Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга'

Организационно-педагогические условия формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
721
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ДОСУГ / FORMATION OF BEHAVIOR CULTURE / YOUTH / LEISURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фартушная Любовь Сергеевна

В статье рассматривается проблема формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга, дается научное обоснование сущности и специфики, представлено апробирование организационно-педагогических условий педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF YOUTH BEHAVIOR CULTURE IN LEISURE SPHERE

In the article the problem of formation of youth behavior culture in sphere of leisure is considered, the scientific substantiation is given, approbation of organizational pedagogical conditions of pedagogical process is submitted.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга»

УДК 379.8

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА

© Любовь Сергеевна ФАРТУШНАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга, дается научное обоснование сущности и специфики, представлено апробирование организационнопедагогических условий педагогического процесса.

Ключевые слова: формирование культуры поведения; молодежь; досуг.

На фоне сложных социальных проблем, утраты ценностных ориентиров сегодня как никогда становится важным воспитание культуры поведения у подрастающего поколения.

Культурный уровень того или иного человека, в первую очередь, оценивается по его внешним проявлениям, т. е. поведению. Культура поведения - это совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков

человека в обществе, основанных на нормах нравственности и этики.

Таким образом, приоритетным направлением воспитательной деятельности на современном этапе развития общества должно стать воспитание у молодых людей культуры поведения. Этот процесс происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания, поэтому проблема совершенствования форм и методов, разработка организационно-педагогических условий

формирования культуры поведения молодежи приобретает особую актуальность.

Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умения принимать решения и руководить, организовывать и организовываться. Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков в которой приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.

В последнее время возрастает значимость свободного времени как пространства саморазвития молодежи. В подростковомолодежной среде появляются новые, зачастую неожиданные формы проведения досуга, не всегда воспринимающиеся адекватно. Общеобразовательные, культурно-досуговые учреждения, детские и молодежные общественные объединения, призванные обеспечивать условия социального воспитания, переживают серьезный кризис. Речь идет о кризисе идеалов, ценностей, целей воспитания, о проблемах поиска современных методов и форм социально-педагогической поддержки подрастающего поколения. А сокращение инфраструктуры социокультурной сферы, недостаточное количество современных методик организации подростково-молодежного досуга способствует формированию молодежных субкультур с асоциальной и противоправной ориентацией.

В последние годы принят ряд важных документов в области культуры, образования, социальной и молодежной политики, в которых в той или иной мере затрагиваются проблемы досуга молодежи. Это, прежде всего, такие документы, как Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2002 г.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. и другие, отражающие основные направления социокультурной, образовательной политики государства в области обеспечения условий воспитания детей и молодежи.

Одним из основополагающих документов в области образования, в котором впервые за последнее время приводятся характеристики досуга, остается Концепция модер-

низации российского образования до 2010 г. Наряду с такими важными задачами образования, как создание здоровьесберегающей среды, формирование ценностно-смысловой ориентации человека в мире, гражданственности, норм социального взаимодействия, толерантности и т. д., в данном документе отражены подходы к развитию культурнодосуговых компетентностей субъектов воспитательного процесса; отмечается необходимость специальной педагогической организации досуга наряду с другими требованиями к системе образования.

Целью настоящего исследования является научное обоснование и апробирование организационно-педагогических условий

формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга.

Данная цель потребовала анализа основных теоретических подходов к рассматриваемой проблеме, выявления и экспериментального обоснования организационно-

педагогических условий формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга.

Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе ее воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры - от социально-экономических отношений до окружающей воспитуемого моральнопсихологической атмосферы - необходимо в процессе воспитания подрастающего поколения.

Культура поведения - это совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия человека. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности [1].

В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Молодежь нуждается в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности.

Стиль поведения молодого человека в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Нормативный уровень культуры находится в центре внимания социологов, т. к. именно он обеспечивает регуляцию и управление поведением человека и социальной группы.

В самом общем виде этот уровень представлен двумя основными формами регулирования социальных действий людей: институциональный и неинституциональный.

К первому относятся нормы и правила поведения, которые официально одобрены обществом и его институтами. Эти нормы имеют важное значение для общества, и их выполнение строго контролируется различными социальными институтами с помощью специальной системы мер - социальных санкций, которые бывают как положительными, так и отрицательными, в том случае, если человек нарушает принятые в обществе, социальной группе нормы поведения.

Каждое общество стремится воспитать в людях и поощряет в первую очередь поведение, соответствующее принятым нормам и правилам. Такой тип поведения принято называть конформистским.

К не институциональным нормам следует отнести такого рода правила поведения, которые в большей мере опираются на силу общественного мнения, обычаи, моральные заповеди, традиции, нравы, привычки.

