Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по оптимизации межличностного общения военнослужащих средствами рекреационных технологий'

Опытно-экспериментальная работа по оптимизации межличностного общения военнослужащих средствами рекреационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MILITARY MEN / INTERPERSONAL DIALOGUE / RECREATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черников Иван Алексеевич

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по оптимизации межличностного общения военнослужащих средствами рекреационных технологий. На констатирующем, формирующем и контрольном этапах экспериментальной работы ставились конкретные задачи, решение которых являлось необходимым для подтверждения исходной гипотезы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черников Иван Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE-EXPERIMENT WORK ON OPTIMIZATION OF INTERPERSONAL COMMUNICATION OF MILITARY MEN BY MEANS OF RECREATION TECHNOLOGIES

In clause the results of experience-experimental job on optimization of interpersonal dialogue of the military men by means of recreational technologies are submitted. On ascertaining, forming and control stages of experimental job the concrete tasks were put, which decision was necessary for acknowledgement of an initial hypothesis of research.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по оптимизации межличностного общения военнослужащих средствами рекреационных технологий»

УДК 355.33

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Иван Алексеевич ЧЕРНИКОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,

e-mail: grigorev_tmb@list.ru

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по оптимизации межличностного общения военнослужащих средствами рекреационных технологий. На констатирующем, формирующем и контрольном этапах экспериментальной работы ставились конкретные задачи, решение которых являлось необходимым для подтверждения исходной гипотезы исследования.

Ключевые слова: военнослужащие; межличностное общение; рекреационные технологии.

В соответствии с руководящими документами система воспитания военнослужащих представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск. Она строится на основе многовековых воинских традиций, на патриотизме и уважительном отношении к народам и народностям многонационального российского государства, на признании общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры.

Уровень морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины военнослужащих сегодня не в полной мере отвечает требованиям современного этапа строительства и подготовки Вооруженных Сил. Одним из важнейших направлений воспитательной работы с военнослужащими является формирование уважительного отношения к командирам, к войсковому товариществу и войсковому братству, что предусматривает достаточный уровень сфор-мированности межличностного общения военнослужащих.

В решении этой проблемы большое значение имеет правильная организация досугового времени военнослужащих, что способствует сплочению воинского коллектива, укреплению дисциплины, повышению физической закалки личного состава, развитию творческих способностей.

Огромным потенциалом в решении этой проблемы, на наш взгляд, обладают рекреационные технологии. Рекреационный досуг сегодня рассматривается как добровольно избираемый и осуществляемый человеком в

свободное время вид деятельности, производящий восстановительный и оздоравливаю-щий эффект [1].

Рекреационная деятельность представляет собой деятельность, которая обладает большими возможностями для проявления активности человека в зависимости от его возрастных особенностей, интересов, физических способностей и индивидуальных предпочтений и сориентирована на повышение культуры быта и формирование здорового образа жизни [2].

Под рекреативными технологиями, в первую очередь, понимается организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. Это ориентация на деятельность, направленную на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта. Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные социально-культурные технологии [3].

Нами была определена сущность оптимизации межличностного общения военнослужащих средствами рекреационных технологий, которая представляет собой целенаправленно организованный педагогический процесс взаимодействия военнослужащих в свободное время, направленный на поддержание культуры досуга и способствующий гармонизации отношений между субъектами, комфортности внутри рекреационного микросоциума, мотивируемый чувством удовлетворения, улучшением психоэмоционального состояния и восстановлением физического и психического баланса военнослужащих.

Кроме того, нами определены следующие организационно-педагогические условия оптимизации межличностного общения военнослужащих:

- учет специфики педагогической деятельности с военнослужащими, традиций Российских Вооруженных Сил; построение воспитательной работы на основе законов, требований военной присяги, общевоинских уставов, приказов командиров;

- использование рекреационных технологий при построении воспитательной работы с военнослужащими;

- выявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса межличностного общения;

- построение педагогической деятельности на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов;

- удовлетворение разнообразных рекреационных потребностей военнослужащих с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого;

- добровольность при выборе рода занятий и степени активности при использовании рекреативных технологий;

- осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включенности в рекреационную деятельность за счет смены одного вида занятости, утомившего человека, на другой, отличный от прежнего;

- осуществление деятельности на основе разработанной нами педагогической программы, предполагающей вовлечение в развлекательно -игровые, физкультурно -оздоровительные и художественно-зрелищные виды деятельности;

- подготовленность командиров к осуществлению воспитательных мероприятий;

- анализ и оценка деятельности военнослужащих с позиций уставных норм и правил поведения (каждого военнослужащего в отдельности и подразделения).

Полученные теоретические результаты послужили основой для проведения экспериментальной части исследования.

Главной задачей констатирующего этапа эксперимента являлось изучение уровня сформированности межличностного общения военнослужащих. На этом этапе в исследовании приняли участие 130 человек военнослужащих: 60 человек составили экспери-

ментальную группу и 70 человек - контрольную группу. Обе группы имели одинаковый статус (первый год службы).

Диагностика сформированности навыков межличностного общения осуществлялась по интерпретированной нами методике (B.H. Spitzberg, H.T. Hurt) с помощью бланка: минимальное количество баллов - 25; максимальное количество баллов - 125. Условно были выделены 3 уровня сформиро-ванности навыков межличностного общения: низкий уровень - недостаточная сформиро-ванность навыков межличностного общения (слабое согласование своих особенностей с нормами общения в конкретной ситуации) (25-58 баллов); средний (личность совершенствует технику своего общения, оптимизируя свои возможности) (59-92 балла); высокий (личность выступает как субъект общения, добившись оптимального функционирования своего коммуникативно-психологического комплекса) (93-125 баллов).

