Научная статья на тему 'Установление приграничного режима на тувинском участке государственной границы России в 1921 - 1944 гг'

Установление приграничного режима на тувинском участке государственной границы России в 1921 - 1944 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ / BORDER REGIME / ТАМОЖЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / CUSTOMS ESTABLISHMENT / СОВЕТСКАЯ РОССИЯ / SOVIET RUSSIA / ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / НКИД РСФСР / AND TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC / СОВЕТСКО-ТУВИНСКИЙ ДОГОВОР / THE SOVIET-TUVA TREATY / СОВЕТСКИЙ ГРАЖДАНИН / SOVIET CITIZEN / ПРОПУСКНОЙ РЕЖИМ / ВИЗА / VISA / PEOPLE''S COMMISSARIAT OF THE RSFSR / ACCESS CONTROL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саая Саида Владимировна

В статье проанализирован порядок регламентации приграничного режима между Советской Россией и Тувинской Народной Республикой. На основе статьей международных договоров, таможенных документов описывается: порядок перехода через границу, регулирование оплаты пошлины, регламентация перечня провозимых товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTABLISHMENT OF THE BORDER REGIME IN THE TUVAN SECTION OF THE STATE BORDER OF RUSSIA IN 1921 - 1944

The article analyzes the procedure of regulation of the border regime between Soviet Russia and the Tuvan People’s Republic. Based on the article of treaties, customs document describes: the order of crossing the border, the regulation of payment of duty, the regulation of the list of smuggled goods.

Текст научной работы на тему «Установление приграничного режима на тувинском участке государственной границы России в 1921 - 1944 гг»

УДК 93\94

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИГРАНИЧНОГО РЕЖИМА НА ТУВИНСКОМ УЧАСТКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИИ В 1921 - 1944 гг.10

Саая С.В.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE ESTABLISHMENT OF THE BORDER REGIME IN THE TUVAN SECTION OF THE STATE BORDER OF RUSSIA IN 1921 - 1944.

Saaya S.V.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье проанализирован порядок регламентации приграничного режима между Советской Россией и Тувинской Народной Республикой. На основе статьей международных договоров, таможенных документов описывается: порядок перехода через границу, регулирование оплаты пошлины, регламентация перечня провозимых товаров.

Ключевые слова: приграничный режим, таможенное учреждение, Советская Россия, НКИД РСФСР, Тувинская Народная Республика, советско-тувинский договор, советский гражданин, пропускной режим, виза.

The article analyzes the procedure of regulation of the border regime between Soviet Russia and the Tuvan People's Republic. Based on the article of treaties, customs document describes: the order of crossing the border, the regulation of payment of duty, the regulation of the list of smuggled goods.

Keywords: border regime, customs establishment, Soviet Russia, the people's Commissariat of the RSFSR, and Tuvan People's Republic, the Soviet-Tuva Treaty, the Soviet citizen, access control, visa.

В современных условиях одним из факторов развития регионов являются межрегиональные и международные связи. Республика Тыва, являясь одним из приграничных субъектов Российской Федерации, стремится установить и расширить трансграничные связи с соседними государствами. Однако при реализации проектов международного сотрудничества важно учесть исторический опыт.

Впервые вопрос о приграничном режиме был поставлен в обращении советского представителя к тувинскому народу от 9 сентября 1921 г. после провозглашения Всетувинским Учредительным Хуралом суверенитета тувинского народа в августе 1921 г. [1] Со своей стороны, тувинское правительство в ноте в адрес Правительства РСФСР от 5 марта 1922 г. заявило о своем желании официально оформить дипломатические отношения с Советской Россией [2]. Однако вопрос о регламентации приграничного режима между государствами необходимо было решать незамедлительно, еще до заключения двухстороннего соглашения. Так, 23 ноября 1922 г. Народный Комиссариат внешней торговли РСФСР (далее - НКВТ РСФСР) приказом №298 утвердил «Правила о пропуске через таможенные

10Работа выполнена в рамках исследования, проводимого за счет средств, выделенных Российским гуманитарным научным фондом на выполнение научно-исследовательской работы по Договору №17-11-17002/17-0Г0Н.

