Научная статья на тему 'Педагогические условия и модель формирования готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий'

Педагогические условия и модель формирования готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
473
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ГОТОВНОСТЬ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / СЕЛЬСКИЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / FAMILY / READINESS FOR FAMILY LIFE / RURAL HIGH SCHOOL STUDENTS / GAME TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гарафутдинова И. Ф.

В статье рассматривается проблема формирования готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий. Автором предложены педагогические условия и модель эффективного формирования готовности к семейной жизни средствами игровых технологий с учетом особенности возраста сельских старшеклассников и социума, в котором они проживают. Представлены этапы подготовки сельских старшеклассников к семейной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS AND THE MODEL OF FORMATION OF READINESS OF RURAL HIGH SCHOOL STUDENTS FOR FAMILY LIFE BY MEANS OF GAME TECHNOLOGIES

The problem of formation of readiness of rural high school students for family life by means of game technologies is considered in this article. The author is offered pedagogical conditions and model of effective formation of readiness for family life by means of game technologies. He takes into account the age of school students and the society they live in. Stages of preparation of rural high schoolchildren for family life are also presented

Текст научной работы на тему «Педагогические условия и модель формирования готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий»

УДК 37.018.1:379.8

И. Ф.Гарафутдинова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СЕЛЬСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ

ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматривается проблема формирования готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий. Автором предложены педагогические условия и модель эффективного формирования готовности к семейной жизни средствами игровых технологий с учетом особенности возраста сельских старшеклассников и социума, в котором они проживают. Представлены этапы подготовки сельских старшеклассников к семейной жизни.

Ключевые слова: семья, готовность к семейной жизни, сельские старшеклассники, игровые технологии.

Garafutdinova Ilsina Faritovna PEDAGOGICAL CONDITIONS AND THE MODEL OF FORMATION OF READINESS OF RURAL HIGH SCHOOL STUDENTS FOR FAMILY LIFE BY MEANS OF GAME TECHNOLOGIES

The problem of formation of readiness of rural high school students for family life by means of game technologies is considered in this article. The author is offered pedagogical conditions and model of effective formation of readiness for family life by means of game technologies. He takes into account the age of school students and the society they live in. Stages of preparation of rural high schoolchildren for family life are also presented.

Key words: family, readiness for family life, rural high school students, game technologies.

Теоретический анализ проблемы и обобщение опыта воспитательной практики позволили выявить педагогические условия процесса подготовки к семейной жизни. Реализация их, на наш взгляд, способствует эффективной организации формирования готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий.

1. Определение возрастных особенностей, обеспечивающих готовность сельских старшеклассников к семейной жизни.

Возрастные особенности исследуемой группы старшеклассников определяются следующими аспектами:

1. Физическое развитие и социальная ситуация развития сельских старшеклассников.

Современная социальная ситуация развития сельских старшеклассников обуславливается некоторыми особенностями:

• Старший школьный возраст совпадает с юношеским возрастом, который характеризуется увеличением физических, умственных и других возможностей, которые влияют на формирование у юношей и девушек ответственности, мировоззрения, однако, в их развитии остаются инфантильные черты подростков, что сказывается на общей картине социального и физического взросления [1 с.9-11].

• Особенности самосознания и определения жизненных планов учащихся старших классов обуславливается противоречием статуса взрослости и детства [6 с.223]. Элементы взрослости, которые подтверждаются достижением совершеннолетия и расширением диапазона социальных ролей сочетаются с детскими чертами зависимости. В условиях села это противоречие усугубляется с одной стороны постоянством трудовой деятельности, с другой особым контролем семьи, школы и сельского социума.

• Тенденция современного состояния семьи и брака указывает на актуальность вопроса подготовки к браку и семейной жизни. Статистика разводов и неблагополучных семей в современной России указывает на недостаточность эффективных методов воспитания в старшеклассниках будущего семьянина и вхождения их к самостоятельной взрослой жизни.

