Научная статья на тему 'Семья в системе ценностных ориентаций студентов'

Семья в системе ценностных ориентаций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1075
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Ю. Г.

На основе историко-дидактического анализа раскрывается проблема подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни. Предлагаются дидактические средства, приемы и методы построения системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, направленные на осознание семьи как ценности с целью позитивного влияния на семейно-брачные отношения молодежи в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья в системе ценностных ориентаций студентов»

УДК 37.018.1

Ю.Г.Королева

СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

In the article, which is based on historical didactical analysis, the problem of young generation to marriage and family life preparation is shown. The didactical experience, methods and ways to build the behaving model in educational institutes are suggested by the author. These systems provide a family as main unit recognition. Such an approach affects to family and marriage youth relationship positively in future.

Ретроспективный взгляд на проблему подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни в XX веке показал, что каждые 10-15 лет возрастает интерес к данной теме у теоретиков и практиков воспитания и образования. Это объясняется непреходящей актуальностью проблемы и отчасти теми изменениями, которые происходят с институтом семьи.

Неоценим вклад ведущих отечественных педагогов минувшего столетия (П.П.Блонского, А.С.Мака-ренко, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили) в разработку данной проблемы. Все они отдают предпочтение семейному воспитанию, не умаляя при этом роль образовательных учреждений в вопросах подготовки молодежи к семье и браку.

Созданная П.П.Блонским концепция нравственной подготовки молодежи к семейной жизни является органической частью теории воспитания свободной, всесторонне развитой личности. Нравственная подготовка подрастающего поколения к созданию семьи раскрывается им в единстве с проблемой полового воспитания. Последнюю он рассматривал в тесной связи с основными этапами становления детской сексуальности. Актуальным для современной науки о воспитании является вывод педагога о том, что половое воспитание должно включать не только вопросы сексуального просвещения, но в первую очередь быть направленным на формирования у детей нравственных понятий и идеалов, относящихся к сфере семьи и брака [1].

На основе обобщения педагогического опыта и теоретических положений А. С. Макаренко рассматри-

вал проблему нравственной подготовки учащихся к семейной жизни в процессе совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности. По его мнению, она должна быть направлена на формирование личности, обладающей высокими гражданскими качествами и чертами семьянина. С сожалением говорил Макаренко о неполных семьях, атмосфера которых наименее благоприятная для ребенка. По-новому для своего времени рассматривал роль отца в семье, отвергая «отцовскую монархию» и утверждая уважительное отношение к матери, особенно имеющей нескольких детей [2]. Большое значение педагог придавал необходимости воспитания у молодежи чувства любви как проявления нравственности. Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым, считал он, — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.

Особенно остро в последние годы стоит проблема полового воспитания подрастающего поколения. Попытка образовательных учреждений ввести курс лекций по половому просвещению вызвала целый ряд вопросов о целесообразности таких нововведений как со стороны родителей, так и в СМИ. Особой критике подвергалось открытое, прямолинейное и преждевременное смакование половых вопросов. В свое время А.С.Макаренко предостерегал от выделения полового воспитания в какую-то автономную отрасль воспитательной работы. По его мнению, решающим является общее состояние воспитательной

работы, вся ее картина в целом. Открытое и преждевременное обсуждение половых вопросов, считал он, приводит ребенка к грубо рационалистическому взгляду на половую сферу, кладет начало цинизму, с которым мы сталкиваемся, бывает, среди взрослых людей.

В работах А.С.Макаренко раскрываются средства, методы и приемы воспитания у молодежи нравственной готовности к семейной жизни. Одним из важнейших педагог считал авторитет и личный пример родителей и педагогов. В числе методов, используемых в целях нравственной подготовки молодежи к семейной жизни, рассматривал убеждение. Наиболее плодотворной его разновидностью считал этическую беседу, в которой вырабатываются представления и понятия, относящиеся к сфере семейно-брачных отношений. Справедливо отмечал важность участия ребенка в делах хозяйственных, а также в труде на благо семьи, школы и общества.

