Научная статья на тему 'Заключение и проблемы реализации международных договоров тувинской народной Республики с советской Россией в 1921 – 1944 гг'

Заключение и проблемы реализации международных договоров тувинской народной Республики с советской Россией в 1921 – 1944 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВА / INTERNATIONAL AGREEMENTS / INTERNATIONAL STATUS OF A GOVERNMENT / ДИПЛОМАТИЯ / DIPLOMACY / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / REPRESENTATION / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ / NATIONAL BOUNDARIES / BORDERLAND CONDITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саая Саида Владимировна

В данной статье проанализированы содержания советско-тувинских договоров. В рамках двусторонних соглашений закреплялись основы внешнеполитических, внешнеэкономических и дипломатических отношений. Досконально оговаривались весь механизм приграничного режима между двумя государствами. В конечном счете, эти договоры были направлены на укрепление международного статуса тувинского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF COMPLETING AND FULFILLING INTERNATIONAL AGREEMENTS BETWEEN THE TUVAN NATIONAL REPUBLIC AND SOVIET RUSSIA FROM 1921-1944

In this article we look at the content of the Soviet-Tuvan agreements. Within the framework of these two-sided agreements were fixated the foundations for external political, external economical and diplomatic relations. These agreements established communicative relations, and as a result, played a role strengthening the international status of the Tuvan government.

Текст научной работы на тему «Заключение и проблемы реализации международных договоров тувинской народной Республики с советской Россией в 1921 – 1944 гг»

Забелина Г. А.. Забелин В.И. К вопросу о роли женщины в жизни доисторических племён (Часть 1 - палеолит, мезолит)

Литература:

1. Астахов СЛ. Палеолит Тувы: Автореф. дис...докт. ист. наук. - СПб, 1993. - 56 с.

2. Астахов С.Н. Палеолитические памятники Тувы. - СПб: Нестор-История, 2008. - 180 с. 1993.-56 с.

3.Астахов СЛ. Первоначальное заселение челевеком территории Убсунурской котловины. Труды Государственного природного биосферного заповедника «Убсунурская котловина» Вып. 2. Природа заповедника «Убсунурская котловина». -Красноярск: Дарма - печать, 2011. - С. 113-118.

4. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. - Прага: Артая, 1982. -560 с.

5. История Тувы, т. I. - Новосибирск: Наука, 2001.-С. 8-66.

6. Квеннелл М. и Ч. Первобытные люди. Быт. религия, культура. - М: Центрполиграф, 2005. -238 с.

7. Кудрявцев В.И. Физико-механические свойства сырья каменных индустрий древнего человека) // Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов Центральной Азии. Геоэкология природной среды и общества. -Кызыл: Изд-во ТИКОПР СО РАН, 2001 - С. 152-159.

8. Кудрявцев В.И., Забелин В.И. Ранние этапы заселения человеком центральной части Улуг-Хемской котловины (по материалам палеоэкологических исследований) И Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов Центральной Азии. Геоэкология природной среды и общества. Вып.8. - Кызыл: Изд-во ТИКОПР СО РАН, 2005 - С. 181-187.

9. Лазуков ГЛ., Гвоздовер М.Д., Рогинский Я.Я. и др. Природа и древний человек. - М: Мысль. 1981.-223 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С СОВЕТСКОЙ РОССИЕЙ В

1921 - 1944 гг.

Саая С.В.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE PROBLEM OF COMPLETING AND FULFILLING INTERNATIONAL AGREEMENTS BETWEEN THE TUVAN NATIONAL REPUBLIC AND SOVIET RUSSIA

FROM 1921-1944

Saaya S.V.

The Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье проанализированы содержания советско-тувинских договоров. В рамках двусторонних соглашений закреплялись основы внешнеполитических, внешнеэкономических и дипломатических отношений. Досконально оговаривались весь механизм приграничного режима между двумя государствами. В конечном счете, эти договоры были направлены на укрепление международного статуса тувинского государства.

