Научная статья на тему 'Образ семьи в раннем юношеском возрасте как фактор формирования психологической готовности к семье и браку'

Образ семьи в раннем юношеском возрасте как фактор формирования психологической готовности к семье и браку Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1670
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / ОБРАЗ СЕМЬИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овсяникова Елена Алексеевна, Зиборова Елена Игоревна

Статья посвящена изучению образа будущей семьи юношей и девушек как фактора формирования психологической готовности к семейной жизни. В работе дается характеристика представлений о будущем супруге и родителе, собственных супружеских ролях и функциях в рамках семейных отношений, а также о партнере, с которым планируется построение семейных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овсяникова Елена Алексеевна, Зиборова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of the family in early adolescence as a factor of formation of psychological readiness for marriage and family

The article is devoted to the study of the image of the future family of boys and girls as a factor in the formation of psychological readiness for family life. The article describes the concepts of the family as a future spouse and parents, their own marital roles and responsibilities within the family relationships, as well as ideas about the partner with whom you plan to build family relationships.

Текст научной работы на тему «Образ семьи в раннем юношеском возрасте как фактор формирования психологической готовности к семье и браку»

Е.А. Овсяникова Е.И. Зиборова

Elena Ovsyanikova Elena Ziborova

УДК 159.99

ОБРАЗ СЕМЬИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СЕМЬЕ И БРАКУ

Аннотация. Статья посвящена изучению образа будущей семьи юношей и девушек как фактора формирования пашшшческой готовности к семейной жизни В работе дается характеристика представлений о будущем супруге и родителе, собственных супружеских ролях и функциях в рамках семейных отношений, а также о партнере, с которым планируется построение семейных отношений

Ключевые слова: семья, брак, образ семьи, психологическая готовность к семейным отношениям.

THE IMAGE OF THE FAMILY IN EARLY ADOLESCENCE AS A FACTOR OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MARRIAGE AND FAMILY

Annotation. The article is devoted to the study of the image of the future family of boys and girls as a factor in the formation of psychological readiness for family life. The article describes the concepts of the family as a future spouse and parents, their own marital roles and responsibilities within the family relationships, as well as ideas about the partner with whom you plan to build family relationships.

Keywords: family, marriage, family image, psychological readiness to family relations.

Современная семья, как и общество в целом, переживает непростые времена. Статистические исследования характеризуют современный кризис семьи ростом количества разводов, такими явлениями, как бездетность, единственный ребенок в семье или малодетность, увеличение количества неполных семей и т.д. Известно, что семья необходима человеку для счастья, психологического, нравственного и физического здоровья. В семье человек испытывает ощущение своей значимости и ценности.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. В семье человек реализует очень значимую сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства [4; 5; 6].

Рассматривая различные аспекты жизнедеятельности уже создавшейся семьи (проблемы совместимости супругов и удовлетворенности браком, проблемы развития супружеских и детско-родительских отношений), многие психологи (К. Витек, И.В. Гребенников, Г. Зайцев, А. Зайцев, О.Э. Зуськова, Е.С. Калмыкова, C.B. Ковалев, В.П. Левкович, Н.В. Малярова, Г.П. Разумихина, В.А. Сысенко, Л.Д. Шнейдер, B.C. Языкова и т.д.) полагают, что зачастую супруги оказываются психологически неготовыми к вступлению в брак, к самостоятельной семейной жизни [1; 2; 3]. Данная проблема особенно актуальна для нашей страны, где еще очень живучи традиции патриархальной семьи и все еще не созданы необходимые условия для своевременного перехода повзрослевших юношей и девушек к самостоятельной взрослой жизни.

