Середкина Наталья Дмитриевна, Соловьева Надежда Александровна, Шинкарёва Надежда Алексеевна ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ...
УДК 373.2.016:177
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2016
Середкина Наталья Дмитриевна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Соловьева Надежда Александровна, магистрант Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема человечества: культура поведения в общественных местах. Соблюдение всех правил поведения свидетельствует о высоком культурном развитии человека, о его воспитании и манерах. Общение с воспитанным интеллигентным человеком приносит много положительных эмоций. Культура складывалась и формировалась много столетий по-разному в различных цивилизациях. Но сегодня авторы пришли к тому, что уровень культуры взрослых и детей значительно упал, по сравнению с прошлым веком. Многие люди в нескольких поколениях понятия не имеют о том, как надо вести себя в обществе. В статье рассматривается проблема воспитания культуры поведения в общественных местах детей дошкольного возраста. Описываются методики и результаты исследования особенностей культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Представлены цель, методики, критерии оценки и особенности проявления культуры поведения детьми старшего дошкольного возраста. Анализ теоретических исследований по данной проблеме позволил сформулировать теоретический конструкт дефиниции «культура поведения в общественных местах», которую авторы понимают как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности и реализующуюся через такие компоненты как: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Ключевые слова: культура поведения, культура деятельности, дошкольник, правила поведения, культура общения, нормы культурного поведения, нравственное поведение личности, общественное место, нравственные качества.
PECULIARITIES OF CULTURE OF BEHAVIOR IN PUBLIC PLACES WITH CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE
© 2016
Seredkina Natalia Dmitrievna, senior lecturer of psychology and pedagogy of Preschool Education Pedagogics and Psychology education Solov'eva Nadezhda Alexandrovna, graduate student Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Candidate of Pedagogical l Sciences, Assistant Professor of the Department of Preschool Education Pedagogics and Psychology education
Irkutsk State University
(664053, Russia, Irkutsk, street lower quay, 6, e-mail: [email protected])
Abstract. The actual problem of humanity described in this article - the behavior in public places. Following behavior rules indicates person with high cultural development, education and manners. Communication with mannered, intelligent person brings a lot of positive emotions. Culture was formed and evolved in different ways in different civilizations long. But today, the authors came to the conclusion that the level culture adult and children fell significantly compared to the last century. Many people in several generations have no idea about how to behave in society. The problem of preschool children's behavior in public places is describe in this article. There are described methods and results of studies preschool children's behavior. There're presented the purpose, methodology, evaluation criteria, and description of children of senior preschool age's behavior. The analysis of theoretical studies of this issue, allowed to formulate theoretical construct of the definition of "behavior in public places," which the authors understand as a combination of sustainable forms, useful for the society for everyday behavior in everyday life, in communication, in various types of activities. which realized through components such as: culture activities, culture, communication, cultural and hygienic skills and habits.
Keywords: culture of behavior, culture activities, preschooler, rules of behavior, culture of communication, the norms of cultural behavior, moral behavior of the individual, public space and moral quality.
Уже многие годы отечественных и зарубежных педагогов, психологов интересуют проблемы нравственного воспитания. Одним из разделов нравственного воспитания является воспитание культуры поведения.
На современном этапе развития общества процесс воспитания культуры поведения можно обозначить как проблему. Снижение культурно-нравственного уровня в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения.
В Законе РФ «Об образовании» зафиксировано, что каждый человек имеет право на образование и приобщение к культурным ценностям общества.
На сегодняшний день перед дошкольными образовательными организациями стоит задача воспитать такого ребенка, который смог бы успешно адаптироваться в социуме, т.е. самостоятельного, владеющего культурой общения, правилами взаимодействия, принятыми в обществе.
Культурный человек находит не только правильную
форму поведения в определенной ситуации, но и умеет ориентироваться в новых для него обстоятельствах.
