Научная статья на тему 'Вопрос о государственных границах тувинской Народной Республики в 1921-1944 гг'

Вопрос о государственных границах тувинской Народной Республики в 1921-1944 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
296
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА (ТНР) / ТУВИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ / СОВЕТСКО-ТУВИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТУВИНСКО-МОНГОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / TUVAN PEOPLE''S REPUBLIC TUVAN STATE FRONTIERS / THE SOVIET-TUVAN RELATIONS / TUVAN-MONGOLIAN RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саая Саида Владимировна

Статья посвящена вопросу о государственных границах Тувинской Народной Республики, который стал одним из актуальным аспектов международных отношений. В свою очередь отношение соседних государств к вопросу о государственных границах отражало их позицию в целом к факту существования тувинского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Саая Саида Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF THE BORDER ISSUEOF TUVAN PEOPLE''S REPUBLIC IN 1921-1944

The article is devoted to the issue of state borders of the People's Republic of Tuva, which was one of the topical issues of international relations. In turn, the attitude of the neighboring countries to the issue of state borders reflects their position in general, the fact of the existence of Tuvan State.

Текст научной работы на тему «Вопрос о государственных границах тувинской Народной Республики в 1921-1944 гг»

УДК 342.156

ВОПРОС О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦАХ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В

1921-1944 гг.

Саая С.В.

Тувинский государственный университет, Кызыл OF THE BORDER ISSUE OF TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC IN 1921-1944

Saaya S.V.

Tuvan State University, Kyzyl

Статья посвящена вопросу о государственных границах Тувинской Народной Республики, который стал одним из актуальным аспектов международных отношений. В свою очередь отношение соседних государств к вопросу о государственных границах отражало их позицию в целом к факту существования тувинского государства.

Ключевые слова. Тувинская Народная Республика (ТНР), тувинское государство, государственные границы, советско-тувинские отношения, тувинско-монгольские отношения.

The article is devoted to the issue of state borders of the People's Republic of Tuva, which was one of the topical issues of international relations. In turn, the attitude of the neighboring countries to the issue of state borders reflects their position in general, the fact of the existence of Tuvan State.

Key words: Tuvan People's Republic Tuvan state frontiers, the Soviet-Tuvan relations, Tuvan-Mongolian relations.

Существует мнение, что нет плохих или хороших границ, все государственные границы содержат в себе потенциальные недостатки, и граница может быть стабильной в одно время и нестабильной в другое, не изменяясь при этом ни на миллиметр. Хорошие или плохие качества границы зависят гораздо больше от общей ситуации, нежели от деталей делимитации или демаркации [1], что полностью применимо к данному случаю.

В августе 1921 г. тувинский народ, реализуя право на самоопределение, создал свое национальное государство Танды-Тыва Арат улус, которая была провозглашена Всетувинским Учредительным Хуралом. На нем присутствовали представители шести хошунов — Оюннар, Салчак, Тоджа, Даа, Бээзи и соединенных сумонов Маады и Чооду [2]. Впервые вопрос о границах был поставлен, и косвенно затронут уже в документах Учредительного Хурала. Кроме вышеуказанных хошунов в тувинским относились Хасутский (Хубсугульский), Шалык и Сартул. Вследствие неявки представителей этих хошунов на Хурал было решено: «Хазутский хошун, живущий в Монголии, исключить из состава народа Танну-Тува, а Шалык и Сартул, состоящие из двух сумонов, объединить в один хошун Шалык-Сартульский» [3]. Итак, на Хурале были намечены границы нового государства.

С первых же дней провозглашения суверенитета тувинского государства вопрос о границах стал объектом внимания правительства, поскольку он был тесно связан с вопросом о суверенитете. Положение молодого государства было осложнено отсутствием опыта, наработанных механизмов для осуществления и защиты национальных интересов тувинского государства на международной арене.

Тувинское государство граничило с двумя государствами - Советской Россией и Монголией, отношения с которыми по данному вопросу складывались на различных этапах неоднозначно.

Вопрос о государственных границах в тувинско-советских отношениях затрагивался лишь поверхностно. В международном праве умолчание вопроса о границе толкуется как отсутствие объекта обсуждения, но в данном случае говорить о фактической правомерности подобной трактовки сложно. Советское правительство, следуя принципам, провозглашенным в своих первых декретах, в обращении к тувинскому народу от 14 сентября 1921 г. de-facto признало ТНР, что было подтверждено de-jure Договором между РСФСР и ТНР об установлении дружественных отношений от 22 июля 1925 г., подписанным в Москве [4].

