ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.А. Ряднова
Проанализировав и обобщив основные подходы к проблеме формирования экологической культуры подрастающего поколения, выявив потенциальные возможности рекреативно-оздоровительных технологий социально-культурной деятельности, в статье выявляется сущность и определяется специфика формирования экологической культуры младших школьников на основе использования рекреативно-оздоровительных технологий. Автором описываются результаты опытно-экспериментальной работы, которые способствуют выявлению организационно-педагогических условий формирования экологической культуры школьников.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, рекреативно-оздоровительные технологии, школьники.
Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству, и они получили наибольшее социальное звучание на Западе в середине 1960-х гг. В то время существовало убеждение, что экологические проблемы легко решить путем внедрения новых технологий, в частности ограничить загрязнение окружающей среды в Западной Европе, но уже в следующем десятилетии возросла угроза глобального изменения климата, гибели лесов, появления озоновой дыры.
Сегодня уже все осознали, что проблемы окружающей среды имеют отношение ко всем аспектам человеческой деятельности и требуют комплексного подхода для их разрешения. Таким образом, можно констатировать, что общество осознает экологические проблемы планеты. Именно поэтому во всех странах уже сложилась и продолжает развиваться система воспитания и образования в области окружающей среды, которая расширяет представления людей о планете, ее кризисном состоянии.
Основополагающими принципами экологического воспитания в области охраны окружающей среды в рекомендациях международных организаций и конференций определены:
- приоритет социальных аспектов экологических проблем;
- рассмотрение как естественной, так и созданной человеком окружающей среды;
- междисциплинарность;
- требование осведомленности и знаний;
- важность навыков, отношений, ценностей и желания участвовать в принятии решений и решении проблем с целью улучшения качества окружающей среды.
Современное состояние экологического образования и воспитания общества позволяет выявить явное противоречие между позитивными установками и реальным уровнем экологической воспитанности личности. В связи с этим в педагогике идет активное переосмысление накопленного опыта по данной проблеме и осуществляется поиск новых подходов для реализации конечной цели экологического образования - воспитания экологической культуры личности.
Очевидно, что в настоящее время необходим поиск новых методов и способов формирования экологической культуры подрастающего поколения. При этом нужно подчеркнуть, что возможности социальнокультурной деятельности как эффективного средства формирования экологической культуры до сих пор не используются в должной мере.
Анализ современных подходов к исследуемой проблеме привел нас к выводу, что экологическое воспитание имеет ступенчатый характер: формирование экологических представлений, развитие экологического
сознания и чувств, формирование убеждений в необходимости экологических знаний.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает
соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Начинать экологическое воспитание целесообразнее с младшего школьного возраста, т. к. приобретенные в это время знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. Этот сензитивный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, обусловленной возрастными особенностями младших школьников: доверчивостью, подражательностью, высокой познавательной активностью, эмоциональностью. В этот возрастной период развития особенно интенсивно формируются моральные качества ребенка, что позволяет формировать у него экологическую культуру.
Экологическое воспитание предполагает: формирование системы знаний о взаимоотношениях человека и природы, понимание, что человек не господин природы, а ее часть; формирование системы экологических ценностей, эмоционального, ответственного, бережного отношения к природе и человеку как части природы; формирование деятельностного подхода к защите, охране и восстановлению природы, физического и душевного здоровья человека.
С целью изучения уровней сформиро-ванности экологической культуры мы провели соответствующую организацию экспериментальной работы, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. На каждом этапе эксперимента были определены задачи.
I этап эксперимента (констатирующий) предполагал подбор методик, адекватных задачам исследования, проведение опроса испытуемых с целью изучения у них уровня сформированности экологической культуры.
II этап эксперимента (формирующий) заключался в разработке и внедрении педагогической программы формирования экологической культуры младших школьников на основе рекреативно-оздоровительных технологий.
III этап эксперимента (контрольный) предполагал качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных, обобщение результатов исследования.
В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 178 человек - 130 человек участвовали в социологическом опросе и 44 человека (младшие школьники в возрасте 8-11 лет) непосредственно в экспериментальной работе, а также 4 педагога-организатора.
Экспериментальное исследование проходило в период с 2006 по 2008 гг. Опытноэкспериментальной базой являлось муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей - Белгородский Дворец детского творчества.
На I этапе эксперимента (констатирующий эксперимент) необходимо было изучить уровень сформированности экологической культуры испытуемых.
Для этого были поставлены следующие задачи: разработать методики, адекватные задачам исследования; провести социологический опрос с целью изучения сформиро-ванности экологической культуры населения г. Белгорода; провести анкетирование младших школьников с целью изучения сформи-рованности экологической культуры; проанализировать полученные результаты исследования, сделать выводы.