Культура личности - сложное многосоставное понятие, включающее культуру поведения, речевую культуру, экологическую, музыкальную, культурно-гигиенические навыки и привычки, культуру общения и т.д. Мы разделяем мнение авторов И.Н. Курочкиной С.В. Петериной, о том, что наиболее важным является воспитание у молодого поколения культуры поведения в общественных местах.
По мнению И. Н. Курочкиной, Шинкарёвой Н. А., Соловьевой Н. А., культура поведения - это все то, что выработало человечество в области поведения, т.е. обычаи, традиции, нравы, привычки, этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические взгляды. Где поведение - есть образ жизни и действий [3; 8].
Л. Ф. Островская отмечает, что «культура поведения в своей основе имеет глубокое социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества» [5]. Истинная культура поведения, по ее мне-
Середкина Наталья Дмитриевна, Соловьева Надежда Александровна, Шинкарёва Надежда Алексеевна
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ...
нию, есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации.
B. А. Сластенин пишет, что «культура поведения включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения (вежливость; внимательность; доброта), культура внешности (манера деваться; личная гигиена; жестикуляция; движения), культура речи (выразительность; литературный язык; умение дискуссировать, чувство юмора) и бытовая культура (эстетическое отношение к предметам и явлениям, внимательность; доброта).
Воспитание культуры общения у детей требует воспитания доброты, доверия к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность.
Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль; из соблюдения правил личной гигиены, из особенностей жестикуляции, мимики, походки, движений.
Культуру речи Сластенин, В. А. определяет, как умение человека вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка.
Бытовая культура составляет воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни - рациональной организации своего жилища, аккуратности в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во время приема пищи и т.п. [7].
C. В. Петерина считает, что в содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить 3 компонента: культура деятельности, культура общения, культурно - гигиенические навыки и привычки [6].
Рассмотрим подробно сущность составляющих элементов культуры поведения.
- культура деятельности проявляется в поведении ребенка в играх, во время занятий и выполнения трудовых поручений.
С. В. Петерина считает, что воспитывать у ребенка культуру деятельности - это значит воспитывать у ребенка умение поддерживать порядок на месте, где он играет, занимается. Формировать привычку доводить до конца начатое дело, осторожно относится с игрушками, вещами, книгами.
Принципиальным показателем культуры деятельности автор выделяет энтузиазм к занятиям, умению дорожить временем. Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности предлагает применять такие характеристики, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, осознание ее цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде [6].
Культура общения, по мнению Г. М. Коджаспировой, является системой знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения [2].
Культура общения подразумевает умение не только действовать необходимым образом, но и воздерживаться от неприемлемых обстановке действий, слов, жестикуляций.
Островская Л. Ф. выделяет в культуре общения следующие нравственные качества:
- вежливость украшает человека, делает его симпатичным, вызывает у других людей чувство симпатии. Вежливость приобретает цену, если она проявляется человеком по велению сердца;
- в ряде отечественных и зарубежных исследований было показано, что поведение ребенка определяется уровнем развития его моральных понятий (о справедливости, о добре, о должном и т.д.).
В качестве мотивации поведения в детской психоло-
гии выделяются три основных психологических механизма:
1) развитие моральных суждений;
2) усвоение моральных норм поведения;
3) чувствование другого, сопереживание, или эмпатия.
Дарвиш О. Б. считает, что в дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учиться оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.
И. Н. Курочкина говорит о том, что формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл, который включает:
а) знание этикетного правила;
б) понимание его разумности и необходимости;
в) умение применять его прагматически;
г) эмоциональное переживание от его выполнения
[4].
Слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня._
Этикет - часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности
- в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Общественное место - это место, где собирается много людей, различающихся по возрасту, положению, взглядам (улица, транспорт, театры, кинотеатры, концертные залы, музеи, библиотеки, столовые, кафе, рестораны, магазины).
Ряд субъектов РФ включает в число общественных мест территории памятников, городских достопримечательностей, больниц, детских и спортивных площадок, а также образовательных и культурных организаций.
