Научная статья на тему 'Информационно-просветительская деятельность специалиста по социальной работе с молодыми семьями в центрах планирования семьи'

Информационно-просветительская деятельность специалиста по социальной работе с молодыми семьями в центрах планирования семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3660
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / СЛУЖБЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ / YOUNG FAMILY / INFORMATION AND EDUCATIONAL ACTIVITY / SPECIALIST IN SOCIAL WORK / SERVICES OF FAMILY PLANNING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болдина Марина Александровна

Каждая проблемная сфера молодой семьи предполагает использование соответствующих технологий, форм и методов социальной работы, способствующих укреплению и стабилизации молодой семьи. Основной технологией социальной работы с молодой семьей в центрах планирования семьи и репродукции является просвещение. Информационно-просве-тительская деятельность, организованная специалистами, имеющими интегрированное медико-педагогическое образование, является одним из путей решения проблемы сохранения репродуктивного здоровья молодежи, что, несомненно, скажется на перспективе создания будущих семьи, повышении рождаемости и улучшении демографической ситуации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE EXPERT FOR SOCIAL WORK WITH YOUNG FAMILIES IN THE CENTERS OF PLANNING OF THE FAMILY

Each problem sphere of a young family assumes use of appropriate technologies, forms and the methods of social work promoting strengthening and stabilization of a young family. The main technology of social work with young family in the centers of planning of a family and a reproduction is education the Information and educational activity organized by experts, having the integrated medico-pedagogical education, is one of solutions of a problem of preservation of reproductive health of youth that, undoubtedly, increase of birth rate and improvement of a demographic situation in the country will affect prospect of creation of future families.

Текст научной работы на тему «Информационно-просветительская деятельность специалиста по социальной работе с молодыми семьями в центрах планирования семьи»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ В ЦЕНТРАХ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

М. А. БОЛДИНА

Каждая проблемная сфера молодой семьи предполагает использование соответствующих технологий, форм и методов социальной работы, способствующих укреплению и стабилизации молодой семьи. Основной технологией социальной работы с молодой семьей в центрах планирования семьи и репродукции является просвещение. Информационно-просветительская деятельность, организованная специалистами, имеющими интегрированное медико-педагогическое образование, является одним из путей решения проблемы сохранения репродуктивного здоровья молодежи, что, несомненно, скажется на перспективе создания будущих семьи, повышении рождаемости и улучшении демографической ситуации в стране.

Ключевые слова: молодая семья, информационно-просветительская деятельность, специалист по социальной работе, службы планирования семьи.

Семьей традиционно принято считать первичную социальную группу, в которой рождаются индивиды и которая обеспечивает их первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку. Кроме того, согласно традиционному определению, семья представляет собой социальную систему, изменяющуюся во времени и состоящую из индивидов нескольких поколений. Обычно все члены такой системы объединены родственными узами, т. е. многосторонними отношениями между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее домашнее хозяйство. Социальный работник встречается с семьями, которые одновременно проходят через процесс утраты и воссоздания, а следовательно, имеет дело с активными социальными системами, продолжительность которых измеряется неделями, месяцами или годами [6, с. 115].

С точки зрения перспектив развития общества, его обновления особую социальную ценность имеет молодая семья, представляющая собой могучий фактор перемен. Между тем потребовалось немало усилий и времени, чтобы в нашей стране утвердилось понятие «молодая семья» и укрепилось понимание ее значения [8].

В разделе «Общие положения» Постановления Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» дано определение молодой семьи: «Молодая семья - это семья в пер-

вые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста» [11]. Таким образом, критериями молодой семьи являются: очередность брака - первый, продолжительность совместной жизни - до трех лет и граница возраста супругов - от 18 до 30 лет. В структуре молодой семьи различают два ее вида - полная, благополучная семья и семья социального риска. К последним относятся семьи одиноких матерей, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей - семьи, где отец проходит срочную военную службу. Причем наиболее многочисленные из них - семьи одиноких матерей, рост которых стал устойчивой традицией, и студенческие семьи [11].

Становление молодой семьи - это процесс формирования и развития молодой семьи от момента ее создания (или от момента решения молодых людей о создании своей семьи) и до ее стабильного функционирования, включая рождение детей, достижение экономической самостоятельности (состоятельности), создание устойчивого морально-психологического климата и выполнение всех социальных функций.

Стабилизация молодой семьи - период устойчивого функционирования и развития молодой семьи, достигшей уровня благополучия по всем структурным, демографическим, жизнеохранительным, экономическим, социально-психологическим

и социокультурным показателям при выполнении ею в полном объеме всех социальных функций.

