Научная статья на тему 'Модель формирования культуры здоровья студенческой молодежи средствами рекреативных технологий'

Модель формирования культуры здоровья студенческой молодежи средствами рекреативных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕКРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ. / CULTURE OF HEALTH / HEALTH KEEPING ACTIVITY / RECREATION TECHNOLOGIES / ENVIRONMENT / SAFETY OF VITAL FUNCTIONS / ECOLOGY OF NATIVE EDGE / STUDENT YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышева Анна Николаевна

В статье на основе обобщения теоретического материала рассмотрена организационная модель, которая представляет собой целенаправленный педагогический процесс комплексного развития всей совокупности принципов, форм, методов, средств, социально-культурных условий использования рекреативных технологий в процессе формирования культуры здоровья студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF CULTURE OF HEALTH FORMATION OF STUDENT'S YOUTH BY MEANS OF RECREATIONAL TECHNOLOGIES

In article considers on the basis of generalization of theoretical material the organizational model which represents purposeful pedagogical process of complex development of all set of principles, forms, methods, means, and welfare conditions of use of recreational technologies during formation of culture of health of student's youth.

Текст научной работы на тему «Модель формирования культуры здоровья студенческой молодежи средствами рекреативных технологий»

УДК 378.180.6

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Анна Николаевна МАЛЫШЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,

e-mail: [email protected]

В статье на основе обобщения теоретического материала рассмотрена организационная модель, которая представляет собой целенаправленный педагогический процесс комплексного развития всей совокупности принципов, форм, методов, средств, социально-культурных условий использования рекреативных технологий в процессе формирования культуры здоровья студенческой молодежи.

Ключевые слова: культура здоровья; здоровьесберегающая деятельность; рекреативные технологии; окружающая среда; безопасность жизнедеятельности; экология родного края; студенческая молодежь.

Анализируя отечественный опыт по организации работы с молодежью, необходимо отметить большую значимость комплекса рекреативных технологий, используемых в качестве средства стимулирования социально-культурной активности, здорового и безопасного образа жизни. Актуальность и востребованность этого опыта совершенно очевидны. Вместе с тем широкое распространение креативных, обучающих, адаптационных технологий досуга, обладающих несомненным потенциалом и возможностями, еще не получило должных решений в масштабах существующих на сегодняшний день учреждений образования и социальнокультурной деятельности.

Согласно многочисленным исследованиям (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, Ю.П. Сокольников, Н.Е. Щуркова, Е.В. Бондаревская и др.), в которых освещается процесс построения различных воспитательных систем, моделирование является одной из их важных стадий.

Моделирование в педагогической деятельности может помочь определить содержание, методы реализации, ожидаемые результаты деятельности.

Разработанная модель формирования культуры здоровья студенческой молодежи средствами рекреативных технологий представлена системой, включающей в себя специфические организационные методы, средства, формы и социально-культурные условия организации рекреативной деятельности в учреждениях образования и социальнокультурной сферы.

Одним из наиболее эффективных путей достижения безопасного общества является развитие и формирование культуры здоровья личности в жизни и деятельности через образовательный процесс [1].

Если в образовательной среде будет создана обучающая система «Культура здоровья и безопасности жизнедеятельности личности студента» и будут созданы условия, которые затронут все сферы личности обучающегося (когнитивную, эмоциональную и волевую), то сформируется культура здоровья и безопасности личности.

В 90-х гг. XX в. - начале XXI в. сложилось понимание того, что от ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по формированию культуры здоровья студенческой молодежи и обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, социальных и глобальных рисков [2].

Педагогический опыт позволяет выделить следующие критерии формирования культуры здоровья и безопасности в процессе жизнедеятельности студенческой молодежи: когнитивный, процессуальный, эмоционально-мотивационный, психологической

комфортности взаимоотношений, действенно-практический [3].

С учетом этих критериев нами разработана модель формирования культуры здоровья студенческой молодежи средствами рекреативных технологий. Цель данной модели -создать условия в образовательной среде для

формирования культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности студенческой молодежи. При этом решаются следующие задачи:

- сформировать приемы обеспечения безопасности в разных ситуациях;

- обучить приемам мониторинга окружающей среды;

- сформировать знания и умения по культуре здоровья и безопасности жизнедеятельности личности в городской среде;

- воспитать чувство ответственности за состояние своего здоровья и состояние окружающей среды в городе;

- углубить и расширить знания на основе конкретных фактов по истории, экологии родного края, по культуре безопасности жизнедеятельности личности.