Культура поведения в общественном месте включает такие качества, как сдержанность, тактичность, деликатность, вежливость, толерантность.
Таким образом, культура поведения, представляет собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или иным поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова возвращаются к изучаемому правилу, но на более высоком уровне.
Большое значение воздействия на детей правил отмечал А. В. Запорожец: используя правила в регуляции своего поведения в разнообразных жизненных ситуациях, а также оценивая соответствие действий сверстника правилам, ребенок приобретает «своеобразную систему эталонов ценностей».
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Сформированность культуры поведения является важным показателем общего развития ребенка.
Целью исследования являлось изучение особенностей и уровня развития культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
В нем приняли участие 48 детей старшего дошкольного возраста, которые были разделены нами на две группы: контрольную - 24 ребенка, экспериментальную
- 24 ребенка.
Исследование проводилось на базе МДОУ г. Иркутска.
Критериями оценки культуры поведения старших дошкольников выступали: сформированность пред-
Середкина Наталья Дмитриевна, Соловьева Надежда Александровна, Шинкарёва Надежда Алексеевна педагогические
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ... науки
ставлений о правилах поведения, владение нормами и правилами общения, осознание значимости проявления вежливости, деликатности, предупредительности, умение руководствоваться знаниями о культуре общения в практической деятельности мы определили уровни сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве методик диагностики культуры поведения выступали:
Беседа о культуре общения (С.В. Петерина);
Методика «Беседа и рисование» (С.Ю. Серебренникова);
Методика «Ситуации» (С.В. Петерина);
Методика «Диагностика способности к партнерскому диалогу» (А.М. Щетинина).
Изучение представлений старших дошкольников о правилах поведения показало, что на высокий уровень выявлен 16 % (4) детей экспериментальной группы и 20% (5) детей контрольной группы. Они отнесены к данному уровню потому, что в ходе беседы при ответах на вопросы они проявили знание правил культуры поведения в разных ситуациях, со взрослыми и сверстниками, они могли обосновать свой ответ, что указывает на осознанность данных норм культурного поведения. Например: «Ко взрослым, кроме родителей и близких родственников нужно всегда обращаться на Вы, это правило» (Лена К.).
Средний уровень развития знаний о правилах общения выявлен у 42% (10) детей экспериментальной группы и у 42% (10) детей контрольной группы. Они отнесены к данному уровню потому, что отвечали на вопросы эти дети преимущественно правильно, но затруднялись в обосновании своего ответа, из чего можно сделать вывод о том, что знания у детей о правилах общения сформированы, но они не являются в достаточной мере осознанными, чтобы стать нормой поведения в повседневном общении. Например: «Когда я выхожу из-за стола, я говорю «спасибо», потому что я вежливый» (Артем О.).
В группу детей с низким уровнем знаний и о правилах общения вошли 42% (10) детей экспериментальной группы и 38% (9) детей контрольной группы потому, что они часто давали неверные ответы, не могли объяснить свое поведение, обосновать, искали помощи и подсказки. Например, на вопрос: «В каких случаях ты используешь вежливые слова?» Антон П. ответил: «Когда здороваюсь».
По результатам данной методики мы сделали вывод о том, что для многих детей старшего дошкольного возраста характерно наличие общих знаний о правилах поведения, но при этом не все правила являются осознанными и выступают как норма поведения, скорее дети их транслируют как социально одобряемое поведение.
Результаты по методике «Беседа и рисование» показали, что к высокому уровню овладения нормами и правилами общения мы отнесли 8% (2) детей в экспериментальной группе и 17% (4) детей в контрольной группе. Данные дети были определены в эту группу потому, что у детей обеих групп, отнесенные нами к высокому уровню в личностном общении со взрослыми, отмечалась высокая речевая активность. Старшие дошкольники не только активно задавали вопросы взрослому, но и сами охотно отвечали на задаваемые им вопросы, при этом уважительно обращаясь к взрослому на «Вы», интересовались мнением взрослого, соблюдали правила вежливого обращения. Это может свидетельствовать о высокой заинтересованности данных детей в общении со взрослыми. Например: Таня С. на вопрос взрослого «Что тебе нравится рисовать» ответила - «Ялюблю рисовать животных, а еще разные наряды. А вы знаете, как рисовать платье для принцессы?».