В 1924 г. председатель правительства Монгуш Буян-Бадыргы и чрезвычайный полномочный представитель СССР в ТНР Я. Давтьян в ходе неофициальных встреч в присутствии министра иностранных дел ТНР Оруйгу и консула СССР в ТНР Г. Фальского устно условились признать, что «...государственная граница между СССР и ТНР определяется линией, существовавшей до войны», то есть по принципу uti possitis, который сводится к преемству границ. И условились, что в будущем обе стороны осуществят демаркацию советско-тувинской границы путем назначения специальной двусторонней пограничной комиссии. Я. Давтьян в своем письме-ответе на отношение правительства ТНР по данному вопросу писал: «Таким образом, этот вопрос можно считать исчерпанным и нет оснований снова к нему возвращаться. Одновременно, я считаю своим долгом довести до сведения Танну-Тувинского правительства, что мною уже сделаны распоряжения нашим пограничным властям об оказании облегченного перехода границы для тувинских граждан» [5]. Эту же позицию подтвердил в своем письме правительству ТНР советский представитель Ф.Г. Горелик/Фальский.

В упомянутом тувинско-советском Договоре 1925 г. было закреплено, что государственная граница между СССР и ТНР «в последующий период будет установлена особым соглашением между Правительством СССР и Народным Правительством Танды-Тыва Республики, имеющим последовать в возможно ближайшем времени. Временно, вплоть до установления границы и в соответствии с взаимной экономической заинтересованностью договаривающихся сторон, Правительство СССР предоставляет тувинским гражданам возможность свободного передвижения, торговли продуктами своего сельского хозяйства и своей промышленности и занятия промыслами в пределах Усинского района» [6].

В ТНР начинается работа по упорядочению режима пребывания иностранных граждан на территории государства. 17 декабря 1925 г. в столице ТНР - г. Кызыле на совместном заседании правительства ТНР и консульства СССР в ТНР было разработано и принято положение о порядке регистрации паспортов граждан СССР. В соответствии с ним устанавливались размеры оплаты за визу, регистрацию документов. В выработке этого проекта участвовали министр иностранных дел ТНР Куулар Дондук, председатель ЦК ТНРП Монгуш Буян-Бадыргы, советский консул Разумов, советник советского консульства Медведев [7].

Министерство иностранных дел ТНР, стремясь реализовать положения данного договора и уточнить вопрос о границах, в 1925 - 1927 гг. отправляло в адрес Народного комиссариата иностранных дел СССР запросы по поводу пограничных инцидентов. В них периодически поднимался и вопрос о необходимости уточнения границ. Советская сторона,

не заинтересованная в его обсуждении, подчеркивала, что она создала облегченный режим перехода границ для тувинских граждан, живущих на территории СССР, на установленных для этого участках границы, что было подтверждено, в частности, в ответе консульства СССР на отношение МИД ТНР от 11 октября 1927 г. [8]. Кроме того 28 июля 1927 г. заместитель полномочного представителя СССР в ТНР Шилин отправил в МИД ТНР отношение с предложением обсудить вопрос о принятии необходимых мер для охраны границы в районе границы в западной части ТНР от стыка Монголия - СССР - ТНР до Усть-Уса.

Неоднократные обращения МИД ТНР к правительству СССР свидетельствуют о заинтересованности ТНР в специальном урегулировании и юридическом закреплении вопроса о границах. По этому поводу представитель Коминтерна в ТНР В.А. Богданов в августе 1927 г. сообщал в Восточной секретариат ИККИ, что тувинская делегация, которая готовится выехать в СССР «...для обсуждения хозяйственных вопросов, неизбежно выдвинет вопрос об установлении границы с СССР и о взаимоотношениях с Монголией и что эти вопросы сейчас СССР обсуждать не может», в связи с чем визит делегации был отложен. Между тем, советское правительство было обеспокоено положением дел, связанным с защитой своих интересов на границе с Монголией. Так, 28 июля 1927 г. заместитель полномочного представителя СССР в ТНР Шилин отправил в МИД ТНР отношение с предложением обсудить вопрос о принятии необходимых мер охраны границы в районе западной части ТНР от стыка Монголия - СССР - ТНР до Усть-Уса.

Противоречивость внешней политики руководства СССР проявлялось в том, что, с одной стороны, провозглашался принцип самоопределения народов, а с другой сказывалось нежелание отказываться от имперских притязаний на бывшую сферу влияния России[9]. Российский историк С.Г. Лузянин считает, что «... в основе внешней политики на Дальнем Востоке в 20-40-е гг. лежал противоречивый сплав из евразийских геополитических реалий и жестких коммунистических идеологий» [10], и это полностью можно отнести к рассматриваемому вопросу.