Модель формирования культуры здоровья студенческой молодежи строится на основе следующих положений:

- любому действию человека должно предшествовать образование двух психологических феноменов - готовности и способности действовать безопасно;

- свойства личности проявляются в конкретных видах деятельности и поведении;

- ответственное отношение включает в себя соблюдение норм культуры личной гигиены и т. д.

Технологический потенциал рекреативной деятельности в данной модели представлен как совокупность производственных методов и процессов, а также способов организации работы с молодежью в процессе формирования культуры здоровья. Поскольку назначение рекреационых технологий предполагает адаптационную направленность, постольку и при отборе видов досуговых занятий (игровых, обучающих, зрелищных, оздоровительных и др.) обязательно надо ориентироваться на их практическую полезность, а развлекательный момент вторичен.

Рекреативная технология предполагает соблюдение требования педагогической

управляемости, что дает возможность специалистам осуществлять целеполагание и проектирование своей деятельности, поэтапную диагностику, постоянное варьирование средствами и методами социально-культурной деятельности с целью коррекции результатов.

Рекреативные технологии должны отвечать определенным методологическим требованиям (критериям технологичности),

опираться на научные подходы (исторические, культурологические, психологические, социальные и др.) обоснования социальновозрастных изменений молодых людей. Критерий результативности - основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни молодежи не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения; анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения молодых людей.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Необходимым условием построения эффективной педагогической модели является соблюдение принципов ее построения. Основополагающие принципы построения педагогической модели являются ее сущностной основой, законами и правилами, по которым она строится, и соответствуют принципам воспитательной работы, в т. ч. и принципам социально-культурной деятельности. Принципы воспитательной работы широко рассмотрены в трудах Л.В. Байбародовой, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, В.Д. Шадрикова и др. Принципы социально-культурной деятельности определены в работах Е.И. Григорьевой, И.Н. Еро-

шенко. А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Г. Красильникова, В.М. Чижикова и др. Их общий анализ позволил нам сформулировать принципы модели формирования культуры здоровья студенческой молодежи средствами рекреативных технологий.

Принцип деятельности заключается в том, что молодежь не получает знания о культуре здоровья, а приобретает их в процессе своей учебной деятельности. При этом предполагается максимальная познавательная активность студентов относительно сохранения собственного здоровья, функция же вуза состоит в организации учебной деятельности на основе здоровьесбережения [4]. Реализовать этот принцип можно с помощью следующих условий: непрерывности (преемственности между всеми этапами учебного процесса относительно сохранения здоровья студентов), целостного представления о природе, обществе, самосохранении, мини-макса (содержании образования на уровне сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих), психологической комфортности, вариативности (систематического анализа современных вариантов оздоровления и выбора оптимального) и творчества.

Принцип «задавательной» формы содержания [5]. Следствием внедрения принципа является то, что для студентов формирование культуры здоровья будет особой стадией развития, на которой будущий специалист встречается с образцами человеческого духа в борьбе с вредными привычками, леностью относительно самостоятельных оздоровительных тренировок, с усталостью во время занятий физическими упражнениями, негативными эмоциями, проявлении волевых усилий, связанных с соблюдением определенного режима жизни, тренировки и питания и т. д.

Принцип интеграции учебного знания предусматривает формирование культуры здоровья как целостной мировоззренческой ориентации через знание всех областей смежных наук и раскрытия взаимосвязей между ними. Например, гуманитарные науки помогают понять красоту тела человека, показывают художественные средства, с помощью которых можно выразить чувства, пережитые от созерцания на красивого человека; содействуют сохранению духовного здоровья [6]. Физическое воспитание содейству-

ет формированию красоты внешнего облика человека: правильному строению тела, гармоническому развитию мускулатуры, утонченности осанки, пластической выразительности тела, сохранению собственного физического здоровья. Естественные дисциплины помогают в изучении строения тела и его функционировании. Психолого-педагогические дисциплины содействуют овладению знаний, умений и привычек сохранения психического здоровья.

Принцип опоры на способности в интеллектуальном становлении студента. Показателем интеллектуального развития являются индивидуальные способности студентов, которые объясняют легкость и скорость обретения знаний и привычек относительно сохранения собственного здоровья, умение разрабатывать личную программу оздоровления. Например, составление комплекса физических упражнений с учетом собственных возможностей, вкусов и состояния здоровья, умение технически выполнять подобранные физические упражнения, умение контролировать нагрузку этих упражнений на организм, умение предусматривать будущий результат собственной оздоровительной деятельности.

