Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия подготовки дагестанской молодежи к созданию семьи'

Социально-педагогические условия подготовки дагестанской молодежи к созданию семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
336
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ / ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЯЗАННОСТИ / ДАГЕСТАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / СУПРУГИ / СОВРЕМЕННЫЙ БРАК / АСПЕКТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рамазанова Разият Магомедовна, Магомедова Асият Садыковна, Омаров Омархан Нурмагомедович

В статье освещаются социально-педагогические условия подготовки молодежи Дагестана к созданию семьи. Проведено анкетирование среди студенческой молодежи по обозначенной проблеме, анализируются результаты опроса. Отмечается ряд факторов, влияющих на подготовку молодежи к взрослой семейной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рамазанова Разият Магомедовна, Магомедова Асият Садыковна, Омаров Омархан Нурмагомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия подготовки дагестанской молодежи к созданию семьи»

48

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

Литература

1. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностранная литература. 1993, № 4.

2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994, № 5. 3. Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. 1994, № 2. 4. Козер Л. А. Завершение конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. Реф. сб. М., 1991. 5. Coser L. Conflict: Social Aspects // International Encyclopedia of the Social Sciences / ed by D. Sills. Vol. 3. USA, 1968.

References

1. Dahrendorf R. Modern social conflict. 1993, # 4. 2. Dahrendorf R. Elements of the theory of social conflict // Sociological research. 1994. # 5. 3. Simmel G. Human as an enemy // Sociological journal. 1994. # 2. 4. Coser L. A. Completion of the conflict // Social conflict: modern research. Ref. coll. M., 1991.

5. Coser L. Conflict: Social Aspects // International Encyclopedia of the Social Sciences. Ed / by D. Sills/ Vol. 3/ USA, 1968.

Literatura

1. Darendorf R. Sovremennyj social'nyj konflikt. 1993, № 4. 2. Darendorf R. Jelementy teorii social'nogo

konflikta // Sociologicheskie issledovanija. 1994, № 5. 3. Zimmel' G. Chelovek kak vrag // Sociolog-

icheskij zhurnal. 1994, № 2. 4. Kozer L. A. Zavershenie konflikta // Social'nyj konflikt: sovremennye issledovanija. Ref. sb. M., 1991. 5. Coser L. Conflict: Social Aspects // International Encyclopedia of the Social Sciences / ed by D. Sills. Vol. 3. USA, 1968.

Статья поступила в редакцию 14.04.2015 г.

УДК 378

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ

SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DAGESTAN YOUTH’S PREPARATION FOR CREATING THE FAMILY

©2015 Рамазанова Р. М., Магомедова А. С., Омаров О.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Ramazanova R. M., Magomedova A. S., Omarov O.N.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье освещаются социально-педагогические условия подготовки молодежи Дагестана к созданию семьи. Проведено анкетирование среди студенческой молодежи по обозначенной проблеме, анализируются результаты опроса. Отмечается ряд факторов, влияющих на подготовку молодежи к взрослой семейной жизни.

Abstract. The authors of the article highlights the socio-pedagogical conditions of training of youth of Dagestan to create a family. A survey among students of the described problem, analyzes the survey results. There are a number of factors affecting the preparation of young people for adult family life.

Rezjume. V stat'e osveshhajutsja social'no-pedagogicheskie uslovija podgotovki molodezhi Da-gestana k sozdaniju sem'i. Provedeno anketirovanie sredi studencheskoj molodezhi po oboznachennoj probleme, analizirujutsja rezul'taty oprosa. Otmechaetsja rjad faktorov, vlijajushhih na podgotovku molodezhi k vzrosloj semejnoj zhizni.

Ключевые слова: семейная жизнь, готовность к браку, личность, обязанности, дагестанская молодежь, современное общество, супруги, современный брак, аспекты, образовательный процесс.

Keywords: family life, readiness for marriage, identity, responsibilities, Dagestan youth, modern society, spouses, modern marriage, aspects, educational process.

Kljuchevye slova: semejnaja zhizn', gotovnost' k braku, lichnost', objazannosti, dagestanskaja mo-lodezh', sovremennoe obshhestvo, suprugi, sovremennyj brak, aspekty, obrazovatel'nyj process.