Таким образом, Советское правительство в данный период избегало открытого обсуждения вопроса о государственных границах между СССР и ТНР.

Другая ситуация сложилась в межгосударственных отношениях ТНР со своим южным соседом. В общем контексте тувинско-монгольских взаимоотношений установление государственной границы между ТНР и МНР представляет собой сложный исторический процесс, обусловленный комплексом факторов - географических, политических, экономических и этнографических. Этот процесс в своем развитии прошел два этапа: первый - с момента провозглашения ТНР в 1921 г. и признания ее Монголией в 1926 г., второй - с 1926 г. когда была создана правовая база, на основе которой были заключены договоры о делимитации и демаркации границ, до включения ТНР в состав СССР в 1944 г.

В первое время перед МИД ТНР стояла задача добиться дипломатического признания со стороны Монголии. В свою очередь, правительство Монголии не давало ответа на официальные запросы, направляемые правительством ТНР. В 1923 г. был получен ответ, в котором правительство Монголии отказывалось признать ТНР, обосновывая свою позицию тем, что Танды-Тыва является частью Монголии, следовательно, Китая [11], что отражало двойственность его внешнеполитической позиции. Внешняя Монголия сама добивалась

независимости от Китая, но в то же время не желала признавать суверенитет ТНР, провозглашенный Всетувинским Хуралом в 1921 г.

До 1924 г. конкретных мер по данному вопросу не предпринималось. Поводом для кардинального изменения ситуации послужил вооруженный мятеж под предводительством ламы Сумунака в Хемчикском хошуне, вызванный радикальной налоговой политикой правительства ТНР. Главным же требованием восставших было присоединение Танды-Тыва к Внешней Монголии (это был не единственный случай, с аналогичными требованиями выступали участники стихийно возникавших волнений в 1920-1930-х гг. в других хошунах ТНР).

Такие заявления отражали настроения части тувинского народа и некоторых представителей политической элиты ТНР. Позже, объясняя свою позицию, один из руководителей ТНР Куулар Дондук говорил: «Когда я был председателем правительства ТНР, согласился с мнением министров Оруйгу и Нимажапа воссоединиться с Монголией, так как в Монголии образовано временное революционной правительство на основе десяти принципов Монгольской Аратской партии, которые были напечатаны в газете «Унэн», меня склонили в сторону объединения с так называемой Великой Монголией. Когда в 1925 г. я изложил свою мысль представителю Коминтерна товарищу Сен Катаяма, он посоветовал, что тувинскому народу не стоит объединяться с Монголией, лучше образовать самостоятельность и, таким образом, заключить равноправные договоры с Советской Россией и Монголией - это будет в духе времени. И после этого я отказался от мысли о соединении Тувы с Монголией» [12].

В этой сложной ситуации по настоянию ЦК Тувинской Народной революционной партии (ТНРП) правительство ТНР вынуждено было обратиться к третьей стороне, и роль арбитра взял на себя СССР. С 26 июля 1924 г. в городе Кызыле - столице ТНР была созвана международная конференция представителей правительства ТНР, МНР и СССР. Делегацию советского правительства на конференции возглавлял Я.Х. Давтьян, монгольского - Маскаржап, тувинского - Монгуш Буян-Бадыргы и Шагдыр. Участники конференции на протяжении двух с половиной недель обсуждали различные вопросы положения в ТНР: о ликвидации хемчикского мятежа; о самостоятельном существовании ТНР в связи с заявлением участников этого движения, а также представителей Салчакского, Тес-Хемского и Тоджинского хошунов; об ответе, вернее, об отказе властей Хобдинского аймака МНР на просьбу представителя властей Хемчикского хошуна о помощи в подавлении хемчикского мятежа и задержании тувинских граждан, переезжающих в Монголию через тувинско-монгольскую границу без пропусков [13].

После выяснения причин мятежа участники конференции решили, что требования восставших не выражают мнения большинства населения хошуна и вопрос не подлежит дальнейшему обсуждению. В результате трехсторонних переговоров на конференции была принята декларация, подписанная представителями СССР и МНР «О невмешательстве во внутренние дела Танды-Тыва и уважении ее суверенитета» [14]. Позиция советской стороны, которая стремилась сохранить status quo в вопросе сохранения суверенитета ТНР, имела для монгольского правительства решающее значение. Вследствие этого после консультаций и переговоров Монголия вынуждена была изменить свое решение по тувинскому вопросу.

