Научная статья на тему 'Ролевые ожидания в браке и представления о семье юношей и девушек с ограниченными возможностями'

Ролевые ожидания в браке и представления о семье юношей и девушек с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2635
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЕВОЕ ОЖИДАНИЕ / УСТАНОВКА / СЕМЕЙНАЯ РОЛЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ / ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / РЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухордова Ольга Евгеньевна, Городилова Наталья Владимировна

Рассматриваются ролевые ожидания и притязания в браке, а также представления об идеальной семье молодежи 17 18 лет. Особое внимание уделяется особенностям брачно-семейных установок и представлений о семье юношей и девушек с ограниченными возможностями, имеющими заболевания зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др., не связанных с нарушениями в интеллектуальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мухордова Ольга Евгеньевна, Городилова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marriage roles expectancy and family assumptions of physically handicapped young men and women

The focus of this article is marriage role expectancies and claims, as well as assumptions of ideal family among young people at the age of 17-18. Special attention is given to specifics of marriage and family attitudes of physically handicapped young men and women, having vision deficiency, hearing disorders, locomotor system disorders, and having no disorders in the intellectual sphere.

Текст научной работы на тему «Ролевые ожидания в браке и представления о семье юношей и девушек с ограниченными возможностями»

УДК 159.922.5(045)

Мухордова О.Е.,Городилова Н.В.

РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ В БРАКЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Рассматриваются ролевые ожидания и притязания в браке, а также представления об идеальной семье молодежи 17 - 18 лет. Особое внимание уделяется особенностям брачно-семейных установок и представлений о семье юношей и девушек с ограниченными возможностями, имеющими заболевания зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата и др., не связанных с нарушениями в интеллектуальной сфере.

Ключевые слова: ролевое ожидание, установка, семейная роль, представление о семье, идеальная семья, реальная семья.

Современное состояние семьи многим исследователям не внушает особого оптимизма. В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. Об этом обычно судят на основании динамики демографических показателей - общего снижения рождаемости, увеличения удельного веса разводов и неполных семей. В крупных городах распадаются свыше 50% браков (причем, более чем у трети распадающихся семей совместная жизнь продолжается до 4-х лет).

Но, несмотря на то, что современная семья находится в кризисном состоянии и претерпевает изменения в своей функционально - ролевой структуре, «счастливая семейная жизнь», по исследованиям психологов и социологов, выступает как одна из главных ценностей жизни молодых людей.

Важную основу для создания крепкой семьи молодежь видит в благоприятных межличностных отношениях, удовлетворенности

эмоциональной стороной общения. Такому фактору успешной семейной жизни, как четкое распределение обязанностей между супругами, придается небольшое значение. Молодые люди, как правило, до заключения брака не готовы обсуждать обязанности мужа и жены, распределение ролей в семье. Тем не менее, юноши и девушки имеют собственные представления о необходимом и желательном для себя ролевом поведении и имеют устойчивые ролевые ожидания по поводу выполнения той или иной роли другим супругом, которые сформировались в их родительских семьях.

Можно с уверенностью говорить, что юноши и девушки с ограниченными возможностями также ориентированы на создание семьи. Но насколько их представления о семье и ролевые ожидания в браке отличны от «обычной» молодежи? Молодых людей этой категории отличает заниженная самооценка и, прежде всего, не в интеллектуальной сфере, а в социальных отношениях. «Кому я такой нужен?», «Захочет ли кто-нибудь связать жизнь с инвалидом?» - вот что волнует их. Данный вопрос слабо представлен в литературе, что побудило нас к исследованию в этой области. На практике

знание особенностей представлений инвалидов о семье необходимо для осуществления коррекционной работы в данном аспекте, т.к. юноши и девушки с ограниченными возможностями устройство в жизни, в социуме, прежде всего, связывают с семьей. Таким образом, целью нашего исследования явилось выявление особенностей ролевых ожиданий в браке и представлений о семье юношей и девушек с ограниченными возможностями.

