УДК 374.02
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Сергей Сергеевич МОИСЕЕВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Представлены материалы опытно-экспериментальной работы по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности, состоящей из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента; представлены диаграммы, демонстрирующие результаты исследования.
Ключевые слова: формирование гражданско-правового сознания молодежи; средства социальнокультурной деятельности; опытно'-практическая работа.
В современных условиях развития российского общества существенно изменились социокультурные основы жизнедеятельности, которые нередко негативно влияют на процесс формирования гражданско-правового сознания молодого поколения. Остаются нерешенными вопросы слабой правовой информированности и правовой безграмотности молодежи, незнание и неуважение законов, невладение элементарной информацией о своих конституционных правах, а отсюда и неумение их отстаивать и защищать.
Цель настоящего исследования заключается в научном и экспериментальном обосновании формирования гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности.
Прежде всего, нами был проведен теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, в ходе которого были рассмотрены и проанализированы основные подходы к проблеме формирования гражданско-правового сознания молодежи, изучен потенциал средств социально-культурной деятельности в данном вопросе, и на этой основе определены сущность, специфика и организационно-педагогические условия осуществления педагогического процесса, а также разработана модель формирования гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности. Полученные теоретические результаты послужили основой для проведения практической части исследования.
Экспериментальная работа проводилась в период 2010-2012 гг. на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, в ней приняли участие 179 человек: 173 молодых людей и 6 человек педагогов-организаторов досуговой деятельности.
Для проведения констатирующего эксперимента были отобраны две идентичные группы участников, в которые вошли молодые люди в возрасте от 17 до 22 лет в количестве 173 человек: 58 человек составили экспериментальную группу и 115 человек составили контрольную группу.
Констатирующий эксперимент в соответствии с поставленными задачами проходил в несколько этапов. Прежде всего, нами была разработана анкета для определения уровня сформированности гражданско-правового сознания молодых людей. После проведения анкетирования была осуществлена качественная и количественная оценка полученных данных.
Использовались следующие критерии и показатели оценки сформироваанности гражданско-правового сознания молодежи:
1) когнитивный (знание и понимание основных правовых понятий и норм); 2) мотивационно-ценностный (интериоризация нормативных предписаний в сферу личностных ценностей); 3) поведенческо-деятельностный (законность, активность, результативность, стереотипность деятельности по применению правовых норм). Фиксация степени выраженности определенных показателей по всем критериям оценивания с использованием
4-балльной оценочной шкалы позволила измерить исходный уровень сформированное™ гражданско-правового сознания на констатирующем этапе исследования. Каждый ответ оценивался определенным количеством баллов (от 1 до 4 баллов), что позволило затем подсчитать общую сумму баллов, набранную каждым анкетируемым: от минимального количества баллов - 35 до максимального -140 баллов. Соответственно были выделены три уровня сформированости гражданско-правового сознания участников: 1) низкий (репродуктивный) - от 35 до 69 баллов;
2) средний (интерпретирующий) - от 70 до 104 баллов; 3) высокий (креативный) - от 105 до 140 баллов.
После проведения анкетирования в зависимости от набранных баллов все участники были условно разделены на группы. Полученные в итоге проведения констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной и контрольной группах данные, мы представили в сравнительной диаграмме (рис. 1).
Анализ результатов анкетирования позволил сделать выводы: многие из опрошенных в достаточно полной степени осознают необходимость наличия гражданско-правового сознания, но не все имеют для этого необходимые знания и навыки; получены недос-
таточно высокие показатели уровня сформи-рованности гражданско-правового сознания (в основном из-за незнания норм законодательства и недостаточности практических умений в гражданско-правовой сфере); отмечено стремление подавляющего большинства опрашиваемых к повышению собственного уровня гражданско-правового сознания и интерес к основным правовым отраслям. Выявленные результаты подтвердили необходимость совершенствования процесса формирования гражданско-правового сознания. В целом представленные мнения анкетируемых об источниках формирования гражданско-правового сознания подтвердили одно из наших предположений о том, что формирование гражданско-правового сознания будет протекать гораздо эффективнее при реализации потенциала средств социально-культурной деятельности в ходе осуществления целенаправленной педагогической работы.