учреждения РСФСР пассажиров и провозимых ими вещей», который состоял из трех разделов и 19 статьей [3]. В соответствии с которым, лица, направляющиеся через государственную границу, должны были следовать через таможенные учреждения. При этом порядок пропуска провозимых ими вещей регулировался особыми правилами и распоряжениями. Вещи, принадлежащие лицам, следующим через границу, должны были выпускаться через таможенные учреждения после досмотра, за исключением русских и иностранных дипломатических представителей и лиц, пользующихся равными им правами. Досмотр производился после проверки таможенными органами документов на право выезда из РСФСР. Не облагались пошлиной и акцизом личные и необходимые в пути вещи: во-первых, верхняя одежда, платья, головные уборы, обувь, носильное, постельное и столовое белье, полотенца, одеяла, подушки и прочие дорожные вещи, галантерейные и туалетные вещи из простых материалов (гребни, щетки и прочие) в количествах, не превышающих потребности пассажира; во-вторых, % фунта табаку или 250 папирос или 50 штук сигар на каждое взрослое лицо и 1 кусок мыла; в-третьих, продукты питания, необходимые в пути; изделия из золота и платины не свыше 1 фунта, и изделия из серебра не выше 3 фунтов на каждое взрослое лицо, т.е. старше 16 лет (в указанный вес не включается вес корпуса часов, брелки и отделка из драгоценных металлов тростей и разных туалетных вещей); при лицах специальных профессий (врачах, художниках и пр.) необходимые по роду их деятельности ручные инструменты и предметы, если таковые по своему количеству не предназначены для продажи; чемоданы, сундуки и прочие, в коих провозятся пассажирские вещи допускаются к беспошлинному пропуску при условии, если таковые будут причитаться в таможенные пошлины не свыше 5 рублей золотом (ст. 5) [3].

Кроме того, в тех случаях, когда пошлина «... за все доставленные, сверх установленных в ст. 5 норм, вещи превысит 150 рублей на 1 лицо или семейство, для пропуска этих вещей необходимо представление в таможенное учреждение соответствующего разрешения подлежащих органов НКВТ. При непредставлении в таможенное учреждение указанного в ст. 6 разрешения или же при отказе пассажира уплатить начисленную за его вещи пошлину, последние допускаются в течение 2-х месяцев к обратному вывозу за границу, а по истечении обозначенного срока дозволенные к продаже с торгов предметы обращаются в аукционную продажу. Предметы, запрещенные по тарифу к ввозу нескрытые от таможенного контроля, допускаются к обратному вывозу за границу, за исключением документов, вредных для РСФСР в политическом или в экономическом отношениях, которые подлежат конфискации». Привозимые пассажирами книги и другие печатные издания и рукописи просматриваются сотрудниками таможенного учреждения совместно с представителями от ГПУ и в том случае, если означенные предметы будут признаны подлежащими цензурному просмотру, таковые пересылаются таможенными учреждениями в соответствующие органы для цензуры. При следующих из-за границы пассажирах допускался свободный пропуск: русских бумажных денежных знаков, имеющих хождение в РСФСР образцов без ограничения сумм; золотой и серебряной монеты и иностранной валюты на сумму не выше 500 рублей золотом на каждое лицо по курсу, устанавливаемому Котировальной комиссией, а при отсутствии

такового курса - по справочным ценам Наркомфина. Монеты и валюта, оказавшиеся у пассажиров на сумму свыше 500 рублей, подлежат обязательной сдаче в таможенные учреждения для внесения в Госбанк на текущий счет сдающего лица с обязательной выдачей ему должных сумм в той же валюте. Доставленные отдельно от пассажиров вещи, на которые будут представлены доказательства, что они принадлежат лицам, прибывшим из-за границы. Кроме того, дается перечень изделий из драгоценных металлов, допущенных к ввозу в РСФСР: часы с цепочкой, портсигары и табакерки, ридикюли серебряные, кольца обручальные, кольца и перстни с камнями и без них, браслеты, брошка, серьги, булавки для галстуков, запонки манжетные, кулоны золотые и платиновые, кресты и образки с цепочкой, аграфы, оправы пенсне, очков и лорнетов, ножи, вилки, ложки и подстаканники» [3].

В соответствии с инструкцией Наркоминдела РСФСР (далее - НКИД РСФСР) от 15 февраля 1923 г. Представительство НКИД РСФСР в ТНР занималось регистрацией договоров и сделок, имеющих внешнеэкономическое значение; регистрацией договоров и сделок, заключаемых между учреждениями РСТК, или колонистами с одной стороны и Госучреждений РСФСР, или гражданами РСФСР с другой, нотариальным заверением в отделе Юстиции РСТК и заверяются в Представительстве НКИД (если в договорах и сделках выступает с одной стороны Исполком Колонии, то таковые в Министерстве Юстиции нотариально не заверялись, а только заверяются в Представительстве НКИД); нотариальным заверением договоров и сделок между Исполкомом РСТК с одной стороны и тувинскими госучреждениями, или отдельными тувинскими гражданами с другой; нотариальным заверением договоров и сделок между Тувинским Правительством с одной стороны и учреждениями РСТК или отдельными колонистами; регистрацией договоров и сделок между отдельными колонистами и тувинцами (сделки, заключаемые между колонистами и тувинцами, нотариально заверенные в Исполкоме Колонии обретают силу лишь после регистрации таковых в Представительстве НКИД); сделки, заключаемые между колонистами должны были заверяться в Представительстве НКИД «... когда сделки договора подлежат исполнению в России или касаются находящихся в России имуществ; когда, документы, в том числе доверенности, предназначенные к предъявлению в России, или относятся к обстоятельствам, имеющим место в пределах РСФСР».[3] Все эти договора и сделки с другой стороны нотариально заверялись и регистрировались в Министерстве юстиции ТНР.

