Научная статья на тему 'Система работы педагогов с родителями в процессе воспитания ценностного отношения к семье у старшеклассников'

Система работы педагогов с родителями в процессе воспитания ценностного отношения к семье у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
566
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система работы педагогов с родителями в процессе воспитания ценностного отношения к семье у старшеклассников»

тов проблемы управления качеством воспитательного процесса в вечерней (сменной) общеобразовательной школе убеждает в том, что

- вечерняя школа и в перспективе будет важным звеном образовательной системы, придающим ей стабильность и гибкость;

- надо повышать качество воспитахельного процесса и формировать стабильную систему управления данным процессом. Полагаем, что в рамках законодательных проектов и инициатив всех ветвей власти желательно выделять и поддерживать данную категорию школ как одну из приоритетных, так как они выполняют гочиали-зирующ) ю и адаптирующую фучкции для социально-незащищенных зачастую «трудных» подростков и представителей молодежи.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

2. Саварина Г.П. Критерии эффективности вечерней школы У Открытая школа - 2005 -№4. -С. 14.

3. Субгтто 4.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы. — М.: Ис-следоват. центр проблем качества подготовки специг листов, 2000.-498с.

4. 'Управление образовательными системами: Учеб. пособие для стуц. высш. учеб. заведений / Под ред.Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001. - 320 с.

Л.Н. Урбанович

СИСТЕМА Р\БОТЫ ПЕ ДА ГО ГО В С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В многовековой культуре среди человеческих ценностей семья занимает ведущее, место. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальным значением семьи. В семье мы опосредуем нормы человеческого общежития, усваиваем нравственные ценности, получаем представление о семейных ролях, первые представления о «мужественности» и «женственности» супружеских и родительских функциях, а также навыки социального поведения, подражая поведению родителей. Родительский авторитет - это специфическая форма передачи нравственного опыта старшего поколения младшему. Семейное воспитание основано на эмоциональном, интимном характере отношений, оно выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействия и взаимоотношения в диаде «родитель-рсиенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей, что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи», оказывать влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Многое из усвоенного в детстве и определяет качества будущего семьянина. Молодожены, создавая свое гнездо, формируя его уклад, стиль семейной жизни, воспи-

тывая первенца, в качестве образца, берут, как правило, свой родной дом как источник своего социального, эмоционального и познавательного опыта.

В настоящее время в условиях творческого переосмысления воспитательных ценностей отечественной педагогической культуры прошлого наблюдается акцентуация внимания современных ученых на аксиологическом подходе в педагогике

Проведенный анализ научной литературы позволил нам сформулировать понятие «ценностное отношение к семье» которое мы определили как: понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание важности нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения -как основы семьи; потребность в рождении и воспитании детей как главной обязанности супругов: желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; понимание необходимости сохранить иерархичность семьи в качестве фактора, гарантирующего ее стабильность; стремление к здоровому образу жизни ради здорового будущего своего народа, эмоциональная отзывчивость на чувства, пережива ния и заботы членов семьи; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, реа-

© Л.Н. Урбанович, 2007

69

лизации потребности в общении; умение впадет» собой, своими чувствами, быть способным любить, жить по нравственным законам; способность анализировать и принимать важные жизненные решения, реально оценивать внутрисемейные отношения и предвидеть последствия своих действий и поступков, умение отдавать отчет о них и признавать свою вину; умение нести отьстственность за морачьную атмосферу в семье, оказывать помощь родителям, родственникам. друзьям принимать активное участие в жизни семьи.

Применительно к старшему школьном) возрасту данное определение можно понимать как интегративное образование личности, которое характеризуется включенностью семейных ценностей в сферу интересов учащихся, наличие у них необходимых представлений о семье и семейных отношениях, сформированностью устойчивой мотивации и потребности в создании семьи, сохранении и укреплении внутрисемейных отношений.

Формирование ценностного отношения к семье у старшектассников предполагает на практике реализацию такого важного педагогического условия как. тесное сотрудничество педагогов и родителей. Именно родителям принадлежит приоритетное значение в формировании понятия ценностного отношения к семье. Следуя их примеру, «ребенок «впитывает» стиль их взаимоотношений, отношения трудового сотрудничества друг с другом, с детьми» [4, с. 225]. Родители - это те воспитатели, которые, по словам A.C. Макаренко, воспитывают своего ребенка как будущего семьянина. Но при всей универсальности и незаменимости семейного воспитания, надо признать, что сегодня оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного нравственного и .духовного развития личности. Семья, как отмечает В.В. Зеньковский, дает много ценного, но не может удовлетворить всех потребностей ребенка [2, с. 99]. И поэтому воспитательная функция принадлежит не только семье, и не столько современной семье, но в большей мере системе воспитательных институтов (дошкольным учреждениям и школе).

