52
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2007
УДК 376.02
НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА
©2о°7 Багдуева К. Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
В моральной готовности учащихся коррекционно-образовательных учреждений VIII вида к семейной жизни выделяется несколько уровней. Первая группа с высоким уровнем готовности включает в себя 5,4% учащихся. Они понимают, насколько важно строить семейные отношения на основе взаимоуважения, их представления о семейных ценностях и супругах являются адекватными. Вторая группа учащихся (54,6%) не вполне осознает значение семьи. Их знания являются обрывочными и субъективными. Они не обладают адекватной самооценкой и стремятся к самообразованию. У третьей группы учащихся (40,6%) низкий уровень готовности к созданию семьи. Их знания примитивны и поверхностны и некоторые из них не отвечают моральным нормам современной семьи.
The moral readiness of pupils of correctional and educational institutions for family life is divided into several levels. The 1st group with high level of readiness includes 5,4% pupils. They realize how it is important to build the family relationships on the basis of mutual respect, they have adequate ideas about family ideals and marriage partner. The 2nd group of pupils (54,6%) do not completely realize the meaning of the family. Their knowledge is fragmentary and personal. They can’t value themselves enough and aspire to the self education. The 3rd group of pupils (40,6%) has low level of readiness for creating the family. Their knowledge is primitive and superficial and some of them do not correspond to moral norms of modern family.
Ключевые слова: социальная адаптация, умственно отсталые школьники, мотивы вступления в брак, брачно-семейные отношения, готовность к семейной жизни, критерии прочности семьи, семейно-ролевые отношения.
Keywords: social adaptation, mentally handicapped schoolchildren, motives for marriage, marriage-familial relations, readiness for familial life, criteria of familial
strength, familial-role relations.
Социальная адаптация человека в обществе требует от него разнообразных знаний и умений, необходимых как в производственной, так и в непроизводственной сферах. На
формирование у умственно отсталых учащихся знаний и умений, необходимых в семейной жизни, кроме средовых факторов, оказывает влияние и целенаправленная работа по подготовке будущего семьянина,
осуществляемая в школе. Эффективность ее, в первую очередь, связана с преодолением влияния особенностей социального развития учащихся, которое затрудняет формирование этого качества, и всемерным использованием возможностей учебновоспитательного процесса, благоприятствующих подготовке умственно отсталых юношей и девушек к семейной жизни.
Психолого-педагогические науки •••
53
Мы исходили из того, что будущие супруги, молодожены должны иметь знания по следующим направлениям:
- нравственно-психологическое,
- медико-гигиеническое.
В литературе мы обнаружили два подхода к определению сущности понятия готовность к семейной жизни [1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 14 и др.]. Первый ориентируется на установление готовности по конечному результату - успешности брака, гармонии межличностных отношений в семье, правильному воспитанию детей. Ввиду отсутствия возможности оперативной оценки результатов воспитания, столь отодвинутых во времени, большинство исследователей настаивают на определении нравственной готовности учащихся к семейной жизни до их вступления в брак, что является педагогически более целесообразным.
Итак, если принять как основополагающий второй подход и судить о готовности к семейной жизни до начала семейно-брачных отношений (т.е. не располагая выверенными данными о реальном поведении выпускников как субъектов системы внутрисемейных отношений), то закономерно встает вопрос о критериях такой готовности. Необходимыми критериями нравственнопсихологической готовности учащихся к самостоятельной семейной жизни являются:
- наличие представлений об идеале семейной жизни;
- оценка себя как будущего семьянина;
- знания о нравственно-психологических основах семейной жизни, способах взаимоотношений в семье, их регуляции и контроле;
- соответствующие нравственные чувства, облегчающие взаимоотношения в брачно-семейной среде, повышающие стабильность брака (сопереживание, сочувствие, ответственность, отзывчивость, общительность, уступчивость, терпимость и другие);
- нравственное поведение, определяющее отношение к родителям, представителям противоположного пола и другим людям.