В формирующем эксперименте, проводившемся в 2011-2012 гг., принимали участие 58 человек (те, которые принимали участие в констатирующем этапе эксперимента, вошедшие в экспериментальную группу), а также 6 человек педагогов-организаторов досуговой деятельности.
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
62,00 %
7,00 %
5 %
57,00 %
33,00 %
36 %
Высокий уровень Средний уровень
Низкий уровень
П Экспериментальная группа -_ констатирующий этап
эксперимента
“Л Контрольная группа -констатирующий этап эксперимента
Нами были определены следующие задачи формирующего эксперимента:
1) разработать педагогическую программу по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности;
2) провести обучающую работу с педагогами по проблеме формирования гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности;
3) осуществить педагогическую деятельность по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности в соответствии с разработанной нами программой;
4) после завершения педагогической работы повторно изучить уровень сформиро-ванности гражданско-правового сознания молодежи с целью оценки эффективности осуществленной деятельности.
В формирующем эксперименте доминантой являлось формирование и динамика личностных изменений, возникающих в процессе и в результате педагогической работы по формированию гражданско-правового сознания молодежи.
Прежде всего, нами была разработана педагогическая программа «Закон и право», направленная на формирование гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности.
Цель программы: формирование гражданско-правового сознания молодежи. Задачи программы: гражданско-правовое просвещение, повышение правовой грамотности и гражданской активности молодежи; создание условий для расширения возможностей правовой информированности; формирование убеждений в необходимости быть готовым к активной защите прав личности, к восстановлению справедливости правовыми методами; формирование отношения к законопослушности как к важнейшей социальной и нравственной ценности, выработка у молодых людей устойчивой ориентации на законопослушное поведение; воспитание активности молодежи через участие в социальнокультурных мероприятиях, предусмотренных программой.
Содержание программы I предполагало осуществление подхода, в котором происходит концентрация на овладение правовыми нормами поведения; знание законов приоб-
ретает для молодого человека личностный смысл, происходит осознание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм отношений с другими людьми; происходит формирование позитивного отношения к закону и праву.
Программа способствовала вхождению молодых людей в мир социокультурного общества через овладение правовыми нормами поведения при активной включенности в социально-культурную деятельность.
Формы работы были следующими: проведение конференций и семинаров на интересующие темы, встречи с интересными людьми, руководителями предприятий и организаций, депутатами и т. д.; встречи со специалистами по борьбе с организованной преступностью, борьбы с наркоманией и т. д.; тематические вечера пропаганды достижений в области законодательства; встречи с сотрудниками управления внутренних дел; организация школ актива и др. Система мероприятий правового обучения включала в себя работу специальных правовых курсов.
Педагогическая работа по формированию правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности в соответствии с разработанной нами программой «Закон и право» проводилась с экспериментальной группой в течение 10 месяцев в рамках молодежного клуба, организованного в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина.
Для выяснения эффективности педагогических воздействий по разработанной нами педагогической программе «Закон и право» нами был повторно проведен социологический опрос в виде анкетирования по разработанной анкете. Мы также проанкетировали молодых людей, составивших контрольную группу, с которыми целенаправленная работа по авторской программе не проводилась.
Результаты анкетирования показали, что у большинства испытуемых после проведения педагогической работы уровень сформи-рованности гражданско-правового сознания повысился, что говорило о положительном влиянии проведенной работы на формирование личности молодых людей.
Контрольный эксперимент был направлен на сравнительный анализ полученных данных с целью изучения эффективности
педагогической деятельности по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности.
Мы провели анализ полученных данных: сравнили результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах на начало и окончание экспериментальной педагогической работы с целью оценки эффективности реализации педагогической модели по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социальнокультурной деятельности.
Сравнение итоговых показателей в экспериментальной группе на этапе констатирующего и формирующего этапа экспериментальной работы представлено на сравнительной диаграмме (рис. 2).
