Научная статья на тему 'Гендерные различия в представлениях тувинской молодежи о семье и браке'

Гендерные различия в представлениях тувинской молодежи о семье и браке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
285
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАК И СЕМЬЯ / MARRIAGE AND FAMILY / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ДОБРАЧНЫЕ СВЯЗИ / PREMARITAL COMMUNICATIONS / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ТУВА / TUVA / STUDENT''S YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Седен Алдынай Викторовна

В статье раскрываются актуальные проблемы современного периода тувинского общества, связанного с добрачным поведением молодежи. По результатам социологического опроса автор раскрывает специфику добрачного периода, различные мотивы добрачных связей студенческой молодежи, их представления о браке и семье в зависимости от пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENDER DIFFERENCES IN REPRESENTATIONS OF THE TUVAN YOUTH ABOUT MARRIAGE AND FAMILY UNION

In article reveal actual problems of the modern period of the Tuva society connected with premarital behavior of youth. By results of sociological poll the author opens specificity of the premarital period, various motives of premarital communications of student's youth, their representation about marriage and a family depending on a floor.

Текст научной работы на тему «Гендерные различия в представлениях тувинской молодежи о семье и браке»

ВЕСТНИК Тувинского государственного университета

2012/1

правительстве. В случае просрочки регистрации без уважительных причин, как болезнь, или дальнее расстояние, взимался штраф в размере 1 руб. 50 коп, за каждый полный просроченный месяц. За каждый взимаемый сбор выдавались квитанции, в которых указывалась точная сумма принятых денег. Возчики, прибывавшие в Туран и в прилегающие окрестности, также в г. Кызыл из пограничных районов и других, от регистрации документов и выдачи визы освобождались. Возчики, приезжающие из Минусинска, брали визы на выезд на общих основаниях. Минусинские возчики, не получившие визу в правительстве ТНР, оплачивали этот сбор на тувинском погранпосту Все возчики, прибывавшие на территорию ТНР на более чем 10 дней, регистрировались на общих основаниях, за исключением возчиков, едущих до Турана, которые оплачивали сбор за регистрацию на границе.

В восьмой статье говорится, что «... между СССР и ТНР устанавливается в возможно скором времени непосредственный регулярный почтовый, телеграфный, радиотелеграфный обмен на условиях, изложенных в имеющих быть заключенными обоих соглашениях» [24].

Договор был составлен в двух экземплярах - на монгольском и русском языках, подлежал утверждению правительствами ТНР и СССР. Ill Великий Хурал в середине 1925 г. ратифицировал Договор между ТНР и СССР об установлении дружеских отношений и вступил в силу с момента подписания, закрепив советско-тувинские отношения и суверенитет ТНР de-jure

В последующий период все статьи советско-тувинского договора были реализованы почти полностью. Такое подробное регламентирование пригранич-

ного режима во многом заслуга советской стороны. В целом, договорное оформление тувинско-советских отношений способствовало укреплению международно-правового статуса тувинского государства и дальнейшему развитию связей между сторонами.

Литература:

1. Центральный государственный архив Республики Тыва (далее - ЦГА РТ), ф. 100, on. 1, д. 20. л" 4.

2. Документы внешней политики СССР. - М., 1960. - Т. 4.- С. 723.

3. См.: Саая C.B., Сат С.Ч. Геополитический статус Тувы в первой половине XX века (1911 - 1944 гг. ). - Абакан: Хакасское книжное издательство. 2006. - 2% с.

4. ЦГА РТ, ф.ЮО, оп.1. д.98, л.4.

5. Там же.

6. Мировицкая Р. А. Советский Союз в стратегии гоминьдана (20-30-е годы). - М., 1990. - С. 23-32.

7. ЦГА РТ, ф. 100, оп.1, д.98, л.4.

8. Название места нахождения столицы ТНР -г. Кызыл.

9. Название реки в западной части Тувы, где находился административный центр Урянхая до 1921 г.

10. ЦГА РТ, ф.ЮО, оп.1, д.98. л.4

11. Там же.

12. Там же.

13. Там же.

14. Там же,

15. Там же, - Д. 38, л.8.

16. Там же. -J1.3.

17. Там же, - Д.27. л.12.

18. Там же.-Д.98, л.4.