Анкетный опрос старшеклассников специальных (коррекционных) школ VIII вида был, прежде всего, направлен на выявление нравственно-психоло-гической готовности к семейной жизни в условиях этнического социума. Всего было опрошено 118 учащихся 8-9-х классов специализированных школ-интернатов г. Махачкалы и г. Дербента.
В соответствии с разработанными критериями, а также с помощью письменного опроса на основе стандартизированной анкеты мы исследовали уровень готовности старшеклассников к самостоятельной семейной жизни.
Перейдем к анализу результатов нашего исследования.
На вопрос: «Из каких источников вы получаете знания о супружеской жизни?» были получены ответы, освещенные в таблице 1.
Таблица 1
Источники осведомленности умственно отсталых учащихся о брачно-семейных отношениях (в %)
Кол-во Источники информации о семейно-брачных отношениях
опрошенных 118 книги кино- фильмы друзья и знакомые собственные наблюдения родители учи- теля другие источники
Юноши 60 2,7 15,6 41,6 14,3 10,4 11,7 3,7
Девушки 58 3,7 17,0 37,3 11,7 11,3 19,0
54
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2007
Анализ данных показал, что учителя, школа стали источниками информации по вопросам брачно-семейных отношений, любви только для шестой части старшеклассников, а сверстники, друзья занимают в этой информации ведущее место.
Важно отметить, что знания в области интимных отношений, по вопросам семьи и брака, приобретаемые старшеклассниками в группах свободного общения, нередко бывают односторонне-максималистскими, искаженными, но, как правило, усваиваются прочно. Культивирование циничного отношения к дружбе и любви сказывается в формировании безответственного отношения молодых людей к выбору будущего спутника жизни, созданию семьи.
Выяснилось, что 11,3% мам беседует с девочками, в основном, о правилах личной гигиены. С мальчиками такую работу проводят 10,4% мам. Отцы в этих беседах, как правило, участия не принимают, изредка ограничиваясь нравоучениями. Многие родители избегают бесед с детьми о последствиях ранней половой близости, венерических заболеваниях и т.д. Это обстоятельство подтверждает наше предположение о том, что родительские семьи умственно отсталых детей, большинство из которых относится к числу неблагополучных, не в состоянии передать своевременные, полные, соответствующие научным данным знания о семье, хотя у них есть личный жизненный опыт. У 17% учащихся источником информации об этой области знаний оказалось телевидение, кино, в связи с чем у них появляются разрозненные сведения о различных аспектах семейной жизни.
Представления умственно отсталых учащи
Соединяясь с собственными наблюдениями ребенка (14,3%), они составляют некоторый запас первоначальных отрывочных знаний, которые только при помощи учителя могут быть объединены в более стройную систему.
В ходе анкетирования учащиеся ответили на вопрос об их готовности к семейной жизни.
Значительная часть девушек (43,4 %) считает, что хорошо знакома с вопросами семьи и брака, среди юношей таких не оказалось. Юноши специально (35%), по их мнению, не следят за источником информации по проблемам брака и семейных отношений, чем отличаются от девочек, у значительной части девушек выявлен повышенный интерес к этой стороне человеческих отношений, что объясняется желанием создать семью.
Таким образом, значительная
часть школьников ответила на данный вопрос утвердительно, что в известной мере следует рассматривать как завышенную самооценку, неадекватность представлений о различных аспектах семейной жизни или отсутствие знаний о важнейших сторонах брачно-семейных отношений. Это отражает тот факт, что некоторые учащиеся переоценивают свои возможности, подходят к созданию семьи безответственно.
Центральное положение в представлениях умственно отсталых старшеклассников о будущей семейной жизни занимает вопрос о нравственных основах создания и функционирования семьи. Мотивы, которые, по мнению учащихся, влияют на решение молодых людей создать семью, представлены в таблице 2.
