заочному обучению, отдельные из которых существуют по настоящее время. Так, в 1892 году Уильямом Рейни Харпером (William Rainey Harper), считающимся в Америке создателем университетского корреспондентского обучения, было учреждено отделение корреспондентского обучения Университета Чикаго (University of Chicago). В 1926 г. Корпорацией Карнеги в Нью-Йорке и Национальным Бюро по развитию бизнеса для продвижения звуковых образовательных стандартов и этики ведения бизнеса был сформирован Американский Национальный Совет по домашнему обучению, который с 1990-х гг. стал называться Советом по дистанционному образованию и обучению (Distance Education and Training Council, DETC), а в настоящее время является центром обмена информацией в области заочного дистанционного обучения [3].

В России до Октябрьской революции единственной формой получения заочного образования, признанной государством, являлся экстернат. Обучение не предполагало методической помощи со стороны учебного заведения и являлось доступным ограниченному кругу лиц. Как разновидность экстерната возникла заочная форма обучения. Первым в России методическим центром для лиц, занимавшихся самообразованием, стали Комиссия по организации домашнего чтения (1893 г.) при Обществе распространения технических знаний (Москва) и Отдел для содействия самообразованию (1894 г.) при Комитете педагогического музея военно-учебных заведений (Санкт-Петербург). Желающим рассылались программы для чтения, рефераты, тексты лекций, организовывались письменные и устные консультации. В 1908 году съездом общественных просветительских учреждений было принято решение о целесообразности создания заочных общественных учреждений в связи с развитием массовой общеобразовательной школы и необходимостью введения всеобщего обучения. Основной задачей таких учреждений было обучение элементарной грамоте взрослого населения. Функционировали они преимущественно на базе различных курсов на частной или общественной основе.

Таким образом, организация заочного обучения в большинстве из перечисленных образовательных структур строилась по одинаковой схеме. Студенты регулярно в течение года получали по почте инструкции, в которых четко определялись задания для самостоятельного изучения и план работы. Особое внимание уделялось текущему контролю учебной деятельности и результатов обучения, который осуществлялся преимущественно в письменной форме как комментирование студентами прочитанного учебного материала, а также в виде регулярных письменных отчетов, ответов обучаемых на экзаменационные вопросы, получаемые и высылаемые ими по почте.

II этап - 1917-1930 гг.

В области создания системы заочного образования Россия имеет признанный в мире исторический приоритет [4, 251]. Впервые система заочного обучения на всех ступенях была создана в России в 1919 году (8-ым съездом КПСС принято решение об оказании всесторонней государственной помощи самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян).

В начале 20-х годов были открыты заочные курсы по различным направлениям (иностранных языков, советского строительства, профдвижения, связи и др.), заочное обучение получило широкое распространение вместе с вечерним обучением и экстернатом. Первоочередной задачей стала ликвидация массовой неграмотности населения. С 20-х гг. начался выпуск специальной литературы для самообразования ("Школа на дому", "Народный университет на дому", "Рабфак на дому", "Готовься в вуз", "Рабочий техникум на дому", "Учись сам" и др.).

В 1926-1930 гг. заочное обучение получило дальнейшее развитие: были учреждены заочные отделения при Московском и Ленинградском университетах, сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, механическом институте им. М. В. Ломоносова, созданы Центральный институт заочного обучения, Молодежный институт ЦК ВЛКСМ (с 1930 -Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования), Ленинградский заочный индустриальный институт (1929), Всесоюзный заочный финансово-экономический институт (1930). К концу 1930 г. по заочной форме обучалось более 350000 чел [5].

За рубежом в конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века начинается активное внедрение в учебный процесс технических средств обучения. К примеру, в 30-х годах в штате Висконсин (США) создается эфирная школа, в которой предпринимаются первые попытки трансляции учебного материала по радио для школ в сельской местности.

Таким образом, к 1930 году были определены принципы и организационные основы заочного обучения: расширение доступности образования; бесплатность, идейность, партийность и политехнизм; взаимодействие системы образования и производства. В то же время для обозначенного периода функционирования заочного образования характерны неупорядоченность развития системы заочного обучения, отсутствие единства в сроках приема и продолжительности обучения, а также в разработке учебных планов.

III этап - 1930-1960 гг.

Начинают активно внедряться технические средства обучения. В 1933 г. впервые в мире были проведены телевизионные образовательные программы (Университет Айовы) по различной тематике.

