Е.А. Овсяникова Е.И. Зиборова
Elena Ovsyanikova Elena Ziborova
УДК 159.99
ОБРАЗ СЕМЬИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СЕМЬЕ И БРАКУ
Аннотация. Статья посвящена изучению образа будущей семьи юношей и девушек как фактора формирования пашшшческой готовности к семейной жизни В работе дается характеристика представлений о будущем супруге и родителе, собственных супружеских ролях и функциях в рамках семейных отношений, а также о партнере, с которым планируется построение семейных отношений
Ключевые слова: семья, брак, образ семьи, психологическая готовность к семейным отношениям.
THE IMAGE OF THE FAMILY IN EARLY ADOLESCENCE AS A FACTOR OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MARRIAGE AND FAMILY
Annotation. The article is devoted to the study of the image of the future family of boys and girls as a factor in the formation of psychological readiness for family life. The article describes the concepts of the family as a future spouse and parents, their own marital roles and responsibilities within the family relationships, as well as ideas about the partner with whom you plan to build family relationships.
Keywords: family, marriage, family image, psychological readiness to family relations.
Современная семья, как и общество в целом, переживает непростые времена. Статистические исследования характеризуют современный кризис семьи ростом количества разводов, такими явлениями, как бездетность, единственный ребенок в семье или малодетность, увеличение количества неполных семей и т.д. Известно, что семья необходима человеку для счастья, психологического, нравственного и физического здоровья. В семье человек испытывает ощущение своей значимости и ценности.
Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. В семье человек реализует очень значимую сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства [4; 5; 6].
Рассматривая различные аспекты жизнедеятельности уже создавшейся семьи (проблемы совместимости супругов и удовлетворенности браком, проблемы развития супружеских и детско-родительских отношений), многие психологи (К. Витек, И.В. Гребенников, Г. Зайцев, А. Зайцев, О.Э. Зуськова, Е.С. Калмыкова, C.B. Ковалев, В.П. Левкович, Н.В. Малярова, Г.П. Разумихина, В.А. Сысенко, Л.Д. Шнейдер, B.C. Языкова и т.д.) полагают, что зачастую супруги оказываются психологически неготовыми к вступлению в брак, к самостоятельной семейной жизни [1; 2; 3]. Данная проблема особенно актуальна для нашей страны, где еще очень живучи традиции патриархальной семьи и все еще не созданы необходимые условия для своевременного перехода повзрослевших юношей и девушек к самостоятельной взрослой жизни.
Психологи чаще всего рассматривают нравственно-психологические аспекты готовности к созданию семьи, одним из которых, по мнению ряда авторов (И.В. Гребенников, C.B. Ковалев), является адекватность системы представлений молодых людей о семье и браке. Такая система представлений выступает в качестве когнитивно-эмоционального компонента психологической готовности к вступлению в брак и созданию семьи. Таким образом, имеющиеся потребности практики в организа-
© Овсяникова Е.А., Зиборова Е.И., 2014
ции психологической работы по повышению готовности молодых людей к семье и браку и недостаток проработанности данного вопроса в психологической теории позволяют сформулировать проблему нашего исследования: каковы основные характеристики образа семьи в раннем юношеском возрасте как фактора формирования психологической готовности к семейной жизни?
Исходя из психологии раннего юношеского возраста, этот период рассматривается как наиболее сензитивный к осуществлению специальной подготовки к вступлению в брак и созданию семьи. Стремление к другому полу, к самоутверждению в сфере чувств и определению своей способности любить и быть любимым порождает интерес к проблеме взаимоотношений мужчины и женщины в повседневной и семейной жизни. Представители раннего юношеского возраста устремлены в будущее, они впервые открывают себя в том социальном мире, в котором предстоит жить. И в этом мире помимо жизни в профессиональной среде существует жизнь в браке, семейная жизнь. Опираясь на подход И.В. Дубровиной, мы полагаем, что развитие готовности старшеклассников к семейной жизни тесным образом взаимосвязано с развитием готовности к самоопределению, главным новообразованием раннего юношеского возраста. Формирование и развитие готовности к самоопределению включает в себя и развитие представлений о семье и браке наряду с другими социальными представлениями, развитием волевой сферы, самостоятельности и ответственности, без которых не обойтись в семейной жизни.
Данное исследование было направлено на проверку предположения о том, что образ семьи в раннем юношеском возрасте характеризуется низкими показателями их адекватности, системности, целостности, реалистичности и позитивной эмоциональной окрашенности. Анализ содержательных характеристик образа семьи в раннем юношеском возрасте позволил выделить следующие их особенности.
Тема брачно-семейных отношений занимает одно из главных мест в пространстве внутреннего мира большинства старшеклассников (89 %). В размышлениях над своим будущем, упоминание о семье присутствует у 52,4 % школьников. 52 % старшеклассников представляют свое будущее светлым, жизнерадостным, благополучным, счастливым и т.д. Тем не менее, в планах на ближайшие 1015 лет преобладает стремление получить образование (56 %), а уже потом старшеклассники думают о трудоустройстве и создании своей семьи.