Изложенные особенности характеризуются своей многомерностью, которые включают поиск собственной значимости, принятие прав и обязанностей, новых социальных ролей, обращенность в будущее, что, в конечном счете определяет социальную зрелость старшеклассника.

2.Ведущая деятельность старшеклассников.

В свете проблемы формирования готовности к семейной жизни назовем особенности ведущей деятельности старшего школьного возраста:

• Мотивы учения, которые в первую очередь ориентированы на жизненное самоопределение школьника. Здесь знания рассматриваются как ценность получения хорошей профессии с одной стороны и личностного становления с другой. Все это, несомненно, находится в неразрывной связи с саморазвитием старшеклассника. Кроме того, мотивы получения знаний сказываются на протекании психических процессов, что так же важно для достижения профессиональной деятельности и развития мотива достижения цели [10 с.267].

• Умственная деятельность, выступая в единстве с познавательными и профессиональными интересами, приводит к самостоятельности и формирует личность учащегося.

• Познавательные возможности определяют мотивы поведения, в том числе и касающиеся будущей семейной жизни. Взаимоотношения полов, будучи основой супружеских отношений, всегда вызывают интерес у юношей и девушек в силу их физиологического и социального развития. Поэтому формирование готовности к семейной жизни именно среди старшеклассников является своеобразной учебной деятельностью. Обучение основам семьи среди сельских старшеклассников имеет свою особенность, так как некоторые аспекты семейной жизни, такие как, например, интимная сторона, сексуальные отношения супругов и выполнение

психотерапевтических функций семьи не обсуждаются в родительской семье. Приобретение подобных знаний через учебную деятельность, на наш взгляд, позволит сельским юношам наиболее полно усвоить основы семейной жизни.

3.Рост самосознания и развитие идентичности сельских старшеклассников.

Устойчивость образа «Я», открытие своего внутреннего мира, сознание своей преемственности, устойчивости во времени, важность принятия и соответствия своей «маскулинности» и «фемининности» - вот некоторые особенности проявления самосознания в юношеском возрасте. Главным компонентом самосознания, как регулятора поведения старшеклассников, является самооценка [7 с.343].

Самооценка в юношеском возрасте складывается из взаимосвязи компонентов: уровня притязаний, достигнутых результатов, самомнения, мнения сверстников и взрослых [5 с.140]. Феномен заниженной самооценки сельских старшеклассников, на наш взгляд, характеризуется в силу влияния на личность сельского юноши различных аспектов жизнедеятельности села - традиций и ценностей, передающиеся от поколения в поколение, высоким социальным контролем села, ограниченностью желаемых действий и т.д. Интерпретируя данную тенденцию с точки зрения подготовки к семейной жизни, мы приходим к выводу, что заниженная самооценка сельских старшеклассников неуклонно влияет на становление самосознания и «Я»-концепции.

В свете данной тенденции стоит так же отметить о роли личной идентичности сельского старшеклассника. Идентичность сельских старшеклассников определяется в первую очередь некоторой степенью свободы от среды, которая характеризуется формированием доверия к жизни и обществу. Полное достижение идентичности и успешная социализация подразумевает принятие ценностей общества, участие в ее жизни в соответствии с его правилами и, наконец, определение своего места в жизни [1 с.35].

Подготовка к семейной жизни так же относится к достижению идентичности, так как в процессе формирования готовности к семье старшеклассниками усваиваются основные ценности семьи, правила взаимоотношений в семейной системе и т.д.

4.Межличностные отношения в старшем школьном возрасте.

Межличностное общение в юношеском возрасте включают в основу свою общение с взрослыми, общение со сверстниками, в том числе и с противоположным полом [4, с.43] .

