Научная статья на тему 'Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде (результаты опытно-экспериментальной работы)'

Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде (результаты опытно-экспериментальной работы) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4525
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIALIZATION / SOCIAL MALADJUSTMENT / ANTISOCIAL BEHAVIOR / PREVENTION OF ANTI-SOCIAL PHENOMENA AMONG YOUNG PEOPLE / INSTITUTIONS / SOCIAL AND CULTURAL FACILITIES / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воротников Валерий Леонидович

Статья посвящена организации и описанию результатов опытно-экспериментальной работы, описаны сравнительные результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента, который показал положительную динамику сформированности нравственных ориентаций молодежи. Автор подчеркивает, что рассмотрение деятельности учреждений социально-культурной сферы, в значительной степени позволяет выявлять наиболее инновационные технологии и выстраивать профилактическую работу с молодежью более эффективно. Опыт работы многих учреждений показывает, что такие сферы личности, как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности часто остаются вне целенаправленного педагогического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE MAINTENANCE OF ASOCIAL PHENOMENA IN YOUTH ENVIRONMENT (RESULTS OF SKILLED-EXPERIMENTAL WORK)

The article is devoted to the organization and description of results of skilled-experimental work, comparative results of ascertaining and forming stages of experiment which has shown positive dynamics сформированности moral orientations of youth are described. The author underlines that consideration of activity of establishments of welfare sphere, substantially allows to reveal the most innovative technologies and to build preventive work with youth more effectively. The experience of many establishments' shows that such spheres of the person as interests, valuable orientations in leisure sphere, creative abilities often remain out of purposeful pedagogical influence.

Текст научной работы на тему «Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде (результаты опытно-экспериментальной работы)»

УДК 379.8

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ)

© Валерий Леонидович ВОРОТНИКОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,

e-mail: tkskt@yandex.ru

Статья посвящена организации и описанию результатов опытно-экспериментальной работы, описаны сравнительные результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента, который показал положительную динамику сформированности нравственных ориентаций молодежи. Автор подчеркивает, что рассмотрение деятельности учреждений социально-культурной сферы, в значительной степени позволяет выявлять наиболее инновационные технологии и выстраивать профилактическую работу с молодежью более эффективно. Опыт работы многих учреждений показывает, что такие сферы личности, как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности часто остаются вне целенаправленного педагогического воздействия.

Ключевые слова: социализация; социальная дезадаптация; асоциальное поведение; профилактика асоциальных явлений; молодежная среда; учреждения социально-культурной сферы; культурнодосуговая деятельность.

Предупреждение и преодоление асоциальных явлений в молодежной среде, ориентация их на ценности являются актуальными проблемами современной педагогики.

В нашем исследовании под асоциальными явлениями в молодежной среде мы понимаем поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.

Асоциальные явления, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, могут проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали» незначительных правопроступков до тяжких преступлений. Асоциальные явления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне; к нарушению социальных норм и развитию асоциального поведения ведет деформация ценностных ориентации и ценностнонормативных представлений, т. е. деформация системы внутренней регуляции [1].

Асоциальные явления проявляются в различных видах и формах: преступность и наркотизм, пьянство и алкоголизм, самоубийство, проституция и др.

Даже далеко не полный их анализ позволяет лучше понять эти очень сложные элементы социальной жизни, конкретнее представить себе природу отклоняющегося поведения в целом.

Анализ практики и научных исследований показывает, что эффективным средством

профилактики асоциального явления, в первую очередь, является ориентация молодежи на нравственные ценности общества. Более того, нравственные ценности лежат в основе предупреждения и преодоления асоциального поведения молодежи [2, 3].

Профилактика в педагогике рассматривается как использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить, предупредить возникновение и развитие каких либо отклонений в развитии, поведении, обучении, воспитании.

Профилактика асоциального поведения понимается как система мер, направленных на изучение особенностей воспитания молодежи, условий их обучения и развития, использование полученных данных в деятельности по предупреждению социальных отклонений [3].

Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде представляет систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих антиобщественным действиям молодежи, которые осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с людьми, находящимся в социально опасном положении. Следует отметить, что понятия «профилактика» и «предупреждение» рассматриваются как одинаковые по смыслу, равнозначные.

На основе результатов теоретического анализа проблемы исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой являлось экспериментальное обоснование потенциала социальнокультурной деятельности центров досуга в формировании активной жизненной позиции молодежи и неприятия к антиобщественному поведению.

В порядке констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было проведено социологическое исследование методом полуформализованного интервью среди молодежи. При этом предусматривалось решение следующих задач: оценка общего характера приверженности молодежи к общественным объединениям досуговой деятельности, определение уровня предрасположенности молодежи к асоциальному поведению. В ходе анализа результатов исследования применялись математико-статистические методы обработки данных - корреляционный анализ, однофакторный дисперсионный анализ, анализ с применением мер центральной тенденции, множественный анализ данных, кластерный анализ, а также качественный анализ открытых вопросов респондентов.