Гипотезы: 1) юноши и девушки с ограниченными возможностями придают меньшее значение внешней привлекательности партнера и сексуальной сфере семейной жизни, чем их «здоровые» сверстники, и в большей степени склонны ожидать активности от партнера в хозяйственно -бытовом аспекте семейной жизни.

2) у юношей и девушек с ограниченными возможностями в представлениях о семье эмоциональный компонент семейных отношений будет выражен более ярко, чем у «здоровых» юношей и девушек.

Методики исследования:

- методика ролевых ожиданий и притязаний в браке (РОП); [8]

- проективная методика «Сочинение о семье (реальной, идеальной)» [1]

В проведенном исследовании приняли участие 26 учащихся Сарапульского колледжа для инвалидов в возрасте 17 - 18 лет, из них 12 юношей и 14 девушек, которые составили основную группу. В данной выборке выделилось пять групп заболеваний, которые имеют испытуемые:

- костно-мышечные заболевания (5 чел.),

- заболевания зрения (4 чел.),

- заболевания слуха (3 чел.),

- заболевания внутренних органов: сердца, легких, заболевания крови (8 чел.),

- неврологические заболевания: ДЦП (3 чел.),

- последствия травм, ожогов (3 чел.).

Нужно отметить, что все представители данной группы имеют сохранный интеллект.

Контрольную группу составили 25 учащихся Сарапульского колледжа радиоэлектронного приборостроения в возрасте 17 - 18 лет, из них 11 юношей и 14 девушек.

Результаты и их обсуждение.

В брачно-семейных установках юношей и девушек с ограниченными возможностями преобладают следующие:

- установка на профессиональную, общественную, деловую активность. Как указывают Кон И.С., результаты социологического исследования «Образ семьи в представлениях молодежи»: одна из главных задач юношеского возраста является выбор профессии - молодые люди стремятся получить образование, овладеть специальностью. [5; 7].

- установка на то, что партнер возьмет на себя функции эмоционального лидера семьи. Можно предположить: в связи с тем, что с

раннего детства инвалидов стараются окружить заботой, вниманием, того же самого они ожидают и в собственной семье.

- установка на личностную идентификацию с супругом, т.е. ожидание совпадения интересов, мнений, ценностей и способов досуга. Это можно объяснить возрастными особенностями раннего юношеского возраста. Молодые люди, прежде всего, хотят видеть в супруге друга, с которым можно поговорить на разные темы, совместно проводить свободное время, который был бы близок «по духу».

- установка на то, что основные функции по воспитанию и уходу за

детьми возьмет на себя партнер, причем у девушек данная установка выражена больше, чем у юношей. Можно найти объяснение в существовании культурных стереотипов: женщины, как правило, в семье занимают

зависимое положение от мужчины, в отношении семейных ролей они склонны «отдавать» активность партнеру.

- установка на то, что партнер возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно - бытовых функций семьи. Это объясняется тем, что с детства инвалиды в семье находятся на щадящем режиме, ограничены жалостью окружения, за них все делают, поэтому и ожидания таковы, что за ними также будут ухаживать в собственной семье.

Нужно отметить, что в первых пяти значимых аспектах семейной жизни, прежде всего, доминируют ожидания испытуемых, что партнер возьмет на себя инициативу в выполнении той или иной роли, функции в семье (роль психотерапевта, родителя, хозяйственно - бытовые функции). Степень готовности молодых людей с ограниченными возможностями взять на себя данные роли невелика:

- роль психотерапевта 39%, потому что они привыкли к опеке близких людей, как правило, утешают и жалеют их, а не они кого-то;

- инициатива в выполнении хозяйственно - бытовых функций 30%, скорее всего им редко приходилось активно участвовать в организации быта;

- роль родителя 12%, можно предположить, что определенное значение имеет страх отягощенной наследственности - иметь детей -инвалидов.

Внешняя привлекательность как собственная, так и партнера имеет небольшое значение. При этом юноши в большей степени, чем девушки, придают значение собственной внешности и привлекательности супруги. Это можно объяснить половыми особенностями: девушки критичнее относятся к своему внешнему виду, чем юноши; они, как правило, нацелены на строение своего тела, а юноши на форму одежды.