И в ноябре 1925 г. II Великий Хурал Монголии принял постановление о признании суверенитета тувинского государства. Требовалось лишь юридическое оформление этого

акта, и договор между государствами был подписан в Улан-Баторе 16 августа 1926 г. Со стороны ТНР заключить договор была уполномочена комиссия в составе председателя правительства ТНР Куулар Дондук, министра иностранных дел ТНР Монгуш Буян-Бадыргы, секретаря Дарыма-Базыр и полномочного представителя ТНР в СССР Санджая.

По условиям договора стороны взаимно признавали друг друга, обменивались дипломатическими представителями и поставили вопрос о границах. А до установления границы стороны договорились, что «... население другой стороны, проживающее каждое на своей территории, подчиняется законам этой же территории» [15]. Предусматривалось привлечение лиц к строгой ответственности в случае самовольного перехода границ, а при совершении преступления в чужой территории - арест. За перевозку товаров через границу взималась пошлина, установленная каждой из сторон. Таким образом, с этого момента вопрос об установлении государственной границы получил правовую основу.

Позицию правительства ТНР по принципам определения линии границы выразил II объединенный пленум ЦК и ЦКК ТНРП, который проходил 7-11 января 1929 г. В постановлении, принятом пленумом, говорилось: «... желательно, чтобы пограничные вопросы рассматривались не по принципу религиозно-национальных устоев и старых маньчжурских границ, а по принципу всемерного культурного развития аратских масс и их хозяйств. Две партии должны принимать во внимание желание пограничного населения в разрешении пограничных вопросов и на основе задач, стоящих перед париями социалистического строительства, тщательно разработать таковые и провести их» [16].

В этом вопросе монгольская сторона заняла несколько иную позицию, что выяснилось в результате неофициальной беседы секретаря ЦК МНРП О. Бадархо и секретаря ЦК ТНРП С.К. Тока, которая состоялась в ходе работы межправительственного совещания по вопросам о государственной границе, проходившего 16 марта 1930 г. в Улан-Баторе. Тогда О. Бадархо выразил согласие с основными предложениями тувинской стороны, но при этом сказал, что «... нужно в Ваши предложения внести некоторую детализацию, при разрешении спорного пограничного вопроса мы должны исходить из общих наших задач. и если хозяйственные моменты противоречат политическим и революционным, то безусловно должны исходить их революционных задач. При разрешении пограничных вопросов с Советским Союзом мы рассчитываем (или учитываем) старые материалы и на основании этих данных соглашаемся. Я думаю, что мы должны учесть этот опыт разрешения пограничных вопросов. Само собой разумеется, что при разрешении пограничного вопроса между Тувой и Монголией мы не должны переходить из старых монгольских границ [17]. Если мы будем учитывать мнение самих аратских масс, то возникнет большое противоречие между Тувой и Монголией, вплоть до столкновения. По-моему, комиссия должна подойти тщательно (к решению этого вопроса) и наши решения для него (народа) должны быть ясными» [18].

Межправительственное совещание решило создать на паритетных началах комиссию по определению границы между ТНР и МНР, которая в своей работе «... должна руководствоваться необходимостью тяготения того или иного населенного пункта к той или другой республике, национального момента, из учета старых материалов» [19]. Соответственно, тувинская сторона отстояла свою позицию, и таким образом, был определен основной принцип демаркации тувинско-монгольской границы.

Так, совместная комиссия начала свою работу с момента принятия данного соглашения правительствами двух сторон в том же году. В комиссии правительство ТНР представляли С.К. Тока - секретарь ЦК ТНРП, О. Дамчай - министр иностранных дел ТНР, монгольское правительство Дугаржап - министр иностранных дел МНР. В течении более двух лет велась активная работа правительств и пограничных комиссий двух государств.

В соответствии с соглашениями протоколы по результатам работы комиссий после утверждения правительствами ТНР и МНР принимали силу закона.

Первая инструкция для дипломатического корпуса МИД ТНР поступила уже в 1931 г., где устанавливалось о необходимости «... в секретном порядке довести до сведения соответствующих учреждений ее (полномочной комиссии по разрешению спорных пограничных вопросов с МНР) постановления по данному вопросу и принять его к выполнению» [20].