Понятие «социальная норма» включает в себя три основных признака: набор правил поведения в данной ситуации; эталонный образец поведения, предписываемый индивиду или группе применительно к данной ситуации; экспектации - основу механизма действия норм образуют, т. е. ожидание со

стороны окружающих относительно нормативного поведения человека.

Сферы действия неинституциональных норм поведения в современном обществе весьма разнообразны, но в целом они могут быть сведены к двум областям: 1) обычаям и привычкам, включая такую важную их разновидность, как мода; 2) общественным нравам или «общественной морали».

Культура личности - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим, которые как бы подсказывают, как правильно и красиво вести себя в обществе, быть вежливым и предупредительным с окружающими, понимать, что прилично делать в данной обстановке.

Проблема совершенствования форм и методов формирования культуры поведения молодежи приобрела сегодня особую актуальность. Возрастание роли культуры в жизни общества, успехи, достигнутые в научно -теоретической мысли, во многом обусловили усиление внимания к теоретико-методологическим вопросам формирования поведенческой культуры молодежи.

Один из главных вопросов, который стоит на заре нового тысячелетия - вопрос жизнедеятельности молодежи в условиях беспрецедентных последствий реформирования российского общества: трансформации системы ценностей, кризиса духовного состояния, проблем социально-культурного характера.

Актуальным аспектам молодежной политики посвящены работы В.Я. Суртаева, составившие цикл исследований по проблеме [2-4]. Используя методы теоретического и эмпирического анализа, автор считает, что следует рассматривать молодежь как социально-культурный ресурс общества, частью жизнедеятельности которой является досуг.

Содержание современного досуга молодежи обладает противоречивостью. С одной стороны, оно связано с упадком интеллектуализма, стандартов и ориентиров на высокую духовность, с проявлением примитивизма по отношению к досугу, что способствует созданию других ценностей.

Обобщенные результаты исследований ряда последних лет показывают, что инфраструктура проведения свободного времени

молодыми людьми качественно изменилась и различается в зависимости от возраста, пола, стратификации, предпочтений, стиля жизни, поведения в сфере досуга и т. д.

Культура подрастающего поколения во многом обусловлена степенью приобщенности к культуре общества. Этот процесс происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания.

Нами определена сущность формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга, которая представляет собой педагогически регулируемый и координируемый процесс добровольного включения молодых людей в различные виды досуговой деятельности, позволяющий приобрести комплекс знаний, умений и навыков о правилах и нормах этикета, культуре общения, внешности, бытовой культуре, культуре речи, удовлетворяющий совокупности требований и ожиданий, которые предъявляет к молодым людям современное общество.

Определена также специфика формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга, которая заключается в уникальности педагогического воздействия досуговой деятельности на сознание, чувства и поведение молодых людей, позволяющего приобрести определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим через добровольно выбранную деятельность.

Из вышеизложенного следует, что необходимы организационно-педагогические условия, которые бы оказывали как прямое, так и опосредованное влияние на формирование культуры поведения молодежи в сфере досуга:

- модельное представление осуществления рассматриваемого педагогического процесса;

- предоставление выбора содержания и форм организации досуговой деятельности;

- выявление факторов, способствующих оптимизации педагогического процесса по формированию культуры поведения молодежи в сфере досуга;

- комплексное использование методов психологического и социально-педагогического воздействия;

- использование социально-культурных технологий для активизации досуговой деятельности молодежи;

- разработка и внедрение педагогической программы, направленной на формирование культуры поведения молодежи в условиях досуговой деятельности;

- сотрудничество педагога-организатора, обладающего комплексом необходимых профессиональных и личностных качеств, и молодежи.

Рассматривая в дальнейшем эти организационно-педагогические условия, важно отметить, что все они находятся в неразрывном единстве и представляют собой комплекс.

Экспериментальная работа проводилась в период 2009-2011 гг. на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и центров творчества молодежи г. Тамбова и г. Москвы.

В исследовании приняли участие 285 человек: 278 молодых людей в возрасте 18-27 лет, а также 7 человек педагогов-орга-низаторов досуговой деятельности.

Эксперимент включал: проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня сформированности культуры поведения молодых людей, а также разработку и реализацию педагогической программы по формированию культуры поведения молодежи, затем - оценку эффективности проведенной педагогической работы.

На этапе констатирующего эксперимента была разработана анкета для выявления уровня сформированности культуры поведения молодых людей.

