УДК 371.398
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Анна Александровна ЧИГРИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Представлены материалы педагогического эксперимента: разработка и внедрение педагогической программы, позволяющей эффективно формировать ценностное отношение старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: опытно-экспериментальная работа; ценностное отношение; семья; традиции; средства социально-культурной деятельности.
В русле аксиологизации образования и развития ценностного отношения к важнейшим сторонам действительности чрезвычайно важным представляется формирование ценностных ориентиров у старшеклассников к семейным традициям [1; 2].
Между тем экспериментальное исследование показало, что у большинства старшеклассников, принимавших участие в экспериментальной работе, уровень сформирован-ности ценностного отношения к семейным традициям недостаточен.
Полученные в констатирующем эксперименте результаты убедили нас в необходимости поиска путей формирования ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников, одним из которых, на наш взгляд, является использование средств социально-культурной деятельности.
Одна из важнейших задач настоящего исследования заключалась в экспериментальном апробировании разработанных нами социально-культурных условий формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям: признание приоритетности формирования ценностного отношения к семье у подрастающего поколения как определяющего характер и уровень подготовки старшеклассников к дальнейшей жизни в условиях инновационного общества; определение теоретико-методологических
основ формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям; целенаправленное, упорядоченное использование средств социально-культурной дея-
тельности в формировании ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников; предоставление старшеклассникам свободы и самостоятельности при выборе содержания и способов организации социально-культурной деятельности, а также самостоятельная постановка старшеклассниками целей деятельности и их достижение; построение педагогической деятельности на основе моделирования; разработка и реализация комплексной педагогической программы по формированию ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников средствами социально-культурной деятельности; подготовка и обеспечение социально-культурного партнерства субъектов воспитательного процесса, расширяющего педагогическое пространство жизнедеятельности старшеклассников с целью комплексного влияния на их ценностно-мотивационную сферу; определение критериального аппарата, позволяющего производить объективную оценку педагогической работы по формированию ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников.
Задачами формирующего эксперимента являлись: разработка педагогической программы, позволяющей осуществлять эффективное формирование ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности, а также повторное изучение сформированности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям после проведения целенаправленной педаго-
гической работы по авторской программе с помощью методик, применяемых в констатирующем эксперименте. Далее необходимо было проведение количественной и качественной обработки полученных данных.
В проведении формирующего эксперимента принимали участие 144 человека: 71 ученик 9-11 классов, вошедших в экспериментальную группу, 65 родителей и 8 человек - педагогов, в т. ч. социальный педагог, музыкальный работник и психолог.
Была разработана педагогическая программа «Семейные традиции», целью которой было формирование ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности.
Педагогическая деятельность по разработанной нами программе была направлена на решение следующих задач:
1) знать семейные духовно-нравственные ценности и традиции; знать общепринятые культурные ценности, национальные русские традиции, обычаи;
2) познакомить с образом семейной жизни в соответствии с ценностями семьи и рода;
3) знакомить с педагогическим опытом человечества в сохранении и воспроизводстве нравственных традиций семейного воспитания;
4) воспитывать у старшеклассников готовность к будущей самостоятельной семейной жизни:
- воспитывать моральную ответственность;
- учить правильному взаимоотношению в будущей семейной жизни;
5) формировать умения и способы разрешения конфликтных ситуаций;
6) формировать готовность к ответственному родительству в браке;
7) ориентировать на семейно-родственную взаимопомощь;
8) формировать потребность в культурно-ценностном семейном досуге.
В процессе работы по различным направлениям использовались массовые, групповые и индивидуальные формы работы.
Среди массовых форм работы использовались следующие: театрализованные представления, народные гуляния, фестивали, праздники, ролевые игры, экскурсии, субботники, тематические вечера, концерты,
родительские собрания, творческие отчеты школьников, родительские лектории, конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов и т. д. Мы применяли различные формы групповой работы: сценарии, видеофильмы, стенды, устный журнал, школьная стенная газета, диспуты, дискуссии, конференции, конкурсы, викторины, аукционы, «круглые столы», прочтение и последующее обсуждение литературных источников, всевозможные тренинги (тренинги общения, снятие напряжения и пр.) и пр. В индивидуальной работе преобладали следующие формы работы: консультирование, беседа, мастерская, компьютерные игры и пр.
