ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЭТИКЕТА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М. Ю. ЗАВРАЖИН
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на изучение сформированности навыков этикета у дошкольников, представлены используемые методы, дано описание предложенного критериального аппарата.
Ключевые слова: нормы этики, дети дошкольного возраста, критериальный аппарат.
На фоне сложных социальных проблем, как никогда, становится важным воспитание у подрастающего поколения навыков этикета - совокупности сформированных, социально значимых качеств личности, поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности и этики, определяющей правила поведения людей в различных местах и при самых разных обстоятельствах.
Культурный уровень того или иного человека, в первую очередь, оценивается по его внешним проявлениям, т. е. поведению. Этикет, являясь одним из способов оформления социальных взаимодействий, позволяет адаптироваться в изменяющейся социально-культурной среде.
Наибольший интерес в этом плане представляет дошкольный возраст, так как именно в это время закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, формируются первые мироощущения, необходимые в последующей жизни взрослому человеку.
Дошкольное образование, являясь первоосновной социокультурного становления личности ребенка, в состав содержательной стороны жизнедеятельности детей включает искусство как базовый компонент образовательного процесса, направленный на формирование эстетических и нравственных чувств ребенка к реальному миру.
Актуальность проблемы отражена в ряде правительственных концептуальных документов, касающихся образования и воспитания подрастающего поколения: в Законе «Об образовании» (1992 г.); в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (принятой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751); в «Основах Законодательства Российской Феде-
рации о культуре» (2002 г.); в Концепции развития образования в сфере искусства и культуры на 2008-2015 гг. (принятой постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р); в выступлении Президента РФ на расширенном заседании государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года», в котором подчеркнута направленность политики государства в настоящее время и в перспективе на развитие человека во всех его проявлениях и особенно на удовлетворение его экономических, культурных и образовательных потребностей.
С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между:
- актуализацией требований, которые предъявляются сегодняшней ситуацией к культурному уровню современного человека, и недостаточным умением оформления социальных взаимодействий, позволяющих ему адаптироваться в изменяющейся социально-культурной среде;
- существующей сензитивностью дошкольного возраста к овладению навыками этикета и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее формирования;
- потенциальными возможностями хореографии в нравственном и эстетическом воспитании детей, обусловленными ее синтезирующим характером, и недостаточным их использованием в воспитательном процессе с дошкольниками по обучению навыкам этикета;
- имеющимися отдельными эмпирическими наработками по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности и недостаточной разработанностью научных подходов к решению проблемы.
№ 11 (033), 2011
Нами была изучена сформированность навыков этикета у дошкольников, что и являлось целью констатирующего эксперимента.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2010-2011 гг. В исследовании принимали участие 229 чел.: 107 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители - 115 чел., педагоги - 7 человек.
Констатирующий эксперимент предполагал изучение сформированности навыков этикета у дошкольников.
В процессе констатирующего эксперимента использовались следующие методы: анкетирование педагогов по вопросам разработанной нами анкеты для оценки сформированности навыков этикета у дошкольников; анонимное анкетирование родителей, математическая обработка и анализ полученных данных.
Прежде всего, была разработана анкета для родителей и проведено анонимное анкетирование.
Из ответов на вопросы анкеты мы сделали вывод о том, что, к сожалению, не все родители считают необходимым формирование навыков этикета у современного человека и не придают им значимой роли (38 %), а 8 % опрошенных родителей не считают важной задачей формирование у детей норм этики; 4 % опрошенных родителей не ставят задачу - формировать у детей вежливое поведение и не задумываются о способах формирования культуры общения у детей.
Большинство родителей (62 %) считают недостаточными собственные знания о методах формирования культурного поведения у детей; 58 % хотели бы повысить свой методический уровень в данной области.
Таким образом, мы констатировали: у большей части родителей не хватает знаний о формировании у детей культуры общения, вежливости, деликатности и пр., а некоторые родители недостаточно понимают важность и необходимость ее проведения.
Далее мы разработали анкету для педагогов, направленную на изучение сформированности навыков этикета у дошкольников, в основе которой лежало наблюдение за детьми.
Анкета состояла из 35 вопросов с 5 вариантами ответов, каждый ребенок мог набрать от минимальных 35 до максимальных 175 баллов. В результате анализа результатов, полученных по анкете, каждый участник в соответствии с количеством набранных баллов условно был отнесен к одной из следующих групп.
