УДК 37.035.7
ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Иван Алексеевич ЧЕРНИКОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается потенциал рекреационных технологий в оптимизации межличностного общения военнослужащих. На основе анализа теоретических источников раскрыты сущность и специфика данного процесса, а также определены организационные условия проведения педагогической работы с военнослужащими для решения поставленных задач.
Ключевые слова: военнослужащие; межличностное общение; рекреационные технологии; досуг.
Происходящие в государстве многоплановые преобразования затронули все сферы общества, в т. ч. и армию. Современная ситуация в российском обществе вызвала к жизни много нового, непривычного, неоднозначного. С одной стороны, демократизация всей системы общественных отношений в стране и Вооруженных Силах способствует высвобождению творческой энергии, инициативы, самостоятельности военнослужащих. С другой - возникающие деструктивные процессы, разрушающие нравственные основы российской армии, снижают ее боеготовность. Противостоять данным негативным явлениям можно, только неуклонно поднимая воспитание военнослужащих на качественно новый уровень.
Основное внимание в деле совершенствования системы воспитания военнослужащих уделяется реализации государственных мер по поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих на уровне, отвечающем современным требованиям обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
В соответствии с руководящими документами система воспитания военнослужащих представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск. Она строится на основе многовековых воинских традиций, на патриотизме и уважительном отношении к народам и народностям многонационального российского государства, на признании общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние,
проблемы и тенденции развития российского общества.
Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у них качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Достижение данной цели включает комплексное решение многих задач, важнейшими из которых являются формирование у военнослужащих верности Военной присяге, личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов командиров, воинского долга, требований уставов Вооруженных Сил.
Уровень морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины военнослужащих сегодня не в полной мере отвечает требованиям современного этапа строительства и подготовки Вооруженных Сил. Одним из важнейших направлений воспитательной работы с военнослужащими является формирование уважительного отношения к командирам, к войсковому товариществу и войсковому братству, что предусматривает достаточный уровень сфор-мированности межличностного общения военнослужащих.
Большинство видов воинской деятельности военнослужащих подразумевает ту или иную степень их вовлеченности в совместную, коллективную деятельность, в которой умение строить межличностное общение является необходимым для обеспечения дисциплинированного поведения военнослужащих. Поэтому важнейшей составляющей воспитательной работы в армии является формирование навыков общения между во-
еннослужащими в различных условиях и ситуациях деятельности. Войсковая практика свидетельствует о значительных проблемах и затруднениях, испытываемых военнослужащими в ситуациях общения и взаимодействия.
Общение - необходимое условие формирования каждой личности. Без общения не возникло и не могло бы существовать человеческое общество.
В современной науке существует столь огромное количество несовпадающих определений общения, что вопрос о дефиниции этого понятия становится, по словам А.А. Леонтьева, самостоятельной научной проблемой [1].
Известный американский теоретик Ф. Дэнс попытался систематизировать существующие определения, в результате чего выявил три основных признака, по которым наблюдается основное понятийное расхождение между разными авторами в данном вопросе:
- уровень анализа;
- наличие или отсутствие интенции со стороны коммуникатора;
- наличие нормативной оценки акта общения.
По мнению Е.В. Руденского, общение определяется как форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Его можно рассматривать в двух главных аспектах: как освоение личностью социокультурных ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми [2].
Общение может выступать и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного понимания друг друга, отмечает Б.Д. Пары-гин [3]. Определение, данное Б. Д. Парыги-ным, ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.
В совместной деятельности осуществляется не только социальная детерминация индивидуальной психики, но и сложное взаимодействие между внутренними и внешними факторами человеческого поведения, которое
порождает новые социально-психологические образования. В различных формах общения практически реализуются и, что очень важно, регулируются общественные отношения.
В процессе общения посредством коммуникативных функций осуществляется взаимосвязь людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Это становится возможным, благодаря развитию органов чувств и мозга как приемников и хранителей информации. Однако органы чувств обеспечивают только одностороннюю связь партнеров. Взаимосвязь между ними достигается благодаря речи и другим естественным выразительным средствам человека (мимике, пантомимике, жестам, голосу, предметным действиям), а также искусственным средствам связи (письму, печати, телеграфу, радио, телевидению и пр.).