Таблица 2
о ведущих мотивах вступления в брак (в%)
Мотивы вступления в брак Юноши Девушки
а) желание жить вместе с любимым человеком 33,8 32,1
б) боязнь остаться одиноким 2,5 1,9
в) красота мужа (жены) 26 35,8
г) человеческие качества жены (мужа): внимательность, доброта и т.д. 4 3,7
Психолого-педагогические науки
• ••
55
д) желание иметь семью 27,2 17
е) желание иметь детей 4 7,5
ж) желание заботиться о близких, любимых людях 2,5 2
Согласно нашим данным, ведущее место в прогнозе мотивации брака, по мнению 33,8% юношей и 32,1% девушек, занимает «желание жить вместе с любимым человеком». Ориентация на брак по любви чаще проявляется у старшеклассников из неполных семей. При этом большинство подростков предполагают, что любовь является не только необходимым, но и достаточным условием будущего семейного счастья. Причем личностный смысл любви как основы брака для умственно отсталых старшеклассников из неполных семей в большей степени определен их стремлением компенсировать эмоциональный дискомфорт, испытываемый ими в родительской семье. В то же время полученное распределение мотивов в оп-
ределенной степени отражает собственные намерения учащихся. Об этом свидетельствует соотнесение таких мотивов, как «желание создать семью», «желание иметь детей». Существенное значение умственно отсталые подростки придают внешнему облику будущего избранника, при этом недооценивая значимость психологической и нравственной зрелости.
Сочетание данного стремления с недостаточной личностной зрелостью и отсутствием полноценного жизненного опыта увеличивает вероятность формирования у старшеклассников специальных (коррекционных) школ VIII вида неадекватных, идеализированных представлений о семейной жизни по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Таблица 3
Основные критерии прочности семьи (в %).
Жизненные ценности семьи Юноши Девушки
а) материальное благополучие 7,8 9,5
б) взаимопонимание 11,7 5,6
в) любовь 39 39,6
г) наличие детей 3,9 5,7
д) единство интересов 6,4 -
е) здоровье членов семьи 20,8 22,6
ж) справедливое распределение домашнего труда 10,4 17
Нас интересовали ответы учащихся на вопрос о том, какие критерии являются главными для сохранения и прочности семьи. О выборе критериев можно судить по результатам, представленным в таблице 3.
Важно отметить, что показатели, характеризующие ориентации юношей и девушек на указанные ниже ценности семейной жизни, различаются в группах умственно отсталых старшеклассников из различных типов родительских семей.
Причем, по уровню сформирован-ности ценностных ориентаций на важ-
нейшие основы прочности семьи юноши и девушки из благополучных семей превосходят своих сверстников из семей с низким уровнем нравственных отношений между родителями. Так, учащиеся из семей с высоким уровнем нравственно-психологических отношений большее значение придают любви супругов, как основы счастливого брака, благоприятнее оценивают взаимопонимание в семье по сравнению со школьниками из неблагополучных семей. Выбор старшеклассниками из неблагополучных семей такого критерия прочности семьи,
56
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2007
как материальное благополучие, может свидетельствовать о трудных материальных условиях жизни в родительской семье.
Что касается остальных критериев прочности семьи, то взгляды и тех, и других групп существенно не расходятся.
Здоровье членов семейного коллектива как основы сохранения семьи признало 22,6% девушек и 20,8% юношей. В вопросе о справедливом разделении труда в семейной жизни взгляды мальчиков и девочек значительно разошлись. 17% девочек и 10,4% мальчиков - сторонники справедливого разделения труда. Дети, по мнению учащихся, меньше всего влияют на укрепление брачносемейных отношений. Это утверждение формируется у подростков под влиянием родительской семьи, где умственно отсталый ребенок не получает должного внимания, заботы, материнского тепла, лишается «душевного комфорта», «чувства защищенности», вырастая в условиях неполной семьи или в атмосфере грубых, неуважительных отношений между родителями.
