Научная статья на тему 'Эмпирические данные готовности современной дагестанской молодежи к браку и семье'

Эмпирические данные готовности современной дагестанской молодежи к браку и семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
353
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов Л. О., Салаватова Н. А.

В статье рассматривается исследование, проведенное с целью выявления отношения учащейся дагестанской молодежи к созданию семьи, наличия медико-социальных, психолого-педагогических условий, оптимизирующих процесс формирования готовности молодых людей к браку и семейной жизни, осознанного отношения к выполнению супружеских и родительских обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванов Л. О., Салаватова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Empirical data on Dagestan young people's readiness for marriage and family life

The article deals with the research conducted to study Daghestan students' attitude to starting a family and to investigate medical, social, psychological and pedagogical conditions of the country that are conducive to young people' being ready for marriage and family life and parental responsibilities.

Текст научной работы на тему «Эмпирические данные готовности современной дагестанской молодежи к браку и семье»

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. I

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Л.О. Иванов, H.A. Салаватова

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ К БРАКУ И СЕМЬЕ

На рубеже веков происходят изменения в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества, следствием которых является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны. Одним из них является разрушение нравственных представлений о браке к семье. Безнравственная идеология современного общества направлена на окончательный подрыв семейных устоев. Приоритет материальных интересов над культурно-историческими и духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводят к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что подрывает благосостояние и стабильность российского общества. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантного поведения1.

В настоящее время в стране и, в частности, в Дагестане складывается неблагоприятная ситуация со здоровьем и нравственным поведением детей и подростков. Раннее начало половой жизни стало одной из модных ценностей в молодежной субкультуре. Уже с подросткового возраста увеличивается число болезней, передаваемых половым путем, включая СПИД. Отмечается значительное число беременностей несовершеннолетних, исходом которых являются аборты или юное материнство, нередко приводящее к отказу от детей и социальному сиротству, Растет проституция несовершеннолетних. Значительная часть учащейся молодежи терпимо относится к внебрачным отношениям, случайному сексу, а также к гомосексуальным отношениям.

Основными причинами сложившейся ситуации являются разрушение национальных устоев и традиционных духовных взаимосвязей и взаимоотношений, безнравственность в сфере межполовых отношений, отсутствие необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья.

Семейные ценности современных молодых людей создаются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, в том числе и негативных. Нестабильность браков, рост числа неполных семей, увеличение количества людей, не состоящих в браке, - все это неблагоприятно влияет на формирование представлений о семейной жизни у молодежи и снижает привлекательность брака в их глазах. Юноши и девушки, вступая в брак, не обладают необходимыми знаниями в области супружеских отношений и владеют минимумом педагогических и медицинских знаний. Отсюда возникает необходимость целенаправленной и всесторонней подготовки юношей и девушек к вступлению в брак и семейной жизни через формирование готовности молодежи к браку и семье. Это система социально-психолого-педагогических установок личности, определяющая эмо-ционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества2.

© JI.O. Иванов, H.A. Салаватова, 2006

По мнению специалистов, в эту систему входят повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, гигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами; и, наконец, освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи.

В Дагестане велика роль семьи в воспитании детей. Дагестанцы веками вырабатывали приемы социализации подрастающего поколения со своими методами, формами и средствами подготовки детей к семейной жизни, которые выливались в своеобразные традиции, регламентирующие весь процесс воспитания в семье и обществе. Они формировались путем регулярного повторения, передачи из поколения в поколение и сохранялись силой общественного мнения. В республике до сих пор семья и семейно-родственные отношения служат важнейшим факторам социализации личности3.

Мы провели исследование среди учащейся молодежи вузов Махачкалы для выявления системы ценностных ориентаций при вступлении в брак, в основе которой лежит всестороннее изучение процесса обогащения традиций воспитания личности в семье современным содержанием.

Цель исследования - выявление медико-социальных, психолого-педагогических условий, оптимизирующих процесс формирования готовности молодых людей к браку и семейной жизни, и осознанного отношения к выполнению супружеских и родительских обязанностей.