К среднему уровню мы отнесли 38% (9) детей в экспериментальной группе и такое же количество - 38% (9) в контрольной группе. Старшие дошкольники со сред-314
ним уровнем овладения нормами и правилами общения в личностном общении со взрослыми также проявляли интерес, но у них наблюдалась недостаточная устойчивость активности в речевом общении. Данные дети испытывали затруднения в продолжении разговора, затруднялись в ответах на некоторые вопросы, а также сами не всегда могли четко сформулировать вопрос, не всегда проявляли знание правил вежливого обращения, могли обратиться к взрослому на «ты», либо называли только имя без отчества. Так, например, Юля П. хоть и вступала в диалог с экспериментатором, но при этом была зажата, зрительный контакт не поддерживала, на вопросы взрослого отвечала неохотно, односложно, сама вопросов не задавала. Рита В. задала такой вопрос: «А ты зачем к нам пришла, будешь давать задание?».
В группу детей с низким уровнем овладениями нормами и правилами общения вошли в экспериментальной группе 54%(13) детей и в контрольной группе 46% (11) детей. Данные дошкольники были включены в эту группу в связи с тем, что у них отмечалось снижение речевой активности, редкое использование вежливых слов, интерес к общению не наблюдался. Данные дети сами не организовывали диалог со взрослым, вопросов не задавали.
В общении у ребенка активность снижена, необходима постоянная стимуляция взрослого, ребенок пассивен, интерес к общению у него снижен, вежливые слова отмечаются редко. Так, например Борис М. рисовал рисунок, не обращая внимание на то, что взрослый задает ему вопросы, а когда закончил, то просто встал и ушел. Кристина Ч. также реагировала молчанием, в тех случаях, когда не хотела отвечать на поставленный вопрос.
Важным проявлением культуры поведения у ребенка является осознание значимости следованиями этим нормам во взаимодействии с другими людьми.
По результатам методики «Ситуации» на высоком уровне осознания значимости проявления вежливости, деликатности и предупредительности находится 13% (3) детей экспериментальной группы и 17% (4) детей контрольной группы. Они отнесены к данному уровню потому, что они продемонстрировали, что в ответе о том, как бы поступили проявление качеств вежливости, деликатности, предусмотрительности, обосновали свой выбор, указав, как повлияет их поведение на другого человека положительным образом, упоминали нормы общения. Например: «Я считаю, что мальчик поступил неправильно. Это некрасиво спрашивать про торт и не интересоваться самим именинником» (Оля Л.).
Средний уровень осознания значимости проявления вежливости, деликатности и предупредительности выявлен у 58% (14) детей экспериментально и 58% (14) контрольной группы. Они отнесены к данному уровню потому, что в двух из трех ситуаций они дали правильные ответы, но затруднились в объяснении своего поведения, они лишь частично отмечали, что такое поведение, как описано в ситуации, может негативно повлиять на участника ситуации. Например, «Она расстроится» (Наташа А.), «Ей будет обидно» (Антон В.) и т.д.
В группу детей с низким уровнем осознания значимости проявления вежливости, деликатности и предупредительности вошли 29% (7) детей экспериментальной группы и 25% (6) детей контрольной группы. Эти дошкольники были отнесены к низкому уровню потому, что они часто давали неверные ответы, не могли объяснить свое поведение, обосновать, искали помощи и подсказки. Например: «Я не знаю. Ну и что, что ленточка оторвалась, она сама увидит» (Сергей К.)
Обобщая результаты по данной методике, мы можем сделать вывод о том, что старшие дошкольники еще не в полной мере осознают значимость проявления таких качеств как вежливость, деликатность, предупредительность, поэтому в подобных ситуациях проявляются себя по-другому, не всегда в соответствии с правилами и нормами культуры общения.