Человек как субъект общения в процессе установления связи с другими людьми приобретает качества коммуникатора и источника информации. Особенности проявления личности зависят от места человека в системе общественных отношений, от позиций в сетях коммуникационного взаимодействия в группах и коллективах, от индивидуальных способностей к налаживанию контактов и т. д. В связи с этим существует проблема коммуникативной активности личности, благодаря которой человек включается в состав различных общностей людей. Недостатки в овладении средствами и способами общения создают предпосылки социально-психологической замкнутости человека.
Социальная интеграция определяется не только наличием развитой взаимосвязи, но и характером взаимоотношений между людьми как внутри каждой общности, так и вне ее. Взаимоотношения либо укрепляют единство людей в сообществах, либо обособляют их друг от друга, разрывая групповое единство. В образовании общностей заключена одна из важнейших жизненных функции общения, и реализуется она поддержанием положительной взаимосвязи партнеров.
Можно выделить пять аспектов подготовки к общению: развитие особенностей мышления; формирование навыка свободного владения речью; развитие определенных личностных особенностей (общительность, эмпатия и спонтанность); формирование оп-
ределенных установок в сфере общения; развитие и формирование новых коммуникативных умений.
Общение как умение - сложное явление, т. к. представляет собой целую систему составляющих разного порядка и характера.
Умение общаться включает: адекватную реакцию человека на происходящее вокруг, адекватный эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении, проявление своих эмоциональных состояний принятыми в человеческом обществе средствами и адекватным социальным поведением.
Формирование межличностного общения военнослужащих - одна из важнейших задач воспитательной работы в Вооруженных Силах. Содержание воспитательной работы на всех уровнях воспитания определяется государственной политикой в духовнонравственной сфере общества.
Так, одними из приоритетных направлений совершенствования воспитательной работы в Вооруженных Силах являются:
- приведение системы воспитания, морально-психологического и информационного обеспечения Вооруженных Сил в соответствие с требованиями современного этапа и перспективами государственного и военного строительства в Российской Федерации;
- целенаправленная работа по укреплению морально-психологического состояния и воинской дисциплины военнослужащих, создание условий для поддержания психического здоровья военнослужащих;
- совершенствование военно-социальной работы, правового воспитания, культурно-досуговой работы, научное и методическое обеспечение воспитательной работы;
- совершенствование системы морально-психологического обеспечения боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения Вооруженных Сил;
- расширение связей с общественными и религиозными объединениями в интересах воспитания военнослужащих;
- совершенствование состава и системы управления органами воспитательной работы, системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, подбора и расстановки кадров органов воспитательной работы и информационных структур.
В решении этой проблемы большое значение уделяется правильной организации свободного времени военнослужащих. Поэтому на одно из первых мест в вопросах воспитания военнослужащих выходят организация качественного проведения культурно-досуговых мероприятий.
Организацию досуга личного состава необходимо осуществлять не от случая к случаю и не в зависимости от проявлений общественной инициативы и самодеятельности, а постоянно и на профессиональном уровне [4].
Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации в распорядке дня военнослужащих предусмотрено время для воспитательных и спортивно-массовых мероприятий.
Дополнительно в соответствии с приказом МО РФ 1995 г. № 235 «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» распорядком дня должно быть предусмотрено проведение не менее двух раз в неделю по одному часу воспитательных мероприятий с личным составом. При организации культурно-досуговой работы с военнослужащими необходимо полнее использовать воспитательные возможности военных учреждений культуры, армейских творческих коллективов, комнат досуга.
Основная цель культурно-досуговой работы с военнослужащими - воспитание у личного состава высокой духовной культуры и нравственных качеств, гордости за свое Отечество, историю России, Российской армии.
Правильная и разумная организация отдыха военнослужащих способствует сплочению воинского коллектива, укреплению дисциплины, повышению физической закалки личного состава, развитию у воинов творческих способностей, мобилизации их на образцовое исполнение воинского долга.
Культурно-досуговая работа с военнослужащими предусматривает организацию работы по формированию нравственно-этических и культурных качеств, воспитанию военнослужащих в духе патриотизма, верности Военной присяге, воинскому долгу, беззаветной преданности своему народу и Отечеству. Воспитательная работа имеет целью сближение военнослужащих, сплочения воинских коллективов, создает такие условия,
когда совершение происшествий и преступлений становится невозможным.
В решении этой проблемы огромным потенциалом, на наш взгляд, обладают рекреационные технологии.