Социально-экономический кризис в стране, слабость государственной политики, которая не способствует укреплению брачно-семейных отношений, приводит к тому, что наибольший процент разводов приходится на семью, прожившую менее 3-5 лет [8].

Демографический кризис можно проследить на примере молодой семьи: уменьшение количества заключенных браков, увеличение числа разводов, рост количества одиноких матерей, внебрачная рождаемость, рост количества несовершеннолетних матерей.

Молодая семья - одна из самых незащищенных групп населения. Высокий процент молодых браков - следствие наступившей беременности или даже рождения ребенка. Среди молодежи преобладает искаженное представление о браке, семье, сексе. В ряду приобретенных жизненных ценностей на первое место молодежь ставит отношения в семье, удовлетворенность в любви, сексе, интимной жизни; ценность брака молодые также определяют наличием детей [1].

Важным фактором, влияющим на отказ современных молодых семей от рождения ребенка, является низкий уровень жизни и отсутствие в молодых семьях необходимых условий для полноценного выхаживания и развития ребенка. Фактически каждый третий молодой человек убежден, что рождение ребенка значительно снижает уровень жизни семьи. В возрастной группе мужчин и женщин 18-29 лет более 50 % считают, что лучше заводить ребенка, когда у семьи будет стабильная материальная база.Подавляющее большинство молодых семей в значительной степени зависят от дополнительной материальной помощи родителей [1, с. 17].

Важной стороной, семейной жизни является обеспечение повседневных нужд, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей.

Бюджет молодых семей складывается из зарплаты молодого специалиста, стипендии, пособия на ребенка; вторичных заработков (не постоянны и минимальны); помощи родителей. Довольно молодой возраст поколения получающих статус бабушек и дедушек приводит к тому, что они чаще работают и молодым приходится воспитывать своих детей почти без посторонней помощи (в детских садах, яслях).

Лишь небольшое количество молодых семей имеет отдельную квартиру. В большинстве случаев молодая семья проживает с родителями, что улучшает материальное положение семьи, помогает воспитанию детей, родители имеют время для вторич-

ного заработка, учебы, досуга. Хотя некоторые неудобства есть, иногда возникают проблемы во взаимоотношениях с родителями и членами молодой семьи.

Нередко у молодых семей возникают проблемы трудоустройства на работу по специальности или высокооплачиваемую работу. У молодого специалиста низкая заработная плата, особенно в бюджетной сфере. Второй заработок толкает молодых специалистов искать работу в другом городе и даже уезжать за рубеж. Работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи, созданию в ней атмосферы любви, взаимопонимания, доброжелательности.

К психологическим проблемам молодых супругов можно отнести эмоциональные совместные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Супругам приходится привыкать к увлечениям, проявлениям характера друг друга.

Самыми счастливыми для молодой семьи являются первые месяцы брака, когда семья продолжает жить в праздничной атмосфере. Со временем начинают возникать первые конфликты при совместном решении материально-экономических и психологических проблем, т. е. ролевой структуры отношений, разделении домашних обязанностей: 36 % супругов склонны обвинять друг друга в том, что его (ее) роль в семье принижена. Основная тяжесть по выполнению домашней работы по-прежнему ложится на плечи женщины. Исследования показывают, что треть конфликтов в молодых семьях связаны с ошибочными мотивами вступления в брак (браки не по любви, по легкомыслию, вынужденные браки и пр.), что приводит к быстрым разводам. Так, к 24 годам 75 % молодежи вступают в браки, а 15 % уже разводятся.

Супругам приходится решать вопрос о главенстве в семье. Можно выделить три типа распределения семейных ролей: централистический

- во главе один из супругов, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни; автономный - муж и жена распределяют роли и стремятся не вмешиваться в сферу влияния друг друга; демократический -управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере [2].

Благоприятная обстановка в семье в значительной степени зависит и от характера отношений юных супругов с родителями и близкими родственниками. Конечно, если молодые живут отдельно от родителей, то они, как правило, самостоятельно творят стиль отношений в новой семье. Но примерно половина супругов живет с родителями, хотя при

этом большинство желает отделиться. В раннем супружестве формируется единая ценностная система семьи, большое значение для этого имеет совместное проведение досуга. К наиболее предпочтительным формам проведения досуга молодые семьи относят: совместный просмотр телевизора, чтение книг и газет, занятие спортом, туризм и т. д.