Статистическая обработка полученных результатов с помощью методики Манна - Уитни показала, что между юношами и девушками существуют значимые различия по параметру «Внешняя социальная активность - ролевые ожидания»: юноши больше, чем девушки, склонны поощрять профессиональную, общественную, деловую активность партнера (коэффициент 43 при уровне значимости 0, 032). Но, принимая во внимание, что юноши придают большое значение личной установке на активность, скорее девушки наименее склонны поощрять социальную активность юношей или, выражаясь другими словами, девушки склонны быть

независимыми. Данный факт подтверждается разными исследованиями: в современном обществе женщина стремится занять активную социальную позицию, реализовать себя в профессиональной, деловой сфере.

Отметим, что при высокой установке на личную активность и низкой склонностью к поощрению активности партнера у девушек наблюдается высокая установка на то, что супруг возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно - бытовых функций, и низкая установка на личное доминирование в данной сфере семьи. Несколько иная картина у юношей: при значимом поощрении активности супруги и выраженной установке на личное доминирование в хозяйственно - бытовой сфере наблюдается низкая установка на то, что супруга возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно - бытовых функций. Таким образом, можно наблюдать маскулинность девушек и феминность юношей, что еще более усугубляется ситуацией инвалидности. Женщины в любой ситуации стараются адаптироваться и «встать на ноги», «выжить», быть независимыми. Мужчины же в меньшей степени адаптированы к сложностям жизни, чаще в этом случае склонны перекладывать ответственность на партнера.

Последнее место по значимости занимает параметр «Сексуальная сфера» причем выявлены значимые различия по данному параметру: юноши придают больше значение сексуальным отношениям в семье, чем девушки (коэффициент Манна-Уитни 34,5 при уровне значимости 0,01). Можно предположить, что несоответствие внешности общепризнанным стандартам приводит к недооценке собственной внешности, у девушек развита неуверенность в себе, поэтому роль сексуального партнера в семье для них наименее значима. Кроме того, низкие результаты по данному параметру можно объяснить еще и тем, что при всей значимости этой темы для юношеского возраста, они не склонны быть откровенными в этом вопросе.

Итак, в основной группе испытуемых между девушками и юношами выявлены значимые различия по параметрам «внешняя социальная активность», «сексуальная сфера».

Анализируя брачно-семейные установки юношей и девушек контрольной группы («здоровых» юношей и девушек), можно выделить преобладание следующих:

- установка на то, что супруг(а) будет выступать в роли психотерапевта. Это можно объяснить тем, в ранней юности значительно усиливается потребность в понимании тебя другим. Как указывает Мудрик А.В., доминанте юношеского общения соответствует появление нового типа диалога, специфичного для юношеского типа общения - исповедного [6].

- установка на профессиональную, общественную, деловую активность. Высокая установка на активность объясняется особенностями юношеского возраста: в этот период основными задачами молодых людей являются - выбор профессии, необходимость получить образование, овладеть специальностью. [5; 7].

- установка на личностную идентификацию с супругом, т.е. ожидание совпадения интересов, мнений, ценностей и способов досуга. Исходя из возрастных особенностей раннего юношеского возраста, можно

предположить, что молодые люди, прежде всего, хотят видеть в супруге друга, разделяющего интересы своего партнера.

- установка на то, что основные функции по воспитанию и уходу за детьми возьмет на себя партнер, причем у девушек данная установка выражена больше, чем у юношей, также девушки больше ориентированы на выполнение роли родителя, чем юноши, что подтверждает статистическая обработка (коэффициент Манна - Уитни 45 при уровне значимости 0,071). Таким образом, юноши склонны перекладывать выполнение родительских функций на супругу, тогда как девушки ориентированы на равноправное участие обоих партнеров в воспитании детей.

