Научная статья на тему 'Правовой анализ развития системы местных органов управления и самоуправления ТНР в генезисе ее государственности в период становления и обустройства государственной границы (1921-1944 гг. )'

Правовой анализ развития системы местных органов управления и самоуправления ТНР в генезисе ее государственности в период становления и обустройства государственной границы (1921-1944 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРЯНХАЙСКИЙ КРАЙ / МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / LOCAL BODY OF GOVERNMENT / ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / TUVAN PEOPLE''S REPUBLIC / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / STATE BORDER / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / МОНГОЛИЯ / MONGOLIA / СССР / USSR / ВЕЛИКИЙ ХУРАЛ / URYANKHAI REGION / SUPREME KHURAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минаев Александр Викторович, Дубровский Олег Николаевич

Становление и развитие Урянхайского края его особенности сложились под воздействием целого комплекса социально-экономических, политических, географических и природных факторов. Все это существенно повлияло на формирование обычаев, традиций урянхайского народа, на его расселении, установлении административно-территориального устройства, создании местных органов управления, и в дальнейшем оказало влияние на организацию современного местного самоуправления в Республике Тыва. Юридическое оформление тувинско-советских отношений способствовало укреплению международно-правового статуса тувинского государства и дальнейшему развитию связей между ТНР и СССР. Это позволило тувинскому народу пойти по пути дальнейшего укрепления и развития своей государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ANALYSYS OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF LOCAL BODY OF GOVERNMENT AND SELF GOVERNMENT OF TPR IN THE GENESIS OF ITS STATEHOOD IN THE PERIOD OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE STATE BORDER (1921-1944)

The formation and development of Uryankhai region of its features were formed under the influence of a whole complex of social and economic, political, geographical, and natural factors. All this influenced the formation of the customs greatly, traditions of Uryankhai people, and its settlement, the establishment of the administrative and territorial structure, the establishment of local bodies of governance. Later it influenced the modern organization of local self-government in the Republic of Tyva. The legal registration of the Tuva-Soviet relations contributed to strengthening the international legal status of the Tuvan state and further development of the relations between TPR and the USSR. This allowed the Tuvan people to go on the path of further strengthening and development of its statehood.

Текст научной работы на тему «Правовой анализ развития системы местных органов управления и самоуправления ТНР в генезисе ее государственности в период становления и обустройства государственной границы (1921-1944 гг. )»

Тувинский государственный университет_

УДК 342+342.55(571.52)+341.222+351.73

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ ТНР В ГЕНЕЗИСЕ ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И ОБУСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ (1921-1944 гг.)

Минаев А.В., Дубровский О.Н.

Тувинский государственный университет, Кызыл

LEGAL ANALYSYS OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF LOCAL BODY OF GOVERNMENT AND SELF GOVERNMENT OF TPR IN THE GENESIS OF ITS STATEHOOD IN THE PERIOD OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE STATE BORDER (1921-1944)

Minaiev A. V., Dubrovsky O.N.

Tuvan State University, Kyzyl

Становление и развитие Урянхайского края его особенности сложились под воздействием целого комплекса социально-экономических, политических, географических и природных факторов. Все это существенно повлияло на формирование обычаев, традиций урянхайского народа, на его расселении, установлении административно-территориального устройства, создании местных органов управления, и в дальнейшем оказало влияние на организацию современного местного самоуправления в Республике Тыва. Юридическое оформление тувинско-советских отношений способствовало укреплению международно-правового статуса тувинского государства и дальнейшему развитию связей между ТНР и СССР. Это позволило тувинскому народу пойти по пути дальнейшего укрепления и развития своей государственности.

Ключевые слова: Урянхайский край, местные органы управления, Тувинская Народная Республика, государственная граница, Конституция, Монголия, СССР, Великий Хурал.

The formation and development of Uryankhai region of its features were formed under the influence of a whole complex of social and economic, political, geographical, and natural factors. All this influenced the formation of the customs greatly, traditions of Uryankhai people, and its settlement, the establishment of the administrative and territorial structure, the establishment of local bodies of governance. Later it influenced the modern organization of local self-government in the Republic of Tyva. The legal registration of the Tuva-Soviet relations contributed to strengthening the international legal status of the Tuvan state and further development of the relations between TPR and the USSR. This allowed the Tuvan people to go on the path of further strengthening and development of its statehood.

Key words: Uryankhai region, local body of government, the Tuvan People's Republic, the state border, the Constitution, Mongolia, the USSR, Supreme Khural.