В области подготовки к семейной жизни, общение с взрослыми играет одну из особенных ролей, так как получение информации, касающейся различных сторон семейной жизни от взрослых намного продуктивнее, чем получение подобной информации от сверстников или СМИ. Однако в сельских семьях существует проблема полного удовлетворения потребности в знаниях о семейной жизни. Дело в том, что сельские юноши в большинстве своем о сторонах семейных взаимоотношений, интимных сторон узнают не от учителей, родителей и близких взрослых, а от группы сверстников или СМК. Данная тенденция зарождает непонимание некоторых вопросов межполовых взаимоотношений, семейных функций и способно привести к стиранию ценностного отношения к институту семьи в целом.

Процесс формирования готовности сельских старшеклассников к семейной жизни помимо учета возрастных, психологических и индивидуальных доминант, так же предполагает использование принципа индивидуально-дифференцированного подхода [9].

Формирование готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий через индивидуально-дифференцированный подход происходит в процессе поэтапной подготовки к семье.

Дифференцированный подход в формировании готовности к семейной жизни выступает как целенаправленное педагогическое воздействие и может варьироваться с учетом общих и отдельных качеств личности сельского старшеклассника. Для достижения результатов в подготовке к семье и брачно-семейным отношениям необходим анализ особенностей сельских старшеклассников, направленных на семейную жизнь, с помощью тестовых методик.

Индивидуальный подход в воспитании семьянина в старшем школьном возрасте предполагает успешность всего воспитательного процесса юношей в целом, так как происходит «организация педагогического воздействия с учетом особенностей и личностных качеств детей, а так же условий их жизнедеятельности» [11, с.82]. Индивидуальная дифференцированная, т.е. целенаправленная работа в первую очередь - это деятельность классного руководителя в школе, которая осуществляется с учетом особенностей развития старшеклассника. Применение в сельской школе именно индивидуально-дифференциро-ванного подхода отличается своей эффективностью в силу характера сельского социума (малая община, осведомленность учителя о семье и личности школьника и др.).

2. Теоретическое и методическое обеспечение подготовки классных руководителей старших классов (9-11) к деятельности по формированию готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий.

Теоретическая и методическая подготовка классных руководителей старших классов проходила в ходе посещения ими занятий спецкурса «Подготовка сельских старшеклассников к семейной жизни» [3].

Учебная программа спецкурса предполагала лекционные, семинарские и практические занятия, которые включали ключевые моменты изучения семьи как социальной и индивидуальной ценности; выявление в семье характеристик малой группы и особенностей супружеского общения в семье; определение взаимоотношений родителей и детей; причины распада семьи, поведение в ситуациях развода и феномен одиночества; готовность к браку и его составляющие; нравственные основы взаимоотношений сельских юношей и девушек старшего

школьного возраста; понимание учащимися феномена любви и отношение к нему; сексуальность и интимность в старшем школьном возрасте; развитие медико-гигиенических знаний в подготовке к семейной жизни; освещение проблем здорового образа жизни; особенности применения игровых технологий как средства подготовки к семейной жизни; диагностика готовности сельских старшеклассников к браку и семейной жизни.

В ходе практических занятий педагогам предлагался анализ уроков с элементами игры для последующего использования методик на классных часах, посвященных этике семейных взаимоотношений. Логическим результатом курса являлось проведение итогового контрольного занятия, где педагогам были предложены доклады и реферативные работы по темам курса.

Занятия, проводимые с классными руководителями, принесли свои положительные плоды - итоговое занятие, которое предполагало выступление по заданным темам, показал рост уровня теоретических и методических знаний и подготовку к работе по формированию готовности сельских старшеклассников к семейной жизни.

3. Поэтапная подготовка сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий

Эффективное формирование готовности к семейной жизни в старшем школьном возрасте способствует личностному развитию учащегося и формированию реальных представлений об основах семьи и брачно-семейных взаимоотношений, следовательно, содействует организации устойчивых взаимоотношений в семье в дальнейшем и стабильности семьи как основной ячейки общества.

Наше исследование подразумевало подготовку к семейной жизни средствами игровых технологий, т.е. с помощью специально подобранных игр педагог формировал готовность к семье в целом и к отдельным ее компонентам в частности. В результате проигрывания игровых ситуаций происходила корректировка представлений о семейной жизни.