Психолого-педагогические науки •••

Подготовка молодежи к будущей семейной жизни является важной составной частью общей системы воспитания молодежи. Если еще совсем недавно считалось, что по достижении определенного возраста молодой человек уже готов к созданию семьи, то обусловленность изменений семьи культурной и исторической динамикой общественных отношений предполагает необходимость специальной подготовки молодых людей к семейной жизни. Социологические, педагогические, медико-психологические исследования (Балашов В.А., Савинов А.И., 2007; З.Н. Алибекова, 2011и др.) убеждают нас в том, что в готовности молодежи к созданию семьи должна быть задействована педагогическая и психологическая работа.

Семейная жизнь, вместе с открытием человеку возможности для счастья и личностного роста, предъявляет к нему и определенные требования. Среди факторов, которые определяют стабильность молодых семей, выделяется готовность молодежи к браку, что, по мнению Л. В. Карцевой, является системой социальнопсихологических установок личности, определяющей эмоциональное и психологическое отношение к ценностям супружества и в целом к образу жизни (Карцева Л.В., 2003).

Готовность к браку включает ряд аспектов:

1. Готовность личности возложить на себя новые обязанности в отношении к своему брачному партнеру, будущим детям, т. е. формирование определенного нравственного комплекса.

2. Готовность к сотрудничеству и межличностному общению.

3. Способность к самоотверженности по отношению к супруге (супругу).

4. Наличие качеств, основанных на проникновении во внутренний мир человека, когда повышается роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к эмпатии.

5. Эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Способность к саморегуляции личной психики и поведения, грамотно решать межличностные конфликты.

Взрослые люди не часто задают себе вопрос: «Зачем человеку семья?» Чаще вопрошают молодые. Вместе с тем, для каждой личности понятие «семья» имеет и свое внутреннее содержание. Например, молодой человек, вступив в брак, считает, что семья - это, в первую очередь, он и его же-

49

на, потом дети. Для ребенка - это его мама, папа, бабушки, дедушки, тети и дяди, участвующие в его воспитании.

Многие аспекты семьи имеют для личности различный смысл. В семье человек обеспечен полным психолого-физиологическим комфортом, испытывает ощущение своей ценности и полезности. Семья предоставляет возможность каждому почувствовать свою неповторимость, уникальность, «нужность» в полном объеме.

Для каждого из супругов в семье важна психологическая и социальная сторона отцовства и материнства, т. е. обязанность по воспитанию потомства, которую возлагают на себя взрослые.

Семья нужна для того, чтобы рядом был тот, кто не оставит в беде; с кем можно совместно радоваться успехам; кому можно доверять; кто уравновешивал бы слабости, с кем можно было бы посоветоваться и т. д. Все это в совокупности составляет образ семьи как надежного убежища в современном мире, где бушуют политические, экономические, технологические, климатические страсти и сложности жизни. Однако при важности всего вышеизложенного не следует его догматизировать и переоценивать, ведь подготовка к браку не сводится только к созданию брачно-семейных установок.

При этом современный брак все более ориентируется на удовлетворение потребностей в неформальном и интимном общении. По результатам одного социологического опроса возможность не иметь детей беспокоит 38 % российских студенток, 24 % молодых россиянок считают, что «главное призвание женщины - быть хорошей женой и матерью» (В.И. Солодни-ков, 2011). Из этого следует, что еще одним непременным элементом в подготовке молодежи к семейной жизни является установка, ориентация на деторождение.

Несмотря на целый ряд публикаций, социологических опросов, литературы по данной проблеме, остается актуальной проблема отношения современной дагестанской молодежи к созданию семьи, в связи с чем мы провели анкетирование среди студентов Дагестанского государственного университета (ДГУ). В анкетировании (17 вопросов) было охвачено 52 респондента (студенты с 1 по 3 курсы). Нас интересовал именно этот юный возраст, поскольку в этот период молодежь, как нам представляется, является более восприимчивой и податливой мнению окружающих людей.

