Научная статья на тему 'Рекреационные технологии как средство оптимизации межличностного общения военнослужащих'

Рекреационные технологии как средство оптимизации межличностного общения военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИЯ / RECREATION / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / MILITARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черников Иван Алексеевич

В статье основное внимание уделяется воспитанию военнослужащих в процессе формирования и развития коммуникативной компетентности, рассматриваются направления изучения рекреационной проблематики в отечественной науке, а также сущность рекреационной деятельности применительно к процессу оптимизации межличностного общения военнослужащих.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause the basic attention is given to education of the military men during formation and development of communicative competence, the directions of study of a recreational problematics in a domestic science, and also essence of recreational activity with reference to process of optimization of interpersonal dialogue of the military men are considered (examined).

Текст научной работы на тему «Рекреационные технологии как средство оптимизации межличностного общения военнослужащих»

РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

И. А. Черников

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

В статье основное внимание уделяется воспитанию военнослужащих в процессе формирования и развития коммуникативной компетентности, рассматриваются направления изучения рекреационной проблематики в отечественной науке, а также сущность рекреационной деятельности применительно к процессу оптимизации межличностного общения военнослужащих.

Ключевые слова: рекреация, технологии, межличностное общение, военнослужащие.

In clause the basic attention is given to education of the military men during formation and development of communicative competence, the directions of study of a recreational problematics in a domestic science, and also essence of recreational activity with reference to process of optimization of interpersonal dialogue of the military men are considered (examined).

Keywords: recreation, technology, interpersonal communication, the military.

Совершенствование системы общественных отношений и укрепление государственности России невозможно осуществить без построения сильной, авторитетной армии. Деятельность военного руководства страны, имеющая целью переход к новому облику Вооружённых сил, связана с изменением численного состава Вооруженных сил Российской Федерации, модернизацией вооружения и военной техни-кии, а также модернизацией системы военного образования. В общей системе военного строительства Вооруженных сил Российской Федерации совершенствование воспитательной работы с личным составом имеет большое значение.

Воспитание военнослужащих - это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных сил по формированию и разви-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

6 (44) ноябрь-декабрь 2011 98-102

тию личности военнослужащих в соответствии с определенными требованиями, обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач в интересах обороны и безопасности государства. Данная многогранная деятельность осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства обороны РФ, прежде всего «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (2004 год)» (1).

В соответствии с руководящими документами система воспитания военнослужащих представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск. Она строится на основе многовековых воинских традиций, на патриотизме и уважительном отношении к народам и народностям

Социально-культурная деятельность 99

многонационального российского государства, на признании общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества. В то же время система воспитания военнослужащих является компонентом строительства, подготовки и применения Вооруженных сил.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у них качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Достижение данной цели включает комплексное решение многих задач, одной из которых является формирование у военнослужащих готовности к защите Родины, верности воинской присяге, личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов командиров, воинского долга, требований уставов Вооруженных сил (5).

Уровень морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины военнослужащих не в полной мере отвечает требованиям современного этапа строительства и подготовки Вооруженных сил. Одним из важнейших направлений воспитательной работы с военнослужащими является формирование уважительного отношения к командирам, к войсковому товариществу и войсковому братству, что предусматривает достаточный уровень сформированности межличностного общения военнослужащих.

Межличностное общение - это общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей (10). В межличностном общении, так или иначе, проявляется вся система существующих общественных отношений.

Важнейшей составляющей воспитательной работы в армии является формирование навыков общения между военнослужащими в различных условиях и ситуациях деятельно_

сти. Анализ войсковой практики свидетельствует о значительных проблемах и затруднениях, испытываемых военнослужащими в ситуациях общения и взаимодействия (9).

В процессе межличностного общения выявляется определенный стиль общения и взаимодействия человека с другими субъектами. В связи с этим в научной литературе описаны позиции в общении «сверху», «на равных», «снизу», «позиция неучастия».

Данные позиции во многом отражают следующие основные стратегии, реализуемые человеком в процессе общения: а) содействие как действенная помощь другим, активное способствование достижению общих целей совместной деятельности; б) противодействие достижению целей другими участниками совместной деятельности, совершение несогласованных с ними действий, идущих вопреки партнерам по взаимодействию; в) уклонение от взаимодействия, то есть активный уход, избегание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников совместной деятельности для достижения общих целей (2).

