Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности'

Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3422
608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СЕМЬЯ / ТРАДИЦИИ / СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK / VALUABLE RELATION / FAMILY / TRADITIONS / MEANS OF SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прошкина Мария Павловна

В статье представлены материалы опытно-экспериментальной работы, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Последовательно описывается проведение и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению сформированности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям, разработка и внедрение педагогической программы, позволяющей эффективно формировать ценностное отношение старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прошкина Мария Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF THE VALUABLE RELATION OF SENIORS TO FAMILY TRADITIONS MEANS OF SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY

In article materials of skilled and experimental work which consisted of stating, forming and control experiments are presented. Carrying out and results of skilled and experimental work on studying of formation of the valuable relation of seniors to family traditions, development and deployment of the pedagogical program allowing effectively to form the valuable relation of seniors to family traditions by means of social-cultural activity is consistently described.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности»

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. П. ПРОШКИНА

В статье представлены материалы опытно-экспериментальной работы, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Последовательно описывается проведение и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению сформированности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям, разработка и внедрение педагогической программы, позволяющей эффективно формировать ценностное отношение старшеклассников к семейным традициям средствами социальнокультурной деятельности.

Ключевые слова: опытно-экспериментальная работа, ценностное отношение, семья, традиции, средства социально-культурной деятельности.

Одна из задач настоящего исследования, основной целью которого являлось изучение потенциала социально-культурной деятельности в формировании ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям, заключалась в экспериментальном апробировании разработанной теоретической модели данного педагогического процесса на практике.

Опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Были поставлены следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

1. Подобрать методики, адекватные задачам исследования, и с их помощью провести изучение сформированности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям (констатирующий эксперимент);

2. Разработать педагогическую программу, позволяющую осуществлять эффективное формирование ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности;

3. Используя методики, применяемые в констатирующем эксперименте, провести повторное изучение сформированности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям после проведения целенаправленной педагогической работы по авторской программе;

4. Провести количественную и качественную обработку полученных данных, сравнить их и сделать итоговые выводы.

Исходя из предмета и задач исследования, последовательность проведения этапов опытноэкспериментальной работы была следующей:

I этап эксперимента (констатирующий) предполагал изучение сформированности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям, для чего было необходимо подобрать методики, адекватные задачам исследования, провести ранжирование ценностей старшеклассников, опрос (анкетирование) респондентов, сделать выводы.

II этап эксперимента (формирующий) заключался в разработке и внедрении педагогической программы по формированию ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности.

III этап эксперимента (контрольный) предполагал качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных, обобщение результатов исследования.

Всего исследованием было охвачено 237 человек: 164 человека - учащиеся 9-11 классов (71 ученик вошел в экспериментальную группу, 93 человека составили контрольную группу); 65 человек родителей и 8 человек - педагоги, в том числе социальный педагог, музыкальный работник и психолог.

Первый этап эксперимента (констатирующий) предполагал изучение сформированности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы: изучение ценностных духовно-нравственных качеств личности (интерпретированная методика М. Рокича); социологический опрос в форме анкетирования по разработанной нами анкете, направленный на изучение сформированности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям; математическая обработка и анализ полученных данных.

а) Исследование по интерпретированной методике М. Рокича проводилось с целью выявления наиболее значимых ценностных ориентаций личности, в нем участвовало 164 человека - учащиеся старших классов школы № 1 (экспериментальная группа) и школы № 2 (контрольная группа).

Показатели, характеризующие особенности формирования ценностных ориентаций личности учащихся старших классов, выступают содержательной стороной иерархической структуры ценностных ориентаций. Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей в зависимости от степени их дифференциации, мы сгруппировали результаты ранжирования, вычислили средний балл по каждой из восемнадцати ценностей. На основе предложенной обработки и анализа была получена типология ценностных ориентаций личности учащихся старших классов, отличающихся по содержанию системы, входящих в нее ценностей. Результаты показали, что проблема формирования ценностного отношения

старшеклассников к семье, семейным традициям не является популярной, в большинстве своем старшеклассники не думаю об этом, не стремятся к ее обсуждению и считают, что она не входит в прерогативу их потребностей.

