УДК 371
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Мария Павловна ПРОШКИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Рассматривается проблема формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности. На основе проведенного анализа основных теоретических подходов и выявления потенциала социально-культурной деятельности в решении проблемы определены сущность и специфика формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: ценностное отношение; семья; традиции; средства социально-культурной деятельности.
В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в т. ч. и российский социум, приоритетным становится вопрос о формировании у подрастающего поколения семейных духовно-нравственных ценностей, задающих высшие смыслы, определяющие взгляды личности на культуру брачно-семейного поведения.
В русле аксиологизации образования и развития ценностного отношения к важнейшим сторонам действительности чрезвычайно важным представляется формирование ценностных ориентиров у старшеклассников к семейным традициям в связи с гуманистической и культурологической направленностью школьной программы.
В системе ценностей необходимо уделять внимание воспитанию у подрастающего поколения уважения и ответственного отношения к семье, пониманию ценности семьи для личностной самореализации человека, значения семьи как основы любого общества и государства. Социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций. Благополучие и здоровье семьи рассматривается и как непременное условие национальной безопасности государства.
Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в законодательстве и в государственных документах. В Конституции Российской Федерации в ст. 28 установлено: «Материнство и
детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что «... исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье». Данная проблема отражена в ряде российских концептуальных документов, касающихся образования и воспитания подрастающего поколения: в законе «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию (от 30 ноября 2010 г.) и др.
В настоящее время деятельность органов власти, общественности, средств массовой информации направляется на формирование у подрастающего поколения системы ценностей, которая опирается на историческую преемственность поколений, сохраняет,
транслирует и развивает традиции российского государства. Это идеологический фундамент нового федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит «Концепция духовно-нравственного воспитания». Семейные духовнонравственные ценности - это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на традиционном понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида, обеспечивающие культурное и демографическое воспроизводство на-
родов России, российского общества и государства в целом.
Особенно сензитивным в формировании семейных духовно-нравственных ценностей, на наш взгляд, является возраст старшего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения, поскольку ценнейшим социально-психологическим приобретением
этого возраста является открытие своего внутреннего мира, приобретение жизненно важных ценностей и установление устойчивых взаимоотношений с окружающими, близкими, выработка осознанного отношения к самому себе. Необходимо направить эти процессы на сохранение традиционных семейных ценностей и формирование новой системы семейных ценностей в условиях инновационного общества, чтобы старшеклассники идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина.
Большими возможностями в контексте формирования ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников, на наш взгляд, наделена социально-культурная деятельность, которая позволяет возродить связь поколений, гуманизировать воспитание, познакомить старшеклассников с семейной традиционной культурой.
Очевидна целесообразность выявления педагогического потенциала средств социально-культурной деятельности в формировании ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников.
Проблема духовно-нравственных ценностей личности издавна была объектом исследований философов, психологов и педагогов.
В своей работе мы опирались на исследования в области аксиологии философов JI.M. Архангельского, Н.И. Лапина, Д.А. Леонтьева, В.А. Разумного, В.П. Тугаринова; социологов Н.П. Медведева, В. Л. Оссовского, Ю.М. Письмака, A.A. Ручки, В.Н. Сагатовско-го, П.И. Смирнова, В.А. Ядова; психологов К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Н.Ф. Добрынина, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, P.C. Немова, Д.Н. Узнадзе; педагогов П.П. Блонского, Е.В. Бонда-ревской, A.M. Булынина, В. И. Гинецинского, В.А. Караковского, A.C. Макаренко, Н.Д. Ни-кандрова, З.И. Равкина, М.И. Рожкова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, К.Д. Ушин-ского, Г.И. Чижаковой, E.H. Шиянова, Н.Е. Щурковой и др.
Значительный вклад в разработку аксиологической теории в нашей стране внесли Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробниц-кий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Ю.М. Смоленцев, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др.
Проблема формирования семейных духовно-нравственных ценностей носит многоаспектный характер. Философский аспект данной проблемы раскрывается в работах зарубежных (Г. Гегель, А. Камю, И. Кант, К. Ясперс) и отечественных (К.С. Аксаков, B.C. Библер, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, И.А. Ильин, М.С. Каган, И.В. Киреевский, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов, Г.Н. Филонов, A.C. Хомяков и др.) ученых-философов.
Психологические подходы к формированию семейных духовно-нравственных ценностей рассматриваются в работах Е.П. Арнаутовой, A.A. Бодалева, Л.С Выготского,
A.Н. Леонтьева, А.Г. Лидерса, B.C. Мухиной,
B.И. Слободчикова, Д.И. Фельдштейна, В.К. Шабельникова, В.Д. Шадрикова,
Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юститскиса и др.