Учащимся из экспериментальных классов был предложен вопрос: «Какие черты твоего характера могут помешать тебе создать счастливую семью?». Во многих ответах, данных подростками, прослеживалась положительная оценка своих личностных качеств, стремление утвердить ее путем многократного повторения «у меня нет плохих качеств». В ответах другой части старшеклассников
Представления умственно отсталых пад/
встречались суждения отрицательного характера, попытки отнестись к себе критически, адекватно. Среди возможных помех к созданию семьи преимущественно были названы «грубость» и «лень». Немногие подростки выделили следующие негативные черты своего характера: «упрямство», «ревность», «невнимательность», «несправедливость», «жадность», «обидчивость». Причем девушки оказались более требовательны к себе, как будущей жене, чем юноши к себе, как будущему мужу. Отметим, что девушки в собственной характеристике указывали достаточно большое количество отрицательных качеств, которые, по их мнению, могут отразиться на благополучии будущей семьи.
Из приведенной нравственной характеристики видно, что образ-«Я» у умственно отсталых учащихся несколько идеализирован. Настораживает тот факт, что значительная часть воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида не осознает отрицательных черт своей личности. А это, в свою очередь, негативно влияет на регуляцию ими собственного поведения по отношению к окружающим людям, что является особенно важным в жизни семейного коллектива.
В ходе исследования мы также уделяли внимание изучению представлений умственно отсталых подростков о распределении ролей в семье. Результаты ответов на вопрос: «Какими, по твоему мнению, должны быть взаимоотношения между супругами?» представлены в таблице 4.
Таблица4
)в о семейно-ролевых отношениях (в %)
Взаимоотношения в семье Юноши Девушки
а) жена подчиняется мужу 62,3 15,1
б) муж подчиняется жене 6,4 52,8
в) равноправие и взаимные уступки 18,2 20,8
г) уважение и доверие 13,1 11,3
Выяснилось, что для многих девушек типична установка на лидерст-
во женщины в семье. Юноши, как
Психолого-педагогические науки •••
правило, роль руководителя в семейной жизни отводят мужчине.
Такой позиции, в основном, придерживаются юноши и девушки из неполных семей. Ведь именно в неполной семье часто отсутствует образец мужского поведения, стимулирующего формирование мужской роли у юношей и прообраза партнера у девушек. Соответственно, пример личной жизни матери, разочаровавшейся в бывшем муже, оказывает сильное воздействие на дочь, что в дальнейшем сказывается на выполнении ею роли жены. Сравнивая результаты ответов испытуемых, мы видим, что в ряде суждений отмечаются попытки приблизиться к пониманию семейных отношений как гармоничных, основанных на уважении и доверии, равноправии и взаимных уступках.
Показательны ответы подростков на вопросы о том, что они считают делом женщины (мужчины) в семье. Большое сходство во взглядах юношей и девушек наблюдалось в оценке хозяйственно-бытовых обязанностей мужчины и женщины в семейной жизни. Ответы учащихся свидетельствуют о значимости для них хозяйственной функции супругов. Взгляды юношей и девушек дифференцируются по принципам распределения трудовых обязанностей в семье. Большинство юношей первенство в ведении и исполнении домашних дел передают женщине, оставляя за мужчиной функцию помощника, главным образом, в покупке продуктов и ремонте бытовых приборов. Некоторые юноши (20%) обнаружили готовность в равной степени с будущей супругой участвовать в исполнении любой домашней работы, отрицая деление обязанностей на «мужские» и «женские». Именно на женщину мальчи-ками-подростками возлагается основная ответственность за семью, организация и ведение домашнего хозяйства.
Среди девочек больше тех, кто ожидает от мужчины (будущего супру-
57
га) одинакового участия в хозяйственной жизни семьи. Однако в 35% случаев девушки отводят женщине роль главы семьи как в организации, распределении, так и исполнении трудовых обязанностей в семье. Преобладающее большинство девочек считают, что ухаживать за ребенком, заниматься его воспитанием в равной степени обязанность обоих родителей. Некоторые юноши (28,5%) женщин возлагают уход за ребенком, а на себя - обязанность по воспитанию детей (42,8%).
Таким образом, большинство умственно отсталых старшеклассников отдают предпочтение ситуативному распределению бытовых обязанностей. Воспитанники специальных (коррекционных) школ VIII вида недостаточно сориентированы на такое распределение бытовых ролей, которое учитывало бы психологические особенности мужчины и женщины, а также личностные склонности и индивидуальные особенности супругов.