б) Опрос старшеклассников проводился при помощи разработанной нами анкеты. Исследование проводилось анонимно, что позволило получить более точные результаты.

В анкетировании принимали участие 164 старшеклассника (учащиеся школы № 1 и № 2). В экспериментальную группу вошел 71 учащийся 9-10 классов школы № 1; в контрольную группу вошли 93 человека - учащиеся 9-10 классов школы № 2.

У каждого старшеклассника определялся уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям с использованием шкалы, разработанной нами на основе ранее выявленных критериев и показателей сформированности ценностного отношения к семейным традициям.

В соответствии с выявленными уровнями сформированности ценностного отношения к семейным традициям все старшеклассники, вошедшие в экспериментальную и контрольную группы, условно были распределены на подгруппы.

Сравнив данные, полученные в экспериментальной и контрольной группах, мы пришли к выводу, что на этапе констатирующего эксперимента они очень схожи: в обеих группах уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям недостаточен (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение количества старшеклассников с различными уровнями сформированности ценностного отношения к семейным традициям (экспериментальная и контрольная группы на этапе констатирующего эксперимента)

Таким образом, результаты, полученные в процессе констатирующего эксперимента, убедили нас в необходимости поиска путей формирования ценностного отношения к семейным традициям старшеклассников, одним из которых, на наш взгляд, может стать использование средств социальнокультурной деятельности.

В проведении формирующего эксперимента принимали участие 144 человека: 71 ученик

9-11 классов, вошедших в экспериментальную группу, 65 родителей и 8 человек - педагогов, в том числе, социальный педагог, музыкальный работник и психолог.

Прежде всего, была разработана педагогическая программа «Семейные традиции», целью которой было формирование ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности.

Педагогическая деятельность по разработанной нами программе была направлена на решение следующих задач: знать семейные духовно-нравственные ценности и традиции; знать общепринятые культурные ценности, национальные русские традиции, обычаи; познакомить с образом семейной жизни в соответствии с ценностями семьи и рода; знакомить с педагогическим опытом человечества в сохранении и воспроизводстве нравственных традиций семейного воспитания; воспитывать у старшеклассников готовность к будущей самостоятельной семейной жизни: воспитывать моральную ответственность; учить правильному взаимоотношению в будущей семейной жизни; формировать умения и способы разрешения конфликтных ситуаций; формировать готовность к ответственному родительству в браке; ориентировать на семейнородственную взаимопомощь; формировать потребность в культурно-ценностном семейном досуге.

В процессе работы по различным направлениям использовались массовые, групповые и индивидуальные формы работы.

Среди массовой форм работы использовались следующие: театрализованные представления, народные гуляния, фестивали, праздники, ролевые игры, экскурсии, субботники, тематические вечера, концерты, родительские собрания, творческие отчеты школьников, родительские лектории, конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов и т. д. Мы применяли различные формы групповой работы: сценарии, видеофильмы, стенды, устный журнал, школьная стенная газета, диспуты, дискуссии, конференции, конкурсы, викторины, аукционы, круглые столы, прочтение и последующее обсуждение литературных источников, всевозможные тренинги (тренинги общения, снятие напряжения и

т. д.) и пр. В индивидуальной работе преобладали следующие формы работы: консультирование, беседа, мастерская, компьютерные игры и пр.

Программа «Семейные традиции» включает в себя ряд подразделов: «В семейном кругу - все корни твои», «Семейные традиции в мо ем понимании», «Домоведение», «Семейная культура», «Ответственное родительство», «Правовая поддержка семьи», «Празднование знаменательных событий в жизни семьи, народные праздники», «Семейный туризм», отражающие специфику содержания педагогической деятельности по формированию ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности.