В древние времена территория современной Тувы называлась Урянхайским краем, а ее жители урянхами, сами себя они называли туба или тува - отсюда появилось и современное ее название. Традиционное расселение в тот период коренных народов Урянхайского края сложилось в результате многовекового соседства различных этнических групп: монголов, китайцев и русских. Становление и развитие Урянхайского края его особенности сложились под воздействием целого комплекса воздействия социально-экономических, географических, политических и природных факторов. Все это глобально повлияло на формирование традиций и обычаев урянхайского народа, а также на его расселении и установлении административно-территориального устройства, что привело к созданию местных органов управления, и далее оказало большое влияние на аспекты организации современного местного самоуправления в нащей Республике Тыва [1].

Установленное в тот период в Урянхайском крае административно-территориальное устройство, оказало важное историческое значение для Урянхайского края, что послужило построением многоступенчатой кожунно-сумонной системой управления, далее были образованы

местные органы управления, что позволяло местному населению самостоятельно, без вмешательства извне, решать часть вопросов основных связанных с местным укладом жизни.

Впоследствии административно-территориальное деление Урянхайского края динамично изменялось в связи с историческими этапами развития, количество кожуунов то увеличивалось, то уменьшалось исходя из складывающихся политических интересов и желания самого местного населения.

Хронологию изменения административно-территориального деления в период Тувинской Народной Республики в ее эволюционном развитии на основе архивных данных можно представить следующим образом [2]:

1921 г. Всетувинский Учредительный Хурал разделяет Тувинскую Народную Республику на 7 хошунов: Даа-хошун, Бейсэ-хошун, Маады, Салчакский, Тоджинский, Оюннарский, Шалык-Сартыльский;

1923 г. Тувинская Народная Республика разделяется на 6 хошунов: Тоджинский, Улуг-Хемский, Тес-Хемский, Салчакский, Уюкский и Хемчикский (состоял из Бейсэ-хошуна и Даа-хошуна);

1929 г. Даа-Хошун переименован в Барун-Хемчикский, Бейсэ-хошун — в Дзун-Хемчикский, Салчакский — в Каа-Хемский;

1932 г. Каа-Хемский хошун разделён на Бий-Хемский, Танну-Ольский хошуны, а позднее — Тере-Хольский;

1941 г. Образованы 6 новых хошунов: Бай-Тайгинский, Монгун-Тайгинский, Овюрский, Сут-Хольский, Чаа-Хольский и Эрзинский.

Государственное управление и локальное самоуправление исторически присуще любой социальной системе, любому обществу, но самоуправление как непосредственная прямая демократия, или власть народа, старше любого государства [3].

В 1921 г. для решения вопроса о самоопределении тувинского народа и образования тувинской государственности был созван Всетувинский Учредительный Хурал, который своим решением разрешил важнейшие вопросы жизни тувинского народа: о взаимоотношениях Тувинской Народной Республики с Советской Россией и Монголией, о национальном самоопределении новой власти. Главной задачей Хурала являлось принятие первой Конституции Тувинской Народной Республики. Созыв Учредительного Хурала и принятие им Конституции положили начало созданию политической основы тувинского государства, нового административно-территориального деления, образованию органов государственной власти и местного самоуправления он проходил с 13 по 16 августа 1921 г.. Учредительный хурал должен был представляться девятью кожуунами Урянхайского края, но присутствовало на нем всего 63 представителя от 7 кожуунов. От двух - Хазутского и Сартулского - представителей на хурале не было. Хурал решил: «Хазутский кожуун, живущий в Монголии, исключить из состава народа Танну-Тува, а Шалк и Сартул, состоящее из двух сумонов, объединить в один кожуун Шалк-Сартулский» [4]. Таким образом, административно-территориальное деление урянхайского края было изменено, в его составе остались семь кожуунов - Оюннарский, Даа-кожуун, Бейси-кожуун, Маады, Салчакский, Тоджинский и Шалык-Сартыльский.

Учредительным Хуралом 14 августа 1921 г., была провозглашена независимая Народная Республика Танну-Тува и принята Конституция (основной закон) Народной Республики Танну-Тува [5]. Конституция состояла из 22 статей, главным в которой законодательно закреплялось образование самостоятельной рес-публики. Принятие первой конституции Тувинской Народной Республики положило начало системному и унифицированному регулированию жизни и деятельности тувинского народа. Однако в этой Конституции еще недостаточно четко формулируются отдельные положения о государственном устройстве, функциях верховных и местных органах власти республики. Это было неизбежно и понятно, поскольку переход от существовавшей веками системы управления к демократической был наисложнейшим. Этот трудный период и наложил свой отпечаток на характер первой Конституция Тувинской Народной Республики, которая, закрепив административное управление и судебную работу, сосредоточила их в одних и тех же органах: в местных органах управления и правительстве [1].

