УДК 374.02
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРООХРАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Ирина Юрьевна КОНОВАЛ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
Освещена опытно-экспериментальная работа по формированию национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности, представлены данные констатирующего этапа, ход экспериментальной работы, а также сравнительные результаты, полученные до и после проведения педагогической работы.
Ключевые слова: формирование национального самосознания старшеклассников; культуроохранные технологии; социально-культурная деятельность.
В условиях национального возрождения России активность национального самосознания рассматривается как высший уровень духовного проявления личности. Функционирование его теснейшим образом вплетено в решение многих социально-экономических и общественно-политических задач национального масштаба.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что культуроохранные технологии социально-культурной деятельности имеют потенциал в формировании национального самосознания старшеклассников. Целью опытно-экспериментальной работы
являлось экспериментальное обоснование потенциала культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в формировании национального самосознания старшеклассников.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в 2010-2012 гг. В исследовании приняли участие 209 человек: 204 учащихся старших классов средних школ г. Новороссийска. 118 человек составили экспериментальную группу (ЭГ), 86 человек - контрольную группу (КГ) и 5 человек - педагоги, психологи и педагоги-организаторы досуговой деятельности.
Опытно-экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе экспериментальной работы изучался первоначальный уровень сформированности национального самосознания старшеклассников.
С учетом критериев сформированности национального самосознания (когнитивный, мотивационный, эмоционально-коммуникативный и поведенческо-деятельностный) была разработана анкета, состоящая из 40 вопросов. Фиксация степени выраженности определенных показателей по всем критериям с использованием 4-балльной оценочной шкалы позволила измерить исходный уровень сформированности национального самосознания старшеклассников на констатирующем этапе исследования. Каждый ответ оценивался определенным количеством баллов (от 1 до 4 баллов). Таким образом, каждый анкетируемый мог набрать в сумме от минимального количества баллов - 40 до максимального - 160 баллов. Соответственно, были выделены три уровня сформиро-ванности национального самосознания старшеклассников: 1) высокий уровень; 2) средний уровень; 3) низкий уровень.
Все респонденты после обработки данных были условно распределены на группы в
соответствии с выделенными уровнями сформированности национального самосознания.
Результаты констатирующего этапа эксперимента отражены в диаграмме (рис. 1).
Таким образом, констатирующий этап эксперимента показал, что в экспериментальной и контрольной группах полученные результаты отличаются незначительно: уровень сформированности национального самосознания старшеклассников в обеих группах недостаточен, что экспериментально подтвердило необходимость проведения специальной педагогической работы.
Формирующий эксперимент заключался в проведении педагогической работы по формированию национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности.
Педагогическая работа осуществлялась в 2011/2012 учебном году на базе средних школ г. Новороссийска. В формирующем эксперименте принимали участие 118 человек (ЭГ) - учащихся 10 классов (те же, которые принимали участие на констатирующем этапе эксперимента), 5 человек - педагогов, психологов и педагогов-организаторов досуговой деятельности.
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
38,00%,
41,00%
11 % 11,50%
51,00%
47,5 %
□ Экспериментальная группа ■ констатирующий этап эксперимента
] Контрольная группа -констатирующий этап эксперимента
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рис. 1. Сравнительная диаграмма, отображающая количество старшеклассников, распределенных в соответствии с выявленными уровнями сформированности национального самосознания, в экспериментальной и контрольной группах (данные констатирующего этапа эксперимента)
Нами была разработана педагогическая программа «Наши истоки», реализующая культуроохранные технологии социальнокультурной деятельности в процессе педагогической работы по формированию национального самосознания старшеклассников.
Цель программы - формирование национального самосознания старшеклассников.
Задачи программы.
Образовательные: познакомить учащихся с историческими и культурными ценностями родного края; приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям народа; познакомить учащихся с гражданским и воинским подвигом знаменитых земляков; познакомить учащихся с наследием классической культуры и культуры своего региона.
Развивающие: развивать социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
Воспитательные: формировать морально-нравственные качества старшеклассников на примере изучения биографий выдающихся деятелей истории, науки и культуры, внесших свой вклад в культуру родного края; воспитывать чувство уважения к вкладу земляков в культуру родного края; воспитывать желание самостоятельно получать знания в процессе подготовки докладов, сообщений, рефератов, выступлений на семинарах, через издательскую деятельность.
Принципы построения программы: принцип гуманистической направленности воспитания; принцип воспитания в деятельности; учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип связи с жизнью; воспитания с опорой на положительные качества человека; направленности воспитания на освоение культуры и ценностей общества; научности; доступности; единства обучения, воспитания и развития; историзма; прогно-стичности; систематичности и последовательности; системности; фундаментальности; интеграции.
Содержание программы. Программа состоит из 64 занятий и рассчитана на 8 месяцев, проведение мероприятий 1-2 раза в неделю.
Программа способствует вхождению молодых людей в мир социокультурного обще-
ства средствами культуроохранных технологий при активной включенности в социально-культурную деятельность.
Теоретическая и практическая деятельность включает в себя изучение культуры и истории родного края, выступления на заседаниях объединений с докладами и сообщениями, издательскую деятельность, составление картотек памятников истории и культуры края, разработку экскурсионных маршрутов, проведение массовых мероприятий, презентаций фестивалей, экскурсий, работ по реставрации памятников культуры, изучение и возрождение народных промыслов и ремесел, организацию выставок народного творчества.