Формирование готовности к семейной жизни проходило следующие этапы:

1. Формирование теоретических знаний о семье и браке в представлениях сельских старшеклассников. Теоретические знания о семье и браке позволяют сельским старшеклассникам ближе познакомиться с основами современной семьи, выполнением семейных функций и компонентами семейной жизнедеятельности. Процесс формирования теоретических знаний проходит несколько этапов: 1. Складывается система знаний и формируется ценностное отношение к семье и браку; 2. Происходит осознание полученных теоретических знаний, что способствует корректировке идеализированных представлений о семье; 3. Закрепляются приобретенные знания через умения и навыки оперировать полученной информацией о структуре семьи и системе отношений в ней.

2. Формирование практических умений и навыков, необходимых для построения стабильной и устойчивой семейной организации предполагает использование бесед и дискуссий во время уроков курса, направленные на побуждение интереса к играм, формирующим эти умения и навыки.

3. Поиск мотивов к стабильным и устойчивым взаимоотношениям в семье. Данный этап предполагал осмысление правил и норм благополучия семьи через приводимые сельскими старшеклассниками примеры стабильных семейных взаимоотношений, однако, было четко сформулировано различие между идеальными и устойчивыми семейными взаимоотношениями.

4. Принятие решения в различных конфликтных ситуациях внутри семьи в представлениях сельских старшеклассников. Юношами и девушками разбирались наиболее острые моменты семейных конфликтов, когда под влиянием значимости собственного «Я», любой диалог заканчивался в представлениях учащихся «убеганием» от ответа или выбором того решения, который является наиболее выигрышным или выгодным для себя. Однако педагогическая задача носила характер выяснения поведения учащихся в тех или иных ситуациях. Именно данное наблюдение позволило выявить основные точки работы с юношами при формировании ответственного отношения к семейной жизни.

5. Формирование адекватной самооценки старшеклассников касательно различных сторон их развития (физического, поведенческого, психологического). Так, например, в ходе данного этапа, старшеклассники, обладающие менее привлекательными чертами физического развития, отличались более низкой самооценкой, что, естественно, накладывало свой отпечаток в различных ситуациях.

Проведенное исследование готовности к семейной жизни сельских старшеклассников позволяет говорить об уровне ниже среднего. Результаты вышеперечисленных этапов позволяют нам сделать вывод о том, что сельские старшеклассники, рассматривая, обсуждая и решая проблемные ситуации, касающиеся семейной жизни, опираются на свои личностные качества и, на их взгляд, индивидуальность поведения, а так же на стереотипы социума и жизненный опыт своих родителей, чем на теоретические знания и практические умения и навыки, предполагающие устойчивость семьи. Для того чтобы сформировать готовность сельских старшеклассников к семейной жизни необходимо активизировать у них потребность в знаниях о семье и семейных взаимоотношениях, а так же возбудить эмоциональное познание, которое способствует успешному переходу знаний в убеждения [8, с.317].

Основной задачей формирующего эксперимента стало использование игровых технологий для формирования готовности сельских старшеклассников к семейной жизни в элективном курсе «Игровые технологии как средство подготовки к семейной жизни» [2]. Элективный курс предназначен для учащихся старших классов сельских школ и рассчитан на 18 часов. Целью курса являлось развитие у старшеклассников знаний об основах семьи и брака, взаимоотношениях в семье и аспектов подготовки к семейной жизни.

Одной из задач экспериментальной работы стало стремление к достижению готовности к семейной жизни через формирование ценностного отношения к семье, что подразумевало под собой развитие таких качеств как честь, справедливость, чувство долга и добра по отношению к другим. Мы следовали выбранному вектору, который предполагал осознание результатов различных поступков, влияющих на семейную жизнь в дальнейшем.