Наименее выражены у представителей контрольной группы следующие брачно-семейные установки:

- установка на то, чтобы партнер обладал хозяйственно - бытовыми способностями и навыками и взял на себя инициативу в реализации хозяйственно - бытовых функций семьи. Это можно объяснить тем, что при выборе супруга(и) юноши и девушки отдают предпочтение другим качествам партнера, нежели умению вести хозяйство. При этом установка на личное доминирование в хозяйственно-бытовом обслуживании более выражена у юношей, чем у девушек. Данный факт скорее говорит о том, что юноши придают большее значение данному аспекту семейной жизни, чем девушки; они, как показывают результаты социологического исследования РЦ «Молодая семья» [7], больше склонны полагать, что семью необходимо создавать для решения хозяйственно - бытовых проблем

- установка на активность партнера, поощрение профессиональной,

деловой активности партнера. Выявлены значимые различия по данному параметру: юноши больше, чем девушки, склонны поощрять

профессиональную, общественную, деловую активность партнера (коэффициент 43 при уровне значимости 0, 032). Но, принимая во внимание, что юноши придают высокое значение личной установке на активность, скорее девушки склонны быть более независимыми, что подтверждается различными исследованиями. В современном обществе женщина в первую очередь, как правило, стремится реализовать себя в профессиональной, деловой сфере, нежели стать домохозяйкой и матерью.

- сексуальные отношения в браке. Можно объяснить тем, что в

юношеском возрасте опыт сексуального общения ограничен: нет

постоянного сексуального партнера, не сформировано представление о собственной сексуальности (особенно у девушек), что подтверждают такие авторы, как Кон И.С., Ковалев С.В. [3, 4]. Кроме того, в отличие от других сфер семейной жизни родители в беседах со своими детьми, как правило, избегают вопроса о сексуальных отношениях в браке - это закрытая тема, поэтому юноши и девушки избегают откровенности при ответах на вопросы анкеты.

Итак, в контрольной группе между девушками и юношами выявлены значимые различия по параметрам «внешняя социальная активность», «родительское воспитание».

При сопоставлении результатов основной и контрольной групп были выявлены значимые различия по шкалам «родительское воспитание» и «хозяйственно - бытовые ценности семьи».

Анализируя отношение молодых людей к родительско -воспитательской функции, отметим следующее: выявлены значимые

различия по параметру «родительское воспитание - ролевые притязания» -юноши и девушки основной группы (инвалиды) меньше, чем контрольной, ориентированы на выполнение роли родителя (коэффициент Манна-Уитни 213,5 при уровне значимости 0,032). Можно предположить, что страх отягощенной наследственности (иметь детей - инвалидов) у юношей и девушек с ограниченными возможностями подавляет желание иметь собственных детей, и вероятна психологическая неготовность взять на себя ответственность за воспитание ребенка. В контрольной группе девушки имеют выраженную установку на выполнение родительской роли, по сравнению с юношами (коэффициент Манна-Уитни 45 при уровне значимости 0,071), в основной группе между девушками и юношами таких различий нет.

Выявлены значимые различия по параметру «хозяйственно-бытовые ценности - ролевые ожидания»: молодые люди с ограниченными

возможностями придают большее значение хозяйственно - бытовым способностям и навыкам партнера, чем обычная молодежь (коэффициент Манна-Уитни 210 при уровне значимости 0,028). Это объясняется тем, что с детства инвалиды в семье находятся на щадящем режиме, ограничены жалостью окружения, за них все делают, поэтому и ожидания таковы, что за ними также будут ухаживать в собственной семье. Сходство между молодыми людьми основной и контрольной групп проявилось в том, что юноши придают больше значение данному аспекту семейной жизни, чем девушки. Данные результаты согласовываются с результатами социологического исследования Республиканского центра «Молодая семья» г. Ижевска - «юноши больше, чем девушки, склонны полагать, что семью необходимо создавать для решения хозяйственно - бытовых проблем» [7].

В таких аспектах семейной жизни, как общность интересов и внешняя социальная активность, представления юношей и девушек с ограниченными возможностями (основная группа) не отличаются от представлений юношей и девушек контрольной группы.

