УДК 371.398
ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ
© Анна Александровна ЧИГРИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
Представлены результаты констатирующего эксперимента, посвященного изучению сформиро-ванности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям. Описывается проведение (подбор методик, анкетирование) и результаты изучения сформированности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям.
Ключевые слова: опытно-экспериментальная работа; ценностное отношение; семья; традиции; средства социально-культурной деятельности.
В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в т. ч. и российский социум, приоритетным становится вопрос о формировании у подрастающего поколения семейных духовно-нравственных ценностей, задающих высшие смыслы, определяющих взгляды личности на культуру брачно-семейного поведения.
Новые социально-экономические условия и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: ослаблены нравственные представления о браке и семье; у молодежи в значительной степени утрачено традиционное восприятие родительства и детства; для современной семьи характерным является приоритет материальных ценностей над духовными и рождением детей. В целом не преодолены процессы девальвации семейных ценностей, снижения социальной значимости отцовства и материнства.
Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций.
Констатирующий этап экспериментальной работы предполагал изучение сформиро-ванности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям и включал следующие задачи:
1) осуществить подбор методик, адекватных задачам исследования;
2) выявить особенности сформирован-ности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) опрос старшеклассников с целью выявления ценностных духовно-нравственных качеств личности с помощью интерпретированной методики М. Рокича;
2) социологический опрос в форме анкетирования по разработанной нами анкете, направленный на изучение сформированно-сти ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям;
3) математическая обработка и анализ полученных данных.
Исследование по интерпретированной методике М. Рокича проводилось с целью выявления наиболее значимых ценностных ориентаций личности. В исследовании участвовало 164 человека.
В соответствии с принятым в психологии пониманием природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности, ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности - цели (терминальные), вторую ценности - средства (индустриальные) [1].
Важнейшими являются терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценно -
сти определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Умение определить свои цели, т. е. найти самого себя и свое место в жизни, -очень важный показатель зрелости в юношеском возрасте.
С точки зрения ценностного подхода к изучению особенностей формирования сознания личности все явления действительности (поступки человека) могут быть представлены в виде набора ценностей, выражающих субъективную оценку индивидом этих явлений с позиции их необходимости при удовлетворении его потребностей и интересов [2].
Показатели, характеризующие особенности формирования ценностных ориентаций личности учащихся старших классов, выступают содержательной стороной иерархической структуры ценностных ориентаций.
Для определения содержания ценностных ориентаций обычно прибегают к шкале ценностей М. Рокича, которая отражает наиболее актуальные ценности человека, живущего в современном развитом мире.
Поскольку методика М. Рокича предназначена для изучения ценностных ориентаций взрослых людей, то она была модифицирована применительно к учащимся школы. Учитывались возрастные особенности учащихся, которые обусловливают, с одной стороны, функционирование механизма дифференциации ценностей, с другой - характер выбора тех или иных ценностей, актуальных для старшеклассников.
Стандартная процедура принудительного ранжирования А. Гоштаутаса, Н.А. Семенова и В.А. Ядова всех восемнадцати терминальных ценностей, когда у некоторых учащихся еще не сложился психологический механизм ценностного выбора, существенно искажает психологическую сторону особенностей формирования ценностных ориентаций.
Поэтому восемнадцатиранговая шкала была заменена более привычной для учащихся пятибалльной.
Методика исследования включает перечисление в произвольном порядке 18 основных ценностей жизни, актуальных для современного человека. Каждую из них исследуемый должен был оценить по пятибалльной системе с точки зрения ее значимости для него как цели жизни. В инструкции ука-
зывалось, что каждая ценность баллируется отдельно, в соответствии с ее значимостью.
После проведения процедуры исследования были проведены обработка и интерпретация полученных данных.
Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей в зависимости от степени их дифференциации, мы сгруппировали на этом основании результаты ранжирования, вычислили средний балл по каждой из восемнадцати ценностей. Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число школьников данной группы.