Ключевые слова: международный договор, международный статус государства, дипломатия, представительство, государственные границы, приграничный режим.

In this article we look at the content of the Soviet-Tuvan agreements. Within the framework of these Ыю-sided agreements were fixated the foundations for external political, externa! economical and diplomatic relations. These agreements established communicative relations, and as a result, played a role strengthening the international status of the Tuvan government.

Key words international agreements, international status of a government, diplomacy, representation, national boundaries, borderland conditions

Тувинская Народная Республика (ТНР) в период своего исторически короткого существования, с августа 1921 г. по октябрь 1944 гг., как субъект международных отношений заключила ряд международных трехсторонних и двухсторонних договоров и соглашений с двумя соседними государствами. Заключению каждого договора предшествовала кропотливая дипломатическая работа по правительственной, партийной линии, по линии Коминтерна Неизменно основными вопросами, затрагивавшимися в период

подготовки и после подписания договоров, были международный статус тувинского государства, пограничный вопрос, торгово-экономическое сотрудничество и др. В рамках данной статьи остановимся лишь на одном, но на самом важном, на наш взгляд, договоре ТНР, - советско-тувинском.

С момента провозглашения суверенитета тувинского народа в августе 1921 г. правительство ТНР. стремясь укрепить международное положение республики, неоднократно осуществляло зондаж по различным каналам относительно придания

официального характера отношениям с Советской Россией В частности. 5 марта 1922 г. оно направило ноту в адрес правительства РСФСР о своем желании официально оформить дипломатические отношения с Советской Россией [1]. В ответ на такое обращение правительство РСФСР заявило о своей готовности к установлению дружеских отношений с тувинским народом [2]. Однако, несмотря на фактическое существование торговых и политических связей, заключение советско-тувинского договора состоялось только в 1925 г. (данному историческому факту предшествовали немало дипломатических казусов и событий [3])

В июне 1925 года в г. Москве начались переговоры для заключения двухстороннего договора об установлении дипломатических отношений между ТНР и СССР Важно отметить, что дипломатически умелые действия тувинского руководства, а также благожелательное отношение советского руководства обеспечили тувинской делегации возможность выступать на переговорах как равноправной стороне. В переговорах со стороны ТНР участвовали — председатель правительства Куулар Дондук, члены ЦК ТНРП Нимажап и Далаа-Сюрюн. а со стороны правительства СССР — Б Н Мельников, Н.П Колчановский, Г.С. Ягрин.

После обмена мнениями, обсуждения предложений и пожеланий участников встречи, во вводной части договора было закреплено, что: «В виду того, что правительство РСФСР в обращении к тувинскому народу от 9 сентября 1921 г. торжественно отказалось от незаконных действий царского правительства и от протектората, установленного последним обманным путем над танну-тувинской страной и объявило, что оно отнюдь не рассматривает Танну-Тува как свою территорию и никаких видов на нее не имеет» [4]. А также в соответствии с заявлением правительства РСФСР в марте 1922 г. на имя Танну-Тувинского Народного правительства о готовности его, в ответ на предложение последнего о ноте от 5 марта 1922 г., к установлению дружественных взаимоотношений с тувинским народом. Оба правительства, «... движимые искренними стремлениями к свободному содружеству и культурному, экономии-ческому сотрудничеству между народами СССР и соседним тувинским народом, с этой целью решили вступить в переговоры, для чего назначили своими уполномоченными: правительство СССР - Мельникова Бориса Николаевича, Колчановского Николая Петровича, Ягрина Григория

Семеновича и правительства ТНР — Куулар Дондука, Нимажапа, Дамба-Сюруна, которые «после обмена полномочиями, признанных составленным в надлежащей форме и в должном порядке, согласились, не дожидаясь урегулирования взаимоотношений между ТНР и Китайской Республикой» [5]. Р.И. Мировицкая считает, что такая оговорка была обусловлена тем обстоятельством, что Китай от этой части территории Цинской империи никогда публично не отказывался. Скорее всего, этот пункт был включен в договор по инициативе советской стороны, по настоянию ИККИ, исходивших из учета своих интересов, связанных с перспективой развития революционного движения в Китае, а также дальнейших перспектив советско-китайских отношений [6].