Педагогическая деятельность по разработанной программе была направлена на повышение знаний о культуре, традициях и обычаях своего и других этносов; на формирование уважительного отношения к людям разных национальностей; способности адекватно воспринимать представителей других национальностей, умения преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей и т. д.
Основными компонентами, в процессе использования которых происходило формирование необходимых качеств, являлись культуроохранные технологии социальнокультурной деятельности.
Культуроохранные технологии в системе социально-культурной деятельности представляют собой методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы.
Педагогическая работа по формированию национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в соответствии с разработанной нами программой проводилась с экспериментальной группой (ЭГ) в течение 8 месяцев, после чего мы выяснили эффективность педагогических воздействий с помощью разработанной нами анкеты. Результаты, полученные при повторном анкетировании респондентов экспериментальной группы, представлены на рис. 2.
6 % низкий уровень
42 % высокий уровень
52%^ средний уровень
Рис. 2. Диаграмма, отображающая условное распределение старшеклассников на группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности национального самосознания (формирующий этап эксперимента - данные, полученные в экспериментальной группе)
Проведенное нами анкетирование позволило сделать вывод о том, что у большинства испытуемых после проведения педагогической работы уровень сформированности национального самосознания повысился, что говорит о положительном влиянии проведенной педагогической работы на формирование личности старшеклассников, участвующих в формирующем эксперименте. Кроме того, мы проанкетировали контрольную группу старшеклассников (КГ), не принимавших участия в экспериментальной педагогической работе по разработанной нами программе.
Контрольный эксперимент заключался в сравнении экспериментальных данных, полученных в процессе экспериментальной работы в ЭГ и КГ.
Прежде всего, мы сравнили данные полученные в экспериментальной группе на этапах констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Наглядно полученные данные представлены в сравнительной диаграмме (рис. 3).
Кроме того, мы построили сравнительную диаграмму, демонстрирующую уровни сформированности национального самосознания старшеклассников в экспериментальной и контрольной группах (на этапе контрольного эксперимента) с целью определения эффективности применения разработанной нами педагогической программы по формированию национального самосознания
старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности (рис. 4).
Обобщив полученные данные, мы получили следующие результаты.
Так, в экспериментальной группе респондентов с высоким уровнем сформированности национального самосознания выявлено -42 %, респондентов со средним уровнем данного показателя - 52 %, с низким уровнем сформированности национального самосознания - всего 6 %.
В контрольной группе количество испытуемых, имеющих высокий уровень сформи-рованности национального самосознания, -
32.5 %, у 44 % респондентов были выявлены средние значения данного показателя и
23.5 % имеют низкий уровень сформирован-ности национального самосознания.
Таким образом, в процессе контрольного этапа эксперимента сравнительный анализ полученных результатов показал значительные отличия данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах. Как видно из сравнительной диаграммы, участники экспериментальной группы продемонстрировали более высокие результаты, чем участники контрольной группы.
Далее нами был проведен анализ результатов, полученных в контрольной группе (со старшеклассниками специальная работа по авторской программе не проводилась) (рис. 5).
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
□ Экспериментальная группа до проведения педагогической работы
□ Экспериментальная группа после проведения педагогической работы
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. 3. Сравнительная диаграмма, отображающая количество старшеклассников, распределенных в соответствии с выявленными уровнями сформированности национального самосознания, в экспериментальной группе до и после проведения педагогической работы (контрольный этап эксперимента)
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
52,00%
44,00 %
23,5 %
6 ,00 %
□ Экспериментальная группа -контрольный этап эксперимента
^Контрольная группа -контрольный этап эксперимента
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. 4. Сравнительная диаграмма, отображающая количество старшеклассников, распределенных в соответствии с выявленными уровнями сформированности национального самосознания, в экспериментальной и контрольной группах (данные контрольного этапа эксперимента)
50%
45%
40%
35%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
47,50 %
44,00 %
41,00%
>2,50 %
11,5 %
□ Контрольная группа в начале эксперимента
] Контрольная группа в конце экспериментальной работы
Высокий уровень Средний уровень
Низкий уровень
Рис. 5. Сравнительная диаграмма, отображающая количество старшеклассников, вошедших в контрольную группу, в соответствии с выявленными уровнями сформированности национального самосознания (данные контрольного эксперимента)
Несмотря на некоторые изменения, произошедшие в контрольной группе, по сравнению с данными, полученными в экспериментальной группе, они представляются менее значительными.
Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов в экспериментальной и контрольной группах показал значительные отличия данных. Старшеклассники, вошедшие в экспериментальную группу, продемонстрировали более высокие результаты, чем участники контрольной группы, что говорит о том, что педагогическая работа по программе «Наши истоки», направленная
на формирование национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности, оказалась эффективной.
Все вышеизложенное позволяет нам говорить о том, что первоначально выдвинутая гипотеза исследования о том, что культуроохранные технологии социально-культурной деятельности имеют потенциал в формировании национального самосознания старшеклассников, полностью подтвердилась.
Поступила в редакцию 21.09.2012 г.
UDC 374.02
SKILLED EXPERIMENTAL JOB ON FORMATION OF NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF CULTURAL-SECURITY TECHNOLOGIES OF WELFARE ACTIVITY
Irina Yuryevna KONOVAL, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The skilled experimental job on formation of national self-consciousness of high school students by means of cultural-security technologies of welfare activity is covered; the data of ascertaining stage, course of experimental job, and also comparative results received before and after realization of pedagogical job are submitted.
Key words: formation of national self-consciousness of high school students; cultural-security technologies; welfare activity.