Принцип обеспечения воспитательной функции обучения. На основе этого принципа у студента формируются социальные установки и ценностные ориентации на ведение здоровьесберегающей деятельности, развивается гуманистическая направленность личности на приоритет здоровья.

Принцип эмоционального смещения переориентации субъекта на поступки. Задача преподавателя состоит в помощи студенту в создании образа «Я - профессиональное» и согласовании его с образом «Я - профессиональное идеальное» через положительные эмоции [5]. Выступая как ценность и как оценка, эмоции включаются в две системы отношений: отношение субъекта деятельности к ее цели, к обстоятельствам, которые помогают, или мешают ее достижению, и отношение человека к самой деятельности [7].

К конкретным видам рекреативной деятельности мы будем относить: 1) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера; занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный

(в т. ч. занятия физкультурой и спортом, с учетом индивидуальных возможностей человека) и пассивный отдых, общение, прогулки и др.); 2) занятия творческого характера -любительский труд по различным направлениям, проектная, театральная деятельность; 3) экскурсии и туризм. В комплексном использовании данные виды позволяют удовлетворить потребности и способствуют формированию культуры здоровья студенческой молодежи, представляют возможность к творческой самореализации, тем самым решая ряд важных социокультурных проблем студенческой молодежи.

Содержание и специфика организации рекреативной деятельности с молодыми людьми в процессе формирования культуры здоровья обусловлена следующими методологическими положениями:

- направленностью рекреационно-оздоровительной деятельности на социальную адаптацию, на физическую и духовную реабилитацию, обогащение внутреннего мира, укрепление здоровья;

- учетом индивидуальных социальнопсихологических характеристик молодых людей, а также их ценностными ориентациями;

- добровольностью при выборе рода занятий и степени активности при использовании рекреативных технологий;

- удовлетворенностью теми видами рекреативной деятельности, которые способствуют стимулированию социально-культурной активности, обеспечению физического, психологического и эмоционального благополучия молодых людей, реализации их внутреннего потенциала.

Данные условия педагогического моделирования формирования культуры здоровья на основе рекреативных технологий позволяют осуществлять комплексное воздействие на молодое поколение, раскрывающееся через ряд социально-культурных функций:

- развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности, поддержку самовыражения способностей молодежи;

- регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование культуры здоровья студенческой молодежи;

- защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности чело-

века, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность;

- компенсирующая, предполагающая создание условий для компенсации недостаточного участия социума в обеспечении жизнедеятельности молодого человека, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

- корректирующая, заключающаяся в педагогически целесообразной коррекции поведения и общения для уменьшения негативного влияния неформальных лидеров и антисоциальных явлений [8].

Наиболее эффективно данные функции проявляют себя через средства, методы и формы социально-культурной деятельности. Они являются основой процесса формирования культуры здоровья.

Социально-культурная деятельность

представляет собой интеграционную, многофункциональную сферу деятельности, целью которой является удовлетворение и развитие культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования в рамках свободного времени.

Реализация данной модели позволит использовать потенциальные возможности учреждений образования и социально-культурной сферы по формированию культуры здоровья студенческой молодежи.

Успешность организации рекреативной деятельности измеряется степенью установки на внутреннюю интегрированность, расширение социальных связей, а именно: развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены, становления навыков противостояния вредным привычкам; укрепление чувства собственного достоинства.

1. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения // 13 Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. М., 2008. С. 121-122.

2. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М., 2006.

3. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура. Мн., 2003.

4. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006.

5. Шершнев Л.И. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. М., 2007.

6. Суворова Г.М. Экологическое образование как фактор социального становления подростков. Ярославль, 2004.

7. КамериловаГ.С. Экология города. М., 1997.

8. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре. Ростов н/Д, 2005.

Поступила в редакцию 6.12.2011 г.

UDC 378.180.6

MODEL OF CULTURE OF HEALTH FORMATION OF STUDENT'S YOUTH BY MEANS OF RECREATIONAL TECHNOLOGIES

Anna Nikolayevna MALYSHEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

In article considers on the basis of generalization of theoretical material the organizational model which represents purposeful pedagogical process of complex development of all set of principles, forms, methods, means, and welfare conditions of use of recreational technologies during formation of culture of health of student's youth.

Key words: culture of health; health keeping activity; recreation technologies; environment; safety of vital functions; ecology of native edge; student young people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.