Далее в протоколе оговаривалось, что стороны договорились об обмене дипломатическими представительствами. Исходя из опыта периода гражданской войны и военной интервенции, договаривающиеся стороны «взаимно обязывались не допускать на своей территории образования правительства, организаций, групп или отдельных лиц, ставящих целью прямую или косвенную военную борьбу против других сторон или свержение ее правительства или правительств союзных с ним государств, территорий. Кроме того, они договорились не разрешать мобилизацию или вербовку, как своих граждан, так и граждан иных государств в ряды армии, враждебных другой из сторон. Воспрещалось ввозить на свою и территории союзных государств или провозить через них оружие Были установлены правила внешнеторговых сношений, положения об РСТК. которые должны были быть в дальнейшем дополнены специальными соглашениями»

[7].

В первой статье договора отмечалось, что «Правительство СССР посылает своего консула в столицу ТНР г Хем-Белдир [8] и консульского агента в г. Чадаана на Хемчике [9] и в другие пункты по соглашению с Народным правительством ТНР, а также своего торгового представителя и подчиненных ему сотрудников, имеющих (право -C.B.) пребывания в местах ТНР, пользующихся правами лиц, поименованных в настоящей статье, а также всеми правами, вытекающими из монополии между торговли» [10].

Во второй статье договора записано: «Народное правительство Танну-Тувинской Республики посылает своего консула в столицу СССР - г Москву, а также своих консульских агентов в пограничные округа

Советской Россией в 1921 -1944 гг.

СССР по соглашению с правительством СССР» [11]. Полномочное Представительство ТНР в СССР было учреждено в Москве по адресу улица Воровского, дом № 5. В дальнейшем полпредство занималось вопросами взаимодействия двух государств в политической, культурно-просветитель-ской, торгово-экономической областях, а также подготовке кадров для ТНР в советских учебных заведениях. В период Великой Отечественной войны полпредство ТНР, наряду с другими было эвакуировано из столицы. С вхождением ТНР в состав СССР Полпредство ТНР в СССР было преобразовано в представительство Тувинской автономной области при Совете Министров РСФСР.

Советское полпредство в ТНР было учреждено в столице - городе Кызыле по улице Чульдум 1. недалеко от берега р. Енисея. В дальнейшем, в ходе реализации положений данной статьи договора в деятельности советского представительства в ТНР можно выделить следующие направления: во-первых, решение вопроса о государственных границах; во-вторых, вопросы гражданства; в-третьих, оформление виз и загранпаспортов, в-четвертых, делопроизводство, связанное с Русской самоуправляющейся трудовой колонией (РСТК), в-пятых, торгово-экономические вопросы.

Проанализированная инструкция Наркоминдела РСФСР от 15 февраля 1923 г., позволила выделить следующий перечень функций представительства: первая группа вопросов - регистрация договоров и сделок, имеющих внешнеэкономическое значение, с РСТК, регистрация договоров и сделок, заключаемых между учреждениями РСТК ИЛИ колонистами, с одной стороны. И Госучреждениями РСФСР, или гражданами РСФСР с другой

Так, все договоры и сделки нотарировались в отделе Юстиции РСТК и заверялись в Представительстве НКИД (если в договорах и сделках выступал, с одной стороны, Исполком Колонии. то в Министерстве Юстиции не нотарировались, а только заверялись в Представительстве НКИД); регистрация договоров и сделок между Исполкомом РСТК, с одной стороны, и тувинскими госучреждениями, или отдельными тувинскими гражданами, с другой, то нотарировались в Министерстве Юстиции Тувинского Правительства, регистрировались в Представительстве НКИД. Договоры и сделки между Тувинским Правительством, с одной стороны, и учреждениями РСТК или отдельными колонистами нотарировались в