Середкина Наталья Дмитриевна, Соловьева Надежда Александровна, Шинкарёва Надежда Алексеевна
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ...
Оценка способности к партнерскому диалогу показала, что на высоком уровне развития умения руководствоваться правилами культурного поведения в практической деятельности находится 17% (4) детей экспериментальной группы и 21% (5) детей контрольной группы. Они отнесены к данному уровню потому, что в процессе наблюдения они проявили умения в общении со сверстниками и взрослыми: они умеют спокойно, терпеливо слушать партнера, легко с ним договариваются и адекватно эмоционально подстраиваются в процессе общения, постоянно используют формы вежливого обращения при приветствии, прощании, в ситуациях с незнакомыми взрослыми людьми, в общественных местах. Например, Аня Т., обращаясь к другой девочке говорит: «Давай с тобой вместе играть. Я рада, что тебе нравятся такие куклы. Спасибо за ленточку для моей Барби».
Средний уровень выявлен у 31% (6) детей экспериментальной группы и у 37% (8) детей контрольной группы. Они отнесены к данному уровню потому, что в общении со взрослыми и сверстниками они умеют слушать и договариваться, но не обнаруживают способности эмоционально пристраиваться к партнеру, не чувствуют настроение партнера по общению, ориентируются на темп речи и ее эмоциональную окраску. Часть детей в некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним, не всегда используют формы вежливого обращения, либо используют только формы приветствия и прощания, другие формы используют редко. Например, Гриша К. позвал Сашу идти за конструктором. Саша попросил подождать, пока он доделает аппликацию. Гриша ответил: «Ятогда сам пойду играть».
В группу детей с низким вошли 52% (11) детей экспериментальной группы и 42% (9) детей контрольной группы. Эти дошкольники были отнесены к низкому уровню потому, что в процессе наблюдения у них наблюдалась слабая сформированность умения слушать партнера, они часто перебивали сверстника, прекращали разговор на любом его этапе, могли раздражаться, недостаточно управляли своими эмоциями, не ориентировались на эмоциональное состояние сверстника, формы вежливого обращения самостоятельно не использовали, только под контролем взрослого. Например: «У Вани К. мальчики попросили мяч. Он ответил: «Я вам не дам мяч, сам буду играть, и вы ко мне не подходите».
Обобщив результаты диагностики, мы распределили детей по уровню развития культуры поведения: на высоком уровне развития культуры поведения находится 17% (4) детей экспериментальной и 20% (5) контрольной группы. На среднем уровне 38% (9) детей экспериментальной и 38% (9) контрольной группы. На низком уровне 45% (11) детей экспериментальной и 42% (10) контрольной группы.
Таким образом, к числу особенностей в развитии культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста можно отнести тот факт, что не все полученные знания дети могут осознанно переносить в практику общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, знания о культуре поведения у детей имеют ограниченный характер. Дети этого возраста умеют слушать и договариваться, но не всегда учитывают эмоциональное состояние партнера по общению; недостаточно осознают значимость проявления вежливости, деликатности, предусмотрительности; не всегда могут предупредить или разрешить конфликтную ситуацию; у них отмечается нерегулярность использования форм вежливого обращения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Буре, Р.С. Как поступают друзья: воспитание гуманных чувств и отношений: пособие для проведения бесед с дошкольниками 5-7 лет [Текст] / Р.С. Буре. - М.: Детство - Пресс, 2005. - 24с._
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю, Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
3. Курочкина, И. Н. О культуре поведения и этикете [Текст] / И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание.-2003. - № 10. - С.30-34.
4. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов выс. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
5. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Л. Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
6. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Петерина. -М., 1996.- 142 с.
7. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
8. Шинкарёва, Н. А.,Соловьева, Н. А. Особенности формирования культуры поведения детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры [Текст] / Шинкарёва Н. А.,Соловьева Н. А -Молодой ученый., Материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — vi, 144 с. Пермь. С.139.