50

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

На вопрос «Каково Ваше желание создать семью?» большинство опрошенных, то есть 46 респондентов (86,6 %) ориентированы на создание семьи, что, по их мнению, будет способствовать решению демографических запросов общества и укреплению института семьи. В раздумье находятся 5 человек (10 %). Категорически не планирует создать семью 1 студент.

На вопрос о создании семьи в студенческие годы 22 респондента (40 %) ответили положительно. Отрицательно относятся к созданию семьи в студенческие годы 20 человек (43 %), поскольку на плечи студентов, помимо учебных нагрузок, ложатся дополнительные обязанности (домашние, уход за детьми, зарабатывание денег), что зачастую приводит к нервным срывам. Некоторым приходится оформлять академический отпуск, «бросать» учебу или же наоборот уделять внимание процессу обучения, обделяя вниманием своих детей. Нейтральной позиции придерживается меньшая часть: 10 человек (16,7 % респондентов).

Студенческую молодежь можно считать частью молодежи как социальнодемографической группы. Молодежь стремительно меняет свой облик, жизненные приоритеты и стратегии, а ее картина жизни уже не та, которая была характерна для молодежи традиционного общества, где межпоколенческая преемственность выступала реальным значимым фактором общественного развития и развития самой молодежи, ее системы жизненных стратегий и ценностей.

Следующий вопрос касался наличия кандидата для создания семьи. Из полученных ответов на вопрос: «У вас есть парень (девушка)?» видно, что большинство опрошенных (70 %) не имеют кандидата для создания семьи. Это связано, видимо, с тем, что мы проживаем в традиционной республике, где имеет огромное значение такие явления как сватовство и свадьба. Остальная часть опрошенных - (30 %) имеет вероятного спутника жизни. Так как сказывается влияние западной культуры и ослабление некоторых традиций нашего общества.

По вопросу «Если есть, обсуждали ли вы между собой тему брака?» большинство опрошенных студентов не обсуждали со своими парнями (девушками) тему вступления в брак - 70 %. Общение в этот юношеский период находится на первом месте и группировка пар для общения не всегда рассматривает всю серьезность заключения

брачных уз. Но все же 30 % опрошенных уже обсуждали тему брака.

Интересные ответы были получены на следующий вопрос: «Готовность к браку в студенческие годы». Высок процент студентов, не готовых к созданию брака (60 %), это может говорить о том, что количество разводов в студенческие годы высокое. Готовыми к созданию брака считает себя лишь часть студентов (23,3 %). Готовность к браку - система психологопедагогических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак, включающая в себя общеличностную готовность (психологическая зрелость) и физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции). Не знают о своей готовности к браку (16,7 %) студентов.

На вопрос, «Каков, по-Вашему, наиболее приемлемый возраст для вступления в брак?» большинство респондентов (66,7 %) отдали предпочтение для вступления в брак такой возрастной характеристике как - от 18-23 лет. Хотя мы согласны с тем, что идеальным вариантом является вступление в брак после окончания вуза в возрасте от 24 до 29 лет. С нами согласились 30 % опрошенных студентов.

«Отношение к ранним бракам в нашем обществе (до 18 лет)» разное. Согласно полученным данным большинство респондентов относятся к ранним бракам отрицательно - 77 %, так как в 18 лет девушка или парень могут быть не готовыми к созданию семьи, что может повлечь за собой развод. А 13 % студентов к раннему браку относятся положительно, оправдывая его возникшим чувством любви. Безразлично отнеслись - 10 % студентов. На наш взгляд, и в том и в этом случае есть свои минусы и плюсы.

Следующий вопрос заключался в оценке «Значимости социального положения Вашей второй половины». Хотя мужья говорят своим женам, что они могут не работать, а заниматься только домашним хозяйством, если у жены есть работа, на которой она имеет определенный статус, это им очень нравится, так как согласно полученным данным, 56,7 % ответили, что имеет значение социальное положение второй половины. Не имеет значения социальное положение кандидата в спутники жизни для 33,3 % респондентов.

