УДК 373.1; 159.9:37.015.3
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ) ШКОЛЕ
Щинова Наталья Андреевна.
г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Вечерняя (сменная) школа № 27», директор, [email protected].
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования профессиональной компетентности педагога в условиях вечерней (сменной) школы. Описаны особенности контингента учащихся. Выделены необходимые уровни развития. Определены основные элементы формирования профессиональной компетентности педагога в вечерней (сменной) школе.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, духовно-нравственные ценности, педагогическая поддержка.
PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER IN THE EVENING (SHIFT) SCHOOL
Schinova Natalya.
Novosibirsk, Municipal budget educational institution of Novosibirsk "Evening (shift) school № 27", Manager, [email protected].
Abstract. Questions of a teacher professional competence development in the conditions of the evening (shift) school are considered in the article. The features of the contingent of students are also shown in the paper. The necessary levels of development are identified. The main elements of a teacher's professional competence formation in the evening (shift) school are determined.
Key words: professional competence, spiritual and moral values, pedagogical support.
Сегодняшнее время - время больших изменений и информационных скоростей в различных сферах человеческой деятельности. Время, которое требует от человека постоянного совершенствования, развития, включения в процесс создания лучшего будущего для страны. Это время осмысления и движения, раскрытия способностей, заложенных в человеке с его рождения. Необходимость развития и совершенствования каждого человека, осознания его духовной сути, внесения гармонии в реальную действительность особенно ярко начинает осознаваться именно сегодня, в эпоху значительных перемен в разных сферах и областях человеческой жизни. На первое место выдвигаются духовно-нравственные ценности - ценности красоты, любви, милосердия, здоровья, саморазвития и т.д. [1].
Сегодня, как никогда, личность педагога является ведущей в становлении и развитии подрастающего поколения. Ведь именно он, в большей степени, демонстрирует истинные ценности своими словами, знаниями, поступками и т.д. Сегодня он не просто педагог, а наставник, поддерживающий и сопровождающий детей в мир знаний, помогающий их развитию и формированию. В связи с этим, возникает необходимость совершенствования педагогических кадров, повышения уровня их профессионализма, профессиональной компетентности, уровня духовно-нравственной культуры [3].
На основании поручения Президента Российской Федерации сейчас обсуждается и готовится к внедрению модель национальной системы учительского роста, в которой ведущим направлением выступает задача установления для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации.
Уровень профессионализма на любом рабочем месте определяется, в первую очередь, готовностью постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Это всегда и в особенности сегодня важно для педагога, которому постоянно необходимо находиться в поиске новых форм и методов обучения, взаимодействия, так как нынешние дети отличаются тем, что всё больше требуют к себе индивидуального подхода, внимания. В образовательном учреждении сегодня учатся совершенно разные дети по уровню знаний, способностей, состоянию здоровья, мотивации к обучению [2, 4].
Потенциальные способности каждого человека отличаются друг от друга. Дети тянутся к тому педагогу, которому доверяют, с которым им интересно, комфортно. Педагог помогает раскрытию и развитию потенциальных задатков, чувствованию значимости ребёнка, умению реализовать себя в этой жизни, стране.
В условиях вечерней (сменной) школы вопрос совершенствования профессиональной компетентности педагогов является наиболее актуальным. Контингент учащихся, собравшийся в образовательном пространстве школы, требует находиться в постоянном поиске, делать новые открытия. Среди учащихся много детей, подростков, не сумевших адаптироваться к условиям дневной общеобразовательной школы по разным причинам. Среди них дети-сироты, опекаемые, ребята с ОВЗ, инвалидностью, ранним материнством, ребята-спортсмены или устроившиеся на работу для обретения самостоятельности, помощи близким и другие категории детей.
Разные особенности детей требуют от педагога развивать себя и как преподавателя, и как воспитателя, и как тьютора, осваивать различные профессиональные компетенции, уметь реагировать на нестандартные ситуации, при решении которых педагогу важно опираться на гуманистические общечеловеческие ценности, поддержать, помочь найти положительный выход.
Пробуждение педагога к поиску и узнаванию нового, росту личностному и профессиональному является основой в работе с педагогическим коллективом вечерней (сменной) школы.
Работа в инновационном режиме помогает педагогам найти единомышленников, подняться на новый уровень, об этом говорят следующие результаты:
- участие в семинарах и международных научно-практических конференциях БФ «Большая перемена» города Москвы (2014, 2015, 2016, 2017);
- работа программы «Путь педагога к успеху»;
- проведение в образовательной организации своих семинаров и мастер-классов, посвященных вопросам развития профессионализма педагогов, например, «Психолого-педагогическая поддержка детей с особыми образовательными потребностями», «Формирование взаимодействия педагогов и учащихся в процессе тьюторского сопровождения» и другие;
- ознакомление с тактиками педагогической поддержки;
- организация «Школы педагогического мастерства» и т.д.
Темы семинаров возникают в результате мониторинга, совместного обсуждения командой подходов к дальнейшему совершенствованию педагогического коллектива.
Важным вопросом является процесс вхождения в коллектив новых педагогов, которые приносят новые направления либо придерживаются традиционных старых и не всегда умеют сразу включиться в совместную работу. Поэтому вопрос организации взаимодействия педагогов является сегодня первостепенным. Если педагоги смогут понимать друг друга, поддерживать, то легче выстраивать взаимодействия и поддержку детям, больше пользы от сотрудничества.
Таким образом, важными элементами формирования профессиональной компетентности педагогов в условиях вечерней (сменной) школы являются:
- эффективное включение всех педагогов в совместную деятельность различных творческих групп по отдельным направлениям, выбранным самими педагогами;
- выход на индивидуальный маршрут педагога с целью совершенствования навыков сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
- привлечение к деятельности новых педагогических кадров, неравнодушных, готовых к саморазвитию и совершенствованию.
Жизнь постоянно развивается, меняется. Сегодняшнее время является ярким подтверждением этого. Необходимость совершенствования своего мастерства - это и требование времени, и насущность раскрытия своего потенциала. Невозможно чему-то научиться навсегда. Впереди всегда ждёт новая высота, которую надо достичь. И путь к этой высоте - это и путь к самому себе, путь к новым открытиям.
Библиографический список:
1. Кузнецова, А.Я. Образование как становление духовного человека // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11-2.- С. 478-482.
2. Тюмасева З.И., Третьякова Н.В. Онтогенетические основы специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья //
Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - URL: http://www. science-education.ru/article/view?id=26148
3. Федоров В.А., Третьякова Н.В. Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация // Образование и наука. - 2017. - № 3. - С. 93-119. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-3-93-119
4. Tretyakova N.V., Ketrish E.V., Dorozhkin E.M., Permyakov O.M., Andryukhina T.V., Mantulenko V.V.Building of Projecting Competence Among Future Teachers in the Conditions of Introduction of Inclusive Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Iss. 15. P. 8237-8251.