Объект исследования составили учащиеся высших учебных заведений города Махачкала (ДГУ, ДГПУ, ДГТУ и др.) Опрошено 170 респондентов, из которых мужского пола - 86 человек и женского - 84 человека.

Предмет исследования - степень сформированное™ мотивации и отношения молодых людей к созданию семьи и собственному репродуктивному здоровью и поведению; процесс формирования готовности молодых людей к семейной жизни и браку.

Параметры исследования - уровень рефлексии молодых людей в отношении создания семьи как общечеловеческой ценности и значимости репродуктивного здоровья партнеров. При определении методических средств главное внимание уделялось их максимальной надежности и адекватности параметрам, характеризующим тот или иной аспект психофизиологического, социального развития молодежи в современных условиях. Для получения информации по проблеме исследования нами использован метод анкетирования.

В качестве безусловного приоритета в ряду жизненных ценностей респонденты назвали возможность иметь счастливую семью (97% случаев). Среди важных жизненных ценностей опрошенные также назвали; здоровье (65%), деньги (52%), детей (30%), карьеру (42%), супруга (20%), любимую профессию (12%), образование (45%). В процессе опроса выяснилось, что дагестанская учащаяся молодежь более ориентирована на такие общечеловеческие ценности, как семья, здоровье, образование, финансовое благополучие, т. е. наблюдается связь с индивидуальными потребностями.

По мнению опрошенных, компонентами, составляющими основу брака, являются: любовь (отметили 78% респондентов), уважение друг к другу (65%), финансовое состояние (45%), физическое здоровье партнеров (16%), их психическое здоровье (14%), социальный статус (35%), религиозные убеждения (2,5%).

Примечательно, что такая важная жизненная ценность респондентов, как деньги (52%), совпадает по значимости с одним из компонентов, составляющих основу современного брака, - финансовым состоянием будущих супругов (45%). На вопрос: «Что играет решающую роль при выборе невесты (жениха)?» 45% респондентов (причем девушек в 2 раза больше) ответили: «Материальное положение». Думается, речь идет о новом, более сформированном и ответственном подходе респондентов к созданию семьи, являющемся характерным для современных реалий нашего общества. Среди прочих вариантов ответов 17,1% юношей и 20% девушек отметили национальность, 8,5% юношей и 15,7% девушек - социальное положение семьи; 20% юношей и 25,5% девушек - нравственные критерии. Внешние данные избранницы больше волнуют юношей и составляют 25,7%, девушки считают это не столь важным - 15,7%.

Подавляющее большинство респондентов считают, что брак должен складываться по взаимному согласию молодых, но с учетом мнения родителей (83,3% девушек и 58,3% юношей); часть представителей молодежи (11,3% девушек и 25% юношей) считает - по взаимному согласию молодых, без учета мнения родителей; по мнению 16,7% юношей, брак должен заключаться по договору родителей, родственников. Этот факт свидетельствует о сохраняющихся устоях традиционной патриархальной дагестанской семьи, в которой всегда на первый план ставилось мнение родителей.

Дагестан - многонациональная республика, в которой проживают более 136 наций и народностей, поэтому для нас было очень важным выявить отношение респондентов к межнациональным бракам. В процессе анкетирования выяснилось, что, в целом, отношение к таким бракам положительное (у 59% девушек и 66% юношей) и терпимое (нейтрально соответственно у 37% и 30%). Для 12,5% респондентов национальная и религиозная принадлежность имеет значение, и они будут руководствоваться этим при заключении брака. В целом прослеживается тенденция масштабного процесса - отказа от традиции заключения браков по национальной принадлежности.

На вопрос: «В каком возрасте, на ваш взгляд, лучше вступать в брак?» респонденты ответили следующим образом: до 16 лет - 3%, с16 до 18 лет - 3%; 80% - с18 до 25 лет и 14% - от 25 и выше лет. Большая часть дагестанской молодежи считает ранние браки большой ошибкой и согласна с тем, что молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет и старше 25 лет лучше справляются с жизненными проблемами. 90% юношей считают, что вступать в брак нужно после 25 лет, и мотивируют свой ответ необходимостью добиться определенного социального статуса, позволяющего самостоятельно содержать семью. Таким образом, абсолютное большинство учащейся молодежи Махачкалы (примерно 94%) не ориентировано на ранний брак.