Установка на личностную идентификацию с супругом имеет большое значение для молодых людей независимо от состояния здоровья, что подтверждается литературными источниками, авторами которых являются Шилов И.Ю., Шнейдер Л.Б. [8; 9]. Это можно объяснить возрастными особенностями раннего юношеского возраста. Молодые люди, прежде всего, хотят видеть в супруге друга, с которым можно поговорить на разные темы, совместно проводить свободное время, который был бы близок «по духу».

Высокое значение внешней социальной активности объясняется тем, что одной из главных задач юношеского возраста является выбор профессии. Как утверждают результаты социологического исследования «Образ семьи в представлении молодежи» и автор психологических трудов о ранней юности Кон И. С., молодые люди стремятся получить образование, овладеть

специальностью. [5; 7]. В основной и контрольной группах между юношами и девушками выявлены значимые различия по данному параметру: юноши больше, чем девушки, склонны поощрять профессиональную, общественную, деловую активность партнера. Но, принимая во внимание, что юноши придают высокое значение личной установке на активность, скорее девушки наименее склонны поощрять социальную активность юношей или, выражаясь другими словами, девушки склонны быть независимыми. Данный факт подтверждается разными исследованиями, в том числе об этом говорит Шнейдер Л.Б.: в современном обществе женщина стремится занять

активную социальную позицию, реализовать себя в профессиональной, деловой деятельности. [7; 8].

Для молодых людей с ограниченными возможностями семья значима как сфера эмоциональной разрядки и релаксации, причем для девушек в большей степени, что не отличает их от обычной молодежи. Отметим, что результаты нашего исследования согласовываются с результатами других исследователей, например, Республиканского центра «Молодая семья» г. Ижевска: «семью как психологический тыл для человека определяет треть респондентов, среди них девушек больше, чем юношей» [7]. Различие состоит в том, что юноши и девушки с ограниченными возможностями в большей степени готовы взять на себя роль эмоционального лидера в семье.

Статистическая обработка полученных данных с помощью критерия Манна - Уитни не показала значимых различий по параметру «Значение внешней привлекательности». Тем не менее, если сравнивать средние значения по данной шкале в основной и контрольной группах, можно отметить, что молодые люди с ограниченными возможностями не придают этому особой значимости, в отличие от своих «здоровых» сверстников. Но отношение к данному аспекту семейной жизни юношей и девушек различно. Девушки с ограниченными возможностями придают меньшее значение собственной внешности и внешности супруга, в отличие от «здоровых» сверстниц и по сравнению с юношами - инвалидами. Юноши с ограниченными возможностями, напротив, уделяют особое внимание собственной внешности (в отличие от «обычных» юношей), даже больше, чем внешности супруги. Это, прежде всего, объясняется половыми особенностями: девушки критичнее относятся к своему внешнему виду, чем юноши; девушки, как правило, нацелены на строение своего тела, а юноши на одежду. В силу того, что юноши основной группы чувствуют себя ущербными в сравнении со «здоровыми» сверстниками, они стремятся компенсировать это в стиле своей одежды. Как показывает практика, внешность, а если конкретнее выразиться, одежда - это единственный способ юношей с ограниченными возможностями привлечь к себе внимание. Девушки с ограниченными возможностями, чувствуя свою ущербность перед «здоровыми» сверстницами в отношении внешности, стараются не придавать этому большого значения, следуя русским пословицам «не родись красивой, а родись счастливой», «встречают по одежке, провожают по уму».

Что касается сексуальной сферы, то молодые люди с ограниченными возможностями, также недооценивают сексуальные отношения в браке, но еще в большей степени, чем их «здоровые» сверстники. Если в основной

группе есть значимые различия между юношами и девушками (коэффициент Манна - Уитни 34,5 при уровне значимости 0,010), то в контрольной группе их нет. Это можно объяснить тем, что девушки основной группы в силу невысокого мнения о собственной внешности более «зажаты», тогда как их «здоровые» сверстницы чувствуют себя в этом отношении достаточно раскрепощенно.

Как показало исследование особенностей брачно-семейных установок юношей и девушек с ограниченными возможностями, между представителями основной и контрольной группами существуют значимые различия по параметрам «хозяйственно-бытовые ценности - ролевые ожидания», «родительское воспитание - ролевые притязания».