Тувинский государственный университет _

В связи со стремительным развитием тувинского государства, его политического и социально-экономического развития, конституции Тувинской Народной Республики претерпевали изменения в плане их доработки и совершенствования. Всего за период существования Тувинской Народной Республики было принято 5 Конституций: в 1921, 1924, 1926[6], 1930 и 1941 гг.

Разработка и принятие на протяжении с 1921 по 1941 г. пяти Конституций Тувинской Народной Республики, отражали успехи в ее становлении и развитии. Работа государственных органов власти и управления Тувинской Народной Республики на всех ее уровнях - от арбанных управлений до Великого хурала Тувинской Народной Республики - оказала большое влияние на социально-экономическое, общественно-политическое и культурное развитие Республики и способствовала росту самосознания тувинцев как единой нации, создавшей свою государственность и осуществлявшей преобразования во всех сферах жизни общества [5].

В этот период формирование государственной границы в Тувинской Народной Республики представляло собой запутанный и сложный исторический процесс, который был обусловлен целым комплекс факторов: политических, этнографических, экономических, географических. На этом этапе переплелись интересы двух великих государств-России и Китая, а также государственных соседней -Монголии, которые даже после провозглашения независимости ТНР не отказались от своих притязаний в этом регионе. Процесс становления и развития государственной границы между ТНР и МНР, при исследовании данного вопроса, можно условно разделить на два этапа: первый - с момента признания ТНР Правительством Монголии в 1926 году и до конца 1920-х годов, когда вопрос был поставлен на государственном уровне; второй - с заключения договоров о делимитации и демаркации линии тувинско-монгольской границы в 1930-е годы и до включения Тувы в состав СССР в 1944 году.

Охраной государственной границы с Тувой в этот период со стороны СССР занимался созданный в 1921 году Енисейский губернский пограничный отряд, который дислоцировался в селе Ермаковское. С 5 октября 1924 г. ее вверили специально сформированному 16-му пограничному кавалерийскому эскадрону.

В начале1920-х гг. на советско-тувинской государственной границе происходило немало инцидентов, связанных с нападением на пограничников мелких и средних «белых» отрядов (офицеров Писаревского, Базаркина, зажиточного крестьянина Куклинского и др.). Тогда же был разбит прорвавшийся в Туву с верховьев Абакана отряд численностью 100-120 чел. Во главе с бывшим колчаковским офицером Арефьевым [7]. В дальнейшем подобного рода нападения и стычки также случались нередко. Вскоре после своего формирования тувинское правительство озаботилось организацией охраны границ. 13 января 1923 г. МИД Танну-Тувинского правительства установил правила перехода тувинско-советской границы. В его отношении от 13 февраля 1923 г. в адрес уполномоченного НКИД РСФСР в Урянхае Ф.Г. Фальского сообщалось об установлении постов на участке Шивилиг-Карасуг [8]. На I Великом Хурале (1923 г.) отмечалось, что из 30 человек первоначального состава национальной армии 15 человек охраняли государственную границу [9]. Через год на II Великом Хурале (1924 г.) в связи с доведением численности армии до 52 человека встал вопрос об организации на границе 4 отдельных частей (позднее названных комендатурами) по 13 человек в каждой [10].

По состоянию на начало апреля 1927 г. охрану границ ТНР по всему периметру осуществляли четыре пограничные комендатуры. На южной границе находились первый и второй участки (комендатуры), на северной - третий и четвертый(комендатуры), последний на Тодже. Пограничная комендатура первого, особо важного, участка была расположена при слияние рек Тес и Эрзин, а далее была передеслацированна на 30 верст восточнее, то естьна бывший пограничный пост около Самагалтайского хурээ. Туда же переместился и таможенный пост, поскольку именно здесь проходил наиболее удобный для приграничного населения путь через границу и шел основной поток товаров. Пограничные посты постоянных резиденций не имели, перекочевывая на 15 - 20 верст, вдоль границы и в глубь страны «в зависимости от времени года и наличия корма для скота».

Обмундирование тувинские пограничники носили штатное. Кроме того, в Кызыле дислоцировалась часть пограничной охраны (далее - ЧПО) [11].