При этом высокий уровень сформирован-ности навыков межличностного общения проявляется в: положительной направленности интеракций и отсутствии реакций игнорирования, манипулирования; преобладании диалогической формы взаимодействия (то есть в отношении к другому человеку как ценности, как к активному соучастнику взаимодействия) и общей стратегии содействия (в отличие от стратегий ухода и противодействия); высокой самооценки своего статуса в общении и общей удовлетворенности контактом с собеседником (аудиторией); вариативности применяемых коммуникативных приемов и адекватности избранного стиля и ролевой позиции ситуации общения.

Под стилем общения нами понимается индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими. Смена ролевой позиции, как

правило, сопровождается и сменой стиля общения, поэтому стиль общения можно рассматривать как инструментальную форму выражения определенной позиции.

Следует отметить, что в стиле общения находят свое выражение: а) особенности коммуникативных способностей человека; б) проявление сложившегося отношения к собеседнику; в) доминирующая мотивация и направленность личности (например, на себя, на других людей, на дело); г) учет или игнорирование интересов собеседника; д) выражение уровня собственного достоинства и др. характеристики (4).

К числу наиболее значимых факторов формирования и развития коммуникативной компетентности можно отнести:

- личностные: уровень социально-психологической осведомленности по проблемам общения и профессиональных знаний; уровень развития социального интеллекта; чело-вековедческая направленность личности (эм-патия, общительность, альтруизм); речевая грамотность; преобладающий тип установок на фрустрации в общении;

- социально-психологические: характер преобладающих норм и эталонов общения в ближайшем социальном окружении;

- участие военнослужащих в подготовке, проведении и участии в мероприятиях, актуализирующих коммуникативные способности; наличие и адекватность развивающих программ содержанию ситуаций профессионального взаимодействия (9).

Проекция педагогического потенциала рекреационных технологий социально-культурной деятельности на процесс воспитания военнослужащих позволяет выявить еще не востребованные практикой ресурсы для оптимизации межличностного общения военнослужащих.

Можно выделить несколько направлений изучения рекреационной проблематики в отечественной науке. Среди исследователей, внесших свой вклад в концептуальную разработку проблем отдыха, могут быть названы А.В. Баранов, Г.В. Ганьшина, Л.А. Гордон,

Е.И. Григорьева, И.Ф. Дементьева, В.Ю. Йо-найтис, Э.П. Клопов, Е.А. Котляров, Г.П. Орлов, Ю.А. Стрельцов, В.Д. Патрушев, В.В. Попов, О.В. Филиппов, Н.Н. Ярошенко и др. Особенностью отечественных исследований является то, что вопросы рекреации, как правило, рассматриваются наряду с другими социальными явлениями, а не как самостоятельный объект. Вместе с тем учеными не отрицается, что основное предназначение досуга - рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и морально-психологических сил определяет потребность в досуге как сфере отдыха.

В словаре иностранных слов «рекреация» (лат. Recreate - восстановление) определена как: 1) каникулы, перемена в школе; 2) помещение для отдыха в учебных заведениях; 3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда (7).

Именно третий вариант определения понятия «рекреация» наиболее интересен нам в рамках изучаемой проблемы.

Рекреацию часто рассматривают и как досуг, и как сферу свободного времени человека. Регулятивный потенциал досуга - обоснованное, целенаправленное и социально оправданное воздействие общества на социально-культурную активность личности в условиях свободного времени. Регулятивные механизмы способны сбалансировать, привести в соответствие социальные и культурные интересы государства и гражданина, общества и личности, социальной группы и личности, достигнуть известной гармонии отношений, устранить социальные конфликты.

Ресурсный потенциал досуга - пространственно-временные и профессионально-производственные возможности организации до-суговой деятельности, выраженные в количественно-качественных параметрах и оценках.

Адаптивный потенциал досуга - процесс и результат приспособления, усвоения индивидом новой для себя социальной среды путем интеграции и взаимодействия с ней. Целью культурно-досуговой адаптации человека является усвоение им культурных норм поведе-

Социально-культурная деятельность 101

ния, ценностей, принятых в обществе в данный исторический период в досуговой сфере. Характер адаптационных процессов во многом зависит от тех объективных и субъективных условий, в которых оказывается в данный момент человек.

