Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2009. Вып. 4 (15). С. 18-27
Семья как социально-культурный феномен А. Р. Лопатин, С. Ю. Свешников
В статье, построенной в виде занятия со старшеклассниками, представлены материалы, которые помогут педагогам сформировать у школьников представление о семье как социально-культурном феномене. Рассмотрены: понятие «семья», ее традиции и сущность как исторического и общественного явления; типы взаимоотношений в семье: между супругами, между родителями и детьми; социальные, психологические и смысловые закономерности динамики супружества. Авторы анализируют также проблемы современной российской семьи и показывают семью как социальный институт воспитания подрастающего поколения.
Сущность и содержание понятия «семья»
Вот уже не одно столетие человечество пытается ответить на вопрос «Что такое семья?» Этот центральный вопрос предполагает разрешение целого ряда более частных: в чем сущность понятия «семья», каковы его структура и содержание, в чем состоит предназначение семьи, какие функции выполняет семья для общества и человека и многие другие. Попытаемся ответить на них на материале данного занятия для старшеклассников.
Семья — это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Когда мы женимся или выходим замуж, все желают нам счастья, удачи. Что же вкладывают близкие нам люди в эти пожелания, на что мы надеемся сами, чего ждем от брака, какие мечты лелеем?
Семья создана для умножения жизни человечества на земле, чтобы, соучаствуя в жизни других людей, человек имел возможность соединиться со своей частью в любви, деле, дружбе, истории и вечности. Семья начинается с брака, с того момента, когда мужчина и женщина определили свой выбор и приняли решение о совместном построении единой жизненной судьбы для себя и своих будущих детей [5, с. 8].
Современные супруги подсознательно или, как правило, осознанно надеются, что в семейной жизни они найдут эмоционально-теплые отношения, ха-
рактеризующиеся открытостью и доверительностью общения, высокий уровень эмпатии, взаимное уважение и принятие, наконец, полную интимность.
Возраст семьи
Семья, как и человек, рождается, взрослеет и становится зрелой. Каждый период в жизни супругов имеет свое символическое, психологическое, социальное и смысловое значение. Когда юноша и девушка женятся, то их сначала называют молодоженами, затем мужем и женой, супругами. В дальнейшем они становятся родителями. А по прошествии двух-трех десятилетий внуки зовут их дедушкой и бабушкой. В почтенном возрасте муж и жена удостаиваются чести величаться супружеской четой.
Возраст семьи поэтизирован в народных традициях русской культуры. Он определяется также и изменениями в детско-родительских отношениях. Он имеет пять стадий жизненного цикла:
• Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка.
• Рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности одного из детей.
• Окончание выполнения семьей воспитательной функции: с начала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не остается ни одного из детей.
• Дети живут с родителями до вступления в брак.
• Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
Возраст семьи рассматривается как социальные, психологические и смысловые закономерности развития супружеских отношений.
Социальные, психологические и смысловые закономерности динамики супружества. Зрелость семьи
Возраст семьи рассматривается как социальные, психологические и смысловые закономерности развития супружеских отношений [5, с. 167—169].
Социальные закономерности — это естественные изменения статусных ролей мужа и жены в ходе семейной жизни.
Психологические закономерности — это преодоление (или непреодоление) сложностей межличностных отношений мужа и жены в семье и умение (неумение) выходить из кризисов.
Смысловые закономерности — это принятие (или непринятие) смысла брака как дела совместного существования.
Зрелость семьи определяется не только количеством совместно прожитых лет, но, в большей степени, духовной ответственностью супругов друг перед другом, детьми, Богом.
Семья — естественная форма совместной жизни людей. Человеку дана возможность строить этот священный союз на основах любви и свободы. Это божественный дар жизни, благодаря которому каждый с момента рождения входит в человеческий мир и становится его уникальной и неповторимой частью.
Ребенок начинает жить в такой семье, которую он сам не создавал — в семье своих отца и матери. Многое в человеке получает свое развитие именно в раннем детстве, т. к. семья — это то место, где вызревает зерно новой личности — «семь Я», которое зарождается и произрастает изначально в лучах родительской любви [5, с. 9].