Нами использовался следующий комплекс методов: социологический опрос, анкетирование, математические методы обработки полученных экспериментальных данных.
В констатирующем эксперименте приняли участие 174 человека - 130 человек участвовали в социологическом опросе и 44 человека (младшие школьники) непосредственно в экспериментальной работе.
Прежде всего, мы разработали методики, адекватные задачам исследования:
1) социологический опросник для жителей города;
2) анкету на определение сформирован-ности экологической культуры для младших школьников.
Результаты социологического опроса показали, что для 43,1 % опрошенных окружающая среда является фактором отдыха, для 36 % - средством для созерцания и восхищения, а для 30 % - основным средством потребления. 20,8 % считают состояние окружающей среды в городе очень плохим, 55,1 % - плохим, 24 % считают ее удовлетворительной и 15,3 % - хорошей. 44 % считают, что ответственность за загрязнение го-
родской окружающей среды должны нести местные органы власти, 36 % - мы все на своем месте, и 36 % считают виновным руководство предприятий-загрязнителей.
Только 13 % опрошенных видят выход в сокращении числа предприятий-загрязнителей в городе, 7 % - в озеленении, и только 4 % - в точности соблюдений действующих природоохранительных законодательств.
Между тем 100 % респондентов считают, что нынешнее состояние окружающей среды в городе негативно влияет на состояние здоровья, 89 % хотели бы сделать даже пожертвования на ее улучшение, но при условии уверенности в целевом направлении вложений, и 11 % не считают нужным делать такие пожертвования.
Таким образом, мы сделали вывод о том, что большинство населения представляет себе окружающую среду средством потребления, считают экологию города плохой и при этом не понимают собственной ответственности за состояние окружающей среды.
На этапе констатирующего эксперимента нами было проведено анкетирование младших школьников с использованием разработанной нами анкеты для изучения уровня сформированности экологической культуры.
В констатирующем эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста (8-11 лет) в количестве 44 человек.
Результаты констатирующего эксперимента были следующими: у большинства детей был средний (46,5 %) и низкий (38 %) уровни сформированности экологической культуры, лишь 15,5 % испытуемых имели высокий уровень. Констатирующий эксперимент показал, что у большинства испытуемых уровень сформированности экологической культуры недостаточно высокий.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что необходимо целенаправленно работать в направлении экологического воспитания младших школьников с целью формирования экологических представлений и убеждений, приобретения детьми экологических навыков; формирования нравственного отношения к природному миру и направленности на экологическое поведение.
Далее наша работа заключалась в проведении формирующего эксперимента, базой которого являлось муниципальное образовательное учреждение дополнительного обра-
зования детей - Белгородский Дворец детского творчества.
Формирующий эксперимент проводился в 2007-2008 гг. и заключался в разработке и выявлении эффективности педагогической программы по формированию экологической культуры младших школьников, разработанной на основе использования рекреативнооздоровительных технологий.
На этапе формирующего эксперимента необходимо было осуществить разработку и апробацию педагогической программы, после чего провести повторное экспериментальное изучение сформированности экологической культуры у испытуемых с целью оценки ее эффективности в воспитании экологической культуры младших школьников.
В формирующем эксперименте принимали участие 44 ребенка (те же, что принимали участие в констатирующем эксперименте), а также 4 педагога-организатора.
Для осуществления педагогической деятельности по воспитанию экологической культуры младших школьников требовалось решить следующие задачи:
1) разработать и апробировать педагогическую программу «Эколог» с использованием рекреативно-оздоровительных технологий, направленную на формирование экологической культуры младших школьников;
2) провести повторное экспериментальное изучение сформированности экологической культуры младших школьников с целью оценки результативности разработанной педагогической программы.
Разработанная нами педагогическая программа «Эколог» с использованием рекреативно-оздоровительных технологий была направлена на формирование экологической культуры младших школьников и состояла из 52 занятий, которые проводились 2 раза в неделю в досуговое время. Формирующий эксперимент длился 7 месяцев в секции «Экология», педагогическая деятельность в которой осуществлялась с младшими школьниками.
Осуществляя процесс формирования экологической культуры младших школьников, мы определили одну из его основных задач - обратить ребенка к природе, помочь ему почувствовать себя частью природы, выработать природосообразную модель поведения.
Для решения этих задач мы использовали потенциал рекреационно-оздоровительных технологий социально-культурной деятельности.
К рекреационно-оздоровительным видам досуговых занятий можно отнести: игру, общение, спорт, туризм, зрелища и другие групповые и массовые формы отдыха и развлечений.
