УДК 159. 922. 1
РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-1-72-80
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТУВИНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О СЕМЬЕ И БРАКЕ
Л. М. Ондар1, Д. В. Доспан-оол2
1 Тувинский государственный университет, Кызыл
2 Кызылский педагогический институт ТувГУ, пгт. Каа-Хем
Представлены результаты социально-психологического исследования представлений о семье, браке и будущем брачном партнере студенческой молодежи Тувинского государственного университета. Анализ работ тувиноведов - историков, социологов, психологов, педагогов - позволил охарактеризовать состояние современной тувинской семьи как кризисное. Одной из причин кризисных тенденций в современной тувинской семье могут быть искаженные представления молодежи о браке и семье. Изучены представления студентов о причинах вступления в брак, продолжительности предбрачных ухаживаний, оптимальном возрасте вступления в брак, наиболее важных качествах брачного партнера, критериях выбора будущего(й) супруга(и), предпосылках долговечности семейной жизни, причинах удачного и неудачного брака, влиянии родительской семьи на выбор брачного партнера и др. Выявлено, что в представлениях студенческой молодежи сохранилось традиционное представление о ролях мужчины и женщины в семье, а именно: жена должна быть хранительницей очага и хорошей матерью для своих детей, а мужчина обязан заботиться о финансовом благополучии своей семьи, ее защите. Юноши больше внимания уделяют внешности будущей супруги, а девушки - мужественности и силе супруга. В представлениях студентов супруг(а) должен(на) разделять их стремления, убеждения и ценности. Наличие чувства любви по отношению к избраннику у респондента существенно влияет на представления о будущем партнере для вступления в брак. Другими значимыми факторами при выборе будущего супруга являются мнение родителей, семьи, близкого окружения, что, возможно, обусловлено коллективистскими ценностями тувинской культуры, а также социальный статус избранника. Причинами долговечного брака, по мнению опрошенных студентов, являются любовь и доверие в семье, взаимопонимание супругов, доброта и уважение друг к другу. Ставится проблема подготовки молодежи к семейной жизни.
Ключевые слова: представления, брак, брачный партнер, брачные отношения, семья, гражданский брак.
В последние годы значительно усилился интерес к проблемам семьи. Это связано с теми негативными процессами, которые в ней происходят: падение рождаемости, рост числа разводов и неполных семей, рост числа несовершеннолетних матерей, количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т. д.
Негативные тенденции наблюдаются и в тувинской семье [1-8].
Историк З. Ю. Доржу считает, что тувинская семья переживает глубокий кризис, и выделяет его признаки: увеличение количества матерей-одиночек, непрочность брака, утрату культурных и нравственных семейных традиций [2]. По данным социолога В. С. Кан в 2007-2009 гг. доля детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, составляла 61 %. Это свидетельствует о том, что большинство детей в Туве рождается у матерей-одиночек и женщин, живущих в гражданском браке. В 1980 г. таких случаев было в три раза меньше (22,3 %) [9]. Негативным фактором социальных процессов в
2010 г., отмечает В. С. Кан, стало сокращение числа браков до 2105, что на 21,2 % меньше аналогичного показателя 2009 г. Если в 2009 г. коэффициент браков был на уровне среднероссийского показателя (8,5 на 1000 населения), то в 2010 г. он упал до 6,7. При высоком уровне рождаемости в Туве это значит, что значительное число детей воспитывается родителями, состоящими в незарегистрированном браке или в неполных семьях. Такая ситуация потенциально неблагоприятна для статуса и положения женщины и отражается на воспитании детей [3].
Психолог Н. О. Товуу отмечает: «Среди тувинцев стали появляться неполные семьи, чего прежде не могло быть в принципе. В отсутствие мужа женщина стала одна заниматься воспитанием детей». «Изменились и роли в семье, а бразды правления в свои руки взяли женщины». Одной из причин кризиса, по мнению ученого, является пагубная роль телевидения [10, 11].
Б. М. Мышлявцев говорит о внутренней трансформации тувинской семьи (особенно городской), когда происходит изменение поведенческих ролей супругов и размывание границ обязанностей, разрушение системы традиционных семейных ролей, утрата четких представлений о роли и статусе мужчины и женщины. Главным изменением было то, что в статусных позициях как мужчин, так и женщин исчезла задававшаяся полом определенность. Внутрисемейный статус и мужчин и женщин стал в гораздо большей степени определяться личными достижениями [12].