отделе Юстиции, регистрировались в Представительстве НКИД. договоры и сделки между отдельными колонистами и тувинцами нотарировались в Министерстве Юстиции и регистрировались в Представительстве (сделки, заключаемые между колонистами и тувинцами нотариально заверенные в Исполкоме Колонии обретали силу лишь после их регистрации в Представительстве НКИД) Сделки, заключенные между колонистами, должны были заверяться в Представительстве НКИД (когда сделки договоры подлежали исполнению в РСФСР или касались находившего там имущества, и доверенностей, предназначенных к предъявлению в РСФСР).

Вторая группа вопросов - о статусе русских граждан в ТНР. Так, лица, въехавшие в Урянхай после 15 февраля 1922 г., считались временно проживающими и составляли категорию русских граждан, проживающих за границей, подлежащих во всех вопросах экономическо-правового уклада ведению Представительства НКИД РСФСР в ТНР. Все нотариальные акты (регистрация брака, рождение, смерти, заверение подписей и подлинности документов и пр.) совершались указанными гражданами исключительно в НКИД РСФСР в ТНР, которые должны были получать вид на жительство в ТНР исключительно в Представительстве НКИД. Они обязаны были по приезду являться в Представительство НКИД, которое ставило им отметки на заграничные паспорта В случае отсутствия такого рода документов, Представительство выдавало указанным лицам временные удостоверения, действии-тельные на три месяца со дня выдачи. Если по истечении этого трехмесячного срока приезжий не уезжал из ТНР, Представительство НКИД должно было затребовать у указанного лица заполнения двух экземплярах анкет определенной формы, четырех экземпляров карточек и направлялся в Представительство РСФСР для получения вида на жительство в ТНР. Все граждане без исключения, проживающие в ТНР, должны были для выезда в пределы РСФСР получать соответствующую визу в Представительстве. Лица, командированные Советскими властями в ТНР, должны были регистрировать паспорт и мандат в Представительстве в ТНР [12].

В третьей статье закреплено, что «государственная граница между СССР и ТНР может быть установлена на основании особого соглашения между правительством СССР и Народным правительством Танну-

Тувинской Республики имеющего последовать в возможно в ближайшем времени. Временно, впредь до установления границы и в соответствии с взаимной экономической заинтересованностью договаривающихся сторон, правительство СССР предоставляет тувинским гражданам возможность свободного передвижения, торговли продуктами своего сельского хозяйства, и своей промышленности, и занятия промыслами в пределах Усинского района» [13]. Еще до подписания данного договора 25 сентября 1924 г. советский представитель в ТНР сообщил министру иностранных дел Монгушу Буян-Бадыргы об установлении порядка пропусков в СССР через контрольно-пропускной пункт в Арбаты. В дальнейшем вопрос о границах в тувинско-советских отношениях затрагивался лишь поверхностно. В международном праве умолчание вопроса о границе толкуется как отсутствие объекта обсуждения, но в данном случае говорить о фактической правомерности подобной трактовки сложно. Вопрос об определении государственных границ между СССР и ТНР в данный период не был решен. В 1924 г председатель правительства Монгуш Буян-Бадыргы и чрезвычайный полномочный представитель СССР в ТНР Я.Х Давтьян в ходе неофициальных встреч в присутствии министра иностранных дел ТНР Оруйгу и консула СССР в ТНР Г Фальского устно условились признать, что «...государственная граница между СССР и ТАР определяется линией, существовавшей до войны» [14], то есть по принципу иЬ роззШз, который сводится к преемственности старых границ. И условились, что в будущем обе стороны осуществят демаркацию советско-тувинской границы путем назначения специальной двусторонней пограничной комиссии.