На вопрос: «Считаете ли вы вступление в брак обязательным условием для воспитания детей?» положительно ответили 67,2% опрошенных, отрицательно - 18%, 10% респондентов не думали об этом.

В наше время введено понятие «гражданского брака» (узаконенного ГК РФ), по которому люди создают семью, основываясь только на чувстве ответственности, взаимной помощи и любви, не регистрируя свои отношения в Загсе. С юридической точки зрения это называется сожительством. Мы постарались выяснить отношение дагестанской молодежи к такой форме отношений. К гражданскому браку большинство респондентов - девушек относятся отрицательно (38,2%) и нейтрально (35,3%). Лишь 13% из них выразили положительное отношение к этому явлению. 40% юношей относятся нейтрально, 30% - положительно, 4,9% - крайне отрицательно, утверждая, что это противоречит

канонам религии. Итак, часть учащейся молодежи Махачкалы, и особенно юноши (30%), относится положительно к гражданскому браку. При этом значительная часть молодежи отдает предпочтение юридически оформленному браку (44%.).

Одно из главных предназначений брака-возможность иметь детей, иметь свое продолжение. Деторождение, материнство и отцовство - социальная функция брака. Более половины респондентов (40%) хотело бы иметь двух детей; 36,7% - трех и более; 23,3% считают - столько, «сколько бог даст» (в основном так ответили представители мужского пола). Ни один из респондентов не желает иметь одного ребенка. Таким образом, абсолютное большинство молодежи (76,7%) хотело бы иметь детей в семье не менее двух и не более трех - в молодежной среде еще сохраняется установка на деторождение, традиционное для дагестанской семьи, где всегда была культом многодетность. Но при этом отмечается отход от критериев многодетности (ранее многодетной считалась семья, имеющая не менее 5 детей, сейчас - 3), и наблюдается тенденция к постепенному снижению рождаемости. По нашему мнению, это объясняется нестабильным социально-экономическим положением семей в республике и несформированной подсистемой образования будущих родителей в системах общего и профессионального образования.

Хотя ислам разрешал многоженство, у дагестанцев, как и у других народов Северного Кавказа, оно было довольно редким явлением. В последние годы в республике наметилась тенденция «многоженства», что можно объяснить резкой поляризацией общества и связанными с ней плохими социально-экономическими условиями жизни. Состоятельные мужчины не гнушаются брать в жены девушек, которые годятся им в дочери, а иногда и во внучки, чаще всего из неимущих слоев населения. Это, конечно, откладывает отпечаток на ценностные установки современной дагестанской молодежи, особенно юношей, часть которых не прочь иметь несколько жен. Так, несмотря на то что 52% из них относятся отрицательно к « многоженству», 48% не прочь иметь несколько жен, правда, при условии наличия возможностей для обеспечения равных социальных условий всем женам, как предписывается шариатом (свод исламских законов). Девушки к этому явлению относятся крайне отрицательно (82%), только 18% из них дали положительный ответ - согласны быть второй женой.

На вопрос «Необходим ли брачный договор при заключении брака?» среди опрошенных сложились следующие мнения: за - 45%, из них 36,7% девушек и 34,4%юношей; против - 41,4% и соответственно 23,5% и 48%; затруднились ответить - 13,6%, из них также соответственно 40% и 17%. Как выяснилось, современные молодые люди, особенно девушки, более трезво относятся к семейным отношениям, в первую очередь, будущие супруги с должной ответственностью подходят к вопросу создания семьи и сознательно берут на себя брачные обязательства, в том числе финансовые.