В 1930-1940-х гг. особую остроту тувинско-монгольским отношениям придавали расхождения в определении линии между двумя государствами. Наиболее спорным оказался отрезок в районе хребта Хан-Хогей, гора Дус-Даг (авт. соляная Гора) и прилегающих к ним территорий [10], разногласия по которому возникли еще в 1921 г. [7].

Председатель тувинского правительства Монгуш Буян-Бадыргы понимал, что только сохраняя сдержанность, и не поддаваясь на провокации, можно добиться юридического признания тувинского государства со стороны Монголии, и на этой основе далее развивать дипломатические отношения между государствами. Министерство иностранных дел ТНР периодически отправляло запросы в адрес монгольского правительства. На что, в свою очередь, правительство Монголии не давало ответов. Более того, в 1923 г. из Улан-Батора был получен ответ, где правительство Монголии отказывалось признавать суверенитет тувинского государства, обосновывая свою позицию тем, что «...Танну-Тува является составной частью Монголии» следовательно, Китая [12].

По вопросу о государственных границах между государствами в договоре было закреплено, что государственная граница между ТНР и СССР в последующий период будет установлена особым соглашением между правительством СССР и Народным правительством Танну-Тувинской Республики, имеющим последовать в возможно ближайшем времени [8].

Неоднократные попытки правительства ТНР специально урегулировать и юридически закрепить советско-тувинские границы сталкивались с противодействием правительства СССР, избегавшего открытого обсуждения этого вопроса. Противоречивость советской внешней политики заключалась в том, что, провозгласив одним из основополагающих принципов принцип самоопределения народов, не желала отказываться от императорских притязаний на бывшую российскую колонию [13]. С. Г. Лузянин считает, что в основе внешней политики на Дальнем Востоке в 1920-1940-е гг. лежал противоречивый сплав из евразийских геополитических реалий и жестких коммунистических идеологий, и это полностью можно отнести к рассматриваемому вопросу [14].

В июне 1925 г., в соответствии с достигнутыми в Кызыле договоренностями 1924 г., в городе Москве прошли переговоры для заключения договора об установлении дипломатических отношений между ТНР и СССР [15].

Кроме того, в рамках этих встреч обсуждались вопросы дальнейших путей сотрудничества между государствами. Тувинская правительственная делегация присутствовала на заседании конгресса Коминтерна, в ходе которого председатель Восточного секретариата Коминтерна Сен Катаяма дал Куулару Дондуку детальную консультацию по внешнеполитическим вопросам[16]. Важно отметить, что дипломатически умелые действия Куулара Дондука и Монгуша Буян-Бадыргы, а также благожелательное отношение советского руководства обеспечили тувинской делегации возможность выступать на переговорах как равноправной стороне [17].

Тувинское государство после заключения договоров с СССР и МНР получило возможность реально оценить перспективы развития основных направлений внешней политики. Из практики начала 1920-х годов стало очевидно, что гарантией независимости тувинского государства является СССР. Только поддержка с его стороны сдерживала Монголию от более активных действий в отношении реализации идей панмонголизма. В середине 1920-х годов министр иностранных дел ТНР Куулар Дондук, характеризуя основные направления внешней политики тувинского государства, выделил государственно-политическое, экономическое, культурно-научное направления. В числе государств, с которыми ТНР сотрудничала на равных началах, министр отметил СССР, МНР, Китай [16].

Подводя итоги, следует отметить, что юридическое оформление тувинско-советских отношений способствовало укреплению международно-правового статуса тувинского государства и дальнейшему развитию связей между ТНР и СССР. Укрепление внешних связей с СССР и урегулирование международных отношений с Монголией позволили в тот период тувинскому народу пройти по пути дальнейшего развития и укрупления своей государственности [15].

Тувинский государственный университет _

При поддержке Советского государства, в сложных геополитических условиях, тувинская республика постепенно, шаг за шагом добивалась международного признания на мировой арене. Прошло установление дипломатических отношения с СССР и МНР. Начали появляться первые кадры тувинских «государственников». Но, несмотря на это, прочным и незыблемым ее международное положение в этот период назвать нельзя, так как правовой статус Тувы еще зависел от ситуации в Китае. Фактически же она по всем атрибутам и признакам являлась сложившимся государством, тесные отношения которого с Советским Союзом (особенно с конца 1920-х гг.) можно одновременно рассматривать как очевидное свидетельство его тесной зависимости от «советского фактора» и как гарантию государственного бытия и ограниченного суверенитета [i].