Таким образом, исходя из полученных данных, можно сказать, что количество участников с высоким уровнем сформированно-сти гражданско-правового сознания значительно выросло (с 5 % - на этапе констатирующего эксперимента до 41 % на этапе формирующего эксперимента), количество участников, имеющих средний уровень сформированности гражданско-правового
сознания изменилось качественно: за счет молодых людей, который имели низкий уровень - увеличилось, а за счет перешедших в группу с высоким уровнем - уменьшилось; а количество участников экспериментальной
работы, имеющих низкий уровень, значительно уменьшилось (на констатирующем этапе эксперимента было 33 %, а на формирующем этапе молодых людей с низким уровнем сформированности гражданско-правового сознания выявлено не было (0 %)).
Мы также сравнили результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах на период окончания эксперимента, отразив их в сравнительной диаграмме (рис. 3).
Мы видим, что полученные данные значительно отличаются друг от друга: количество участников с высоким уровнем сформи-рованности гражданско-правового сознания в экспериментальной группе составило 41 %, в то время как в контрольной группе всего 20 %; количество участников, имеющих средний уровень сформированности гражданско-правового сознания отличается незначительно (59 и 65 %), а количество участников эксперимента с низким уровнем сфор-мированности гражданско-правового сознания отличается очень значительно: в экспериментальной группе молодых людей с низким уровнем не выявлено, а в контрольной группе составило 15 %.
Кроме того, мы сравнили показатели, полученные в контрольной группе, на этапе констатирующего и формирующего экспериментов и также представили их в сравнительной диаграмме (рис. 4).
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
62,00 %
41,00 %
5 % ■■
59,00 %
33,00 %
0 %
□ Экспериментальная группа -констатирующий этап эксперимента
Экспериментальная группа -формирующий этап эксперимента
Высокий уровень Средний уровень
Низкий уровень
Мы видим, что динамика показателей сформированности гражданско-правового
сознания у участников, вошедших в контрольную группу, незначительна: количество участников с высоким уровнем сформиро-ванности гражданско-правового сознания несколько выросло (с 7 % - на этапе констатирующего эксперимента до 20 % на этапе формирующего эксперимента), количество участников, имеющих средний уровень
сформированности гражданско-правового
сознания, изменилось также незначительно: с 57 до 65 %; а количество участников экспериментальной работы, имеющих низкий уровень, уменьшилось не на много (на констатирующем этапе эксперимента было 36 %, а на формирующем этапе молодых людей с низким уровнем сформированности гражданско-правового сознания выявлено 15 %).
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
59,00 %
65,00 %
41 %
20,00 %
15%
0,00 %
□ Экспериментальная группа на этапе контрольного эксперимента
] Контрольная группа на этапе контрольного эксперимента
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение участников экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности гражданско-правового сознания (данные контрольного этапа эксперимента)
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
20,00 %
7%
65,00 %
57,00 %
15%
О Контрольная группа -констатирующий этап эксперимента
Контрольная группа -формирующий этап эксперимента
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
36,00 %
Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов показал значительную положительную динамику уровней сформированности гражданско-правового
сознания молодых людей только в экспериментальной группе.
Как видно из сравнительной диаграммы, молодые люди, вошедшие в экспериментальную группу, продемонстрировали более высокие результаты, чем участники контрольной группы, что позволяет констатировать тот факт, что педагогическая работа по программе «Закон и право», построенная на основе разработанной нами модели и направленная на формирование гражданско-правового сознания молодежи средствами соци-
ально-культурной деятельности, оказалась достаточно эффективной.
Можно сделать вывод, что разработанная нами программа «Закон и право» может успешно использоваться в работе с молодежью, т. к. педагогическая работа, осуществляемая в соответствии с ней, положительно влияет на формирование гражданско-правового сознания молодежи, а средства социально-культурной деятельности могут оказаться эффективными в формировании гражданско-правового сознания молодежи при соблюдении комплекса разработанных нами организационно-педагогических условий.
Поступила в редакцию 11.01.2013 г.
UDC 374.02
EXPERIMENT WORK ON FORMATION OF YOUTH CIVIL AND LAW CONSCIOUSNESS BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY
Sergey Sergeyevich MOISEYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The materials of experimental work on formation of civil and law consciousness of youth by means of socio-cultural activity consisting from ascertaining, forming and control stages of experiment are submitted; the diagrams demonstrating results of research are submitted.
Key words: formation of civil and law consciousness of youth; means of socio-cultural activity; skilled practical job.