Выяснилось, что девочки из полных семей предъявляли больше требований к мужчине с точки зрения выполнения бытовых обязанностей в семье, чем их сверстницы из неполных семей. Ограниченность представлений о ролях «хозяина» и «хозяйки» у умственно отсталых учащихся из неполных семей объясняется отсутствием первичной модели семьи с ее семейно-бытовыми отно -шениями, в которых проявляются права и обязанности супругов.
Мы задали испытуемым подросткам вопрос: «Выполнение каких работ по дому является твоей обязанностью?» Абсолютное большинство ответило, что принимает участие в ведении домашней деятельности (65,4%). При этом существенная часть респондентов проживает в сельской местности, имея личное подсобное хозяйство. Поэтому ответы старшеклассников распределились следующим образом:
а) помощь в выполнении работы по уходу за жилищем и членами семьи: уборка квартиры, стирка белья, по-
58
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2007
купка продуктов, приготовление пищи и другие домашние дела;
б) участие в возделывании садовоогородного участка: посадка садовых насаждений, прополка овощей, полив растений, сбор урожая и т.д.;
в) деятельность на подворье: уход за домашними животными, заготовка кормов и другое.
Следует отметить, что 48,4% юношей и девушек выполняют домашние поручения принудительно. Приблизительно 34,6% девушек и юношей не считают семейную деятельность своим делом, показывая низкое качество включенности в систему внутрисемейных отношений.
В зависимости от отношения к семейному труду мы разделили учеников на 3 группы:
1. Позитивно относящиеся к домашнему труду (6,8% юношей, 10,4% девушек). Эти учащиеся считают обязательным ведение всеми членами семьи домашнего хозяйства, поскольку оно способствует прочности семьи. Эти дети имеют постоянные обязанности, которые систематически выполняют.
Характеристика эталош
2. Индифферентно относящиеся к домашнему труду (27% юношей, 21,5% девушек). Девушки и юноши этой группы, хотя и принимают участие в домашнем труде, но по принуждению, когда этого требуют от них взрослые.
3. Негативно настроенные по отношению к домашнему труду (25,4% юношей, 9,3% девушек). Представители этой группы не понимают содержания домашнего труда, считают его неинтересным, не участвуют в нем, поскольку у них нет времени или им просто лень.
На основе анализа анкетного опроса мы также пришли к выводу, что существует достоверное различие в группах старшеклассников, дифференцирующихся по типологии родительских семей. Учащиеся, которые воспитываются в благополучных семьях, более охотно и значительно чаще помогают родителям в ведении хозяйства по сравнению с детьми из семей с низким уровнем нравственных отношений между родителями.
Таблица 5
качеств будущей супруги
Качества абсолютное ранговое процентный ранговый показатель (юноши)
Доброта 1 15,5
Красота 2 14,3
Хозяйственность 3 13
Любовь к мужу 4 11,7
Уважение 5 11,7
Верность 6 10,4
Аккуратность 7 6,4
Нежность 8 5,3
Внимательность 9 5,2
Взаимопомощь 10 4
Другие качества 11 2,5
Таблица 6
Характеристика эталонных качеств будущего супруга
Качества абсолютное ранговое процентный ранговый показатель (девушки)
Красота 1 19
Доброта 2 17
Чувство юмора 3 13,2
Психолого-педагогические науки
• ••
59
Трудолюбие 4 11,3
Аккуратность 5 9,4
Сила 6 7,5
Нежность 7 7,5
Внимательность 8 5,7
Воспитанность 9 3,8
Умение заботиться о семье 10 3,8
Другие качества 11 1,8
Мы поставили задачу изучить содержание представлений умственно отсталых учащихся об эталонных качествах будущего брачного партнера.
Испытуемым было предложено ответить на вопрос: «Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный суп-руг(а)?» Мы проранжировали качества по убыванию частоты фиксирования. Выделена ранговая последовательность качеств. В структуре образа будущего избранника подростки отмечали следующие компоненты: особенности внешности, личностные качества, хозяйственные навыки и умения. Результаты ответов представлены в таблицах 5,6.