Исследуя историко-политические аспекты данной проблемы, С. Х. Хурен-оол констатирует, что большинство тувинских семей в 1990-е гг. в условиях трансформации общества оставалось вне поля внимания государства, общества, и предполагает, что ситуация, когда традиционный брак был единственно допустимой формой совместной жизни тувинцев, уходит в прошлое [13].
Одной из причин кризисных тенденций в современной семье могут быть искаженные представления молодежи о браке и брачном партнере. Другими словами, представления о будущем супруге и браке являются фундаментом и залогом создания новой семьи и во многом оказывают на нее свое влияние. Если образ сформирован неправильно, то и брак будет некрепким и ненадежным. Поэтому необходимо изучение представлений молодежи о браке и брачном союзе.
Анализ основных теоретических подходов к изучению данной проблемы показал, что семья считается одним из фундаментальных социально-культурных институтов общества, от качественного состояния которого зависит будущее страны. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Также выявлено, что выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости, и в студенческом возрасте, в частности. Анализ научной литературы показал, что у молодых людей происходит кардинальное изменение восприятия и представления будущего партнера для вступления в брачные отношения, а также меняется отношение к самому браку в целом. Выросли ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к будущему партнеру для создания семьи. Бытовые проблемы, общая неустроенность, неоднозначная экономическая зависимость студенческой семьи, психосоциальная неподготовленность молодых людей к семейной жизни, психологические перегрузки и другие негативные факторы часто являются причинами конфликтов в молодых семьях, способствуют разрушению семей.
Отмечается также усиление в последнее время негативного внешнего воздействия (в том числе со стороны СМИ) на представления молодежи о семейных ценностях: обесценивание традиционного семейного образа жизни, пропаганда альтернативных форм брачно-
семейных отношений, снижение престижа семьи, нежелание иметь и воспитывать детей, тенденция к разводам и отсутствие стремления сохранить семью.
На базе Тувинского государственного университета в 2014-2015 гг. было проведено исследование по выявлению представлений студентов о браке и брачном партнере. Выборку составили 54 студента Кызылского педагогического института, исторического факультета, инженерно-технического факультета, из них 28 девушек (52 %) и 26 юношей (48 %) в возрасте от 18 до 30 лет. В 2016 г. было проведено еще одно исследование (дополняющее) на базе Кызылского педагогического института ТувГУ. В нем приняли участие 100 студентов.
По данным опроса, проведенного А. В. Седен в Тувинском государственном университете, многие студенты обзаводятся семьями и детьми: «более 60 % супругов познакомились в университете». Автор отмечает, что «в Туве сохраняется стойкая ориентация молодежи на брак» [14, с. 55]. Это обстоятельство подтверждается статистикой регистрации браков среди учащейся молодежи от 18 до 23 лет органами ЗАГС. Вместе с тем следует отметить, что спецификой современного брака является его нестабильность. Это подтверждают высокие коэффициенты разводимости среди молодых супругов, отмечаемые в последнее время. Данный факт усиливает значимость нашего исследования.
Нами была составлена анкета, содержащая 24 вопроса по исследуемой теме. Вопросы анкеты были как закрытыми с несколькими вариантами ответов, так и открытыми, где респондент имел возможность дать ответ на заданный вопрос в свободной форме. Во втором исследовании использовалась анкета, состоящая из 17 вопросов.
Первый блок вопросов касался представлений о влиянии родительской семьи и родителей на выбор брачного партнера (вопросы № 1-4). Здесь нашему вниманию представился следующий факт: больше половины опрошенных, а именно 55,6 %, ответили категорично «нет» на вопрос «Вы хотели бы, чтобы Ваша семейная жизнь была похожа на жизнь Ваших родителей?». Однако ситуация обстоит не так плохо, как может показаться. Для 42,6 % респондентов семья родителей является образцом для подражания. Они уверены, что их родители делают все правильно, и желают, чтобы их семейная жизнь была похожа на жизнь родителей. При этом 54 % хотели бы, чтобы будущий супруг(а) обладал(а) схожими качествами с отцом или матерью. А 44,4 % выразили противоположное мнение (вопрос № 3).
Для 37 % опрошенных не представляется важным мнение родителей о будущем супруге. Возможно, молодые люди считают, что решение, принятое ими, - это их личное дело, и современная жизнь сильно отличается от той, которой жили их родители. Большинство (59 %) ответили, что мнение родителей при выборе будущего супруга для них значимо (вопрос № 4).