19 февраля 1923 г. в письме Уполномоченного НКИД РСФСР в Туве Ф.Г. Фальского в адрес тувинского Правительства сообщалось о введении консульских сборов. Так, за визу уплачивалось 3 рубля серебром: выдачу разного рода удостоверений - 3 рубля; справки - 1 рублей 50 копеек; заверение подписей -2 рубля; перевод и заверение переводов - 5 рублей; нотариальное заверение -5 рублей; выписка из нотариальных книг - 3 рубля; выдача удостоверений на проживание в ТНР - 5 рублей.

В последующий период, в 1924 - 1925 гг. наряду с регулированием приграничного режима прилагались усилия по вопросу о демаркации государственных границ между двумя государствами. Еще до подписания двустороннего договора

Я.Х. Давтян сообщил об установлении порядка пропусков через контрольно-пропускной пункт в Арбаты [1].

И все же основной двусторонний договор об установлении дипломатических отношений между ТНР и СССР был заключен в июне 1925 г. в г. Москве. В договоре закреплялось создание консульских представительств [4]. По вопросу о демаркации и делимитации государственных границ в договоре закреплено, что «государственная граница между СССР и ТНР может быть установлена на основании особого соглашения между правительством СССР и Народным правительством Танну-Тувинской Республики, имеющего последовать в возможно в ближайшем времени. Временно, впредь до установления границы и в соответствии с взаимной экономической заинтересованностью договаривающихся сторон, правительство СССР предоставляет тувинским гражданам возможность свободного передвижения, торговли продуктами своего сельского хозяйства, и своей промышленности, и занятия промыслами в пределах Усинского района» [1].

28 июля 1927 г. заместитель полномочного представителя СССР в ТНР А.В. Шилин отправил в МИД ТНР отношение с предложением обсудить вопрос о принятии необходимых мер для охраны государственных границ в районе в западной части ТНР от стыка Монголия - СССР - ТНР до Усть-Уса [5]. Советская сторона предоставила облегченный режим перехода советско-тувинской границ для тувинских граждан, живущих на территории СССР, на установленных для этого участках границы, что было подтверждено в ответе консульства СССР на отношение МИД ТНР от 11 октября 1927 г. [б].

По приграничному режиму анализируемый договор закрепил: граждане обоих договаривающихся сторон при ввозе или вывозе из пределов другой страны товаров, предназначенных для торговли или промышленной обработки, уплачивают установленные законами стран пошлины с тем, что «... таковые не должны превышать пошлины, взимаемые за ввоз и вывоз тех же товаров с граждан наиболее благоприятствуемой страны» [1, л.4 (об.)]. Определялось, что «в целях способствования Народному правительству ТНР в деле организации почтово-телеграфного обмена, необходимого для укрепления и развития культурных и экономических связей между народами СССР и тувинским народом, правительство СССР предоставляет безвозмездно Танну-Тувинской Республике принадлежащие ему и находящиеся на территории последней телеграфные провода со станционным оборудованием и почтовое имущество» [1, л.4 (об)].

Итак, в последующий период в процессе реализации положений данного двухстороннего договора в деятельности советского представительства в ТНР можно выделить следующие направления: во-первых, вопрос о государственных границах; во-вторых, вопросы гражданства; в-третьих, оформление виз и загранпаспортов; в-четвертых, делопроизводство, связанное с Русской самоуправляющейся трудовой колонией (РСТК), в-пятых, торгово-экономические вопросы.

В дальнейшем, в целях реализации статей договора 17 декабря 1925 г. в Представительстве СССР в ТНР состоялось совещание по выработке положения дел Консульской части правительства ТНР[7]. Данное положение опубликовано в печати для широкого оповещения населения [7].