Данные объективного исследования были дополнены материалами проективной методики «Сочинение о семье (реальной и идеальной)», так как при работе со стандартизированными тестами испытуемые не имеют возможности выражать свои мысли свободно, ограничены выбором готовых ответов. В рамках проективной методики они могут выражать свои мысли более развернуто, эмоционально, нерегламентированно.

При проведении данной методики мы столкнулись с тем, что в основной группе многие испытуемые (около 45%) отказались от выполнения задания, среди них большая часть юношей. Мотивировки отказов можно свести к следующему: низкие интеллектуальные возможности («не знаю, о чем писать»), проявление психологической защиты и барьеров на пути к осознанию своих взаимоотношений с родителями и другими членами семьи («лучше не рассказывать о моей семье»). Также можно констатировать настойчивые вопросы испытуемых о содержании сочинения, что свидетельствует о высокой социальной тревожности и личностной неуверенности юношей и девушек с ограниченными возможностями.

В контрольной группе все испытуемые выполнили задание. Тем не менее, анализируя сочинения по объему и содержанию, можно выделить группу сочинений, которые характеризуются малым объемом и формальным содержанием. Данный факт можно расценить как пассивный отказ авторов сочинений от выполнения задания, среди них больше юношей, чем девушек. В целом в контрольной группе объем сочинений юношей намного меньше, чем девушек, что говорит о закрытости юношей в выражении своих мыслей, чувств и переживаний.

Итак, юноши основной и контрольной группы проявили замкнутость, вызванную либо защитными механизмами личности, либо незаинтересованностью в выполнении задания. Девушки, напротив, были довольно открыты в выражении своих чувств и мыслей.

По форме изложения сочинения можно условно разделить на две группы: описательная форма и проблемная.

В основной группе чаще встречаются сочинения проблемного изложения. Для примера приведем отрывок из сочинения Екатерины С.:

«Моя семья состоит из папы, мамы, брата, сестры и меня. <...> Мама к брату с сестрой лучше относится, чем ко мне. А папа наоборот.

Идеальная семья: Я хотела бы, чтобы мама перестала так ко мне обращаться, а относилась так же, как ко всем. Для нее даже враг лучше родной дочери. Чтобы мы жили весело, дружно и без забот».

В контрольной группе основная часть сочинений имеет описательную форму изложения (о составе семьи, занятиях членов семьи, описание функционально - ролевой структуры). Сочинения девушек и юношей с ограниченными возможностями отличаются большей эмоциональностью, открытостью в выражении чувств и переживаний, в них чаще встречаются образные определения.

Сочинения об идеальной семье можно разделить на несколько групп:

- есть описание «идеальной семьи»,

- нет сочинения об «идеальной семье»,

- отвержение существования «идеальной семьи»,

- «идеальная семья» такая, как «моя реальная семья».

В основной группе не встречаются испытуемые, которые бы говорили, что «идеальных семей» не существует. Сочинения данной тематики присутствуют в контрольной группе. Причем испытуемые, которые отвергают существование «идеальной семьи», описывают свою «реальную семью» как конфликтную, либо их сочинения о «реальной семье» малого объема и носят формальный характер; «идеальную семью» они определяют как «семья без конфликтов, ссор, забот, а такового не бывает, - значит, идеальных семей быть не может».

Можно предположить, что отсутствие сочинения об «идеальной семье» свидетельствует о несформированности позитивного образа семьи», противоречивости брачно-семейных установок, что не позволяет описать семью, которую они хотели бы иметь. Нужно отметить, что в основной и контрольной группах одинаковое количество работ без сочинений об «идеальной семье».

В основной группе реже встречаются сочинения, авторы которых говорят о том, что «идеальная семья» такая, как их «реальная семья». Сочинений, в которых образ «идеальной семьи» совпадает с той семьей, в которой они живут сейчас, больше в контрольной группе, причем сочинения о «реальной семье» этих испытуемых отличаются большим объемом, эмоциональностью, развернутостью. Это, как правило, благополучные, полные семьи.