Неподготовленность молодых семей к браку, недостаточное половое воспитание проявляется не-сформированностью культуры интимных отношений, неосознанным отношением молодых людей к репродуктивному поведению.

В большинстве своем молодежь, вступающая в брак, имеет недостаточно знаний о семейном праве, правовых основах брака, практически не умеет планировать бюджет, не знает основ домоводства. Для получения таких знаний нужна добрачная диагностика до подачи заявления в ЗАГС.

Охрана здоровья семьи в репродуктивном возрасте имеет большое значение, так как его уровень определяет эффективность выполнения функции деторождения.

В России растет заболеваемость, сопутствующая беременности и осложняющая роды или послеродовой период. В первую очередь это анемии. Следует также учитывать то обстоятельство, что большинство нарушений в репродуктивной системе начинают накапливаться с детского возраста. Потенциальные возможности будущей матери и отца закладываются в детстве. В последние годы каждый десятый новорожденный рождается у матери, возраст которой меньше 20 лет. У юных матерей чаще развивается анемия, токсикозы, преждевременные роды.

Состояние здоровья женщин, в том числе репродуктивного возраста, характеризуется следующими особенностями.В структуре заболеваний преобладает заболевания органов дыхания (18-19 %), системы кровообращения (19 %) , органов пищеварения (14-17 %).

Особенно опасна беременность женщин, не достигших 20 лет. Юные матери недостаточно физически подготовлены и у них в два раза чаще наблюдаются преждевременные роды, мертворо-ждение. Негативно сказывается на репродуктивном здоровье женщины искусственное прерывание беременности, которое в ряде случаев может привести к летальному исходу, к бесплодию. Единственно разумной мерой, сокращающей количество абортов, является массовое распространение средств предупреждения нежелательной беременности. Большую работу в этом проводит Российская ассоциация планирования семьи и 50 ее региональных филиалов [5].

Возникают проблемы и в воспитании детей. Быстрое рождение детей в молодой семье часто является угрожающим фактором для ее психологического комфорта: примерно 60 % разводов приходится на тот период, когда ребенку от 2 до 7 лет.

Межличностные отношения в семье особенно важны для развития ребенка. В процессе общения он приобретает навыки речи, мышления, предметных действий, осваивает социальный опыт. Развитие ребенка находится в прямой зависимости от нравственных индивидуальных особенностей членов семьи. Дети ориентируются на поведение родителей как на прообраз собственных действий.

Долгие годы в стране отдавался приоритет общественному воспитанию. Многие родители часто «уходят» от проблемы воспитания детей, считая, что главная их задача обеспечить содержание ребенка в семье, а воспитанием должна занимается школа. Отчуждение родителей от детей приводитк их безнадзорности и их социальному сиротству. Причиной ослабления и даже разрыва семейных связей может быть пьянство родителей, жестокое обращение с детьми, конфликтная ситуация в семье, отсутствие благоприятной эмоциональной атмосферы из-за большой занятости родителей на работе. Сокращается возможность общения с детьми во время посещения театра, выставок, детских праздников.

Причиной отчуждения также могут быть ошибки воспитания, трудности общения, особенно в подростковом периоде - неуважительное отношение к ребенку, превалирование запретительного стиля. Дефицит общения приводит к тому, что дети не получают необходимой эмоциональной поддержки. Постоянная озабоченность родителей насущными проблемами быта приводит к чрезмерной «заземленности» стереотипов мышления, излишнему прагматизму, в этих условиях формируются стойкие нормы поведения, ценностные ориентации на всю жизнь. Родители мало уделяют внимание вопросам права и половому воспитанию детей. Остается низкой установка родителей на духовное, культурное, физическое развитие детей.

Семейный микроклимат имеет большое значение, усугубляя семейное благополучие или неблагополучие. Молодым семьям необходима помощь в организации правильного воспитания детей в виде всевозможных консультаций специалистов, например, социального педагога, психолога, рекомендации по чтению специальной литературы и т. д. Необходимо осуществление комплекса узкоспециализированных долгосрочных мер по усилению воспитательного воздействия как на самих молодых родителей, так и на детей в молодых семьях. Это спе-

циально организованные занятия с дошкольниками с участием педагогов и психологов, система начального репетиторства по различным вопросам развития интеллектуального, физического и психического. За последнее время отмечается повышенный спрос помощи молодого поколения у людей старшего возраста, которые являются своеобразным транслятором социального опыта, накопленного их поколениями. Необходимо осуществлять меры по организации досуга членов молодых семей, оказывать помощь в подборе места работы, постоянных и временных источников дохода, обучении и переподготовке, в решении социально-психологических проблем с целью оптимизации психологического климата в семье.