Педагогическая программа по формированию ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурных технологий предусматривала вовлечение старшеклассников в различные виды деятельности: творческая, игровая, коммуникативная, практическая, познавательная и др.

Программа «Семейные традиции» рассчитана на 144 учебных часа, реализовывалась в течение 10 мес. (1-2 занятия в неделю). Длительность занятий (мероприятий) варьировала от 90 мин. до 3 часов в зависимости от содержания того или иного мероприятия.

После осуществления целенаправленной педагогической работы со старшеклассниками по разработанной нами программе «Семейные традиции» мы провели повторное обследование старшеклассников по методикам, которые мы использовали в констатирующем эксперименте.

а) Исследование по интерпретированной методике М. Рокича проводилось с целью выявления наиболее значимых ценностных ориентаций личности.

Результаты повторного исследования показали, что ценностное отношение к семье и будущим детям (выбор категории «Семья и дети») у старшеклассников, вошедших в экспериментальную группу, стала более значимой и популярной; отношение старшеклассников к семейным ценностям, убеждение относительно себя как будущего родителя значительно изменилось в положительную сторону.

б) Повторный опрос в виде анкетирования старшеклассников проводился при помощи анкеты, которая использовалась в констатирующем эксперименте. Исследование также проводилось анонимно. У каждого участника эксперимента определялся уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям. В соответствии с выявленными уровнями все старшеклассники, вошедшие в

экспериментальную группу, были условно распределены на подгруппы.

Контрольный эксперимент, заключающийся в сравнении результатов, полученных в экспериментальной группе до и после проведения педагогической работы по авторской программе «Семейные традиции», а также в сравнении результатов, полученных в экспериментальной и контрольной груп-

пах на момент окончания эксперимента, показал значительные различия (рис. 2).

Также мы сравнили итоговые результаты, полученные в экспериментальной группе (после проведения педагогической работы по авторской программе) и в контрольной группе (с этой группой целенаправленная работа по авторской программе не проводилась) (рис. 3).

0^

в

§•

н

о

о

в

о

80,00%

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

результаты констатирующего эксперимента

68 %

72,00 %

13,00%

высокий уровень 13,00%

32%

средний уровень 72,00%

Рис. 2. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая динамику количества старшеклассников, вошедших в экспериментальную группу, с различными уровнями сформированности ценностного отношения к семейным традициям (данные контрольного эксперимента)

80,00%

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

8,00 °/о 65 0/о

27% 32,00°/!

1

8%

0%

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Ькспериментальная группа

68,00%

32,00%

0%

контрольная группа

27%

65%

Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая количество участников, вошедших в экспериментальную и контрольную группы, с различными уровнями сформированности ценностного отношения к семейным традициям (данные контрольного эксперимента)

Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, а также результатов, полученных в экспериментальной группе на начало и конец эксперимента, показал достаточно прогрессивную положительную динамику в экспериментальной группе в отношении сформированности ценностного отношения к семейным традициям после проведения педагогической работы по программе «Семейные традиции».

Таким образом, проведенное нами исследование по формированию ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности показало, что разработанная и внедренная педагогическая модель с использованием авторской программы оказывает позитивное влияние на формирование ценностного отношения к семейным традициям старшеклассников, что полностью подтверждает выдвинутую первоначально гипотезу исследования.

* * *

SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF THE VALUABLE RELATION OF SENIORS TO FAMILY TRADITIONS MEANS OF SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY

M. P. Proshkina

In article materials of skilled and experimental work which consisted of stating, forming and control experiments are presented. Carrying out and results of skilled and experimental work on studying of formation of the valuable relation of seniors to family traditions, development and deployment of the pedagogical program allowing effectively to form the valuable relation of seniors to family traditions by means of social-cultural activity is consistently described.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: skilled and experimental work, valuable relation, family, traditions, means of social-cultural activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.