19. По соглашению от 22 июля 1925 года РСТК существует в ТНР на правах широкого местного самоуправления, в пределах, установленных законом. Бюджет Колонии был дефицитным, поэтому она получала дотации со стороны СССР. В 1935 году существование РСТК как особой административной единицы было признано излишним.

20. ЦГАРТ, ф.ЮО, оп.1, д.98, л.4.

21. Там же.

22. Там же. - Д. 13, л. 1.

23. Там же.-Л. 2.

24. Там же.-Д.98, л.4.

ТЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ТУВИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ О

СЕМЬЕ И БРАКЕ

Седен А.В.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE GENDER DIFFERENCES IN REPRESENTATIONS OF THE TUVAN YOUTH ABOUT MARRIAGE AND FAMILY UNION

Seden A.V.

Tuvan state university. Kyzyl

В статье раскрываются актуальные проблемы современного периода тувинского общества, связанного с добрачным поведением молодежи. По результатам социологического опроса автор раскрывает специфику добрачного периода, различные мотивы добрачных связей студенческой молодежи, их представления о браке и семье в зависимости от пола.

Ключевые слова: брак и семья, студенческая молодежь, добрачные связи, традиции, Тува

Седен A.B. Тендерные различия в представлениях тувинской молодежи о семье и браке

In article reveal actual problems of the modem period of the Tuva society connected with premarital behavior of youth. By results of sociological poll the author opens specificity of the premarital period, various motives of premarital communications of student's youth, their representation about marriage and a family-depending on a floor.

Key words: marriage and family, student's youth, premarital communications, traditions, Tuva

Семья в культурно-историческом аспекте имеет непреходящее значение, у нее есть специфические законы существования и развития, комплекс прав и обязанностей, ее исторические формы менялись и будут меняться. В Туве сохраняется стойкая ориентация молодежи на брак. В 2010 г. автором был выигран грант Председателя Правительства Республики Тыва для поддержки молодых ученых в номинации «Гуманитарные науки» по теме «Гендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи Республики Тыва», рассчитанный на 2010-2011 гг. В рамках этого гранта нами был проведен опрос среди студентов Тувинского госуниверситета, где рассматривались брачно-семейные

установки и добрачное поведение юношей и девушек, их взгляды на брак и семью. Было опрошено 220 студентов 4-5 курсов исторического, юридического, физико-математического, экономического, инженерно-технического, естественно-географичес-кого факультетов, Кызылского педагогического института. Опрашивались как юноши, так девушки тувинской и русской национальностей. При исследовании тендерной специфики добрачного поведения, мы постарались учесть все факторы, оказывающие влияние на семью: социально-экономические условия, структуру семьи, ее духовные основы. Полученные данные позволяют реально оценить добрачное поведение молодежи и состояние семьи в Туве, получить информацию о происходящих в ней процессах и утверждать, что за последние годы существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие и многое другое. Большой интерес представляют мотивы добрачных сексуальных связей, причем интересы юношей несхожи с интересами девушек. При этом взгляды молодежи на сексуальные отношения нельзя рассматривать как падение нравов, всеобщую распущенность, гибель семейных ценностей. Добрачный период имеет свою специфику, на этом этапе создаётся своеобразный эмоциональный потенциал будущей семейной жизни, которые позволяет более успешно и менее «болезненно» адаптироваться к ней. Немаловажное значение на этом этапе имеет более глубокое узнавание друг друга и одновременно уточнение и проверка

принятого решения о возможности семейной жизни. Именно в добрачный период молодые получают необходимую информацию по таким вопросам, как ценностные ориентации и жизненные планы, детали биографии, представление о супружестве, репродуктивные установки др.

Для добрачного периода, как правило, характерна идеализация партнёра, что также играет определенную роль. С одной стороны, идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнёру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что человек не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворённости партнёром, собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие приводит к распаду отношений. С другой стороны, идеализация партнёра является стимулом для развития его личности, определяя для него, каким он может стать [ 1 ]

Совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей создать семью, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются: место и ситуация знакомства молодых людей, социально-демографические характеристики вступающих в брак, продолжительность периода ухаживания, возраст будущей пары.

Наш опрос среди семейных студентов, а также среди тех, кто был в гражданском браке, показал, что более 60% благополучных супругов познакомились в университете. За непродолжительное время, как правило, молодые люди не могут глубоко узнать друг друга и проверить правильность своего решения вступить в брак, а на протяжении длительного периода ухаживания возникают монотонность общения, стереотипность в поведении партнеров, что может привести к охлаждению в отношениях - такая пара либо не создает семью, либо распадается.