Компенсационный потенциал досуга -возмещение, восстановление психофизиологических сил, энергии человека, затраченных им во внедосуговое время на выполнение профессиональных, непреложных и иного рода занятий и обязанностей. В самом общем виде они могут быть представлены как некий процесс по обновлению, воспроизводству, оздоровлению человека, освобождению его от нежелательных стрессовых накоплений (6).

Выбор какого-то определенного вида из всего многообразия видов рекреационно-оз-доровительной деятельности осуществляется индивидами добровольно и мотивируется чувством удовлетворения.

Е.Г. Доронкина, изучая сущность рекреационной деятельности, выделяет следующие её структурно-сущностные свойства:

а) детерминируется объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего психофизического баланса;

б) осуществляется в свободное время;

в) характеризуется признаком добровольности выбором индивида ее вида;

г) «результатом» является наслаждение самим процессом деятельности;

д) ее структура представляется широкой совокупностью видов ее проявления» (3).

Можно констатировать, что сущностью рекреационно-оздоровительной деятельности является творческое поведение (взаимодей-

ствие с окружающей средой) людей в свободном для выбора роде занятий и в степени активности в пространственно-временной среде, которое детерминировано внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Технологии рекреационной деятельности ориентированы на отдых людей и организацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

По мнению авторов учебного пособия «Современные технологии социально-культурной деятельности», технологии - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания (8).

Таким образом, при использовании рекреационных технологий речь идет о целом комплексе мероприятий, связанных со способностью человека к восстановлению эмоционального равновесия в процессе отдыха. Оптимизацию межличностного общения военнослужащих посредством рекреационных технологий мы понимаем как целенаправленный процесс формирования умений и навыков общения военнослужащих в процессе досуго-вого времени: межличностного восприятия и оценки ситуации общения (перцептивный компонент), самоанализа и самооценки своего поведения в процессе общения (рефлексивный компонент), выбора адекватных средств межличностной коммуникации, управления процессом общения и регуляции собственного поведения (поведенческий компонент).

Примечания

1. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Приложение №3 к приказу министра обороны РФ 2004 года №70.

2. Акимова, Л. А. Социология досуга: учеб. пособ. / Л.А. Акимова. - М., 2003.

3. Доронкина, Е. Г. Теория и практика организации рекреационной деятельности в США: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Доронкина; МГИК. - М., 1990.

4. Журавлев, А. Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев, В.Л. Соснин, М.А. Красников. - М.: Форум, Инфра-М, 2010.

5. Калюжный, А. Основы организации и проведения воспитательной работы в подразделении, воинской части / А. Калюжный // Ориентир. - 2006. - №8.

6. Попов, В. В. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования: монография / В.В. Попов, Ф.Х. Попова. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2004.

7. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1982.

8. Современные технологии социально-культурной деятельности/ под ред. Е.И. Григорьевой. - Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество, 2011. - 389 с.

9. Сыромятников, И. В. Организация психологической работы в воинских частях в мирное время / И.В. Сыромятников. - М., 2004.

10. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. -М., 2001.

СУЩНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

В. Л. Воротников

Тамбовский государственный университет имени Г. P. Державина

В статье рассматриваются основные подходы профилактики асоциальных явлений в молодежной среде в условиях учреждений социально-культурной сферы. Автор подчеркивает, что анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы позволяет выявлять инновационные технологии и выстраивать профилактическую работу с молодежью более эффективно.

Ключевые слова: социализация, социальная дезадаптация, асоциальное поведение, профилактика асоциальных явлений, молодежная среда, учреждения социально-культурной сферы, культурно-досуговая деятельность.

The article reviews the main approaches to preventing antisocial phenomena among young people in institutions and social-cultural sphere. The author stresses that the review of the institutions of social and cultural sphere, to a large extent can reveal the most innovative technologies and to build prevention work with young people more effectively.

Keywords: socialization, social maladjustment, antisocial behavior, prevention of anti-social phenomena among young people, institutions, social and cultural facilities, cultural and leisure activities.

Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность среди молодежи. Уровень преступности в молодежной среде растет с каждым днем, что в значительной мере предопределяет будущую криминальную ситуацию в России.

Растет число молодых людей, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих проступки и уголовные преступления. Все

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 102-106

больше втягивается подростков и молодежи в преступный бизнес, продажу наркотиков и многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается молодой человек в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.