Предназначение семьи. Семья призвана:
• воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовные и национальные традиции своего народа;
• пробудить духовную потребность личности в любви к ближнему, Отечеству, Богу;
• быть школой здорового чувства хозяина, основанного на заботе и попечении о близких людях;
• воспитывать самосознание личности, основанное на свободном внутреннем выборе служения Добру.
Семью часто называют домашним очагом, что для каждого из нас связано с ощущением тепла и заботы, понимания и поддержки, сочувствия и взаимопомощи, которые мы находим в родном доме. Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Семейное счастье не измеряется богатством, властью, талантом и даже здоровьем. Семья — это то место, где царят любовь, искренность и мир в отношениях и подтверждается изречение древних, что брак — это остаток рая на земле [5, с. 12].
Функции семьи
Воспитательная функция состоит в том, что она реализует потребности супругов в отцовстве и материнстве через общение с детьми и их воспитание. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых граждан общества. И если молодые супруги, не дай Бог, выросли в атмосфере пропаганды «абортного мышления» и испытывают страх перед родительством, что нередко встречается в нашем обществе, то рождение детей будет восприниматься ими как непреодолимая трудность и ущемление личной свободы. Аборты в таких семьях неизбежны. Это, в свою очередь, приведет к охлаждению отношений, вплоть до ненависти.
Хозяйственно-бытовая функция заключается в обеспечении семьи родным домом, питанием, одеждой; содействует сохранению здоровья членов семьи. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается полноценный отдых и восстановление затраченных в общественном труде физических сил. Если общество не создает условий для обеспечения молодой семьи собственным жильем, то отсутствие семейного крова частенько становится причиной разладов и разводов. Молодые родители не выдерживают бремени материальных трудностей, что ведет к безотцовщине и безнадзорности детей.
Эротическая функция обеспечивает удовлетворение сексуально-эротических потребностей супругов. С точки зрения общества важно, что семья осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения, обеспечивает продление че-
ловеческого рода. Если в супружеских отношениях, с одной стороны, вследствие психологического барьера, присутствует сексуальная дисгармония, то получение супругами радости в интимном отношении становится невозможным. С другой стороны, если сексуальная распущенность и измены одного из супругов попирают чувство целомудрия другого, то это также становится причиной развода.
Эмоциональная функция способствует удовлетворению потребности домочадцев в симпатии, уважении, признании, поддержке, психологической защищенности. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию общества, содействует сохранению психического здоровья граждан. Если в семье отсутствует атмосфера мира и взаимопомощи, если супруги недоброжелательны друг к другу и агрессивны к детям, то происходит невротизация всех членов семьи. В детях формируется психология разрушителя с девиантным поведением. Неумение выстроить правильные отношения делает развод единственным выходом.
Социокультурная функция сохраняет национальные традиции; направлена на эстетическое взаимообогащение родственников; обеспечивает выполнение социальных норм поведения; реализует желание в совместном проведении отдыха; играет значительную роль в повышении культурного уровня развития общества. Если семья не живет национальными традициями и не формирует собственные, то она не складывается как единая система и живой организм родовой преемственности. Слабые внутриродственные связи не способны выдержать жизненных испытаний и приводят к разводу.
Духовно-нравственная функция утверждает ценность семьи; определяет необходимость исполнения божественной заповеди любви; реализует потребность быть с родными во всех жизненных обстоятельствах и иметь общую судьбу. В семье создаются наилучшие условия для раскрытия духовного роста и творческого потенциала каждой личности. Отсутствие духовных оснований в современной семье искажает всю эмоционально-смысловую систему внутрисемейных отношений, порождает безнравственность, сексуальную невоздержанность и пошлость, негативно влияет на все функции.