Тем не менее, взгляды полов на характер добрачных отношений коррелируют с мотивацией вступления в брак. Необходимо отметить нерациональный подход к заключению брака со стороны тувинской молодежи. Сейчас нередко

ВЕСТНИК Тувинского государственного университета

2012/1

добрачные отношения превращаются в гонку за богатством, сексуальными наслаждениями и свободой, ведь как показывают результаты опросов, в браке молодые люди требуют от партнера универсальные нравственные ценности, которые зачастую отсутствует в добрачном поведении, где никто не хочет уступать и полностью проявляется юношеский максимализм.

Большинство вступающих в брак уверены, что все трудности во взаимоотношениях в добрачный период, исчезнут после заключения брака. Однако, как показывают результаты опросов эти трудности остаются, более того преследуют молодых до тех пор пока они не будут решены раз и до конца (68%). При этом решение по этим вопросам может быть принято как в положительную сторону, так и привести к разводу.

В настоящее время существует разнообразные формы брачных отношений. Все большее распространение получает гражданский брак, когда молодые люди совместно проживают без регистрации, по обоюдному согласию. Это временный союз, который основан, прежде всего, на чувстве влечения и любви и часто реализуется как «пробная» форма совместной жизни для молодых людей. При появлении детей молодые люди, как правило, стремятся зарегистрировать отношения, при потере чувства влечения расстаются, не обремененные ни детьми, ни общей собственностью. При этом, молодые люди все же придают определенное значение тому, какой статус имеет женщина, с которой он живет. Они хорошо различают брачные роли жены или любовницы, мужа или любовника. Статус жены в глазах мужчины значительно выше, поскольку он отражает его стремление к стабильности и постоянству. Также и статус мужа для женщины более существен, поскольку в этом случае она получает объективные возможности иметь детей и заботу мужа о себе и детях.

Что же касается юридической регистрации брачных отношений, то это стремление партнеров к серьезной и длительной совместной жизни, а также демонстрация в общественном мнении, перед родственниками и знакомыми, своего официального брачного союза. Официальный брак - это еще и повышение социального статуса мужчины и женщины, первый — это глава семейства, вторая — хранительница домашнего очага. Доверие

окружающих к семейным людям значительно выше, нежели к одиноким, поскольку, именно, имеющие семью, на работе и в жизни проявляют ответственность и стремление к стабильности

В настоящее время происходит ломка традиционной системы гендерной социализации, проявляющаяся в резком ослаблении поляризации мужских и женских ролей. Результаты исследований позволяют отметить следующие основные тенденции в изменении полоролевой социализации.

Первая тенденция связана с изменением традиционных стереотипов о маскулинности и феминности. Прежде чем охарактеризовать произошедшие изменения, необходимо раскрыть содержание этих понятий. Профессор И. Кон был первым исследователем, кто во второй половине 80-х годов XX века ввел эти понятия в обиход. Феминность — характерные формы поведения, которые ожидают от представителей женского пола [2], маскулинность характерные формы поведения, которые ожидают от представителей мужского пола

[3]

Традиционный эталон женственности всегда был следующим: женщина должна быть нежной, ласковой, хрупкой, застенчивой, домашней, зависимой от мужчины, тем самым, предоставляя возможность мужчине быть по отношению к ней сильным и смелым. Эти качества и сейчас являются в сознании мужчин идеалом женственности. В женском же сознании появились новые черты ее самоопределения: женщина должна быть независимой, предприимчивой, профессионально успешной, энергичной, т.е. обладать качествами, которые раньше считались прерогативой мужчин

Изменился и эталон маскулинности: предприимчивость и высокое материальное благополучие порой ценится больше выносливости, физической силы, сильного характера и допускает проявление слабости.