Министерство иностранных дел ТНР. стремясь реализовать положение данного договора и уточнить вопрос о границах, отправляло в адрес Народного комиссариата иностранных дел СССР запросы по поводу пограничных инцидентов. В них периодически поднимался и вопрос о необходимости уточнения границ. Советская сторона соглашалась решать вопрос лишь частично, и то в тех частях, где она была заинтересована, так, 28 июля 1927 г. заместитель полномочного представителя СССР в ТНР Шилин отправил в МИД ТНР отношение с предложением обсудить вопрос о принятии необходимых мер для охраны границы в районе границы в западной части ТНР от стыка Монголия - СССР - ТНР до Усть-Уса [15] В свою очередь, МИД ТНР в

своих официальных обращениях к правительству СССР подчеркивало о заинтересованности тувинского правительства в специальном урегулировании и юридическом закреплении вопроса о границах. По этому поводу представитель Коминтерна в ТАР В А. Богданов в августе 1927 г. сообщал в Восточной секретариат ИККИ, что тувинская делегация, которая готовится выехать в СССР «... для обсуждения хозяйственных вопросов, неизбежно выдвинет вопрос об установлении границы с СССР и о взаимоотношениях с Монголией и что эти вопросы сейчас СССР обсуждать не может» [16], в связи с чем, визит делегации был отложен. Советская сторона, не заинтересованная в его обсуждении, подчеркивала, что она создала облегченный режим перехода границ для тувинских граждан, живущих на территории СССР, на установленных для этого участках границы, что было подтверждено, в частности, в ответе консульства СССР на отношение МИД ТНР от 11 октября 1927 г [17]. Следовательно, можно сделать вывод, что советское правительство в данный период избегало открытого обсуждения вопроса о государственных границах между СССР с ТНР. Забегая вперед, отметим, что в связи с вхождением ТНР в состав СССР в 1944 г. ту ви нс ко -мон го льс кая граница стала советско-монгольской. На данном участке граница между СССР и МНР протяженностью около 1,5 тыс. км была закреплена договором от 26 марта 1958 г.

В четвертой статье советско-тувинского договора стороны взаимно обязуются: во-первых, «... не допускать на своей территории образования правительств, организаций, групп или отдельных лиц, ставящих своей целью прямую или косвенную военную борьбу против других сторон или свержения ее правительства, или правительства союзных с ним государств, территории мобилизацию или добровольную вербовку своих граждан, так и граждан ИНЫХ государств В ряды армии, Враждебных другой из сторон; во-вторых, воспретить, приняв все меры не допущения, ввозить в пункты своей территории и на территории СОЮЗНЫХ с ним государств или провозить через них оружие, принадлежащее или предназначенное каким либо правительствам или организациям, борющимся прямо или косвенно против одной из сторон и могущее быть использованным ими для этой борьбы» [18]. Без сомнения, сам факт заключения данного договора поставил точку в вопросе о возможном изменении стату са ТНР, и должен был пресечь желание

Советской Россией в 1921 -1944 гг.

различных политических сил поднимать данный вопрос еще раз.

В пятой статье «... в соответствии с заявлениями правительства РСФСР в обращении к тувинскому народу от 9 сентября 1921 г. о том, что считаясь с фактом прежней русской колонизации части Танну-Тува, оно полагает необходимым войти в отношения с тувинским народом и органами его государственного управления об охране интересов русских поселенцев, ЯВЛЯЮЩИХСЯ советскими Гражданами, НИ В коей мере не допуская насильственного захвата танду-тувинской земли, Танды-Тывинское (так в тексте - C.B.) Народное правительство и правительство СССР соглашается в том, что старые договоры, заключенные между Танну-Тувинским Народным правительством и Русской самоуправляющейся трудовой колонией в Танду-Тува аннулируются, заменяясь новыми, которыми устанавливаются, что РСТК в Тан ну-Туве существует на началах широкого местного самоуправления в пределах установления специальным положением. Впредь до заключения нового договора старые договоры между Танну-Тувинским Народным правительством и РСТК сохраняют силу» [19] Статус РСТК является исключением даже в мировой практике, однако в рамках советской внешней политики, отрицавшей существовавшие тогда дипломатические установки, данное обстоятельство стало нормой.

