УДК 374
ПОТЕНЦИАЛ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
© Денис Сергеевич Барун
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме формирования правовой культуры молодой семьи в сфере досуга. Проблема слабой правовой информированности молодежи сегодня остается актуальной. Анализ современных подходов к исследуемой проблеме, а также результаты опытно-экспериментальной работы, представленной в статье, приводят нас к выводу, что использование потенциала досуговой сферы может быть эффективным при формировании правовой культуры молодежи.
Ключевые слова: правовая культура; молодая семья; досуг.
Формирование правовой культуры населения стало сегодня приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики. Одной из приоритетных задач, поставленных Президентом РФ Д.А. Медведевым, заявлена задача преодоления правового нигилизма в российском обществе.
В современных условиях модернизации российского общества потребность в осмыслении множественных аспектов развития семьи в России как основы общества нашла отражение в деятельности государственных, законодательных и муниципальных органов власти, общественных организаций, основных религиозных конфессий и т. д.
В качестве одной из важнейших проблем современной семьи выступает организация ее свободного времени, которая включает в
себя семейный досуг. Досуг и отдых - одна из наиболее динамично развивающихся сфер повседневной жизни большинства россиян. Тем не менее потенциал досуговой деятельности в формировании правовой культуры молодой семьи является не до конца раскрытым, здесь имеется много нереализованных возможностей, побуждающих исследователя к постановке культурно-образовательных проблем.
Анализ состояния правовой культуры молодой семьи позволяет выделить существенные противоречия: между динамично развивающимся законодательством, регулирующим правовые отношения субъектов права, возрастающим объемом правовых знаний, навыков и умений, необходимых населению, и недостаточным вниманием, уделяемым формированию правовой культуры
населения на практике; между необходимостью в повседневной жизни самостоятельного принятия юридически грамотных решений и слабой правовой информированностью и правовой безграмотностью молодежи; между имеющимся потенциалом досуговой деятельности в формировании правовой культуры молодой семьи и недостаточной научной обоснованностью решения этой проблемы.
Эти противоречия вызвали потребность поиска путей их разрешения и предопределили выбор проблемы исследования, которая заключается в следующем: каков потенциал досуговой деятельности в формировании правовой культуры молодой семьи.
Гипотезой настоящего исследования явилось предположение о том, что эффективному формированию правовой культуры молодой семьи будут способствовать следующие социально-культурные условия:
осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включенности в досуговую деятельность; учет возрастных, индивидуально-личностных особенностей молодых людей, а также социальной ситуации их развития; осуществление педагогической деятельности на основе разработанной нами модели, включающей во взаимосвязи теоретические, методические и процедурные аспекты данного процесса; создание мотивации к самостоятельному повышению правовой культуры и активизация внутренних ресурсов саморазвития личности, направленность деятельности на рост самосознания участников процесса; наличие педагога-организато-ра, обладающего необходимым комплексом профессиональных и личностных качеств, позволяющим обеспечить эффективность взаимодействия всех субъектов в процессе деятельности; создание благоприятной социально-психологической атмосферы, способствующей созданию непринужденного досугового общения, готовности к сотрудничеству; использование разработанной программы, направленной на усвоение молодыми людьми правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения; использование разработанных критериев, позволяющих оценить уровень правовых знаний молодых людей и их соответствие юридически значимым действиям и нормам права.
Проблемы семьи давно привлекают внимание отечественных ученых. Достаточно
полно проблемы семьи рассматриваются в социальной психологии [1, 2], социально -психологическая работа с семьей является важной задачей, от решения которой находится в принципиальной зависимости будущее страны. К проблемам семьи обращались зарубежные педагоги, психологи, социологи (А. Бандура, А.М. Дрееп, В. Огберн, И. Тал-мен, А. Фромм, Э. Эриксон, А. Маслоу, М. Корнуэлл и др.).
Как социокультурный институт семья выполняет конкретные функции, осуществляет определенные виды деятельности в системе общественных отношений. Именно в семье человек приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни.
Правовая культура включает в себя знание и понимание права, развитие правового мышления, юридических установок, идей, убеждений, представлений и взглядов, т. е. отражает уровень зрелости правосознания. Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание - целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения [3].
Весьма серьезную роль в формировании личности играет семейный досуг. Социальная роль его заключается в том, что он служит средством восстановления физических и духовных сил человека, подготавливает его к дальнейшей трудовой и общественной деятельности. Повышению роли досуга способствует благоприятный уклад семейной жизни: взаимное поддержание здоровья, жизненного тонуса, правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха.
В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы до-
суг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества [4].
Использование потенциала досуга, на наш взгляд, представляется достаточно эффективным в решении проблемы формирования правовой культуры молодой семьи.
Нами была выявлена сущность формирования правовой культуры молодой семьи в сфере досуга, представляющая собой педагогически ориентированную и целесообразную систему последовательных алгоритмов, направленную на повышение правовой образованности членов семьи, выработку умений и навыков пользования правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм на основе личного убеждения через плодотворное и деятельное проведение досуга. Специфика формирования правовой культуры молодой семьи в сфере досуга определяется тем, что правовая образованность членов семьи, включая правосознание, умения и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм, осознание права как важнейшей социальной ценности происходит в свободное время по собственному усмотрению с учетом интересов, потребностей и возможностей конкретной семьи.
Полученные теоретические результаты послужили основой для проведения экспериментальной части исследования.
Экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе экспериментальной работы в ходе исследования приняли участие 260 человек в возрасте 18-26 лет. Экспериментальное исследование проходило в период с 2008 по 2011 гг. на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
В констатирующем эксперименте принимали участие 260 человек - молодые люди в возрасте 18-26 лет (студенческие семьи, стаж семейной жизни - менее 2 лет) по 130 человек составили экспериментальную и контрольную группы.
Прежде всего, нами было проведено анкетирование с использованием разработанной нами анкеты с целью изучения уровня сформированности правовой культуры у молодых людей. Анкета состояла из 40 вопро-
сов на правовую тематику и проводилась анонимно. Минимальное количество баллов равнялось 40, а максимальное общее - 200 баллам. Таким образом, у каждого испытуемого определялся уровень сформированно-сти правовой культуры с использованием следующей шкалы: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.
Испытуемые в экспериментальной и контрольной группах были проанкетированы и в соответствии с количеством набранных баллов условно распределены на группы (рис. 1). Констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной и в контрольной группах получены практически одинаковые результаты: у большинства испытуемых и в экспериментальной, и в контрольной группах уровень сформированности правовой культуры недостаточно высокий.
Формирующий эксперимент проводился в 2009-2010 гг. и заключался в организации педагогической работы по формированию правовой культуры молодой семьи в сфере досуга.
В формирующем эксперименте принимали участие 60 человек (28 семей полных и 4 неполных) - молодые люди 18-26 лет (те же, что принимали участие в констатирующем эксперименте), а 120 человек являлись контрольной группой (специальная работа с ними не проводилась).
Основная цель программы «Наше право» - правовое просвещение, повышение правовой грамотности и гражданской активности молодых людей, расширение возможностей правовой информированности молодежи.
В программе рассматривались следующие задачи: повышение правовой культуры и правовой информированности молодежи; формирование правового сознания молодого поколения, воспитание ответственности и уважения к российскому законодательству; достижение осознанной моральной саморегуляции личности; расширение представлений молодежи об окружающем мире посредством введения их в историю и культуру; развитие социальных навыков: дружелюбного поведения, общительности; обеспечение сохранения и преемственности отечественных традиций; усвоение нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие -
лень, бескорыстие - жадность и правил доброй, совестливой жизни; формирование стремления подражать положительным поступкам людей; повышение гражданско-правовой активности молодежи через участие в мероприятиях, предусмотренных проектом.
В числе групповых форм педагогической работы использовались: лектории, круглые столы, обучающие семинары, устные журналы и пр.; тренинги (тренинги общения, тренинги, направленные на развитие способностей и пр.); игротерапия (конструирование новых вариантов поведения, выработка правомерных форм поведения); библиотерапия и др.
После реализации разработанной нами программы было проведено повторное экспериментальное изучение сформированности правовой культуры у молодых людей с целью оценки результативности разработанной педагогической программы. Нами использовалось анкетирование, которое проводилось также анонимно.
В соответствии с количеством набранных баллов испытуемые условно были распределены на группы. Формирующий эксперимент показал, что у большинства испытуемых уровень сформированности правовой культуры повысился (рис. 1 и 2).
70
60
50
40
30
20
10
0 0
60
10 10
60
30 30
Высокий
выше
среднего
средний
ниже
среднего
0
0
□ до проведения пед. работы
□ после проведения пед.работы
Рис. 1. Динамика сформированное™ правовой культуры до и после проведения педагогической работы (экспериментальная группа)
70
60
50
40
30
20
10
0
60
50
40
30
10 10
0 0 0 0
Высокий
РЭксперм группа □Контрол, группа
выше
среднего
среднии
ниже
среднего
Рис. 2. Уровни сформированности правовой культуры в экспериментальной и контрольной группах
Таким образом, проведя сравнительный анализ количественных данных, полученных в результате констатирующего и формирующего экспериментов, мы убедились, что проведение педагогической работы с молодыми людьми по разработанной нами программе «Наше право» способствовало эффективному формированию правовой культуры молодых семей.
Контрольный эксперимент заключался в сравнении данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах в отношении сформированности правовой культуры молодой семьи.
В экспериментальной группе уровень сформированности правовой культуры стал выше после проведения целенаправленной педагогической работы, в то время как в контрольной группе показатели сформированности правовой культуры практически не изменились.
Таким образом, можно сделать вывод: применение педагогической программы
«Наше право» целесообразно для повышения уровня сформированности правовой культуры, что подтверждает возможности реализации потенциала досуговой деятельности в формировании правовой культуры молодежи и правильность выдвинутой нами гипотезы.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
2. Петровский А.В. Быть личностью. М., 1990.
3. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1981. С. 23-28.
4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Сфера досуга в системе социальной защиты современной семьи // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сборник статей. М., 1995. С. 48-55.
Поступила в редакцию 14.02.2011 г.
UDC 374
POTENTIAL OF LEISURE ACTIVITY IN FORMATION OF LEGAL CULTURE OF YOUNG FAMILY Denis Sergeyevich Barun, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social and Cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to a problem of formation of legal culture of young family in sphere of leisure. The problem of weak legal knowledge of youth today remains urgent. The analysis of the modern approaches to a researched problem, and also the results of skilled - experimental job submitted in clause, result in a conclusion, that use of potential of leisure sphere can be effective at formation of legal culture of youth.
Key words: legal culture; young family; leisure.