На основе анализа полученных данных все участники констатирующего этапа эксперимента (составившие экспериментальную и контрольную группы) условно были поделены на подгруппы в соответствии с выявленными уровнями сформированности навыков межличностного общения (рис. 1, 2).

Далее мы осуществили разработку педагогической программы по оптимизации межличностного общения военнослужащих средствами рекреационных технологий. Основная цель программы «Наш досуг» - оптимизация межличностного общения военнослужащих средствами рекреационных технологий. Решались следующие задачи: формирование общей психолого-педагогической и коммуникативной культуры; оказание помощи и поддержки в процессе межличностного и группового общения; обучение основам общения и отработка адаптивных тактик взаимодействия; развитие и совершенствование коммуникативных навыков и умений; построение индивидуальных стратегий межличностного общения. Кроме того, педагогическая деятельность по разработанной программе была направлена на сплочение воинского коллектива, укрепление дисциплины, повышение физической закалки личного состава, развитие у военнослужащих творческих способностей; мобилизация на образцовое исполнение воинского долга.

Ведущим дидактическим приемом стало участие военнослужащих в специально организованном межличностном взаимодействии. Особенность программы заключается в том, что все мероприятия, проводимые с военнослужащими, сопровождаются обсуждением и тренингами, в результате чего происходит усвоение навыков межличностного общения.

В процессе работы по различным направлениям использовались массовые, групповые и индивидуальные формы работы. Предусматривались: собрания военнослужащих; лектории выходного дня; теоретические конференции; беседы; тренинги, деловые игры, кинолекции, киновечера; литературные вечера и викторины; просмотр и обсуждение спектаклей и кинофильмов; встречи личного состава с интересными людьми; работа художественной самодеятельности; экскурсии и культпоходы; выпуск стенной печати; спортивные игры и соревнования и др.

Особое значение придавалось групповым формам, имеющим преимущество перед индивидуальными, т. к. они не только дают возможность более широкого охвата участников за одно и то же время, но также предусматривают дополнительный эффект, связанный с положительным влиянием участников друг на друга.

Разработанная нами педагогическая программа «Наш досуг» была реализована в течение 9 месяцев. Занятия проходили 1-2 раза в неделю.

После апробации программы было проведено повторное изучение уровня сформи-

рованности навыков межличностного общения военнослужащих с целью оценки ее результативности. Нами использовались та же методика, которая была применена на констатирующем этапе эксперимента для изучения уровня сформированности навыков межличностного общения военнослужащих.

Контрольный этап эксперимента заключался в сравнении данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах в отношении сформированности навыков межличностного общения, а также в изучении динамики сформированности навыков межличностного общения после проведения педагогической работы по разработанной нами программе в экспериментальной группе, что позволило бы подтвердить эффективность применения программы «Наш досуг».

Наглядно динамика сформированности навыков межличностного общения военнослужащих, вошедших в экспериментальную группу до и после проведения педагогической работы по авторской программе «Наш досуг», представлена в диаграмме (рис. 1).

Далее мы провели сравнительный анализ результатов, полученных в контрольной группе испытуемых, с которыми специальная педагогическая работа по авторской программе не проводилась (рис. 2). Очевидно, что, несмотря на некоторое изменение значений, показывающих уровни сформированно-сти навыков межличностного общения в контрольной группе, значительных изменений не произошло.

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

33,00%

48,00%

30,00% 34,00%

18%

7%

м

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

□ Экспериментальная группа -констатирующий этап эксперимента

□ Экспериментальная группа -формирующий этап эксперимента

Рис. 1. Сравнительная диаграмма, отображающая динамику сформированное™ навыков межличностного общения военнослужащих до и после проведения педагогической работы в экспериментальной группе

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

52,00% 51,00%

29,00%

17%

31,00%

20%

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

□ Контрольная группа -констатирующий этап эксперимента

□ Контрольная группа -формирующий этап эксперимента

Рис. 2. Сравнительная диаграмма, отображающая динамику сформированности навыков межличностного общения военнослужащих в контрольной группе

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

63%

51,00%

29,00% 30,00%

20%

7,00%

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

□ Экспериментальная группа на этапе контрольного эксперимента

□ Контрольная группа на этапе контрольного эксперимента

Рис. 3. Диаграмма, демонстрирующая результаты сформированности навыков межличностного общения военнослужащих, полученные в экспериментальной и контрольной группах (контрольный этап эксперимента)

Далее нами был осуществлен сравнительный анализ результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе эксперимента (рис. 3).

Таким образом, проведя сравнительный анализ количественных данных, полученных в результате констатирующего и формирующего этапов эксперимента, мы убедились, что проведение педагогической работы с военнослужащими по разработанной нами программе «Наш досуг» способствовало эффективному формированию навыков межличностного общения военнослужащих, что полностью подтверждает первоначальную гипотезу исследования: рекреативные техно-

логии можно считать эффективным средством оптимизации межличностного общения военнослужащих.

1. Чеченева Н.Г. Рекреативные технологии. Орел, 2011.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.

3. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М., 2004.

Поступила в редакцию 14.01.2012 г.

UDC 355.33

EXPERIENCE-EXPERIMENT WORK ON OPTIMIZATION OF INTERPERSONAL COMMUNICATION OF MILITARY MEN BY MEANS OF RECREATION TECHNOLOGIES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ivan Alekseyevich CHERNIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

In clause the results of experience-experimental job on optimization of interpersonal dialogue of the military men by means of recreational technologies are submitted. On ascertaining, forming and control stages of experimental job the concrete tasks were put, which decision was necessary for acknowledgement of an initial hypothesis of research.

Key words: military men; interpersonal dialogue; recreational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.