Современные педагоги, психологи и родители все чаще сталкиваются с проблемой преобладания индивидуального начала над коллективным. Сплоченный коллектив становится все более редким явлением в современной действительности, будь то школа, вуз или производство. Воспитание и развитие детей и юношества в русле индивидуализма сказывается потом в неумении строить взаимоотношения в семье. Прав был Макаренко: ребенок в семье — не только для родительской радости. Это растет будущий гражданин, общественный деятель, семьянин.

Существенный вклад в теорию нравственной подготовки подрастающего поколения к семейной жизни внес В. А. Сухомлинский. Ведущей идеей нравственной подготовки учащихся к семейно-брачным отношениям в его трудах выступало формирование духовности личности учащихся, развитие у них стремления быть хорошим человеком. Суть педагогики, в том числе родительской, он видел в выработке у ребенка желания учиться, а в процессе учения вызвать стремление стать настоящим человеком, гражданином, семьянином. Прежде всего обращаться нужно к сердцу ребенка, учить его человечности.

Духовно-нравственная культура семьи и общества взаимообусловлены. В трудах В.А.Сухомлин-ского глубоко раскрыто положение о том, что духовное богатство общества всецело зависит от духовного богатства семьи. Духовная культура семьи включает общечеловеческие и национальные ценности, интеллектуальное богатство, идейные и мировоззренческие убеждения, имеющие социальную ценность. Ведущими чертами духовности он считал гармоническое единство общественного и личного, гражданственность, коллективизм, нравственную свободу, любовь к труду, ответственную потребность человека в человеке, потребность в добром деле, чувства верности и преданности другому человеку, непримиримость ко всякой подлости, равнодушию.

В содержание нравственной подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям Сухомлинский включал ознакомление учащихся в семье и школе с основами воспитания детей, с мудростью отцовства и материнства. Развивая эту мысль, он писал: «Учить

воспитывать своих детей — это значит давать знания о самом главном, что понадобиться человеку в жизни. Разве не поразительно: подростка, юношу учат многому: обрабатывать землю, выращивать хлеб, управлять трактором и работать на токарном станке, а как воспитывать детей — этому никто и не думает учить. А это самое главное» [3].

Важное место в воспитании нравственной готовности учащихся к семейной жизни он отводил урокам литературы, истории отечества, музыки. На уроках литературы большое значение придавал лирическим стихам, так как считал, что никакими поучениями и разъяснениями не донести до юных сердец чувства любви к человеческой красоте. Такое же тонкое, но сильное по остроте ощущений воздействие вызывают у воспитанников звуки музыки, которые раскрывают красоту природы, любви, восхищения, удивления, благоговения перед женщиной. Курс истории отечества позволяет учащимся усваивать мысли о влиянии общественных отношений на личную и семейную жизнь, о единстве моральных требований для общественной и личной жизни, а также вырабатывать представления и понятия о семье как социальном явлении.

Итак, подготовка учащихся к семейно-брачным отношениям по В.А.Сухомлинскому — это целенаправленные действия школы и родителей, всех членов семьи и объективное повседневное влияние семейного быта, семейных отношений на детей. Гармоничное развитие личности воспитанника наиболее полно осуществляется на основе сочетания семейного и общественного воспитания при приоритете семейного [4].

В конце 80-х — начале 90-х годов значительный вклад в теорию нравственной подготовки старшеклассников к созданию семьи внес Ш.А.Амонашвили, разработав гуманно-личностную педагогическую концепцию, направленную на облагораживание души и сердца ребенка с помощью образования, разносторонней деятельности, общения и организации воспитания самой жизнью. Опираясь на труды П.П.Блонского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова и др., обобщая передовой педагогический опыт и результат личной 30-летней научной и преподавательской деятельности, он выдвинул в качестве основных постулатов своей концепции веру в возможности ребенка, раскрытие самобытной детской природы, уважение и формирование личности на принципах служению Добру, Истине, Красоте. Ведущий принцип концепции — единство материального и духовного, рационального и иррационального, научного и религиозного, земного и космического.