Комиссия заседала в приграничных с ТНР районах Монголии, и в ходе работы ее представители выезжали непосредственно на линии границы для уточнения своих данных. Члены комиссии встречались с представителями местных властей, жителями приграничных хошунов и знакомились с их мнением по вопросам проведения линии границы. Во многих случаях ориентиром для них служили культово-обрядовые сооружения «оваа». Об объеме проделанной комиссией работы свидетельствуют не только тексты протоколов совещаний, но и прилагаемые к ним записи описания мест установления пограничных знаков, там же даются толкования топонимов и гидронимов, и их перевод с тувинского на монгольский языки и наоборот [21].

В протоколе № 1 совещания совместной пограничной комиссии представителей правительств ТНР и МНР, состоявшегося 2 июня 1932 г. в местечке Куржу восточном Хангай аймака Монголии были закреплены общие принципы проведения линии границы. После обсуждения спорных пограничных вопросов было принято решение о необходимости признать ТНР суверенным государством и отнести к нему исконные земли тувинских аратов: гора Тус-Даг, являвшаяся единственным источником добычи соли для ТНР. Жителям приграничных с Монголией территорий было дано право выращивать зерно для своего потребления без пошлины.

Затем, в протоколе № 2 о делимитации тувинско-монгольской границы от 3 июня 1932 г. с учетом условий протокола № 1, определялась линия границы с запада на восток, начиная с местечка Шоолен-Хендей и до Берге-Тологай [22]. Эта крайняя западная точка -Шоолен-Хендей, являлась стыком государственных границ СССР - ТНР - МНР [23].

В восточном направлении линия была проведена через местность Шара-Суур прямо по середине равнины на юго-западе от горы Агар-Даа, в сторону Элезина за Сар-Тологай, через вершину горы Нигеге и до Берге-Тологая [24].

Далее протокол № 3, составленный и принятый в тот же день, закреплял право выбора гражданства приграничного населения обеих государств и устанавливался, крайний срок такого выбора - 1 мая 1933 г. Кроме того, закреплялись права граждан на свой язык, получение образования и сохранение своих обычаев на территории проживания независимо от их выбора. Правительства ТНР и МНР обязывались создать условия для обеспечения этих прав. Необходимость закрепления прав национальных меньшинств вызвана наличием тувинской диаспоры на монгольской территории. Как было отмечено, вышеуказанные два тувинских сумона решением Всетувинского Учредительного Хурала были исключены из состава тувинского государства. Кроме того, в 1920-х годах тувинская диаспора в Монголии

участвовала промонгольских и антиправительственных движений, бежавших от расправы. Забегая вперед, скажем, что, несмотря на эту норму, фактически проблема гарантии прав тувинского меньшинства в Монголии в общем контексте обеспечения соблюдения прав национальных меньшинств не была решена и явилась впоследствии причиной национальных волнений вплоть до 1970-х гг.

Данный протокол № 3 регулировал режим перехода границы, устанавливал срок выбора гражданства приграничным населением до мая 1933 г., а также закреплял права народа на свой язык, образование, сохранение обычаев и традиций на любой территории. Протокол № 4 касался хозяйственных проблем приграничного населения, доступа к источникам воды, участков для лесозаготовок, охоты и т.д.

А протокол № 4 состоял из двух частей: первая касалась вопросов хозяйственной деятельности приграничного населения; вторая состояла из положений о демаркации линии границы. В первой части протокола относительно правил использования природных ресурсов приграничных территорий по предложению представителей тувинской стороны было отмечено, что в приграничных районах проведением линии границы тувинским аратам наносится большой ущерб в охоте, в выпасе скота, источниках воды, топлива. Во избежание ущерба было предложено при проведении линии сохранить источники этих жизненно важных ресурсов за прежними пользователями и закрепить их права законом.

Южная часть хребта Танну-Ола выходит на полупустыню Упсанурской котловины, поэтому в этих районах всегда были актуальны проблемы воды и дров. Раньше не было границ, а кочевое тувинское и монгольское население пользовалось одними и теми же источниками, в зависимости от сезона перекочевки. Установление границ особенно затрудняло доступ монголов к источникам. В результате, при таких обстоятельствах возникновение спорной ситуации было неизбежным. В связи с чем монгольское правительство отказалось утверждать четвертый протокол пограничной комиссии. Это было ощутимым поражением тувинской дипломатии.