На вопрос «Как Вы считаете, нужно ли готовить себя к исполнению родительского долга заранее?» большинство респондентов считают, что нужно готовить себя к испол-

Психолого-педагогические науки •••

нению родительского долга заранее (66,7 %), так как такая подготовка является профилактикой развода. 20 % не знают, нужна эта подготовка или нет. И всего лишь 13,3 % считают, что не нужно готовить себя к исполнению родительского долга заранее.

В вопросе «Сколько детей вы бы хотели иметь?» мнения студентов разделились. Большинство из них считают, что хотели бы иметь трех и более детей в будущем, но в то, же время 13,3 % респондентов относятся к этому безразлично. А 30 % - предпочитают в будущем иметь двоих детей, всего лишь 3 % из опрошенных студентов вообще не хотят иметь детей.

«Как Вы считаете, на каком уровне должен быть мужчина, чтобы привлечь к себе внимание?» Студенты считают, что мужчины привлекут к себе внимание, если будут иметь статус интеллигента (36,7 %) и бизнесмена (36,7 %), так как в сознании молодых девушек вырисовывается образ необходимости наличия самодостаточности у мужчины, так как это предполагает финансовую стабильность и девушка может рассматривать эти качества в своем будущем женихе. Только 10 % студентов считают, что привлечет их внимание служащий, а 6,6 % респондентов отдают предпочтение студентам.

Вопрос «Кто, по-Вашему, должен быть главой семьи?» не был неожиданным. Из 30 опрошенных студентов, 21 человек считает, что главой семьи должен быть мужчина

- 70 %. Так на воспитание молодежи откладывает отпечаток дагестанское воспитание, основанное на традициях, в которых значительное внимание уделяется уважению мужчины как главе семьи и продолжателя рода. Меньшая часть опрошенных респондентов (30 %) считает, что главенство в семье должно быть совместным.

Издревле считалось, что мужчина является добытчиком, а женщина хранительницей семейного очага. На сегодняшний день картина изменилась. Женщины наравне с мужчинами работают, управляют автомобилем, принимают активное участие в жизни общества. Поэтому и на вопрос «Как Вы считаете, кто в семье должен зарабатывать деньги?» респонденты разделились почти поровну: большинство респондентов (46,6 %) считают, что зарабатывать деньги должны оба супруга, а 40 %

- едины в том, что этим должен заниматься мужчина.

Студенты считают, что «Основной причиной распада семьи» является измена

51

(66,7 %), отсутствие денег (6,6 %), по другим причинам (26,7 %).

Ответы на следующий вопрос «Как Вы считаете, что является главным при выборе партнера для создания семьи?» были самыми разнообразными. Самым главным при выборе партнера для создания семьи для студентов на 1 месте стоят личные качества (63,3 %). Это нас радует, так как десятилетие назад при выборе спутника жизни предпочтение отдавалось национальному признаку. На 2 месте - религиозность (23,3 %). В регионах России с наибольшей численностью проживания мусульман очень тяжело найти спутницу жизни представителю славянской национальности, тогда как мусульманам легче создавать семью с девушками славянской национальности. На 3 месте - материальное положение (10 %). Оно всегда волновало будущих женихов и невест. На 4 месте - национальность (3,3 %). Только один человек считает, что лучше создавать семью с представителем своей национальности, это связано с тем, что легче уживаться, соблюдая совместные традиции и обычаи.

«Считаете ли вы, что регистрировать брак необходимо?» Большинство опрошенных респондентов считают, что при создании семьи необходимо регистрировать брак (80 %), тогда как 16,7 % студентов, считают, что в этом нет необходимости. И только 1 человек не знал, как ответить на этот вопрос.

«Согласны ли Вы с тем что, вступив в брак, Вы готовы принять на себя новые обязанности по отношению к своему брачному партнеру?» Многие студенты отмечают, что вступив в брак готовы принять на себя новые обязанности по отношению к своему брачному партнеру (86,6 %), так как для них семья стоит во главе угла. И только 10 % признали себя не готовыми к принятию на себя такой ответственности.