сочинения, где есть описание «идеальной семьи», можно разделить на две группы:

- сочинения малого объема, формального содержания, с использованием в основном общих фраз, которых в основной и контрольной группах большая часть (около 60%);

- развернутые сочинения с описанием ролей и функций членов семьи, образа жизни и т.д., их примерно одинаковое количество в основной и контрольной группах (40%).

Образ «идеальной семьи» в основной и контрольной группах, как правило, повторяет описание «реальной семьи» без тех «минусов», которые авторы отмечают в своих сочинениях («конфликты, ссоры», «необеспеченность, маленькая зарплата родителей, неудовлетворение

потребностей», «неполная»; в основной группе к данному списку

добавляются - «изолированность от родных, близких, сверстников»). Таким образом, можно предположить, что ролевые ожидания молодого поколения формируются в родительских семьях.

Итак, какую же семью испытуемые называют «идеальной», какие критерии определяют?

В большинстве сочинений об «идеальной семье» - это «все вместе», включая иногда бабушек, дедушек, домашних питомцев. Испытуемые основной группы чаще отмечают состав семьи от четырех человек и больше, в их сочинениях семьи, как правило, большие, много родственников, включают домашних питомцев (собаку, кошку). Можно предположить, что большая семья ассоциируется у них с возможностью эмоциональной поддержки, стабильностью, уверенностью в завтрашнем дне. Испытуемые контрольной группы состав семьи отмечают 3 - 4 человека, то есть склоняются больше к нуклеарному типу семьи, редко упоминают домашних животных.

Как правило, в сочинениях представителей основной и контрольной групп семья имеет следующую структуру «мама, папа, дети». В перечислении состава семьи на первое место испытуемые ставят «маму», исходя из этого, можно предположить, что мама более значима для испытуемых вне зависимости от пола и состояния здоровья, у нее больше обязанностей, функций и ролей в семье. Так Марина Ч. пишет в своем сочинении: «Когда я рассказываю о своей семье, многие удивляются. Дело в том, что она немного необычная. Хотя такие семьи сейчас встречаются все чаще и чаще. Мой папа следит за нашим воспитанием, готовит намного чаще, чем мама. А мама должна следить за чистотой в доме и зарабатывать деньги». Отношение девушки к своей семье и отношение окружающих к этой семье, как «необычной», объясняется тем, что до недавних пор ответственность по обеспечению семьи был обязан нести мужчина, а женщина занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, в последние несколько лет семейные роли несколько сместились. Обращаясь к результатам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

методики ролевых ожиданий и притязаний в браке, отметим, что девушки основной и контрольной группы имеют выраженную установку на личную активность. Можно предположить, данная установка у девушек сформировалась в родительской семье вследствие идентификации с матерью. Следует напомнить, что наиболее традиционной структурой семьи, нашедшей свое отражение в старинном русском быте, языческих верованиях и православии, является «муж - дети - жена» [9]. Но в настоящее время особенностью семьи стало главенство женщины. В.Н. Дружинин [2], указывая на происходящие в социально - экономической жизни страны изменения, предположил, что и в ближайшей перспективе главой семьи будет оставаться женщина, а муж приобретет больше ответственности за семью, получив, в частности, возможность обеспечивать ее материально. По-видимому, передача властных функций из рук матери в руки отца не противоречит установкам, складывающимся у молодого поколения. В сочинениях испытуемые основной и контрольной групп чаще называют

главой семьи мужа, никто не определил главой семьи женщину, говорят о том, что «муж выполняет мужские обязанности, жена - женские».

Существуют различия между теми критериями «идеальной семьи», которые выделяют испытуемые основной и контрольной групп. Одним из часто встречаемых параметров в сочинениях контрольной группы является «материальная обеспеченность, достаток, богатая семья». В одном из сочинений девушек звучит: «идеальная семья - это удовлетворение всех потребностей каждого члена семьи, такая семья, которая ни в чем не нуждается; это семьи великих бизнесменов, политиков и звезд эстрады». В сочинениях основной группы такой критерий, как «материальная обеспеченность» звучит намного реже, а Юлия Т. в своем сочинении об «идеальной семье» пишет, что «она не обязательно должна быть богатой».

