является осознание долга перед обществом, понимание, цивилизованное и сознательное выполнение своих гражданских прав и обязанностей, выражающееся в активной, сознательной деятельности и обеспечивающее регуляцию гражданско-правовых отношений в обществе.
Нами определена также специфика формирования гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности, которая заключается в уникальности воздействия на сознание, чувства и поведение молодых людей комплекса средств социально-культурной деятельности, выбранных самостоятельно с учетом интересов и потребностей каждой личности, имеющих для молодого человека личностный смысл и позволяющих ему совершенствоваться и овладевать гражданско-правовыми нормами поведения.
1. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М., 2009.
2. Прист С. Теории сознания / пер. с англ.
A.Ф. Грязнова. М., 2000.
3. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М., 1981.
4. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов, 1998.
5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. М., 2001.
6. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сборник статей / под ред. Т.Г. Киселевой (отв. ред.), Б.Г. Мосале-ва, Ю.А. Стрельцова. М., 1999.
7. Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб., 2001.
8. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки / науч. ред. Т.Г. Киселева,
B.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. М., 2001.
Поступила в редакцию 5.12.2012 г.
UDC 374.02
ESSENCE AND SPECIFICITY OF FORMATION OF CIVIL-LAW CONSCIOUSNESS OF YOUTH BY MEANS OF WELFARE ACTIVITY
Sergey Sergeyevich MOISEYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The analysis of the theoretical approaches to a problem of formation of civil-law consciousness of growing up generation is submitted. On the basis of study of potential of welfare activity in formation of civil-law person consciousness the essence and specificity of formation of civil-law consciousness of youth by means of welfare activity are determined.
Key words: formation of civil-law consciousness, youth, means of welfare activity.
УДК 371
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Мария Павловна ПРОШКИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
Представлена авторская педагогическая модель, включающая следующие блоки: концептуальноцелевой, организационно-деятельностный и критериально-результативный, способствующая эффективному осуществлению педагогического процесса по формированию ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: модель; ценностное отношение; семья; традиции; средства социально-культурной деятельности.
В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в т. ч. и российский социум, приоритетным становится вопрос о формировании у подрастающего поколения семейных духовно-нравственных ценностей, задающих высшие смыслы, определяющие взгляды личности на культуру брачно-семейного поведения.
В системе ценностей необходимо уделять внимание воспитанию у подрастающего поколения уважения и ответственного отношения к семье, пониманию ценности семьи для личностной самореализации человека, значения семьи как основы любого общества и государства. Социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций. Благополучие и здоровье семьи рассматривается и как непременное условие национальной безопасности государства.
Большими возможностями в контексте формирования ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников, на наш взгляд, наделена социально-культурная деятельность, которая позволяет возродить связь поколений, гуманизировать воспитание, познакомить старшеклассников с семейной традиционной культурой.
Одной из важных стадий построения целенаправленного педагогического процесса является моделирование, являющееся одним из теоретических ив то же время универсальных методов научного исследования, применяемых практически во всех видах человеческой деятельности и на всех этапах ее
осуществления. Сущность моделирования заключается в воспроизведении параметров некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения, который называется моделью.
На основе анализа различных подходов к проблеме формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности нами была разработана педагогическая модель, в структурный состав которой были включены следующие блоки: концептуально-целевой, организационно-деятель-
ностный и критериально-результативный (рис. 1).
Концептуальный блок включает социальный заказ общества, цель, задачи, социально-культурные условия формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социальнокультурной деятельности, а также принципы.
Глобальные социально-экономические
трансформации, происходящие в России, имеют не только позитивное значение для общества, но и сопровождаются серьезными потерями в сфере общественной жизни. Население России убывает достаточно быстрыми темпами (в среднем 800 тыс. человек за год). Семья стала преимущественно однодетной. Молодые люди все чаще вместо заключения брака предпочитают получить образование, построить карьеру, пожить в свое удовольствие. В последнее время становится привычным совместное проживание пары без официальной регистрации брака.