И, наконец, на последний вопрос «Как Вы считаете какими качествами на ваш взгляд должен(на) обладать потенциаль-ный(ая) муж (жена)?» были получены такие ответы. Большая часть респондентов считает, что их потенциальный(ая) муж (жена) должен обладать следующими качествами: ответственность (43,3 %), уважительность (30 %), решительность (20 %). Это связано с тем, что все хотят иметь дело с серьезными и ответственными людьми, тем более при создании семьи.

Проведенное анкетирование позволяет сделать следующие выводы.

52

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

Устойчивость брачно-семейных отношений и стабильность семьи во многом зависит от личностной готовности молодого человека к взрослой семейной жизни. Подготовка студенческой молодежи к созданию семьи как многосторонний и многоаспектный педагогический процесс предусматривает воспитание ответственного и ценностного отношения молодых людей к созданию будущей семьи, развитие интегрированных знаний по педагогике и психологии, медицине и гигиене. Реальной силой такого процесса является осознание молодежью общественной значимости и социальной сущности семьи, её роли в воспитании и развитии личности и вытекающих последствий для личной жизни.

В подготовке молодежи к вступлению в брак пристальное внимание следует уделять психологическим и педагогическим аспектам, предусматривающим воспитание нравственных и этических качеств.

Готовность дагестанской молодежи к созданию семьи представляет собой комплексную характеристику будущих супругов, включающую коммуникативные, познавательные умения, оценочные и волевые компоненты, практические действия, направленные на воспитание ценностного отношения юношей и девушек к будущей семейной жизни.

Основные критерии личностной готовности молодежи к созданию семьи следующие: физическая, нравственная, психологическая, мотивационная, эмоциональноволевая подготовка и биологическая зрелость молодых людей. Личностная готовность молодого человека к будущей семейной жизни должна характеризоваться уверенностью в необходимости создания семьи, наличием ответственного и осознанного отношения юношей и девушек к взрослой семейной жизни. В определении личностной готовности студенческой молодежи к созданию семьи учитывается не только подготовленность молодежи и возраст, но и наличие добротных знаний о браке и семье. Не менее важна положи-

тельная мотивация и желание создать семью, иметь детей, взять на себя ответственность по их воспитанию и содержанию.

Вместе с тем, на подготовку молодежи к взрослой семейной жизни влияют некоторые факторы, такие как национальные обычаи, менталитет, нравственность и др. При учете данных факторов значительно повышается эффективность воспитательной и образовательной работы, ориентированной на воспитание готовности молодежи к созданию семьи.

Молодые люди, хотя и прислушиваются к мнению своих родителей, достаточно самостоятельны при выборе будущей жены (мужа). Будущие молодожены вполне адаптированы к современной жизни и имеют установку на самостоятельность, как правило, планируют жить отдельно от родителей, и не хотят материально от них зависеть. При этом они не всегда стремятся к повторению модели родительской семьи, что свидетельствует о постепенном разрушении основ традиционной патриархальной дагестанской семьи.

Вместе с выводами хотелось бы высказать и некоторые рекомендации.

Полезно было бы разработать и внедрить в образовательный процесс специальную программу, направленную на подготовку современной молодежи к семейным отношениям, на воспитание устойчивого, ответственного, ценностного отношения юношей и девушек к семье, на развитие нравственных и этических качеств партнеров.

Следует учитывать гендерные особенности, культурные и национальные обычаи и традиции народов Дагестана при подготовке юношей и девушек к семейной жизни.

И наконец, разработать и экспериментально проверить технологию подготовки учащейся молодежи к семейным отношениям, основанную на принципе взаимодействия и преемственности социальных институтов воспитания.

Литература

1. Алибекова З. Н. Педагогические условия и средства воспитания ценностного отношения у старшеклассников к семье в системе школьного образования / Материалы 16-й Региональной научнопрактической конференции. Махачкала, 19-20 мая 2011. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011. С. 34-38.

2. Антонов А. И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений / А. И. Антонов / Основы социологии. Изд. 2. М., 1994. С. 201-206. 3. Балашов В. А., Савинов А. И. Облик современной семьи /

В. А. Балашов, А. И. Савинов. Саранск: Издательство СГУ, 2007. 318 с. 4. Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 9596. 5. Солодников В. И. Социально-дезадаптированная семья в современном обществе / В. И. Солод-ников. Рязань: Пресса, 2011. 210 с.