На вопрос о значимости мнения близких людей о будущем супруге были получены следующие ответы. Половина студентов (50 %) частично или полностью ориентируются на мнение близких о будущем супруге, а 37,7 % частично или полностью не согласны с данным утверждением. Семь респондентов (12,3 %) не смогли точно и определенно высказаться на этот счет.
62,3 % всех опрошенных признались, что социальное окружение (семья, друзья, коллеги) избранника является одним из главных критериев при выборе второй половинки; 25,9 % считают, что социальное окружение в данном случае не важно; 6 человек (11,1 %) не смогли ответить четко на этот вопрос. Таким образом, мнение родителей, семьи, близкого окружения (родственников, коллег, друзей) довольно значимо при выборе будущего супруга, что, возможно, обусловлено коллективистскими ценностями тувинской культуры.
Кроме мнения родителей и родных, при выборе будущего супруга(и) довольно значимым оказался такой фактор, как социальный статус избранника (66,6 % из числа опрошен-
ных); 25,9 % признались, что для них не важен социальный статус будущего супруга/супруги (вопрос № 9). Зато значимость наличия высшего образования у второй половинки не так высока. Только 38,8 % всех опрошенных отметили, что высшее образование имеет значение, в то время как 44,4 % отметили ответ «нет», остальные затруднились ответить (вопрос № 8).
Что касается материального положения второй половины, то для 72 % респондентов (из них большинство девушек) оно не имеет значения.
Главной причиной вступления в брак как для юношей, так и для девушек является любовь (78 %). Семья для 7 % студентов - это продолжение рода, для 42 % - проявление любви к супругу(е), для 36 % - проявление любви к детям, а 5 % опрошенных считают семью обузой для дальнейшей жизни.
Следующие два утверждения касались желания респондентов того, чтобы их будущий брачный партнер обладал сходством с любимым актером/актрисой, любимым книжным героем/героиней. Отметим, что все-таки для большей части респондентов сходство с актерами и книжными героями не значимо. Хотя для 37,7 % это сходство необходимо, что свидетельствует о завышенных, несколько идеалистических, «книжных» требованиях к качествам супруга(и).
Почти половина (46,2 %) относятся к вступлению в брак во время учебы в вузе лояльно; 17 человек (31,5 %) ответили категорично «нет»;. 7 человек (13 %) не исключают такого в принципе; 9,2 % ответили - «не знаю» (вопрос № 5).
Но при этом оптимальным возрастом вступления в брак подавляющее большинство считают возраст от 20 до 30 лет; 6 человек (11,1 %) выразили мнение, что в брак можно вступить в возрасте от 18 до 20 лет; 4 человека (7,4 %) выделили возраст с 30 лет. Таким образом, подтверждается тенденция современных молодых людей откладывать вступление в брак на более поздний возраст.
Продолжительность предбрачного знакомства. Ответы распределились следующим образом: 43 % считают, что требуется больше трех лет для того, чтобы «лучше узнать друг друга», проверить чувства, принять решение о совместной жизни. Для этого нужно хорошо узнать характер партнера, его качества, достоинства и недостатки, интересы и взгляды на жизнь, убедиться в стабильности испытываемых чувств; 28 % студентов уверены, что предбрачный период должен длиться от 1 до 2 лет; 30 % затруднились ответить; 46,2 % отрицательно относятся к ранним бракам; 18,5 % относятся к ним нормально, но считают, что ранние браки недолговечны; 16,6 % выразили лояльное отношение к ранним бракам.
Анализ результатов исследования показывает (вопрос № 10), что наиболее ценными качествами будущей супруги, по мнению респондентов мужского пола (по убыванию значимости), являются доброта, мудрость, искренняя любовь и отсутствие вредных привычек. Жена должна быть трудолюбивой, старательной, честной, умной, позитивной, скромной, милосердной и т. д.
Девушки в будущем муже больше всего ценят мужественность, честность, умение зарабатывать деньги, трудолюбие, верность, отсутствие вредных привычек, доброту, участие в воспитании детей. Были такие единичные ответы: «Не сидеть на шее жены», «Не гулять с друзьями». Нежелательны, по их мнению, наличие вредных привычек у будущего супруга (курение, употребление спиртных напитков), а также таких качеств, как неверность, леность и т. д.
