УДК 372.367
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Марк Юрьевич ЗАВРАЖИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
В статье представлены актуальность формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности, разработанные социально-культурные условия данного педагогического процесса, а также их апробирование в процессе реализации авторской программы.
Ключевые слова: хореографическая деятельность; формирование навыков этикета у дошкольников; социально-культурные условия.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, позволяющим быть успешным в социальном взаимодействии.
Культурный уровень того или иного человека, в первую очередь, оценивается по его внешним проявлениям, т. е. поведению. Этикет, являясь одним из способов оформления социальных взаимодействий, позволяет адаптироваться в изменяющейся социальнокультурной среде.
Наибольший интерес в этом плане представляет дошкольный возраст, т. к. именно в это время закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, формируются первые мироощущения, необходимые в последующей жизни взрослому человеку.
Дошкольное образование, являясь первоосновой социокультурного становления личности ребенка и входя в состав содержа-
тельной стороны жизнедеятельности детей, включает искусство как базовый компонент образовательного процесса, направленный на формирование эстетических и нравственных чувств ребенка к реальному миру.
Актуальность проблемы отражена в ряде правительственных концептуальных документов, касающихся образования и воспитания подрастающего поколения: в законе «Об образовании» (1992 г.); в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (принятой постановлением Правительства РФ от 04 октября 2000 г. № 751); в «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.); в Концепции развития образования в сфере искусства и культуры на 2008-2015 гг. (принятой постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р); в выступлении Президента Российской Федерации на расширенном заседании государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года», в котором подчеркнута
направленность политики государства в настоящее время и в перспективе на развитие человека во всех его проявлениях, и особенно на удовлетворение его экономических, культурных и образовательных потребностей.
Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Движения под музыку можно рассматривать не только как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка, но и как развитие его личности в целом.
Несмотря на довольно активное изучение музыкального развития детей (приобщение их к творчеству в танцевальной деятельности, использование музыкально-хореографических традиций в музыкально-двигательном развитии дошкольников, полихудожест-венный подход к освоению детьми образной природы хореографии и пр.) исследованы далеко не все возможности хореографического искусства в развитии личности дошкольника.
Между тем, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема формирования навыков этикета у дошкольников полностью не решена. На наш взгляд, именно хореографическая деятельность обладает огромным потенциалом в решении данной проблемы, поэтому представляется необходимой научная разработка комплекса социально-культурных условий формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.
С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между:
- актуализацией требований, которые предъявляются сегодняшней ситуацией к культурному уровню современного человека, и недостаточным умением оформления социальных взаимодействий, позволяющих ему адаптироваться в изменяющейся социальнокультурной среде;
- существующей сензитивностью дошкольного возраста к овладению навыками
этикета и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее формирования;
- потенциальными возможностями хореографии в нравственном и эстетическом воспитании детей, обусловленными ее синтезирующим характером, и недостаточным их использованием в воспитательном процессе с дошкольниками по обучению навыкам этикета;
- имеющимися отдельными эмпирическими наработками по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности и недостаточной разработанностью научных подходов к решению проблемы.
Совокупность указанных противоречий позволила нам сформулировать проблему, которая заключается в научном обосновании социально-культурных условий формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.
Нами определены социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников, включающие:
- признание приоритетности формирования навыков этикета в процессе педагогической деятельности с детьми как способа их успешного взаимодействия в социуме;
- использование потенциала хореографической деятельности в формировании навыков этикета у дошкольников;
- выявление факторов, способствующих оптимизации педагогического процесса по формированию навыков этикета у дошкольников;
- разработка модельного подхода к формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности;
- построение деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности на основе комплексной педагогической программы;
- наличие подготовленных педагогов к организации деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников;
- сотрудничества педагогического коллектива и семьи;
- проведение оценки сформированно-сти навыков этикета у дошкольников на основе системы выделенных критериев и показателей.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2010-2011 гг. В исследовании принимали участие 229 человек: 107 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители - 115 человек, педагоги - 7 человек.