Ответы на вопрос: «Кто должен быть главой семьи?» показали заметный разрыв между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным распределением обязанностей в семье. Хотя большинство респондентов как мужского (85%), так и женского (65,2%) пола считают, что согласно дагестанскому менталитету, главой семьи должен быть муж, часть из них, в основном девушки, считают, что супруги в равной мере должны быть ответственны за ведение домашнего хозяйства и за воспитание детей. Т.е. традиции и обычаи народов Дагестана, касающиеся внутрисемейных отношений еще сохраняют свое значение, хотя трансформируются. В действительности, в обычных дагестанских семьях основной груз домашних забот несет женщина и даже появляется понятие «женщина-добытчица». Многие юноши (36%) не прочь жениться на таких женщинах.

Традиционно в дагестанской семье было обязательным соблюдение абсолютной чистоты до брака - целомудрия. Эта традиция не потеряла своей значимости сегодня и является положительным моментом в сохранении нравственного здоровья молодежи. 91% респондентов считают девственность обязательным при вступлении в брак, 16% опрошенных, в основном девушек, считают обязательным сохранение невинности мужчиной через искреннее и бережное отношение мужчин к будущей супруге. При этом налицо явное противоречие: при негативной реакции девушек на сексуальную активность мужчин до свадьбы, часть девушек (45%) желают вступить в брак с более опытным партнером.

На вопрос: «Как вы относитесь к интимным отношениям до брака?» были получены следующие ответы: 54,4% респондентов - крайне отрицательно, т. к. это противоречит религиозным канонам и нормам морали; 6,4% - отрицательно, т. к это может привести к нежелательной беременности и ЗППП. Среди представителей мужского пола (65,9%) добрачные половые связи считаются допустимыми и естественными. Общественное мнение и религия являются сдерживающими факторами интимных отношений до брака. Ответы на данный вопрос свидетельствуют также о низкой сексуальной культуре молодежи - лишь незначительное количество респондентов (6,4%) связали риск добрачных половых отношений с нежелательной беременностью и заражением ЗППП,

По мнению обеих сторон, при ведении половой жизни необходимо пользоваться противозачаточными средствами, т. к, это защищает от ЗППП и нежелательной беременности (более 76%). О методах контрацепции известно 65% опрошенных. Самым популярным из названных средств является презерватив, его назвали даже те, кто ответил, что ничего не знает о контрацепции. 30% респондентов назвали одновременно барьерные, гормональные, хирургические контрацептивы. К использованию средств контрацепции 4% относятся отрицательно, 5% - безразлично (девушки). 47,5% опрошенных считают, что применение контрацептивов - «общее дело» обоих партнеров. 7,5% опрошенных придерживаются мнения, что забота о контрацепции - мужское дело. 19% юношей относятся к контрацепции отрицательно, т. к, они создают неудобства, и при этом считают, что применение контрацепции целиком дело женщины. Один из давших такой ответ дополняет: «В Дагестане мужчины обычно не заботятся о женщинах, а поэтому женщина должна рассчитывать только на себя». Эти данные подтверждают, что у респондентов не развита потребность в физическом и психическом здоровье партнера, т. е. нет ответственности за репродуктивное здоровье как будущего супруга, так и будущего родителя.

Из сексуально активных респондентов 30% пользуются средствами контрацепции, обговаривая их использование с партнером. 42% не пользуются контрацептивами, 28% применяют средства контрацепции, не интересуясь мнением партнерши. При этом следует учесть, что половина опрошенных не имела интимных отношений. Таким образом, представляется, что несмотря на доступность приобретения презервативов, понимание значимости их в профилактике ЗППП у большей части учащейся молодежи не сформировалось и механизм самосохранительного поведения при вступлении в сексуальные отношения не выработался.

89% опрошенных знают о ЗППП, при этом самым известным является СПИД - 75%, 24% называют сифилис, 9% - гонорею и гепатит С, 2,5% знают герпес, 1 респондент - хла-мидиоз, 4% - триппер. Есть, однако, и оригиналы, отнесшие к ЗППП брюшной тиф, рак и бесплодие.