Такие качества, как красота, доброта, чувство юмора, трудолюбие являются наиболее значимыми эталонными качествами будущего спутника жизни, с точки зрения респондентов. Заметно меньшую значимость имеют следующие качества: ум, сила, нежность, аккуратность. В системе коммуникативных качеств, по мнению девушек, высокий ранг занимает любовь и уважение к жене. Незначительная часть подростков понимает, что в любви важна общая культура: воспитанность, умение быть внимательным, вежливым, ласковым. К числу значимых личностных качеств юноши относят верность как важное требование друг к другу в браке. По мнению некоторых испытуемых, существенным компонентом в семейной жизни является умение супруга вести трезвый образ жизни, а также умение жены следить за своей
привлекательностью, быть «ухоженной».
Анализ полученных ответов указывает на определенную односторонность понимания учащимися проблем общения между мужчиной и женщиной. Только несколько человек указали, что любовь включает в себя взаимопомощь, проявление заботы по отношению к другим членам семьи. А ведь взаимопомощь - это и выполнение определенных домашних обязанностей, но, прежде всего, непосредственный и непрестанный интерес к жизни другого.
Изучение описаний образа будущего супруга позволяет заметить, что у подростков из семей с неблагоприятным психологическим климатом он более идеализирован в результате негативного жизненного опыта. У старшеклассников из неполных семей отмечается недостаточная содержательность и малая дифференцированность представлений о будущем брачном партнере. У юношей и девушек из благополучных в нравственном отношении семей лучше сформированы ориентации на воспитание детей обоими супругами. Они более адекватно оценивают роль семейного воспитания в формировании личности.
Следовательно, несформирован-ность представлений о муже (жене) как супруге и семьянине у умственно отсталых школьников влечет за собой неадекватность представлений о браке и семейной жизни в целом.
Наличие у учащихся идеала семейной жизни (в %)
Таблица 7
60
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2007
Идеальная семья Юноши Девушки
а) родителей 2,6 7,6
б) родственников 17 13,2
в) героев кино, книг 6,5 11,3
г) хороших знакомых 11,6 15,1
д) созданная в мечтах 36,3 28,3
е) затрудняюсь ответить 26 24,5
Структура и особенности жизнедеятельности родительских семей оказывают влияние на создаваемый подростками образ будущего мужа (жены). Подтверждением вышеизложенному служат ответы учащихся на вопрос «Какая из семей является для тебя в настоящее время примером, идеалом?» (табл. 7).
Полученные данные свидетельствуют о том, что количество респондентов, назвавших родительскую семью в качестве идеала и идентифицирующих жизнедеятельность будущей семьи с родительской, составило лишь 7,6%. Затруднения почти трети учащихся при ответе на данный вопрос свидетельствуют о не-сформированности, нечеткости
идеала семейной жизни; чрезвычайно низком влиянии на его формирование литературы. Для многих старшеклассников образцом семейно-брачных отношений является воображаемая семья, а в реальной жизни примером служат семьи родственников и знакомых.
Итак, путем обработки заполненных учащимися анкет, протоколов бесед мы смогли получить количественное выражение уровней нравственно-психо-логической готовности умственно отсталых старшеклассников к семейной жизни.
В соответствии с полученными данными было выделено 3 уровня -высокий, средний, низкий.
В группу с высоким уровнем нравственно-психологической готовности к семейной жизни вошло 5,4% учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. Они характеризуются достаточно полны-
ми знаниями о роли семьи в жизни человека и общества. Ими понимается необходимость строить отношения в семье на основе взаимоуважения, взаимопонимания, доверия, доброжелательности. Эти учащиеся имеют адекватные, реальные представления об идеале семьи, брачном партнере. Им свойственно стремление к совершенствованию своих знаний о браке, семье, присуща потребность в приобретении опыта, навыков и умений, необходимых для будущей семейной жизни.