Низкий уровень сформированности навыков этикета (от 35 до 81 балла) характеризуется
следующими показателями: у ребенка не сформированы знания о нормах и правилах этикета, он не осознает их (нормы внешнего вида, столового этикета, речевого этикета, нормы поведения в общественных местах), не знает формы обращения и приветствия, формы обращения к старшим, правила ведения разговора, может вести себя за столом неправильно, не понимает необходимость определенных правил и взаимоотношений между людьми в обществе; у ребенка не сформировано отношение к культуре поведения, он не хочет соблюдать этикетные нормы и работать над совершенствованием своей личности; не обращает внимания на настроение, переживания, эмоциональное состояние окружающих; не овладел основными социальными умениями, связанными с этикетными нормами и не применяет их в собственных поступках и действиях, не соблюдает их: в быту, в общественных местах, на улице, в гостях и т. д.; может быть грубым, недоброжелательным и неуважительным к окружающим.
Средний уровень сформированности навыков этикета (от 82 до 128 баллов) характеризуется следующими показателями: ребенок имеет некоторые знания о нормах и правилах этикета, но недостаточно их осознает (нормы внешнего вида, столового этикета, речевого этикета, нормы поведения в общественных местах), знает отдельные формы обращения и приветствия, формы обращения к старшим, правила ведения разговора, поведение за столом (в соответствии с возрастом), но недостаточно понимает необходимость определенных правил и взаимоотношений между людьми в обществе; у ребенка недостаточно полно сформировано отношение к культуре поведения, он не считает необходимым всегда соблюдать этикетные нормы; не учитывает настроение, переживания, эмоциональное состояние окружающих; не полностью овладел основными социальными умениями, связанными с этикетными нормами и правилами их применения в собственных поступках и действиях, не всегда соблюдает их в быту, в общественных местах, на улице, в гостях и т. д.; не всегда тактично общается с другими людьми, не всегда доброжелателен к окружающим.
Высокий уровень сформированности навыков этикета (от 129 до 175 баллов) характеризуется следующими показателями: ребенок имеет достаточные знания о нормах и правилах этикета, осознает их (нормы внешнего вида, столового этикета, речевого этикета, нормы поведения в общественных местах), знает формы обращения и приветствия, формы обращения к старшим, правила ведения разговора, поведения за столом
№ ll (0ЗЗ), 20ll
(в соответствии с возрастными нормами), понимает необходимость определенных правил и взаимоотношений между людьми в обществе; у ребенка сформировано отношение к культуре поведения, он имеет желание соблюдать этикетные нормы и старается совершенствовать свою личность; различает настроение, переживания, эмоциональное состояние окружающих; полностью овладел основными социальными умениями, связанными с этикетными нормами и правилами их применения в собственных поступках и действиях (в соответствии с возрастными нормами), всегда соблюдает их в быту, в общественных местах и на улице, в гостях и т. д.; внимательно и тактично общается с другими людьми, доброжелателен к окружающим.
Затем мы подсчитали количество детей, вошедших в группы с соответствующим уровнем сформированности навыков этикета (рис. 1).
Таким образом, полученные результаты показали, что у большинства детей, участвующих в констатирующем эксперименте, уровень сформи-рованности навыков этикета, недостаточен.
Далее мы провели сравнительный анализ данных, полученных на этапе констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах, и пришли к выводу: полученные данные незначительно отличаются друг от друга (рис. 2).
80%
70%
74% 73%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
□ Экспериментальная группа
Контрольная
группа
Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень
Рис. 2. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение участников экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности навыков этикета (констатирующий эксперимент)
Констатирующий эксперимент (экспериментальная группа)
Низкий уровень
■ Средний уровень
■ Высокий уровень
73%
Констатирующий эксперимент (контрольная группа)
Рис. 1. Диаграммы, демонстрирующие условное распределение участников экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности навыков этикета (данные констатирующего эксперимента)
Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень сформированности культуры навыков этикета у большинства детей, принимающих участие в экспериментальной работе, невысок, что не соответствует социальному заказу. В этой связи перед педагогической теорией и практикой встают вопросы поиска, обоснования и использования эффективных путей формирования навыков этикета у дошкольников.
Решение проблемы, на наш взгляд, оказывается возможным на основе развертывания целенаправленной педагогической работы по формированию навыков этикета у детей дошкольного возраста с использованием потенциала хореографической деятельности.
* * *
MODEL OF FORMATION OF SKILLS OF
NORMS OF ETHICS AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE DURING CHOREOGRAPHIC ACTIVITY
М. Yu. Zavrazhin
In article the results of skilled and experimental job directed on study of formed ethics skills of preschool aged children, the used methods are presented, the description of the offered estimated device is given.
Key words: norms of ethics, children of preschool age, estimated device.
№ 11 (033), 2011