Социальный заказ общества: формирование ценностного отношения подрастающего поколения к семье ■
1
Цель: формирование ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности / Концептуально-целевой блок
Задачи: понимать и осмысливать знания о семье и семейных духовно-нравственных ценностях и традициях: общепринятые культурные ценности, национальные русские традиции, обычаи; познакомить с образом семейной жизни в соответствии с ценностями семьи и рода; знакомить с педагогическим опытом человечества в сохранении нравственных традиций семейного воспитания; воспитывать у старшеклассников готовность к будущей самостоятельной семейной жизни; формировать готовность к ответственному родительству в браке, воспитывать уважение к женщине-матери; ориентировать на взаимосвязь с родительскими семьями; формировать потребность в культурно-ценностном семейном досуге
Принципы: гуманистической направленности воспитания; воспитания в деятельности; учета возрастных и индивидуальных особенностей; связи воспитания с жизнью; воспитания с опорой на положительные качества; направленности на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения, единства обучения, воспитания и развития; систематичности и последовательности; дифференциации; эмоционально-ценностного отношения к семье, ее традициям, обычаям, образу жизни и воспитанию ребенка; индивидуально-личностной психолого-педагогической поддержки старшеклассника; толерантного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса
Организационно-педагогические условия: признание приоритетности ценностного отношения к семье; определение теоретико-методологических основ; целенаправленное, упорядоченное использование средств социально-культурной деятельности; предоставление старшеклассникам свободы и самостоятельности при выборе содержания и способов организации социально-культурной деятельности; построение педагогической деятельности на основе моделирования; разработка и реализация комплексной педагогической программы; подготовка и обеспечение социально-культурного партнерства субъектов воспитательного процесса; определение критериального аппарата
Функции: рефлексивно-аналитическая, управленческо-коммуникативная, ценностно-ориентированная, гуманно-личностная, диагностико-аксиологическая Организационно-деятельностный блок
Средства социально-культурной деятельности: живое слово, печать, телевидение, музыка, изобразительное искусство, танец и пантомима, киноискусство и фотография, литература, спорт, общение с природой, окружающими людьми и т. д. Вспомогательные и технические средства: звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, проекционные приборы и аппараты, усилительные установки, светотехнические приборы и приспособления, транспорт, музыкальные инструменты, костюмы, разнообразная атрибутика информации и рекламы и т. п.
Содержание: педагогическая программа «Семейные традиции»
Формы социально-культурной деятельности: массовые: театрализованные представления, народные гуляния, фестивали, праздники, ролевые игры, экскурсии, субботники, тематические вечера, концерты, родительские собрания, творческие отчеты школьников, родительские лектории, конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов; групповые: сценарии, видеофильмы, стенды, устный журнал, школьная стенная газета, диспуты, дискуссии, конференции, конкурсы, викторины, аукционы, «круглые столы»; индивидуальные: беседы, трудовая мастерская, компьютерные игры
Субъекты деятельности: старшеклассники, родители (семья), педагоги общеобразовательного учреждения, психологи, социальные педагоги
Методы: социологических и педагогических исследований: опрос, наблюдение, эксперимент; формирования общественного сознания личности: убеждение, внушение, пример, беседы, лекции, рассказ, дискуссии; организации деятельности и поведения детей: упражнения, приучения, выработка привычек, педагогические требования, педагогические ситуации; корректирующие и стимулирующие деятельность и поведение старшеклассников: моральное поощрение, общественное порицание; наказание, соревнование; учебно-познавательной самообразовательной деятельности: работа с литературными источниками и материалами, взаимный обмен информацией, иллюстрация и театрализация, просмотр видео- аудиовизуальных материалов; контроля деятельности старшеклассников
Критерии сформированности: - когнитивный; - мотивационно-ценностный; - действенно-поведенческий. Показатели сформированности: знание и понимание семейных духовно-нравственных ценностей и традиций; ориентация на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности; на официальный брак; на рождение и воспитание детей в браке; на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства); выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т. п.); на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентация на ценности расширенной семьи и рода; на создание в семье комфортной морально-психологической атмосферы, обеспечивающей успешное решение бытовых проблем и воспитательных задач Уровни сформированности: - высокий; - средний; - низкий Критериально- результативный блок
1 Результат: повышение уровня сформированности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям
Рис. 1. Модель формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности
Глобальные социально-экономические и политические преобразования 9Я-х гг. XX в. нарушили сложившуюся относительную симметричность семейных и профессиональных ценностных ориентаций российских женщин. С одной стороны, негативные экономические последствия смены хозяйственных практик в России способствовали возрождению традиционных представлений о мужских и женских ролях, возродили у определенной части современных россиянок ориентацию на семейные ценности как доминирующие, с другой - форсированное вхождение российского общества в переходный период развития детерминировало появление женщин, в иерархии ценностных ориентаций которых ценности карьеры и самореализации на рынке труда приобрели доминирующие ранги.