Амонашвили утверждал, что развитие личности школьника происходит в процессе преодоления трудностей, и это есть закон природы. Педагогическая задача заключается в том, чтобы в образовательном процессе ученик постоянно находился перед необходимостью преодолевать разного рода трудности, и чтобы эти трудности согласовывались с его индивидуальными возможностями. Воспитывая молодого человека на духовно-нравственных началах, учителя и родители учитывают его характер, индивидуальные особенности, присущие только ему способ-

ности и дарования. Изменить сущность ребенка невозможно, но можно духовно возвысить, главное подобрать ключ к его сердцу и душе [5].

Одна из трудностей, переживаемых в настоящее время теорией и практикой воспитания будущего семьянина, состоит в противоречии между расширяющимся объемом требований, предъявляемых личностью к семейной жизни, и слабой разработанностью адекватных форм и методов подготовки к ней.

Воспитание будущего семьянина сегодня не рассматривается как самостоятельная ветвь воспитания, а выступает составной частью общего процесса всестороннего воспитания и социализации личности. Проблемы семьи находятся в центре внимания ученых, как теоретиков, так и практиков, где акцент делается на необходимости социальной поддержки семьи, адресной социально-педагогической помощи.

Выражая мнение большинства ученых,

Т.В. Лодкина назначение современной семьи видит в следующем. Семья — необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление. Она функционирует как институт воспроизводства населения и его воспитания, является тем общественным образованием, в котором индивид получает первый опыт организации жизнедеятельности в основных ее проявлениях — в производственной деятельности и в быту. В семье приобретаются навыки общения и повседневного поведения, уроки будущей семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, происходит приобщение к нормам и эталонам культуры. Поэтому внутрисемейная атмосфера в целом является для детей незаменимой школой отцовства и материнства [6]. По мнению Лодкиной, семейный уклад — это интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример и уровень психолого-педагогической культуры родителей. Все эти компоненты находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. Несомненно, что от психолого-педагогической культуры родителей зависит в первую очередь воспитание будущего семьянина.

В современных научных исследованиях, посвященных проблемам воспитания положительного отношения к семейной жизни, серьезное внимание уделяется педагогической культуре семьи. По мнению ученых, основой совершенствования семейного воспитания является работа по повышению педагогической культуры родителей, важной частью которой выступает подготовка отцов и матерей, включающая целенаправленное психолого-педагогическое научное просвещение. В этих работах выявляется взаимосвязь педагогического просвещения и самообразования, затрагивается вопрос о влиянии народной педагогики на семейное воспитание, подчеркивается первенствующая роль родителей в воспитании будущего семьянина.

Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей

или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. При этом можно начинать создавать положительный образ семьи уже у детей дошкольного возраста, при условии общих усилий семьи и воспитателей детского сада. Линии этого влияния таковы: формирование у детей полноценных, эмоционально окрашенных представлений о семье; введение ребенка в азы семейной экономики; осуществление педагогически грамотного полового воспитания детей [7].

Таким образом, в современных исследованиях отмечается необходимость планомерного, последовательного воспитания будущего семьянина, начиная с дошкольного возраста. Как отмечают отечественные и зарубежные ученые, самым сложным вопросом остается половое воспитание детей. Возможно, именно из-за ошибок в половом воспитании в России, как и везде в мире, отмечается деградация человеческих отношений. В настоящее время, учитывая социокультурную ситуацию, в нашей современной школе нельзя ограничиваться только половым образованием: семейное воспитание (воспитание будущего семьянина) востребовано обществом — и должно занять достойное место в школьных программах.

Определенные направления воспитания будущего семьянина раскрыты в исследованиях И.П.Подласого, в которых отмечается, что хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина. Педагог называет конкретные качества личности семьянина, которые должны быть развиты в каждом ребенке: трудолюбие и ответственность; тактичность, вежливость, культура общения; умение держать себя в обществе; опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки; здоровье, привычка к здоровому образу жизни; умение организовывать и проводить досуг; разносторонняя образованность; знание правовых норм, законов; знание практической психологии, этики; умение воспитывать детей; готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности; уважение к своим родителям, престарелым людям и т.д. [8]. Необходимо отметить органичную целостность воспитания всех качеств и сторон личности.

Задача образования XXI в. в воспитании будущего семьянина — это преодоление кризиса культуры, духовности, гуманизма, построение системы воспитательной работы в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования молодежи, что должно позитивно сказаться на семейнобрачных отношениях.