Для умственно отсталых учащихся со средним уровнем нравственнопсихологической готовности к семейной жизни (54,6%) характерно неполное осознание значения семьи для развития личности и функционирования общества. Их знания о нравственных основах семьи фрагментарны, недостаточно личнозначимы. Осознавая необходимость взаимопомощи, уважения, понимания в отношениях между людьми, учащиеся этой группы сами не всегда умеют проявлять их. Они обладают неточными представлениями об идеале семьи, будущем брачном партнере. У юношей и девушек со средним уровнем сформированности нравственных основ семейной жизни недостаточно развиты самооценка, стремление к самовоспитанию.
В третью группу вошло 40% учащихся с низким уровнем нравственно-психологической готовности. У умственно отсталых старшеклассников этого уровня искажены представления о роли семьи в жизнедеятельности общества и ее значении для развития личности. Знания о
Психолого-педагогические науки
61
• ••
нравственных основах семейной жизни поверхностны, примитивны, а у некоторой части не отвечают моральным нормам современной семьи. В совместной деятельности с лицами противоположного пола их отличаюет безответственность, бестактность, неумение считаться с мнениями, интересами, привычками других. Представления об идеале семьи, будущем избраннике не сформированы, далеки от реальности, желание заниматься самовоспитанием не проявляется.
низкий средний высокий уровень уровень уровень
Рис. 1. Количественное выражение уровней нравственно-психологической готов-
ности умственно отсталых старшеклассников к семейной жизни
Результаты этого изучения отражены на рис. 1.
Таким образом, низкий уровень ориентировки умственно отсталых школьников в вопросах, связанных с взаимоотношениями полов, отношениями между супругами, с охраной своего здоровья и здоровья других людей, недостаток жизненного опыта являются результатом того, что на вопросы подготовки детей к созданию семьи обращается явно недостаточное внимание. Поэтому очевидна необходимость введения в программу по социально-бытовой ориентировке дополнительных сведений по таким разделам, как «Медицинская помощь», «Личная гигиена», «Семья», «Культура поведения», способствующих подготовке подрастающего поколения к семейной жизни. Чрезвычайно важным представляется выявление наиболее эффективных форм работы с родителями по вопросам приобщения их к пониманию проблем семьи и брака, повышения психолого-
педагогической культуры, включения детей в различные сферы жизнедеятельности семьи.
Примечания
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. - М.: Топикал, 1994. - 607 с. 2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с. 3. Денисова Е.Н. Формирование представлений о межполовых и семейно-ролевых отношениях умственно отсталых подростков в процессе коррекционного обучения и воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед.наук. - М., 1998. - 19 с. 4. Зубков В.Н. Дидактические основы взаимодействия учебновоспитательных учреждений и семьи по подготовке подрастающего поколения к семейной жизни: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 25 с. 5. Карвялис В.Ю. О семьях бывших воспитанников специальных школ для аномальных детей // Дефектология. №4. 1975. - С.28-34. 6. Павлова Н.П. Система СБО учащихся вспомогательной школы // Дефектология. № 1. 1991. - С. 53-58. 7. Раку А.И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся. - Кишинев, 1982. - 143 с. 8. Саидов Т.Г. Подготовка молодежи к семейной жизни. -Махачкала, 1989. - 77 с. 9. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя // Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова и др. / Под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Владос, 2003. - 302 с. 10. Суворова А.Г. Проблема подготовки молодежи к самостоятельной семейной жизни // Социологические проблемы образования и воспитания. - М.: Педагогика, 1973. - С.182-207. 11. Черепанова И.И. Педагогические условия повышения социально-адаптивных возможностей учащихся с недостатками интеллектуального развития: (На примере преподавания экон. географии): Автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Уральск, гос. пед. универ-т. - Екатеринбург, 2002. - 23 с. 12. Штильбанс В.И. Культура брачных отношений. - М.: Знание, 1990. - 16 с. 13. Щербакова А.М., Москаленко
62
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2007
Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений Vlll-ro вида // Дефектология. 2001. № 3. - С.19. и № 4. - С.31.