Каждая проблемная сфера молодой семьи предполагает использование соответствующих технологий, форм и методовсоциальной работы, способствующих укреплению и стабилизации молодой семьи.

Давно уже не секрет, что многие проблемы охраны здоровья граждан России, в том числе и проблема планирования семьи, имеют ярко выраженный социальный характер и зачастую проявляются как следствие нерешенных в обществе социальных проблем. А если в сознании людей отсутствует еще и понимание ценности собственного здоровья, самоуважение и любовь к себе, своим детям, то никакие усилия медиков не смогут привести к улучшению ситуации в репродуктивном поведении. Трудно помочь тому, кто не хочет этого. С другой стороны, недостаток информации и знаний, неосведомленность о существующих методах и средствах контрацепции представляет собой столь же серьезную опасность для здоровья населения, как и недостаточное количество лечебных учреждений или невысокое качество их услуг.

Нужна большая и кропотливая работа по изменению общественного сознания до того уровня, когда государство и все его граждане будут воспринимать рождение ребенка, здоровье и благополучие каждой матери не только как личную проблему женщины и ее семьи, а как условие прогрессивного развития общества в целом.

Большую роль в этой работе может сыграть специалист по социальной работе в центрах планирования семьи[4].

Определяя место и роль социального работника в службе планирования семьи, В. И.Красно-польский, И. С.Савельева, И. И.Соколова [10] считают, что в обязанности специалиста по социальной работе в области планирования семьи могут быть включены:

- выявление лиц, испытывающих негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы, работы, оказание им необходимой помощи, проведение с ними индивидуальной работы по сексуальному поведению и ответственности за планирование семьи;

- оказание содействия детям и взрослым, нуждающимся в устройстве в лечебные учреждения по профилю планирования семьи, в получении материальной, социально-бытовой и иной помощи, потребность в которой связана с беременностью и рождением ребенка;

- направление на консультации по вопросам планирования семьи, оказание психологической и социальной помощи молодым супругам, бесплодным семьям;

- информирование о правах беременных женщин, льготах беременных женщин и женщин, имеющих детей;

- организация взаимодействия учреждения со средствами массовой информации и населением с целью формирования адекватного отношения к проблемам планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья женщин, детей и подростков, профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, сексуального образования подростков;

- обеспечение взаимодействия различных государственных и общественных организаций по оказанию необходимой социальной помощи населению, связанной с планированием семьи;

- организация учебы, проведение консультативной и организационно-методической помощи работникам службы;

- взаимодействие со специалистами системы образования, социальной защиты населения и других министерств и ведомств и др.

«Цель деятельности специалиста по социальной работе в области планирования семьи - добиться того, чтобы каждый человек, пришедший к нему на прием, стал сознательнее относиться к своему репродуктивному поведению: чтобы беременность перестала быть случайностью и неожиданностью в жизни женщины, чтобы каждый ребенок был желанным в семье» [4, с.7].

Для достижения своей главной цели социальному работнику необходимо, прежде всего, поднять уровень знаний, информированности клиентов на более высокую ступень, что послужит условием формирования сознательного отношения клиента к своему репродуктивному здоровью, развитию творческого потенциала личности, которое возможно на базе личностно-деятельностного подхода, ориентированного на личность как цель, субъект, результат и главный критерий [3].

Основной технологией социальной работы с молодой семьей в центрах планирования семьи и репродукции является просвещение. Просвещение - передача знаний, распространение знаний и культуры [16].

В работе с молодыми семьями используется половое просвещение. В свою очередь, половое просвещение является частью полового воспитания. Половое воспитание - это система медикопедагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания [14].

Своей целью половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, т. е. укреплению брака и семьи. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нем тесно переплетаются физиологогигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты [14].

Половое просвещение - это доведение до обучаемых знаний об анатомии половых органов человека, половом размножении (оплодотворении, зачатии, развитии зародыша и плода, вплоть до родов), половом сношении, репродуктивном здоровье, эмоциональных отношениях с половым партнером, репродуктивных правах и ответственностях, противозачаточных средствах и других аспектах сексуального поведения человека.

Половое просвещение может также включать сведения о сексуальности, в том числе информацию о планировании семьи, обо всех аспектах сексуальности индивида, а также: о внешнем виде обнаженного тела, сексуальной ориентации, половом удовольствии, ценностях, принятии решения о половой связи, общении, заведении знакомства, взаимоотношениях, инфекциях, передающихся половым путем, и мерах их предотвращения [15].