На основе предложенной обработки и анализа была получена типология ценностных ориентаций личности учащихся старших классов, отличающихся по содержанию системы входящих в нее ценностей. Полученные данные позволяют представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, характерных для всей совокупности учащихся.
В общей иерархии абсолютно доминируют ценности «любимая и интересная работа», «верные, надежные друзья», «получение достойного образования», «материальная
обеспеченность», «здоровье», «сохранение мира между народами», «отдых и развлечения». Они получили наиболее высокие баллы у большинства школьников.
Середину иерархической системы занимает большая группа ценностей, которые в глазах старшеклассников имеют устойчивое значение для личности, но представляются им второстепенными по сравнению с главными целями жизни. Сюда входят: «целеустремленность», «удовольствие» «самостоя-
тельность», «познание окружающего мира», «творчество», «любимый человек» и др.
Последними в структуре ценностных ориентаций стоят «семейная жизнь, дети», «равенство», «жизненная мудрость». Это показывает, что для средневыборочной характеристики старшеклассников указанные ценности не входят в число основных целей жизни человека.
Если на основе полученных данных попытаться дать ценностно-ориентационный портрет исследуемой совокупности старшеклассников, то он будет выглядеть примерно так: «Главное в жизни - это найти интересную работу и хороших, верных друзей, при
условии, что будет сохранен мир на Земле, и ты будешь здоров. Конечно же, нужно быть уверенным в себе, поменьше сомневаться, проявлять самостоятельность. Очень важно также быть интеллектуально развитым, расширять свое образование, кругозор, вести активную, деятельную жизнь, иметь возможности для творчества. Можно будет потом иметь семью, детей, способность ощущать себя равным с другими и мудрым».
Таким образом, результаты исследования показали, что проблема формирования ценностного отношения старшеклассников к семье, семейным традициям не является популярной, в большинстве своем старшеклассники не думают об этом, не стремятся к ее обсуждению и считают, что она в прерогативу их потребностей не входит.
Опрос старшеклассников проводился при помощи разработанной нами анкеты. Исследование проводилось анонимно, что позволило получить более точные результаты.
В анкетировании принимали участие 164 старшеклассника (71 человек вошли в экспериментальную группу; в контрольную группу вошли 93 человека).
Обе изучаемые группы старшеклассников имели одинаковый социальный статус -учащиеся 9-10 классов общеобразовательных школ и одну возрастную категорию.
Анкета состояла из 3 блоков, каждый из которых включал по 6 вопросов с пятью вариантами ответов. За каждый ответ испытуемый получал определенное количество баллов (за каждый ответ максимальный балл - 5, а минимальный - 1). Таким образом, максимальное общее количество баллов равнялось 90, а минимальное - 30 баллам.
У каждого старшеклассника определялся уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям с использованием следующей шкалы, разработанной нами на основе ранее выявленных критериев и показателей сформированности ценностного отношения к семейным традициям.
От 71 до 90 баллов - высокий уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям - старшеклассник имеет системные, глубокие и прочные знания о семейных национальных традициях, обычаях; имеет четкие представления об общепринятых культурных ценностях, хорошо знает основные нормы и правила поведения в се-
мье; осознает чувства долга и ответственности; у старшеклассника ярко выражена ориентировка на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности в семье, отмечается высокая степень осознанности официального брака; четко сформирована установка на рождение и воспитание детей в будущем браке, на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства); старшеклассник полностью по собственной инициативе выполняет основные бытовые обязанности; в семье комфортная морально-психологическая атмосфера, обеспечивающая успешное решение бытовых проблем и воспитательных задач.