Статья шестая анализируемого договора гласит: «Граждане обоих договаривающихся сторон при ввозе или вывозе из пределов другой страны товаров, предназначенных для торговли или промышленной обработки, уплачивают установленные узаконениями стран пошлины с тем, что таковые не должны превышать пошлины взимаемые за ввоз и вывоз тех же товаров с граждан наиболее благоприятствуемой страны» [20].

В статье семь «в целях способствования Народному правительству ТНР в деле организации почтово-телеграфного обмена, необходимого для укрепления и развития культурных и экономических связей между народами СССР и тувинским народом, правительство СССР предоставляет безвозмездно Танну-Тувинской Республике принадлежащие ему и находящиеся на территории последней телеграфные провода со станционным оборудованием и почтовое имущество» [21].

В целях реализации данной статьи 17 декабря 1925 г. в Представительстве СССР в ТНР состоялось совещание по выработке положения дел Консульской части

Тувинского правительства [22]. Данное положение решено опубликовать в печати для широкого оповещения масс населения, и вступило в законную силу по истечении одного месяца со дня опу бликования [23].

Межправительственная комиссия в составе Консула СССР Разумова, Министра иностранных дел тувинского правительства Куулар Дондука, Председателя ЦК ТНРП Монгуш Буян-Бадыргы, Советника Н. Медведева, секретаря Консульства СССР Николадзе приняла ряд решений, отраженных в протоколе совещания: оплата виз (пропусков), регистрации и прочих действий - за визу 3 рубля, регистрация - 1 руб. 50 коп., штраф за каждый просроченный месяц - 1 руб 50 коп Там же о штрафах закреплялось, что штраф с граждан СССР за просрочку паспортов взыскивается только в тех случаях, когда паспорт не просрочен, просроченные паспорта изымались и направлялись в Консульство СССР для продления После чего возвращались Консульством в тувинское правительство для регистрации. Никакой штраф за просроченные паспорта со стороны тувинского правительства не взимался Регистрация граждан СССР производилась независимо от того, был ли паспорт зарегистрирован в Консульстве СССР или нет. Граждане СССР, незарегистрированные в правительстве ТНР на выезд или продление паспорта в Консульстве не получали. Регистрация граждан СССР была действительна на весь срок пребывания граждан на территории ТНР

Тувинское правительство взимало по 3 руб. за визы, выдаваемые гражданам Колонии и гражданам СССР Кроме того, было сделано разграничение между категориями граждан в оплате виз. Понижен сбор с колонистов за выдаваемые визы как с коренных жителей ТНР, приравниваемых к гражданам ТНР. Граждане РСТК, пересекающие государственную границу, были разделены на три категории: а) едущие по торговым делам платили 3 руб., б) малоимущие и едущие по семейным делам - 2 руб., в) неимущие не платили.

Срок действия визы на переход границы определялся до 45 дней (в зависимости от личной просьбы получающего визу). Снятие с учета не оплачивалось, т.к. считался оплаченным при взятии на учет (регистрации). В случае, если гражданин СССР явился для снятия с учета с просроченным паспортом, то его паспорт перенаправлялся в Консульство СССР. Все граждане, пребывающие из СССР на территорию ТНР, в семидневный срок обязаны зарегистрироваться в тувинском

правительстве. В случае просрочки регистрации без уважительных причин, как болезнь, или дальнее расстояние, взимался штраф в размере 1 руб. 50 коп, за каждый полный просроченный месяц. За каждый взимаемый сбор выдавались квитанции, в которых указывалась точная сумма принятых денег. Возчики, прибывавшие в Туран и в прилегающие окрестности, также в г. Кызыл из пограничных районов и других, от регистрации документов и выдачи визы освобождались. Возчики, приезжающие из Минусинска, брали визы на выезд на общих основаниях. Минусинские возчики, не получившие визу в правительстве ТНР, оплачивали этот сбор на тувинском погранпосту Все возчики, прибывавшие на территорию ТНР на более чем 10 дней, регистрировались на общих основаниях, за исключением возчиков, едущих до Турана, которые оплачивали сбор за регистрацию на границе.