На вопрос о влиянии раннего вступления в половую жизнь, ответы распределились следующим образом: это влияет отрицательно на репродуктивное здоровье (отметили

42% респондентов), рождение детей (24%), достижение социального статуса (26%), интеллектуальное развитие человека (4,2%). Очевидно, что большая часть ответов имеет правильную медико-социальную ориентацию. В то же время, каждый третий ответил, что раннее вступление в половую жизнь не оказывает отрицательного влияния на здоровье человека.

Важная особенность современной сексуальной культуры - нормализация гомосексуальности. По данным массовых национальных опросов, в последние 30 лет наблюдается заметный рост терпимости к однополой любви, особенно среди молодых (18-24 года) и более образованных людей4. Хотя на вопрос «Как вы относитесь к нетрадиционным половым отношениям?» 85% выразили отрицательное (из них крайне отрицательно - 36,7%) отношение, настораживает процент молодежи, выразившее положительное (2%) и нейтральное (9%) отношение. Причем более терпимыми оказались юноши. Т.е., это явление постепенно внедряется и в дагестанское общество, всегда отличавшее консерватизмом местных нравов в этих вопросах.

Среди дагестанских народов, чаще у аварцев и даргинцев, были распространены брачные союзы между близкими родственниками, которые иногда имеют место и сейчас. Отношение к таким бракам респонденты выразили следующим образом: больше половины студентов относятся отрицательно, мотивируя тем, что могут родиться дети с умственными и физическими отклонениями. 21% респондентов видят в них положительную основу, т. к. это еще больше укрепляет семью и родственные отношения.

Данные по вопросу « Применимо ли в дагестанских условиях планирование семьи?» свидетельствуют о наметившемся положительном сдвиге у молодежи по осознанию ценности своего репродуктивного поведения и репродуктивного здоровья, несмотря на то, что 27% опрошенных считают это противоречащим канонам религии и традициям народов Дагестана. Осознавая цивилизованность этого метода, 73% опрошенных выразили положительное отношение к планированию семьи.

Ответы на вопрос « Что такое половое воспитание?» позволили нам сделать вывод, что многие из респондентов имеют неправильное представление о половом воспитании и сводят его к сексуальному просвещению. Большинство девушек (81%) положительно относятся к ведению в школе полового воспитания при условии, если его будет вести грамотный специалист. Мнения юношей разделились - 34,6% из них полностью согласны с мнением девушек; 26,7% не согласны, т. к. считают, что это повысит интерес к половой жизни. 19,8% считают, что все будет познано в свое время. По мнению незначительного количества молодых людей, половое воспитание - прерогатива семьи.

В результате анализа проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

• главным критерием счастливой семейной жизни молодые люди считают взаимное уважение, общность интересов, психологическую совместимость;

• учащаяся молодежь более ориентирована на такие общечеловеческие ценности, как семья, здоровье, образование, финансовое благополучие, т. е. наблюдается связь с индивидуальными потребностями;

• молодые люди более самостоятельны при выборе будущей невесты (жениха), но при этом прислушиваются к мнению своих родителей; это свидетельствует о том, что рушатся основы традиционной патриархальной дагестанской семьи, заметны тенденции изменений ролевых функций родителей;

• будущие молодожены достаточно адаптированы к современным условиям жизни и имеют позитивную установку на самостоятельность, планируют жить отдельно

от родителей и не зависеть от них в материальном плане; при этом они не всегда стремятся к повторению модели родительской семьи;

• молодежь постепенно отходит от брака по национальному признаку; к заключению межнациональных браков у основной массы респондентов отношение положительное;

• у большей части учащейся молодежи не выработан механизм самосохранительного поведения при вступлении в сексуальные отношения, не развита потребность в физическом и психическом здоровье партнера, т. е. нет ответственности за репродуктивное здоровье как будущего супруга, так и будущего родителя; в Дагестане пока не сформировано грамотное отношение к использованию средств и методов контрацепции;

• традиции и обычаи народов Дагестана, касающиеся внутрисемейных отношений, еще сохраняют свое значение, но постепенно трансформируются; хотя современные молодые люди ориентированы на традиционную модель семьи, в действительности, в дагестанских семьях основной груз домашних забот несет женщина; появляется понятие «женщина-добытчица», и многие мужчины (36%) не прочь жениться на таких женщинах;