О результатах работы комиссии глава тувинской стороны С. Тока отчитался перед правительством ТНР 22 декабря 1932 г. Заслушав отчет, правительство отметило, что оперативная работа пограничных комиссий свидетельствует об укреплении суверенитета и независимости двух республик. Все четыре протокола-постановления были приняты правительством тНр без оговорок. Вслед за тем оно поручило разработать и заключить конвенцию о регулировании приграничного режима. Но правительство Монголии не приняло протокол № 4. Правительство поручило связаться с соответствующими государственными учреждениями и добиться принятия условий протокола № 4. В соответствии с протоколом №2 о делимитации границы вторая часть протокола № 4 фиксировала условия демаркации. В распоряжении комиссии находились рабочие карты местности, к сожалению, не сохранившиеся на сегодняшний день. Но подробное описание в протоколах участков, где устанавливались пограничные знаки, дает возможность восстановить полную картину (тем более, что в общих чертах эта линия границы, существует по сей день).

В состав рабочей комиссии по демаркации на данном участке границы входили С.Кызыл-оол, М. Ойдуп. Они выезжали непосредственно в приграничные районы, собирали и фиксировали данные о местности, топонимике, гидронимах, которые полностью включены в документы совместной пограничной комиссии, как приложения.

В декабре 1932 г. председатель полномочной комиссии С.К. Тока отчитался перед правительством о результатах работы пограничной комиссии [25]. Заслушав отчет, правительство ТНР отметило, что оперативная работа пограничных комиссий свидетельствует об укреплении суверенитета и независимости двух Республик. Все четыре протокола-постановления комиссии были приняты тувинским правительством без оговорок. Министерство иностранных дел ТНР было поручено разработать и заключить конвенцию о регулировании приграничного режима.

VIII совещание Правительства Монголии 12 августа 1932 г. приняло протоколы № 1-3. Однако правительство Монголии не приняло протокол № 4. Со своей стороны правительство ТНР поручило Министерству иностранных дел связаться с соответствующими государственными учреждениями МНР и добиться принятия условий протокола № 4 до мая 1932 г.

В конечном счете, несмотря на неоднократные попытки МИД ТНР уладить проблему, этот спорный протокол после ряда дискуссий в правительстве МНР так и не был ратифицирован. Копии постановлений правительства были отправлены полномочным представителям тувинского правительства ТНР в СССР и Монголию. Демаркация границы начиналась на юге Тувинского государства с перевала Сырынныг и шла в восточном направлении, в 1933 г. было установлено около пятидесяти пограничных знаков на участке протяженностью более 300 км.

В последующий период результатом работы МИД ТНР стало заключение 28 августа 1934 г. трёх тувинско-монгольских договоров. Два договора о пограничном режиме устанавливали порядок поддержания самой линии, урегулирования пограничных инцидентов, правила передвижения через границу, нормы хозяйственной деятельности местного населения в приграничных районах [26]. Третий договор касался линии границы на участке между Саган-Тологай и Мунге-Сарадаг. На данном спорном участке договорились признать существовавшую линию границы, так как с обеих сторон нет никаких претензий к решению комиссии по установлению пограничной линии между МНР и ТНР 1932 г. Обе стороны согласились не назначать вновь комиссию для ее пересмотра и линию установить по старым пограничным знакам. Далее говорилось, что обе стороны поручают своим соответствующим органам привести в порядок все имеющиеся пограничные знаки.

Договоры вступили в силу после их подписания. Со стороны ТНР договоры подписали: председатель Правительства Чурмит-Дажы, посол ТНР в Монголии Сунгар-оол, а со стороны Монголии - заместитель председателя Правительства МНР, министр финансов МНР Дочул и министр иностранных дел МНР М. Дугаржап. В отношении от 31 августа 1934 г. в адрес правительства МНР по данному вопросу министр иностранных дел ТНР О. Данчая говорилось: «Министерство иностранных дел надеется, что вы приложите все усилия (для) успешного разрешения наших пограничных споров с Монголией в духе наших предложений и согласно решений правительства» [27].

В связи с принятием протоколов № 1-3 VIII совещанием правительства Монголии 12 августа 1932 г., правительство ТНР поручило МИДу до мая 1933 г. договориться об установлении и проведении пограничной полосы. В ходе реализации этих договоренностей в 1933 г. было установлено 48 пограничных знаков на протяжении более 300 км пограничной полосы. Об объеме проделанной работы свидетельствуют прилагаемые к протоколам документы с описанием мест установления линии границы, где в приложении даются разъяснения к толкованию топонимов и гидронимов.

Копии постановлений правительства были отправлены полномочным представителям ТНР в СССР и МНР, и в прилагаемом к ним письме министра иностранных дел ТНР Оюн Данчая говорилось: «МИД надеется, что Вы положите все усилия для успешного разрешения наших пограничных вопросов с Монголией в духе наших предложений, и согласно решений правительства» [28].