Психолого-педагогические науки •••

53

References

1. Alibekova Z. N. Pedagogical conditions and means of education of value attitude of senior schoolchildren to the family in the school education system // Materials of the 16th Regional scientific-practical conference. Makhachkala, May, 19-20, 2011. Makhachkala: PPC DSU, 2011. Р. 34-38. 2. Antonov A. I. Family: functions, structures, theory of the family changea / A. I. Antonov // Fundamentals of sociology. Ed. 2. M.,

1994. Р. 201-206. 3. Balashov V. A., Savinov A. I. Modern family / V. A. Balashov, A. I. Savinov. Saransk: Publishing house of SSU, 2007. 318 p. 4. Kartseva L. V. The family model in the conditions of transformation of the Russian society // Sociological research, 2003. # 7. Р. 95-96. 5. Solodnikov V. I. Socially

adapted family in the modern society / V. I. Solodnikov. Ryazan: Pressa, 2011. 210 p Literatura

1. Alibekova Z. N. Pedagogicheskie uslovija i sredstva vospitanija cennostnogo otnoshenija u starshe-klassnikov k sem'e v sisteme shkol'nogo obrazovanija / Materialy 16-j Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 19-20 maja 2011. Mahachkala: IPC DGU, 2011. S. 34-38. 2. Antonov A. I.

Sem'ja: funkcii, struktury, teorii semejnyh izmenenij / A. I. Antonov / Osnovy sociologii. Izd. 2. M., 1994. S. 201-206. 3. Balashov V. A., Savinov A. I. Oblik sovremennoj sem'i / V. A. Balashov, A. I. Savinov. Sa-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ransk: Izdatel'stvo SGU, 2007. 318 s. 4. Karceva L. V. Model' sem'i v uslovijah transformacii rossijskogo obshhestva // Sociologicheskie issledovanija. 2003. № 7. S. 95-96. 5. Solodnikov V. I. Social'no-

dezadaptirovannaja sem'ja v sovremennom obshhestve / V. I. Solodnikov. Rjazan': Pressa, 2011. 210 s.

Статья поступила в редакцию 17.03.2015 г.

УДК 811.161.1(07)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ДАГЕСТАНСКО-РУССКОГО ДВУЯЗЫЧИЯ

FEATURES OF FORMING AND DEVELOPING THE PRIMARY SCHOOLCHILDREN’S SPEECH ACTIVITY IN CONDITIONS

OF DAGESTAN-RUSSIAN BILINGUALISM

© 2015 Султанахмедова К.А., Рамазанова М.Р., Базманова З.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Sultanakhmedova K.A., Ramazanova M.R., Bazmanova Z.R.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Статья посвящена приоритетным проблемам в развитии коммуникативной компетенции учащихся, а также их психологическому и личностному развитию, ориентированную на такую деятельность, в осуществлении которой совершается развитие и становление билингвальной языковой личности. В статье описываются особенности языкового и речевого развития младших школьников, в соответствии с которым организация учебного процесса на уроке осуществляется с учетом структуры любого вида сознательной деятельности человека.

Abstract. The article deals with the priority issues in the development of pupils’ communicative competence as well as their psychological and personal development, focused on such activities, in which the development and establishment of bilingual linguistic identity occurs. The authors describe features of linguistic and speech development of primary schoolchildren, according to which the organization of educational process in the classroom is based on the structure of any form of the conscious human activity.

Rezjume. Stat'ja posvjashhena prioritetnym problemam v razvitii kommunikativnoj kompetencii uchashhihsja, a takzhe ih psihologicheskomu i lichnostnomu razvitiju, orientirovannuju na takuju deja-tel'nost', v osushhestvlenii kotoroj sovershaetsja razvitie i stanovlenie bilingval'noj jazykovoj lichnosti. V stat'e opisyvajutsja osobennosti jazykovogo i rechevogo razvitie mladshih shkol'nikov, v sootvetstvii s ko-torym organizacija uchebnogo processa na uroke osushhestvljajutsja s uchjotom struktury ljubogo vida soznatel'noj dejatel'nosti cheloveka.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.