С целью повышения эффективности формирования ценностного отношения к семье у старшеклассников необходима совместная деятельность семьи и школы в данном направлении. Школа должна осознавать, что семья является

главным и основным институ том общественного воспитания ребенка, а школа выступает в этом процессе помощником родителей.

В связи с этим важным является контак! родителей с педагогами, объединение их совместных усилий, активизация роли родителей в воспитательном процессе. Работу с родителями целесообразно строить в форме диалога, предусматривающего взаимную заинтересованность, доверие, готовность совместными усилиями формировать у старшеклассников ценностное отношение к семье.

Нами было проведено исследование с целью выявления, какие семейные ценности имеют место в родительских семьях старшеклассников Диагностирующим этапом было охвачено 167 родителей. В исследовании были использованы такие эмпирические методы как: анкетирование, тестирование, интервьюирование. Разработан ные нами анкеты, опросники для сбора информации содержали вопросы, касающиеся изучения внутрисемейных отношений. Основу их составили следующие диагностики: тест-опросник родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Сталин), опросник для изучения взаимодействий родителей с детьми (И.М Марковская), внешне-групповая рефепентомегрия и др. В качестве примера приведем некоторые вопросы, которые были предложены родителям:

- Кто в семье занимается воспитанием детей?

- Как бы вы охарактеризовали свои отношения с ребенком - доверительные, ровные, без эмоциональной близости, авторитарные, принцип невмешательства?

- Существуют ли у вас семейные традиции?

В ходе исследования было выявлено, чго

96 % родителей считают, что главная роль в воспитании детей принадлежит матери. Несмотря на то, что воспитательная функция отца в последние годы изменилась значительно в лучшую сторону по ответам респондентов (в числе которых в основном матери), лишь 32 % современных отцов уделяют внимание воспитанию детей. Роль бабушек и дедушек в процессе воспитания в современных семьях незначительна -10 % респондентов отметили, что бабушки (реже дедушки) - активные помощники родителям. Это свидетельствует о том, ч то связь поколений сегодня у теряна, а «вне поколения нельзя понять человека, воспитать его и оценить» [1, с. 18].

70

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ■ 2007, Том 13

Сложившаяся ситуация затрудняет передачу внутрисемейных ценностей от одного поколения к другому и в результате «современные родители не могут использовать опыт своего воспитания в качестве модели для воспитания детей» [3].

Исследуя стиль взаимоотношений родителей и детей, мы получили следующие показатели: 91 % родителей называют свои отношения с ребенком открытыми и доверительным, только 9 % - открыто назвали свои отношения с детьми авторитарными. Параллельно мы опросили детей, какими они видят свои отношения с родителями. Ответы детей по данным вопросам сильно отличаются от ответов родителей. Лишь 68 % детей соглашаются со своими родителями и называют отношения доверительными; 25 % детей считают, что их отношения ровные, без особой эмоциональной близости и 6 % настаивают на принципе невмешательства, (подобные ответы вообще отсутствует у родителей), однако 9 % детеК также считают, что доминирует авторитарный подход в воспитании. Полученные данные выявили существенную разниц} в понимании сути проблемы. Родители полагают что для установления контакта с детьми достаточно внешнего проявления заботы о детях тогда как дети ждут от родителей понимания, сопереживания, искренней заинтересованности в своих делах -что является вну .ренней составляющей природы взаимоотношений.

Определяя наличие ценности семейных традиций, обычаев, мы выявили гот факт, что только 38 % семей имеют традицию совместных ежедневных ужинов, 63 % праздничных обедов, 13 % родителей отметили наличие семейных увлечений и 11 % указали следующие варианты семейных традиций (туризм, работа на даче, просмотр ТВ, игра в шахматы посещение концертов, выставок музеев, игры). Это позволяет сделать вывод, что в настоящее время традиции семьи утрачивают свою значимость. В то время как психологами и пе дагогами доказано - семейные традиции способствуют развитию общей культуры молодежи, нравственному самосовершенствованию, активному участию в развитии духовного потенциала семьи.