Программа «Семейные традиции» включает в себя ряд подразделов: «В семейном кругу - все корни твои», «Семейные традиции в моем понимании», «Домоведение», «Семейная культура», «Ответственное родительство», «Правовая поддержка семьи»,
«Празднование знаменательных событий в жизни семьи, народные праздники», «Семейный туризм», отражающие специфику содержания педагогической деятельности по формированию ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности.
Педагогическая программа по формированию ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурных технологий предусматривала вовлечение старшеклассников в различные виды деятельности: творческая, игровая, коммуникативная, практическая, познавательная и др.
После осуществления целенаправленной педагогической работы со старшеклассниками по разработанной нами программе мы провели повторное обследование старшеклассников по методикам, которые использовались нами на констатирующем этапе эксперимента.
а) исследование по интерпретированной методике М. Рокича проводилось с целью выявления наиболее значимых ценностных ориентаций личности.
Результаты повторного исследования показали, что ценностное отношение к семье и будущим детям (выбор категории «Семья и дети») у старшеклассников, вошедших в экспериментальную группу, стала более значи-
мой и популярной; отношение старшеклассников к семейным ценностям, убеждение относительно себя как будущего родителя значительно изменилось в положительную сторону;
б) повторный опрос в виде анкетирования старшеклассников проводился при помощи анкеты, которая использовалась в констатирующем эксперименте. Исследование также проводилось анонимно. У каждого участника эксперимента определялся уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям. В соответст-
вии с выявленными уровнями все старшеклассники, вошедшие в экспериментальную группу, были условно распределены на подгруппы (рис. 1).
Контрольный эксперимент, заключающийся в сравнении результатов, полученных в экспериментальной группе до и после проведения педагогической работы по авторской программе «Семейные традиции», а также в сравнении результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах на момент окончания эксперимента, показал значительные различия (рис. 2).
32%
среднии уровень
68 %
высокий уровень
Рис. 1. Условное деление старшеклассников экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности ценностного отношения к семейным традициям
X
сЗ
н
I
я
с
&
с
80,00%
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
68 %
13,00%
высокий
уровень
72,00 %
32%
средний
уровень
15%
0%
низкий
уровень
□результаты констатирующего эксперимента
13,00%
72,00%
15%
□результаты формирующего эксперимента
68%
32%
0%
Рис. 2. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая динамику количества старшеклассников, вошедших в экспериментальную группу, с различными уровнями сформированности ценностного отношения к семейным традициям (данные контрольного эксперимента)
80,00%
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
68,00 %
27 %
высокии
уровень
65 %
32,00 %
среднии
уровень
8%
0%
низкии
уровень
□ экспериментальная группа
68,00%
32,00%
0%
□ контрольная группа
27%
65%
8%
Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая количество участников, вошедших в экспериментальную и контрольную группы, с различными уровнями сформированности ценностного отношения к семейным традициям (данные контрольного эксперимента)
Также мы сравнили итоговые результаты, полученные в экспериментальной группе (после проведения педагогической работы по авторской программе) и в контрольной группе (с этой группой целенаправленная работа по авторской программе не проводилась) (рис. 3).
Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, а также результатов, полученных в экспериментальной группе на начало и конец эксперимента, показал достаточно прогрессивную положительную динамику в экспериментальной группе в отношении сформи-рованности ценностного отношения к семейным традициям после проведения педагогической работы по программе «Семейные традиции».
Таким образом, проведенное нами исследование по формированию ценностного отношения старшеклассников к семейным
традициям показало, что разработанные нами социально-культурные условия позволяют эффективно формировать ценностное отношение старшеклассников к семейным традициям.
1. Жиров М.С. Семья в контексте духовнонравственных и национальных культурных традиций // Семейные национальные традиции - основа формирования межэтнического взаимодействия в российском обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции / науч. ред. В.И. Жуков, Л.В. Федякина. М., 2011. С. 54-59.
2. Современные технологии социально-культурной деятельности / под ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2004.
Поступила в редакцию 10.06.2013 г.
UDC 371.398
PEDAGOGICAL EXPERIMENT OF FORMATION OF VALUABLE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL STUDENTS TO FAMILY TRADITIONS BY MEANS OF WELFARE ACTIVITY
Anna Aleksandrovna CHIGRINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The materials of pedagogical experiment are submitted: development and introduction of the pedagogical program allowing effectively forming valuable the attitude learning senior classes to family traditions by means of welfare activity.
Key words: skilled experimental job; valuable attitude; family; traditions; means of welfare activity.