Дополняют картину ответы на вопрос № 12: «Опишите, каким вам представляется идеальный партнер для вступления в брак партнера?» Портрет идеальной супруги выглядит
следующим образом; красивая, стройная, работящая, заботливая, верная, образованная, воспитанная, обладающая хорошими манерами, ответственная, жизнерадостная, умная, искренняя, добрая, не курящая и не пьющая. Большинство девушек описали идеального супруга как доброго, отзывчивого, мужественного, сильного.
Все эти данные указывают на то, что представления о будущем партнере для вступления в брак довольно четки и адекватны.
Почти для всех респондентов мужского пола имеет значение красота / внешняя привлекательность будущего брачного партнера. Лишь двое выразили мнение, что внешность - не самое главное. Кроме внешних физических данных, значимым для опрошенных явилось чувство любви и привязанности по отношению к избраннику. Его отметили 81,5 % всех опрошенных (вопрос № 13). Любовь к избраннику существенно влияет на представления о будущем партнере. Это неудивительно, так как любовь - это важная сторона жизни человека в период молодости, когда происходит поиск партнера. Для шестерых респондентов (11,1 %) любовь имеет значение, но не определяющее. Для троих (5,6 %) она вообще не имеет никакого значения. Это тоже понятно, так как при выборе супруга нельзя руководствоваться только высокими чувствами. Соответственно, основными причинами вступления в брак (вопрос № 18) являются, по мнению 70,4 % респондентов, любовь, а также рождение ребенка (14,8 %).
Почти все опрошенные (98,1 %), за исключением одного, считают важным, чтобы супруг(а) разделяли их стремления, убеждения и ценности (вопрос № 14).
В представлениях студентов о причинах распада семьи (вопрос № 15) названы причины самого разного характера: супружеская неверность (35,2 %); разногласия по поводу проведения досуга, различия в хобби и увлечениях (25,9 %); размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм - 24,1%; конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего Я (9,6 %); финансовые разногласия, высокие материальные запросы одного из супругов (5,6 %) и т. д.
Причинами долговечного брака, по мнению опрошенных, являются любовь и доверие супруга (55,6 %), взаимопонимание (18,5 %), доброта и уважение друг к другу (11,1 %). Согласно результатам социологического опроса молодежи, проведенного в 2009 г. департаментом по социальной политике мэрии Кызыла, главными условиями стабильности и прочности семьи являются также уважение и поддержка между супругами (45,7 %), супружеская верность (19,7%), здоровый образ жизни [15].
Наиболее часто возникающими в семье проблемами (вопрос № 21) были названы финансовые (38,9 % ответов), психологические («недопонимание», «ревность») - 27,8 %. Также названы бытовые проблемы и разногласия по вопросам воспитания детей. Порадовал ответ одного респондента - «Любая проблема - это рост в отношениях».
В последние годы среди молодежи получили широкое распространение гражданские браки, поэтому нами в анкету включен вопрос, выявляющий представления о гражданском браке (вопрос № 17). Анализ ответов показал, что для 42,6 % опрошенных гражданский брак является незарегистрированной формой брака на определенный период времени, 37,7 % - понимают под ним сожительство, 5,6 % - затруднились ответить. При этом под сожительством респонденты понимают совместную жизнь («просто живут») - 42,6 %, несерьезные отношения («это несерьезно») - 18,5 % (вопрос № 17). Интересно, что из 100 респондентов, участвовавших во втором исследовании, 34 % состоят в гражданском браке, лишь 4 человека (4 %) зарегистрировали отношения. Это свидетельствует о снижении популярности семейных отношений в молодежной среде. В то же время 71 % студентов обое-
го пола признались, что готовы к регистрации брака и созданию семьи, а 16 % пока не готовы сделать этот шаг.
Следующий блок вопросов анкеты касался главенства в семье и распределения обязанностей между мужем и женой:
- 55,6 % опрошенных (из них 19 респондентов мужского пола, 11 - девушек) считают, что главой семьи должен быть мужчина, 38,9 % считают, что управлять семьей должны оба супруга. И лишь 9,6 % видят главой семью женщину. Примечательно, что это были ответы девушек. Основные обязанности мужа в семье, по мнению респондентов обоего пола: материальное обеспечение семьи, воспитание детей. Обязанностями жены являются домашняя работа, воспитание детей (называем по мере убывания значимости), создание уюта, поддержка мужа;
- 88,9 % согласны (частично или полностью) с тем, что жена должна быть хранительницей очага и хорошей матерью для своих детей, а мужчина обязан заботиться о финансовом благополучии своей семьи, ее защите, что говорит о том, что традиционное представление о ролях мужчины и женщины в семье сохранилось.