Общепризнанно, что наиболее благоприятным периодом в становлении личности является юность. Именно в этот период изменяется положение учащейся молодежи как в учебном заведении, так и в семье: повышается ответственность, отмечается активное участие в семейной жизни и общественнополезной работе. Все более усложняющиеся жизненные задачи требуют от молодых людей проявления самостоятельности, сознательности и инициативы, способствуя тем самым социализации личности.

Мы предположили, что эффективность воспитательного процесса во многом будет зависеть от синкретичности оказываемого влияния на мотиваци-

онно-эмоциональную и интеллектуальную (когнитивную) сферы личности студента. Объективно возникает необходимость формирования нравственных ценностей учащейся молодежи, связанных с идеалами благополучной семьи (любовь к ближнему, трудолюбие, терпимость, умение прощать, ответственность за выполнении своей семейной роли и пр.), что гармонично сочетается с изложенными выше идеями ведущих отечественных педагогов.

В мотивационной сфере необходимо формировать осознанный подход к браку, созданию семьи, к выбору супруга с определенными личностными качествами, к реализации базовых потребностей личности посредством семейного образа жизни, развивать мотивы взаимопомощи и взаимоподдержки в семейной жизни и проч.

В основу разработанной нами концептуальнопрогностической модели воспитания позитивного отношения учащейся молодежи к ценностям семейной жизни легли следующие принципы: единства моральных знаний, чувств, поведения; активности личности; адресности и индивидуализации личности; эмоциональной насыщенности развивающей среды.

Процесс ориентации учащейся молодежи на семейные ценности осуществляется в технологической последовательности, что также соответствует требованиям структурирования модели: ориентация на семейные ценности; обогащение личного опыта, включающее формирование основных компонентов данного отношения; реализация накопленного учащимися опыта в поведении, деятельности; диагностика уровней сформированности позитивного отношения к семейным ценностям.

Реализация модели осуществляется в виде факультатива «Моя семья», который включает в себя четыре модуля.

Модуль I — синкретичный. На начальном этапе студент еще не готов к решению конкретных практических задач в силу неактуальности, неоднозначности его позиции. На данном этапе важно заинтересовать учащихся, активизировать скрытые в них потребности и мотивы к изучению данной проблемы. В этом модуле студенты нацелены на совокупное накопление знаний и впечатлений, нравственных оценок и чувств.

Модуль II — теоретический — ориентирован на получение необходимой теоретической информации о браке, семье и ее ценностях. Воспитанник, имеющий большой багаж знаний в сфере семьи и брака, будет чувствовать уверенность в завтрашнем дне, что поможет ему сделать правильный выбор в сторону крепкой и здоровой семьи в дальнейшем.

Модуль III — практический — обеспечивает развитие духовно-нравственных качеств и навыков практической деятельности учащейся молодежи, преобразование знаний, чувств и оценок в личные убеждения и опыт студентов.

Модуль IV — рефлексивный. Деятельность студентов направлена на анализ и самоанализ как учебно-познавательной, так и практической деятельности. В ходе рефлексии происходит коррекция и закрепление полученных знаний в убеждения, самоактуализация.

Качественное прохождение модулей гарантировано тогда, когда студент занимает инициативную позицию, вступает в активный диалог с объектом познания, выявляет проблемы и пытается их разрешить.

Для будущего семьянина важно не только усвоение знания как такового, а извлечение из массива информации собственного, личностного знания, не предложенной извне оценки, а построение собственного оценочного суждения, не реализация заданной деятельности, а выработка индивидуального стиля, способа самовыражения через эту деятельность.

1. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности: Избр. пед. и психол. соч. М.: Педагогика, 1979. 231 с.

2. Макаренко А.С. Книга для родителей // Макаренко А.С. Пед, соч.: В 8 т. М.: Педагогика, 1984. Т.7. 246 с.

3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. С.207.

4. Там же. С.235.

5. Амонашвили Ш.А. Книга жизни. М.: Знание, 1996. 267 с.

6. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2003. С.23-27.

7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 1999. 232 с.

8. Подласый И.П. Педагогика. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 2000. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.