Основное содержание советско-тувинских связей в этот период составляли две на первый взгляд противоречивые и бурно прогрессирующие тенденции: быстрое становление суверенной тувинской государственности и усиливающееся сближение Тувы с СССР. Обе они, развивались параллельно и питая друг друга, в дальнейшем получили свое продолжение и конкретное воплощение. Можно согласиться с определением сути советской внешней политики на Дальнем Востоке как «сплава из евразийских геополитических реалий и жестких политических идеологий» [i8].

Библиографический список

1. Минаев, А.В.; Дубровский, О.Н. Особенности осуществления местного самоуправления в приграничных муниципальных образованиях, на примере Республики Тыва (монография). Кызыл: Изд-во РИО ТувГУ, 2012. - 291 стр.

2. Административно-территориальное деление Тувы (1756-1987 гг.) / www.wiki.kielc.com/ru/wiki/Административное_деление_Тувы.html

3. Лукин, Ю.Ф. Становление новой модели местного самоуправления в северных территориях // Вестник национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России». 2006. № 4. С. 112.

4. ЦГА РТ. Ф. 29. оп. 1, Д. 28, Л. 44-46.

б. Конституция (Основной Закон) Танну-Тыва Улус. Кызыл, 1921.

6. Минаев, А.В. Влияние Конституции 1926 г. в ТНР на государственное строительство (статья). Москва: // «История государства и права». Издательская группа «Юрист», 2011, № 9. - С. 16-20.

7. Краснознаменный забайкальский. - Кызыл, 1988. - С. 15, 24-25.

В. ЦГА РТ, ф 100, оп. 1, д. 3, 21, 38, 197, 272.

9. Минаев, А.В. Правовые основы охраны государственной границы Тувинской Народной Республики (статья). Москва: // "Право и политика", Изд-во: Издательская группа «NOTA BENE» № 9(i05), 200В. - С. 2Ш-21З7.

10. АВП РФ, ф. Референтура по Туве, оп. 10, д. 8, п. 5, л. 6.

11. РГАСПИ, ф. 495, оп. 153, д. 25, 35.

12. ЦАДООП ЦГА РТ,ф. 1, оп. 1, д. 40, (по старой оп. 14\2), -Д. 92 «в», л. 31-З2.

Белов, Е. А. Борьба за Урянхайский край в 1915-1919гг. // Отечественная история-1998. -№ 1. -с. 55-56.

i4. Лузянин, С. Г. Россия-Монголия-Китая: внешнеполитические отношения в 1911-1949 гг.: Автреф. Дис. ...док. истор. Наук. - М., 1997. -с. 8.

1б. Минаев, А.В. Государственная граница в приграничном субъекте Российской Федерации: история и современность исследования опыта Республики Тыва (1921-2009 гг.) (монография). Красноярск: Изд-во «Луна Река», 2009, - 200 с.

16. ЦГА РТ, ф. 92, оп. 1, д. 16, 21.

17. Минаев, А.В.; Монгуш, Ч.Б. Развитие судопроизводства в Тувинской Народной Республике (100-летию воссоединения Тувы и России посвящается) (статья). Москва: // «Российский судья». Издательская группа «Юрист», 2014, № 11. - С. 45-48

18. Лузянин, С.Г. Россия - Китай - Монголия в первой половине XX века. - М.,2003.

Bibliograficheskij spisok

1. Minaev, A.V.; Dubrovskiy, O.N. Osobennosti osuschestvleniya mestnogo samoupravleniya v prigranichnyih munitsipalnyih obrazovaniyah, na primere Respubliki Tyiva (monografiya). Kyizyil: Izd-vo RIO TuvGU, 2012. -291 str.

2. Administrativno-territorialnoe delenie Tuvyi (1756-1987 gg.) / www.wiki.kielc.com/ru/wiki/Administrativnoe_delenie_Tuvyi.html

3. Lukin, YU.F. Stanovlenie novoy modeli mestnogo samoupravleniya v severnyih territoriyah // Vestnik natsionalnogo komiteta «Intellektualnyie resursyi Rossii». 2006. № 4. S. 112.

4. TSGA RT. F. 29. op. i, D. 28, L. 44-46.

5. Konstitutsiya (Osnovnoy Zakon) Tannu-Tyiva Ulus. Kyizyil, 1921.

6. Minaev, A.V. Vliyanie Konstitutsii 1926 g. v TNR na gosudarstvennoe stroitelstvo (statya). Moskva: // «Istoriya gosudarstva i prava». Izdatelskaya gruppa «YUrist», 2011, № 9. - S. 16-20.