Нарушение функций семьи — это особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют и препятствуют выполнению семьей своего предназначения. В таком случае супружеский союз в буквальном смысле «раздирается» внутрилич-ностными противоречиями, растет число семей, духовно неграмотно и психологически беспомощно несущих последствия взаимных претензий, ссор, обид, конфликтов, кризисов и разводов [5, с. 93-96].
Проблемы современной российской семьи
Нынешняя семья переживает период серьезных изменений. В своем большинстве семьи состоят из двух поколений — родителей и детей. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения да и своевременность этого опыта часто проблематична. Учитывая изменения в социально-психологических условиях, трудно переносить опыт отношений предшествующих поколений в отношения с сегодняшними детьми.
В семье происходит довольно болезненная ломка привычных позиций. Отец, как правило, перестал быть экономическим главой семьи; современный быт лишил его большинства мужских домашних обязанностей и выдвинул на передний план мать. Кроме того, авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает — на смену ему приходит авторитет личности родителей.
В современных условиях, когда нет стабильности в политическом и социально-экономическом укладе жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще не получила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. И причин тут много.
Во-первых, однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это значит, что, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями, сестрами, что характерно в условиях многодетной семьи. Воспитывая младших сестер и братьев, будущие родители получали практические навыки, которые затем можно было использовать с появлением собственных детей.
Во-вторых, у молодой семьи имеются возможности отделится от своих родителей, от старшего поколения. Казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших в вопросах воспитания детей. Влияние старшего поколения на детей снижается, остается невостребованной их накопленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт, богатый наблюдениями. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же время страдает и старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними.
В-третьих, основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький и «лежит поперек, а не вдоль лавки». Народная педагогика учила высокой нравственности через пословицы и поговорки, через незамысловатые, но очень значимые выражения.
В-четвертых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослых. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила проведения, совершает асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Совсем иная ситуация в крупном городе, где живут горожане «в первом поколении», выходцы из деревни, но порвавшие родные корни с деревенскими традициями и не усвоившие еще городского образа жизни.
В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание, — все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная ее выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя и не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге — для семейного воспитания.
В-шестых, гипертрофированная политизация общества, когда прямая трансляция заседаний Государственной думы и выступлений отечественных и зарубежных политиков приковывает к телеэкранам молодых родителей, а от детей в эту пору они отмахиваются как от назойливых мух: «Отойди, не мешай!» И дети остаются предоставленными сами себе. Затем эти увлечения дополнились не менее повальным увлечением сериалами. Вновь вся семья прикована к телеэкрану, а на общение с детьми, т.е. на их воспитание, не остается времени.
Перечень причин, которые не позволяют или мешают молодым родителям эффективно заниматься воспитанием собственных детей, можно продолжить. Однако и названных вполне достаточно, чтобы констатировать неблагополучие в постановке семейного воспитания во многих современных семьях. Поэтому школьные учителя, психологи, социальные педагоги должны быть заинтересованы в оказании помощи молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия, в педагогическом просвещении родителей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических отношений.
Все бесчисленное многообразие семей можно очень условно и приблизительно разделить на несколько групп, исходя из того, какая атмосфера царит в них.
Так, выделяется группа семей, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Их атмосфера наиболее благоприятна для развития ребенка, ибо родители имеют возможность не только быть в курсе его дел, многих мыслей и переживаний, но и оказывать действенное влияние в тех сферах жизни, о которых в других семьях только подозревают.
Довольно многочисленна другая группа благополучных семей. Для них характерна атмосфера доброжелательных отношений между родителями и детьми. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние на их духовные интересы в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях, конечно, бывают конфликты, но они имеют открытый характер, разрешаются исчерпывающе.
От предыдущей группы эти семьи отличаются тем, что в них имеется определенная, порой значительная, дистанция между старшими и младшими. Юноши и девушки в таких семьях обычно послушны, вежливы, приветливы и уступчивы, но могут быть весьма слабо ориентированы на утверждение своей независимости.