Рекреационный досуг сегодня рассматривается как добровольно избираемый и осуществляемый человеком в свободное время вид деятельности, производящий восстановительный и оздоравливающий эффект, включающий социально оправданные виды занятий.
Рекреационная деятельность представляет собой деятельность, которая обладает большими возможностями для проявления активности человека в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физических способностей и индивидуальных предпочтений и сориентирована на повышение культуры быта и формирование здорового образа жизни.
Под рекреативными технологиями, во-первых, понимается организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. Во-вторых, это ориентация на деятельность, направленную на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта, опора на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.
Функциональная сущность рекреационной деятельности состоит в разработке и осуществлении развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке программ необходимо учитывать характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.
К основным методам, применяемым в организации рекреативной деятельности, относят:
- метод вовлечения в то или иное рекреационно-оздоровительное мероприятие;
- методы формирования общественного сознания личности;
- методы учебно-познавательной и самообразовательной деятельности;
- методы стимулирования социальнокультурной активности личности в процессе пропаганды здорового образа жизни.
Изучая сущность рекреационной деятельности, Е.Г. Доронкина выделяет следующие структурно-сущностные свойства [5]:
1) детерминируется объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего психофизического баланса;
2) осуществляется в свободное время;
3) характеризуется признаком добровольности выбора индивида ее вида;
4) «результатом» является наслаждение самим процессом деятельности;
5) ее структура представляется широкой совокупностью видов ее проявления.
Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественнозрелищной деятельности. Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные социально-культурные технологии.
На основании вышеизложенного нами выявлена сущность оптимизации межличностного общения военнослужащих средствами рекреационных технологий, которая представляет собой целенаправленно организованный педагогический процесс взаимодействия военнослужащих в свободное время, направленный на поддержание культуры досуга и способствующий гармонизации отношений между субъектами, комфортности внутри рекреационного микросоциума, мотивируемый чувством удовлетворения, улучшением психоэмоционального состояния и восстановлением физического и психического баланса военнослужащих.
Нами также выявлена специфика оптимизации межличностного общения военнослужащих средствами рекреационных технологий, заключающаяся в создании в рамках воспитательного пространства особой рекреативной атмосферы для военнослужащих, в которой появляется возможность удовлетворения коммуникативных потребностей, творческого самовыражения и восстановлении психофизического баланса в процессе участия в развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной и художественнозрелищной деятельности.
Кроме того, нами определены следующие педагогические условия оптимизации межличностного общения военнослужащих:
- учет специфики педагогической деятельности с военнослужащими, традиций Российских Вооруженных Сил; построение воспитательной работы на основе законов, требований военной присяги, общевоинских уставов, приказов командиров;
- использование рекреационных технологий при построении воспитательной работы с военнослужащими;
- выявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса межличностного общения;
- построение педагогической деятельности на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов;
- удовлетворение разнообразных рекреационных потребностей военнослужащих с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого;
- добровольность при выборе рода занятий и степени активности при использовании рекреативных технологий;
- осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включенности в рекреационную деятельность за счет смены
одного вида занятости, утомившего человека, на другой, отличный от прежнего;
- осуществление деятельности на основе разработанной нами педагогической программы, предполагающей вовлечение в развлекательно-игровые, физкультурно-оздоровительные и художественно-зрелищные виды деятельности;
- подготовленность командиров к осуществлению воспитательных мероприятий;
- анализ и оценка деятельности военнослужащих с позиций уставных норм и правил поведения (каждого военнослужащего в отдельности и подразделения).
1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
2. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций. Москва; Новосибирск, 1998.
3. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.
4. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: приложение № 3 к приказу министра обороны РФ 2004 г. № 70.
5. Доронкина Е.Г. Теория и практика организации рекреационной деятельности в США: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1990.
Поступила в редакцию 6.12.2011 г.
UDC 37.035.7
PROBLEM OF OPTIMIZATION OF INTERPERSONAL COMMUNICATION OF MILITARY MEN BY MEANS OF RECREATION TECHNOLOGIES
Ivan Alekseyevich CHERNIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
In the article the potential of recreational technologies in optimization of interpersonal dialogue of the military men is considered. On the basis of the analysis of theoretical sources essence and specificity of the given process are opened, and also the organizational conditions of realization of pedagogical job with the military men for the decision of the put tasks are determined.
Key words: military men; interpersonal dialogue; recreational technologies; leisure.