Педагогический аспект формирования семейных духовно-нравственных ценностей раскрывается в исследованиях Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, H.H. Верницкой, В.Н. Гурова, P.M. Капраловой, П.Ф. Каптерева, В.А. Караковского, Н.А. Коваль, Т.А. Куликовой, Б.Т. Лихачева, A.C. Макаренко, Л.И. Маленковой, И.В. Метлика, A.B. Мудрика, М.Н. Не-двецкой, Н.Д. Никандрова, A.C. Спиваков-ской, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, Н. Е. Щурковой и др.
Проблемы народной педагогики и семейного воспитания исследовались в трудах таких ученых, как Ю.К. Бабанский, А.И. Беляев,
Н.Г. Волков, Н.Н. Гончаров, С.Ф. Егоров, А.Э. Измайлов, А.З. Ильминский, Ф.Ф. Королев, М.А. Орифи, И.О. Обидов, Н.П. Остроумов, А.Г. Умаров, Г.М. Ханченко и др.
Анализ сущности традиций и обычаев, их роль в духовном развитии общества, закономерности исторического изменения даются в работах А.К. Алиева, А.Н. Антонова, Ю.Б. Бромлей, Н.П. Лобачовой, В.Д. Плахо-ва, И.В. Суханова и др.
Проблемам формирования личности старшеклассников посвящены труды А. Ана-
стази, И.С. Кона, Н.С. Лейтес, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова и др.
Идеи социально-культурного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах М.А. Ариарского, П.Р. Атулова, Е.И. Григорьевой, И.Н. Ерошенкова, М.И. Долженко-вой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Литовкина, Г. А. Романовой, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, А.А. Сукало, В.Я. Суртаева, Н.Н. Ярошенко и др.
Таким образом, изучению процесса формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям посвящено немало работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данную проблему. Тем не менее, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, проблема формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям остается до конца нерешенной; не раскрыт потенциал средств социально-культурной деятельности в решении этой проблемы.
Анализ литературы по исследуемому вопросу позволил выделить следующие противоречия:
- между выдвигаемыми обществом и государством задачами формирования у подрастающего поколения ценностного отношения к семье и ослабленными нравственными представлениями о браке и семье у современных подростков и молодежи в связи с разрушением системы традиционных для России ценностей, духовным кризисом, падением нравственности;
- между необходимостью сохранения традиционных семейных ценностей в условиях инновационного общества и недостаточным использованием имеющихся педагогических средств в решении данной проблемы;
- между имеющимся потенциалом социально-культурной деятельности в формировании ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников и недостаточной научной обоснованностью решения этой проблемы.
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении потенциала социально-культурной деятельности в формировании ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям.
Одной из важнейших задач исследования представляется определение сущности и спе-
цифики формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности на основе анализа основных теоретических подходов к проблеме формирования ценностного отношения к семье и семейным традициям у подрастающего поколения и выявления потенциала социально-культурной деятельности в решении проблемы.
Формирование ценностей у каждого человека индивидуально и зависит от оценки фактов своей жизни по их значимости, что и реализует его ценностное отношение к миру. Ценностью для человека является то, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни [1].
Особое место принадлежит семейным ценностям, т. к. семья является транслятором социально-культурных ценностей другим поколениям. Семья всегда была и остается важнейшим социальным институтом общества. Именно в семье закладываются и формируются духовно-нравственные основы человеческой души. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся либо источником созидания и прогресса, либо основой зла, насилия, деструктивных действий.
Проблемы семьи давно привлекают внимание отечественных ученых. Достаточно полно проблемы семьи рассматриваются в социальной психологии. По мнению отечественных психологов Г.М. Андреевой, А.В. Петровского [2; 3] и других, социальнопсихологическая работа с семьей является важной задачей, от решения которой находится в принципиальной зависимости будущее страны.
Начиная с древнейших пластов отечественной культуры, в недрах семьи формировались и оттачивались традиции, несущие духовные ценности и идеалы, бережно хранимые в народной памяти и дошедшие до настоящего времени.
Традиции являются одной из древнейших форм регуляции отношений личности и общественных групп и во многом предопределяют воспитание подрастающего поколения, играя важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в
реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений делать жизнь богаче, содержательнее, в преемственности нового и старого, в гармоничном развитии общества и личности. Традиции и обычаи - это память народа, сохраняющая все ценное в истории, одно из средств, обеспечивающих прогрессивное развитие общества.
Весь семейный уклад, традиции и обычаи русского народа обладают огромным педагогическим потенциалом, выступают основным средством трансляции социальнокультурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности. Семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщенны, поэтому на их фоне развитие ребенка идет более успешно [4].
Таким образом, семейные традиции имеют важнейшее значение как для интеграции и стабилизации современной семьи, так и для общества в целом. Социальный институт семьи трансформируется, но традиции семьи как интегрирующий и стабилизирующий фактор сохраняют свою социальную сущность в современном российском обществе.