От 51 до 7Ü баллов - средний уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям означает, что старшеклассник имеет отрывочные бессистемные знания о семейных национальных традициях, обычаях; имеет некоторые представления об общепринятых культурных ценностях, недостаточно знает основные нормы и правила поведения в семье; недостаточно осознает чувства долга и ответственности; недостаточно сформирована ориентировка на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности, на официальный брак; не четко сформирована установка на рождение и воспитание детей в будущем браке; на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства); старшеклассник не полностью выполняет основные бытовые обязанности; в семье недостаточно комфортная морально-психологическая атмосфера, обеспечивающая успешное решение бытовых проблем и воспитательных задач.
От 30 до 5Q баллов - низкий уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям - старшеклассник не имеет или имеет лишь отрывочные бессистемные знания о семейных национальных традициях, обычаях; не имеет представлений об общепринятых культурных ценностях, не знает даже основных норм и правил поведения в семье; не осознает чувства долга и ответственности; не ориентирован на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности; нет ориентации на официальный брак; на рождение и воспитание детей в браке; на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцов-
ства); старшеклассник не выполняет основные бытовые обязанности; в семье нет комфортной морально-психологической атмосферы, обеспечивающей успешное решение бытовых проблем и воспитательных задач.
В соответствии с выявленными уровнями сформированности ценностного отношения к семейным традициям все старшеклассники условно были распределены на группы: старшеклассники с высоким уровнем сформированности ценностного отношения к семейным традициям; со средним уровнем и с высоким уровнем сформированности ценностного отношения к семейным традициям (рис. 1).
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что у большинства старшеклассников экспериментальной группы, участвующих в констатирующем эксперименте, уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям оказался недостаточно высоким.
Далее мы аналогично проанализировали данные, полученные в контрольной группе. С ними также было проведено анкетирование, в результате которого все участники условно были распределены на группы в соответствии с тремя уровнями сформированно-сти ценностного отношения к семейным традициям: низким средним и высоким (рис. 2).
Рис. 1. Условное распределение старшеклассников в соответствии с выявленными уровнями сфор-мированности ценностного отношения к семейным традициям (экспериментальная группа на этапе констатирующего эксперимента)
средний уровень
Рис. 2. Условное распределение старшеклассников в соответствии с выявленными уровнями сформированности ценностного отношения к семейным традициям (контрольная группа на этапе констатирующего эксперимента)
2QQ
SQ,QQ%
7Q,QQ%
6Q,QQ%
5Q,QQ%
4Q,QQ%
3Q,QQ%
2Q,QQ%
1Q,QQ%
Q,QQ%
19%
13,QQ%
высокий
уровень
72,QQ%
6Q%
средний
уровень
21%
15%
низкий
уровень
□ экспериментальная группа
13,QQ%
72,QQ%
15%
контрольная группа
19%
6Q%
21%
Рис. З. Соотношение количества старшеклассников с различными уровнями сформированности ценностного отношения к семейным традициям (экспериментальная и контрольная группы на этапе констатирующего эксперимента)
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что у большинства старшеклассников, вошедших в контрольную группу, принимавших участие в констатирующем эксперименте, уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям оказался недостаточно высоким.
Сравнив полученные данные в экспериментальной и контрольной группах на этапе констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что они очень схожи: в обеих группах уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям недостаточен (рис. 3).
Таким образом, результаты, полученные в итоге констатирующего эксперимента, убедили нас в необходимости поиска путей
формирования ценностного отношения к семейным традициям старшеклассников, одним из которых, на наш взгляд, может стать использование средств социально-культурной деятельности.
1. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1976.
2. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968.
Поступила в редакцию 12.Q4.2Q13 г.
UDC 371.398
STUDY OF FORMATION OF VALUE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL CHILDREN TO FAMILY TRADITIONS Anna Aleksandrovna CHIGRINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The results of ascertaining experiment devoted to of formation valuables of the attitude learning senior classes to family traditions. The realization (selection of techniques, interrogation) and results of study of formation valuables of the attitude learning senior classes to family traditions is described.
Key words: skilled-experimental job; valuable attitude; family; traditions; means of welfare activity.