Материальные доходы мужа (жены) должны быть, по мнению студентов-мужчин, «стабильными», «большими». Интересно, что студентки в своих ответах указывали конкретные суммы, например от 30 тыс. Один человек ответил: «Надо радоваться тому, что имеешь».
Таким образом, большинство придерживаются традиционной для тувинцев ролевой семейной иерархии: муж - хозяин, добытчик, а жена - хранительница очага.
Во втором исследовании подавляющее большинство девушек на вопрос «Кто должен нести ответственность за выполнение семейных обязанностей?» ответили, что семейные обязанности должны выполняться совместно. Юноши же в большинстве своем предпочли бы взвалить эти функции на жену.
Следующий вопрос (№ 19) выявлял отношение к необходимости обучения молодежи вопросам выбора брачного партнера. Почти половина опрошенных (48,1 %) не видят в этом необходимости; 20,4 % считают, что этому нужно обучать, особенно вопросам сохранения семьи, сознательному подходу к выбору спутника жизни, предохранению от нежелательной беременности. Во втором нашем исследовании 84 % респондентов заявили, что желают пройти курс «Крепкие брачно-семейные отношения».
Большинство студентов (66,7 %) согласно с утверждениями о том, что средства массовой коммуникации оказывают влияние на молодое поколение и на представления о будущем брачном партнере; 12,3 % полагают, что никакого влияния СМИ на молодежь и их представления о выборе спутника жизни не оказывают.
На основе полученных данных нами изложены типичные характеристики брака и будущего брачного партнера в представлениях студенческой молодежи, а именно:
Представления современной студенческой молодежи о браке и будущем партнере для вступления в брак носят достаточно четкий, адекватный, реалистический характер.
В представлениях молодежи традиционное представление о ролях мужчины и женщины в семье сохранилось, а именно: жена должна быть хранительницей очага и хорошей матерью для своих детей, а мужчина обязан заботиться о финансовом благополучии своей семьи, ее защите.
Юноши больше внимания уделяют внешности будущей супруги, ее красоте и привлекательности, а девушки - мужественности и силе супруга.
В представлениях студентов супруг(а) должен(на) разделять его(ее) стремления, убеждения и ценности.
Наличие чувства любви по отношению к избраннику у респондента существенно влияет на представления о будущем партнере для вступления в брак.
Констатируем, что важное место в системе общественных отношений продолжает занимать подготовленность молодежи к браку и семье как основной ячейке общества. На основе анализа теоретического и эмпирического исследований нами были составлены рекомендации по оптимизации представлений молодежи Республики Тыва о семейно-брачных отношениях и правильному выбору брачного партнера.
Список литературы
I. Гончарова Г . С . , Савельев Л . Я . Семейно-брачные отношения у народов Сибири . Проблемы, тенденции, перспективы . Новосибирск, 2004. 288 с .
2 . Доржу З . Ю . Женщины Тувы: от прошлого к будущему. Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2008. 184 с .
3 . Кан В . С . Республика Тыва в цифрах и фактах // Плюс Информ . 2011. № 12-28 .
4 . Кужугет А . К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация . Кемерово: КемГУКИ, 2006 . 320 с .
5 . Ламажаа Ч . К. Тува между прошлым и будущим . М . : Изд-во ООО НИПКЦ «Восход-А», 2008. 500 с .
6 . Ондар Л . М . , Сат М . Д . О современной тувинской семье // Научные труды Тывинского государственного университета .
Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2007 . Вып . 5, т . 2 . С . 229-231.
7 . Тарбастаева И . С . Тувинская семья - традиции и современность // Новые исследования Тувы. URL: http://www. tuva .
asia/journal/issue_6/1740-tarbastaeva . html (дата обращения: 02 .10 . 2016) .
8 . Хольшина М .А . , Бутанаев Ю . В . Семейно-брачные отношения у населения Республики Тыва // Молодой ученый . 2011.
№ 11, т .2 . С . 55-58.
9 . Кан В . Этносоциальная ситуация в Туве // Плюс Информ . 2009 . № 26 . С . 5-6 .
10 . Товуу Н . О . Жить в семье - это наука // Новые исследования Тувы. 6 декабря 2011. URL: http://www. tuva . asia/news/
tuva/4172-semya-nauka . html (дата обращения: 02 . 10 .2016) .