Социальный работник обращается к сознанию клиента. Он побуждает клиента задуматься о своем здоровье и предпринять конкретные шаги по его улучшению, осознать значимость собственных поступков, совершаемых сегодня для дальнейшей жизни; способствует пробуждению чувства собственного достоинства, любви и уважения к себе, что в конечном счете является необходимым условием для правильного репродуктивного поведения [4, с.15].

В данном контексте под информационнопросветительской работой мы понимаем профессиональную деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работу с подростками на индивидуальном уровне, в группе, по месту жительства или в коллективе, направленную на повышение информированности молодежи о методах планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья, формирование культуры ответственного родительства [7].

В работе с семьями большую роль играет и консультирование, которое является частью процесса просвещения и образования. Индивидуальное консультирование обеспечивает клиенту лучший уровень знаний, поскольку дает возможность предоставить именно ту информацию, в которой он заинтересован.

Социальное консультирование - квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения [12].

Консультирование является хорошим способом помочь отдельному человеку или партнерам в решении проблемы планирования семьи: выборе подходящего метода планирования семьи; принятии решения о применении наиболее благоприятного для него средства контрацепции; снятии всех вопросов о том, как пользоваться данным методом контрацепции.

Задача консультанта - помочь клиенту сделать осознанный правильный выбор, убедить его стать постоянным посетителем службы планирования семьи. Такое консультирование состоит из шести этапов. На первом этапе важно внимательно выслушать клиента, создать атмосферу доверия, дать клиенту понять, что все, сказанное им, останется только между ним и специалистом.

Цель второго этапа - получить наиболее полную информацию о клиенте. С этой целью во многих консультационных центрах используются карточки клиентов. Сюда входит: возраст, семейное положение, основные медицинские сведения о здоровье, число беременностей, число родившихся детей, методы контрацепции, которыми женщина пользовалась ранее и теперь. Далее желательно выяснить: сколько всего детей она и ее супруг хотят иметь, что она знает о контрацепции и что ее интересует, осознанно ли она относится к планированию своей семьи, предполагает

ли какие-то конкретные, желаемые сроки беременности.

Выполнение третьего этапа консультирования потребует от специалиста специальных знаний в области контрацепции. Клиент должен узнать от специалиста обо всех методах планирования семьи. Сколько нужно рассказать о том или ином методе контрацепции зависит от того, насколько клиента заинтересовал конкретный метод, а также от уровня его знаний в этой области. В беседе необходимо отметить, в чем состоит суть метода, как достигается противозачаточный эффект, каковы основные преимущества и недостатки выбранного метода, а также возможные побочные явления.

Следующий этап - этап выбора метода контрацепции. Беседу необходимо построить так, чтобы клиент сам сделал осознанный правильный выбор. Именно этот этап подводит итог встречи специалиста с клиентом, и потому он очень ответствен. На этом этапе нужно внимательно выслушать клиента и задать необходимые вопросы. Необходимо помочь клиенту в выборе метода контрацепции, который лучше всего соответствует, с одной стороны, желанию женщины, а с другой - отвечает ее семейным планам.

На пятом этапе в обязанности специалиста входит дать клиенту объяснение, как пользоваться выбранным методом контрацепции. Это предусматривает следующее: дать клиенту исчерпывающую информацию о правилах, позволяющих исключить случайный риск; убедиться, что все, что сказано специалистом, понято правильно (для этого необходимо уточнить некоторые детали беседы); назначить время для следующей встречи; объяснить клиенту возможность посещения раньше назначенного срока, если появятся какие-то сомнения по поводу сделанного выбора или если возникнет желание встретиться со специалистом дополнительно.

Последний этап служит для закрепления контактов с клиентом. Нужно убедить клиента обязательно прийти на следующую встречу, объяснив, что это нужно, прежде всего, самому клиенту. Специалисту необходимо показать, что он будет рад вновь встретиться с клиентом и ответить на интересующие вопросы. При повторной встрече специалист должен откровенно поговорить с клиентом о применяемом средстве контрацепции, ответить на возникшие вопросы.