Психологи чаще всего рассматривают нравственно-психологические аспекты готовности к созданию семьи, одним из которых, по мнению ряда авторов (И.В. Гребенников, C.B. Ковалев), является адекватность системы представлений молодых людей о семье и браке. Такая система представлений выступает в качестве когнитивно-эмоционального компонента психологической готовности к вступлению в брак и созданию семьи. Таким образом, имеющиеся потребности практики в организа-

© Овсяникова Е.А., Зиборова Е.И., 2014

ции психологической работы по повышению готовности молодых людей к семье и браку и недостаток проработанности данного вопроса в психологической теории позволяют сформулировать проблему нашего исследования: каковы основные характеристики образа семьи в раннем юношеском возрасте как фактора формирования психологической готовности к семейной жизни?

Исходя из психологии раннего юношеского возраста, этот период рассматривается как наиболее сензитивный к осуществлению специальной подготовки к вступлению в брак и созданию семьи. Стремление к другому полу, к самоутверждению в сфере чувств и определению своей способности любить и быть любимым порождает интерес к проблеме взаимоотношений мужчины и женщины в повседневной и семейной жизни. Представители раннего юношеского возраста устремлены в будущее, они впервые открывают себя в том социальном мире, в котором предстоит жить. И в этом мире помимо жизни в профессиональной среде существует жизнь в браке, семейная жизнь. Опираясь на подход И.В. Дубровиной, мы полагаем, что развитие готовности старшеклассников к семейной жизни тесным образом взаимосвязано с развитием готовности к самоопределению, главным новообразованием раннего юношеского возраста. Формирование и развитие готовности к самоопределению включает в себя и развитие представлений о семье и браке наряду с другими социальными представлениями, развитием волевой сферы, самостоятельности и ответственности, без которых не обойтись в семейной жизни.

Данное исследование было направлено на проверку предположения о том, что образ семьи в раннем юношеском возрасте характеризуется низкими показателями их адекватности, системности, целостности, реалистичности и позитивной эмоциональной окрашенности. Анализ содержательных характеристик образа семьи в раннем юношеском возрасте позволил выделить следующие их особенности.

Тема брачно-семейных отношений занимает одно из главных мест в пространстве внутреннего мира большинства старшеклассников (89 %). В размышлениях над своим будущем, упоминание о семье присутствует у 52,4 % школьников. 52 % старшеклассников представляют свое будущее светлым, жизнерадостным, благополучным, счастливым и т.д. Тем не менее, в планах на ближайшие 1015 лет преобладает стремление получить образование (56 %), а уже потом старшеклассники думают о трудоустройстве и создании своей семьи.

У юношей и девушек превалирует стремление к созданию нуклеарной семьи, которую образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников. Лишь 4 % школьников представляют свою семью как сложную, которая состоит из нескольких поколений и 4 % (девушки) изобразили неполную семью. Кроме того, 52 % старшеклассников (с преобладанием у девушек) видят большинство окружающих их семей как «неудачные», «несчастные», «напрасно созданные», «скучные» и т.д. Но свою будущую семью больше половины школьников представляют счастливой, удачной, благополучной, идеальной, где царит любовь, понимание, уважение и т.д.

Пятая часть выборки (19 % школьников) определяют семью как необходимое для каждого человека, важную часть жизни, ее основу, 17 % старшеклассников указывают стандартный семейный состав, в 10 % случаев семья описывается обобщенными фразами. Мы можем говорить о том, что в представлениях о семье преобладают неконкретные или ограниченные только внешней стороной образы.

Самыми приятными моментами в жизни семьи, по мнению опрошенных, являются рождение ребенка (44 %) и совместное проведение свободного времени (25 %), далее называется свадьба, воспитание детей и др. Самыми неприятными моментами старшеклассники считают ссоры, скандалы, конфликты (40 %), смерть близких (17,2 %). Далее следуют развод, измена и др.

Для семейного благополучия, по мнению старшеклассников, необходимы понимание (68 %), любовь (68 %), уважение (29 %), материальная обеспеченность, хорошая высокооплачиваемая работа

(26 %). 20 % испытуемых указывают на необходимость найти свою вторую половину, встретить того, с кем можно создать семью. Такой ответ отражает то, что на данный момент времени многих юношей и девушек волнует прежде всего проблема встречи своей второй половины, а уже потом подрастающее поколение размышляет над тем, что может сделать будущую семейную жизнь счастливой, такой, какой они себе ее представляют.