В восьмой статье говорится, что «... между СССР и ТНР устанавливается в возможно скором времени непосредственный регулярный почтовый, телеграфный, радиотелеграфный обмен на условиях, изложенных в имеющих быть заключенными обоих соглашениях» [24].

Договор был составлен в двух экземплярах - на монгольском и русском языках, подлежал утверждению правительствами ТНР и СССР. Ill Великий Хурал в середине 1925 г. ратифицировал Договор между ТНР и СССР об установлении дружеских отношений и вступил в силу с момента подписания, закрепив советско-тувинские отношения и суверенитет ТНР de-jure

В последующий период все статьи советско-тувинского договора были реализованы почти полностью. Такое подробное регламентирование пригранич-

ного режима во многом заслуга советской стороны. В целом, договорное оформление тувинско-советских отношений способствовало укреплению международно-правового статуса тувинского государства и дальнейшему развитию связей между сторонами.

Литература:

1. Центральный государственный архив Республики Тыва (далее - ЦГА РТ), ф. 100, on. 1, д. 20. л" 4.

2. Документы внешней политики СССР. - М., 1960. - Т. 4.- С. 723.

3. См.: Саая C.B., Сат С.Ч. Геополитический статус Тувы в первой половине XX века (1911 - 1944 гг. ). - Абакан: Хакасское книжное издательство. 2006. - 296 с.

4. ЦГА РТ, ф.ЮО, оп.1, д.98, л.4.

5. Там же.

6. Мировицкая Р. А. Советский Союз в стратегии гоминьдана (20-30-е годы). - М., 1990. - С. 23-32.

7. ЦГА РТ, ф. 100, оп.1, д.98, л.4.

8. Название места нахождения столицы ТНР -г. Кызыл.

9. Название реки в западной части Тувы, где находился административный центр Урянхая до 1921 г.

10. ЦГА РТ, ф.ЮО, оп.1, д.98. л.4

11. Там же.

12. Там же.

13. Там же.

14. Там же,

15. Там же, - Д. 38, л.8.

16. Там же. -J1.3.

17. Там же, - Д.27. л.12.

18. Там же.-Д.98, л.4.

19. По соглашению от 22 июля 1925 года РСТК существует в ТНР на правах широкого местного самоуправления, в пределах, установленных законом. Бюджет Колонии был дефицитным, поэтому она получала дотации со стороны СССР. В 1935 году существование РСТК как особой административной единицы было признано излишним.

20. ЦГАРТ, ф.ЮО, оп.1, д.98, л.4.

21. Там же.

22. Там же. - Д. 13, л. 1.

23. Там же.-Л. 2.

24. Там же.-Д.98, л.4.

ТЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ТУВИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ О

СЕМЬЕ И БРАКЕ

Седен А.В.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE GENDER DIFFERENCES IN REPRESENTATIONS OF THE TUVAN YOUTH ABOUT MARRIAGE AND FAMILY UNION

Seden A.V.

Tuvan state university. Kyzyl

В статье раскрываются актуальные проблемы современного периода тувинского общества, связанного с добрачным поведением молодежи. По результатам социологического опроса автор раскрывает специфику добрачного периода, различные мотивы добрачных связей студенческой молодежи, их представления о браке и семье в зависимости от пола.

Ключевые слова: брак и семья, студенческая молодежь, добрачные связи, традиции, Тува

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.