Научная статья на тему 'Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи'

Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1425
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT'S YOUTH / RECREATION TECHNOLOGIES / INTERCULTURAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белянский Роман Геннадьевич

Статья посвящена проблеме формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий. Представлены различные трактовки понятия межкультурной коммуникации; раскрыты уровни, принципы и методы рекреативной деятельности, даны определения сущности и специфики формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECRATION TECHNOLOGIES AS MEANS OF FORMATION OF SKILLS OF INTERCULTURAL DIALOGUE OF STUDENT'S YOUTH

The article is devoted to a problem of formation of skills of intercultural dialogue of student's youth by means of restoring of technologies. The various treatments of concept of the intercultural communications are submitted; the levels, principles and methods restoring of activity are revealed, the definitions of essence and specificity of formation of skills of intercultural dialogue of student's youth by means of restoring of technologies are given.

Текст научной работы на тему «Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи»

УДК 314

РЕКРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© Роман Геннадьевич Белянский

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

Статья посвящена проблеме формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий. Представлены различные трактовки понятия меж-культурной коммуникации; раскрыты уровни, принципы и методы рекреативной деятельности, даны определения сущности и специфики формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

Ключевые слова: рекреативные технологии; межкультурное общение; студенческая молодежь.

Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших задач - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у молодых людей навыков межкультурного общения.

Крупный американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура - это коммуникация, а коммуникация - это культура. Исходя из этого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся, прежде всего, в общении с другими людьми.

Понятие «межкультурная коммуникация» впервые было сформулировано в 1954 г. в работе Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». Исследователи этого феномена достаточно продвину-

лись в его изучении, добились значительного прогресса в выделении основных компонентов процесса межкультурной коммуникации. Учеными сформулированы основные функции коммуникации (информационная, социальная, экспрессивная, прагматическая, интерпретативная), перечислены основные виды (информативная, аффективно-оценочная, ритуальная и т. д.), предложена классификация основных типов межкультурной коммуникации (межэтническая, контркультурная, региональная и др.). В работе представлены выявленные факторы, определяющие поведение людей в процессе межкультурной коммуникации (механизм инкультурации, «культурные очки», влияние окружающей обстановки и обстоятельств коммуникации и т. д.), предложены методы изучения меж-культурной коммуникации, под которой понимается совокупность разнообразных форм отношений между индивидами и группой, принадлежащими к разным культурам.

Наиболее полно в науке изучены процессы межличностной коммуникации, в которых общение и коммуникация различаются с точки зрения способов, характера и методов проявления в обществе (М.С. Каган, Ю.Д. При-люк, Л.П. Буева, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев, В.В. Сильвестров, Н.В. Куницина, Е.П. Сав-руцкая, С.Г. Батищев, Е.Г. Злобина и др.).

Основные идеи культурного релятивизма были сформулированы американским социологом У. Самнером, а затем обобщены в работах Р. Бенедикт и др. Главная идея культурного релятивизма - признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Последователи данного направления утверждают, что не

существует элитарных или неполноценных культур, каждая культура по-своему неповторима и уникальна, поэтому не следует их сравнивать и сопоставлять между собой по принципу «хорошо - у нас, а плохо - у них».

Межкультурная коммуникация, основанная на принципе культурного релятивизма, не является легким и доступным механизмом взаимодействия в межкультурных контактах. На этом пути неминуемо встречаются проблемы и препятствия. Так, например, Барна выделил шесть основных трудностей, возникающих в процессе меж-культурной коммуникации. Среди перечисленных препятствий автором отмечаются следующие: допущение сходства, языковые различия, ошибочные невербальные интерпретации, предубеждения и стереотипы, стремление оценивать, повышенная тревога или напряжение (Barna, 1997).

Игнорирование национально -культурных особенностей представителей другой культуры, специфика вербального и невербального этнического поведения, этноцентризм и стереотипизация в образе суждения неизбежно ведут к негативным эмоциональным проявлениям, этническим конфликтам.

Межкультурная коммуникация представляет собой достаточно сложный, противоречий процесс. Исследователям в области межкультурной коммуникации предстоит выявить все, что осложняет процесс коммуникации.

Современная практика взаимодействия с представителями другой культуры ставит перед учеными ряд задач, одной из которых является поиск средств формирования навыков межкультурного общения. На наш взгляд, одним из эффективных средств решения проблемы могут стать рекреативные технологии.

Рекреационный досуг сегодня рассматривается как добровольно избираемый и осуществляемый человеком в свободное время вид деятельности, производящий восстановительный и оздоравливающий эффект, включающий социально оправданные виды занятий.

Под рекреативными технологиями, в первую очередь, понимается организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. Во-вторых, это ориентация на деятель-

ность, направленную на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта, опора на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.