Анализ полученных результатов определил одно из направлений нашей работы - поиск путей и форм сотрудничества педагогов и родителей в формировании ценностного отношения к семье. Одним из таких путей сотру щичества яв-

ляется родительское собрание. Нами были проведены тематические беседы с родителями: «Значение семейных традиций в создании нравственного климата семьи», «Роль отца в воспитании детей», «Особенности переходного возраста. Меня никто не понимает».

В ходе подготовки к собранию «Особенности переходного возраста Меня никто не понимает», было проведено тестирование родителей и старшеклассников: «Хорошо ли вы знаете друг друга?» Результаты исследования выявили существующие проблемы во взаимопонимании между старшеклассниками и родителями. Были получены разные ответы у родителей и детей на такие вопросы:

- Как зовут лучшую подругу 'друга) вашего ребенка?

- Какой любимый предмет вашего ребенка?

- Кому ребенок всецело доверяет?

- Чего ооится ваш реоенок?

Для выявления реальной картины внутрисемейных отношений было проведено анкетирование старшеклассникам:

1. Со своей проблемой вы обратитесь в первую очередь к:

а) маме / папе

б) учителю

в) подруге ' другу

г) ваш вариант

2. Кто первым узнает о вашей влюбленности:

а) мамь 1 папа

б) учитгль

в) подру! а / дру»

г) ваш чариант

3. Понимают ли вас родители?

Анализ анкетирования показал, что 78 % старшеклассников (в основном девятиклассники) со своей проблемой обратятся к подруге или другу, 20 % - пове, дают о своих проблемах родителям. а 16 % - доверяют бабушке или старшим братьям (сестрам). Подобные ответы мы получили на вопрос, кому ребята доверяют в «сердечных делах». К сожалению, старшеклассники не считаю' нужным делиться с родителями своими чувствами. 8 % - расскажут о своей влюбленности старшему брату; 15 % учащихся считают своим доверенным лицом оабушку; а на первое место вышли друзья, с ними поделятся сокровенными чувствами 83 % старшеклассник.

Анализируя ответы учащихся о взаимопони-

Ледагогика. Психология Социальная работа. Ювенология Социокинстика. № 4, 2007

71

мании между родителями и детьми, были получены такие ответы: только 13 % старшеклассников говорят о взаимопонимании в семье, а 87 % - настаивают, что родители их не понимают, объясняя свои ответы так: не любят моих увлечений; плохо меня чнают; не говорят со мной о личном; родители живут своей жизнью, они за были о проблемах моего возраста, считают их просто глупостями; никогда спокойно не выслушают ю конца и т.д.

Результаты данных исследований определили ход родительского собрания.

А ходе собрания было уделено внимание психологическим особенностям подросткового и юношеского возраста, роли семьи и внутрисемейных отношений в формировании ценностного отношения к семье у детей, единым воспитательным методам со стороны родителей и педагогов. Были предложены методы и приемы воспитательного воздействия, способствующие сближению родителей и детей (например, семейные беседы «по душам», совместное проведение досуга, родительский час в школе, где родители делятся с детьми своими воспоминаниями о первой влюбленности, дружбе и других инт ересных событиях, прием смены ролей, когда родители обращаются за консультацией к своему ребенку).

С родителями старшеклассников проводились групповые, индивидуальные беседы и консультации на следующие темы:

- «Первая любовь» (акцентировалось внимание на уважительном отношении к чувствам ребенка. тактичности, искренности, стремлении стать своему ребенку опытным другом и советником);

- «Культура общения в семье» (объяснялись приемы передачи словесной информации - простое и ясное выражение своих желаний без унижения, оскорбления личности ребенка; ошибки общения - опосредованный способ общения, утверждения, содержащие отрицательную оценку, скрнтие истинных чувств, переживаний);

- «В семье взрослый ребенок» (поднимались вопросы о правах и обязанностях детей - право распоряжаться собой и своим временем, распределение обязанностей между членами семьи как экономическое воспитание будущего семьянина);

- «Как выразить свою пюбовь» (на основе работ американского ученого Г. Чепмена «Пять

способов люови», «Пять путей к сердцу реоен-ка» рассматривались способы выражения любви, способствующие удовлетворению эмоциональной потребности детей: слова-поощрения, время, проведенное вместе, помощь, подарки, прикосновения) [7, с. 8].