Обозначенный период отличается организационным укреплением заочной системы высшего образования в СССР. Для обеспечения единого государственного управления в области заочной подготовки кадров были определены номенклатура специальностей и сеть самостоятельных заочных вузов, в числе которых всесоюзные (г. Москва - финансово-экономический (1930), политехнический (1932), текстильной и легкой промышленности (1932), юридический (1932), машиностроительный (1936), электротехнический институт связи (1937), заочный институт советской торговли (1937), инженерно-строительный (1944), в Московской области - сельскохозяйственный институт заочного образования (1930, г. Балашиха)). Следует отметить, что обучение без отрыва от производства было ориентировано в большей степени на подготовку инженерно-технических кадров. Совершенствуется форма организации процесса обучения: введена курсовая система и обязательная сдача всех экзаменов и зачетов (Постановление СНК СССР "О высшем заочном обучении", 1938 г.). Отдельное внимание обращено на подготовку научных работников высшей квалификации (Постановлением СНК СССР (1939) утверждено Положение о заочной аспирантуре). Включение высшего заочного образования в единую плановую государственную систему народного образования стало завершением качественной стадии его организации и развития [6], [7].

Необходимость дальнейшего значительного расширения масштабов заочного обучения возникла после 1945 года в связи с высокой потребностью в квалифицированных кадрах в условиях восстановления разрушенного войной хозяйства и его технического переоснащения. В период 1945-1960 гг. был образован ряд новых специальных заочных институтов, заочных отделений вузов, сеть учебно-консультативных пунктов. Широкое распространение получила заочная подготовка педагогических кадров. Определены наиболее эффективные способы

руководства самообразованием, разработаны методики самоорганизации учебной деятельности студента-заочника. Постановлениями правительства о заочном обучении в высшей школе поэтапно устанавливался статус заочного образования как равноправного с дневной формой обучения.

Таким образом, выделенный период отличается внедрением новых технических средств обучения, унификацией структуры учебных заведений, осуществляющих подготовку без отрыва от производства, единством программ учебных дисциплин для заочной и дневной форм обучения, увеличением объема аудиторных занятий для студентов-заочников. Тем не менее, заочная форма обучения остается востребованной, отмечается ее незначительный удельный вес в общей системе высшего образования.

IV этап - 1960-1980 гг.

Заочное обучение в капиталистических странах осуществляется в государственных и частных учебных заведениях, однако их дипломы оцениваются ниже, чем дипломы очных учебных заведений. В вузах США имеются отделения, окончание которых дает право на получение только степени бакалавра. В США рассматриваемый период отмечен переходом от корреспондентского к дистанционному обучению, а новые информационные технологии в образовании стали называться технологиями дистанционного обучения [2].

Заочное обучение организовано в Великобритании, во Франции, Швеции, Норвегии, Нидерландах, Дании, Индии, Австралии, Японии и ряде других стран. В ГДР созданы самостоятельные заочные высшие и средние специальные учебные заведения. Во многих вузах Венгрии открыты заочные отделения [8]-[10].

Периодически проводятся международные конференции, организуемые Международным советом по заочному образованию (курируется ЮНЕСКО). В работе конференции, состоявшейся в 1969 в Париже, участвовали представители 30 стран, в том числе СССР.

Заочная форма подготовки совершенствуется и в СССР. Получила развитие подготовка научных и педагогических кадров через заочную аспирантуру. Однако декларируемое в качестве основного вида учебной деятельности студентов-заочников самостоятельное изучение материала не подтверждается методическими формами организации учебного процесса. Происходит смещение акцентов на аудиторные виды занятий. Унификация учебной литературы, как условие равноценности обучения при любой форме высшего образования, привела к отсутствию специальной литературы для студента-заочника. Количественные достижения безотрывного высшего образования не повлекли за собой развития его качественной составляющей. Отличительными особенностями функционирования сложившейся системы заочного обучения стали: увеличение сроков обучения и количества аудиторных занятий; идентичность форм аудиторного обучения и методов их проведения с соответствующими в стационарной подготовке; управляемая самостоятельная работа организована в виде отчетных письменных домашних заданий с использованием печатных методических разработок как основного средства руководства самостоятельной работой; включение в учебные планы обязательной производственной практики только по отдельным специальностям; недостаточное использование в учебном процессе средств телекоммуникации [11].

V этап - 1980 - по настоящее время.

Масштабное стремление все большего количества абитуриентов получить высшее образование заочно актуализирует проблему повышения качества обучения. Гибкость и экономическая эффективность заочного обучения используются, в первую очередь, в ходе реализации программ непрерывной подготовки в системе «средне-специальное образование -высшее образование». Вместе с тем, рост популярности заочной формы получения образования обусловлен и рядом других причин. Она позволяет обеспечить «социальное включение» в высшее образование граждан, исключенных из системы дневной формы получения образования по семейным, возрастным, финансовым причинам; повысить уровень профессиональной компетенции без отрыва от производства; обеспечить социальную защиту граждан путем предоставления возможности получения второго высшего образования; реализовать концепцию непрерывного образования в течение всей жизни.