В процессе формирования готовности к семейной жизни, классные руководители старших классов следовали основным задачам:

• в когнитивной сфере: сформировать необходимый объем знаний о семье и семейных взаимоотношениях, их влиянии на состояние человека и на психологический и нравственный климат семьи;

• в мотивационной сфере: сформировать ценностное отношение к факту вступления в брак, корректировку идеализированных и гедонистических представлений о семейной жизни; задача развития мотивационной сферы шло в неразрывной связи с эмоциональной составляющей, так как образованию реальных положительных мотивов благоприятствует лишь яркие эмоциональные переживания;

• в поведенческой сфере: сформировать положительные тенденции в реализации внутрисемейных взаимоотношений, в том числе супружеских, детско-родительских и межпоколенных; организовать рациональность в принятии решений в различных конфликтных ситуациях и умение разрешать подобные ситуации конструктивным способом.

4. Использование игровых технологий как организации формирования готовности к семейной жизни.

Использование игровых технологий в процессе уроков-игр предполагает моделирование и проигрывание игровых ситуаций, посвященных различным сторонам семейной жизни и компонентам подготовки к ней.

Анализ результатов игры со старшеклассниками вносит свой обучающий и воспитывающий характер, так как обсуждается ход, исполнение игры и, ссылаясь на различные ошибки в поведении, по порядку корректируются различные представления учащихся об основах семейной жизни. Данному педагогическому воздействию способствовали игры, требующие от старшеклассников действий в форме совершения различных поступков и принятия самостоятельного решения в ходе наигранной семейной жизни. В игре старшеклассники получают возможность проверить свои взгляды и представления, позицию, и в необходимых случаях скорректировать их в положительную и реальную сторону.

Таким образом? выделенные педагогические условия формирования готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий позволил нам построить педагогическую модель эффективного формирования готовности к семейной жизни средствами игровых технологий.

Структура модели включает:

Целевой компонент модели определяет цели и задачи исследования. В соответствии с этим целью исследования стала подготовка сельских старшеклассников к семейной жизни. Задачами исследования являются: формирование ценностного отношения к институту семьи и брака в реалиях современного общества; коррекция идеализированных представлений и гедонистического отношения к взаимоот-ношениям в семье в сторону более реальных; научение сельских старшеклассников принятию решения в разрешения конфликтных ситуаций, во внутрисемейных взаимоотношениях через игровые технологии; сформировать у сельских старшеклассников умение анализировать и давать оценку поведения, направленного на основы семейной жизни.

Теоретико-методологический компонент модели содержит подходы, принципы и педагогические условия. Среди подходов выделяются интегративный, системный, аксиологический, личностно-ориен-тированный. Принципы, используемые в исследовании определяются ценностной ориентацией, прин-ципом коррекции, научности, связи обучения и воспитания с жизнью. Педагогические условия - опреде-ление возрастных особенностей, обеспечивающих готовность сельских старшеклассников к семейной жизни; теоретическое и методическое обеспечение подготовки классных руководителей старших классов (9-11) к деятельности по формированию готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий; поэтапная подготовка сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий; использование игровых технологий как организации формирования готовности к семейной жизни.

Содержание, которое включает в себя основные направления воспитательно-коррекционной работы, которое заключается в обогащении образовательного и воспитательного процесса сельской шко-лы через внедрение программы спецкурса для классных руководителей старших классов «Подготовка сельских старшеклассников к семейной жизни» и элективного курса для сельских старшеклассников «Игровые технологии как средство подготовки к семейной жизни».

Процессуальный компонент, который включает методы убеждения, педагогического воздействия, коррекции представлений и поведения, метод диалога и дискуссии; формы работы через уроки-игры, посвященные основам семьи и семейным взаимоотношениям, а так же основным компонентам внутри-семейных взаимоотношений.

Диагностика и результаты эксперимента, который включает диагностико-итоговый компонент на основе выделения критериев и уровни готовности к семейной жизни сельских старшеклассников к семейной жизни, что определяет планируемые результаты процесса диагностики и эксперимента.