Негативную роль в этих изменениях играют средства массовой информации. Например, телесериал «Все мужчины сво...», телепроект «Дом-2» и др. дают ложную картину относительно качеств человека того или иного пола, что может привести в брачно-семейной сфере — к столкновению несовместимых ожиданий и межролевым конфликтам

Следующая тенденция связана с тем, что образы мужа и жены в семье становятся менее дифференцированны, как в тради-

Седен A.B. Тендерные различия в представлениях тувинской молодежи о семье и браке

ционной патриархальной семье. Традиционными для менталитета тувинцев была иерархия ролей в семье: муж - «хозяин юрты», продолжатель рода; жена - помощница мужу, домашняя хозяйка, «хранительница очага», дети в послушании у родителей. Тувинские семьи, как правило, были многодетными. Основная нагрузка по уходу за детьми и их воспитанию ложилась на женщин\'.

В нынешней ситуации распространена тенденция развития эгалитарных (равноправных) отношений в семье, но она не абсолютна, т.к. для менталитета тувинцев по-прежнему нормой является семья, в которой главенствующая роль закрепляется за мужчиной [4].

Третья тенденция связана со сменой норм сексуального поведения и соответствующих им моральных установок. Многовековые традиции, основанные на целомудрии, ставятся сегодня под сомнение. Негативную роль в этом играют СМИ, на первое место, ставя чувственные удовольствия, свободу в проявлении своих желаний. Сегодня, к сожалению, стало реальностью не столько желание молодыми людьми выбрать единственного человека, сколько то, что их поиск подчас направлен на смену все новых сексуальных партнеров для приобретения большого сексуального опыта.

У многих молодых людей слово «любовь» ассоциируется со словом «секс» (57%), а, отношения между мужчиной и женщиной сводятся к интимным отношениям. Традиционно для тувинской культуры любовь никогда не воспринималась, как получение физического удовольствия. Любовь проявлялась больше в уважении к другому человеку как близкому, родному, в отношении к нему, как к будущему отцу или матери своих детей. У тувинцев не принято было высказывать, тем более показывать проявления своих чувств, сексуальная разнузданность никогда не поощрялись. В тувинском языке нет даже слова для обозначения физической любви. К внебрачным связям у тувинцев относились с осуждением. Девушек, молодых женщин, мужчин, хотя бы заподозренных в половых добрачных связях, тувинцы ОТНОСИЛИ к разряду «эрзек кижи». Это было настолько оскорбительным, что добровольное желание попасть в этот разряд, естественно, исключалось.

Однако, все же были случаи, когда в той или иной семье рождался внебрачный ребёнок. В таких случаях сама беременная меньше показывалась людям на глаза, её

никто не осуждал, боясь приметы, по которой, кто осуждает такую несчастную, тот останется бездетным, или его дети будут больными. Поэтому, к внебрачному ребёнку тувинцы ОТНОСИЛИСЬ хорошо, его любили не меньше других [4].

Четвертая тенденция распространена значительно реже, связана с установкой на одинокий образ жизни. Принципы «живи для себя», «бери от жизни все» приводят к развитию эгоизма и оказывает влияние на добрачное поведение молодежи, которая предпочитает ни к чему не обязывающие кратковременные встречи. Поэтому укоренение таких ценностей, как индивидуализм, раскрепощение в духовной и телесной сфере может представлять для Тувы опасность потерять свою идентичность. Индивидуализм не приемлем для тувинцев, так как брак считался обязательным для каждого человека. Старых дев и старых холостяков не любили, не уважали, считали ненадёжными, плохими людьми. Девушка старше 20 лет считалась уже засидевшейся невестой, к ней относились как к неполноценной, имеющей физические и иные недостатки. Большую роль в отношении к женщине в семье играла её способность к деторождению. Тувинские семьи, как правило, были многодетными [5].

Итак, переход к новым стандартам жизни, прежде всего, отражается на семье и на результатах социализации молодого поколения. Потеря престижности традиционных патриархальных брачно-семейных отношений, отсутствие в общественном сознании идеальной модели семьи, нередко делает современный брак непривлекательным в глазах молодежи. Динамика полоролевой идентичности современной молодежи, которая связана с изменением соответствующих для тувинской культуры образцов тендерного поведения, отрицательно влияет на представления молодых людей о семье и браке, формируя негативные брачно-семейные установки.

Литература

1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003 - 544 с.

2. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. - М.: Гу манит, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - С. 683.

3. Там же.-С. 676.

4. Доржу. З.Ю. Эволюция социального статуса и роли женщины-тувинки. // Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы. / Материалы I Международной научно-практической конференции. Часть I. -Красноярск, 2008. - С. 124.

5. Там же.

6. Там же.-С. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.