У юношей и девушек превалирует стремление к созданию нуклеарной семьи, которую образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников. Лишь 4 % школьников представляют свою семью как сложную, которая состоит из нескольких поколений и 4 % (девушки) изобразили неполную семью. Кроме того, 52 % старшеклассников (с преобладанием у девушек) видят большинство окружающих их семей как «неудачные», «несчастные», «напрасно созданные», «скучные» и т.д. Но свою будущую семью больше половины школьников представляют счастливой, удачной, благополучной, идеальной, где царит любовь, понимание, уважение и т.д.
Пятая часть выборки (19 % школьников) определяют семью как необходимое для каждого человека, важную часть жизни, ее основу, 17 % старшеклассников указывают стандартный семейный состав, в 10 % случаев семья описывается обобщенными фразами. Мы можем говорить о том, что в представлениях о семье преобладают неконкретные или ограниченные только внешней стороной образы.
Самыми приятными моментами в жизни семьи, по мнению опрошенных, являются рождение ребенка (44 %) и совместное проведение свободного времени (25 %), далее называется свадьба, воспитание детей и др. Самыми неприятными моментами старшеклассники считают ссоры, скандалы, конфликты (40 %), смерть близких (17,2 %). Далее следуют развод, измена и др.
Для семейного благополучия, по мнению старшеклассников, необходимы понимание (68 %), любовь (68 %), уважение (29 %), материальная обеспеченность, хорошая высокооплачиваемая работа
(26 %). 20 % испытуемых указывают на необходимость найти свою вторую половину, встретить того, с кем можно создать семью. Такой ответ отражает то, что на данный момент времени многих юношей и девушек волнует прежде всего проблема встречи своей второй половины, а уже потом подрастающее поколение размышляет над тем, что может сделать будущую семейную жизнь счастливой, такой, какой они себе ее представляют.
Дети в семье, по мнению старшеклассников, - это «цветы жизни», «лучи солнца», «радость и любовь», «Божий дар». Такие обобщенные заключения встречаются в 56 % случаев. Среди всех опрошенных юношей и девушек только два человека указали на то, что дети «придают ответственности».
У большинства старшеклассников уже сформировался обобщенный образ будущей семьи, но с определением свой роли в ней юноши и девушки затрудняются. Об этом свидетельствует полное отсутствие описаний своих обязанностей в семейной жизни (70,7 %) и преобладание требований к обязанностям других членов семьи. Недостаточно развитые представления о семейной структуре, о распределении ролей в брачно-семейных отношениях наблюдаются и при анализе рисунков и незаконченных предложений.
Сочинения старшеклассников чаще носят обобщенный характер (67,4 %) с отсутствием четко выраженного отношения к теме семейной жизни (67,4 %). Большое количество обобщений при описании будущей семьи может свидетельствовать о низком уровне системности и конкретности знаний в области брачно-семейных отношений. Кроме того, представления о будущей семье зачастую связаны с описанием внешней стороны семейной жизни (45,7 %), с перечислением необходимых материальных благ (загородный дом, вилла, дорогой автомобиль) - 35,9 %. Такие показатели свидетельствуют о том, что брачно-семейные представления старшеклассников не обладают достаточной целостностью, являются фрагментарными, ограниченными чаще внешней стороной семейной жизни в противовес самим межличностным отношениям в семье, их качеству.
Для определения величины основных показателей адекватности брачно-семейных представлений мы использовали подсчет средней частоты появления показателя (целостность, реалистичность, системность, позитивная эмоциональная окрашенность) в анализируемых категориях. Наиболее высоким показателем адекватности системы представлений оказался показатель реалистичности (62 %), который проявляется в частоте встречаемости различных уточнений, конкретизации в описаниях, а также в реалистичном изображении своей будущей семьи.
Таким образом, мы можем говорить о том, что брачно-семейные представления старшеклассников действительно не обладают необходимым для психологической готовности уровнем адекватности. Представления большинства школьников (59 %) соответствуют только нескольким (2-3) показателям адекватности, 18,3 % - имеют неадекватные брачно-семейные представления. Согласно положению о том, что адекватность брачно-семейных представлений является когнитивно-эмоциональной составляющей этико-психологической готовности, мы можем предположить, что лишь 26,7 % опрошенных старшеклассников обладают психологической готовностью к будущей семейной жизни.
Таким образом, анализ содержательных показателей, полученных в ходе констатирующего исследования, позволяет говорить о том, что представления старшеклассников о своей будущей семье зачастую являются несистематизированными, обобщенными, противоречивыми, с преобладающим описанием внешней стороны семейной жизни и предъявлением требований к будущей действительности в ущерб упоминанию о собственных обязанностях и ответственности за будущую семейную жизнь. Такие характеристики представлений обнаружены при вербальных и невербальных, структурированных и неструктурированных описаниях будущих брачно-семейных отношений.
Библиографический список
1. Витек К. Проблемы супружеского благополучия / К. Витек. - М.: Прогресс, 1988. - 138 с.
2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
3. Зайцев Г., Зайцев А. Кризисы супружества. // Семья и школа. - 2001. - № 11-12. - С. 28.
4. Кулагина И.Ю., Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Творческий центр «Сфера», 2001. - 463 с.
5. James Н. Bray, Mark Stanton. The Wiley-Blackwell Handbook of Family Psychology. John Wiley & Sons, 2009. 784 c.
6. William M. Pinsof, Jay L. Lebow. Family Psychology : The Art of the Science. Oxford University Press, 2005. 608 c.