• часть учащейся молодежи Махачкалы и особенно юноши (30%), относятся положительно к гражданскому браку; но при этом большая часть молодежи - на стороне законного брака (44%);

• абсолютное большинство учащейся молодежи Махачкалы (примерно 94%) не ориентировано на ранний брак;

• дагестанская молодежь старается придерживаться обычаев и традиций, религиозных канонов, существующих в данном регионе;

• в дагестанском обществе при вступлении в брак еще придерживаются морально-нравственных критериев, но преимущественным становится критерий выгоды, связанной с социальным положением родственной семьи;

• подавляющее большинство респондентов (8 5,6%) испытывают потребно сть иметь детей. Абсолютное большинство молодежи (76,7%) желают иметь в семье не менее двух и более трех, т, е, в молодежной среде сохраняется установка на деторождение;

• молодые респонденты все больше стали задумываться о планировании семьи и воспитании ребенка;

• традиционной в дагестанских семьях была абсолютная невинность, что, как видно из опроса, не потеряло своей значимости и ныне;

• большинство девушек отрицательно относятся к сексуальному добрачному опыту, но предпочитают вступать в брак с более опытными партнерами, а юноши не категоричны; религия является сдерживающем фактором добрачных отношений;

• современная дагестанская молодежь не осознает значимости понятия «половое воспитание» как одного из аспектов формирования готовности к браку и семье;

• молодые люди не обращают внимания на значение и роль хронических заболеваний половой сферы в возникновении бесплодия; информирование детей и подростков о влиянии переохлаждения организма в виде снижения иммунитета, перехода острых форм заболеваний в хронические составляет ту сферу образовательной и профилактической деятельности, которая должна быть включена в программы полового воспитания и сексуального образования;

• по мнению респондентов, специальная подготовка к браку и семейной жизни должна включать в себя вопросы взаимоотношения супругов, отношения с родителями, уход за детьми, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, а также некоторые медицинские вопросы.

Опираясь на результаты исследования, мы считаем, что у дагестанской молодежи, в основном, еще сохранились ценностные установки предыдущих поколений при вступлении в брак, хотя они трансформировались. Появились новые установки, которые, по нашему мнению выражаются в изменениях в области сексуальной культуры молодых людей и объясняются и негативным воздействием средств массовой информации, и отсутствием в образовательных учреждениях специалистов, имеющих интегрированное медико-педагогическое образование, позволяющее реализовать содержание программ полового воспитания и сексуального образования с учетом возраста и уровня обучения молодежи. Соответственно, мы считаем, что грамотное, квалифицированное половое воспитание и сексуальное образование в образовательных учреждениях, организованное специалистами, может быть одним из путей решения проблемы сохранения репродуктивного здоровья молодежи и, в перспективе, создания будущих семей, повышения рождаемости детей и улучшении демографической ситуации в стране5.

Задачи полового воспитания - использование половой принадлежности как фактора личностного развития подрастающего поколения, формирование четкой полоролевой идентификации и нравственных межполовых отношений, укрепление брака и семьи. Поэтому на современном этапе развития нашего общества очень важно выработать нравственно-духовные ориентиры у подрастающего поколения; формировать у подростков убежденность в объективной необходимости ведения ЗОЖ и построении здоровой семьи, т. е. выработать у молодежи самосохранительный, здоровьесберегающий стиль жизнедеятельности, сформировать у молодежи готовность к браку и семье, одним из значимых аспектов которого является половое воспитание и сексуальная культура.

1 Письмо Министерства образования РФ от 22 июля 2002 г. 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях».

2 Шнейдер Б. Семейная психология. М.; Екатеринбург, 2005. С. 30-32.

Магомедов A.M. Традиции кавказских горцев. Махачкала,1999. С. 42-202.

Кон И. С. О нормализации гомосексуальности // Сексология и сексопатология. 2003. № 2. С. 2-12; Его же. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. М., 2003.

Резер Т.М. Профессиональное воспитание будущего специалиста // Врач. 2001. № 9. С. 45.

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.