Межправительственная комиссия в составе Консула СССР Ф.Ф. Разумова, Министра иностранных дел тувинского правительства Куулара Дондука, Председателя ЦК ТНРП Монгуша Буян-Бадыргы, Советника Н. Медведева, секретаря Консульства СССР Николадзе приняла ряд решений по порядку перехода через советско-тувинскую границу. Так, в протоколе устанавливались стоимость виз (пропусков), взимаемых с советских граждан - 3 рубля, регистрация - 1 рубль 50 копеек, штраф за каждый просроченный месяц - 1 рубль 50 копеек. Визы выдавались Консульством СССР, и со своей стороны Правительство ТНР регистрирует паспорта советских граждан только в тех случаях, когда паспорт не просрочен, просроченные паспорта задерживаются и направляются в Консульство СССР для отсрочки, и возвращается Консульством СССР Правительству ТНР для регистрации. Регистрация документов советских граждан производится независимо от того был ли паспорт направлен в Консульство СССР или нет. Советские граждане незарегистрированные в Правительстве ТНР на выезд или продление паспорта в Консульстве не получали. Регистрация граждан СССР была действительна на весь срок пребывания граждан на территории ТНР. Оплата за визы, выдаваемые гражданам Колонии и советским гражданам, была разграничена между категориями граждан: понижен сбор с колонистов, за выдаваемые визы как с коренных жителей ТНР, приравниваемых к гражданам ТНР; граждане РСТК, пересекающие государственную границу разделялись на три категории, соответственно определяли и стоимость визы: с едущих по торговым делам взимать 3 рубля; с малоимущих и едущих по семейным делам - 2 рубля; неимущим предоставить полную льготу, с советских граждан взимать 3 рубля [7].

Кроме того, были определены сроки действия выдаваемых виз. Так, тувинское Правительство выдавало визы на переход границы, срок действия которых определялся до 45 дней (в зависимости от личной просьбы получающего визу). В случае если советский гражданин явился для снятия с учета с просроченным паспортом, то он задерживался и направлялся в Консульство СССР. Все граждане, пребывающие из СССР на территорию ТНР, в течение 7 дней обязаны были зарегистрироваться в тувинском Правительстве. В случае просрочки регистрации без уважительных причин, как болезнь, или дальнее расстояние, взимался штраф в размере 1 рубль 50 копеек, за каждый полный просроченный месяц. За каждый взимаемый сбор выдавалась квитанция, в которой указывалась точная сумма принятых денег. Возчики, прибывающие в Туран и прилегающие к нему окрестности, также в г. Кызыл из пограничных и других районов, от регистрации документов и выдачи визы освобождались. Возчики, приезжающие из Минусинска брали визы на выезд на общих основаниях, прибыв на территорию ТНР на более чем 10 дней, должны были регистрироваться на общих основаниях. За исключением возчиков, едущих до Турана, которые оплачивали сбор за регистрацию на границе. Минусинские возчики, не получившие визу в правительстве ТНР, оплачивали этот сбор на тувинском погранпосту [1, л. 4 (об.)].

Таким образом, приграничный режим на тувинском участке со стороны России всегда был благоприятным для обеих сторон. Договорное оформление советско-

тувинских отношений способствовали их дальнейшему расширению, и в последующем статьи советско-тувинского договора были реализованы почти полностью.

Библиографический список

1. Центральный государственный архив Республики Тыва (ЦГА РТ) ф.100, оп.1, д.98, л.4.

2. ЦГА РТ, ф. 100, оп. 1, д. 20, л. 4.

3. ЦГА РТ. Ф. 70, оп. 1, д. 1, лл. 50-51.

4. Саая С.В. Заключение и проблемы реализации международных договоров Тувинской Народной Республики с Советской Россией в 1921 - 1944 гг.// Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. Выпуск 1. Кызыл: РИО ТувГУ, 2011. С. 45 - 49.

5. ЦГА РТ, ф.100, оп.1, д. 38, л.8.

6. ЦГА РТ, ф.100, оп.1, д.27, л.12.

7. ЦГА РТ, ф.100, оп.1, д. 13, л. 1. Bibliograficheskij spisok

1. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tyva (CGA RT) f.100, op.1, d.98, l.4.

2. CGA RT, f. 100, op. 1, d. 20, l. 4.

3. CGA RT. F. 70, op. 1, d. 1, ll. 50-51.

4. Saaya S.V. Zaklyuchenie i problemy realizacii mezhdunarodnyh dogovorov Tuvinskoj Narodnoj Respubliki s Sovetskoj Rossiej v 1921 - 1944 gg.// Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'nye i gumanitarnye nauki. Vypusk 1. Kyzyl: RIO TuvGU, 2011. S. 45 - 49.

5. CGA RT, f.100, op.1, d. 38, l.8.

6. CGA RT, f.100, op.1, d.27, l.12.

7. CGA RT, f.100, op.1, d. 13, l. 1.

Саая Саида Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории, истории гоcударства и права Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

Saaya Saida Vladimirovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory, History of State and Law of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.