Таким образом, педагогические условия и педагогическая модель определили этапы фор-мирования готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий, которые включали в себя формирование необходимых знаний, умений и навыков в различных областях семейной жизни: формирование знаний об основах семьи и ее функциях; формирование коммуника-тивных компонентов во

внутрисемейных взаимоотношениях; формирование знаний о межличностных взаимоотношениях; финансово-экономическую готовность; влияние здорового образа жизни на семейную жизнь и т.д.

Литература

1. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: уч. пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 256 с.

2. Гарафутдинова, И.В. Игровые технологии как средство подготовки к семейной жизни: программа элективного курса / И.Ф. Гарафутдинова. - Казань: ООО «Астория и К», 2012. - 44 с.

3. Гарафутдинова, И.Ф. Подготовка сельских старшеклассников к семейной жизни: программа спецкурса / И.Ф. Гарафутдинова. - Казань: ООО «Астория и К», 2012. - 76 с.

4. Жемчугова, Н.А. особенности структурных компонентов общительности старшеклассников и студентов / Н.А. Жемчугова / Педагогическое образование в России, 2009. - №4. - С.42-46.

5. Ланцова, В.В. К вопросу исследования самосознания в юношеском возрасте / В.В. Ланцова // Альманах современной науки и образования. - 2007. -№1. - 139-140.

6. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: уч. пособие для вузов / Н.Н. Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.

7. Психологический словарь / под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.

8. Рогова, А.М. Динамика изменений установок на семью среди различных категорий молодого поколения / А.М. Рогова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т.14. - №37. - С. 316-319.

9. Сироткин, Л.Ю. Школьник и его развитие и воспитание / Л.Ю. Сироткин. - Самара: СГПИ, 1991. - 243 с.

10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология: учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 349 с.

11. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

1. Volkov, B.S. Psihologija junosti i molodosti: uch. posobie / B.S. Volkov. - M.: Akademicheskij Proekt: Triksta, 2006. - 256 s.

2. Garafutdinova, I.V. Igrovye tehnologii kak sredstvo podgotovki k semejnoj zhizni: programma jelektivnogo kursa / I.F. Garafutdinova. - Kazan': OOO «Astorija i K», 2012. - 44 s.

3. Garafutdinova, I.F. Podgotovka sel'skih starsheklassnikov k semejnoj zhizni: programma speckursa / I.F. Garafutdinova. - Kazan': OOO «Astorija i K», 2012. - 76 s.

4. Zhemchugova, N.A osobennosti strukturnyh komponentov obshhitel'nosti starsheklassnikov i studentov / N.A. Zhemchugova / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2009. - №4. - S.42-46.

5. Lancova, V.V. K voprosu issledovanija samosoznanija v junosheskom vozraste / V.V. Lancova // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. - 2007. - №1. -139-140.

6. Palagina, N.N. Psihologija razvitija i vozrastnaja psihologija: uch. posobie dlja vuzov / N.N. Palagina. - M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2005. - 288 s.

7. Psihologicheskij slovar' / pod. red. V.P. Zinchenko, B.G. Meshherjakova. 2-e izd. pererab. i dop. - M.: Pedagogika-Press, 1999. - 440 s.

8. Rogova, A.M. Dinamika izmenenij ustanovok na sem'ju sredi razlichnyh kategorij molodogo pokolenija / A.M. Rogova // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2007. -T.14. - №37. - S. 316-319.

9. Sirotkin, L.Ju. Shkol'nik i ego razvitie i vospitanie / L.Ju. Sirotkin. - Samara: SGPI, 1991. - 243 s.

10. Shapovalenko, I.V. Vozrastnaja psihologija. Psihologija razvitija i vozrastnaja psihologija: uchebnik dlja studentov vuzov / I.V. Shapovalenko. - M.: Gardariki, 2007. -349 s.

11. Shhurkova, N.E. Praktikum po pedagogicheskoj tehnologii / N.E. Shhurkova. - M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2002. - 224 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.