7. Krasnoznamennyiy zabaykalskiy. - Kyizyil, 1988. - S. 15, 24-25.

8. TSGA RT, f 100, op. 1, d. З, 21, З8, 197, 272.

9. Minaev A.V. Pravovyie osnovyi ohranyi gosudarstvennoy granitsyi Tuvinskoy Narodnoy Respubliki (statya). Moskva: // "Pravo i politika", Izd-vo: Izdatelskaya gruppa «NOTA BENE» № 9(105), 2008. - S. 2133-2137.

10. AVP RF, f. Referentura po Tuve, op. 10, d. 8, p. 5, l.6.

11. RGASPI, f. 495, op. 153, d. 25, 35.

12. TSADOOP TSGA RT,f. 1, op. 1, d. 40, (po staroy op. 142), -D. 92 «v», l. 31-32.

13. Belov, E. A. Borba za Uryanhayskiy kray v 1915-1919gg. // Otechestvennaya istoriya-1998. -№ 1. - s. 55-56.

14. Luzyanin, S. G. Rossiya-Mongoliya-Kitaya: vneshnepoliticheskie otnosheniya v 1911-1949 gg.: Avtref. Dis. ...dok. istor. Nauk. -M., 1997. - s. 8.

15. Minaev, A.V. Gosudarstvennaya granitsa v prigranichnom subyekte Rossiyskoy Federatsii: istoriya i sovremennost issledovaniya opyita Respubliki Tyiva (1921-2009gg ). (monografiya). Krasnoyarsk: Izd-vo «Luna Reka», 2009, - 200 s.

16. TSGA RT, f. 92, op. 1, d. 16, 21.

17. Minaev, A.V.; Mongush, CH.B. Razvitie sudoproizvodstva v Tuvinskoy Narodnoy Respublike (100-letiyu vossoedineniya Tuvyi i Rossii posvyaschaetsya) (statya). Moskva: // «Rossiyskiy sudya». Izdatelskaya gruppa «YUrist», 2014, № 11. - S. 45-48.

18. Luzyanin ,S.G. Rossiya - Kitay - Mongoliya v pervoy polovine XX veka.

Минаев Александр Викторович - заведующий кафедрой уголовного права и процесса юридического факультета Тувинского государственного университета, доцент кафедры уголовного права и процесса, кандидат юридических наук, докторант РАНХиГС при Президенте РФ, член ассоциации юристов России, член Российской академии юридических наук, профессор Академии военных наук, г. Кызыл, E-mail: aleksan-mina@mail.ru

Minaev Aleksandr - head of the Department of criminal law and process of the law faculty of the Tuvan state University, associate Professor of criminal law and procedure, candidate of juridical sciences, doctoral student at the Russian public service Academy under the President of Russian Federation, member of Association of lawyers of Russia, member of the Russian Academy of juridical sciences, Professor of the Academy of military science, Kyzyl, E-mail: aleksan-mina@mail.ru

Дубровский Олег Николаевич - заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Тувинского государственного университета, кандидат юридических наук, член ассоциации юристов России, г. Кызыл, E-mail: hawk75@mail.ru

Dubrovsky Oleg - head of the Department of constitutional and municipal law of the law faculty of the Tuvan state University, candidate of juridical sciences, member of Association of lawyers of Russia, Kyzyl, Email: hawk75@mail.ru

УДК 351.73+354(092)

ЗА ВЕРНОСТЬ РОДИНЕ

Назаров В.В.

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва FOR ALLEGIANCE TO THE FLAG

Nazarov V.

Moscow State University M. V. Lomonosov, Moscow

Статья посвящена видному государственному и партийному деятелю советской эпохи Андропову Ю.В. Особое внимание обращается на позитивные изменения, которые произошли в период его работы в КГБ. На основе анализа взглядов исследователей, воспоминаний его сослуживцев, журналистов и др. лиц, его практической деятельности, а также официальных публикаций представлена обобщенная характеристика на Андропова Ю.В.

Ключевые слова: председатель КГБ; воспоминания сослуживцев; чекист; личная жизнь.

The article is devoted prominent state and party leaders of the Soviet era Y.V. Andropov. Particular attention is drawn to the positive changes that have occurred during his work for the KGB (CSS). On the basis of the analysis of the views of researchers, memories of his co-workers, journalists and others his practice, and official publications was provided a summary description of Y.V. Andropov.

Key words: KGB Chairman; memories of colleagues; security officer; personal life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.