Особую группу (и довольно многочисленную) составляют семьи, в которых родители уделяют достаточное, а порой даже большое внимание учебе ребят, их быту, но тем и ограничиваются. Основное для таких родителей — чтобы «ребенок вышел в люди» (т.е. получил высшее образование или «выгодную» профессию) и чтобы уже сейчас у него было все «не хуже, чем у людей». Эти семьи наиболее ярко отражают любопытную тенденцию: рост расходов на детей в семье намного обгоняет общий рост материального уровня населения. Но в таких семьях налицо нередко потенциальный конфликт. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет иные запросы детей, многие из которых родители не считают достойными внимания.
Определенную группу составляют семьи, в которых родители пользуются неверными, антипедагогическими методами. Это — неуважение к личности ребенка, слежка за ним, рукоприкладство, недоверие и т.д. В таких семьях неизбежен конфликт между родителями и детьми, конфликт открытый и скрытый, периодически прорывающийся наружу.
И наконец, выделяется группа семей, обстановка в которых явно неблагополучна. В этих семьях ненормальные отношения между родителями, атмосфера напряженная, отношения детей и родителей обострены и бестактны. Влияние таких семей на ребят пагубно. Антисоциальная атмосфера в семье — причина многих преступлений подростков.
Традиции семьи
Семья является фундаментальной традицией человечества. Только в семье возможно воспитание человека культурного, способного воспринять и передать традиции.
Традиция — одно из самых значимых понятий общественной жизни. В переводе с латыни traditio — передача, повествование. Традиции означают исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, порядки, правила поведения, предания.
Традиции благочестия в семье складываются в узком кругу близких родственников. Исповедование христианской веры, почитание старших, забота о младших, участие в совместных семейных делах и событиях формируют добрые нравы и внимательное отношение к близким [5, с. 115—117].
Традиции хранят и укрепляют единство семьи, придают смысловую наполненность и основательность всем событиям семейной жизни, гармонизируют внутрисемейные отношения и включают семью в историческое и культурное пространство родной страны.
Честь семьи — это собранные воедино чистота идеалов, благородство, ответственность и мужество в перенесении жизненных испытаний.
Выбор идеалов и системы ценностей определяет нравственную характеристику семьи, какой она будет — честной или бесчестной. Там, где берегут честь семьи, — учат культуре общения, серьезному отношению к Отечеству, спокойному и решительному хранению своего духовного достоинства, честность — норма. В благородной семье царят мир и уважительное отношение друг к другу, нет места пошлости, формами общения являются добросердечность, внимательность и забота друг о друге.
Ответственность в семье формирует целеустремленность, благоразумие, чувство долга, дисциплинированность; происходит становление духовно зрелой личности. Мужество в семье проявляется в противостоянии безнравственным социальным установкам общества, твердости, неуступчивости злу.
Семья, которая не дорожит своей честью и не заботится о своем добром имени, утрачивает образ чистоты и благородства. В ней поселяются неуважительность, наглость, бестактность, агрессивность, обидчивость, мстительность, злопамятство. Семья без чести не стремится к правде и справедливости; эгоизм
и потребительство становятся главными ее признаками. В такой семье осмеиваются вера, нравственность и патриотизм. Равнодушие, конформизм и конфликтность являются нормой отношений. Семья, отвергшая высокие идеалы, не имеющая любви и взаимодоверия, не в состоянии быть даже просто единой и не разрушенной [5, с. 124-125].
Забота о сохранении чести семьи — это признак нравственного благополучия общества. Добродетельный семьянин — достойный гражданин своего Отечества.
Честь семьи укрепляется в православном укладе, поддерживается авторитетом отца, заботой матери, проявляется в добросовестном, трудолюбивом отношении родителей и детей к своим обязанностям и выполнению своего долга. Честь семьи поддерживается взаимной любовью супругов, братьев и сестер, родственников, она проявляется в готовности каждого, живущего в ней, послужить на благо Отечества. Честь семьи защищается на полях сражений.