В зависимости от направленности работы и контингента группы (прежде всего возрастного) могут использоваться разнообразные средства социально-культурной деятельности: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность. Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т. е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты и т. д.
Формы социально-культурной деятельности - это запланированная информационнопросветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на аудиторию и ставящая цель - донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.
Вся педагогическая работа была построена на следующих принципах воспитания: преемственности и последовательности, целостности и комплексности, планирования и координации, дифференцированного подхода, системности и информативности.
После реализации разработанной нами программы было проведено повторное экспериментальное изучение сформированности экологической культуры младших школьников с целью оценки результативности разработанной педагогической программы.
В формирующем эксперименте использовались те же методики, которые были применены на констатирующем этапе: анкетирование, математические методы обработки полученных экспериментальных данных.
Проведя анкетирование с помощью анкеты, применяемой в констатирующем эксперименте для изучения уровня сформиро-ванности экологической культуры младших школьников, мы получили следующие результаты: у большинства испытуемых уровень сформированности экологической культуры заметно повысился: преобладает высо-
кий уровень сформированности экологической культуры - 64 %, а 36 % испытуемых имеют средний уровень. Испытуемых с низким уровнем сформированности экологической культуры не оказалось.
Для того чтобы оценить эффективность педагогической работы по программе, построенной на основе рекреативно-оздоровительных технологий, нами был проведен контрольный эксперимент, который заключался в сравнительном анализе результатов констатирующего и формирующего экспериментов.
Сравнительный анализ результатов показал достаточно прогрессивную положительную динамику.
Таким образом, проведя сравнительный анализ количественных данных, полученных в результате констатирующего и формирующего экспериментов, мы убедились, что целенаправленная педагогическая работа по составленной нами программе на основе рекреативно-оздоровительных технологий
позволила повысить экологическую культуру у большинства испытуемых.
Можно констатировать, что применение разработанной нами программы «Эколог» целесообразно, что подтверждает возможности реализации потенциала рекреативнооздоровительных технологий социальнокультурной деятельности в воспитании экологической культуры младших школьников.
Проанализировав и обобщив основные подходы к проблеме формирования экологической культуры подрастающего поколения и выявив потенциальные возможности рекреативно-оздоровительных технологий социально-культурной деятельности, мы определили сущность формирования экологической культуры младших школьников на основе рекреативно-оздоровительных технологий,
которая представляет собой целенаправленный педагогический процесс формирования ответственного отношения к окружающей среде и к своему здоровью, предполагающий соблюдение нравственных принципов приро-доиспользования и пропаганду идей его оптимизации путем активного деятельностного проведения свободного времени в соответствии со своими потребностями и интересами.
Нами выявлена специфика формирования экологической культуры младших школьников на основе рекреативно-оздоро-
вительных технологий, заключающаяся в том, что педагогический процесс, направленный на формирование экологической культуры ребенка, происходит в свободное время и предполагает удовлетворение потребностей и интересов ребенка в сфере культуры, спорта, туризма, отдыха.
Таким образом, выявленные организационно-педагогические условия, способствующие формированию экологической культуры младших школьников, включают:
- реализацию потенциала рекреативнооздоровительных технологий, используемых в социально-культурной сфере, которые будут лежать в основе построения педагогического процесса;
- наличие методического обеспечения педагогической работы по формированию экологической культуры младших школьников, в частности педагогической программы формирования экологической культуры младших школьников на основе рекреативно-оздоровительных технологий, основанной на активной позиции ребенка, формирование у него определенных умений и навыков, установок и позиций;
- наличие подготовки субъектов процесса по организации рекреативно-оздоровительной деятельности детей с учетом воз-
растных и индивидуально-личностных особенностей;
- партнерство специалистов других ведомственных структур, а также семьи;
- опору на использование потенциальных возможностей ребенка;
- деятельностную опосредованность педагогических воздействий на ребенка;
- взаимное сотрудничество педагога-организатора как специалиста и ребенка как активного субъекта педагогического процесса.
Поступила в редакцию 7.09.2008 г.
Ryadnova S.A. Organizational-pedagogical conditions of forming the ecological culture of junior schoolchildren on the basis of using recreative and health-improving technologies of social and cultural activity. Having analyzed and summarized basic approaches to the problem of ecological culture forming among teenagers, having revealed potential opportunities of recreative and health-improving technologies of social and cultural activity, the article reveals the essence and determines the specificity of forming the ecological structure of junior schoolchildren using experimental works which contribute to revelation of organizational-pedagogical conditions of forming the ecological culture of schoolchildren.
Key words: ecological education, ecological culture, recreative and health-improving technologies, schoolchildren.