Были поставлены следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
1) с помощью методик, адекватных задачам исследования, провести изучение сформированности навыков этикета у дошкольников;
2) разработать и апробировать программу по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности;
3) используя методики, применяемые на констатирующем этапе эксперимента, провести повторное изучение сформированности навыков этикета у дошкольников после проведения педагогической работы по авторской программе;
4) провести математическую обработку полученных данных, сравнить их и сделать итоговые выводы.
В соответствии с поставленными задачами мы определили следующую последовательность проведения опытно-экспериментальной работы:
1) констатирующий эксперимент предполагал изучение сформированности навыков этикета у дошкольников;
2) формирующий эксперимент заключался в разработке и апробировании педагогической программы, направленной на формирование навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности;
3) контрольный эксперимент предполагал сравнительный анализ полученных экспериментальных данных, обобщение результатов.
В процессе констатирующего эксперимента было установлено, что уровень сфор-мированности культуры навыков этикета у большинства детей, принимающих участие в констатирующем эксперименте, невысок. В этой связи перед педагогической теорией и практикой встают вопросы поиска, обоснования и использования эффективных путей формирования навыков этикета у дошкольников.
Решение проблемы, на наш взгляд, оказывается возможным на основе развертывания целенаправленной педагогической рабо-
ты по формированию навыков этикета у детей дошкольного возраста с использованием потенциала хореографической деятельности.
В формирующем эксперименте принимали участие те же дети, которые были задействованы в констатирующем эксперименте - 43 ребенка, составившие экспериментальную группу. С дошкольниками, составившими контрольную группу (64 человека), педагогическая деятельность по разработанной нами программе не проводилась.
Были поставлены следующие задачи формирующего эксперимента: 1) разработать педагогическую программу по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности; 2) апробируя авторскую программу с детьми, вошедшими в экспериментальную группу, выявить возможности использования хореографической деятельности в работе с дошкольниками по формированию навыков этикета;
3) провести повторное изучение сформиро-ванности навыков этикета у дошкольников;
4) провести количественную и качественную обработку полученных данных, сравнить их и сделать итоговые выводы.
Прежде всего, была разработана педагогическая программа «Волшебный мир танца» по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности, главной целью которой было формирование навыков этикета у дошкольников.
Новизна программы заключалась в том, что формирование навыков этикета у дошкольников происходило в процессе хореографической деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Педагогическая деятельность по разработанной программе включала следующие задачи: повышать знания детей о нормах и правилах поведения; учить общению между мальчиками и девочками; формировать культуру общения со взрослыми, формировать культуру деятельности; формировать умение понимать «язык» движений, их красоту, воспитывать культуру движений; учить бережному отношению к окружающему; формировать необходимые культурно-гигиенические навыки, опрятность, аккуратность; вырабатывать привычку думать об интересах окружающих; развивать интеллектуальный, физический, духовный и творческий потенциал
дошкольников; воспитывать нравственноволевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, воспитывать умение действовать совместно; формировать потребность в расширении и приобретении знаний о правилах этикета; учить уважительно относиться к обществу, дорожить человеческими отношениями; формировать умение контролировать свое поведение; развивать чувства гармонии; формировать умения выражения собственных ощущений, используя язык хореографии; приобретать опыт общественного поведения.
Был составлен план занятий, проведение которых способствовало повышению уровня сформированности навыков этикета у дошкольников. Занятия по хореографии проводились с детьми 5-6 лет 2 раза в неделю в течение 10 месяцев. Мальчики и девочки занимались вместе. Основные формы занятий, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста: интегрированные;
интегрированные с элементами импровизации; индивидуальные; репетиционно-постановочные в зависимости от сложности танца и его тематики.
В течение всего периода обучения дети знакомились с разнообразными видами хореографии: элементами бального танца; народными танцами; сюжетно-игровыми; стрей-чингом (комплекс статических растяжек в игровой форме); музыкально-ритмическими занятиями.