Юноши и девушки с ограниченными возможностями больше говорят о «взаимопонимании» (данный параметр также часто встречается в сочинениях юношей и девушек контрольной группы), о «сплоченности, поддержке», «гармонии и согласии». В сочинениях основной и контрольной групп одинаково часто встречается, что в «идеальной семье» есть «дом», «родители много времени уделяют детям», «вместе проводят выходные, выезжают летом на природу».

Таким образом, наше исследование показало, что среди юношей и девушек с ограниченными возможностями доминируют установки на ожидание от партнера выполнения той или иной роли и функции в семье. Это прежде всего ожидания того, что партнер возьмет на себя функции эмоционального лидера семьи (роль психотерапевта), что будет выполнять основные функции по воспитанию и уходу за детьми (роль родителя), что возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно - бытовых функции в семье (роль «домохозяина»). Степень готовности молодых людей с ограниченными возможностями самими выполнять данные семейные роли невелика. Среди их «здоровых» сверстников нет явного перекладывания выполнения функций семьи на партнера, они более склонны к равноправному распределению обязанностей в семье.

Девушки с ограниченными возможностями и их «здоровые» сверстницы более склонны реализовывать себя в профессиональной деятельности, нежели стать домохозяйками и матерями, что находит подтверждение в реальной жизненной ситуации общества.

Между представителями основной и контрольной групп существуют значимые различия в таких сферах семейной жизни как:

- «хозяйственно - бытовые ценности»: молодые люди с ограниченными возможностями больше придают значение хозяйственно - бытовым способностям и навыкам партнера, чем их «здоровые» сверстники;

- «родительское воспитание»: юноши и девушки основной группы в меньшей степени, чем контрольной, ориентированы на выполнение роли родителя.

По результатам проективной методики можно сделать следующие выводы: юноши и девушки с ограниченными возможностями в меньшей степени склонны повторять опыт родительской семьи при создании собственной. Кроме того, в отличие от своих «здоровых» сверстников, которые склоняются к нуклеарному типу семьи (папа, мама и дети), молодые

люди с ограниченными возможностями представляют семью, состоящую из большого количества родственников; юноши и девушки с ограниченными возможностями в большей степени ориентированы на эмоциональный компонент семейных отношений и, в отличие от своих «здоровых» сверстников, отводят второстепенную роль материальному аспекту семейной жизни.

Таким образом, гипотеза № 1 о том, что юноши и девушки с ограниченными возможностями придают меньшее значение внешней привлекательности партнера и сексуальной сфере семейной жизни, чем их «здоровые» сверстники, и в большей степени склонны ожидать активности от партнера в хозяйственно - бытовом аспекте семейной жизни, частично подтвердилась.

Гипотеза № 2 о том, что у юношей и девушек с ограниченными возможностями в представлениях о семье эмоциональный компонент семейных отношений будет выражен более ярко, чем у «здоровых» юношей и девушек, подтвердилась полностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой и др. - М., 2002г.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996 г.

3. Ковалев С. В. Беседы о половом воспитании. - М., Педагогика, 1980.

4. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.

5. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980.

6. Мудрик А. В. Юношеский тип общения // Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984. - с. 59-69.

7.Образ семьи в представлении молодежи.// Социологическое исследование.

- Республиканский центр «Молодая семья». - Ижевск, 2001г.

8. Шилов И. Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи).- СПб, Петрополис, 2000.

9. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.

O. Ye. Mukhordova, N. V. Gorodilova

Marriage roles expectancy and family assumptions of physically handicapped young men and women

The focus of this article is marriage role expectancies and claims, as well as assumptions of ideal family among young people at the age of 17-18. Special attention is given to specifics of marriage and family attitudes of physically handicapped young men and women, having vision deficiency, hearing disorders, locomotor system disorders, and having no disorders in the intellectual sphere.

Мухордова Ольга Евгеньевна,

Г ородилова Наталья Владимировна

Удмуртский государственный университет

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.