К сожалению, в современном российском обществе отсутствует понимание чести семьи. Это следствие духовной опустошенности и потери чистоты идеалов. Верность, долг, ответственность, жертвенность воспринимаются как непосильное ограничение свободы, а сексуальная распущенность, алчность, зависть и предательство объявляются нормой отношений.
Но в мире, где есть борьба добра и зла, свобода может осуществляться лишь только как альтернативный нравственный выбор. Если человек делает его по совести, то он обретает свободу в добре. Ему нравятся добро, благочестие и чистота. Если человек делает свой выбор по эговлечениям, то его страсти получают свободу, и он ощущает свободу только во зле. Ему нравятся зло, бесчестие и порок.
Таким образом, в православном семейном укладе человек добровольно ограничивает свои страсти, получает свободу в добродетели. Честность рождает честь семьи. Честь семьи — это свободное служение добру [5, с. 126-129].
Каждая вновь рождающаяся семья имеет уникальную возможность построить свой жизненный уклад на главных христианских добродетелях — вере, надежде, любви. Это открывает путь к радости и счастью в семейной жизни.
Семья как социальный институт воспитания подрастающего поколения
Семья является традиционным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, а в последующем и взрослого человека.
Целью воспитания в семье, как и в общественных учреждениях, является подготовка детей к «взрослой» жизни. Каждый из этих социальных институтов обладает определенными преимуществами в воспитании у детей тех или иных качеств, свойств личности, формирования способов поведения и деятельности, с которой они «войдут» в общество. Но семья, будучи первой воспитательной
средой в жизни ребенка, принимает основной груз на себя, обеспечивая тот или иной уровень формирования личности.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров. Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т.п., влияют на цели и стиль семейного воспитания. Спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений; культуры общения; физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей; подготовку к определенной профессии или сфере деятельности. По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими.
Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище, соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовлетворения различных интересов предметов.
Эффективность реализации функций семьи в процессе социализации человека и в его воспитании зависят во многом от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг. Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях. То есть когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его, безусловно, признают и любят.
Литература
1. Дрейкус Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. М. : Прогресс, 1986.
2. Ильин И. А. О семье. Собр. соч. Т. 1. М.: Русская книга, 1996.
3. Козлов М., прот. Последняя крепость: беседы о семейной жизни. М. : Издательство храма святой мученицы Татианы, Изд. Сретенского монастыря, 2006.
4. Корчак Я. Как любить детей. М. : Знание, 1968.
5. Культура семьи : Учеб. пособие / Сост. Н. Г. Храмова, Г. Г. Алексеева, А. А. Сара-ева. Кострома : ГОУ ВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005.
6. Макаренко А. С. Книга для родителей. М. : Просвещение, 1989.
7. Популярная психология для родителей. М. : Педагогика, 1988.
8. Православный церковный Глинский календарь. 2007 г. М. : ООО «Самшит-из-дат», 2006.
9. Сборник научно-методических материалов по проекту «Семья для ребенка» / Под ред. Н. М. Драничниковой, Ж. А. Захаровой. Кострома : КРЦОИ «Эксперт-ЕГЭ», 2006.
10. Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. М. : Знание, 1986.
Ключевые слова: семья, народные и современные традиции в семье, динамика супружества, социокультурные аспекты понятия «семья», современные проблемы российской семьи, духовно-нравственная, воспитательная роль семьи.
Family as a social-cultural phenomenon A. R. Lopatin, S. Y. Sveshnikov
The article is written in the form of a lesson given to senior pupils. It introduces some materials which can help teachers form in pupils’ minds the idea of family as a social-cultural phenomenon. The article deals with the concept «family» as historical and social phenomenon, its traditions and main points; types of family relations, such as spouse relationships, parents-children relationships; social, psychological and significant regularities of matrimonial relations dynamics. The authors also take into consideration contemporary problems of Russian families, and view the family as a social institution of younger generation upbringing.
Keywords: family, folk and modern family traditions, dynamics of matrimonial relations, social-cultural aspects of the concept «family», contemporary problems of Russian families, moral and educational function of the family.