За последние годы в данном направлении сделано немало, но переломить ситуацию коренным образом пока не удается -потери слишком велики, а работа с семьей по становлению внутрисемейных отношений кропотлива и долговременна.
Поэтому социальный заказ общества -формирование ценностного отношения подрастающего поколения к семье и браку.
Цель заключалась в формировании ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социальнокультурной деятельности.
Поставленная цель, ее теоретическая разработка позволили выдвинуть в качестве задач исследования следующие: знать семейные духовно-нравственные ценности и традиции - общепринятые культурные ценности, национальные русские традиции, обычаи; знакомить с образом семейной жизни в соответствии с ценностями семьи и рода; знакомить с педагогическим опытом человечества в сохранении и воспроизводстве нравственных традиций семейного воспитания; воспитывать у старшеклассников готовность к будущей самостоятельной семейной жизни: воспитывать моральную ответственность, учить правильному взаимоотношению полов в будущей семейной жизни; формировать умения и способы поведения в семье, разрешения конфликтных ситуаций; формировать готовность к ответственному родительству в браке, воспитывать уважение к женщине-матери; ориентировать на взаимо-
связь с родительскими семьями, воспитывать гостеприимство, ориентировать на семейнородственную взаимопомощь; формировать потребность в культурно-ценностном семейном досуге.
В модели представлены следующие социально-культурные условия формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социальнокультурной деятельности:
- признание приоритетности формирования ценностного отношения к семье у подрастающего поколения как определяющего характер и уровень подготовки старшеклассников к дальнейшей жизни в условиях инновационного общества;
- определение теоретико-методологических основ формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям;
- целенаправленное, упорядоченное использование средств социально-культурной деятельности в формировании ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников;
- предоставление старшеклассникам свободы и самостоятельности при выборе содержания и способов организации социально-культурной деятельности, а также самостоятельная постановка старшеклассниками целей деятельности и их достижение;
- построение педагогической деятельности на основе моделирования;
- разработка и реализация комплексной педагогической программы по формированию ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников средствами социально-культурной деятельности;
- подготовка и обеспечение социальнокультурного партнерства субъектов воспитательного процесса, расширяющего педагогическое пространство жизнедеятельности старшеклассников с целью комплексного влияния на их ценностно-мотивационную сферу средствами социально-культурной деятельности;
- определение критериального аппарата, позволяющего производить объективную оценку педагогической работы по формированию ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников.
Кроме того, нами определены основополагающие принципы педагогической дея-
тельности: гуманистической направленности воспитания; воспитания в деятельности; учета возрастных и индивидуальных особенностей; связи воспитания с жизнью; воспитания с опорой на положительные качества; направленности на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения, единства обучения, воспитания и развития; систематичности и последовательности; дифференциации; эмоционально-ценностного отношения к семье, ее традициям, обычаям, образу жизни и воспитанию ребенка; индивидуально-личностной психолого-педагогической
поддержки старшеклассника; толерантного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.
Организационно-деятельностный блок модели включает следующие функции:
- рефлексивно-аналитическая, проявляющаяся в организации анализа возникающих нравственных проблем семьи и ребенка и поиска способов их этического разрешения;
- управленческо-коммуникативная, способствующая разработке эффективной системы контроля с опорой на нравственный анализ и самооценку участников педагогического взаимодействия, внесение корректив с помощью оперативных ценностно-ориентированных способов и средств в процессе управления путем конструктивной нравственной коммуникации;
- ценностно-ориентированная, включающая в процесс взаимодействия ценностные отношения субъектов воспитательного процесса, оказывающая помощь в овладении культурными ценностями народа и мировой культурой в целом с позиций углубления знаний о семейных обычаях, традициях, воспитания ответственного отношения к родительству;
- гуманно-личностная, способствующая приобщению всех субъектов во взаимодействии к общепринятым ценностям и нормам жизни в российском обществе и связанная с духовно-нравственным развитием личности;
- диагностико-аксиологическая, обеспечивающая наличие диагностического инструментария, позволяющего на основе выделенных критериев и показателей анализировать сформированность ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям, готовности к выполнению социаль-
ной роли сознательного и ответственного семьянина [1; 2].