Различают несколько уровней рекреативной деятельности, отличающихся друг от друга степенью социальной значимости, интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности, физической и духовной активности личности.

Первый уровень - «пассивная рекреация» - предполагает простое расслабление, отдых от трудового дня, снятие эмоционального напряжения.

Второй уровень - «активный» - направлен на затрату физических и интеллектуальных сил, волевых усилий, обеспечение быстрой эмоциональной и физической разрядки. Этот уровень включает разнообразные развлекательные мероприятия - игры, танцы, праздники и т. д.

Третий уровень рекреации связан со значительной активизацией духовных интересов, предпочтений и возможностей человека. Именно этот уровень побуждает человека к расширению духовного мира и овладению культурными потребностями.

Четвертый уровень рекреации ориентирован на производство определенного вида культурных ценностей, развитие творческого начала. Именно этот уровень позволяет человеку совершенствовать различные стороны личности человека и удовлетворять многообразные запросы и интересы человека в сфере свободного времени.

Методика рекреативной деятельности является одной из самых сложных и наименее разработанной в отечественной литературе. Многие образовательные учреждения разработали свои комплексные программы, качество которых не всегда отвечает необходимым требованиям. Как отмечает Н.К. Смирнов и М.В. Аносова, самый часто встречающийся недостаток таких программ - информационная перегруженность без учета того, как будет использоваться полученная информация. Слабо проработанными остаются часто формы и методы подачи материала [1].

К основным методам, применяемым в организации рекреативной деятельности молодежи по формированию здорового образа жизни, относят:

- метод вовлечения в то или иное рек-реационно -оздоровительное мероприятие;

- методы формирования общественного сознания личности;

- методы учебно-познавательной и самообразовательной деятельности;

- методы стимулирования социальнокультурной активности личности в процессе пропаганды здорового образа жизни.

Изучая сущность рекреационной деятельности, Е.Г. Доронкина выделяет следующие структурно-сущностные свойства [2]:

а) детерминируется объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего психофизического баланса;

б) осуществляется в свободное время;

в) характеризуется признаком добровольности, выбором индивида ее вида;

г) «результатом» является наслаждение самим процессом деятельности;

д) ее структура представляется широкой совокупностью видов ее проявления.

Характеризуя термин «рекреация», профессор В.М. Чижиков дает ей следующее определение: «рекреация - деятельность, которой присущи социально оправданные цели и организация». Он же выделяет следующие ее характеристики: рекреация является видом деятельности в свободное время индивида и мотивируется чувством удовлетворения; виды рекреационной деятельности многообразны; участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств; рекреационные виды деятельности являются социально приемлемыми, полезными и способствуют развитию индивида и общества.

Среди всего многообразия подходов к рекреативным технологиям следует выделить следующие группы [3].

Первая группа - рекреативные технологии, которые ориентированы на переход к созданию долговременных «сквозных» оздоровительных программ, предполагающих последовательное участие населения в различных оздоровительных мероприятиях, досуговых занятиях. Они включают в себя использование в оздоровительной работе методов биоэнергетики, шейпинга, музыкального целительства и др.; реализацию специфических возможностей музыкально-медитатив-

ных и театрально-оздоровительных программ, использование разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Вторую группу составляют технологии организации отдыха и развлечений. К названному типу технологий относят следующие: использование традиций возрождаемой народной культуры; восстановление прежних и возникновение новых народных праздников, обрядов и ритуалов; обогащение конкурсных, игровых, художественно-зрелищных, досуговых программ; индивидуальный, групповой, семейный туризм и пр.

На основе анализа современной социально-педагогической и психологической литературы можно выделить следующие принципы, на которых должны основываться рекреативные технологии.

I. Принцип насыщения содержания рекреативной деятельности культурными ценностями. Здесь предполагается создание в рамках воспитательного пространства особой рекреативно-оздоровительной атмосферы для молодежи, способной поддерживать культуру досуга, ценности уважения субъективных начал в отдельной личности; воспитание культуры разумных ограничений; пропаганда валеологических ценностей; поддержка гуманной культуры семейных отношений; создание досуговых программ, предполагающих вовлечение в зрелищные, игровые, физкультурно-оздоровительные и иные виды досуговых форм.

II. Принцип индивидуального подхода в создании условий отдыха молодежи. Он реализуется в следующих моментах:

- в создании вариативных досуговых программ, соответствующих разнообразным рекреационным потребностям участников;

- в направленности досуговогой деятельности на обогащение внутреннего мира (субъективности) личности;

- в нацеленности рекреационной деятельности на укрепление и формирование самосохранительного сознания и поведения;

- в использовании форм и методов непрямого (ненасильственного) социально-

педагогического воздействия на участников.