II. Резников Е . Н . , Товуу Н . О . Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика . М . : ПЕР СЭ, 2002 . 223 с
12 . Мышлявцев Б . А. Современная Тува: нормативная культура (конец ХХ - начало XXI вв . ) . 2002 . URL: http://samlib . ru/m/
myshljawcew_boris_aleksandrowich/tuva-1. shtml (дата обращения: 02 .10 . 2016) .
13 . Хурен-оол С . Х . Формирование семейной политики в отношении неблагополучных семей в РТ // Актуальные проблемы
исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: материалы II межрегиональной конференции с международным участием . Кызыл, 2010 . С . 56-58.
14 . Седен А . В . Гендерные различия в представлениях тувинской молодежи о семье и браке // Вестн . Тувинского гос . ун-
та . 2012 . № 1. С .54-57.
15 . Молодежь Кызыла о браке и семейных отношениях / Пресс-служба мэрии Кызыла // Новые исследования Тувы . URL:
http://www. tuva . asia/news/tuva/312-brak . html (дата обращения: 02 . 10 .2016) .
Ондар Лилия Монгуновна, кандидат психололических наук, доцент, Тувинский государственный университет (ул. Ленина, 3, Кызыл, Республика Тыва, Россия, 667000). E-mail: [email protected]
Доспан-оол Дозураш Витальевна, студентка, Кызылский педагогический институт ТувГУ (ул. Потанина, 14, пгт. Каа-Хем, Кызылский кожуун, Республика Тыва, Россия, 669901). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 04.01.2016
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-72-80
REPRESENTATION OF THE TUVAN STUDENT YOUTH ABOUT FAMILY AND MARRIAGE
L. M. Ondar, D. V. Dospan-ool
1 Tuvan State University, Kyzyl, Tyva Republic, Russian Federation
2 Kyzyl Pedagogical Institute TuvGU, Kaa-Khem, Kyzyl district, Tyva Republic, Russian Federation
The article presents the results of socio-psychological research of the notions of family, marriage and the future marriage partner of the student youth of the Tuva state university. The analysis of the works of movieweb - historians, sociologists, psychologists, teachers, allowed to characterize the state of contemporary Tuvan family as a crisis. One of the causes of the crisis tendencies in modern Tuvan family can be misconceptions of young people about marriage and family. The study examined the views of students about the reasons for the marriage, the duration of premarriage courtship, the optimal age of marriage, the most important qualities of a marriage partner, the selection criteria for future spouse(s), prerequisites, the durability of family life, the causes of successful and unsuccessful marriage, the impact of parental family on marriage partner choice, etc. It is revealed that in the representations of students preserved the traditional view about the roles of men and women in the family, namely the wife should be a homemaker and a good mother for their children, and the man is obliged to care of financial well-being of his family and its protection. Young men pay more attention to the appearance of the future spouse, and women - to masculinity and strength of a spouse. In the students' views the spouse must share their aspirations, beliefs and values. The feeling of love significantly influences the perception of the future marriage partner. The other important factors when choosing a future spouse are the parents, the family, the close environment, what is probably caused by the collectivist values of the Tuvan culture, as well as the social status of the chosen person. According to the interviewed students, long-lasting marriage is based on love and trust in the family, mutual understanding among spouses, kindness and respect to each other. The article raises the problem of preparing young people for family life.
Key words: submission, marriage, marriage partner, marital relationships, family, civil marriage.
References
1. Goncharova G . S . , Savel'ev L . Ya . Semeyno-brachnye otnosheniya u narodov Sibiri. Problemy, tendentsii, perspektivy [Family -
marital relations among the peoples of Siberia . Problems, Trends, Prospects] . Novosibirsk, 2004. 288 p . (in Russian) .
2 . Dorzhu Z . Yu . Zhenshchiny Tuvy: ot proshlogo k budushchemu [Women of Tuva: from past to future] . Kyzyl, Izd-vo TyvGU
Publ. , 2008. 184 p . (in Russian) .
3 . Kan V. S . Respublika Tyva v tsifrakh i faktakh [Tuva Republic in facts and figures] . Plyus Inform, 2011, no . 12-28 (in Russian) .
4 . Kuzhuget A. K . Dukhovnaya kul'tura tuvintsev: struktura i transformatsiya [Spiritual culture of Tuva: structure and transformation] .