В Кодексе Республики Беларусь об образовании, вступившем в действие с 1 сентября 2011 года, заочная форма получения образования определена как «обучение и воспитание,

предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность» [12, 19].

Выделенный период отличается новым витком качественного развития безотрывного высшего образования, в первую очередь, за счет введения разнообразных средств телекоммуникации. Возможности заочного обучения расширились за счет внедрения технологий дистанционного обучения. Следует отметить, что в Кодексе Республики Беларусь об образовании дистанционная форма получения образования определяется как «вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий» [12, 19]. Следовательно, реальным направлением модернизации заочного образования стало создание интегрированной модели, объединяющей в себе преимущества дневной, заочной и дистанционной форм обучения. Теоретический анализ и обобщение имеющегося отечественного и зарубежного опыта, раскрытие содержания системы заочного образования дают основание утверждать, что интегративная связь традиционных и дистанционных технологий непрерывной подготовки студента-заочника стала основой решения проблемы повышения качества подготовки специалистов по заочной форме получения образования.

Выводы

В результате нашего исследования с учетом зарубежного опыта выделены этапы и особенности становления и развития высшего заочного образования, в основу возникновения которого были положены идеи доступности самообразования и соединения обучения с производительным трудом. Открытая для гарантии социального равенства прав на образование, в настоящее время заочная форма сформировалась как отдельная образовательная система, имеющая свои цели и механизмы функционирования.

Уровень информационно-технологического прогресса также повлиял на систему заочного образования. Усовершенствовались формы и методы обучения. Использование элементов дистанционного обучения позволило минимизировать воздействие преподавателя на студента непосредственно через традиционные формы аудиторных занятий и включить в учебный процесс активные формы обучения. Зародившись и развиваясь в рамках заочного обучения, дистанционная форма также сформировалась в самостоятельную систему, которая требует выделения ее на законодательном уровне. При этом, в целях рационального и эффективного функционирования и заочная, и дистанционная формы обучения должны работать преимущественно в системе непрерывной подготовки «среднеспециальное - высшее образование».

Востребованность и важность социальной роли заочного и дистанционного образования вызывают необходимость проектирования педагогической концепции и прогнозирования дополнительных путей повышения эффективности функционирования рассматриваемых систем, а также определения механизмов их взаимосвязи и взаимодействия.

Литература

1. Bergmann, Harriet F. "The Silent University": The Society to Encourage Studies at Home, 18731897 in The New England Quarterly / Harriet F. Bergmann. - Boston. - Vol. 74. - 2001. - No. 3. - C. 447-477.

2. Беюл, И. О. Образование взрослых в США : дисс. ... канд. пед. наук / И. О. Беюл. - М., 1981. -

186 л.

3. Billings, D. A conceptual model of correspondence course completion / D. Billings. - American Journal of Distance Education. - 1988. - 2:2. - С. 23-35.

4. Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе / А. М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. - М. : Эгвес, 2000. - 251 с.

5. Горностаев, П. В. Развитие теории общего образования взрослых в СССР (1917-1931) : учеб. пособие / П. В. Горностаев. - М., 1974. - 141 с.

6. Горохов, В.А. Основы непрерывного образования в СССР / В. А. Горохов, Л. А. Коханова. -М. : Высшая школа, 1987. - 356 с.

7. Заочные институты // Педагогическая энциклопедия. - М. : Сов. энциклопедия, 1965. - С. 85-86.

8. Boud, D. Assessment and learning: Contradictory or complimentary? / D. Boud // In P. Knight (Ed.), Assessment for learning in higher education. - London : Kogan Page Limited. 1995. - С. 35-48.

9. Меле, X. Заочное высшее и последипломное образование в ГДР / Х. Меле // Высшее образование в Европе. - 1983. - Т. УТЛ. - № 3. - С. 27-34.

10. Заочное обучение в зарубежных странах: концепции, практика, перспектива: научно-аналитический обзор / сост. А. И. Галанин. - М., 1990. - 100 с.

11. Милованова, Г. В. Самостоятельная работа студентов в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Г. В. Милованова. - Л., 1990. - 17 с.

12. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск : Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. - 400 с.

Summary

The author of the article substantiated and marked the main stages of formation and functioning of the Correspondent Education System. The development trends of the native system of Correspondent Training have been defined.

Поступила в редакцию 15.05.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.