Индивидуальное консультирование по вопросам преодоления супружеских конфликтов должно стать доступным каждому члену семьи. Хорошо организованное высокопрофессиональное консультирование должно оказывать помощь не только в преодолении супружеских конфликтов, но и по-

мощь в решении проблем воспитания детей. Должна быть найдена возможность тесного взаимодействия таких учреждений и социальных работников. Специалисту следует помнить об этической составляющей процесса консультирования. Этические принципы социальной работы и основные правила социального консультирования, общения с клиентом, в первую очередь, предполагают: доброжелательное, терпимое и безоценочное отношение к клиенту; уважение личности клиента и самооценки каждого человека; уверенность в человеческой способности к изменению, росту и улучшению; эмпатию, индивидуальный подход; уважение прав клиента, стремление к социальной справедливости; анонимность консультирования, соблюдение конфиденциальности.

Соблюдение этических принципов консультирования, профессиональная компетентность специалиста, наряду с готовностью клиента решить возникшую проблему, являются важными составляющими успеха социального консультирования. Консультирование является базовым методом социальной работы, в том числе и в области планирования семьи [9].

Еще одним направлением работы с молодой семьей является профилактика как одна из форм просветительской деятельности: профилактика

абортов, профилактика заболеваний, передаваемых половым путем, СПИДа, профилактика сексуального насилия.

Своевременная профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями [13].

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе - выявление причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждение и уменьшение вероятности появления отклонений с помощью правовых, социально-экономических, организационно-воспитательных, психолого-педаго-гических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможными.

Профилактика должна проводитьсяв форме программных, запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта.

Таким образом, службы планирования семьи являются важнейшим элементом социальной работы с молодыми семьями. Решая задачи по обеспечению здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей, по профилактике вредных привычек и заболеваний, передающихся половым путем, планированию семьи, помогает выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избегать ненужных тревог и волнений, способствуя тем самым достижению супругами достаточного уровня психосоциального функционирования в семье и в обществе в целом.

В целом в России используется широкий спектр различных технологий в работе с молодыми семьями, их использование определяется уровнем компетентности социального работника и социальной организации, в которой они используются. В центрах планирования семьи ведущая технология - просвещение. Грамотное, квалифицированное просвещение, организованное специалистами, имеющими интегрированное медико-педагогическое образование, является одним из путей решения проблемы сохранения репродуктивного здоровья молодежи, что, несомненно, скажется на перспективе создания будущих семей, повышении рождаемости и улучшении демографической ситуации в стране. Совместные усилия специалистов разных отраслей позволят воспитать здорового будущего родителя и гражданина страны.

Литература

1. Алексеева Ф. И. Советы родителям // Учительский вестник. М., 1998. № 1. С. 24.

2. Баскина Ю. В. Методика диагностики родительского отношения (методика «включенного конфликта»): автореф. дис.... канд.психол.наук. М., 1992. С. 51.

3. Болдина М. А. Формирование профессиональной компетентности специалиста как управляемый процесс становления его профессионализма // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 319.

4. Григорьева Н. С., Матвейчик З. Я. Путеводитель для социального работника службы планирования семьи. М., 1997. С. 6.

5. Дементьева И. Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М., 1991. С. 66-75.

6. Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей. М., 2003. С. 115.

7. Кобелева В. Г. Современные технологии социальной работы с молодежью // Проблемы социализации личности в период экономической нестабильности. Березники, 1999. С.128.

8. Кострова Ю. А. Молодая семья в контексте социальной политики трансформируемого социума // Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. № 4. С. 18.

9. Ланцбург М. Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. СПб; Иваново, 2000. С. 312-320.

10. Мартыненко А. В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. М., 1999. С. 139.

11. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2003. С. 18.

12. Холостова Е. И. Социальная работа: учеб. пособие. М., 2007. С. 489.

13. Чернецкая А. А. Технология социальной работы. Ростов н/Д., 2006. С. 64.

14. Большая советская энциклопедия. URL: http:// bse.sci-lib.com

15. Половое просвещение. URL: http://ru.wikipe dia.org

16. Толковый словарь Ожегова. URL: http://

www.ozhegov.ru

* * *

INFORMATION AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE EXPERT FOR SOCIAL WORK WITH YOUNG FAMILIES IN THE CENTERS OF PLANNING OF THE FAMILY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M. A. Boldina

Each problem sphere of a young family assumes use of appropriate technologies, forms and the methods of social work promoting strengthening and stabilization of a young family. The main technology of social work with young family in the centers of planning of a family and a reproduction is education the Information and educational activity organized by experts, having the integrated medico-pedagogical education, is one of solutions of a problem of preservation of reproductive health of youth that, undoubtedly, increase of birth rate and improvement of a demographic situation in the country will affect prospect of creation of future families.

Key words: young family, information and educational activity, specialist in social work, services of family planning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.