Kemerovo, KemGUKI Publ . , 2006 . 320 p . (in Russian) .
5 . Lamazhaa Ch . K . Tuva mezhdu proshlym i budushchim [Tuva between past and future] . Moscow, Izd-vo OOO NIPKTs
«Voskhod-A» Publ . , 2008. 500 p . (in Russian) .
6 . Ondar L M . , Sat M . D. O sovremennoy tuvinskoy sem'e [About modern Tuvan family] . Nauchnye trudy Tyvinskogo
gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Tyva State University] . Issue 5 . Vol 2 . Kyzyl, Izd-vo TyvGU Publ . , 2007 .
Pp . 229-231 (in Russian) .
7 . Tarbastaeva I. S . Tuvinskaya sem'ya - traditsii i sovremennost' [Tuva family - tradition and modernity] . Elektronnyy
informatsionnyy zhurnal «Novye issledovaniya Tuvy» - Electronic news magazine "The New Research of Tuva" (in Russian) .
URL: http://www. tuva . asia/journal/issue_6/1740-tarbastaeva . html (accessed 02 October 2016) .
8 . Khol'shina M . A. , Butanaev Yu . V. Semeyno-brachnye otnosheniya u naseleniya Respubliki Tyva [Family relations among the
population of the Tyva Republic] . Molodoy uchenyy- Young Scientist, 2011, no .11, vol . 2, pp . 55-58 (in Russian) .
9 . Kan V Etnosotsial'naya situatsiya v Tuve [Ethno-social situation in Tuva] . Plyus Inform, 2009, no . 26, pp . 5-6 (in Russian) .
10 . Tovuu N . O . Zhit' v sem'e - eto nauka [Living in the family is science] . Elektronnyy informatsionnyy zhurnal «Novye issledovaniya
Tuvy» - Electronic news magazine "The New Research of Tuva", 6 dekabrya 2011 (in Russian) . URL: http://www. tuva . asia/ news/tuva/4172-semya-nauka . html (accessed 02 October 2016) . 11. Reznikov E . N . , Tovuu N . O . Etnopsikhologicheskiye kharakteristiki naroda tyva: teoriya i praktika [Ethnopsychological characteristics of the people of Tuva: theory and practice] . Moscow, PER SE Publ . , 2002 . 223 p . (in Russian) .
12 . Myshlyavtsev B . A . Sovremennaya Tuva: normativnaya kul'tura (konets XX- nachalo XXI vv.) [Modern Tuva: normative culture
(the end of XX - beginning of XXI century] . 2002 (in Russian) . URL: http://samlib . ru/m/myshljawcew_boris_aleksandrowich/ tuva-1. shtml (accessed 02 October 2016) .
13 . Khuren-ool S . Kh . Formirovaniye semeynoy politiki v otnoshenii neblagopoluchnykh semey v RT [Formation of family policy in
relation to disadvantaged families in the Republic of Tyva] . Aktual'nye problemy issledovaniya etnoekologicheskikh i etnokul'turnykh traditsiy narodov Sayano-Altaya. Mat-ly II mezhregional'noy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Actual problems of the study of ethno-cultural and ethno-ecological traditions of the Sayano-Altai: Materials of the II inter-regional conference with international participation] . Kyzyl, 2010 . Pp . 56-58 (in Russian) .
14 . Seden A. V. Gendernye razlichiya v predstavleniyakh tuvinskoy molodezhi o sem'e i brake [Gender differences in the views of
Tuvan youth about family and marriage] . Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tuvan State University, 2012, no . 1, pp . 54-57 (in Russian) .
15 . Molodezh' Kyzyla o brake i semeynykh otnosheniyakh [The youth of Kyzyl about marriage and family relations] . Press-sluzhba
merii Kyzyla [The press office of mayor of Kyzyl] . Elektronnyy informatsionnyy zhurnal «Novye issledovaniya Tuvy» - Electronic news magazine "The New Research of Tuva" (in Russian) . URL: http://www. tuva . asia/news/tuva/312-brak . html (accessed 02 October 2016) .
Ondar L. M., Tuvan State University (ul. Lenina, 36, Kyzyl, Tyva Republic, Russian Federation, 667000). E-mail: [email protected]
Dospan-ool D. V., Kyzyl Pedagogical Institute TuvSU (ul. Potanina, 14, Kaa-Khem, Kyzyl district, Tyva Republic, Russian Federation, 669901). E-mail: [email protected]