В социологическом исследование приняли участие 373 респондента, из которых 52,1 % - юноши и 47,9 % - девушки. Средний возраст опрашиваемых составил 20 лет. Большинство ребят на момент исследования оказались учащимися (61,6 %), практически каждый пятый респондент (19,2 %) совмещает работу и учебу. Собственно работающих информантов в выборочную совокупность попало 17,8 %, остальные опрошенные - безработные (1,4 %).

Выявленные тенденции в рамках исследования позволяют говорить о востребованности и актуальности деятельности центров досуга в молодежной среде. Характерной особенностью является проявление личной инициативы прихода молодежи в них, однако, в рамках работы центров досуга целесообразно уделять больше внимания потребностям и запросам ее участников, эмоциональным контактам, поскольку удовлетворение их будет способствовать укреплению традиции сотрудничества с центром, расширению круга общения молодежи и увеличению продолжительности пребывания в досуговом центре.

В рамках изучения фокусной проблематики диссертационного исследования немаловажным было также выяснить особенности восприятия и поведенческую реакцию молодежи на провокационные действия антиобщественного характера.

Согласно данным опроса, молодежь адекватным образом воспринимает асоциальные явления. Однако, прежде всего, оценивают их через описание противоречия моральным нормам и только затем в юридическом контексте, т. е., в первую очередь, асоциальные явления в представлении молодежи носят социокультурный оттенок. Так, более половины опрошенных расценивают в категории противоречащего общественным нормам, в виде отклонения от общепризнанных моделей поведения. Ощутимое значение в ряду характеристик данной дефиниции по представлению молодежи занимает наркомания, алкоголизм, курение, ненормативная лексика, проституция, вандализм и т. д., что закономерно в виду особой актуальности этой проблемы среди молодого поколения. По мере сокращения доли в рейтинге границы конкретных форм деструкции расширяются, приобретая социальный оттенок - так, последние строчки в ряду по мнению молодежи, занимают «загрязнение окружающей среды», «жестокое обращение с животными».

В целях дальнейшей реализации опытноэкспериментальной работы в соответствии с количеством набранных баллов участники исследования были условно распределены на группы по уровню предрасположенности к асоциальному поведению: высокий уровень (от 0 до -1 баллов), средний уровень (от -0,5 до 0,8 баллов), низкий уровень (от 0,5 до 1 баллов). По данным констатирующего эксперимента были зафиксированы следующие процентные показатели: 49,3 % опрошенных, не склонных к асоциальному поведению, 37 % - предрасположенных к такому поведению в средней степени и 13,7 % - склонных к такому поведению всегда.

Таким образом, результаты исследования показали, что 50,7 % испытуемых их числа молодежи находятся в группе риска принятия ненормативного асоциального решения, что дает серьезные основания о необходимости совершенствования процесса по формированию активной гражданской позиции молодежи и неприятия к асоциальным

явлениям. Результаты исследования также убедительно доказывают, что формирование активной гражданской позиции молодежи будет проходить эффективно при условии реализации системного педагогического воздействия в ходе осуществления целенаправленной педагогической работы, и оправдывают использование потенциала центров досуга для активизации досуговой деятельности молодежи.

Задачей второго этапа констатирующего эксперимента было проведение диагностики в двух группах. Экспериментальную группу составили студенты Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в количестве 57 человек, а контрольную -студенты Тамбовского института социальных технологий в количестве 53 человека.

На втором этапе констатирующего эксперимента работа велась по направлениям: выявление ведущей сферы личности молодого человека: потребностной, мотивационной, деятельностной; выявление уровня сформи-рованности и направленности ценностных ориентаций молодежи; выявление направленности мотивации личности; выявление личностных особенностей.

На данном этапе главной задачей было выявить степень социальной приспособленности, уважения к социальным нормам и этическим требованиям, склонность к преодолению норм и правил, к саморазрушаю-щему поведению, агрессии, асоциальному поведению.

В ходе констатирующего эксперимента применялись диагностические средства: наблюдение; методика по изучению уровня самооценки, тесты «Уверенность в себе» и «Размышляя о жизненном опыте», а также опросник терминальных ценностей [4].

Как показывает практика, в процессе формирования нравственного сознания молодежи в процессе профилактики асоциальных явлений ориентация должна быть направлена: на нравственные поступки личности, связанные с моральными ценностями, мотивацией, имеющей общественную значимость; на систему этических ценностей, норм и правил поведения, традиции, обычаи, нейтрализацию и коррекцию порицаемых в социуме форм поведения и отношений. Важно сформировать духовный облик молодого человека, основывающийся на нравственном

идеале, выступающий как цель образования личности.