Дети в семье, по мнению старшеклассников, - это «цветы жизни», «лучи солнца», «радость и любовь», «Божий дар». Такие обобщенные заключения встречаются в 56 % случаев. Среди всех опрошенных юношей и девушек только два человека указали на то, что дети «придают ответственности».

У большинства старшеклассников уже сформировался обобщенный образ будущей семьи, но с определением свой роли в ней юноши и девушки затрудняются. Об этом свидетельствует полное отсутствие описаний своих обязанностей в семейной жизни (70,7 %) и преобладание требований к обязанностям других членов семьи. Недостаточно развитые представления о семейной структуре, о распределении ролей в брачно-семейных отношениях наблюдаются и при анализе рисунков и незаконченных предложений.

Сочинения старшеклассников чаще носят обобщенный характер (67,4 %) с отсутствием четко выраженного отношения к теме семейной жизни (67,4 %). Большое количество обобщений при описании будущей семьи может свидетельствовать о низком уровне системности и конкретности знаний в области брачно-семейных отношений. Кроме того, представления о будущей семье зачастую связаны с описанием внешней стороны семейной жизни (45,7 %), с перечислением необходимых материальных благ (загородный дом, вилла, дорогой автомобиль) - 35,9 %. Такие показатели свидетельствуют о том, что брачно-семейные представления старшеклассников не обладают достаточной целостностью, являются фрагментарными, ограниченными чаще внешней стороной семейной жизни в противовес самим межличностным отношениям в семье, их качеству.

Для определения величины основных показателей адекватности брачно-семейных представлений мы использовали подсчет средней частоты появления показателя (целостность, реалистичность, системность, позитивная эмоциональная окрашенность) в анализируемых категориях. Наиболее высоким показателем адекватности системы представлений оказался показатель реалистичности (62 %), который проявляется в частоте встречаемости различных уточнений, конкретизации в описаниях, а также в реалистичном изображении своей будущей семьи.

Таким образом, мы можем говорить о том, что брачно-семейные представления старшеклассников действительно не обладают необходимым для психологической готовности уровнем адекватности. Представления большинства школьников (59 %) соответствуют только нескольким (2-3) показателям адекватности, 18,3 % - имеют неадекватные брачно-семейные представления. Согласно положению о том, что адекватность брачно-семейных представлений является когнитивно-эмоциональной составляющей этико-психологической готовности, мы можем предположить, что лишь 26,7 % опрошенных старшеклассников обладают психологической готовностью к будущей семейной жизни.

Таким образом, анализ содержательных показателей, полученных в ходе констатирующего исследования, позволяет говорить о том, что представления старшеклассников о своей будущей семье зачастую являются несистематизированными, обобщенными, противоречивыми, с преобладающим описанием внешней стороны семейной жизни и предъявлением требований к будущей действительности в ущерб упоминанию о собственных обязанностях и ответственности за будущую семейную жизнь. Такие характеристики представлений обнаружены при вербальных и невербальных, структурированных и неструктурированных описаниях будущих брачно-семейных отношений.

Библиографический список

1. Витек К. Проблемы супружеского благополучия / К. Витек. - М.: Прогресс, 1988. - 138 с.

2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.

3. Зайцев Г., Зайцев А. Кризисы супружества. // Семья и школа. - 2001. - № 11-12. - С. 28.

4. Кулагина И.Ю., Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Творческий центр «Сфера», 2001. - 463 с.

5. James Н. Bray, Mark Stanton. The Wiley-Blackwell Handbook of Family Psychology. John Wiley & Sons, 2009. 784 c.

6. William M. Pinsof, Jay L. Lebow. Family Psychology : The Art of the Science. Oxford University Press, 2005. 608 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.