Кроме того, целенаправленная педагогическая работа была проведена с родителями дошкольников. К сотрудничеству были привлечены 52 человека из числа родителей детей, участвующих в экспериментальной ра-
боте. Педагогическая деятельность осуществлялась в трех направлениях:
1) проведение родительского всеобуча. С этой целью были прочитаны лекции на темы: «Значение этикета в жизни современного человека»; «Этикет в коммуникации»; «Особенности этикета у разных народов», «Методы формирования навыков этикета у дошкольников», которые оказали помощь родителям, ознакомив их с материалами по данным проблемам;
2) проведение индивидуального консультирования родителей, целью которого было донесение до родителей существующих проблем детей;
3) привлечение родителей к мероприятиям в рамках разработанной нами программы «Волшебный мир танца» по созданию оптимальных условий для формирования у детей навыков этикета.
Родители с удовольствием принимали участие в мероприятиях. Был проведен ряд родительских собраний, объединенных одной темой: «Культура этикета», родители привлекались к совместной работе по проведению концертов, праздников, мероприятий. Проведенная работа с родителями дала положительный результат по созданию оптимальных условий формирования у детей навыков этикета в хореографической деятельности.
После осуществления целенаправленной педагогической деятельности с дошкольниками по разработанной нами программе «Волшебный мир танца» мы провели повторное анкетирование. У каждого испытуемого определялся уровень сформированно-сти навыков этикета (рис. 1).
0%
■ Низкий уровень
■ Средний уровень
65% «Высокий уровень
■ Низкий уровень
■ Средний уровень
■ Высокий уровень
Экспериментальная группа Контрольная группа
Рис. 1. Диаграммы, демонстрирующие условное распределение участников экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности навыков этикета (формирующий эксперимент)
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
74%
34,9%
7%
65,1%
19%
0%
□ Экспериментальная группа -
констатирующий этап эксперимента
□ Экспериментальная группа - формирующий этап эксперимента
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. 2. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение участников экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности навыков этикета (констатирующий и формирующий эксперименты)
□ Экспериментальная группа на этапе контрольного эксперимента
] Контрольная группа на этапе контрольного эксперимента
Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение участников экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности навыков этикета (контрольный эксперимент)
Полученные результаты показали, что уровень сформированности навыков этикета у дошкольников экспериментальной группы повысился.
Контрольный этап предполагал сравнительный анализ результатов, полученных в констатирующем и формирующем экспериментах, который продемонстрировал эффективность проведенной педагогической работы (рис. 2).
Кроме того, мы сравнили итоговые результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах (рис. 3).
Сравнение уровней сформированности навыков этикета у дошкольников, вошедших в экспериментальную группу, до и после проведения опытно-экспериментальной работы по составленной нами программе доказывает эффективность проведенной педагогической работы.
Положительная динамика состояний формируемого качества личности обусловлена использованием комплексности структурных компонентов, непрерывностью и целостностью процесса формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности. Это позволяет заключить, что основная цель и поставленные задачи достигнуты.
Подводя итоги, можно сказать, что в ходе практико-экспериментальной работы мы реализовали поставленную цель: доказали
справедливость выдвинутой гипотезы о том, что процесс формирования навыков этикета у дошкольников будет осуществляться наиболее эффективно, если будет создана и реализована программа, направленная на формирование навыков этикета с использованием потенциала хореографической деятельности, с учетом разработанных нами социально-культурных условий.
Поступила в редакцию 27.02.2012 г.
UDC 372.367
SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF FORMATION OF ETHICS SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN DURING CHOREOGRAPHIC ACTIVITY
Mark Yuryevich ZAVRAZHIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The article presents an urgency of formation of ethics skills of preschool children during choreographic activity developed welfare conditions of the given pedagogical process, and also their introduction during realization of the author's program.
Key words: choreographic activity; formation of skills of norms of ethics of preschool children; socio-cultural conditions.