В последующий период результатом работы МИД ТНР стало заключение трех договоров 28 августа 1934 г. с Монголией о пограничном режиме и о пограничной линии на участке между Саган-Тологай и Мунге-Сарадаг. На данном спорном участке стороны договорились признать существующую линию границы и не создавать вновь комиссию для ее пересмотра. Два других договора закрепляли порядок поддержания линии границы, нормы хозяйственной деятельности местного населения в приграничных районах. Со стороны ТНР договоры подписали председатель правительства Сат Чурмит-Дажы, посол ТНР в МНР Куулар Сунгар-оол, а со стороны Монголии - заместитель председателя правительства, министр финансов МНР Дочул и министр иностранных дел Х. Дугаржап.

В целях реализации достигнутых договоренностей, утвержденных в 1936 г., правительство ТНР приняло специальное постановление по пограничным вопросам, направленное на принятие мер по содержанию пограничных знаков, приграничном режиме, порядке перехода границ на специальных участках.

Таким образом, государственные границы Тувы с Монголией в общей форме в данный период были определены, но об окончательном разрешении спорных вопросов говорить ещё не приходилось, так как к пограничному вопросу возвращались после этого несколько раз на различных уровнях. Отдельные пограничные споры на местах разрешались в соответствии с достигнутыми договоренностям и директивами Министерства иностранных дел ТНР.

В мае 1940 г. между правительствами ТНР и МНР было подписано соглашение «О проведении линии границы на основе исторических материалов и документов» [29]. Предполагалось, что они будут в противовес пограничному соглашению 1932 г. Пограничная двухсторонняя комиссия начала работать в августе того же года. При существовавшем тогда настрое и противоречиях, совместная комиссия не смогла работать конструктивно и вскоре прекратила свою работу.

В очередной раз стороны обратились к СССР за посредничеством. В частности, секретарь ЦК МНРП Сурэнжав 31 мая 1941 г. передал просьбу своего правительства В.М. Молотову, в которой оно просило у него содействия в решении вопроса о границах на основе исторических материалов [30]. То есть монгольское правительство не принимало условий соглашения 1932 г. В свою очередь, В.М. Молотов предложил оставить существующую тувинско-монгольскую границу, на чем и настаивала тувинская сторона. Позиция Тувинского правительства оставалась неизменной, оно продолжало придерживаться линии соблюдения соглашений 1932 г.

Если до 1940-х гг. их пытались решить по дипломатическим каналам в двустороннем порядке, то с начала второй мировой войны НКИД СССР настоял на прекращении всякого обсуждения вопросов о границе. В связи с включением ТНР в состав СССР 11 октября 1944 г. тувинско-монгольская граница стала советско-монгольской.

Таким образом, вопрос о государственных границах ТНР в период существования суверенного государства не получил своего окончательного решения. Библиографический список

1. Смоленский П. Дипломатия и границы. - М., 1965. - С.8.

2. Протокол Всетувинского Учредительного Хурала // Ученые записки / Тув. НИИЯЛИ. - Кызыл, 1975. -Вып.5. - С.290.

3. Протокол Всетувинского Учредительного Хурала...- С.290.

4. Центральный государственный архив Республики Тыва (далее-ЦГА РТ), - 100, оп.1, д.21, л.4.

5. Там же. - Д.8, л.70.

6. Там же. - Д.21, л.5.

7. Центр хранения документов общественных организаций и партий (далее - ЦАДООП) ЦГА РТ, ф. 100, оп. 1, д. 23, л. 26.

8. Там же. - Д.27, л.12.

9. Белов Е.А. Борьба за Урянхайский край. - С.55-56.

10. Лузянин С.Г. Лузянин С. Г. Россия - Монголия - Китай: внешнеполитические отношения в 1920- 1945 гг.: Автореф. дисс. ... док. ист. наук. - С.8.

11. ЦАДООП ЦГА РТ, ф.1, оп.1, д.92 «в», л.31-32.

12. Рукописный фонд музея «Мемориал» памяти жертв политических репрессий в Туве, папка № 47, д. 6, л. 9.

13. ЦАДООП ЦГА РТ, ф.1, оп.1, д.20, л.21.

14. Там же. - Л.24.

15. Там же. - Д.57, л.2-7.

16. Там же. - Д.171, л.1.

17. Речь идет о традиционно установившихся границах, закрепленных в руссско-китайских Буринском и Кяхтинском договорах, заключенных в начале XVIII в., когда были поделены сферы влияния двух государств, в том числе и относительно Урянхайского края. См.: Белов Е.А. Урянхайский край.; его же. Борьба за Урянхайский край.