- средства социально-культурной деятельности: живое слово, печать, телевидение, музыка, изобразительное искусство, танец и пантомима, киноискусство и фотография, литература, спорт и т. д. Технические и вспомогательные средства: звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, музыкальные инструменты, костюмы, атрибутика, проекционные приборы и аппараты, усилительные установки, светотехнические приборы и приспособления, транспорт и т. п.;
- содержание: педагогическая про-
грамма «Семейные традиции», способствующая пониманию и осмысливанию семейных духовно-нравственных ценностей и традиций: общепринятых культурных ценностей, национальных русских традиций, обычаев; ценностей семьи и рода; раскрывает педагогический опыт человечества в сохранении нравственных традиций семейного воспитания; воспитывает у старшеклассников готовность к будущей самостоятельной семейной жизни (моральную ответственность, правильное взаимоотношение полов в будущей семейной жизни); формирует умения и способы поведения в семье;
- формы социально-культурной деятельности - массовые: театрализованные представления, народные гуляния, фестивали, праздники, ролевые игры, экскурсии, субботники, тематические вечера, концерты, родительские собрания, творческие отчеты школьников, родительские лектории, конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов; групповые: сценарии, видеофильмы, стенды, устный журнал, школьная стенная газета, диспуты, дискуссии, конференции, конкурсы, викторины, аукционы, «круглые столы», тренинги; индивидуальные: беседы, консультации, трудовая мастерская, компьютерные игры и др.
Субъектами деятельности являлись старшеклассники, родители (семья), педагоги общеобразовательного учреждения, психологи, социальные педагоги.
Основными методами формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социальнокультурной деятельности являются: методы социологических исследований - опрос, наблюдение, эксперимент; методы формиро-
вания общественного сознания личности -убеждение, внушение, пример, беседы, лекции, рассказ, дискуссии; методы организации деятельности и поведения детей - упражнения, приучения, выработка привычек, педагогические ситуации; методы, корректирующие и стимулирующие деятельность и поведение старшеклассников - моральное поощрение, общественное порицание, наказание, соревнование; метод учебно-познавательной самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками и материалами, взаимный обмен информацией, иллюстрация и театрализация, просмотр видео-, аудиовизуальных материалов; метод контроля деятельности старшеклассников.
Критериальный блок включает: критерии сформированности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям - когнитивный, мотивационно-ценностный, действенно-поведенческий.
Показателями сформированности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям являются следующие: знание семейных духовно-нравственных ценностей и традиций, общепринятых культурных ценностей, национальных русских традиций, обычаев; ориентация на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности, на официальный брак, на рождение и воспитание детей в браке, на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства); выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т. п.); ориентация на взаимосвязь с родительскими семьями, ценности расширенной семьи и рода, на создание в семье комфортной морально-психологической атмосферы, обеспечивающей успешное решение бытовых проблем и воспитательных задач.
В исследовании выделены три уровня сформированности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень характеризуется следующими показателями:
- когнитивный - не имеет или имеет лишь отрывочные бессистемные знания о семейных национальных традициях, обычаях; не имеет представлений об общепринятых культурных ценностях, не знает даже
основные нормы и правила поведения в семье;
- мотивационно-ценностный - не осознает чувства долга и ответственности; не ориентирован на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности; нет ориентации на официальный брак, на рождение и воспитание детей в браке, на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства);
- действенно-поведенческий - старшеклассник не выполняет основные бытовые обязанности; в семье нет комфортной морально-психологической атмосферы, обеспечивающей успешное решение бытовых проблем и воспитательных задач.
Средний уровень характеризуется следующими показателями:
- когнитивный - имеет отрывочные бессистемные знания о семейных национальных традициях, обычаях; имеет некоторые представления об общепринятых культурных ценностях; недостаточно знает основные нормы и правила поведения в семье;
- мотивационно-ценностный - недостаточно осознает чувства долга и ответственности; недостаточно сформирована ориентировка на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности, на официальный брак; нечетко сформирована установка на рождение и воспитание детей в будущем браке; на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства);
- действенно-поведенческий - старшеклассник не полностью выполняет основные бытовые обязанности; в семье недостаточно комфортная морально-психологическая атмосфера, обеспечивающая успешное решение бытовых проблем и воспитательных задач.
Высокий уровень характеризуется следующими показателями:
- когнитивный - старшеклассник имеет системные, глубокие и прочные знания о семейных национальных традициях, обычаях; имеет четкие представления об общепринятых культурных ценностях, хорошо знает основные нормы и правила поведения в семье;
- мотивационно-ценностный - осознает чувства долга и ответственности; у старшеклассника ярко выражена ориентировка на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности в семье; отмечается вы-