Одной из форм взаимодеиствия с семьей стали семинары-тренинги с родителями. Их цель - создание педагогических условий, позволяющих родителям выработать отношения сотрудничества со своими детьми, помогающих осознать, что их ребенок стал уже взоослым, а значит, он должен занять в семье иное положение. У него появились свои интересы, свой «мир», свои права и родителям необходимо научиться уважительно относиться к ним, высказываясь тактично и аргументируя свое мнение, свои опасения. В качестве методических приемов, использованных на семинарах, можно назвать упражнение «Билль о правах,> [5]. Родителей разбили на две группы «родителей» и «детей». Им предложено было смоделировать те конфликтные ситуации, которые часто возникаю^ между ними и детьми. Такие дискуссии даю. возможность родителям изменить свои родительские установки, стереотипы, мнения, а также получить навык отстаивания своей позиции, умение ее аргументировать.

Большой интерес вызвала такая работа с семьей как проведение совместных праздников, игр, спортивных, интеллектуальных состязаний родителей и детей. Как отмечает Н.Е. Щуркова: « Проживания вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, игры, беседы, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, привносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым, изменяя поле семейных отношений» [9, с. 164].

Исходя из значимости и важности такой работы педагога по воспитания ценностного отношения в семье у старшеклассников, мы проводили совместные праздники: «Рождественские вечера», «Масленица», «Праздник мам». Родители вместе со своими детьми участвовали в развлекательно-юмористических номерах, инсценировках, ученических спектаклях. Особый интерес вызвало мероприятие «Семейный праздник» (С.Г. Пальминовой), который был несколько видоизменен и дополнен нами [6].

72

Зестник КГ'У и л. Н А. Некрасова , 2007, Том 13

Проводились семейные спортивные мероприятия: «Большой волейбол», «Гол для папы», «Семейная эстафета», которые спосооствовали свободному и непринужденному общению и взаимопониманию родителей и детей.

Для наибольшего сближения старшеклассников с родителями были организованы турниры интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Пойми меня» и другие.

Проведение данных мероприятий способствовало вовлечению родителей в процесс формирования ценностного отношения к семье у учащихся. В ходе совместных мероприятий был создан особый микроклимат, в основе которого - уважительное отношение к личности, доверительное отношение между родителями и детьми, осознание единства семьи, эмоциональная близость, что, безусловно, сплачивает семью и укрепляет взаимоотношения родителей и детей.

Одной из форм работы с родителями являются регулярные диагностические исследования, позволяющие выявлять объективную картину внутрисемейных ценностных отношений. Среди методов изучения хорошо зарекомендовали себя опросники, психологические тренинги и практикумы, педагогические студии («Моя семья», «Мы - вместе», «Мир наших увлечений». «Семейное дело» и др.).

Таким образом, в ходе опытной работы мы убедились, что сотрудничество семьи и школы, целенаправленное просвещение родителей по проблеме формирования ценностного отношения к семье у учащихся способствует обогащению опыта родителей ь деле воспитания у детей ценностного отношения к семье, осознанию родил, лями важности их влияния на формирующуюся личность.

Эффективность формирования ценностного отношения к семье во многом >ависит от скоор-

тинированности действий со стороны педагогов и р< лителей, установления контакта между ними. Сотрудничество с семьей по данной проблеме целесообразно етроить по следующим направлениям: привлечение родителей в воспитательный процесс школы, оказание информационно-методической помощи в повышении компетентности в вопросах формирования ценностного отношения к семье, создание условий для формирования эмоциональной близости между родителями и детьми.

Библиографический список

1. Безрукова B.C. Личностный фактор в системе теоретической педагогики // Педагогика -2007,-№5 -С. 14 22.

2. Зеньковский В В. Педагогика. - М., 1946.

- 170 с.

3. Кислое А.Г. Социокультурные смыслы детства. - Екатеринбург 1998.

4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. заведений. - М., 1999. - 232 с.

5 Марковская И М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000.

6. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я»

- М.: Педагогическое общество России, 2001. -256 с.

7. Чепмен Г., Кэмбэлл Р. Пять путей к сердцу ребенка: пер. с англ. / - СПб.: Библия для всех, 2004. - 272 с.

8. Чепмен Г. Пять языков любви: пер. с англ.

- СПб.- Библия для всех, 19^9. - 183 с.

9. Ш^'ркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 222 с.

Педагогик: Психология Социальная работа. Ювенология. Социокинстика № 4, 2007

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.