18. ЦАДООПП ЦГА РТ, ф.1, оп.1, д.171, л.20.

19. Там же. - Л.7.

20. ЦГА РТ, ф.100, оп.1, д.46, л.1.

21. Там же. - Лл. 3-4.

22. Там же. - Лл. 3-4.

23. См. карту ТНР. // История Тувы. М., 1964. - Т. 2. - С. 256 (приложение).

24. ЦГА РТ, ф. 100, оп. 1, д. 60, лл. 1-16.

25. Санам С. Тува - Монголия: пограничный вопрос (в 1932) // Молодёжь Тувы. - 1992, 10 апреля. - С.

4-5.

26. ЦГА РТ, ф. 100, оп. 1, д. 46, лл. 2-4.

27. Там же.

28. Там же. - Д.46, л.1.

29. АВП РФ, ф. секретариат Молотова, оп. 1, инд. 228, пап. 18, д. 031, л. 24.

30. Там же. - Л. 25. Bibliograficheskiy spisok

1. Smolenskiy P. Diplomatiya i granitsyi. - M., 1965. - S.8.

2. Protokol Vsetuvinskogo Uchreditelnogo Hurala. - Uchenyie zapiski Tuv. NIIYALI. - Kyizyil, 1975. - Vyip. 5. -

S.290.

3. Protokol Vsetuvinskogo Uchreditelnogo Hurala.- S.290.

4. TSentralnyiy gosudarstvennyiy arhiv Respubliki Tyiva (dalee-TSGA RT), - 100, op.1, d.21, l.4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Tam je. - D.8, l.70.

6. Tam je. - D.21, l.5.

7. TSentr hraneniya dokumentov obschestvennyih organizatsiy i partiy (dalee - TSADOOP) TSGA RT, f. 100, op. 1, d. 23, l. 26.

8. Tam je. - D.27, l.12.

9. Belov E.A. Borba za Uryanhayskiy kray. - S.55-56.

10. Luzyanin S.G. Luzyanin S. G. Rossiya - Mongoliya - Kitay: vneshnepoliticheskie otnosheniya v 1920- 1945 gg.: Avtoref. diss. . dok. ist. nauk. - S.8.

11. TSADOOP TSGA RT, f.1, op.1, d.92 «v», 1.31-32.

12. Rukopisnyiy fond muzeya «Memorial» pamyati jertv politicheskih repressiy v Tuve, papka № 47, d.6, l.9.

13. TSADOOP TSGA RT, f.1, op.1, d.20, l.21.

14. Tam je. - L.24.

15. Tam je. - D.57, l.2-7.

16. Tam je. - D.171, l.1.

17. Rech idet o traditsionno ustanovivshihsya granitsah, zakreplennyih v russsko-kitayskih Burinskom i Kyahtinskom dogovorah, zaklyuchennyih v nachale XVIII v., kogda byili podelenyi sferyi vliyaniya dvuh gosudarstv, v tom chisle i otnositelno Uryanhayskogo kraya. Sm.: Belov E.A. Uryanhayskiy kray...; ego je. Borba za Uryanhayskiy kray...

18. TSADOOPP TSGA RT, f.1, op.1, d.171, l.20.

19. Tam je. - L.7.

20. TSGA RT, f.100, op.1, d.46, l.1.

21. Tam je. - Ll. 3-4.

22. Tam je. - Ll. 3-4.

23. Sm. kartu TNR. // Istoriya Tuvyi. M., 1964. - T. 2. - S. 256 (prilojenie).

24. TSGA RT, f. 100, op. 1, d. 60, ll. 1-16.

25. Sanam S. Tuva - Mongoliya: pogranichnyiy vopros (v 1932). // Molodej Tuvyi. - 1992, 10 aprelya. - S. 4-5.

26. TSGA RT, f. 100, op. 1, d. 46, ll. 2-4.

27. Tam je.

28. Tam je. - D.46, l.1.

29. AVP RF, f. sekretariat Molotova, op. 1, ind. 228, pap. 18, d. 031, l. 24.

30. Tam je. - L. 25.

Саая Саида Владимировна - и.о. заведующая кафедрой теории, истории государства и права юридического факультета Тувинского государственного университета, доцент кафедры теории, истории государства и права, кандидат исторических наук, г. Кызыл, E-mail: saaja.caida@yandex.ru

Saaya Saida - Acting Head of the Department of Theory, History of State and Law Law Faculty of Tuvan State University, Associate Professor of Theory, History of State and Law, Candidate of History, Kyzyl, E-mail: saaja.caida@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.