Были определены критерии, по которым определялась сформированность культуры поведения молодежи: знание правил и норм поведения в обществе; наличие соответствующих навыков и умений; умение придерживаться общепринятых норм общения; деликатность и тактичность в общении с окружающими; чувство справедливости, сочувствия к другим людям, доброжелательность; вежливость, уважение, терпимость и корректность; соответствие поведения общепринятым в обществе традициям; знание моральных норм и следование им при общении; внешняя опрятность; знание и соблюдение правил этикета; знание традиций и правил общения, принятых у других народов; стремление самосовершенствоваться в повышении культуры поведения; чувство собственного достоинства.

Были выделены уровни сформированности культуры поведения молодых людей: высокий, средний, низкий; представлена их характеристика.

Для проведения экспериментальной работы были определены две группы молодых людей: экспериментальная (Э) - в количестве 138 человек и контрольная (К), в которую вошли молодые люди в количестве 140 человек.

В соответствии с набранными баллами все участники были условно распределены на подгруппы (рис. 1).

Исследование показало, что у большинства молодых людей, участвующих в констатирующем эксперименте, уровень сформированности культуры поведения невысок, что говорит о необходимости проведения целенаправленной педагогической работы.

Формирующий эксперимент заключался в проведении педагогической работы по формированию культуры поведения у молодых людей в сфере досуга.

Авторская программа «Культура и этикет» была рассчитана на работу с молодыми людьми. Требовалось решить следующие задачи: сформировать у молодых людей комплекс знаний о правилах и нормах этикета; воспитать умения и навыки культуры общения, тактичное и корректное поведение; дать знания о внешнем облике, бытовой культуре, культуре речи; познакомить с традициями и правилами общения, принятыми у других народов; способствовать приобретению определенных манер, принятых способов общения, обращения к окружающим.

Содержание данной программы предполагает осуществление такого подхода, где идет концентрация на основополагающие,

общепризнанные ценности, которыми являются: вера, надежда, любовь, уважение к жизни и достоинству личности, индивидуальность, почитание и уважение родителей и т. д. Программа способствует вхождению молодых людей в мир социокультурного общества через формирование социальноценностных отношений при активной включенности в досуговую деятельность.

После проведения педагогической работы в течение 10 месяцев для оценки эффективности педагогического воздействия мы изучали сформированность культуры поведения молодых людей с помощью анкеты, которая применялась нами в констатирующем эксперименте. Анкетирование проводилось также анонимно.

Результаты измерения параметров, характеризующих сформированность культуры поведения молодых людей, приведем ниже (рис. 2).

Сравнение результатов в экспериментальной группе до и после проведения педагогической работы позволило увидеть изменение показателей сформированности культуры поведения у молодых людей, что позволяет говорить о целесообразности и эффективности проведения педагогической работы по авторской программе «Культура и этикет».

Кроме того, мы провели сравнительный анализ данных, полученных в экспериментальной группе (с молодыми людьми проводилась педагогическая работа по авторской программе) и в контрольной группе (с молодыми людьми специальная работа по авторской программе не проводилась) (рис. 3).

бо

бо

40

зо

10

о

□ высокий □средний

□ низкий

(Э) группа (К) группа

Рис. 1. Диаграмма, демонстрирующая результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах

70

60

50

40

30

20

10

0

□ высокий

□ средний

□ низкий

Конст.эксп.

Форм.эксп.

Рис. 2. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая результаты, полученные до и после проведения педагогической работы в экспериментальной группе (Э)

70 и 60 50 40 30 20 10 0

□ высокий □средний

□ низкий

(Э)группа

(К) группа

Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая результаты, полученные в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах (контрольный эксперимент)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что без применения специальной педагогической работы по авторской программе «Культура и этикет» показатели сформированности культуры поведения молодых людей оказались гораздо ниже, чем в экспериментальной группе, что позволяет оценить ее как достаточно эффективную.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование разработанной нами программы «Культура и этикет» в педагогической работе с молодыми людьми представляется целесообразной.

Вандербильт Э. Этикет: в 2 кн. / пер. с англ.; под ред. Л. Барыкиной. М., 1996.

Суртаев В.Я. Агитационно-пропагандистская работа клубов. М., 1993.

Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. СПб., 1995. Суртаев В.Я. Социально-педагогические

особенности молодежного досуга. Ростов н/Д, 1997. С. 31-41.

Поступила в редакцию 16.06.2011 г.

UDC 379.8

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF YOUTH BEHAVIOR CULTURE IN LEISURE SPHERE

Lyubov Sergeyevna FARTUSHNAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

In the article the problem of formation of youth behavior culture in sphere of leisure is considered, the scientific substantiation is given, approbation of organizational pedagogical conditions of pedagogical process is submitted.

Key words: formation of behavior culture; youth; leisure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.