Исходя из разработанных нами критериев были выделены три уровня выраженности поведения (низкий, средний, высокий): 0-35 баллов - высокий уровень; 36-45 баллов - средний; 46-120 баллов - низкий. В соответствии с указанными уровнями респонденты были условно разделены на группы. Анализ результатов диагностики нравственной ориентации молодежи показал, что у испытуемых контрольной и экспериментальной групп на начало эксперимента эгоистичное поведение преобладает над нравственным, им более свойственно неустойчивое поведение.

Таким образом, в результате констатирующего этапа эксперимента нами был сделан вывод о том, что достоверных статистически значимых различий между контрольной и экспериментальной групп нет, т. е. они вступили в эксперимент с равноценным потенциалом, уровень сформированности ценностных ориентаций у большинства респондентов является недостаточным, необходимо рассмотреть возможные пути его повышения.

Следующим этапом нашей работы было проведение формирующего эксперимента. В формировании эксперимента участвовало 110 молодых людей, которые принимали участие в констатирующем эксперименте.

Задача первого этапа формирующего эксперимента заключалась в разработке и апробировании педагогической программы, направленной на формирование установки личности на самокоррекцию проявления асоциального поведения, цель которой заключается в переориентации возможной асоциальной активности молодежи в просоци-альное русло.

Основная концептуальная идея программы заключается в том, чтобы деятельность центров досуга стала важнейшим фактором формирования единой культуры, приемлемой системы ценностей, представляющих с одной стороны, составную часть общечеловеческой культуры, а с другой - средство культурного развития молодежи [5].

Второй этап формирующего эксперимента заключался в проведении педагогической работы с использованием составленной нами программы и учетом выявленных нами социально-культурных условий профилакти-

ки асоциальных явлений в молодежной среде средствами информационно-просветительной деятельности.

На третьем этапе формирующего эксперимента нами была проведена повторная диагностика. Методика проведения данной части эксперимента была идентична второму этапу констатирующего эксперимента и означала повторное диагностирование испытуемых (57 студентов в экспериментальной и 53 студента в контрольной группах).

Сравнивая результаты диагностики молодежи экспериментальной группы до и после эксперимента, можем констатировать, что после внедрения программы в экспериментальной группе показатели уверенности в себе, социальной смелости, инициативы в социальных контактах и уровня самооценки в большинстве случаев имеют высокие значения. Кроме того диагностика включала в себя и повторное изучение жизненных сфер. Было отмечено, что стремление к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни имеет место у данной выборки испытуемых. Молодежь часто стремится к независимости от других людей. Анализируя результаты жизненных сфер испытуемых, хотелось бы подчеркнуть о повышенной значимости для них сфер профессиональной жизни и обучения и образования. Испытуемые экспериментальной группы стали характеризоваться хорошим уровнем нравственного поведения, а эгоистичное и неустойчивое поведение у них чаще имеет низкие проявления.

После внедрения программы с использованием информационно-просветительных

технологий произошли существенные изменения относительно терминальных ценно-

стей студенческой молодежи. Особенно ярко это проявляется в таких ценностях, как собственный престиж, креативность, активные социальные контакты и развитие себя.

Таким образом, авторская программа профилактики асоциальных явлений в молодежной среде в процессе информационнопросветительной деятельности центров досуга является эффективным способом переориентации молодежи с асоциальным поведением на социально полезную деятельность и дает возможность включить их в общественное развитие, создавая гуманистически ориентированное культурно-досуговое про-

странство, способствующее саморазвитию и самореализации, формируя социально значимые нравственные ценности, развивая установки личности на самокоррекцию проявления асоциального поведения.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

2. Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения. Л., 2007. С. 39-46.

3. Павловский В.В. Социология молодежи и ювенология // Социологические исследования. 1999. № 5. С. 46-52.

4. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: практическое руководство. М., 2001.

5. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов, 1998.

Поступила в редакцию 11.01.2012 г.

UDC 379.8

PREVENTIVE MAINTENANCE OF ASOCIAL PHENOMENA IN YOUTH ENVIRONMENT (RESULTS OF SKILLED-EXPERIMENTAL WORK)

Valeriy Leonidovich VOROTNIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: tkskt@yandex.ru

The article is devoted to the organization and description of results of skilled-experimental work, comparative results of ascertaining and forming stages of experiment which has shown positive dynamics c$0pMHp0BaHH0cm moral orientations of youth are described. The author underlines that consideration of activity of establishments of welfare sphere, substantially allows to reveal the most innovative technologies and to build preventive work with youth more effectively. The experience of many establishments’ shows that such spheres of the person as interests, valuable orientations in leisure sphere, creative abilities often remain out of purposeful pedagogical influence.

Key words: socialization; social maladjustment; antisocial behavior; prevention of anti-social phenomena among young people; institutions; social and cultural facilities; cultural and leisure activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.