В этой связи нельзя не согласиться с мнением Н.К. Смирнова, что «...все, что относится к образовательному учреждению -характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры, содержание обра-

зовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащейся молодежи» [1].

III. Принцип коллективности в организации активного, духовно-обогащающего отдыха. Основная цель коллективообразования связывается с созданием временного сообщества дружелюбно настроенных по отношению друг к другу людей на основе общности интересов и деятельности, связанных с намерением самореализоваться. В условиях коллективно организованных форм рекреационной деятельности появляется возможность в удовлетворении коммуникативных потребностей и творческого самовыражения в процессе участия в массовых досуговых мероприятиях (вечера отдыха, конкурсы, игры, походы, экскурсии и др.).

В процессе сплочения коллективного сообщества создаются общие ценности, обладающие силой привлекательности для отдельных индивидов. Именно таким путем осуществляется социально-педагогическая защита воспитательно-нравственных идеалов здорового общества и индивида.

IV. Принцип технологического подхода к

управлению досуговым процессом. Следуя данному принципу, важно составить правильное представление о технологическом процессе организации рекреативной деятельности, включающей физическую и психофизическую активность молодежи; создание психологической атмосферы взаимопонимания и творческой взаимоотдачи; активное коммуникативное времяпрепровождение.

Качество организуемого процесса должно постоянно измеряться и корректироваться с учетом пожеланий участников, в связи с чем следует с особой тщательностью относиться к разработке и применению мониторинга.

В зависимости от аспекта рассмотрения задач анализа в структуре свободного времени изучают определенные виды времяпрепровождения, отличающиеся по своему содержанию и функциям.

Главным в разработке типологии является определение ее критерия, основания. Выработка типологии должна быть не самоцелью, а средством изучения этой области жизнедеятельности. Поэтому научная ценность типологии зависит от степени значи-

мости тех признаков, которые положены в основу типологии времяпрепровождения.

Перспективным для выявления функций рекреативных технологий является исследование Е.И. Григорьевой, Г.В. Ганьшиной, И.А. Ерохиной, в котором обосновывается адаптивно-нормативная, преобразовательносозидательная, интегративно-коммуникативная, рекреативно-игровая, образовательноразвивающая функции [4].

К конкретным видам рекреативной деятельности мы будем относить: 1) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера; занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный (в т. ч. занятия физкультурой и спортом, не связанные с профессиональной деятельностью) и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, прогулки и др.); 2) занятия творческого характера - не связанные с профессиональной деятельностью - любительский труд по различным направлениям; 3) туризм и др.

Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики рекреационной деятельности: рекреационная деятельность имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты; рекреационная деятельность основана на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; стимулирует творческую инициативу; рекреационная деятельность есть сфера удовлетворения потребностей личности; рекреационная деятельность способствует формированию ценностных ориентаций; обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие; способствует самовоспитанию личности.

Можно констатировать, что сущностью рекреационной деятельности является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированное внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и спосо-

бов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

На основании вышеизложенного нами определена сущность формирования навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий, которая представляет собой педагогический процесс осуществления социального взаимодействия в свободном для выбора роде занятий, целью которого является выработка умений установления контакта и общего понимания, обмена и передачи информации посредством языковых знаков и других культурных символов, что составляет норму общесоциальной эрудированности человека в условиях современной мировой цивилизации.

Специфика формирования навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий заключается в особом потенциале рекреативной деятельности, детерминированной внутренне потребностями, мотивами, установками, характеризующейся добровольностью и свобо-

дой выбора, которая позволяет познавать уникальность других культур, созданных и создаваемых разными народами, и сосуществовать в поликультурном мире.

1. Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

2. Доронкина Е.Г. Теория и практика организации рекреационной деятельности в США: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1990. С. 28.

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Сфера досуга в системе социальной защиты современной семьи // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сборник статей. М., 1995. С. 48-55.

4. Григорьева Е.И., Ганьшина Г.В., Ерохина И.А. Медико-социальные основы здоровья и рекреации. Тамбов, 2007. С. 228.

Поступила в редакцию 21.03.2011 г.

UDC 374

RECRATION TECHNOLOGIES AS MEANS OF FORMATION OF SKILLS OF INTERCULTURAL DIALOGUE OF STUDENT'S YOUTH

Roman Gennadyevich Belyansky, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The article is devoted to a problem of formation of skills of intercultural dialogue of student's youth by means of restoring of technologies. The various treatments of concept of the intercultural communications are submitted; the levels, principles and methods restoring of activity are revealed, the definitions of essence and specificity of formation of skills of inter-cultural dialogue of student's youth by means of restoring of technologies are given.

Key words: recreation technologies; intercultural dialogue; student’s youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.