В качестве одной из важнейших проблем современной семьи выступает организация ее свободного времени. Нормализация межличностных отношений, их романтизация, научение продуктивной и искренней коммуникации через плодотворное и деятельное проведение досуга может стать действенной основой помощи семье, основой ее духовного развития. В данном аспекте повышается роль, значение и направленность социальнокультурной деятельности на институт семьи.
Социально-культурная деятельность -это интегративная многофункциональная сфера деятельности, целью которой являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытие ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
Средства социально-культурной деятельности - это набор инструментов идейноэмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему культурно-досуговых занятий [5].
При включении человека в систему культурно-досуговой деятельности, приобщении его к социально-культурной деятельности, пополняется запас его знаний, формируются его взгляды и убеждения, что находит свое выражение в общественной, трудовой, физической и культурной активности личности. В процессе семейного досугового времяпрепровождения происходит возрастание степени консолидации, выработка жизненной позиции. Семейный досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности.
В педагогическом плане школьные культурно-досуговые мероприятия состоят не только в том, чтобы как можно более разнообразно развивать различные стороны личности, но и в раскрытии новых способностей в личности. Досуг выступает как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и национальных ценностей.
В педагогическом плане школьные культурно-досуговые мероприятия состоят не столько в том, чтобы как можно более разнообразно развивать различные стороны личности, но раскрывать новые способности в личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и национальных ценностей.
Большое значение в решении проблем школьников имеет организация клубной работы, связанной с возрождением национальных традиций. В таких клубах отмечается особая атмосфера теплоты и доверительности, которая позволяет избавиться от тревожности, развивает творчество. Деятельность клубов и центров помогает подросткам развивать демократические принципы взаимодействия со сверстниками.
Школа вносит вклад не только в распространение знаний, а также в формирование личности, отвечающей потребностям общества. В этом процессе важно комфортное взаимодействие подростка, школы и семьи. Причем школа воспринимается как проводник в социум, а семья как комфортная, безопасная среда.
Только семья регулирует процесс нравственного и интеллектуального развития подрастающей личности, способствует активизации положительных воздействий, ней-
трализует отрицательные внешние факторы. Нравственное развитие ребенка в семье происходит не только под влиянием родителей, которые предъявляют ему различные требования, но и стихийно, под воздействием условий его жизни.
Для повышения эффективности использования социального потенциала семьи необходимо, чтобы школа и общественность оказывали родителям помощь в усвоении основ морали и научного мировоззрения, необходимых для воспитания школьников.
Однако семья в большинстве случаев не может обеспечить педагогически обоснованную работу с ребенком. Часть родителей является неподготовленной к работе, что делает необходимой целенаправленное руководство деятельностью семьи в ходе просвещения родителей.
Такое руководство тем более важно, что программа семейного воспитания отсутствует, а педагогическая деятельность семьи осуществляется на основе личного опыта и традиций каждой семьи.
Таким образом, на основе анализа литературных источников определена сущность формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности, которая представляет собой педагогический процесс формирования целей, стремлений, жизненных идеалов, составляющих систему норм, принятых в социуме и позволяющих транслировать социально-культурные ценности через включение старшеклассников в социально-культурные формы деятельности, конечной целью которого являет-
ся формирование семейных духовно-
нравственных ценностей, готовности к семейной жизни и ответственному родительству.
Специфика формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности заключается в свободном выборе деятельности, позволяющей воспитывать у старшеклассников семейные духовно-нравственные ценности: любовь, доброту, чуткость, сострадание, отзывчивость через изучение традиций, обычаев, моральных норм в процессе плодотворного и деятельного проведения досуга.
1. Антоненко С.А. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. 1999. № 4. С. 176-185.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
3. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. М., 1973.
4. Жиров М.С. Семья в контексте духовнонравственных и национальных культурных традиций // Семейные национальные традиции - основа формирования межэтнического взаимодействия в российском обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва - Сочи, 21-22 октября 2010 года) / науч. ред. В.И. Жуков, Л.В. Фе-дякина. М., 2011. С. 54-59.
5. Современные технологии социально-культурной деятельности / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2004.
Поступила в редакцию 15.10.2012 г.
UDC 371
ESSENCE AND SPECIFICS OF VALUABLE ATTITUDE FORMATION SENIOR STUDENTS TO FAMILY TRADITIONS BY MEANS OF WELFARE ACTIVITY
Maria Pavlovna PROSHKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The problem of valuable attitude formation of senior students to family traditions by means of welfare activity is considered. On the basis of the carried out analysis of the basic theoretical approaches and the revealing of potential of welfare activity in the decision of a problem, essence and specificity of formation of valuable attitude of senior students to family traditions by means of welfare activity are determined.
Key words: valuable attitude; family; traditions; means of welfare activity.